Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Головною умовою ефективного управління виробничим підприємством є отримання повної, достовірної та оперативної інформації про витрати, які формують с...полностью>>
'Документ'
В сегодняшней российской жизни дилемма «капитализм или социализм» утратила смысл. На повестке дня – вопрос о том, какой тип рыночных отношений утверд...полностью>>
'Документ'
действие творческого меньшинства. Его созревание состоит из двух стадий - уход (изгнание), в течение которого происходит личное просвещение меньшинств...полностью>>
'Курс лекций'
Краткий курс лекций дисциплины «Ревизия и контроль» для специальности 2 – 25 01 31 «Финансы», 2 – 25 01 31 – 02 «Налоги и налогообложение» охватывает...полностью>>

Бхакти Тиртха Свами Духовный воин — 4 победа над врагами ума переводчик Гру И. Б. (Ишвара Пури д.) Содержание Посвящение

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Бхакти Тиртха Свами

Духовный воин — 4

ПОБЕДА НАД ВРАГАМИ УМА

Переводчик Гру И.Б. (Ишвара Пури д.)

Содержание

Посвящение.

Благодарность.

Предисловие.

Предисловие редактора.

Предисловие автора.

Глава первая: ИЗБЕГАЙТЕ ЧРЕЗМЕРНЫХ БЕСПОКОЙСТВ.

Не бойтесь.

Беспокойство умаляет положение Господа

как Верховного Повелителя.

Самоанализ.

Что такое беспокойство?.

Как избежать беспокойств.

Заглянем в писания.

Выдающиеся личности.

Служение Богу.

Вопросы и ответы.

Глава вторая: ЛЮБОВЬ ВМЕСТО СТРАХА .

Страх и общество.

Страдания, причиняемые материальной природой.

Три вида страха.

Надежда и страх .

Дальнейший анализ разновидностей страха.

Посттравматический стресс в духовных общинах.

Последствия страха .

Внутренние изменения, а не внешние реформы .

Любовь против страха.

Злая собака и добрая собака.

Культура страха .

Вопросы и ответы.

Глава третья: УКРОЩЕНИЕ ГНЕВА.

Всепроникающий гнев .

Поле битвы .

Откуда берется гнев.

Мифы относительно природы гнева.

«Спусковой крючок» гнева.

Стадии развития гнева .

Последствия гнева .

Умение справляться с гневом .

Понимание сути.

Лужицы гнева.

Здоровый гнев.

Глупый гнев .

Материального гнева не существует .

Развитие подлинной любви и бескорыстия.

Вопросы и ответы.

Глава четвертая: ПОЛЕЗНАЯ СКОРБЬ .

Причины скорби.

Стадии скорби.

Признаки скорби .

Почему люди избегают скорби.

Методы работы со скорбью.

Акцентирование внимания на росте и исцелении .

Трансцендентная скорбь.

Вопросы и ответы .

Глава пятая: КАК СПРАВИТЬСЯ С ДЕПРЕССИЕЙ .

Век Кали .

Рост числа психических заболеваний .

Кто обращается к преданному служению .

Типы депрессии .

Причины депрессии.

Советы по преодолению депрессии.

Тридцать два способа справиться с депрессией.

Шесть шагов, предотвращающих приступы паники.

Как помочь детям избавиться от тревоги и приступов паники.

Вопросы и ответы.

Глава шестая: ЗАВИСИМОСТЬ И ПРОЦЕСС ИСЦЕЛЕНИЯ .

Духовный кризис.

В поисках экстаза .

Процесс исцеления.

Двенадцать Шагов .

Жить одним днем.

Духовное опьянение и экстаз .

Вопросы и ответы.

Глава седьмая: О ПОЛЬЗЕ СМЕХА ДЛЯ ТЕЛА И ДУШИ .

Смех как противоядие.

Радуйтесь!.

Смех как лекарство .

