Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
Данная программа в своем содержании отражает основной минимум географических знаний, являющийся обязательным для изучения в 9 классе общеобразователь...полностью>>
'Автореферат'
Работа выполнена на кафедре «Социальная педагогика» Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Омский госуда...полностью>>
'Документ'
ТУРИЧИН Глеб Андреевич, д.т.н., проф., Институт лазерных и сварочных технологий Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, ...полностью>>
'Конкурс'
о Республиканском детско-юношеском литературно-художественном конкурсе творческих работ «Я помню, я горжусь», посвящённого 65-й годовщине победы в Ве...полностью>>

Программа дисциплины «Историческая социально-экономическая динамика» для направления Магистерская программа «Математические методы анализа экономики»

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет экономики

Программа дисциплины

«Историческая социально-экономическая динамика»

для направления – Магистерская программа

«Математические методы анализа экономики»

Автор программы – д.т.н.. С.В.Цирель (tsirel58@)

Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

институциональной экономики

Председатель Зав. кафедрой Заиченко Н.А.

« » _______ 20 г.

« » 20 г.

Утверждено УС факультета

Ученый секретарь факультета

« » 20 г

Санкт-Петербург

1. Пояснительная записка

Введение.

Учебный курс «Историческая социально-экономическая динамика» - специальная дисциплина, подготовленная для магистерской программы «Математические методы экономики». Также она является междисциплинарной дисциплиной и в сокращенной форме предлагается в виде дисциплины по выбору для студентов других магистерских программ.

Изучаемые студентами экономические и в меньшей степени социологические дисциплины в первую очередь посвящены современному состоянию общества в широком смысле понимания слова «современность», как в силу большой изученности нынешней эпохи, так и большей потребности в знаниях именно о современном мире.

В то же время до нашего времени существовали общества с совсем иными формами социальных отношений, товарообмена и социально-экономических отношений в целом. При этом, как показывают многочисленные исследования, прежние состояния общества не только сохраняются в виде пережитков и рудиментов, но и во многом объясняют те или иные явления в современной экономике России и других стран мира. Исследования, проведения в русле изучения зависимости от пути развития (path dependency, колеи, qwerty-эффектов и т.д.) всячески подтверждают этот тезис. Более того, прогнозы ближайшего будущего невозможны без знания хотя бы непосредственного прошлого и тех механизмов, которыми определялись ранее социально-экономические отношения.

Тем не менее до настоящего времени историческим дисциплинам уделялось относительно малое место при изучении курсов экономики, прежде всего в силу огромного объема информации и ее малой структурированности. Положение стало меняться с развитием клиометрии (количественных методов изучения исторических, прежде всего социально-экономических, процессов) и появлением клиодинамики (математического описания долговременных социально-экономических процессов). За исследования в области в клиометрии Р. Фогель и Д.Норт в 1993 г. получил Нобелевскую премию, по экономике. Исследования в области клиодинамики пока не получили столь яркого признания, но активно развиваются и уже в настоящее время по ряду вопросов способны дать студентам количественное представление о ходе и механизмах протекания социально-экономических процессов в течение длительных эпох.

Требования к студентам.

Предполагается, что студенты владеют основами макроэкономики, высшей математики и статистики в объеме обычного вузовского курса, а также знаниями курса мировой истории в объеме школьной программы.

Аннотация.

Курс «Историческая социально-экономическая динамика» рассчитан один семестр студентам первого или второго курса, обучающихся по магистерской программа «Математические методы анализа экономики».

Курс представляет собой введение в бурно развивающуюся область экономической и социальной динамике развития человечества, относящуюся, в первую очередь, к предыстории формирования современной мировой экономики и объясняющую функционирование социально-экономических систем прошлого. Среди изучаемых сторон жизни общества особое внимание обращается на демографию, поскольку рост населения во многом определял экономическое состояние архаических и традиционных сообществ (и до сих пор играет важнейшую роль в развивающихся странах). Изучаемый предмет имеет много общего с традиционной философией истории и вводными главами политической экономии, но отличается от них широким использованием новейших макросоциологических теорий, эконометрических данных и математических моделей социально-экономических процессов.

В курсе важная роль отведена семинарским занятиям. Для успешного усвоения курса студентам необходимо не просто получить представление об основных методиках и математических моделях социально-экономической динамики, но научится самим анализировать и корректировать существующие модели. С этой целью проводятся семинарские занятия, на которых обсуждаются презентации моделей, представляемые студентами на основании выполненных ими переводов статей и анализа представленных в них математических моделей.

