Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат диссертации'
Работа выполнена на кафедре теории, истории языка и прикладной лингвистики Института филологии и журналистики Саратовского государственного университ...полностью>>
'Документ'
2. Состав и свойства нефтей Западного Казахстана / Материалы III международного симпозиума «Нефтяные дисперсные системы», посвященного 75-летнему юбил...полностью>>
'Закон'
Основной целью работы межрайонного комитета социальной защиты населения, опеки и попечительства является защита прав и законных интересов несовершенн...полностью>>
'Документ'
г. Верещагино учитель информатики Верещагино 13 Тиунова Татьяна Нифантовна МОУ СОШ №1 1, г. Верещагино учитель информатики Верещагино 14 Карасева Све...полностью>>

Задачи: Способствовать развитию критического осмысления своих и чужих поступков. Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить "нет" в ситуации нравственного выбора

Главная > Классный час
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тематический классный час "Мораль и закон"

Казанцева Галина Васильевна,

Преподаватель ОБЖ

Цель: формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры у старшеклассников.

Задачи:

  • Способствовать развитию критического осмысления своих и чужих поступков.

  • Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить “нет” в ситуации нравственного выбора.

Оформление: компьютерные презентации <Приложение1>, цитаты, выставка книг.

Раздаточный материал: кроссворд, пример, “Моральное” лото.

Оборудование: компьютер, медиапроектор,

Предварительная подготовка:

  • Изучение Конституции РФ.

  • Изучение статей административного и уголовного кодекса.

  • Подготовка примеров, кроссворда, лото.

  • Подготовка компьютерных презентаций.

Эпиграф, цитаты на доске:

Истинный показатель цивилизации –
не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев,
а облик человека, воспитанного страной.

Р. Эмерсон

Есть две морали: одна пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная, которая повелевает делать добро.

Д. Льюи

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.

Н. Некрасов

План классного часа:

1. Решение кроссворда <Приложение 2>

2. Права и обязанности дееспособного человека. Нормы жизни в обществе. (<Приложение 3>)

3. Групповая работа:

  1. Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий в примере <Приложение 4>.

  2. Укажите на примере <Приложение 5> какие поступки регулируются моралью, а какие – правом.

  3. “Моральное” лото <Приложение 6> – проверка знания определений нравственных понятий.

4. Самооценка нравственных качеств.

5. Рефлексия.

Ход классного часа

1. Решение кроссворда

< Приложение 2>

ПО ВЕРТИКАЛИ:

10. человек, который равнодушен к судьбе Отечества; обыкновенный, обычный, не гражданин.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Боязнь всего; черта, противоположная мужеству. 2. Мужа, который все без разбора тащит в дом, хозяйственные жены уважительно называют … 3. Повседневный, серый, неинтересный. 4. Незаинтересованное отношение ко всему, чужим бедам, страданиям. 5. Бездействие, склонность ничего не делать, не предпринимать. 6. Человек, ожидающий свою “отвертку” 7. Измена. 8. Человек, в “ком нет любви к стране родной” (Т.Г. Шевченко). 9. Выгода, преимущество перед другими.

2. Нормы жизни в обществе.

Наступил 2006 год, год в котором большинство из вас станет совершеннолетним (дееспособным) человеком, обладающим всеми правами, прописанными Конституцией РФ. Знаете ли вы свои права? Можете ли назвать их?

Вы, учащиеся 11 класса, уже должны знать, по каким нормам живет человек в обществе. Есть две нормы жизни: мораль и право. Рассмотрим их отличия.

 

мораль

право

определение

Мораль – совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.

В широком смысле Право – это обоснованная свобода и возможность поведения, принятые в обществе. Юридическое Право – это система общеобязательных норм (правил), установленных или санкционированных государством, направленных на урегулирование общественных отношений и обеспечиваемых мерами государственного принуждения.

источник

Эти нормы нигде не записаны.

Конституция, законы.

кто

придумал

Люди знают, что такое добро, что такое зло, что такое справедливость. Зная это, они определили для себя, что можно делать в обществе, а чего нельзя.

Государство

ответственность

За их нарушение наступает моральная ответственность (моральное порицание, неодобрение) в виде осуждения со стороны тех, кто с ним не согласен.

Государство следит за тем, чтобы эти нормы обязательно соблюдает. Если же этого не происходит, государство принуждает их соблюдать. Тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность.

3. Групповая работа.

Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий:

Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.

2) Какие поступки регулируются моралью, а какие – правом:

Распивать алкогольные напитки

Ловить рыбу

Угрожать расправой

Бить стекла

Завидовать

Лгать

Не дружить со слабыми

Разводить костры

Не платить налоги

Брать чужие вещи

Ломать деревья

Перебегать улицу

Какие из этих поступков регулируются одновременно и моралью и правом?

3) “Моральное” лото.

Разделиться на группы. Каждая группа получает карточки с полем лото. Зачитываются номер вопроса и определение нравственного понятия. Происходит обсуждение, к какому понятию относится определение. По угаданному номеру закрывают поле лото. У кого первым заполнится ряд? Зачитывают все определения до конца.

Приготовить несколько карточек с полем для лото, пример:

5

13

17

19

3

14

6

1

11

9

18

20

7

2

12

4

16

10

8

15

Вопросы для лото:

  1. Вежливость – качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.

  2. Выдержанность – умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.

  3. Верность – качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.

  4. Гордость – это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.

  5. Грубость – качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.

  6. Доверие – это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.

  7. Заносчивость – негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личных качеств.

  8. Искренность – качество, характеризующее человека и его действия. Искренний человек честен с собой и другими людьми.

  9. Любовь – чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо.

  10. Нравственная культура – показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.

  11. Милосердие – принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.

  12. Патриотизм – нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.

  13. Правдивость – это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.

  14. Способность к прощению – это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.

  15. Скромность – это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.

  16. Совесть – способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.

  17. Сострадание – это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.

  18. Трудолюбие – это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.

  19. Тактичность – это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.

  20. Честь – качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.

4. Самооценка нравственных качеств.

Перед вами лежат карточки с записанными на них качествами личности. Предлагаю:

  1. проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.

  2. назовите то качество и нравственную категорию, которую вы считаете самыми важными в жизни, с помощью которых вы можете состояться, будучи взрослыми.

5. Рефлексия.

Использованная литература:

  1. Конституция РФ

  2. Граждановедение: учебное пособие для учащихся 5-10 классов, их родителей и учителей Соколов Я.В. и другие.

  3. Система взаимодействий классного руководителя с учащимися старших классов. / Авт.-сост. А.А. Литвинова. Волгоград: Учитель, 2004.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Серия: «В помощь организаторам воспитательной работы»

    Документ
    Архипова Светлана Владимировна - заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №117» Авиастроительного района г.
  2. И. В. Челышева развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «медиаобразование» Учебное пособие

    Учебное пособие
    Мурюкина Е.В., Челышева И.В. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в рамках специализации «Медиаобразование». Учебное пособие для вузов/Отв.
  3. И. В. Челышева Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов Учебное пособие

    Учебное пособие
    Челышева И.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа аудиовизуальных медиатекстов. Учебное пособие для вузов.
  4. Задачи и упражнения москва  2005 Балашов Л. Е. Философия

    Книга
    Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др.
  5. Задачи и упражнения москва  2006 Балашов Л. Е. Философия

    Книга
    Курс основан на авторской концепции философии, изложенной в книгах «Мир глазами философа. Категориальная картина мира», «Практическая философия» и др.

Другие похожие документы..