Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
М.Бендюков, И.Соломин, М.Ткачев. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда. Издание 2, переработанное и дополненное. СПб, ...полностью>>
'Исследование'
Цель: Определение максимальной цены контракта по рассмотрению и оценке котировочных заявок на приобретение мягкого инвентаря (одежда) в сентябре 2011...полностью>>
'Конкурс'
1. «Дружина». Историко-культурный музей-заповедник Удмуртской Республики «Иднакар». Автор проекта - Андрей Кириллов (г. Глазов, Удмуртская Республика...полностью>>
'Программа'
Изучение дисциплины "Анализ трудовых показателей" включает в себя знание всех специальных дисциплин по специальности, усвоение которой позв...полностью>>

В. В. Дранишников Проблема создания национальной школы

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВЕСТНИК МУРМАНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Журнал основан в 2000 г. № 7, 2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ДУХОВНОСТЬ И ВРЕМЯ

5

В.В. Дранишников

Проблема создания национальной школы

(историко-педагогический аспект)

13

А.Н. Кохичко

О добродетелях как инстинкте самосохранения

21

А.А. Штец

Национально-региональный компонент в современном российском образовании: национальная модель

27

М.С. Михальчук

Религиозное образование в светских учебных заведениях

34

Архимандрит Тихон

Современная школа и основы семейного воспитания

38

Н.А. Авдеева

Л.Н. Толстой о роли духовного богатства и нищеты

в системе семейных отношений

41

Иерей Димитрий Сизоненко, Т.В. Рябинина

Эстетическая теодицея как богословско-педагогическая проблема в социально-культурном контексте Мурманской области

45

В.Е. Кузнецова

Славянский Ход-2006

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

53

В.В. Дранишников

Модель гражданского образования школьников

Кольского края

64

О.А. Макарова

Краеведческая работа с позиции ученого-эколога

67

А.П. Авдеев

Саамская семья

71

С.Г. Тишулина

Традиции воспитания в поморской семье

75

П.В. Федоров

Лапландский вопрос (к 180-летию демаркации российско-норвежской границы)

80

В.У. Плюхин

Тема экологии в детском творчестве (из опыта работы со школьниками и студентами)

83

Л.Н. Литвин, Б.Г. Головина

Штрихи к теме «Дети ГУЛАГа на Мурмане»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

88

Д.С. Николаева, Л.Т. Пантелеева

Взгляды РОССИЙСКИХ просветителей последней четверти XVIII в. на проблемы семейного воспитания

94

Н.И. Ливадний

Развитие в России идеи соотношения общего и профессионального образования (историко-педагогический очерк)

99

Б.Г. Головина, Л.Н. Литвин

Из истории становления дошкольного воспитания

в национальных районах Кольского Севера

102

И.И. Игнатович

Становление общественного дошкольного

воспитания на Мурмане

УЧЕНЫЕ ЗАПОЛЯРЬЯ

105

Н.И. Ливадний

Многогранный талант (о С.Н. Дащинском)

110

Е.Г. Овчаренко

О том, что дорого (объяснение в любви Г.А. Голотиной)

ДЕЯТЕЛИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОЛЬСКОГО КРАЯ

112

В.В. Дранишников, Е.Ф. Дудакова

Трагическая судьба М.Э. Израэлита

114

В.П. Манухин

Педагогические идеи М.А. Погодина востребованы сегодня

МУРМАНСКУ — 90 ЛЕТ

118

В.В. Дранишников

Любимый город

122

Е.Ф. Дудакова

Озеленение как способ оздоровления городской среды

(история зеленого строительства на примере Мурманска)

129

О.А. Косая

По ту сторону залива

136

Г.А. Хорева

Неправые бои на правовом поле

НОВОСТИ. ОБЗОРЫ. ИНФОРМАЦИЯ

142

Д.П. Беляев

Международная научно-практическая конференция

«процессы индустриализации в Баренц-регионе»

143

Юбилей журнала «Наука и бизнес на Мурмане»

(интервью главного редактора журнала «Наука и образование»

В.В. Дранишникова с директором Мурманского книжного издательства, кандидатом экономических наук,

доцентом И.Б. Циркуновым)

145

В.Б. Литвин

Что читают малышам

147

Н.И. Ливадний

Творческий союз двух доцентов

152

Н.Г. Благова

Печенгский фолиант

154

Л.В. Журин

Досадные исторические пробелы и неточности в книге

А.А. Киселева «История Мурманска в улицах и площадях»

159

А.Н.Кохичко

Как прекрасен этот мир… (рецензия на сборник

«Спасем человечество вместе» школьного издательского центра «Солнечный круг» школы № 3 пос. Никель)