По курсу не предусмотрено написание курсовых работ.

2. Учебные задачи дисциплины

В результате изучения курса «Историческая социально-экономическая динамика» студент должен:

  • получить представления об ходе мировой истории;

  • узнать основные отличия предшествующих состояний мировой и региональных социально-экономических систем от современного;

  • изучить базовые модели социально-экономической динамики (роста населения мира, демографического цикла, выхода из мальтузианской ловушки и т.д.);

  • научиться оценивать, пользоваться и самостоятельно корректировать постоянно выдвигающиеся новые модели социально-экономической динамики.

3. Тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самосто­ятельная работа

Всего

часов

Лек­ции

Семи­нары

Все­го

1

Общие тенденции хода мировой истории

8

 -

8

10

18

2

Случайность и закономерности в мировой истории. Клиометрия и клиодинамика.

2

2

4

10

14

3

Историческое время. Периодизация истории и вербальные теории исторических процессов

4

2

6

10

16

4

Рост численности народонаселения Земли и технологический прогресс.

4

4

8

10

18

5

Демографические циклы.

4

4

8

10

18

6

Рост ВВП. Выход из мальтузианской ловушки. Теории революций.

4

4

8

10

18

7

Геополитические математические модели.

2

2

4

10

14

8

Проблемы современной мир-системы. Споры о месте России. Футурология и прогнозы.

4

6

10

10

20

Всего

56

32

24

80

136

4. Формы рубежного и итогового контроля

Контроль знаний студентов осуществляется с учетом нескольких позиций, а именно:

  • самостоятельная работа студента и его работа на семинарах;

  • посещаемость занятий.

  • зачет в письменной форме;

Итоговая оценка по курсу выставляется в виде записи «зачет» либо «незачет».

5. Базовый учебник

Турчин П.В. Историческая динамика. – М.: Издательство ЛКИ, 2010, издание 2, стереотипн. – 368 с. (1 издание – 2007 г.)

6. Содержание программы

Раздел 1. Общие тенденции хода мировой истории.

Возникновение вида Homo sapiens. Расселение человечества по планете. Связь языков, мифов и рас. Неолитическая революция, возникновение производящего хозяйства. Особенности неолитической революции в разных регионах. Зарождение экономических отношений. Ранние формы товарообмена Племена, вождества, сложные вождества. Роль плотности населения и войны в возникновении ранних политий. Возникновение городских поселений ранних политий. Ранние государства и их аналоги. Социально-экономический строй ранних политий. Первичные и вторичные политии. Распространение государственности и городских цивилизаций в эпоху бронзового века. Кризис конца бронзового века. Железный век и возникновение крупных империй. Осевое время. Расцвет железного века, сокращение количества политий, возникновение регулярной мировой торговли в старом свете. Кризис империй железного века. Великое переселение народов, темное время. Возникновение ислама, арабский халифат. Европейский феодализм. Экономический расцвет Китая эпохи Сунь. Ранние государства в Новом свете. Монгольская империя, первая мир-система. Пандемия чумы. Зарождение Нового времени на Западе. Эпоха географических открытий. Китайские, русские и европейские путешествия. Начало европейского колониализма. Эпоха возрождения и Реформация. Сельскохозяйственная и промышленная революции. Краткое описание истории последних веков.

Раздел 2. Случайность и закономерности в мировой истории. Клиометрия и клиодинамика.

Спор о месте истории в классификации наук. Может ли история стать точной наукой? Теория К. Поппера. Случайные и закономерные процессы на разных масштабных уровнях. Прямые и косвенные клиометрические методы (антропометрические показатели, клады, колебания цен и зарплат и т.д.). Возникновение клиодинамики.

Раздел 3. Историческое время. Периодизация истории и вербальные теории исторических процессов.

Историческое время, время-I и время-II. Подходы к периодизации исторических процессов. Формационный подход. Марксизм, неоэволюционизм, теории модерниза­ции. Цивилизационный подход. Многолинейные тео­рии. Запад и Восток. Классификации экономик К. Поланьи и К. Чейз-Дана. Мир-системный подход (варианты Броделя, Валлерстайна, Франка, Вилкинсона, Абу-Лаход). Циклы экономического, социального и культурного роста/упадка различных цен­тров и периферии. Клиодинамика и философия истории.

Раздел 4. Рост численности народонаселения Земли и технологический прогресс.

