Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Для оформления заявки необходимо направить в Оргкомитет конкурса письмо на бланке предприятия с указанием участников конкурса и сопровождающих их лиц...полностью>>
'Документ'
Сообщение о существенном факте о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельно...полностью>>
'Программа курса'
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский универси...полностью>>
'Документ'
Комментарий к временным протоколам (стандартам) обследования и лечения больных с патологией органов пищеварения в амбулаторно-поликлинических и стацио...полностью>>

3 теоретические основы изучения особенностей уровня субъективного контроля у военнослужащих

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ

УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ............................................................................. 5

1.1. Уровень субъективного контроля как психологическая проблема.......... 5

1.2. Особенности профессиональной Я-концепции военнослужащих........... 11

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ

УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ............................................................................. 19

2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 19

2.2. Описание используемых методик............................................................... 19

2.3. Анализ полученных результатов................................................................. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 36

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................... 38

ВВЕДЕНИЕ

Специфическим и весьма важным видом человеческой деятельности во все времена была и остается воинская деятельность. На протяжении всей истории России наши соотечественники постоянно вставали на вооруженную защиту Родины, посвящали себя военной службе. Не потерял, а укрепил свою значимость и актуальность ратный труд воинов и на сегодняшний день.

Кардинальные изменения в обществе и Вооруженных Силах РФ определяют необходимость тщательной разработки проблем психологического обеспечения служебной деятельности военнослужащих. В изменяющихся условиях оборонного строительства проблема оптимизации военной службы занимает центральное место. Её стержневым компонентом и основой выступает воинский труд. Сегодня войсковая действительность требует всестороннего его изучения. Изучение профессионального становления военнослужащих как системы требует выделения всеобщих, общих и конкретных закономерностей. Они проявляются во всех структурных и функциональных составляющих – в военно-профессиональном, гносеологическом, социально-психологическом, акмеологическом, управленческом, организационном.

Важнейшим объектом научных исследований является изучение личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих, внутренним фактором которой является уровень субъективного контроля.

Стратегии, которые выбирает человек для своего поведения, могут быть разными. Принимая решение «действовать или бездействовать», «молчать или говорить», «бороться или смириться», «учиться или мучиться», человек характеризует события и ситуации по их доступности своему влиянию.

Существует огромная зона событий, на наступление которых нельзя повлиять, сколько бы сил к этому ни прикладывать; например, нельзя предотвратить смерть человека или сделать всех людей счастливыми, нельзя полностью контролировать жизнь своих детей после того, как они выросли. Но у каждого человека есть и такой круг событий, развитие которых зависит от его усилий, от затрат физической энергии и интеллекта.

Представления человека о том, от кого зависят значимые для него события выявляются специальными тест-опросниками по определению локуса контроля. Этот параметр рассматривается как особый, фундаментальный тип обобщенных ожиданий, как «степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого».

Проблемой уровня субъективного контроля, в том числе и у военнослужащих, занимались следующие исследователи: Р. С. Немов, И. М. Кондаков, М. Н. Нилопец, А. П. Корнилов, В. А. Чепляев, А. В. Сухарев, Г. С. Абрамова, А. К. Маркова, Л. М. Митина, И. Н. Торгаева, Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова и др.

Цель исследования – изучить особенности уровня субъективного контроля у военнослужащих.

Гипотеза: уровень субъективного контроля, являясь внутренним фактором, влияющим на формирование личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих, выше у лиц данной профессии, чем у представителей рабочих профессий; соответственно, уровень самоуважения и самоуверенности у военнослужащих также выше.

Объект исследования: уровень субъективного контроля.

Предмет: особенности уровня субъективного контроля у военнослужащих.

Задачи:

  1. Дать характеристику уровня субъективного контроля как психологической проблемы.

  2. Выявить особенности профессиональной Я-концепции военнослужащих.

  3. Провести экспериментальное исследование и на основании анализа полученных результатов сделать вывод об истинности или ошибочности выдвинутой гипотезы.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, анкетирование, эксперимент.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

1.1. Уровень субъективного контроля как психологическая проблема

Предметом психологического анализа все чаще становятся различные формы произвольной активности индивида, его обыденное сознание, типы объяснения окружающего мира, мировоззренческие установки, отношение человека к своей судьбе.

Одним из критериев самоопределения личности является уровень субъективного контроля, т.е. умение человека принимать на себя ответственность за собственное поведение, за результат деятельности в разных ситуациях.