Физические и психологические блага, приносимые смехом .

Смеяться над иллюзией .

Смех сглаживает кажущиеся непреодолимыми проблемы .

Рассматривать трудности как возможности .

Автобиографические заметки .

Путь преданности .

Взгляд через призму писаний .

Смотреть с юмором на повседневную жизнь

Эпилог.

Глоссарий.

Посвящение

Я посвящаю эту книгу миллионам людей по всему миру, сражающихся с хронической депрессией. Пусть эта книга поможет им одержать скорую победу над этим недугом.

Благодарность

Я хочу выразить искреннюю благодарность Лаурен Коссис за первую редакцию данной книги. Мне хотелось бы также по­благодарить Джейсона Дурину за редактирование санскрита, а также Джейсона Герика и Лизу Вебб за корректуру. Я хочу поблагодарить всех своих учеников, транскрибировавших аудио-кассеты, а также Адама Кении, Кристу Хелер и Стюар­та Кеннона за создание макета книги, окончательную редак­цию и всю остальную предпечатную подготовку. Кроме того, я благодарю своих учеников в Великобритании за помощь в финансировании 4-го и 5-го томов «Духовного воина». Все они — замечательные духовные воины, жаждущие помочь людям одержать победу над врагами ума и сделать ум своим лучшим другом.

Предисловие

Хотя полки библиотек и книжных магазинов украшает мно­жество книг на подобную тематику, я с большой радостью встретил выход в свет четвертого тома «Духовного воина». Почему? Просто потому, что в ней содержатся уникальные методы преодоления депрессии, беспокойства, гнева и скор­би. Приятно отметить, что автор не принижает значения би­ологических аспектов этих заболеваний, а также предлагает ряд альтернативных методов лечения тем, кто уже обращал­ся или намерен обратиться к биологической терапии. Как ста­нет ясно из авторского предисловия, четвертый и пятый тома «Духовного воина» предложат читателю разнообразные ду­ховные методики для достижения поставленной цели.

В этой прекрасно написанной книге предлагается подход, включающий в себя не только материальную, но также и ду­ховную парадигму и позволяющий справляться со всеми возможными трудностями, которые может преподнести нам жизнь. В то же время Б.Т. Свами делает это, не принуждая нас встать на тот духовный путь, который избрал он сам. Однако он не утаивает своей принадлежности к вайшнавской тради­ции, в отличие от других авторов подобных книг, стараю­щихся скрыть свою религиозную принадлежность.

Теперь давайте поговорим о содержании каждой из глав. В первой главе («Избегайте чрезмерного беспокойства») автор предлагает нам стать более интроспективными, что играет огромную роль в биологической психиатрии. Человек, кото­рый стремится избавиться от беспокойства, но не пытается заглянуть вглубь себя, никогда не добьется успеха. Б.Т. Свами дает определение тому, что такое беспокойство, и предлагает метод избавления от его разрушительного воздействия. Он также цитирует писания: «Всевышний Господь всегда испол­няет Свои обещания». В доказательство он приводит множе­ство высказываний выдающихся представителей ведической традиции.

Вторая глава призывает нас выбирать любовь, а не страх. Б.Т. Свами «трубит в рог духовной войны» и утверждает, что «до тех пор, пока люди со всей искренностью не примут при­бежище духовной культуры», в их жизни будет преобладать страх. «А любовь не может развиться в присутствии страха», - справедливо добавляет он. Описав различные виды стра­ха, он анализирует их с духовной точки зрения. Свами убеж­дает нас не становиться жертвами «культуры страха», ибо иначе «мы будем заниматься только едой, сном, совокупле­нием и страхом». Он призывает «духовных воинов» распоз­навать эмоционально подавленных людей и помочь им обре­сти трансцендентную жизнь.

