Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг: согласно Приложению №1 к протоколу рассмотрения и оценки котировочных заяво...полностью>>
'Документ'
Первичный рынок недвижимости формируется предложением различных застройщиков. Когда идет речь о предложении на первичном рынке, то под этим понимаетс...полностью>>
'Урок'
Опрос, проверка домашнего задания. Сообщение результатов проверки тестов прошлой темы «Строение атома. Состав ядра». Учащиеся выставляют оценку в «Лис...полностью>>
'Документ'
XVII в. — одно из наиболее бурных столетий не только в ис­тории России, но и многих западных и восточных государств. В России оно носило переходный х...полностью>>

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями» для студентов, обучающихся по специальности

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет»

Социальный факультет

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины

«Социальная реабилитация детей с

ограниченными возможностями»

для студентов, обучающихся по специальности

350500 (040101) – «Социальная работа»

Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой

_____________________

(подпись зав. кафедрой)

Магнитогорск, 2010

Содержание

1. Основные сведения об авторах 2

2. Цели и задачи дисциплины 2

3. Перечень основных тем и подтем 3

Глоссарий 83

Список литературы 85

1. Основные сведения об авторах

Фортунатов Артем Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики

2. Цели и задачи дисциплины

Цели курса:

- комплексное знакомство студентов с такими социальными явлениями как инвалидность и ограниченность возможностей у детей;

- формирование системных знаний о способах социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Основные задачи курса:

- формирование прочных знаний основных теоретических вопросов курса;

- организация самостоятельной работы студентов при изучении курса;

- формирование умений применять изученный теоретический материал на практике.

Место курса в системе освоения

профессиональной образовательной программы.

Курс включён в основную образовательную программу подготовки специалиста и содержательно дополняет блок дисциплин специализации

(ДС. 03)

Требования к уровню освоения содержания курса.

Критерием освоения данного курса является глубокая степень изученности предлагаемого теоретического материала, а именно:

- Высокая степень изученности такого социального явления, как детская инвалидность.

- Знание форм и методов социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

- Знание форм и методов работы с семьёй детей с ограниченными возможностями.

- Юридическая компетентность в данном вопросе.

- Умение практически применять изученный теоретически материал.

3. Перечень основных тем и подтем

Разделы курса.

Раздел I. Формы отклонений от нормального развития.

Раздел II. Деятельность специалиста по социальной работе.

Раздел I

Тема 1. Предмет «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями»

«Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями». Данная дисциплина изучает формы проявления детской инвалидности, способы и виды реабилитации детей с ограниченными возможностями, с целью возрастания их адаптивных возможностей и способностей быть адекватными новым условиям, управлять своей жизнью. Особое место в курсе отводится роли социального педагога в процессе реабилитации, адаптации, социализации детей с ограниченными возможностями.

Курс «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями» - отраслевая дисциплина, усвоение которой предполагает знания по общей, возрастной, педагогической социальной и специальной психологии.

Задача курса – выявление и изучение путей эффективного вхождения в окружающий мир ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, с учётом закономерностей развития его личности в условиях обучения, воспитания и специальным образом организованных социально-реабилитационных воздействий и отношений.

Знание особенностей развития ребёнка с ограниченными возможностями необходимо для грамотной реализации целей и задач социально-реабилитационного процесса:

- целенаправленно воспитывать ребёнка-инвалида как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;

- выработать у ребёнка систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;

- опираясь на возрастные психологические особенности ребёнка, относиться к нему как к субъекту самопознания и самосовершенствования;

- разрабатывать методики и технологии социально-реабилитационного процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;

- совершенствовать систему комплексных воздействий на ребёнка, которые, дополняя друг друга, могут оказать максимальное влияние на развитие его как личности.

Предмет изучения настоящего курса – социально-психологические аспекты и закономерности развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, включённого в систему социально-реабилитационных воздействий, а также различные виды деятельности, общения и отношений со взрослыми и сверстниками, способствующие становлению его как субъекта деятельности, общения и межличностных отношений в обществе.

