Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
С целью снижения вероятности возникновения чрезвычайной ситуации во время прохождения весеннего паводка и минимизации его последствий, на основании Р...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 10 февраля 2011 года в 15 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 212.155.01 по литературоведению при Московском госуд...полностью>>
'Документ'
1.1. Основная образовательная программа, реализуемая Техническим институтом (филиалом) федерального государственного автономного образовательного учр...полностью>>
'Документ'
5.«Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей; он сын ее» (И.С.Тургенев). (По одному или нескольким произведени...полностью>>

А. А. Исаев маркетинговые коммуникации опорный конспект

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

А.А. ИСАЕВ

МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Опорный конспект лекций

Владивосток

ВГУЭС

2005

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Комплекс маркетинговых коммуникаций

Тема 2. Социально-психологические аспекты рекламы

Тема 3. Фирменный рекламный стиль

Тема 4. Печатная реклама

Тема 5. Аудиовизуальная реклама

Тема 6. Социальная реклама

Тема 7. Политическая реклама

Тема 8. Связи с общественностью (ПР)

Тема 9. Прямой маркетинг

Тема 10. Стимулирование сбыта и продаж

Тема 11. Организация и управление маркетинговыми коммуникациями

Тема 12. Оценка эффективности коммуникационной стратегии предприятия

Список рекомендуемой литературы

Тема 1. Комплекс маркетинговых коммуникаций

Содержание маркетинговых коммуникаций. Функции маркетинговых коммуникаций. Рекламная деятельность. Связи с общественностью. Прямой маркетинг. Стимулирование сбыта и продаж.

В переводе с латинского слово «коммуникация» означает акт общения, связь между двумя и более индивидами, передачу информации одним лицом другому (другим).

Под «маркетинговыми коммуникациями» понимаются коммуникации между продавцом и покупателем, возникающие по поводу продажи товаров.

Маркетинговые коммуникации выполняют следующие основные функции:

  • информирование об особенностях данного товара (товаропроизводителя);

  • убеждение в преимуществах данного товара (товаропроизводителя);

  • внушение предпочтительности данного товара (товаропроизводителя);

  • формирование положительных эмоций по поводу данного товара (товаропроизводителя).

Существует четыре основных форм маркетинговых коммуникаций:

  • рекламная деятельность;

  • связи с общественностью;

  • прямой маркетинг;

  • стимулирование сбыта и продаж.

При этом «реклама» - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о товарах (товаропроизводителе), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана способствовать продаже данного товара.

«Связями с общественностью» – проведение товаропроизводителем социально-значимых мероприятий с целью повышения привлекательности образа товаропроизводителя в глазах покупателей.

«Прямой маркетинг» - информирование одного или нескольких покупателей об особенностях данного товара (товаропроизводителя), предусматривающее обратную связь между покупателем и продавцом.

«Стимулирование сбыта и продаж» – проведение ярмарок, выставок, презентаций и других мероприятий с целью увеличения объемов продаж.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Что означает понятие «маркетинговые коммуникации»?

  2. Какие функции маркетинговых коммуникаций?

3. Из каких элементов состоит комплекс маркетинговых коммуникаций?

Тема 2. Социально-психологические аспекты рекламы

Функции и задачи рекламы. Механизм формирования неосознанных потребительских предпочтений. Требования к рекламе. Виды рекламы.

Понятие «реклама» происходит от латинского слова «reclamare» (выкрикивать). Обычно под рекламой понимается оповещение возможных покупателей об особенностях тех или иных товаров и услуг; местах их реализации. А под рекламной деятельностью - деятельность, связанная с передачей информации о реализуемых товарах и услугах; их особенностях и характеристиках. Являясь составной частью стадии обмена, реклама нацелена на продажу рекламируемых товаров и услуг.

История рекламы насчитывает не одну тысячу лет. Общественное разделения труда привело к необходимости установления рыночных коммуникаций между производителями различных товаров и услуг и их потребителями. Не случайно, что археологи находят рекламные тексты даже на раскопках Древнего Вавилона, Египта и Греции.