Экспоненциальный и гиперболический рост. Формула Ферстера. Теория Кузнеца-Кремера. Эмпирическая проверка теории. Уравнения Капицы, Подлазова, Циреля, Коротаева-Малкова-Халтуриной. Гиперболический рост в альтернативной истории. Другие объяснения гиперболического роста. Замедление роста Земли, причины возрастания и снижения скорости роста народонаселения. Демографические прогнозы.

Раздел 5. Демографические циклы.

Причины возникновения циклов традиционных аграрных государств. Теория Мальтуса, логистический рост, демографические кризисы. Примеры циклов. Косвенные методы выделения циклов. Структурно-демографическая теория Голдстоуна. Уравнения Нефедова и Нефедова-Турчина. Связь демографических циклов с преобладанием государственной и частной собственности.

Раздел 6. Рост ВВП. Выход из мальтузианской ловушки. Теории революций.

Проблема исторических оценок ВВП. Различные исторические оценки роста ВВП. Проблема выхода из мальтузианской ловушки. Связь роста ВВП на душу населения и предельно возможного населения Земли. Вклад технического прогресса и «недонаселенности» в рост ВВП. Европейский путь выхода из мальтузианской ловушки. Демографический переход, «молодежный бугор». Теория революций Скачпол и Голдстоуна. Условия политических переворотов в странах третьего мира.

Раздел 7. Геополитические математические модели.

Геополитическая теория Колинза. Модель Турчина. Групповая солидарность, харизма, пассионарность, ассабийя. Роль метаэтнических границ в формировании коллективной солидарности – математическая модель, аргументы за и против. Влияние новых видов вооружений на политические процессы. Динамика противоборства цивилизации и варварской периферии. Этнокинетика. Логистическая модель распространения религий.

Раздел 8. Проблемы современной мир-системы. Споры о месте России. Футурология и прогнозы.

Сходства и различия западных и восточных цивилизаций, «теплые» и «холодные» цивилизации. Споры о месте России. Математическая модель циклов российской истории. Роль типов потребления в экономических трансформациях. Модель взаимодействия ядра и периферии мир-системы. Глобализация, изменения последних десятилетий. Прогнозы и предсказания. Некоторые футурологические теории и методики прогнозов.

7. Форма семинарских занятий

Форма семинарских занятий состоит в том, что студенты рассказывают о новых работ в области исторической социально-экономической динамики. Для этого они переводят с английского (сокращенный письменный перевод) статьи, посвященных теме курса. В зависимости от размера и сложности статьи тема дается одному студенту или группе из 2-3 студентов.

На основании проверенного преподавателем перевода студенты делают доклад, сопровождаемый демонстрацией презентации. При этом студенты могут не только пересказывать текст автора, но и давать свои оценки его взглядам.

В ходе показа презентации при необходимости преподаватель дает комментарии к обсуждаемой в презентации теме и/или задает выступающим наводящие вопросы.

После доклада преподаватель и остальные студенты задают вопросы докладчикам (в случае отсутствия ответа докладчиков, отвечает преподаватель), после исчерпания вопросов студенты могут выступать по обсуждаемой теме. Авторы презентации (переводчики) и другие студены могут комментировать выступления.

После выступлений студентов преподавать выступает с оценкой качества перевода и презентации, отвечает на вопросы, возникшие в процессы обсуждения, а также с рассказывает дополнительные сведения (в том числе взгляды других ученых) по обсуждаемой теме.

Примеры статей для перевода и анализа

Авторы

Название

Кол-во студентов в группе

Chr. Chase-Dunn, A. Álvarez, And D. Pasciuti

Power And Size: Urbanization And Empire Formation In World-Systems Since The Bronze Age

1

A. Malkov

The Silk Roads: A Mathematical Model

2

M.Kremer

Population Growth And Technological Change: One Million B.C. to 1990

3

Rein Taagepera

Expansion And Contraction Patterns Of Large Polities: Context For Russia

2

Jack A. Goldstone And Adriana Kocornik-Mina

Democracy And Development: New Insights From Graphic Analysis

2

Andrey Korotayev,

Sergey Tsirel

A Spectral Analysis Of World GDP Dynamics: Kondratieff Waves, Kuznets Swings, Juglar And Kitchin Cycles In Global Economic Development, And The 2008–2009 Economic Crisis

2

George Modelski

Ages of Redistribution

1

Peter Turchin And Andrey Korotayev

Population Dynamics And Internal Warfare: A Reconsideration

2

Luís Aguiar-Conraria, Pedro C. Magalhães, Maria Joana Soares

On Waves In War And Elections∗
Wavelet Analysis Of Political Time-Series

2

Peter Turchin

Warfare And The Evolution Of Social Complexity:
A Multilevel-Selection Approach

1

David Wilkinson,

Sergey Tsirel

Analysis Of Power-Structure Fluctuations In The “Longue Durée” Of The South Asian World System

3

8. Литература

Основная литература.