Основные категории курса

Основные категории: инвалидность, реабилитация, интеграция и др.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Инвалидами признаются либо люди, имеющие очевидные отклонения от нормального физического состояния человека, либо страдающие заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Все инвалиды делятся на несколько групп:

-по возрасту – дети инвалиды, инвалиды – взрослые;

-по происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;

-по степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные.

Инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда);

-по характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

Особое место на сегодняшний день имеет проблема взаимоотношения общества и человека с анатомо-физиологическими особенностями. Именно общество изолирует его от полноправного участия в жизни, наделяя особым статусом, умаляющим человеческое достоинство, и именно общество может при желании создать более благоприятные условия для личного роста этих людей.

Инвалидность – общественное явление, результат взаимодействия личности и социума, налагающего на него определённые запреты или ограничения в связи с несоответствием норме её физических, психических, функциональных параметров.

Инвалидность – социальная недостаточность, происходящая вследствие нарушения здоровья, сопровождающегося стойким расстройством функций организма и приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Тревожной тенденцией нашего времени стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе с ограниченными возможностями. В зависимости от болезни или характера отклонения в развитии выделяют различные категории таких детей: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата и ряд других. Дети, имеющие столь значительные проблемы физического, психического, интеллектуального развития, становятся субъектами специального законодательства, получают на основе медицинских показаний особый социально-медицинский статус – «инвалид».

Индивидуальная программа реабилитации ребёнка-инвалида реализуется в форме последовательной цепи реабилитационных циклов, т.е. набора мероприятий по поддержанию медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации, определённого возрастными и личностными особенностями ребёнка и текущим уровнем тяжести ограничений его жизнедеятельности.

Программа считается выполненной, если достигнута полная социальная адаптация субъекта.

Комплексная реабилитация – процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Цель – восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация, интеграция.

Интеграция – предоставление инвалидам равных со всеми другими гражданами РФ возможностей в реализации своих прав и свобод, устранение ограничений в жизнедеятельности, создание благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности.

Социально-реабилитационная деятельность – целенаправленная активность специалиста по социальной реабилитации и ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в целях подготовки последнего к продуктивной и полноценной социальной жизни посредством специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий.

Характеристики социально-реабилитационной деятельности: целенаправленность, опосредованность, субъективность, интенсивность, динамичность, эффективность

Основные принципы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями

Принципы – основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. В социально-реабилитационной практике принципы отражают основные требования, предъявляемые к социально-реабилитационной деятельности и определяющие её организацию, содержание, формы и методы реабилитационных воздействий.

В социально-реабилитационной деятельности выделяют следующие основные принципы: гуманистической направленности социально-реабилитационного процесса; единства диагностики и коррекции; нормативности развития; опоры на ведущую деятельность; обучения деятельности; развития; овладения культурой: опоры на положительные и сильные стороны личности ребёнка; психологической комфортности.

Принцип гуманистической направленности социально-реабилитационного процесса Реализация этого принципа требует подчинения всего социально-реабилитационного процесса формированию личности ребёнка. Ведущей ценностью является ценность личности человека.

Принцип единства диагностики и коррекции.

- Началу реабилитационных воздействий должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования ребёнка, на основе которого составляется первичное заключение об уровне его развития, и формируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы.

- Реабилитация требует постоянного контроля динамики изменений личности, её поведения, деятельности и т.д.

Принцип нормативности развития ребёнка. В работе с ребёнком необходим учёт особенностей возрастного развития ребёнка и происходящих изменений на всех этапах процесса социальной реабилитации. Здесь фигурируют понятия «возрастная норма», «индивидуальная норма», что позволяет вносить коррективы в программу социальной реабилитации.

Принцип опоры на ведущую деятельность. Процесс социальной реабилитации должен соответствовать ведущей деятельности каждого возрастного этапа ребёнка (игра, учение, общение), психологическим возможностям и ограничениям, связанным с возрастными особенностями.

Принцип обучения деятельности. Предполагает активизацию детей с целью овладения различными видами деятельности, от простейших действий до сложных. При этом формируются умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки, развивается самостоятельность.