Причем за всю историю своего существования понятие «реклама» претерпело существенные изменения. В первую очередь это вызвано более агрессивной политикой, которую сегодня демонстрируют продавцы по отношению к покупателям. Если раньше реклама носила преимущественно информационный, «убеждающий» характер, склоняла к покупке, но не принуждала к ней, то сегодня, используя последние достижения в психологии, она буквально забирается в подсознание человека: разрушает сложившиеся и формирует новые (зачастую ненужные) потребности. Не столько убеждает в необходимости приобретения того или иного товара, сколько внушает покупателю эту необходимость.

Современная реклама – это особый вид психологического воздействия на потребителя с целью формирование потребностей в рекламируемых товарах и услугах путем использования механизма образования рефлекторных связей, существующего в подсознании человека.

(Одной из особенностей современной рекламы является использование так называемых "рекламных образов сопровождения товаров и услуг" (кошечек, собачек, миловидных девушек, исторических персонажей и т.д.), при помощи которых продавец пытается вызвать симпатии у покупателя, связав их на подсознательном уровне с образом рекламируемой продукции.)

И в этой связи реклама делится на два принципиально разных вида: «реклама убеждения», апеллирующая к здравому смыслу покупателя, и «реклама внушения», формирующая потребности в рекламируемой продукции на бессознательном уровне.

В основе теория принятия решения покупателем о приобретении того или иного товара лежит концепция, которая рассматривает любую деятельность здорового человека как средство достижения им положительных эмоций. Формирование потребностей и стремление к удовлетворению их возможны лишь в том случае, если собственно удовлетворение потребностей ведет к возникновению у человека положительного эмоционального фона.

Без положительной эмоциональной окраски, возникающей в результате тех или иных поступков, долгосрочная деятельность человека невозможна в принципе.

Другими словами, на бессознательном уровне человек совершает определенные действия (включая приобретение тех или иных товаров) в направлении обретения им положительных эмоций.

Исходя из этой теории, формирование устойчивой связи между товаром и положительным эмоциональным фоном у потенциального покупателя становится необходимым условием продажи товара.

Механизм образования положительных эмоций таков, что они могут быть вызваны как высокими потребительскими характеристиками самого товара, так и «образами сопровождения товара» (рекламные образы, личность руководителя фирмы, товарный знак и т.д.). То есть речь идет о таких образах и знаках, которые находятся с самим товаром в устойчивой ассоциативной связи.

Таким образом, борьба за покупателя может вестись по двум направлениям:

а) путем повышения потребительских характеристик товаров и услуг;

в) путем использования в рекламе вызывающих положительные эмоции образов сопровождения товаров и услуг.

Исходя из этого, целью рекламы является формирование у потенциальных покупателей положительной эмоциональной реакции как на реализуемые товары и услуги, так и на их образы сопровождения.

Примером удачного использования рекламных образов сопровождения является телереклама банка "Империал". (Вспомните рекламные ролики с сюжетами о Наполеоне, Суворове, Екатерине Второй.) Причем реклама банка "Империал" свидетельствует о том, что удачно выбранные образы сопровождения могут сделать более привлекательным для покупателя товар, проигрывающий по своим потребительским характеристикам другим товарам. Так, тот же банк "Империал" до сих пор пользуется уважением и симпатиями у опрошенных. В то время как сам банк в число ведущих банков страны никогда не входил.

Следует подчеркнуть, что положительная эмоциональная реакция у разных типов потребителей вызывается разными образами сопровождения. Так, например, молодежь отдает предпочтение своим "отвязанным" сверстникам. В то время как представителям старшего поколения более симпатичны "традиционные" юноши и девушки.

Наличие ассоциативной взаимосвязи между товаром и его ближайшими образами сопровождения (образ товаропроизводителя; образ руководителя фирмы) ведет к тому, что конечная, стоящая перед рекламой цель может быть достигнута двумя способами:

- использование в рекламе информации о товарах и их ближайших образах сопровождения в контексте продаж (прямая реклама);

- использование в посланиях потребителям информации о товарах и их ближайших образах сопровождения во внереализационном контексте (косвенная реклама).