1.    Турчин П.В. Историческая динамика: На пути к теоретической истории (пер. с англ. под ред. Малинецкого Г.Г., Подлазова А.В., Боринской С.А.); предисл. Малинецкого Г.Г.- Москва, ЛКИ, 2007 или 2010 – 368 c.

  1. Нефедов С. А. Концепция демографических циклов. – Екатеринбург: Изд. УГГУ, 2007. – 140 с.

    1. Коротаев А. В., Комарова Н. Л., Халтурина Д. А. Законы истории. Вековые циклы и тысячелетние тренды. Демография, экономика, войны. М.: КомКнига, 2007. – 256 c.     Коротаев А.В., Халтурина Д.А., Малков А.С. Законы истории. Математическое моделирование развития мир-системы. Демография, экономика, культура.– М.: КомКнига, 2007. – 224 с. (есть 3 издание 2010 г)

  1. Нефедов С. А. Демографически-структурный анализ социально-экономической истории России. – Екатеринбург: Изд. УГГУ, 2005. – 539 с.

  2. Альманахи «История и математика» (выходят в Москве, изд-во «Комкнига») - все выпуски, сейчас вышло 10 сборников

  3. Розов Н.С. Историческая макросоциология. Методология и методы. Новосибирск, НГУ, 2009 – 412 с.

  4. Дьяконов, И. М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М.: Наука. - 1994.

  5. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука,1986. 254 с.

  6. Дж. Даймонд Ружья, микробы и сталь. Судьбы человеческих обществ. М. АСТ, 2010, 752 с

 

Дополнительная литература

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. М.: Весь мир, 2007., Т. 1-3. (издание второе, стереотипное).

Альманахи «Время мира», научн. редактор Н.С. Розов, выпуски 1-3, Новосибирск, 2000 –2003 (наиболее важен первый выпуск).

Альманахи «Эволюция) Вышло два выпуска. М. Либроком, 2009 и 2010 г.

Turchin P. War and Peace and War: Life Cycles of Imperial Nations. NY: Pi Press, 2005.

Wallerstein I.  The Modern World-System. New York, NY: Academic Press., 3 vols. - 1974, 1980, 1988.

Савельева И.М. Полетаев А.В. Время и история. В поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997.

Maddison A.  Monitoring the World Economy: A Millennial Perspective. Paris: OECD. - 2001. 

Bairoch P. Economics & World History. Chicago: The Univ. of Chicago Pr. – 1993, 1995.

Пантин В.И. Волны и циклы социального развития. М.Ж Наука, 2004.

Гринин Л.Е., Коротаев А.В. Социальная макроэволюция. Генезис и трансформации мир-системы. М. 2009 – 568 с.

Goldstone J. Revolution and Rebellion in the Early Modern World. Berkeley, CA: University of California Press. – 1991.

Коллинз Р. Социология философий: Глобальная теория интеллектуального изменения (пер. с англ. Розова Н.С., Вертгейм Ю.Б.). Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. – 1284 с. [Есть в продаже, но стоит 1000 или 1200 руб.]

Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Сост. Б.С. Ерасов. М.: Аспент Пресс, 1999.

Раннее государство, его альтернативы и аналоги / ред. Л. Е. Гринин, Д. М. Бондаренко, Н. Н. Крадин и А. В. Коротаев, Волгоград: Учитель. – 2006.

Назаретян, А. П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: Синергетика–психология–прогнозирование. 2-е изд. М.: Мир. - 2004.

Васильев Л.С. История Востока Т.1-2, Первое издание - М. Высшая школа, 1993. С тех пор многократно переиздавалась.

Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. Новосибирск, 2001.

Kremer, M. Population Growth and Technological Change: One Million B.C. to 1990. The Quarterly Journal of Economic, 1993. V. 108: P. 681–716.

Новое в синергетике: Взгляд в третье тысячелетие./ Г.Г. Малинецкий, С.П. Курдюмов и др. - М.: Наука, 2002.