Принцип развития – Процесс социальной реабилитации должен быть нацелен на то, чтобы каждому ребёнку были созданы такие условия, в которых он мог бы максимально реализовать не только интеллект, способности, активность, но, прежде всего, личность.

Принцип овладения культурой. Ребёнок осваивает нормативные способы действий, принятые в окружающем мире и социальной среде.

Принцип опоры на положительные и сильные стороны личности ребёнка. В работе с ребёнком необходимо опираться на положительные и сильные стороны личности ребёнка. Поощрять усилия в реабилитационном процессе.

Принцип психологической комфортности – предполагает создание в реабилитационном процессе доверительной, раскованной, стимулирующей активность ребёнка атмосферы.

Основные направления социально-реабилитационной деятельности

Для того, чтобы обеспечить положительные изменения в развитии ребёнка как личности необходимо подходить к вопросу комплексно, системно, учитывать как внешние, так и внутренние факторы, воздействующие на личность. Деятельность специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть многоплановой и включать в себя все основные направления социально-реабилитационного процесса.

Направления деятельности

Направления деятельности: организаторская деятельность; диагностика психического и личностного развития ребёнка; развивающая и коррекционная работа; консультирование и просвещение детей, родителей, специалистов, занимающихся с детьми; деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности и социально-диспетчерская работа.

1. Организаторская деятельность – деятельность, направленная на достижение определённой цели или целей. Организаторская деятельность является реализацией на практике задач социальной реабилитации и условием более целенаправленного и реального проектирования своей деятельности. В структуре организации социально-реабилитационной деятельности выделяют две составляющих:

- подготовительный аспект, который включает деятельность, связанную с проектированием, планированием процесса социальной реабилитации, определением его целей и задач; условий содержания и форм проведения коррекционных и развивающих занятий; участия детей в игровой, трудовой, обслуживающей деятельности, варианты организации межличностных отношений ит.п.

При подготовке к встрече с детьми специалист подбирает методики и технологии взаимодействия с ними, подготавливает соответствующее оборудование, продумывает последовательность собственных действий, и действий ребёнка и группы в целом.

- организационный аспект. Специалист реализует на практике цели и задачи социальной реабилитации. Организаторская деятельность многопланова, к ней относят: просьбы, советы, пожелания, указания, замечания, требования и др. Распространённой формой побуждения детей является педагогическое требование, которое направлено на формирование у детей стремления к достижению цели реабилитации определёнными средствами и способами. Требования должны быть совместимыми с возможностями ребёнка.

2. Диагностика психического и личностного развития ребёнка.

Психологическая диагностика – неотъемлемая часть процесса реабилитации.

Цель – выяснить с помощью психодиагностических средств сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки её состояния, прогноза дальнейшего развития, разработки рекомендаций.

Этапы психодиагностического исследования: сбор данных; их обработка и интерпретация; вынесение решения – установление психологического диагноза и определение на его основе прогноза развития.

Результаты диагностики необходимы для:

- составления социально-психологического портрета ребёнка, имеющего ограниченные возможности (психологического диагноза);

- выяснение сильных и слабых сторон в его развитии как личности;

- определения содержания и форм социально-реабилитационной работы, выбора средств и форм психологической коррекции и личностного развития ребёнка;

- установления обратной связи, сигнализирующей об изменениях в психическом и личностном развитии на разных этапах процесса реабилитации.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом, поскольку изучение личности позволяет наметить дальнейшие пути её развития.

Требования к специалистам: наличие психологических знаний, навыков изучения ребёнка, интуиции, богатейшего клинического и житейского опыта.

3. Развивающая и коррекционная деятельность. Центральное направление в социальной реабилитации детей и подростков. Исходные данные - результаты психодиагностического обследования. Содержание, формы и методы развивающей и коррекционной работы должны обеспечивать целостное воздействие на личность ребёнка или подростка.

