Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
У вступі вважаю за потрібне висловити власну точку зору щодо глобалізації. Точку зору інших науковців подається в п. 1. 1. На мою думку глобалізація ...полностью>>
'Документ'
В связи с вступлением в силу «Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми)...полностью>>
'Документ'
Актуальність теми. Забезпечення внутрішньої безпеки як своєрідної характеристики і необхідної умови життєдіяльності людей, суспільства та держави в ц...полностью>>
'Закон'
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины: кадастровый номер - уникальный, не повторяющийся во времени и на те...полностью>>

Секция: социально-гуманитарные науки: литературоведение

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

XIII Региональная научная и инженерная выставка молодых исследователей

«Будущее Севера»

Секция: социально-гуманитарные науки: литературоведение

А. П. Чехов и Ф. М. Достоевский:

грани соприкосновения

Автор:

Степанова Елена Константиновна,

МОУ гимназия № 1 г. Мончегорск

11 А класс

Научный руководитель:

Степанова Галина Юрьевна

учитель русского языка и литературы

Мурманск

2010

ЧЕХОВ И ДОСТОЕВСКИЙ: ГРАНИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

Автор: Степанова Елена

Россия, Мурманская область, г. Мончегорск

МОУ гимназия № 1

11 А класс

Краткая аннотация

Используя методы сравнения, сопоставления, наблюдения за текстами художественных произведений А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского, опираясь на анализ критической литературы, удалось выявить основные параметры для установления общности идейных и творческих исканий двух писателей. Определив недостаточность освещения темы исследования в современной критической литературе, автор ставит целью доказательство общности идейных и творческих исканий Ф. Достоевского и А. Чехова.

Результаты проведенного исследования, основанные на литературоведческом анализе художественной манеры двух писателей, проиллюстрированы выдержками из художественных произведений и критической литературы.

Новизна проведенного исследования заключается в нетрадиционном подходе к освещению темы «Чехов и Достоевский»; ученица попыталась восполнить «пробел» в исследовании традиций Достоевского в творчестве Чехова, самостоятельно определяет общность творческой концепции писателей в раскрытии образов ряда литературных типов. Безусловно, высказанные в ходе проведенной работы предположения могут носить дискуссионный характер, но автор не ставил своей целью высказать однозначные суждения. Общность творческих исканий А. Чехова и Ф. Достоевского в разработке ряда литературных тем – материал для продолжительного, очень тщательного исследования, а представленная работа – это начальный этап кропотливой работы по исследованию идейного и художественного взаимодействия двух русских писателей.

ЧЕХОВ И ДОСТОЕВСКИЙ: ГРАНИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

Автор: Степанова Елена,

Россия, Мурманская область, г. Мончегорск, МОУ гимназия № 1, 11 А класс

Аннотация

Актуальность:

Казалось бы, что может быть общего между двумя писателями, по характеру, темпераменту, взглядам на жизнь и искусство столь не похожими друг на друга – А. П. Чеховым и Ф. М. Достоевским?

Удивительней параллели, чем Чехов и Достоевский, не придумаешь. Что общего между ними? На первый взгляд, отличий куда больше.

И хотя в современном литературоведении существует огромное количество работ, посвященных творчеству А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского (работы Г. Бердникова, М. Бахтина, Г. Бялого, И Волгина, В. Кирпотина и др.), удалось выявить минимальное количество Таким образом, моя исследовательская работа, восполняющая «пробел» в разработке литературоведами темы «Чехов и Достоевский», как я считаю, усиливает практическую значимость исследования.

Цель исследования: доказать общность идейных и творческих исканий Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова.

Задачи исследования:

  1. Выявить временную взаимосвязь творчества Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова.

  2. Определить значение «общей идеи» в творческой концепции Ф. Достоевского и А. Чехова.

  3. Проанализировать и сопоставить типы «лишних людей» на примере «Скучной истории» А. П. Чехова и « Записок из подполья» Ф. М. Достоевского.

  4. Определить особенности образа «лишнего человека» в произведениях Ф. Достоевского и А. Чехова.

  5. Определить общность подхода писателей в раскрытии образа «маленького человека».

  6. Подтвердить единство взглядов писателей на будущность России.

