Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методическое пособие'
В данном учебно-методическом пособии представлены теоретические и практико-ориентированные материалы по актуальным проблемам использования интернет-т...полностью>>
'Поэма'
Действие, охватывающее время от начала XIX столетия до шестидесятых годов, происходит частью в Гудбраннской долине и в окрестных горах, частью на бере...полностью>>
'Задача'
искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, библиотечного и архивного дела, образования в сфере культуры и искусства. Наиболее значимые...полностью>>
'Методические указания'
Организация труда. Нормирование и стимулирование труда. Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольной работы для студентов з...полностью>>

3 теоретические основы изучения особенностей уровня субъективного контроля у военнослужащих

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Профессиональная самооценка – оценка специалистом себя как профессионала в данной области труда; от уровня ее развития, адекватности представлений о реальных и потенциальных результатах своего труда зависит эффективность профессионального саморазвития, продуктивность его профессиональной деятельности.

        Нормативно-поведенческий компонент реализуется на уровне поведенческой саморегуляции; отношения военнослужащего к соблюдение моральных норм и правил поведения (дисциплинированности).

Обобщенным, интегральным критерием формирования личностно-профессиональной Я-концепции является оптимальность этого процесса. Он описан частными критериями: профессионально-деятельностным, профессионально-личностным, нормативно-поведенческим. Частные критерии представлены показателями и уровнями сформированности личностно-профессиональной Я-концепции.

        Опираясь на классификации А. А. Деркача, П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского, И. Н. Торгаевой выделены четыре уровня сформированности личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих:

  • оптимально-продуктивный (обеспечивающий деятельность военного профессионала на уровне воинского мастерства); 

  • достаточно-стабильный (обеспечивающий выполнение обязанностей военной службы);

  • условно-допустимый  (обеспечивающий выполнение обязанностей на уровне исполнительства);

  • недостаточно-недопустимый (не обеспечивающий выполнение служебных обязанностей) [15, с.39].

        На основе уже известных классификаций факторов (Е. А. Гончаров, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, О. В. Кобелева, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, А. А. Реан, В. Л. Романов), И. Н. Торгаевой выявлены, конкретизированы и уточнены внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащего в условиях специфической военно-профессиональной деятельности:

        Под внешними факторами автор понимает все факторы внешней среды, и профессиональной жизнедеятельности, а также особенности конкретного вида военно-профессиональной деятельности и ее требования к субъекту деятельности. Внешние факторы подразделяет на две группы:  

  • индивидуально-деятельностные (связанные с условиями военно-профессиональной деятельности, но различные у каждого субъекта, в силу его личного профессионального жизненного пути, семейных, национальных и других особенностей). К ним относятся: трудовой стаж, вид Вооруженных Сил, воинская должность, воинское звание, участие в боевых действиях, наличие правительственных наград, место жительства, наличие детей и т.д.

  • профессионально-деятельностные (связанные с внешними условиями военно-профессиональной деятельности, не зависящие от конкретного индивида, а обусловленные внешнеполитическими и социально-экономическими причинами). К ним относим: высокий заработок, жилищные и бытовые условия службы, социальные льготы и гарантии военнослужащим, возможность изучения оружия и боевой техники и т.д.

        Под внутренними факторами понимаются индивидуально-психологические и профессионально-мотивационные особенности личности, включая возрастные особенности. Внутренние факторы подразделяют на две группы:

  • индивидуально-личностные (связанные с индивидуально-психологическими свойствами личности, способностями, чертами характера, возрастом). К ним относим: возраст, интернальность (локус контроля), нервно-психическую устойчивость, адаптивные способности, коммуникативные способности, интеллектуальные способности и т.д.

  • профессионально-мотивационные (связаны с профессиональной мотивацией и поведенческой саморегуляцией). К ним относят: поведенческую саморегуляцию (соблюдение моральных норм и правил), военно-профессиональную мотивацию (к продолжению военной карьеры), мотивы самообразования, самосовершенствования, профессионального творчества.

