Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Визначте, чи правильне твердження, що концентрація промислового виробництва в металургійній, вугільній і залізорудній галузях у Наддніпрянщині на поч...полностью>>
'Рабочая программа'
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВО для специальности 210405 (201100) — Радиосвязь радиовещание и телевидение, утвержденного МО 10. 03. 2...полностью>>
'Документ'
Соціальний педагог - це фахівець з виховної роботи з дітьми, підлітками, молоддю, дорослими, який покликаний створювати сприятливі соціальні, навчаль...полностью>>
'Обзор'
Защитники Березовой рощи Красноярска проведут городскую акцию протеста и призывают присоединиться к ней всех жителей города. Участников просят принос...полностью>>

Учебно-методический комплекс дисциплины Синтаксис русского языка Специальность

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной и методической

работе_______________Сидненко Т.И.

_________________________2009 года

РЕКОМЕНДОВАНО

Кафедрой русского языка и литературы

Протокол № ______ от __________________2009 г.

Зав. кафедрой ________________ Карлик Н.А.

ПРИНЯТО

УМС, протокол № ______ от _______________2009 г.

Председатель _________________ Сидненко Т.И.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Дисциплины Синтаксис русского языка

Специальность № 031001 "Филология"

Факультет Филологический

Кафедра Русского языка и литературы

Форма обучения Очная

Курс 3

Семестр 5

Зачет 5 семестр

Автор: канд.филолог.наук, доцент ______________Юсупова Д.Д.

Санкт-Петербург

2009 г.

Содержание УМК

I. Программа учебной дисциплины (рабочая программа)

II. Приложение к программе

III. Перечень программного обеспечения

IV. Фонд контрольных заданий

V. Методическое обеспечение УМК

VI. Активные формы и методы обучения.

VII. Конспект лекций

VIII. Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Синтаксис русского языка»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной и методической

работе_______________Сидненко Т.И.

_________________________2009 года

РЕКОМЕНДОВАНО

Кафедрой русского языка и литературы

Протокол № ______ от __________________2009 г.

Зав. кафедрой ________________ Карлик Н.А.

ПРИНЯТО

УМС, протокол № ______ от _______________2009 г.

Председатель _________________ Сидненко Т.И.

ПРОГРАММА

Дисциплины Синтаксис русского языка

Специальность № 031001 "Филология"

Факультет Филологический

Кафедра Русского языка и литературы

Форма обучения Очная

Курс 3

Семестр 5

Зачет 5 семестр

Автор: канд.филолог.наук, доцент ______________Юсупова Д.Д.

Санкт-Петербург

2009 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Краткая характеристика дисциплины

Курс читается студентам-филологам 3 курса и рассчитан на 34 аудиторных часа (17 лекций и 17 практических занятий). Дисциплина «Синтаксис русского языка» предполагает рассмотрение основных единиц синтаксиса: словоформ, словосочетаний, предложений; характеризует связи и отношения между этими единицами; рассматриваются также такие единицы как сложная синтаксическая конструкция, сложное синтаксическое целое, абзац, период. Являясь частью грамматики, данный курс тесно связан с морфологией.

Цель курса «Синтаксис русского языка» - изучение и усвоение теоретических основ данной дисциплины, ее основных единиц, связей и взаимоотношений между ними, особенностей употребления этих форм и дальнейшее совершенствование и активизация устной и письменной речи студентов, знакомство с основными достижениями современной русистики.

Основная задача курса - сформировать умение и навыки, как в процессе изучения теоретического материала, так и в процессе практических занятий, подготовить студентов к преподавательской деятельности.

Требования к исходному уровню знаний и умений, которыми должен обладать студент

Студент должен знать основной понятийный аппарат дисциплины, приобретенный в рамках школьной программы, владеть основными пунктуационными навыками на уровне словосочетания и предложения, изучить вопросы, позволяющие установить системный характер синтаксиса русского языка, познать функциональную значимость синтаксических единиц, что способствует развитию навыков сознательного использования речевых средств.

