Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Что за люди стремились тогда сюда на далекую окраину России, что за богатыри былинные? На какой земле они родились, чьим молоком вспоены, какой силой...полностью>>
'Документ'
Департамент косвенных налогов по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость медицинских услуг по диагностике заболеваний амбулаторных и...полностью>>
'Документ'
Актуальність теми дослідження. Необхідність активного використання маркетингу в діяльності вітчизняних комерційних банків набула особливої актуальнос...полностью>>
'Документ'
Поиск компоненты с заданным значением – это одна из основных операций, применяемых к структурированным данным. Эффективность ее реализации определяет ...полностью>>

Примерные рабочие программы по русскому языку в 10-11 классах, ориентированные на умк под ред. Власенкова А. И. Профильный уровень (социально-гуманитарный)

Главная > Пояснительная записка
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Примерные рабочие программы по русскому языку в 10-11 классах, ориентированные на УМК под ред. Власенкова А.И.

Профильный уровень (социально-гуманитарный)

Составитель:

Шитова Т.К., учитель русского языка и литературы СОШ № 75.

Пояснительная записка

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые определяют достижения выпускника во всех областях жизни, которые способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Профильное обучение позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации учебного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся. Русский язык на профильном уровне изучается в социально-гуманитарном и филологическом классах. На его изучение отводится по 105 часов (3 часа в неделю) в 10-11 классах.

В Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) сформулирована общая стратегия обучения, воспитания и развития учащихся. Примерная программа Министерства образования РФ детализирует и раскрывает содержание стандарта. Основные принципы организации учебного материала, его структурирование определяется в авторских программах. Но новая программа, которая в полной мере соответствовала бы Обязательному минимуму содержания образования и требованиям Федерального компонента государственного стандарта 2004 г., не издана.

Настоящее тематическое планирование ориентировано на социально-гуманитарные классы. Оно составлено на основе Примерной программы и ориентировано на учебник А.И Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык» (Грамматика. Текст. Стили речи.), 10—11 кл, М.: Просвещение, 2003, который включен в Федеральный перечень учебников на 2007/08 учебный год.

Цели обучения русскому языку на профильном уровне:

- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающей системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевой поведения в различных сферах и ситуациях общения;

- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально-ориентированной сфере общения;

совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Содержание обучения русскому языку на профильном уровне отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического

профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Профильный курс русского языка должен обеспечить готовность учащихся к получению высшего филологического образования, поэтому форма проводимых учебных занятий должна соответствовать основным видам деятельности обучающихся в высших учебных заведениях: лекции, семинары, практикумы.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы.

Обучение русскому языку в социально-гуманитарном профиле имеет определенные особенности, которые связаны с актуализацией межпредметных связей не только с литературой, но и с такими предметами, как история, обществознание, право.

Календарно-тематическое планирование. 10 класс

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции (70 час.)

Название разделов и тем уроков

Дата

Введение в науку о языке (9 ч.)

Лекция. Русский язык как общественное явление. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в современном мире. (упражнения 267-270)

Лекция. Язык как особая система знаков; ее место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные (упражнение 271) Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.

Семинар. Русский язык как один из индоевропейский языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.

Семинар. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма. Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах. (упражнения 273-275)

Практикум. Русский язык и русская литература. Составление текста-рассуждения (развернутого комментария) по нескольким высказываниям о русском языке.

Семинар. Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и вариантная, общеязыковая и ситуативная (стилистическая). Основные виды норм современного русского литературного языка. (упражнения 276-277)

Лекция. Современные нормативные словари, справочники, пособия.

Практикум. Овладения умениями адекватно передавать содержание текста с заданной степенью свернутости. (стр. 185 – план реферата)

К.р. Защита рефератов (темы по выбору – стр. 143)

Языковая система

Лекция. Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка

Синонимия в системе языка (5 ч.)

Практикум. Лексические синонимы

Практикум. Лексические синонимы

Практикум. Синтаксические синонимические конструкции

Практикум. Синтаксические синонимические конструкции

К.р. Лингвистический анализ текста

Фонетика (6 ч.)

Лекция. Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. (упражнения 5-6.)

Практикум. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке (упражнение 9)

Семинар. Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной выразительной речи

Семинар. Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной выразительной речи

Практикум. Изобразительные средства фонетики русского языка

К.р. Лингвистический анализ текста

Лексика и лексикология (12 ч.)

Лекция. Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. (стр. 24-29)

Практикум. Лексический анализ поэтического текста (стихотворение И.С. Никитина «Звезды меркнут и гаснут».) (упражнения № 29, 37, 52, 55)

Семинар. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации. (стр. 34-46)

Семинар. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации. (стр. 34-46)

Практикум. Активная и пассивная лексика русского литературного языка. (упражнения № 67, 69, 70).

Практикум. Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика (упражнения № 72-76).