Развивающая работа ориентирована на развитие познавательной, эмоциональной, волевой и социальной сфер личности, её содержание вытекает из целей и задач социальной реабилитации и определяется рабочей программой и индивидуальным планом коррекции и развития личности каждого ребёнка. Реабилитационная деятельность осуществляется через включение ребёнка в различные виды деятельности, например: игровая, обслуживающая, трудовая, учебная деятельность, развивающие занятия. В процессе такого взаимодействия у детей постепенно развивается не только интеллектуальная сфера, но и расширяется опыт социальных отношений, приобретается духовный и эмоциональный опыт.

Психокоррекционная работа ориентирована на решение конкретных проблем, связанных с вторичными нарушениями в развитии ребёнка.

Инструментарий – коррекционные методики и технологии, которые позволяют моделировать ситуации, в которых наиболее полно задействуются сферы личности ребёнка, нуждающиеся в исправлении.

Психокоррекционная деятельность осуществляется как в индивидуальной, так и групповой форме.

4. Просвещение и консультирование детей и подростков, родителей и сотрудников, участвующих в обслуживании детей с ограниченными возможностями.

Психолого-педагогическое просвещение. Задача – приобретение детьми и подростками определённых знаний и навыков, которые призваны помочь им успешно взаимодействовать с другими людьми, повысить мотивацию жизнедеятельности, активность. Необходимо серьёзно подходить к отбору содержания, доступного и интересного ребёнку, а также к выбору форм его подачи.

При этом, важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребёнка, уровень его реального развития, готовность к усвоению тех или иных знаний.

Консультирование – вид практической работы специалиста. Рассчитано на работу с детьми старшего возраста – подростками и старшими школьниками. Это индивидуальный вид работы и организуется по запросу детей и по результатам психодиагностического воздействия. Оно может иметь различное содержание и касаться различных проблем.

В функции специалиста входит не только просвещение и консультирование детей, но и родителей. Консультирование родителей и сотрудников, занимающихся социальной реабилитацией детей с ограниченными возможностями, является важным условием в решении проблем социальной реабилитации.

5. Деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности.

Охрана здоровья ребёнка – важнейшая задача всех реабилитационных мероприятий. Специалист по социальной реабилитации детей должен знать закономерности возникновения и течения болезни, учитывать особенности организма. Необходимо ясно осознавать и предвидеть как внутренние, так и внешние факторы, обуславливающие жизнедеятельность организма, знать основные принципы и подходы формирования атравматической среды для детей.

Оздоровительная работа в её задачу входит развитие и укрепление физических сил и возможностей ребёнка.

6. Социально-диспетчерская деятельность. Цель – получение детьми родителями социальной и психологической помощи от специалиста по социальной реабилитации. Для этого он должен обладать банком лданных о службах и специалистах, которые смогли бы оказать реальную помощь ребёнку. Специалист по социальной реабилитации не только даёт консультацию, но и организует это взаимодействие.

В рамках социально-диспетчерского направления предполагается решение следующих задач:

- определение характера проблемы и возможностей её решения;

- поиск службы или специалиста, способного оказать ребёнку помощь;

- подготовка необходимой сопроводительной документации;

- отслеживание результатов взаимодействия ребёнка со специалистом;

- осуществление психологической поддержки ребёнку во время его взаимодействия со специалистом;

- контроль за организацией помощи ребёнку в условиях образовательного учреждения.

Процесс социальной реабилитации определяется компетентностью специалиста по социальной реабилитации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями» для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) «Социальная работа»

    Учебно-методический комплекс
    Шафоростова Н.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: Учебно-методический комплекс по дисциплине для студентов, обучающихся по специальности 350500 (040101) – «Социальная работа» и 031300 (050711) – «Социальная педагогика» / Н.
  2. Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. (1)

    Учебное пособие
    А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит.
  3. Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. (2)

    Учебное пособие
    А38 Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит.
  4. Конференция подготовлена в рамках реализации Комплексной программы творческой деятельности по социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями,

    Документ
    Актуальные проблемы социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих социальный статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
  5. Л. В. Вандышева Самарский государственный университет

    Документ
    В сборнике представлены доклады участников международной заочной научно-практической конференции «Социальные реформы и социальная работа: реалии и перспективы».

Другие похожие документы..