Учебная задача дисциплины

В результате изучения дисциплины «синтаксис русского языка «студент должен:

  • знать основные положения о грамматическом строе русского языка;

  • освоить теоретический материал по основным синтаксическим направлениям, позволяющим установить системный характер синтаксиса русского языка;

  • овладеть навыками выявления синтаксических отношений в словосочетании и предложении и умениями различать виды сложных предложений с точки зрения синтаксических особенностей;

  • уметь анализировать единицы синтаксического уровня языка, выявлять речевые особенности данных единиц языка;

  • владеть основными пунктуационными навыками.

Воспитательная работа по данной дисциплине непосредственно связана с отбором дидактического материала для лекционных и практических занятий, которые направлены на развитие нравственных, языковых и культурных способностей каждого человека. Основная задача – воспитание целеустремленности, сознательной активности в поисках более совершенных способов овладения знаниями, выработка навыков системности и последовательности, планомерности в работе.

1.2. Курс «Синтаксис русского языка» учитывает специфику Государственной полярной академии, процесс обучения в которой преимущественно ориентирован на студентов, приехавших из северных регионов. При изучении общих лингвистических вопросов обращается внимание на особенности родных языков, что способствует более глубокому пристальному вниманию к русскому и родному языкам.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Учебная дисциплина «Синтаксис русского языка» базируется на изучении специальных дисциплин «Введение в языкознание», «Русский язык и культура речи», «Риторика», «Лексикология», «Словообразование и морфология» и является важнейшей составляющей в процессе профессиональной подготовки дипломированных специалистов.

Курс направлен на выработку у студентов аналитических и практических навыков в рассмотрении лингвистических вопросов. Системное представление взаимосвязей всех уровней языка и общества должно способствовать формированию гражданского самосознания.

1.4. Программа предусматривает

Проведение практических занятий строится на закреплении лекционного курса и результатов самостоятельной работы студентов с лингвистической литературой. Семинары должны проводиться с учетом активных форм проведения, и могут иметь форму дискуссий, диспута, круглого стола, турнира и т.д., что позволяет студентам не только высказать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме, но и научиться отстаивать ее в процессе обсуждения.

1.5. Элементы профессиональной направленности программного материала

К элементам профессиональной направленности относится формирование общих навыков филологического подхода к изучению лингвистических единиц. При изучении уровней языка предполагается обращение к родному и изучаемому иностранному языкам.

1.6. Самостоятельная работа студентов связана с написанием рефератов и докладов по актуальным и дискуссионным вопросам изучаемого курса. Написание рефератов и докладов является необходимым элементом самостоятельной работы студента. Это формирует у студента умение работать со специальной, научной литературой, расширяет его кругозор, приобщает к аналитическому мышлению и поиску научных подходов решения конкретных лингвистических проблем.

При выборе темы реферата или доклада студент должен исходить как из собственных научных интересов, так и актуальности и практической значимости рассматриваемой проблемы. При выборе темы можно ориентироваться на перечень вопросов семинарских занятий.

1.7. Применение активных форм и методов проведения занятий.

При проведении систематических занятий, наряду с традиционными формами обучения, применяются активные формы и методы обучения студентов, которые направлены на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Проведение практических занятий строится на закреплении лекционного курса и результатов самостоятельной работы студентов с лингвистической литературой. Семинары проводиться с учетом активных форм и методов обучения, и могут иметь форму дискуссий, диспута, круглого стола, турнира и т.д., что позволяет студентам не только высказать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме, но и научиться отстаивать ее в процессе обсуждения.

1.8. Форма контроля

В качестве средств контроля успеваемости студентов и определения их знаний применяются:

1. Текущий контроль (оценка работы студента в аудитории на лекционных и семинарских занятиях, а также самостоятельная внеаудиторная работа студента).

2. Промежуточный контроль (проверка к.р., рефератов, тестовых заданий).

3. Итоговый контроль (зачет).

При определении знаний студентов применяется балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Распределение баллов производится следующим образом:

    1. Оценка промежуточных контрольных мероприятий:

Оценка качества контрольной работы, написания тестов.