161

С.В. Чиннова, К.А. Веселова

Литература о Мурманске

165

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ББК 74.58

Н 34

Главный редактор В.В. Дранишников

Редакционная коллегия:

С.А. Антошина, Е.Ф. Дудакова,

А.Н. Кохичко, Н.И. Ливадний,

М.В. Наумлюк, Л.Т. Пантелеева

Журнал издан при финансовой поддержке

ООО «Север-Трейд» (генеральный директор Т.В. Юркова)

Наука и образование: Вестник Мурманского отделения Академии педагогических и социальных наук. – Мурманск, 2006. – № 7. – 165 с.: ил.

Н 34

Седьмой номер журнала «Наука и образование», подготовленный Мурманским отделением Академии педагогических и социальных наук, посвящен актуальным вопросам воспитания, обучения школьников, проблемам регионального компонента в гуманитарном образовании Мурманской области.

Значительное место в журнале занимают статьи по проблемам семейного воспитания в светской, религиозной и народной педагогике.

Различные материалы, в том числе и публицистические, посвящены 90-летнему юбилею города-героя Мурманска.

ISBN

© Мурманское отделение Академии педагогических и социальных наук, 2006

В.В. Дранишников

ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ

ШКОЛЫ

(историко-педагогический аспект)

В многонациональном государстве особую актуальность и остроту приобретает задача оптимального решения сложного комплекса проблем, касающихся прав этносов на государственность, положения народов, проживающих вне национально-государственных образований, и ряда других вопросов, связанных с развитием и функционированием национальных языков и культур, сохранением национально-этнических компонентов духовной культуры, уклада жизни и быта, народных промыслов и т. д.

Все это не может не сказаться на процессе становления национальных систем образования, призванных обеспечить, с одной стороны, целостность и единство образовательного пространства России, высокий уровень готовности выпускников национальных школ к жизни в условиях федерального государства и современной цивилизации, а с другой – приобщение выпускников национальных школ к духовному наследию своего народа, его традициям и культуре.

Проблема становления и оптимального развития национальных систем образования нуждается в серьезном обосновании, научной концепции, опирающейся на всесторонний анализ своеобразия менталитета различных народов Российской Федерации.

Одним из важных средств комплексного решения многих национальных, межнациональных проблем и проблемы гражданского воспитания может и должна стать русская национальная школа.

Создание национальных школ – это идея не сегодняшних дней. Она была высказана еще в XVII в. Я.А.Коменским. Ее отстаивал немецкий педагог А.Дистервег, провозгласив тезис: «Человек – мое имя, немец – мое прозвище».

Многие русские педагоги, философы, писатели, общественные деятели боролись за подлинную русскую школу, за воспитание высокого национального достоинства, благородного и честного человека Отечества, выступая против жалкого подражательства, низкопоклонства.

Научные основы системы национального воспитания в России заложил К.Д.Ушинский. Он утверждал, что система национального образования является частью духовной культуры народа, а поэтому неповторима, оригинальна и не применима к другим народам.

И ныне актуально звучат слова этого выдающегося педагога, с горечью сказанные им после возвращения из Швейцарии: «Боже мой, думаю я про себя, вспоминая многие наши полуиностранные учебные заведения: когда же мы увидим такие же характерные русские воспитательные заведения: и во главе их типически русские личности в высокоразвитой, облагороженной форме, когда подобные личности будут развивать в воспитателях благороднейшие черты русского характера, а воспитатели будут вызывать этот характер в молодых поколениях русского народа!» [14. С.252].

Основная цель системы национального воспитания – формирование национального характера. К.Д.Ушинский считал, что каждая нация имеет свой особый духовный мир, отражающий ее культуру и историю, что школа должна развивать национальное самосознание через любовь к Родине, к земле. Воспитание в широком смысле должно быть связано с жизнью народа, образование должно быть ориентировано на родной язык, родную литературу, родную историю, народную географию.

К.Д.Ушинский был встревожен отсутствием русского воспитания в школах того времени. Он писал: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда более и всегда ближе знаком со своим отечеством: с родными ему языком, литературой, историей, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к небу ближе, со своей родиной и со всем, что к ней относится» [14. С.306].