Понятие субъективного контроля является составной частью теории Джорджа Роттера о локусе контроля.

Локус контроля – понятие, характеризующее локали­зацию причин, исходя из которых человек объясняет свое соб­ственное повеление и наблюдаемое им поведение других лю­дей. Внутренний локус контроля – это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний локус контроля – их локализация вне человека, в окружающей его [12, с.443].

Теория социального научения Роттера появилась в середине 1950–х годов и за 20 лет окончательно сформировалась. Она возникла в контексте американской науки, направленной на позитивное знание. Правда, большое влияние на выбор ценностных оснований оказала адлеровская психология, ориентированная на социальные детерминанты поведения. Так, например, появились аксиомы: психология должна исследовать индивида в контексте значимого для него окружающего мира (аксиома 1); личностные конструкты не могут быть редуцированы к конструктам других наук (аксиома 2). Но сильнее оказалось воздействие психологии Э. Толмена, ориентированной на естественнонаучный подход. Это отразилось в следующих аксиомах: поведение целенаправленно и зависит от подкрепления (аксиома 6); целеориентация определяется антиципацией, основанной на опыте уже имеющихся действий (аксиома 7). При этом необихевиористкая традиция проявляется в теории социального научения и как некоторый эталон научности, предписывающий строгую формализацию исходных понятий [7, с.37].

Поэтому, переходя от методологических постулатов к построению теоретической модели, Роттер старается выводить сложные, «молекулярные» формы поведения, на которые нацелена социальная или клиническая психология, из элементарно простых, «молярных», воспроизводимых в регламентированных условиях эксперимента.

Основная задача теории Роттера – прогноз поведения в ситуации выбора из четко определенных альтернатив. В соответствии с первым концептом теории в ситуации выбора будет реализовываться то действие, «поведенческий потенциал» которого выше. Сам «поведенческий потенциал» предстает как интеграция двух составляющих: субъективной вероятности подкрепления после действия, или «ожидания», и субъективной «ценности» этого подкрепления [7, с.38].

В концепции Дж. Роттера контроль означает «ожидание, связанное с инструментальностью собственных действий». Роттеровская теория самовосприятия человека послужила, по мнению X. Хекхаузена, толчком как к оформлению психологических теорий атрибуции, так и к детализации в эмпирических исследованиях когнитивных и мотивационных факторов регуляции действий, нацеленных на достижения [16, с.65].

В отечественной психологии в разрабатываемой с позиций деятельностного подхода концепции В. В. Столина качество личности, измеряемое как локус контроля, рассматривается в качестве функционального показателя отражения в самосознании личности ее включенности в деятельность, переживания «субъектом его связанности или несвязанности с событиями собственной жизни» [13, с.208].

Аналогично и в концепции Г. Крампена не сама по себе личностная переменная «локус контроля», а общая структура всех используемых понятийных связей раскрывает представления автора о высших уровнях личностной регуляции действий.

По Г. Крампену, исследования локуса контроля проводились в двух направлениях, которые не следует смешивать:

  1. выявление убеждений личности о контроле (Kontrollüberzeugungen);

  2. анализ контролируемости (Kontrollierbarkeit) как ситуативных компонентов самоконтроля [8, с.159].

Выявляя связи эмпирических исследований с психологическими конструктами в рамках определенных теорий, свою основную задачу Г. Крампен видит в интеграции направления, представленного теориями «ожидаемых ценностей», с идеями поуровневой регуляции действий субъекта. Он вводит новый конструкт «генерализация ожиданий», который завершает личностную иерархию структур убеждений и ожиданий личности; эти структуры могут быть разного типа и в разной степени связаны с Я-концепцией личности.

Гипотетическая модель формирования собственно личностного самоконтроля основывается автором в значительной степени на факторном представлении личности в модели Г. Айзенка. В качестве собственного оригинального вклада автор рассматривает механизмы и результаты переходов между четырьмя постулируемыми им уровнями контроля способов поведения.

Переход от I ко II уровню предполагает генерализацию связей между ожидаемыми способами поведения и требованиями ситуации, от II к III – генерализацию сфер поведения как видов активности, от III к IV – генерализацию убеждений личности относительно контроля за действиями на уровне Я-концепции [8, с.161].

Существует два крайних типа локуса контроля: интернальный и экстернальный.