Этапы работы:

1 этап – разработка программы исследования, изучение литературы по теме

2 этап – анализ полученных данных

3 этап – оформление данных, описание исследования

Материал для исследования:

Материалом для исследования стали тексты художественных произведений, дневниковые записи А. Чехова и Ф. Достоевского.

Гипотеза исследования:

Анализируя художественную манеру Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова, можно установить общность идейных и творческих исканий писателей, обусловившую характерную черту их творчества – «реализм, доведенный до символа».

Итоги исследования:

  1. А. П. Чехов занимался исследованием типов сознания своих современников, пытался проследить, как преломляются идейные искания Ф. М. Достоевского в сознании героев своего поколения.

  2. Анализ «Скучной истории» Чехова и «Записок из подполья» Достоевского показывает, что мысль о необходимости «общей идеи», стержня, который связывал бы воедино духовную жизнь героя и его поступки, не только оправдывает существование человека, но и придает ему осмысленное значение, является центральной в творчестве писателей.

  3. Оба писателя мечтали о будущем. И у Ф. М. Достоевского, и у А. П. Чехова картина будущего человечества облекалась в картину цветущего сада.

  4. Главная связь писателей – не в отдельных совпадениях, а в умении изображать глубинные подводные течения в социальном и психологическом мироощущении человека. Главное – неприятие схематических и рационалистических представлений о личности, каким еще жила литература XIX века.

Содержание

План исследования стр. 3 - 6

Описание работы. «Как сложна природа человека! Какая тайна – каждая личная душа». Человек в художественном мире Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова стр. 7 - 9

  1. 1.А. П. Чехов как продолжатель традиций Ф. М. Достоевского стр. 9 -11

в изображении «лишнего человека»

  1. 2. «Общая идея» в творческой концепции Ф. Достоевского

и А. Чехова стр. 11 - 14

  1. 3. Проблема «маленького человека» в творчестве Ф. Достоевского

и А. Чехова стр. 14 - 16

  1. 4. Поэтический образ «сада будущего» в произведениях стр.16 - 18

Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова

Заключение стр. 19 - 20

Список использованной литературы стр. 21

План исследования

Актуальность проблемы:

Казалось бы, что может быть общего между двумя писателями, по характеру, темпераменту, взглядам на жизнь и искусство столь не похожими друг на друга – А. П. Чеховым и Ф. М. Достоевским?

Удивительней параллели, чем Чехов и Достоевский, не придумаешь. Что общего между ними? На первый взгляд, отличий куда больше. Антон Павлович никогда никому не навязывал своих взглядов, а Федор Михайлович всегда заботился об «указующем персте»; никакого «учения» Чехов не проповедовал, а Достоевский – весь «учение».

Чехов сознательно старался отвлечься от больных душ: « Мое святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновенье, любовь и абсолютная свобода от силы и лжи, в чем бы последние две не выражались», - утверждал он в письме к А. Н. Плещееву в 1888 году. Писатель изображал в своих произведениях светлые, широкие картины, неторопливое движение, «жизнь хороших людей, их лица, дела, слова, мысли и надежды», избегая аффектации страданий, предостерегая от подробного описания психологии героев, предпочитая тайную психологию, обнаруживающуюся в поступках и поведении героев. Сгущенность чеховского повествования незаметно проникает в читателя, а не захватывает его в тиски, как у Достоевского.

Один из них был противником тирании и деспотизма, угнетения личности, тосковал о свободе, о равном для всех законе. Веря в бога, не признавал упования на бога среди несправедливости и зла.

Чехов же, вошедший в литературу в 80-е годы XIX века, когда прежние общественные идеалы разрушились, а новые еще не сложились, считал удаление писателя от прямой политической жизни неизбежной болезнью времени, а «бестенденциозность» - единственно честной позицией.

При жизни Антона Павловича имя Достоевского редко упоминалось рядом с его именем. В творчестве писателя литературоведы находили следы Н. Гоголя, И. Тургенева, Л Толстого, М. Салтыкова – Щедрина, А. Пушкина, но не Достоевского. Современники отмечали лишь отдельные мотивы, сближающие обоих писателей. Чаще всего отмечали стилизацию Чехова под Достоевского. Критик Л. Андреевский о рассказе «Отец» писал: «Отец» - очерк на мармеладовскую тему, несмотря на избитость сюжета, увлекает нас совершенно самобытными оттенками в обрисовке погибших, но милых отцов».1

Так в сознании современников впервые возникает проблема «Чехов и Достоевский».