В следующей главе речь идет о том, как преодолевать гнев. В начале главы автор пишет, что, если человек, ставший на путь духовных поисков, не будет постоянно заглядывать внутрь себя, он может снова стать жертвой своих прошлых дурных привычек. Он говорит духовным воинам: «Нужно понять, что наше сознание — это поле битвы, а наше оружие — это подлинное знание, целостность, сострадание и лю­бовь». Далее исследуется природа гнева, его причины, а также связанные с ним мифы. Б.Т. Свами указывает на «спусковые крючки» гнева, формулируя пять категорий «должны» и че­тыре категории «виноваты» — готовое руководство для чита­теля. Он не оставляет нас в неведении и дает «девять позитив­ных путей обращения с «виноваты» и «должны»». Вместе с профессиональными психологами автор напоминает нам, что существует как здоровый, так и нездоровый гнев.

Рассмотрев здоровый гнев, автор переходит к описанию здоровой скорби. Чтобы сформировать у нас правильное по­нимание скорби, он разбивает ее на восемь ступеней: отрече­ние, гнев, чувство вины, страх, боль, печаль и, наконец, воз­вращение к поискам любви. Б.Т. Свами говорит, что полезная скорбь означает, что мы должны «распознать ее, встретиться с ней лицом к лицу, испытать ее и избавиться от нее», если хотим действительно освободиться от скорби и приобрести ценный опыт. И, наконец, он раскрывает нам ис­тинную причину скорби — разлуку со Всевышним Господом.

Далее автор переходит к обсуждению проблемы депрес­сии, одной из разновидностей которой является «темная ночь души». Эта глава отличается особенной глубиной. Ав­тор анализирует причины депрессии, ее разновидности и предлагает методы, помогающие справиться с этим неду­гом. Для достижения этой цели он предлагает нам постоянно благодарить Всевышнего, в какой бы ситуации мы ни оказа­лись и дает некоторые рекомендации, как развить в себе та­кую способность. В книге предлагается подробное руководст­во, как справляться с депрессией и приступами паники, а также как помочь детям, ставшим жертвой этих недугов.

Глава «Зависимость и процесс выздоровления» напоми­нает нам о том, что духовный кризис зачастую путают с пси­хическими нарушениями. Б.Т. Свами описывает Двенадцать Шагов, которые должен сделать человек на пути избавления от зависимости. Автор сравнивает человека, только вставше­го на духовный путь, с выздоравливающим наркоманом, по­скольку и тот, и другой по-прежнему находятся в рабстве многочисленных привязанностей и подвергаются многим искушениям. Последняя глава книги приносит желанное об­легчение, — смех полезен для тела и для души. Б. Т. Свами призывает нас генерировать радость. Он рассматривает тера­певтический эффект смеха как в физическом, так и в психоло­гическом аспектах. Примеры из жизни самого автора и цитаты из священных писаний, подтверждающие изложенные им взгляды, обогащают и оживляют содержание главы. В заклю­чение подводится замечательное резюме о причинах психо­логических расстройств, убеждающее нас в том, что «мы са­ми создали их. Мы приютили их и теперь можем со смехом отвергнуть их существование. Все это — искаженные отра­жения истинных эмоций, связанных с Богом».

Давайте же поприветствуем появление этой уникальной книги в арсенале методов психического здоровья и восполь­зуемся возможностью учиться у ачаръи (т.е того, кто учит своим собственным примером). Наконец, я уверен, что те чи­татели, которые еще не стали духовными воинами, несо­мненно, присоединятся к Б.Т. Свами и станут ими.

Рави П. Сингх,

магистр дипломатии, почетный член Парламента,

член Американского совета по психиатрии и неврологии

Предисловие редактора

Серия «Духовный воин» основана на выступлениях по радио и телевидению Его Святейшества Бхакти Тиртхи Свами (Сва­ми Кришнапады), в которых он обращался к самым разным аудиториям по всему миру на протяжении ряда последних лет. И поскольку текст книги транскрибировался с устной ре­чи, он носит характер неформальной беседы. В ходе редактирования мы старались придать тексту форму, более подходя­щую для чтения, сохранив при этом дух оригинала и определенные речевые нюансы. Наша цель состояла в со­здании атмосферы, способной сделать читателя частью ауди­тории, чтобы он смог ощутить живое присутствие лектора, делящегося с ним духовной пищей.