И если первый путь представляет собой «классическую» рекламную деятельность, то второй – деятельность по связям с общественностью (PR-деятельность).

Необходимо отметить, что формирование положительного эмоционального рефлекса на образ товара возможно лишь в том случае, если потребитель запомнит этот товар. Без факта удержания в памяти отличительных образов и знаков, позволяющих идентифицировать данный товар, цель рекламы достичь нельзя.

В этой связи в рекламе используют три основных направления, способствующих лучшему запоминанию рекламируемого товара:

1) увеличение времени контакта потребителя с рекламной информацией;

2) в идеале все элементы рекламной информации должны находиться друг с другом в ассоциативной связи;

3) использование определенного настроя потребителя на восприятие рекламной информации.

Что касается первого направления, то оно в особых комментариях не нуждается. Всем известно изречение: "Повторение - мать учения". (От себя могу добавить: "И запоминания".) Правда, следует обратить внимание на то, что все хорошо в меру. Излишней, назойливой рекламой можно "перекормить" потенциального покупателя, и тогда эффект от самой рекламы будет противоположным.

Второе направление также может быть проиллюстрировано на примере рекламной кампании банка "Империал". Тут так называемое "дерево ассоциаций" имеет вид: банк - солидность - надежность - империя - император. Таким образом, легко просматривается ассоциативная связь между банком "Империал" и рекламными образами сопровождения - царями, королями и императорами.

Третье направление эффективного запоминания предусматривает моделирование ситуации, в которой у потребителя повышается внимание к рекламной информации. Скажем, путем распространения информации о бесплатной лотерее или каких-либо конкурсах.

Основными задачами рекламы являются:

  • информирование покупателей об особенностях данного товара (товаропроизводителя);

  • убеждение покупателей в преимуществах данного товара (товаропроизводителя) по сравнению с другими;

  • формирование у покупателей неосознанных потребительских предпочтений, связанных с данным товаром.

Основные функции рекламы:

  • информационная (когнитивная);

  • оценочная;

  • аффективная (т.е. связанная с передачей эмоций и чувств).

Основные требования к рекламе:

  • рекламные образы (знаки) должны легко запоминаться;

  • рекламные образы (знаки) должны находиться в ассоциативной взаимосвязи с рекламируемым товаром (товаропроизводителем);

  • рекламный продукт должен убеждать потребителя в преимуществах данного товара (товаропроизводителя);

  • рекламный продукт должен вызывать у потребителя положительные эмоции.

Основные виды рекламы:

  • прямая;

  • косвенная;

  • художественная;

  • документальная;

  • печатная;

  • аудиовизуальная;

  • реклама товаров (услуг);

  • политическая:

  • социальная.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. В чем различие между прямой рекламой и косвенной?

  2. В чем различие между художественной рекламой и документальной?

  3. Какие факторы влияют на запоминаемость рекламного послания?

Тема 3. Фирменный рекламный стиль

Требования к фирменному рекламному стилю. Фирменное наименование. Логотип. Фирменная эмблема. Фирменный слоган. Фирменный образ. Фирменный цвет. Фирменный звуковой ряд. Фирменный брэнд.

Ближайшим образом сопровождения товаров и услуг является существующий в сознании покупателей образ их производителя (юридического или физического лица). При этом отличительными признаками самого товаропроизводителя являются товарные знаки – словесные, изобразительные, объемные и прочие обозначения, которые позволяют отличить продукцию одних производителей от продукции других. То есть целью применения товарных знаков является идентификация конкретных товаров.

(Причем число товарных знаков у одного производителя зависит от номенклатуры выпускаемых им товаров и может быть достаточно большим.)

Другое назначение товарных знаков – создание единого «рекламного зонтика» для всей номенклатуры товаров данного производителя с целью уменьшения расходов на их продвижение.