Разработанность проблемы в литературе:

Начиная с 20-х годов XX века, в работах о творчестве Чехова (работы Л. П. Гроссмана, А. С. Долинина, В. С. Нечаевой, Б. В. Томашевского) появляется имя Федора Михайловича Достоевского. Л Гроссман писал: «Чехов ввел в литературу новую толпу униженных и оскорбленных, столь отличную от озлобленных и истерически возбужденных отверженцев Достоевского».2

Однако намеченные в исследованиях 20-30-х годов следы внимания к теме в дальнейшем теряются. Наверное, это произошло потому, что критика слишком далеко «развела» писателей. Чехов оказался оторванным от истории и философии своего времени, а тем самым и от Достоевского.

На самом деле, Антон Павлович исторически был очень близок к Достоевскому, так как начал печататься за два года до ухода из литературы Федора Михайловича, и те общественные настроения, идеи, тенденции жизни, которые воспринимались Достоевским, жили, развивались, эволюционировали в период литературной деятельности Чехова. В результате даже глубоких исследований традиция Достоевского в творчестве Чехова выглядит, на наш взгляд, обедненной, односторонней.

И хотя в современном литературоведении существует огромное количество работ, посвященных творчеству А. П. Чехова и Ф. М. Достоевского (работы Г. Бердникова, М. Бахтина, Г. Бялого, И Волгина, В. Кирпотина и др.), удалось выявить минимальное количество работ, посвященных интересующей нас теме.

В основном, авторы отмечают новаторство Чехова в разработке тем, которых так или иначе касался в своем творчестве Ф. Достоевский.

Наибольшую помощь нам оказала работа Э. А. Полоцкой «Человек в художественном мире Чехова и Достоевского», в которой автор проводит параллель между творчеством двух писателей в разработке темы «маленького человека».

Приступая к теме исследования, прежде всего, необходимо четко обозначить то, что Чехов не копировал и не высмеивал Достоевского (на чем, кстати, делают упор многие исследователи), а занимался исследованием типов сознания своих современников, пытался проследить, как преломляются идейные искания Достоевского в сознании героев своего поколения.

Таким образом, моя исследовательская работа, восполняющая «пробел» в разработке литературоведами темы «Чехов и Достоевский», как я считаю, усиливает практическую значимость исследования.

Цель исследования:

Доказать общность идейных и творческих исканий Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова.

Задачи исследования:

  1. Выявить временную взаимосвязь творчества Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова.

  2. Определить значение «общей идеи» в творческой концепции Ф. Достоевского и А. Чехова.

  3. Проанализировать и сопоставить типы «лишних людей» на примере «Скучной истории» А. П. Чехова и « Записок из подполья» Ф. М. Достоевского.

  4. Определить особенности образа «лишнего человека» в произведениях Ф. Достоевского и А. Чехова.

  5. Определить общность подхода писателей в раскрытии образа «маленького человека».

  6. Подтвердить единство взглядов писателей на будущность России.

Объект исследования:

Творчество Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова.

Предмет исследования:

Общность идейных и творческих исканий Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова.

Этапы исследования:

I этап – разработка программы исследования, изучение литературы по теме;

II этап – аналитический;

III этап – оформление данных, описание исследования.

Методы исследования:

  1. Эмпирические методы:

    • изучение литературы по теме

    • контент – анализ (анализ источников)

  2. Теоретические методы:

  • логические методы познания (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, систематизация)

  • метод формирования гипотез

  1. Практические методы:

  • Составление рекомендаций для использования материалов данного исследования в практической деятельности.

Гипотеза исследования:

Анализируя художественную манеру Ф. М. Достоевского и А. П. Чехова, можно установить общность идейных и творческих исканий писателей, обусловившую характерную черту их творчества – «реализм, доведенный до символа».

Заключение

Таким образом, итоги проделанной работы можно обобщить в следующих выводах:

  1. А. П. Чехов занимался исследованием типов сознания своих современников, пытался проследить, как преломляются идейные искания Ф. М. Достоевского в сознании героев своего поколения.

  2. Ранний Чехов пародировал творческую манеру Достоевского, но никак не идейные взгляды писателя. Для Чехова обыгрывание мотивов произведений Достоевского – это борьба с литературными иллюзиями о жизни и людях, мешающими им реально взглянуть на мир.