Чернавский Д.С. Синергетика и информатика. Динамическая теория информациии, М. Едиториал УРСС, 2004.

9. Вопросы для оценки качества усвоения курса

  1. Основные вехи предыстории человечества.

  2. Причины неолитической революции.

  3. Особенности неолитической революции в разных регионах.

  4. Первые центры возникновения государственности и письменности.

  5. Различия путей развития Старого и Нового Света

  6. Время возникновения крупных империй. Предположительные причины.

  7. Основные государства на рубеже нашей эры.

  8. Различия социального строя античных государств и стран Востока.

  9. Связь между развитием мировой торговли и размерами основных империй. Примеры.

  10. Эпохи наибольшего экономического развития Китая.

  11. Главные географические открытия и путешествия 15-16 вв.

  12. Наиболее успешно развивающиеся страны Европы 15-18 вв.

  13. Влияние открытия Нового Света на историю Восточных стран.

  14. Возникновение национальных государств в Европе.

  15. Номотетика и идеография.

  16. Теория К. Поппера.

  17. Косвенные клиометрические методы.

  18. Прогнозы и предсказания.

  19. Логистическое уравнение

  20. Классификации исторического времени.

  21. Подходы к периодизации исторических процессов.

  22. Формационный подход

  23. Цивилизационный подход

  24. Многолинейные подходы.

  25. Основные понятия мир-системного подхода.

  26. Экспоненциальный и гиперболический рост.

  27. Основная причина гиперболического населения Земли.

  28. Эмпирическая проверка теории Кузнеца-Кремера.

  29. Основные системы уравнений, описывающие рост народонаселения Земли.

  30. Гиперболический рост народонаселения Земли при альтернативной истории.

  31. Причины замедления роста населения Земли.

  32. Две модели поддержания постоянного населения в развитых странах.

  33. Причины вековых циклов в традиционных странах.

  34. Теория Мальтуса. Уравнения Ферхюльста.

  35. Уравнение Нефедова для демографического цикла.

  36. Связь стадии демографического цикла с уровнем цен и зарплат.

  37. Трудности исторических оценок ВВП.

  38. Связь роста ВВП на душу и предельно возможного населения Земли.

  39. Европейский путь выхода из мальтузианской ловушки.

  40. Причины революционных событий после выхода из мальтузианской ловушки.

  41. Основные положения геополитической теории Коллинза.

  42. Математическая модель геополитической теории Коллинза.

  43. Сходства и различия понятий харизмы, пассинарности, асабийи.

  44. Роль метаэтнических границ в формировании коллективной солидарности.

  45. Соотношение размеров оседлых империй и кочевых вождеств.

  46. Влияние новых вооружений на политические процессы.

  47. Формы динамики борьбы государств с варварской периферией.

  48. Логистическая модель распространения новых религий. Примеры.

  49. Различия «западных» и «восточных» цивилизаций.

  50. Устойчивость институтов. Теплые и холодные общества.

  51. Роль смены типа потребления в модернизации.

  52. Модель взаимодействия ядра и периферии мир-системы.

  53. Прогнозы и предсказания. Возможность и методы прогнозирования.

Автор программы профессор С.В.Цирель



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа вступительного экзамена для магистратуры программа вступительного экзамена для магистерских программ

    Программа
    Методы исследования в экономической теории. Формальная логика. Научные абстракции и модели. Функциональный анализ. Математические и графические способы функционального анализа.
  2. Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар «Методология исследований в персонологии»

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины Научно-исследовательский семинар «Методология исследований в персонологии» для направления 030300.
  3. Программы вступительных испытаний для поступающих по программам бакалавриата (специалиста) в фгбоу впо «пггту» в 2012г. Программа вступительных испытаний по русскому языку

    Программа
    Абитуриенту предлагается тест, для выполнения которого необходимо знать общие сведения о русском языке, определения основных изучаемых единиц языка и категорий, орфографические и пунктуационные правила.
  4. Социально-экономические основания разработки и реализации программы создания Уральского федерального университета

    Документ
    Приложение 3. Перечень реализуемых программ подготовки и переподготовки кадров, программ дополнительного образования в соответствии с приоритетными направлениями развития УрФУ
  5. Программа для проведения вступительных испытаний для поступления в магистратуру по направлению «менеджмент» Магистерская программа (2)

    Программа
    При поступлении в магистратуру экономического факультета направления «Менеджмент» на программу «Международный менеджмент» выпускник бакалавриата с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

Другие похожие документы..