Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Державний стандарт'
“Державний стандарт початкової загальної освіти” головною метою дисциплін художньо-естетичного циклу, що складають освітню галузь “Мистецтво”, визнач...полностью>>
'Документ'
Содержание и особенности управленческого труда. Оценка эффективности управленческого труда. Функции менеджера в системе управления....полностью>>
'Документ'
Курс всесвітні історія ХХ ст. охоплює період з початку ХХ століття до початку ХХІ ст. Даний курс вивчає Новітню історію країн Європи та Америки, Нові...полностью>>
'Конкурс'
Подсчитано, что в рационе лисицы более трехсот различных животных - от насекомых до крупных птиц. И все же основная пища лисы - грызуны. Они занимают ...полностью>>

Самосознание: сущность, структура и функции

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УДК 101:316:141.78 (1-87)

САМОСОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

(ФИЛОСОФСКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ)

Стародумова Анжела Александровна

Студентка второго курса факультета экономики, финансов и коммерции

Пермской государственной сельскохозяйственной академии

имени академика Д.Н. Прянишникова

angelka_92@

Наиболее часто самосознание определяют как осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, переживаний, интересов, своего положения в обществе.

Вначале человек отличает себя от объекта, затем самосознание проявляется как родовое, коллективное. С появлением цивилизации и обособлением индивида возникает собственно самосознание личности. Исторически первоначально человек осознает предметы и свои действия, а на более высоком уровне – и свои мысли о предметах и действиях (рефлексия), осознает свое тело и свой дух.

Самосознание включено в сознание, существует в его пределах, немыслимо без него, оно субъекта делает объектом этого субъекта – его мысли, чувства, волю, цели, действия. Именно в процессе самосознания человек становится личностью. «Познай самого себя!» –говорил Сократ.

Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную ими культуру. Познавая себя, человек изменяется, никогда не остается таким, каким был прежде, ибо он осуществляет самоконтроль, самооценку и, следовательно, саморегулирование.

Самосознание, как и сознание, в целом развивается, что проявляется в самонаблюдении и контроле над собой; критическом и самокритичном отношении к самому себе (не «впадая» ни в возвеличивание, ни в самобичевание); самообладании; ответственности за свои поступки.

Подчеркнем еще раз важную роль рефлексии в формировании самосознания. Ориентируя сознание человека на осмысление собственных чувств, мыслей и действий, рефлексия может иметь разные уровни. Диапазон ее довольно широк – от элементарного состояния до глубоких раздумий над глубинными смыслами своего бытия, нравственными, религиозными и иными коллизиями своего внутреннего мира. В процессе рефлексии происходит не просто осознание того, что есть в опеке, но всегда одновременно и переделка самого человека, его сознания и духовного мира. Правда, представления человека о самом себе часто расходятся с тем, что он есть на самом деле.

Таким образом, самосознание – это целостная оценка самого себя как чувствующего, мыслящего и действующего субъекта.

Самосознание свойственно не только индивиду, но и социальным группам, различного рода общностям людей, когда они поднимаются до понимания своего положения в той или иной социальной системе, своих общих интересов и идеалов. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Концепции самосознания были разработаны такими учеными как Т. Липпс, А. Пфандер, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова и др.

Согласно Б.Г.Ананьеву самосознание возникает в период, когда ребенок начинает выделять себя как субъекта своих действий, и в дальнейшем это развитие идет от оценки своих действий к самооценке. Вначале выделяется физическое Я, затем – духовное Я. В переходном периоде у подростка самосознание приобретает новые свойства и качественно изменяется.

В дальнейшем самосознание как специфический вид сознания выполняет в психической жизни личности функцию саморегуляции, познания и отношения к себе.

В развитии самосознания большое значение имеет соотнесение личностью своего реального Я с тем идеальным Я, которым каждая личность обладает. Расхождение реального и идеального Я является источником различных внутренних противоречий личности.

Самосознание – это особая форма сознания, которая также как и сознание, имеет отражательную природу. Объектом самосознания являются сама личность, ее мысли, чувства, потребности, весь ее внутренний мир.

Согласно Б.Г.Ананьеву самосознание возникает в период, когда ребенок начинает выделять себя как субъекта своих действий, и в дальнейшем это развитие идет от оценки своих действий к самооценке. Вначале выделяется физическое Я, затем – духовное Я. В переходном периоде у подростка самосознание приобретает новые свойства и качественно изменяется.

В дальнейшем самосознание как специфический вид сознания выполняет в психической жизни личности функцию саморегуляции, познания и отношения к себе.

В развитии самосознания большое значение имеет соотнесение личностью своего реального Я с тем идеальным Я, которым каждая личность обладает. Расхождение реального и идеального Я является источником различных внутренних противоречий личности.

Самосознание выполняет ряд важных функций:

  • Функция самопознания (получение информации о себе);

  • Функция эмоционально-ценностного отношения к себе;

  • Функция саморегуляции поведения.

Самосознание развивается. С точки зрения большинства учёных, самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» – примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Наука различает стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года;

  • К двум – трем годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля;

  • К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка);

  • Подростковый и юношеский возраст – этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. В этот период завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников;

  • Соотношение «Я-реального» и «Я-идеального»;

  • Оценка результатов своей деятельности.

В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии – знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени – удерживает себя как одно и то же сознание. При этом, говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире. В строго философском смысле сознание есть всегда – оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Формирование национального самосознания в условиях государственного строительства таджикистана

    Автореферат
    Актуальность темы. После распада Советского Союза проблема формирования национального самосознания в новых независимых республиках перешла от теории к практике.
  2. Ерёменко Владимир Владимирович Транскультурные особенности самосознания личности с аддиктивным поведением в подростково-юношеском возрасте Специальность: 19. 00. 13 психология развития, акмеология автореферат

    Автореферат
    Защита состоится 17 апреля 2007 года в часов на заседании Диссертационного совета К-008.17.01 Психологического института РАО по адресу: 103009, Москва, ул.
  3. Вопросы: Истоки сознания > Сущность, структура, функции сознания

    Литература
    1. Введение в философию. В2-х. М. 1989. ч. 2.2. Философия (под ред. Кохановского В.П. Ростов. 1996.3. Философия (курс лекций ).М. 1997.4. Алексеев П.В.
  4. 1 Предмет философии, ее структура и функции

    Документ
    Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская
  5. Структура и состав современного культурологического знания

    Документ
    “Культурология: краткий тематический словарь” предназ­начен для студентов высших учебных заведений, а также всех читателей, интересующихся историей и теорией куль­туры, занимающихся их изучением.

Другие похожие документы..