0 - 20

1. «Неудовлетворительно» - от 0 - 4 баллов;

2. «Удовлетворительно» - от 5 - 9 баллов;

3. «Хорошо» - от 10 - 14 баллов;

4. «Отлично» - от 15 - 20 баллов

2. Оценка за подготовку доклада, за проведение презентации вопросов лекции:

0 - 3

1. «Неудовлетворительно» - 0 баллов;

    1. «Удовлетворительно» - 1 балл;

    2. «Хорошо» - 2 балла;

    3. «Отлично» - 3 балла.

  • Оценка за зачет:

0- 40

1. «Неудовлетворительно» - до 19 баллов;

2. «Удовлетворительно» - 20 баллов;

3. «Хорошо» - 30 баллов;

4. «Отлично» - 40 баллов;

Максимальная итоговая оценка составляет 100 баллов.

Место курса в учебном плане

В современном языкознании принято рассматривать язык как особую сложную систему знаков и иерархически упорядоченных, находящихся в определенных связях и отношениях друг с другом. Такая особенность устройства языка обычно описывается в терминах уровневой организации языка. Единицы низших уровней языка входят в единицы высших уровней языка. В связи с разработкой словообразования как раздела лингвистической науки известную актуальность приобретает вопрос об отношении словообразования к другим разделам языкознания. Словообразование тесно связано с разделами морфологии и лексикологии. Наличие этих связей в значительной мере объясняется тем, что разделы морфологии, лексикологии и словообразования имеют дело с изучением слова, которое представляет собой, во-первых, совокупность словоформ, тождественных по лексическому значению (морфологическая парадигма); во-вторых, совокупность различных значений (лексическая парадигма); в-третьих, организованную последовательность морфем различного качества (морфемная структура слова). Морфология как один из уровней языка занимается изучением слова во всех его релевантных аспектах, являясь частью грамматики, тесно связана с синтаксисом, изучающим грамматические свойства словосочетаний, предложений и других единиц данного уровня.

2. Распределение часов по разделам и темам

п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самостоятельная работа,

час.

ВСЕГО,

час.

Всего,
час.

лекции

час.

сем., практ.,

час.

1.

Синтаксис как учение о словосочетании и предложении. Основные единицы синтаксиса

1

1

-

-

1

2.

Словосочетание

4

2

2

4

8

3.

Предложение

1

1

-

1

2

4.

Простое предложение

1

-

1

2

3

5.

Двусоставное предложение

4

2

2

5

9

6.

Односоставное предложение

4

2

2

2

6

7.

Осложненное предложение

6

2

4

4

9

8.

Сложное предложение

9

5

4

6

15

9.

Сложное синтаксическое целое (СФЕ)

3

2

1

1

4

10.

Прямая и косвенная речь

2

-

2

1

3

ВСЕГО:

34

17

17

26

60

3. Содержание разделов и тем

1. Синтаксис как учение о словосочетании и предложении. Основные единицы синтаксиса.

Предмет изучения синтаксиса. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Понятия «синтаксические отношения», «синтаксические средства языка», «синтаксические единицы» и др.

2. Словосочетание.

Краткая история вопроса об определении словосочетания в работах известных лингвистов (Пешковский, Щерба, Фортунатов и др.). Типы словосочетаний. Способы выражения синтаксических отношений в словосочетании и предложении. Виды синтаксической связи в словосочетании и предложении.

3. Предложение.

Понятие о предложении. Типы предложений.

4. Простое предложение.

Утвердительные и отрицательные предложения. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Восклицательные предложения.

5. Двусоставное предложение

Строение двусоставного предложения (главные и второстепенные члены предложения, их синтаксическая функция). Главные члены предложения: подлежащее и способы его выражения; сказуемое и способы его выражения; согласование сказуемого с подлежащим. Второстепенные члены предложения. Членение предложения (синтаксическое и актуальное членение) и порядок слов (прямой и обратный) в предложении.