Нам хотелось бы упомянуть еще о некоторых стилисти­ческих нюансах. В ходе своих бесед Б.Т. Свами затрагивает многочисленные религиозные учения. Но поскольку его ау­дитория, как правило, состоит из людей, принадлежащих к христианской и ведической традициям, он ссылается глав­ным образом на эти писания. Время от времени он обраща­ется к санскритской терминологии Вед — обширных древних писаний, ведущих свое происхождение из той области мира, которая сегодня называется Индией. Мы старались сохранять в тексте большую часть этих терминов и объяснять их по хо­ду повествования. В случае, если читателю потребуется до­полнительная информация, мы рекомендуем обратиться к глоссарию. И все же некоторые из терминов мы хотели бы прояснить с самого начала.

Говоря о едином Боге, Его Святейшество Б.Т. Свами ис­пользует целый ряд различных терминов: «Всевышний Гос­подь», «Верховная Личность Бога», «Кришна». Он также час­то использует слово «преданные», относящееся не только к тем, кто связан с ведической культурой, но и ко всем тем, кто идет по духовному пути. Термин «девятиступенчатый путь» относится к различным методам преданного служения Богу: слушанию и беседам о Господе, беседам о Нем, памято­ванию о Нем, вознесению молитв, служению Господу, полно­му преданию себя Богу и т.д.

Каждая глава завершается обменом вопросами и ответа­ми, происходившим во время лекций, которые легли в осно­ву данной книги. Мы надеемся, что таким образом вы полу­чите ответы на некоторые из вопросов, возникших у вас в ходе чтения. Кроме того, это поможет вам по-новому взгля­нуть на обсуждаемые вопросы.

Данная книга представляет собой четвертый том серии «Духовный воин». Первые три тома: «Духовный воин - 1: Ду­ховные истины в психических явлениях», «Духовный воин - 2: Обращая вожделение в любовь» и «Духовный воин - 3: Уте­шение сердца в трудные времена» — уже вышли в свет и пе­реведены на ряд языков (в том числе на русский — прим, перев.) наряду с другими работами Его Святейшества. Информация, представленная на страницах этой книги, со­кровенна, и мы надеемся, что вы серьезно отнесетесь к этим наставлениям — тогда ваша жизнь превратится в увлекатель­ное и возвышенное путешествие.

Предисловие автора

Книги «Духовный воин - 4: Победа над врагами ума» и «Ду­ховный воин - 5: Как сделать ум вашим лучшим другом» пи­сались одновременно. Это две разные книги, однако если чи­тать их вместе, они будут взаимно дополнять друг друга, причем в гораздо большей степени, чем предыдущие книги этой серии.

Около пятидесяти пяти процентов моего служения связа­но с вайшнавскими общинами и организациями по всему миру, поклоняющимися личностному Богу в традиции, ко­торую многие называют индуизмом. Оставшиеся сорок пять процентов моей деятельности связаны с обучением руково­дителей международных коммерческих, медицинских и ду­ховных организаций. Областью моего особого интереса явля­ется помощь руководителям этих организаций в развитии подлинных качеств лидера. Я также стремлюсь помочь после­дователям различных духовных направлений избежать инертности и препятствий, чтобы они смогли по-настояще­му помочь себе и своим организациям.