Экстернал полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил – случая, других людей и т.д.

Интернал интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности.

Любому человеку свойственны признаки того или иного типа, причем, в разных ситуациях может преобладать то один, то другой тип, внутренний контроль которых универсален и характерен по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться.

По данным психологов, если человек выраженный интернал, т.е. считает себя ответственным за все события, которые с ним происходят, то для него, как правило, характерны вера в свои силы, удовлетворенность трудом, как сферой приложения своих сил. Он более ответственен, вынослив, последователен, эмоционально стабилен, склонен к лидерству, у него высока готовность к самообразованию и самосовершенствованию. Такой человек может отличаться некоторой категоричностью и быть недостаточно восприимчивым к окружающей среде.

Экстерналы – люди внешней стратегии. Они усматривают источник неудач и двигатель успеха вовне себя. Для этих людей характерны такие особенности: несклонность к самокритике и самосовершенствованию, острое чувствование социальной ситуации, перемены в ней, восприимчивость к среде. По их мнению, в их деятельности большую роль играют внешние обстоятельства (судьба, случай, люди), они склонны к тревожности, прислушиваются к чужому мнению, не избегают обмана как тактики самооправдания.

Казалось бы, позиция экстерналов удобнее и должна обеспечивать им более благоприятное положение в социальном окружении. Однако многочисленные психологические наблюдения и эксперименты обнаружили устойчивую закономерность: интерналы чаще достигают успеха в творческой и профессиональной деятельности, менее тревожны и агрессивны, способны более стойко защищать свои принципы, чем экстерналы. Интерналы менее подозрительны во взаимоотношениях, чаще вызывают доверие, добиваясь своих целей. «Чистых» интерналов или экстерналов практически не существует. В каждом человеке есть доля уверенности в своих силах и способностях и доля психологической зависимости от обстоятельств [7, с.37].

В. А. Чепляев отмечает, что сихологическая характеристика экстерналов включает в себя следующие личностные особенности:

  • выраженные самозащитные реакции и механизмы по типу «агрессии и нападения»;

  • осознание причин личностных событий как расположенных вовне (в других людях, событиях, случайностях), в отличие от «интерналов, которые интерпретируют значимые события как результат собственной деятельности»;

  • экстрапунитивность, обвинение других в конфликтах;

  • конформность, зависимость от других людей, уступчивость;

  • неуверенность в себе, частая несогласованность образов реального и идеального «Я»;

  • неадекватность самооценки;

  • тревожность, склонность к депрессивным состояниям и психическим заболеваниям;

  • недостаточно развитая саморегуляция, эмоциональная неустойчивость, низкая самоактуализация;

  • нерациональное использование психической энергии, недостаточная реализация творческого потенциала.

Интернально ориентированные субъекты в отличие от экстерналов имеют высокие баллы (Калифорнийский психологический опросник) по степени доминантности, толерантности, социабельности, умственной подготовленности, ответственности, самоконтроля, принятия своего «Я». Интерналы оценивают себя как приспособленных, выносливых, последовательных, достигающих цели, уверенных в себе, защищенных.

Характерными чертами интерналов (опросник Кэттела) являются:

  • эмоциональная стабильность,

  • моральная нормативность, доверчивость,

  • воображение,

  • общительность,

  • сила воли.

Большое число исследований показало значимую и положительную корреляцию экстернальности с тревожностью и депрессивностью, догматизмом, авторитаризмом. В целом экстерналы характеризуются фаталистическими наклонностями [17, с.12].

Обобщенный образ интернала-экстернала поможет прогнозировать трудности и проблемы того и другого типа людей, более точно определять особенности и мотивы поведения, прогнозировать особенности выбора профессии и профессионального развития личности.

Итак, локус контроля (от лат. locus – место и controle – проверка) – теоретическое понятие модели личности Дж. Роттера. Вера индивида в то, что его поведение детерминируется по преимуществу либо им самим (интернальный локус контроля), либо его окружением и обстоятельствами (экстернальный локус контроля). Формируясь в процессе социализации, становится устойчивым личностным качеством.

Субъективным контролем называется склонность человека брать на себя и возлагать на других людей ответственность за то, что происходит. В отличие от субъективного может существовать так называемый ­­объективный контроль событий, при котором они происходят по воле обстоятельств, случая, независимо от желания человека [12, с.455].