К.р. Лингвистический анализ текста

Лекция. Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы, поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов

Практикум. Составление синонимических и антономических пар фразеологических сочетаний (упражнение№ 87, 95)

Лекция. Лексические и фразеологические словари

Практикум. Лексические средства выразительной речи. (стр. 320-327)

К.р. Контрольный диктант с дополнительными заданиями

Морфемика и словообразование (5 ч.)

Практикум. Повторение. Морфемика и словообразование. (упражнения № 105-112)

Практикум. Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Способы словообразования. (упражнения № 113-121)

Лекция. Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке. (упражнения № 122-130)

Практикум. Словообразовательные средства выразительной речи. (упражнение № 134)

К.р. Тестовый контроль

Морфология (6 ч.)

Лекция. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы грамматических значений

Семинар. Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи

Семинар. Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи

Практикум. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи. (упражнение № 139)

Практикум. Морфологические средства выразительности речи. (упражнения № 148, 150, 152)

К.р. Морфологический анализ текста

Правописание: орфография (13 ч.)

Практикум. Трудные случаи правописания Н и НН в суффиксах разных частей речи (упражнения № 195, 196)

Практикум. Трудные случаи правописания Н и НН в суффиксах разных частей речи (упражнения № 195, 196)

Практикум. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

Практикум. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

Практикум. Различение частиц НЕ и НИ

Практикум. Правописание наречий

Практикум. Правописание наречий

Практикум. Мягкий знак на конце слов после шипящих

Практикум. Правописание глаголов

Практикум. Правописание причастий

Практикум. Слитное, раздельное и дефисное написания

Практикум. Повторение изученного по теме

К.р. Контрольный диктант с грамматическим заданием

Синтаксис (13 ч.)

Лекция. Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи

Практикум. Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний

Семинар. Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения

Семинар. Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения

Практикум. Простое осложненное предложение

Практикум. Простое осложненное предложение

Практикум. Сложное предложение. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений

Практикум. Сложное предложение. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений

Практикум. Прямая и косвенная речь

Лекция. Синтаксис текста, целостность и связность как конструктивные признаки текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица теста. Средства связи в тексте

Практикум. Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм, риторический вопрос, восклицание и обращение, повторяющиеся союзы, бессоюзие

Практикум. Повторение изученного по теме

К.р. Проверочный тест по пунктуации

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

(30 час.)

ур.

п/р

Название разделов

и тем уроков

Всего

часов

Из них

Дата

провед.

урока.

лекции

семинары

практикумы

Контр.

и диагн.

работы

30

3

6

19

2

Название разделов и тем уроков

Дата

Лекция. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное. Вербальные и невербальные средства общения

Практикум. Речевая ситуация и ее компоненты: говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения, условия и обстоятельства. Официальные и неофициальные ситуации общения

Практикум. Речевая ситуация и ее компоненты: говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения, условия и обстоятельства. Официальные и неофициальные ситуации общения

Практикум. Правила успешного речевого общения

Практикум. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление

Практикум. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление

Практикум. Особенности диалогической речи. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике

Лекция. Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных типов, стилей и жанров

Практикум. Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста

Практикум. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего

Практикум. Информационная переработка текстов различных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов

Практикум. Информационная переработка текстов различных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов

Практикум. Информационная переработка текстов различных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов

Лекция. Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический

Семинар. Совершенствование культуры учебно-научного общения. Основные жанры научного стиля

Семинар. Совершенствование культуры учебно-научного общения. Основные жанры научного стиля

Практикум. Защита докладов, рефератов, рецензии

Семинар. Основные жанры официально-делового стиля. Практика устного речевого общения в разных ситуациях официально-делового общения

Семинар. Основные жанры официально-делового стиля. Практика устного речевого общения в разных ситуациях официально-делового общения

Практикум. Защита деловых документов различных жанров

Семинар. Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного высту4пления с учетом его цели, ситуации и сферы общения

Семинар. Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления публичного высту4пления с учетом его цели, ситуации и сферы общения

Практикум. Защита публичной речи

Практикум. Защита публичной речи

Практикум. Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания (тексты) с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

Практикум. Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания (тексты) с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

К.р. Комплексный анализ текста

К.р. Комплексный анализ текста



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-12 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    Содержание и организация преподавания русского языка в 2011-2012 учебном году базируются на федеральном компоненте государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (2004 г.
  2. Программы начального общего образования Предмет

    Документ
    - читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыс­лу и структуре слова; ориентировочный темп чтения 20-25 слов
  3. Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Пояснительная записка

    Основная образовательная программа
    Современное общество требует максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющей делать профессиональный и социальный
  4. О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2007-2008 учебном году

    Методическое письмо
    В 2007-2008 учебном году образовательная политика в области преподавания русского языка определяется следующими нормативными и инструктивно – методическими материалами:
  5. Методическое письмо Особенности преподавания русского языка в 2006-2007 учебном году в условиях введения новых стандартов и бупов

    Методическое письмо
    В соответствии с распоряжением департамента образования Ярославской области от 31.01.2006 года №244/01-10 в 2006/2007 учебном году в школах Ярославской области начинается поэтапный переход на новые учебные планы, разработанные на

Другие похожие документы..