В своем недавнем турне по сорока странам мира я обсуж­дал многое из того, о чем пойдет речь в четвертом и пятом то­мах «Духовного воина». По окончании тура у меня возникло желание издать часть этого материала в печатной форме, чтобы помочь людям преодолевать инертность, помехи и препятствия в своей жизни. Я видел, что во всех сообществах люди страдают от бездеятельности и зачастую испытывают сильный психологический дискомфорт. И поскольку я мо­лился о том, чтобы помочь избавиться от страданий как мож­но большему количеству людей, идея издания четвертого и пятого томов «Духовного воина» стала результатом этого желания.

На санскрите названия главных врагов ума звучат так: бхайя (гнев), кома (похоть), кродха (гнев), лобха (жадность), матсаръя (зависть), мода (безумие) и моха (иллюзия). Их со­общниками являются скорбь, депрессия, хроническое беспо­койство, приступы паники, одержимость, посттравматичес­кий стресс и всевозможные фобии. В 4-м и 5-м томах «Духовного воина» я выявляю этих врагов и указываю пути избавления от их влияния. Все они порождены ложным эго, и это означает, что подлинным решением проблемы являет­ся преобразование ложного эго в истинное. Четвертый и пя­тый тома «Духовного воина» предложат читателю ряд мето­дов для достижения этой цели. Итак, духовные воины, в вашем распоряжении дополнительная духовная амуниция в борьбе за мир и любовь.

Глава первая

ИЗБЕГАЙТЕ ЧРЕЗМЕРНЫХ БЕСПОКОЙСТВ

аханкара-критам бандхам

атмано 'ртха-випарйайам

видван нирвидйа самсара-

чинтам турйе стхитас тйаджет

«Шримад-Бхагаватам», 11.13.29

«Ложное эго живого существа ввергает его в рабст­во и награждает прямо противоположным тому, что оно желает. Поэтому разумный человек дол­жен беспокоиться не о том, как наслаждаться ма­териальной жизнью, а о том, чтобы постоянно пребывать в Господе, находящемся вне сферы действия материального сознания».

Не бойтесь

В древнем ведическом писании, которое называется «Бхагавад-гита», Господь говорит Арджуне:

сарва-дхарман паритйаджйа мам экам ширинам враджа ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах

«Оставь все религиозные обязанности и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего.» («Бхагавад-гита», 18.66)

В конце беседы с Арджуной Господь призывает Своего слугу отбросить страх и беспокойство, и это наставление важно для всех нас. Почему Господь призывает Арджуну бес­страшно отбросить все религиозные обязанности и просто предаться Ему? Описав карма-йогу, хатха-йогу, гъяга-йогу и аштанга-йогу, Господь говорит, что все это — лишь подготовительные ступени, что нужно принять суть и отка­заться от поверхностных, второстепенных соображений. При­знание Господа нашим истинным благожелателем, лучшим другом и высшим покровителем основывается на глубоком знании и составляет суть духовной жизни. Если мы сможем осознать эти истины, для беспокойств не будет оснований.

В «Шримад-Бхагаватам», самом возвышенном ведичес­ком тексте, говорится, что из четырех видов деятельности (еды, сна, совокупления и страха) страх — самый труднопре­одолимый, поскольку он присутствует и в трех остальных. Беспокойство препятствует развитию любви и преданности, ибо беспокойство и страх несовместимы с любовью и пре­данностью. Любовь и страх плохо сочетаются. Любая дея­тельность попадает в одну из двух категорий: кома (вожделе­ние) или према (любовь). Поэтому идущий по пути любви и преданности должен освободиться от страха и сомнений. Как же преданному удается этого добиться и что этому меша­ет? Мы надеемся получить ответ на все эти вопросы, рассмо­трев беспокойство с психологической, социальной и духов­ной точек зрения. Настоящий духовный воин никогда не оказывается во власти чрезмерных беспокойств, ибо он постоянно поглощен тем, что отдает или получает любовь.

