Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Анкета'
4. Вы хотите рассказывать другим людям правду о воздействии алкоголя на личность и общество и тем самым и способствовать отрезвлению окружающих вас л...полностью>>
'Темы рефератов'
Неполная занятость: определение, тенденции, причины 14. Задержки в выплате заработной платы: тенденции и причины 15. Нелегальная иммиграция и российс...полностью>>
'Документ'
В даний час, важливе місце займає проблема розвитку пізнавальної діяльності слабозорих підлітків, під час їх спілкування або навчання. Нові досліджен...полностью>>
'Документ'
Центром социологических и маркетинговых исследований «СОМ» Кузбасской ТПП в период с июня по сентябрь проведен ряд маркетинговых исследований: ритейл...полностью>>

3 теоретические основы изучения особенностей уровня субъективного контроля у военнослужащих

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Анализ таблицы дал следующие результаты

По шкале «внутренняя честность» (открытость):

  • низкие баллы имеют одинаковое количество испытуемых в обеих группах – по 3 человека (по 12%);

  • средние баллы в группе военнослужащих получили 12 испытуемых (48) и 14 испытуемых (56%) – в группе рабочих;

  • высокие баллы у 10 военнослужащих (40%) и 8 (32%) – у рабочих.

По шкале «самоуважение»:

  • низкие баллы – у 1 военнослужащего (4%) и 9 рабочих (36%);

  • средние баллы – у одинакового количества испытуемых в обеих группах – у 12 (по 48%);

  • высокие баллы – у 12 военнослужащих (48%) и 4 рабочих (16%).

По шкале «саморуководство»:

  • низкие баллы – у 6 рабочих (24%), в группе военнослужащих низкого показателя по этой шкале не зафиксировано;

  • средние баллы – у 18 рабочих (72%) и у военнослужащих (8%);

  • высокие баллы – у 1 рабочего (4%) и 23 военнослужащих (92%).

По шкале «отраженное самоотношение»:

  • низкие баллы – у 5 рабочих (20%) и у 1 военнослужащего (4%);

  • средние баллы – у 18 рабочих (72%) и 6 военнослужащих (24%);

  • высокие баллы – у 2 рабочих (8%) и 18 военнослужащих (72%).

Для наглядности эти данные мы отразили на диаграммах 2 и 3.

Диаграмма 2

Результаты тестирования по МИС в группе военнослужащих (в %)

Диаграмма 3

Результаты тестирования по МИС в группе военнослужащих (в %)

Итак, сравнительный анализ диаграмм 2 и 3 позволяет нам сделать вывод, что по шкалам «открытость», «самоуважение», «саморуководство» и «отраженное самоотношение» в группе испытуемых-военнослужащих преобладают высокие показатели, а в группе испытуемых-рабочих – в основном средние показатели.

Таким образом, и в этой части наша гипотеза подтвердилась.

Следовательно, мы приходим к выводу, что гипотеза – уровень субъективного контроля, являясь внутренним фактором, влияющим на формирование личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих, выше у лиц данной профессии, чем у представителей рабочих профессий. Соответственно, уровень самоуважения и самоуверенности у военнослужащих также выше – в ходе экспериментального исследования нашла свое подтверждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я-концепция (self-concept) как интегральное образование психики – это относительно устойчивая, осознанная система взглядов человека на самого себя, складывающаяся на более позднем этапе развития на основе представлений о себе и определяющая его поведение и деятельность.

Наиболее часто выделяют  Я-концепцию возрастную, социальную, физическую и профессиональную. Профессиональную Я-концепцию можно определить как совокупность представлений о себе как о профессионале,  формирующихся под влиянием определенной субкультуры, профессии, исполнения социальной роли. Применительно к профессиональной деятельности военнослужащих в рамках курсовой работы мы будем рассматривать личностно-профессиональную Я-концепцию – сложившуюся,  относительно устойчивую, иерархически  организованную, обобщенную система  функционирования представлений, знаний индивида о себе, как о личности, и как о субъекте  профессиональной деятельности, сопряженную с самооценкой.

Среди факторов, влияющих на формирование личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащего в условиях специфической военно-профессиональной деятельности, выделяют внешние и внутренние факторы.

Внутренними факторами являются значимые индивидуально-психологические особенности личности. Уровень субъективного контроля (ответственности) при этом относится к внутренним факторам. Локус контроля тесно связан с саморегуляцией поведения личности.

Исходя из теоретического анализа литературных источников по проблеме исследования, нами была сформулирована следующая гипотеза: уровень субъективного контроля, являясь внутренним фактором, влияющим на формирование личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих, выше у лиц данной профессии, чем у представителей рабочих профессий; соответственно, уровень самоуважения и самоуверенности у военнослужащих также выше.

Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 25 военнослужащих и 25 рабочих разных специальностей.

В ходе исследования были использованы следующие методики: опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд) и методика исследования самоотношения (МИС) (С. Р. Пантилеев).

Анализ полученных результатов позволил нам констатировать, что в группе испытуемых-военнослужащих преобладает высокий уровень субъективного контроля, тогда как в группе рабочих наибольшее количество испытуемых имеют средний уровень субъективного контроля. По шкалам МИС «открытость», «самоуважение», «саморуководство» и «отраженное самоотношение» в группе испытуемых-военнослужащих преобладают высокие показатели, а в группе испытуемых-рабочих – в основном средние показатели.

На основании анализа этих данных мы сделали вывод о том, что гипотеза в ходе исследования нашла свое подтверждение.