Из-под его методического и четкого в определениях пера выходит страстная статья «О необходимости сделать русские школы русскими». Речь в статье идет не о какой-то национальной исключительности, национальной надменности, а наоборот, о включенности России в контекст мировой культуры, об уважении к своему Отечеству, которое только самый мелкотравчатый, неблагородный и низкопоклонный прощелыга отчуждает от себя и с презрением называет «эта страна». Великий педагог взывал: «Еще недавно мы старались во всем подражать иностранцам; теперь другая мода. Но, право, нам не мешало бы занять, вместо прочих, одну черту от западного образования – черту уважения к своему отечеству; а мы ее-то, именно, ее, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили…Не мешало бы нам занять ее, не затем, чтобы быть иностранцами, а лишь затем, чтобы не быть ими посреди своей Родины» [15. С.309].

К сожалению, на многие годы оказался прав ученый и педагог, когда нарисовал гипотетическую картину, обращенную к гражданам России: «Нам кажется, что произошло бы прелюбопытнейшее зрелище, если бы произвести экзамен из знаний, касающихся России, многим нашим администраторам, профессорам, литераторам, всем, окончившим курс в наших университетах, лицеях, гимназиях, и если бы ставить отметки с той же строгостью, с какой ставится за границей ученикам первоначальной школы по сведениям, касающимся их Родины; наверное, можно полагать, что полных баллов было бы очень не много, а единицы запестрели бы бесконечными рядами…» [14. С.309].

К.Д.Ушинский считал, что национальный дух проявляется в первую очередь в языке, а поэтому приобщение детей к родному языку – это приобщение к духовной жизни народа. В развитии языка ученый видел силу развития человека, ибо родной язык развивает ребенка во всей окружающей среде.

Талантливый педагог показал и пути создания национальной школы. Он считал, что национальное воспитание лучше осуществлять не в государственной, а в общественной школе, так как она ближе к народным потребностям и лучше их отражает. Центральное место в обучении в национальной школе следует отводить родному языку, ведь только через язык можно ввести ребенка в дух народа. Именно поэтому К.Д.Ушинский написал книгу для классного чтения «Детский мир», в которой давались сведения из русской природы, истории, географии. Материал носил развивающий характер, был расположен в определенной последовательности и подводил детей к необходимым выводам, классификации явлений или закону.

В книге «Родное слово» педагог дал большой материал по отечественной истории и природе, так как считал, что природа ближе к ребенку, и на природном материале легче развивать родную речь. Большое место в книге уделено русским пословицам, присказкам и поговоркам. Материал для чтения расположен по определенной системе и предназначен для упражнения в чтении, письме и устном изложении, что позволяло детям познавать законы разом и обогащаться понятиями общества об окружающем мире.

Таким образом, национальная школа, по замыслу К.Д.Ушинского, должна строиться на общественном почине и общественной деятельности в деле образования, на самостоятельной педагогической литературе, на предметах, связанных с Родиной, на общей национальной обстановке в школе. Она должна быть проникнута национальным духом, но без национализма и унижения достоинства других наций.

Однако не все ученые-современники разделяли взгляды К.Д.Ушинского на необходимость создания русской национальной школы. Например, известный педагог-философ С.И.Гессен, критикуя К.Д.Ушинского, писал: «Если для личности отдельного человека справедливо выдвигается идеал гармоничного всестороннего развития, то есть приобщения ее к полноте культурного творчества, то почему коллективная личность народа должна быть заведомо исключена из этой полноты, должна заведомо отказаться от гармонии в пользу односторонней и насильственной гегемонии какой-нибудь одной культурной ценности? Оснований к тому тем меньше, что коллективная личность народа не подпадает в такой степени, как единичная личность, власти разделения труда, составляющего трагедию культуры… Национальное образование сводилось бы в таком случае ни к чему иному, как к насильственному культивированию одного только научного, или правового, или технического образования» [4. С.336].

Думается такой «космополитический» подход к содержанию школьного образования не убедителен, так как, во-первых, отдельная личность и нация развиваются по разным закономерностям, во-вторых, акцент на национальный компонент содержания школьного образования не снимает цель всестороннего гармоничного развития личности как идеальную цель образования, в-третьих, «диалог культур», их взаимообогащение возможны лишь тогда, когда дети владеют базовыми знаниями национальной культуры.

Идеи К.Д.Ушинского о национальной школе были подхвачены педагогами разных национальностей. По образцу книг русского ученого учебники для грузинской школы создали Гогебашвили (1840-1912), для армянской – Агаян (1840-1911) и Тер-Геводян (1848-1920), для азербайджанской – Эфендиев (1863-1942), для казахской – Алтасырин (1841-1889), для татарской – Насыри (1825-1902).