Уровень субъективного контроля – индивидуальная особенность контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Уровень субъективного контроля, обладая известной инвариантностью у данной личности, все же может изменяться в зависимости от того, представляется ли ей ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т.д. Уровень субъективного контроля связан с осознанием и оценкой собственных действий, с чувством достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, саморегуляцией, самостоятельностью и зрелостью личности. Люди с низким уровнем субъективного контроля характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким уровнем субъективного контроля считают себя, наоборот, добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми.

1.2. Особенности профессиональной Я-концепции военнослужащих

В психологической науке принято сле­дующее определение: «Совокупность психических процессов, по­средством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о са­мом себе складываются в определенный «образ «Я» [15, с.164].

      Я-концепция (self-concept) как интегральное образование психики – это относительно устойчивая, осознанная система взглядов человека на самого себя, складывающаяся на более позднем этапе развития на основе представлений о себе и определяющая его поведение и деятельность.

   Наиболее часто выделяют  Я-концепцию возрастную, социальную, физическую и профессиональную.

        В процессе профессиональной жизни происходит поэтапное развитие представлений человека о самом себе (Д. Сьюпер). Профессиональная Я-концепция формируется в три этапа:

  1. Формирование представления о себе и окружающем мире (становление «Я-концепции» и образа «Я»);

  2. Взаимодействие «Я-концепции» с представлением о профессии (представление себя в профессиональной жизни);

  3. Реализация «Я-концепции» (здесь происходит либо закрепление, либо модификации профессиональной «Я-концепции» в зависимости от успешности или не успешности профессиональной деятельности) [6, с.162].

        Основной идеей Я-концепции, разработанной К. Роджерсом, является положение о том, что личность вступает  во взаимодействие со своей собственной реальностью, руководствуясь при этом основной тенденцией к актуализации.

        Исходя из структуры Я-концепции личности, разработанной К. Роджерсом, профессиональное Я является составляющей реальной Я-концепции, наряду с социальным Я, моральным Я, умственным Я, телесным Я, семейным Я и т.д. Профессиональную Я-концепцию можно определить как совокупность представлений о себе как о профессионале,  формирующихся под влиянием определенной субкультуры, профессии, исполнения социальной роли [1, с.201].

        Формирование профессиональной Я-концепции включает в себя основное противоречие – между  «Я профессиональным реальным» - представление индивида о том, каков он есть профессионал на самом деле,  и «Я профессиональным идеальным» - установки, связанные с представлением индивида о том, каким бы профессионалом он хотел стать. Я профессиональное идеальное формируется под воздействием требований общества к профессии, самооценки, самоуважения, уровня профессиональных притязаний, мотивации самосовершенствования, самообразования, самоконтроля на фоне опыта профессиональной практики. Эти механизмы ориентирует профессионала на создание своего образа «Я профессионального фантастического» [14, с.112].

        Некоторые ученые рассматривали личностный и профессиональны аспекты Я-концепции как целостный, единый процесс. Так, в контексте положений, разработанных А. К. Марковой [9], Л. М. Митиной [11] .профессиональную Я-концепцию понимают как осознание себя в каждом  из трех составляющих труда:  в системе своей профессиональной деятельности;  в системе общения;  в системе собственной личности.

        А. К. Маркова в профессиональном самосознании как интегративной характеристике личности выделяет:

  • осознание личностью норм, правил, модели своей профессии как эталонов для осознания своих качеств; здесь складываются основы профессионального мировоззрения и личная концепция труда;

  • осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким профессионалом средней квалификации;

  • учет ожиданий и оценка себя как профессионала со стороны других людей;

  • самооценивание личностью своих отдельных сторон по когнитивным, эмоциональным и поведенческим основаниям;

  • положительное оценивание личностью самой себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив создания позитивной Я – концепции [9, с.48].

        Нами рассматривается формирование профессиональной Я-концепции личности в особых условиях деятельности – воинском труде. Для военнослужащего такой труд представляет собой исполнение воинского долга, в котором он реализует себя как субъект военно-профессиональной деятельности, повседневных служебных отношений и собственного развития. Учитывая тот факт, что военная служба для военнослужащего – это его образ жизни, нам представляется возможным систематизация, интеграция и уточнение понятия – личностно-профессиональная Я-концепция.

        Личностно-профессиональная Я-концепция – сложившаяся,  относительно устойчивая, иерархически  организованная, обобщенная система  функционирования представлений, знаний индивида о себе, как о личности, и как о субъекте  профессиональной деятельности, сопряженная с самооценкой [15, с.26].