  3. В 90-е годы XIX века Чехов продолжает традицию Достоевского в изображении типа «лишнего человека»: не действительность преображается, раскрывая таящееся в ней зло, а взгляд героя на мир меняется в связи с крушением иллюзорных книжных представлений перед лицом жизненной правды.

  4. Анализ «Скучной истории» Чехова и «Записок из подполья» Достоевского показывает, что мысль о необходимости «общей идеи», стержня, который связывал бы воедино духовную жизнь героя и его поступки, не только оправдывает существование человека, но и придает ему осмысленное значение, является центральной в творчестве писателей.

  5. При всем внешнем различии образа «маленького человека» писателей объединяет тенденция к обнажению всей подноготной души, внимание к извращениям психики «маленького человека». Для творчества обоих писателей характерно отсутствие нравственной поляризации между угнетателями и их жертвами. И для Достоевского, и для Чехова характерен особый подход к проблеме соотношения «среды» и «личности». На первом плане – огромность психологического интереса к самой личности. Начиная «восстанавливать» человека, они нисколько не скрывали своих открытий: срывов, алогичности в поступках амбициозной натуры героев, страдающих от «среды». Понятие «человеческого достоинства» является основным в психологической характеристике персонажей. Оно – залог духовного воскрешения личности.

  6. Оба писателя мечтали о будущем. И у Ф. М. Достоевского, и у А. П. Чехова картина будущего человечества облекалась в картину цветущего сада.

  7. Главная связь писателей – не в отдельных совпадениях, а в умении изображать глубинные подводные течения в социальном и психологическом мироощущении человека. Главное – неприятие схематических и рационалистических представлений о личности, каким еще жила литература XIX века.

Список использованной литературы

  1. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: «Советская Россия», 1979

  2. Бердников Г. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания. М.: «Худ. лит.», 1984

  3. Бялый Г. Чехов и русский реализм. Л.: «Сов. писатель»,1981

  4. Волгин И. Последний год Достоевского. М.: «Сов. писатель», 1991

  5. Достоевский Ф. М. Полн. Собр. соч. М.: «Худ. лит.»,1978

  6. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. М.: «Худ. лит.», 1979

  7. Кулешов В. И. Чеховские чтения в Ялте. М.: «Советская Россия», 1985

  8. Кулешов В. И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского. М.: «Детская литература», 1984

  9. Кирпотин В. Мир Достоевского.М. : «Сов. писатель», 1983

  10. Полоцкая Э. А. Человек в художественном мире Чехова и Достоевского. М.:» Проспект» , 1983

  11. Чехов А. П. Полн. собр. сочинений и писем. М.: «Гослитиздат», 1949

  12. Чехов А. П. Избр. соч. М.: «Худ. лит.», 1979

1 Полоцкая Э. А. Человек в художественном мире Достоевского и Чехова. М.: «Проспект». 1983.

2 Там же



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Секция «Университетские школы»

    Документ
    Секция «Университетские школы» в рамках Недели студенческой науки проводится ежегодно Управлением довузовского образования Оренбургского государственного университета.
  2. А. Э. Еремеева Часть 2 Проблемы современных исследований в гуманитарных науках Омск ноу впо «ОмГА» 2011

    Документ
    Н34 сб. науч. статей : в 2 ч. – Ч. 2. Проблемы современных исследований в гуманитарных науках / под ред. А. Э. Еремеева. – Омск : Изд-во НОУ ВПО «ОмГА», 2011.
  3. Художественная литература как социальное явление и предмет философского анализа

    Литература
    Ведущая организация: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, кафедра истории и философии науки и образования
  4. Программа итоговой научно-практической конференции преподавателей и студентов орского гуманитарно-технологического института (филиала)

    Программа
    Обучение студентов педагогических специальностей проектированию образовательного процесса, реализуемого в условиях применения информационных и коммуникационных технологий.
  5. Сводные данные (план) международных мероприятий в области образования, науки и инноваций издаются в виде брошюр с 1986г

    Документ
    Сводные данные (план) международных мероприятий в области образования, науки и инноваций издаются в виде брошюр с 1986г. и рассылаются по министерствам, ведомствам и организациям, федеральным и региональным центрам России и др.

Другие похожие документы..