Взгляды русских педагогов на необходимости национального воспитания в российских школах перекликаются со взглядами выдающихся русских философов. Так, Н.А.Бердяев утверждал: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин. Человек не может перескочить через целую ступень бытия, от этого он обеднел бы и опустел бы. Национальный человек – больше, а не меньше, чем просто человек, в нем есть родовые черты человека вообще и еще есть черты индивидуально-национальные. Можно желать братства и единения русских, французов, англичан, немцев и всех народов земли, но нельзя желать, чтобы с земли исчезли выражения национальных ликов, национальных духов и типов культур. Такая мечта о человеке и человечестве, отвлеченная от всего национального, есть жажда угашения целого мира ценностей и богатств» [1. С.85].

Религиозный философ И.А.Ильин считал: «Русский учитель должен прежде всего продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности (не «спец» «ликбеза»), а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность, православие, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой частной собственности» [6. С.324].

И до Первой мировой войны, и позднее в России шла серьезная дискуссия о путях построения национальной российской школы. Были даже высказывания о том, что Россия терпит неудачи в войне именно потому, что в отличие от Германии у нее нет национальной школы. В частности, министр просвещения граф П.И.Игнатьев на заседании Государственной Думы говорил, что такое положение вещей проистекает из «того отрицательного отношения ко всему русскому, которое в течение двух столетий внедрялось в сознание русского интеллигентного человека, в котором с первых дней его существования всеми способами вырабатывалось постепенное убеждение в том, что все чужое, иностранное достойно подражания и изучения…Естественные и роковые последствия такого воспитания выразились в отсутствии веры в собственные силы, обидно пренебрежительные отношения к русскому языку, русской культуре и недостаточно развитом чувстве патриотизма» [9. С.174].

Одним из первых сделал попытку практического осуществления некоторых идей создания национальной школы в первые годы советской власти известный педагог В.Н.Сорока-Росинский, возглавлявший тогда школу им. Ф.М.Достоевского, а затем школу №39 Центрального района Петрограда. Сущность его идей сводилась к следующему:

– русская национальная идея должна преследовать цель – формирование подрастающих поколений, духовно близких к родной культуре, к опыту народа, поколений, способных на этой основе продолжить культурную работу своих предшественников путем творчества культурных ценностей, то есть поколений, способных умножить национальное духовное и материальное достояние;

– русская национальная школа определяется явлениями русской хозяйственной, общественной, государственной и духовной жизни. Она должна откликаться на эти явления, то есть в широком смысле должна воплощать принцип нации. Таким образом, она определяется многообразными русскими национальными особенностями жизни, позволяющими тщательно воспитывать у детей национальное чувство;

– вся работа русской национальной школы определяется народным характером и должна быть пропитана идеей народа, духом национального чувства и русской культуры, ее деятельность следует направлять на благо нации и родной страны, готовя воспитанников через формирование национального чувства, через творчество их национальных, культурных и этических ценностей к служению народу. При этом школа должна не быть ни националистической, ни космополитической, сохранять свою национальную сущность [12. С.55-56].

И в современной отечественной педагогике много приверженцев создания национальной школы: Е.П.Белозерцев, А.П.Величук, П.А.Гагаев, В.Н.Ганичев, И.Ф.Гончаров, Ю.В.Громыко, М.Н.Кузьмин. В.И.Косик, Л.Н.Погодина, Х.Х.Сукунов, Б.А.Филиппов и др.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Музеи образовательных учреждений как центры музейно-педагогической и краеведческой работы в патриотическом воспитании молодежи

    Реферат
    Музей-учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
  2. Н. Я. Мясковский переписка всесоюзное издательство «советский композитор» Москва 1977 редакционная коллегия: Д. Б. Кабалевский (ответственный редактор) А. И. Хачатурян д. Д. Шостакович вступительная статья

    Статья
    Трудно назвать двух других музыкантов, которые были бы связаны такой же глубокой и длительной дружбой, какой были связаны Николай Яковлевич Мясковский и Сергей Сергеевич Прокофьев, и которые были бы при этом так же не похожи друг на
  3. Информационный бюллетень местного самоуправления Издается асдг по с окмо с февраля 2008 г. 13 июля 2010 г

    Информационный бюллетень
    Госдума приняла в первом чтении законопроект о возможности исполнения полномочий местной администрации административного центра муниципального района. Соответствующие изменения вносятся в закон «Об общих принципах организации местного
  4. Программа социально-экономического развития всеволожского муниципального

    Программа
    1.1. Специфика исторических, природно-климатических условий и экономико-географического положения муниципального района, обеспеченность природными ресурсами 7
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования 080200 «Менеджмент»

    Основная образовательная программа
    1.3. Общая характеристика магистерской программы «Технологический менеджмент», по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» Сибирского федерального университета 5

Другие похожие документы..