Применительно к юридическому лицу, совокупность таких обозначений образует фирменный рекламный блок (ФРБ), который включает в себя:

- имя фирмы;

- логотип;

- эмблема;

- слоган;

- фирменный образ;

- фирменный цвет;

- фирменный звуковой ряд.

Помимо предъявляемых к рекламе требований, ФРБ должен отвечать двум основным условиям:

1) каждый из элементов этого блока должен быть уникальным;

2) в идеале все элементы ФРБ и реализуемый товар (услуга) должны находиться друг с другом в ассоциативной взаимосвязи.

Остановимся на каждом из элементов ФРБ более подробно.

Имя фирмы

Имя фирмы представляет собой словесное обозначение конкретного производителя. В зарубежной литературе этому понятию более всего соответствует термин брэн-нэйм (brand-name) - имя торговой марки, т.е. речь идет о товарном знаке в виде имени фирмы.

Имя фирмы должно отвечать следующим требованиям:

1) имя должно быть по возможности коротким;

2) имя должно находиться в ассоциативной взаимосвязи с реализуемыми

товарами (услугами);

3) имя должно вызывать у потребителя положительную эмоцию.

Думаю, что первое требование в особых комментариях не нуждается. Чем короче имя фирмы, тем легче его запомнить. Однако абсолютизировать это требование, разумеется, не стоит. Так, для фирмы, специализирующейся на продаже элитной мужской обуви, думаю, вполне бы подошло название известного фильма - "Высокий блондин в черном ботинке".

Говоря о наличии ассоциативной взаимосвязи между именем фирмы и реализуемым товаром, следует учитывать, что наилучшим образом это требование выполняется, когда за именем фирмы стоит конкретный образ ("Золушка", "Бегемот", "Петр 1" и т.д.). Этот конкретный образ становится той базой, на которой впоследствии возводятся все элементы ФРБ.

В то время как для таких названий как "Рико", "Супримэкс", "МММ" обеспечение ассоциативной взаимосвязи между ВСЕМИ элементами ФРБ изначально невозможно. Особенно актуально это при рекламе фирм, которые оказывают услуги, не имеющие конкретно-образного выражения (аудиторские, консультационные и т.п.).

Следует учитывать, что возникновение у потребителя положительных эмоций от тех или иных рекламных образов сопровождения товаров неразрывно связано с его нуждами, потребностями. Выявление этих потребностей и должно лежать в основе создания рекламных образов сопровождения товаров, которые проявляются, в частности, в имени фирмы.

Скажем, вполне естественное желание владельцев автомобилей заключается в том, чтобы потенциальных угонщиков их "четырехколесных друзей" ждало жестокое наказание. В этой связи в качестве имен фирм, устанавливающих системы противоугонной защиты автотранспорта, оправданы такие "агрессивные" названия как "Скорпион", «Пантера» и т.п. В то время как рекламное объявление - «Турфирма «Аллигатор»: отдых в Китае», сопровождаемое изображением оскалившегося крокодила, вряд ли пополнит число клиентов, собирающихся отдохнуть за границей.

Приведу примеры, на мой взгляд, удачных наименований фирм:

«Мир путешествий» - туристическое агентство;

«Империя мебели» - фирма по продаже мебели;

«Стройбат» - фирма по продаже стройматериалов;

«Иллюзион» - кинопрокатная фирма;

«Микробит» - фирма по продаже компьютеров;

«Быстров» - фирма, производящая продукты быстрого приготовления.

«Отверткин» - строительно-монтажная фирма.

И неудачные:

«Нализа» - компьютерный салон;

«Скорпион» - закусочная;

«Аллигатор» - туристическое агентство;

«Залог» - фирма по продаже мебели;

«Гудок» – ресторан,

«Ванкувер» - булочная,

«Лит» – фирма по продаже компьютеров.