Таким образом, цель нашего исследования – изучить особенности уровня субъективного контроля у военнослужащих – достигнута; задачи реализованы. Гипотеза – уровень субъективного контроля, являясь внутренним фактором, влияющим на формирование личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих, выше у лиц данной профессии, чем у представителей рабочих профессий; соответственно, уровень самоуважения и самоуверенности у военнослужащих также выше – подтверждена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абрамова, Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – изд 6-е., перераб. и доп. – М : Академический Проект, 2001. – 480 с.

  2. Аладьин, А. А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе / А. А. Аладьин, Л. А. Пергаменщик, И. А. Фурманов. – Мн.: Харвест, 1992. – 390 с.

  3. Бороздина, Л. В.  Самооценка  в  возрасте  второй  зрелости / Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова // Вестник МГУ. – Серия 14. Психология. – 1996. - № 4. – С.45-57.

  4. Бороздина, Л. В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний / Л. В. Бороздина, Е. А. Залученова // Вопросы психологии. 1993. - № 1. – С.112-118.

  5. Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1987. – 240 с.

  6. Кондаков, И. М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития / И. М. Кондаков, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. – 1988. - № 7. – С.158-164.

  7. Кондаков, И. М. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля / И. М. Кондаков, М. Н. Нилопец // Психологический журнал. – 1995. - № 1. – С. 35-39.

  8. Корнилов, А. П. «Деятельностная психология личности» в концепции Г. Крампена / А. П. Корнилов // Вопросы психологии. – 1989. – № 2. – С.159-164.

  9. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. – М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. – 198 с.

  10. Милорадова, Н. Г. Психология: шаг к себе – другим навстречу: Учебное пособие / Н. Г. Милорадова. – М.: АСВ, 2003. – 460 с.

  11. Митина, Л. М. Психология профессионального развития / Л. М. Митина. – М.: Академия, 1998. – 260 с.

  12. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – Кн.1 / Р. С. Немов. – 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 490 с.

  13. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – М.: Просвещение, 1987. – 390 с.

  14. Психология профессиональной деятельности: Лекции «в помощь преподавателю» / Под общ. ред. А. А. Деркача. – М.: РАГС, 2004. – 342 с.

  15. Торгаева, И. Н. Психолого-акмеологические факторы формирования личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих по контракту (на примере подразделений Воздушно-десантных войск): автореф. дисс. ... канд. психол. наук / И. Н. Торгаева. – Ульяновск, 2006. – 125 с.

  16. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. – Т.1 / Х. Хекхаузен. – М.: Педагогика, 1986. – 310 с.

  17. Чепляев, В. А. Субъективный контроль и регуляция социального поведения безработных: Методическое пособие / В. А. Чепляев. – Саратов ПМУЦ, 2002. – 54 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Текст опросника УСК

Утверждения

Да

Нет

1

Продвижение по службе больше зависит от удачного обстоятельства, чем от способностей и усилий человека.

2

Большинство разводов происходит оттого, что люди не захо­тели приспособиться друг к другу.

3

Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4

Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не прояв­ляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5

Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6

Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

7

Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — вли­яют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8

Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9

Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролируются действия подчиненных, а не полагаются на их самостоятельность.

10

Мои отметки и школе чаще зависели от случайных обстоя­тельств (например, от настроения учителя), чем от моих соб­ственных усилий.

11

Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуще­ствить их.

12

То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13

Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14

Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни ста­рались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.

15

То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оце­нено другими.

16

Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17

Думаю, что случаи или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18

Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

19

В семенных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

20

Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоя­тельств.

21

Я предпочитаю такое руководство, при котором можно само­стоятельно определять, что и как делать.

22

Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является при­чиной моей болезни или болезней.

23

Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств ме­шает людям добиться успеха в своем деле.

24

В конце концов, за плохое управление организацией ответ­ственны сами люди, которые в ней работают.

25

Я часто думаю, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

26

Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти лю­бого.

27

На подрастающее поколение влияет так много разных обсто­ятельств, что усилия родителей по воспитанию детей часто оказываются бесполезными.

28

То, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.

29

Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.

30

Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, ско­рее всего не проявил достаточно усилий.

31

Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

32

В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего были виноваты другие люди, чем я сам.

33

Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним сле­дить и правильно его одевать.

34

В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.

35

Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

36

Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

37

Мне всегда трудно было понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

38

Я всегда предпочитаю принять решение и действовать само­стоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

39

К сожалению, заслуги человека остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

40

В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невоз­можно разрешить даже при самом сильном желании.

41

Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

42

Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

43

Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

44

Продвижение по службе больше зависит от удачного обстоятельства, чем от способностей и усилий человека.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Особенности структуры семенников неполовозрелых особей лесной мыши осенних группировок в санитарно-защитной зоне оренбургского газзавода (сзз огпз)

    Документ
    На сегодняшний день недостаточно сведений о гистогенезах гонад неполовозрелых самцов мелких млекопитающих в условиях экосистем с выраженным антропогенным воздействием.
  2. Теоретические основы понятия «конфликт» 6 >

    Документ
    В развитии отечественной педагогики в настоящее время наблюдается качественно новый этап. Проблема обновления современной системы образования связана со сменой педагогической парадигмы, направленной на гуманизацию педагогической науки
  3. I. Теоретические основы государственности

    Документ
    Говоря о современной российской государственности, необходимо, прежде всего, определить понятие «го­сударственность». Это новая для отечественной науки и практики категория.
  4. Методологические и теоретические проблемы психологии

    Документ
    Рецензия на книгу А. В. Карпова "Психология рефлексивных механизмов деятельности". М.: Издательство "Институт психологии РАН", 2004
  5. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения III

    Методические рекомендации
    Разработано на основе типовой Учебной программы для средних специальных учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь Минск 2001г.

Другие похожие документы..