С помощью методов математической обработки были выделены наиболее значимые индивидуально-психологические особенности, которые в исследовании И. Н. Торгаевой и являются внутренними факторами:

  • уровень нервно-психической устойчивости. Важность этого фактора подтверждается также требованиями руководящих документов по психологической работе в войсках, определяющих, что по уровню НПУ (нервно-психической устойчивости) делается вывод о профпригодности для поступления на военную службу, о допуске военнослужащего к несению службы с оружием, к вождению автотранспортом и т.д.

  • уровень субъективного контроля (ответственности). Локус контроля тесно связан с саморегуляцией поведения личности [15, с.46].

Итак, Я-концепция (self-concept) как интегральное образование психики – это относительно устойчивая, осознанная система взглядов человека на самого себя, складывающаяся на более позднем этапе развития на основе представлений о себе и определяющая его поведение и деятельность.

Наиболее часто выделяют  Я-концепцию возрастную, социальную, физическую и профессиональную. Профессиональную Я-концепцию можно определить как совокупность представлений о себе как о профессионале,  формирующихся под влиянием определенной субкультуры, профессии, исполнения социальной роли. Применительно к профессиональной деятельности военнослужащих в рамках курсовой работы мы будем рассматривать личностно-профессиональную Я-концепцию – сложившуюся,  относительно устойчивую, иерархически  организованную, обобщенную система  функционирования представлений, знаний индивида о себе, как о личности, и как о субъекте  профессиональной деятельности, сопряженную с самооценкой.

Среди факторов, влияющих на формирование личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащего в условиях специфической военно-профессиональной деятельности, выделяют внешние и внутренние факторы.

Внутренними факторами являются значимые индивидуально-психологические особенности личности. Уровень субъективного контроля (ответственности) при этом относится к внутренним факторам. Локус контроля тесно связан с саморегуляцией поведения личности.

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

2.1. Ход эксперимента

Исходя из теоретического анализа литературных источников по проблеме исследования, нами была сформулирована следующая гипотеза: уровень субъективного контроля, являясь внутренним фактором, влияющим на формирование личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих, выше у лиц данной профессии, чем у представителей рабочих профессий; соответственно, уровень самоуважения и самоуверенности у военнослужащих также выше.

Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 25 военнослужащих и 25 рабочих разных специальностей.

Цель эксперимента: изучить уровень субъективного контроля у военнослужащих и представителей рабочих профессий и сделать вывод об особенностях УСК у военнослужащих.

Задачи:

  1. Подобрать методики исследования.

  2. Провести экспериментальное исследование и сделать вывод об истинности или ошибочности выдвинутой гипотезы.

В ходе исследования были использованы следующие методики: опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд) и методика исследования самоотношения (МИС) (С. Р. Пантилеев).

Тестирование проводилось анонимно.

2.2. Описание используемых методик

Опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд) [10, с.334-337].

Наибольшее распространение в нашей стране получила методи­ка УСК (уровень субъективного контроля), авторами которой явля­ются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд. В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Однако у Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: локус контроля одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля в различных но типу ситуациях. Это положение имеет и эмпирические подтверждения. В связи с этим разработчики теста предложили выделить в методике диагностики локуса контроля субшкалы: контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области производственных и семейных отношений, в области здоровья.

Опросник УСК состоит из 44 пунктов. Существует два вари­анта ответов. При одном варианте ответы даются по 6-баллыюй шкале: от -3 до +3. Причем ответ «-3» означает полное несогла­сие с пунктом шкалы, а ответ «-3» - полное согласие. При другом варианте ответы даются в традиционной для тестовых опросников форме: «Да – Нет».