Необходимо отметить, что создание имени фирмы достаточно кропотливая и ответственная работа. В первую очередь это связано с тем, что многие уже известные названия являются объектом правовой охраны и их несанкционированное использование влечет за собой гражданскую (а в ряде случаев и уголовную) ответственность. В этой связи особую актуальность приобретает сегодня проблема конструирования названий вновь образуемых фирм, которые, с одной стороны, должны отвечать всем перечисленным выше требованиям, а с другой, быть оригинальными.

Основные приемы конструирования названий фирм следующие:

- соединение двух и более слов (или их частей);

- использование новых словосочетаний, созвучных известным словам или словосочетаниям.

В качестве примеров названий фирм, основанных на первом приеме, можно привести такие как:

  • ПРИМСНАБКОНТРАКТ (от слов: «приморский», «снабжение» и «контракт»),

  • ДАЛЬМОРЕПРОДУКТ (от слов: «дальневосточный», «море» и «продукт»),

  • ГАЗПРОМ (от слов: «газ» и «промышленность»),

  • СИБАЛ (от слов: «Сибирь» и «алюминий»).

Второй прием иллюстрируют следующие названия:

  • КОСАНДРА (созвучно слову «Кассандра»),

  • BEATLES (созвучно английскому слову «beetles”, т.е. “жуки»),

  • SEYCOS (созвучно словосочетанию «SEIKO»).

Логотип

Понятие "логотип" состоит из двух слов: "логос" (слово) и "тип" (вид) и означает тип написания имени фирмы или товарной группы (например, названия марки автомобиля).

Грубо говоря, логотип - это имя фирмы или товарной группы, написанное с использованием определенного типа шрифта.

Использование логотипов в рекламе вызвано тем, что тип шрифта также находится в ассоциативной связи с реализуемым товаром (услугой).

Так, банковским услугам, которые должны ассоциироваться с чем-то обстоятельным и надежным, больше подходит "тяжелый" шрифт. В то время как парфюмерным фирмам ближе изящное, "легкомысленное" начертание имени фирмы или торгового знака.

Эмблема

Обычно под эмблемой понимается графическое изображение образа или условного знака, принадлежащего данной фирме.

Требования, предъявляемые к фирменным эмблемам следующие:

1) эмблема должна находиться в ассоциативной взаимосвязи с реализуемым товаром (услугой) и другими элементами ФРБ;

2) эмблема должна быть максимально лаконичной.

Следует отметить, что в литературе часто используется такой термин как «фирменный знак» (наиболее близки к нему такие понятия как «брэнд», «товарный знак», «торговая марка»). При этом фирменным знаком может быть как логотип (например, SONY), так и эмблема (например, «трехлистник» фирмы ADIDAS), а также соединение эмблемы и логотипа.

Примером одной из наиболее удачных фирменных эмблем является эмблема нефтяной компании SHELL, которая напоминает ракушку. При создании этой эмблемы был использован ассоциативный ряд: нефть - буровые установки - морские платформы - море - ракушка.

Примеров неудачных эмблем, к сожалению, больше. Как правило, все они грешат тем, что выпадают из ассоциативного ряда: товар - ФРБ.

Слоган

Понятие "слоган" означает девиз, "боевой клич" фирмы.

В ФРБ слоган занимает одну из главных позиций. В первую очередь, это связано с тем, что он является наиболее эффективным средством коммуникации между продавцом (производителем) и потребителем товаров. По содержанию слогана потребитель может судить о том, насколько его жизненные цели, потребности соответствуют жизненным целям, потребностям продавца.

В этой связи к слогану предъявляются два основных требования:

1) слоган должен быть по возможности кратким (как правило, не более 5 cлов);

2) слоган должен отвечать потребностям потребителя, удовлетворить которые призван рекламируемый товар (услуга).

В качестве примеров наиболее удачных слоганов можно привести следующие.

"Мы сидим, а денежки идут". Речь идет о рекламе инвестиционной компании. (В видеоролике показываются отец и сын, сидящие с удочками на берегу реки.) Слоган отличает исключительно точное "попадание" в потребности нашего мелкого инвестора: вложить деньги в какую-нибудь фирму, а затем бездельничать всю оставшуюся жизнь.