Беспокойство умаляет положение Господа

как Верховного Повелителя

если внимательно изучить жизнь великих ачаръев — ду­ховных учителей и пророков — мы обнаружим, что они ни­когда не отдавались во власть чрезмерных беспокойств, пре­пятствующих развитию ростка преданности в сердце и мешающих человеку полностью предаться Богу. Чрезмер­ное беспокойство подразумевает потерю контроля над дея­тельностью ума. Это означает, что мы не способны в полной мере воспринять милость Бога и осознать Его как всеведущую Верховную Личность Бога, управляющую всем, - кришнас ту бхагаван сваям.

Другими словами, беспокойство — это неспособность по­нять положение Бога как того, кто во всей полноте обладает шестью достоинствами (красотой, силой, знанием, славой, богатством и отречением). Охваченный беспокойством чело­век слишком поглощен мыслями о своей судьбе и считает Господа недостаточно милосердным. Он начинает считать се­бя ответственным за все происходящее и не верит в то, что Господь пребывает в его сердце. Из поколения в поколение, из века в век беспокойство затрудняет нам доступ к милости Господа. Оно закрывает нам доступ к могуществу Бога, кото­рое проявляется в Его аватарах, воплощениях, нисходящих в этот мир ради уничтожения негодяев, защиты Своих пре­данных и утверждения чистого преданного служения.

Господь призывает нас отбросить всякое беспокойство и занять ум позитивной деятельностью:

ман-мана бхава мад-бхакто

мад-йаджи мам намаскуру мам эваишйаси йуктваивам

атманам мат-парайанах

«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо Мной ниц и поклоняйся Мне. Пол­ностью сосредоточившись на Мне, ты непремен­но придешь ко Мне.»

(«Бхагавад-гита», 9.34)

Господь призывает нас не беспокоиться о результатах на­шей деятельности. Это утверждение можно сопоставить с про­цитированным выше стихом 18.66, в котором Господь призы­вает Арджуну отбросить сомнения и страх. Вместо того, чтобы беспокоиться, он должен просто предаться, и Господь поможет ему соответственно степени его преданности. В следующий раз, когда вы будете охвачены беспокойством, примите во внимание эти соображения и подумайте о том, что ваша тре­вога в действительности умаляет положение Бога как Верхов­ного Повелителя и нашего благожелателя и занимает в вашей душе место любви и преданности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бхакти Тиртха Свами (1)

    Документ
    Долг духовного воина состоит в том, чтобы поддерживать неразрывную связь с Божественной силой и развивать стойкость, сострадание и самоотверженную любовь, которые станут источником вдохновения и утешения тем, кого Господь вверил нашей заботе.
  2. Бхакти Тиртха Свами (2)

    Документ
    Долг духовного воина состоит в том, чтобы поддерживать неразрывную связь с Божественной силой и развивать стойкость, сострадание и самоотверженную любовь, которые станут источником вдохновения и утешения тем, кого Господь вверил нашей заботе.
  3. «Я благословлена лучшим и никогда не соглашусь на что-то худшее»

    Книга
    Эта книга – не просто источник вдохновения для тех, кто лишь недавно встал на духовный путь; она является руководством к действию для опытных людей с развитым разумом.
  4. Верховному Господу Кришне, источнику всех наслаждений. В первой песни «Шримад-Бхагаватам» описаны принципы, на которых основано творение, поэтому ее можно озаглавить «Творение». Вторая песнь рассказ

    Рассказ
    КОММЕНТАРИЙ: Васудевайа означает «Кришне, сыну Васудевы». Тот, кто повторяет имя Кришны, Васудевы, достигает всех благоприятных результатов, которые приносят занятия благотворительностью, совершение аскез и исполнение обетов.
  5. Радханатх Свами Смирение: Сборник лекций / Пер с англ. М.: Философская книга

    Книга
    Истинное смирение — это естественное состояние сознания. Истинное смирение проистекает из чистоты сердца. Мы, как садхана-бхакты, должны практиковать принцип смирения с настоящим искренним желанием обрести истинное смирение.

Другие похожие документы..