В нашем исследовании испытуемым предлагался текст опросника (приложение 1) и инструкция: «Ответьте на предлагаемые вопросы «да» или «нет»

Обработка результатов

С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале:

Шкала

Σ1

Σ2

Σ = Σ1 – Σ2

Ио

2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44

1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43

Ид

12; 15; 27; 32; 36; 37

1; 5; 6; 14; 26; 43

Ин

2; 4; 20; 31; 42; 44

7; 24; 33; 38; 40; 41

Ис

2; 16; 20; 32; 37

7; 14; 26; 28; 41

Иу

19; 22; 25; 31; 42

1; 9; 10; 24; 30

Им

4; 27

6; 38

Из

13; 34

3; 23

«Сырые» баллы (Σ) переводятся в стены по таблице:

Стены

Ио

Ид

Ин

Ис

Иу

Им

Из

1

-132...-14

-36…-11

-36…-8

-30…-12

-30…-5

-12…-7

-12…-6

2

-13…-3

-10…-7

-7…-4

-11…-8

-4…-1

-6…-5

-5…-4

3

-2…9

-6…-3

-3…0

-7…-5

0…3

-4…-3

-3…-2

4

10…21

-2…1

1…4

-4…-1

4…7

-2…-1

-1…0

8

22…32

2…5

5…7

0…3

8…11

0…1

1…2

6

33…44

6…9

8…11

4…6

12…15

2…4

3…4

7

45…56

10…14

12…15

7…10

16…19

5…б

5…6

8

57…68

15…18

16…19

11…13

20…23

7…8

7…8

9

69…79

19…22

20…23

14…17

24…27

9…10

9…10

10

80…132

23…36

24…36

18…30

28…30

11…12

11…12

Выводы об уровне субъективного контроля:

  • 1 – 3 стен: низкий уровень субъективного контроля. Экстерналы не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей.

  • 8 – 10 стенов: высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Интерналы считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, их компетентности, целеустремленности и способностей, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

Описание шкал

Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контро­ля над любыми значимыми ситуациями: интернальный контроль, интернальная личность. Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уров­ню субъективного контроля: экстернальный контроль, экстернальная личность. Такие люди не видят связи между своими действия­ми и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об экстерналах как о людях с повышенной тревожностью, обеспокоенностью. Их отличает конформность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, меньшая популярность в сравнении с интерналами.

Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успе­хом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шка­ле свидетельствуют о том, что человек приписывает своп успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счаст­ливой судьбе или помощи других людей.

Школа интернальности в области неудач (Ин). Высокие пока­затели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообраз­ных неприятностях и страданиях. Низкие показатели свидетель­ствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Шкала интернальности в области производственных отно­шении (Ип). Высокие показатели свидетельствует и том, что че­ловек считает свои действия важным фактором организации соб­ственной производственной деятельности, складывающихся отно­шении в коллективе, своего продвижения и т.д. Низкие указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значе­ние внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по рабо­те, везению-невезению.

Шкала интернальности в области межличностных отноше­ний (Им). Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает именно себя ответственным за построение межличностных отношений с окружающими. Низкие указывают на то, что чело­век склонен приписывать более важное значение в этом процессе обстоятельствам, случаю или окружающим его людям.

Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом за­висит от его действий. Человек с низкими показателями по этой шкале считает болезнь и здоровье результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других лю­дей, прежде всего врачей.

Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Высо­кие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкие указыва­ют на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

Методика исследования самоотношения (МИС) (С. Р. Пантилеев)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Особенности структуры семенников неполовозрелых особей лесной мыши осенних группировок в санитарно-защитной зоне оренбургского газзавода (сзз огпз)

    Документ
    На сегодняшний день недостаточно сведений о гистогенезах гонад неполовозрелых самцов мелких млекопитающих в условиях экосистем с выраженным антропогенным воздействием.
  2. Теоретические основы понятия «конфликт» 6 >

    Документ
    В развитии отечественной педагогики в настоящее время наблюдается качественно новый этап. Проблема обновления современной системы образования связана со сменой педагогической парадигмы, направленной на гуманизацию педагогической науки
  3. I. Теоретические основы государственности

    Документ
    Говоря о современной российской государственности, необходимо, прежде всего, определить понятие «го­сударственность». Это новая для отечественной науки и практики категория.
  4. Методологические и теоретические проблемы психологии

    Документ
    Рецензия на книгу А. В. Карпова "Психология рефлексивных механизмов деятельности". М.: Издательство "Институт психологии РАН", 2004
  5. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения III

    Методические рекомендации
    Разработано на основе типовой Учебной программы для средних специальных учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь Минск 2001г.

Другие похожие документы..