        Структура личностно-профессиональной Я-концепции не является статичной, она динамична, и взаимосвязи между компонентами не являются однонаправленными. Как совокупность профессионально-деятельностных, профессионально-личностных и нормативно-поведенческих компонентов взаимосвязана с  уровнем сформированности личностно-профессиональной Я-концепции, так и внутренние психолого-акмеологические факторы через регуляционные механизмы самооценки перестраивают личностно-профессиональные образования личности военнослужащего, способствуя повышению уровня сформированности личностно-профессиональной Я-концепции. Внешние психолого-акмеологические факторы опосредуют формирование личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих в условиях специфической военно-профессиональной деятельности.

Воинская деятельность – сложное социальное явление. Как часть общественной жизни, она представляет собой материальную, чувственно-предметную и целесообразную деятельность людей в области военного дела и включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую деятельность. Содержание и формы воинской деятельности постоянно изменяются и развиваются. В процессе исторического анализа ее проявлений выделяют военный опыт прошлого и современную воинскую деятельность. Воинская деятельность осуществляется в форме вооруженной борьбы, боевого дежурства, боевой и морально-психологической подготовки войск, управленческой деятельности штабов и других органов военного управления, подготовки военных кадров, военно-научной деятельности и др. Формы воинской деятельности неразрывно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга.

Воинскую деятельность можно рассмотреть с точки зрения анализа последовательности основных этапов деятельности вообще: целеполагание и планирование предстоящих действий; организация условий деятельности, выбор средств и методов; реализация программы деятельности, ее осуществление; обеспечение контроля и оценки результатов, сопоставление их с целями деятельности и продолжение дальнейшей деятельности на основе промежуточного результата.

Представление о воинской деятельности можно отразить как единство двух ее сторон – субъективной и объективной. Субъективная сторона – это человек (субъект) с его мотивами, знаниями и навыками, а также осуществляемые человеком операции целесообразной деятельности. Объективная сторона представляет собой совокупность объектов, которые включаются человеком в определенные взаимодействия и выступают в качестве предметов, средств и продуктов воинской деятельности.

Рассмотрим подробнее взаимосвязь структурно-содержательных компонентов, факторов формирования и уровней сформированности личностно-профессиональной Я-концепции.

        Профессионально-деятельностный компонент реализуется на уровне когнитивного осознания, представления военнослужащим о себе, о  своей: военно-профессиональной пригодности;  военно-профессиональной направленности; морально-психологической и профессиональной подготовленности; профессиональной компетентности, профессионально-важных качествах в соответствии с требованиями к профессии  военнослужащего и идентификацией с социальной военной средой.

        Профессионально-личностный компонент реализуется на уровне эмоционально-ценностного отношения военнослужащего к себе: общего самоотношение к своим индивидуально-психологическим, возрастным особенностям, направленности на основе сформированного представления о себе; общей самооценке на основе оценки своих физических, социальных, интеллектуальных качеств, эффективности воинской деятельности. Одним из смыслообразующих блоков, влияющих на формирование личностно-профессиональной Я-концепции является самооценка [3; 4].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Особенности структуры семенников неполовозрелых особей лесной мыши осенних группировок в санитарно-защитной зоне оренбургского газзавода (сзз огпз)

    Документ
    На сегодняшний день недостаточно сведений о гистогенезах гонад неполовозрелых самцов мелких млекопитающих в условиях экосистем с выраженным антропогенным воздействием.
  2. Теоретические основы понятия «конфликт» 6 >

    Документ
    В развитии отечественной педагогики в настоящее время наблюдается качественно новый этап. Проблема обновления современной системы образования связана со сменой педагогической парадигмы, направленной на гуманизацию педагогической науки
  3. I. Теоретические основы государственности

    Документ
    Говоря о современной российской государственности, необходимо, прежде всего, определить понятие «го­сударственность». Это новая для отечественной науки и практики категория.
  4. Методологические и теоретические проблемы психологии

    Документ
    Рецензия на книгу А. В. Карпова "Психология рефлексивных механизмов деятельности". М.: Издательство "Институт психологии РАН", 2004
  5. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения III

    Методические рекомендации
    Разработано на основе типовой Учебной программы для средних специальных учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь Минск 2001г.

Другие похожие документы..