6. Односоставное предложение.

Общие сведения. К истории вопроса. Определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные и номинативные предложения. Нечленимые (слова-предложения), неполные и эллиптические предложения.

7. Осложненное предложение

Предложения с однородными членами: общее понятие; союзы и предлоги при однородных членах предложения; обобщающие слова при однородных членах предложения, однородные и неоднородные определения; согласование сказуемого и определений в предложениях с однородными членами.

Предложения с обособленными членами: общее понятие; обособленные определения, приложения, обстоятельства, дополнения; обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращение.

8. Сложное предложение.

Понятие о сложном предложении. Сочинение и подчинение в сложном предложении. Средства выражения отношений между частями сложного предложения.

Сложносочиненное предложение: структура, синтаксические отношения между частями ССП.

Сложноподчиненное предложение: общие сведения, краткая история вопроса о СПП, классификация СПП.

Бессоюзное сложное предложение: общие сведения, виды БСП.

Сложные синтаксические конструкции: общие сведения, виды.

9. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство).

Общие сведения. Виды связи в ССЦ. Структура абзаца. Период.

10. Прямая и косвенная речь.

Общие сведения. Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.

  1. Список литературы

ОСНОВНАЯ

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М., 2003 (библиотека ГПА – 165 экземпляров).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке. – М., 1968.

  2. Бабайцева В.В. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. – М., 1979.

  3. Бабайцева В.В. Системам членов предложения в современном русском языке. – М., 1988.

  4. Белошапкова В.А. Сложное предложение в современном русском языке: Некоторые вопросы теории. – М., 1967.

  5. Валгина Н.С. Русская пунктуация: Принципы и назначение. - М., 1979.

  6. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. - М., 2001 (библиотека ГПА).

  7. Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса : От Ломоносова до Потебни и Фортунатова. – М., 1958.

  8. Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения // Виноградов В.В. Избран. труды. – М., 1975.

  9. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты синтаксиса. – М., 1982.

  10. Ковтунова И.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. – М., 1976.

  11. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. – М., 1986.

  12. Лекант П.А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. – М., 1976.

  13. Лингвистический энциклопедический словарь/ Под ред. В.Н. Ярцевой. – М., 1999 (библиотека ГПА).

  14. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956.

  15. Прияткина А.Ф. Осложненное простое предложение в СРЯ. – М., 1990.

  16. Распопов И.П. Строение простого предложения в русском языке. – М., 1970.

  17. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1989.

  18. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика: Сложное синтаксическое целое. – М., 1973.

  19. Чеснокова Л.Д. Связи слов в СРЯ. – М., 1980.

  20. Ширяев Е.Н. Бессоюзное сложное предложение в СРЯ. – М., 1986.

  21. Шмелев Д.Н. Синтаксическая членимость высказываний в СРЯ. – М., 1976.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Введение в языкознание Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Курс "Введение в языкознание" призван ознакомить студентов с основами науки о языке, выработать начальные навыки лингвистического наблюдения и анализа (умение пользоваться лингвариями, что определяет профессионализм молодого
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины История лингвистических учений Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Современное языкознание—итог многовекового развития этой науки. Интерес к языку возник у людей в VI—V в.в. до н.э. Языкознание посте­пенно расширяло наши представления о языке, и современные успехи ученых были бы невозможны без достижений прошлого.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины: Информатика и программирование Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия информатики; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функциональных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня;
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Введение в литературоведение Специальность

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Введение в литературоведение» призвана познакомить студента с общими закономерностями развития литературы и рядом основополагающих понятий и категорий науки о литературе, составляющих обязательный минимум знаний о принципах
  5. Учебно-методический комплекс «Методика преподавания русского языка и этики делового общения одаренным детям в концепции ускоренного бакалавриата» Автор Котова О. В

    Учебно-методический комплекс
    Курс русский язык и этика делового общения для одаренных детей в концепции ускоренного бакалавриата – дисциплина, стоящая на стыке филологии, лингвистики с изучением основ психологии.

Другие похожие документы..