"Распогодится!" - слоган рекламной кампании кандидата в губернаторы Московской области генерала Громова. (При этом сам Громов изображен на рекламном щите на фоне грозового неба.) Особый профессионализм создателей этого слогана проявляется в том, что основные образы и понятия, которые используются в этом рекламном блоке (Громов – тучи - распогодится) находятся в ассоциативной связи друг с другом. А сам слоган точно "попадает" в потребность избирателей, мечтающих о светлой жизни.

«Будь в форме!» - слоган фирмы по производству спорттоваров REEBOK. «Изюминка» этого слогана состоит в использовании силлогизма «форма», имеющего, как минимум, два значения: спортивная одежда и спортивная форма.

«Любовь с первой ложки» - слоган фирмы, специализирующейся на производстве бульонных кубиков. Тут хорошо ассоциируются друг с другом слова «бульон» и «ложка».

«Беседуйте на здоровье»! - слоган фирмы, производящей чай «Беседа». Здесь основной упор делается на потребность покупателей в общении за чашкой чая.

«Масло «Злато» на чудеса богато». Один из наиболее профессиональных слоганов. В качестве основного элемента ассоциаций тут выступает желтый цвет - цвет растительного масла и цвет золота.

«Берегите себя!» - слоган Росгосстраха.

«Легок на подъем» – увы! – бывший слоган Аэрофлота. В сочетании с летящим в небе слоном, этот слоган выгодно отличался от пришедшего ему на смену, безликого – «В небе над миром».

«Танки граязи не боятся!» – слоган Камаза. Присутствие в этом слогане слова «танк» вызывает в подсознании потребителей устойчивую ассоциацию: Камаз – высокая проходимость.

«Оттянись со вкусом!» (фруктовый напиток MIRINDA), «Не тормози – сникерсни!» (шоколадный батончик SNICKERS), “Клинское – “продвинутое” пиво» (пиво «Клинское») – достаточно удачные слоганы. Несмотря на их неприятие старшей возрастной категорией потребителей, они пользуются неплохой популярностью у своей целевой группы – молодежи.

Наиболее распространены следующие ошибки при создании слоганов.

1. Игнорирование смысловой многовариантности некоторых слов.

Классическим примером стал слоган обувной компании "Рико": "Мы ОБУЕМ всю страну!" При этом не учитывается, что слово "обуть" имеет еще одно значение. На жаргоне "обуть" значит обмануть.

Или слоган компании, которая занимается прокладыванием компьютерных сетей: "ПОВЯЖЕМ!" При том, что на жаргоне "повязать" значит связать общим преступлением.

Или слоган компании "Востокшинторг": "Все размеры, доступные цены, индивидуальный подход и регулярный ПРИХОД". Остается добавить, что в молодежной среде синонимом слова "приход" является "глюк" (т.е. бредовое видение).

И еще один пример. Слоган рекламного агентства: "Мы РАСКРУТИМ любую компанию!" При этом на рекламном щите изображена... отвертка. Понятно, что в этом контексте слово "раскрутим" воспринимается как развинтим (т.е. разберем).

2. Игнорирование истинных потребностей потребителей.

Наиболее показателен слоган еще одной рекламной фирмы: "Мы ПЕРЕВАРИМ любого клиента!" При этом на рекламном щите изображен африканский людоед в боевой раскраске. Маловероятно, что желание быть "переваренным" рекламным агенством является сокровенной потребностью значительного числа заказчиков. Понятно, что тут речь идет о деньгах. Но согласитесь, "вбить" деньги заказчика в рекламную продукцию - дело не хитрое. А вот в том, что эта реклама будет "на уровне", слоган - увы! - не убеждает.

3. Использование в качестве слогана претендующих на многозначительность банальностей.

Финансовая компания "Манчжурия" отметилась слоганом: "Солнце встает на востоке" (а Волга впадает в Каспийское море).

Или слоган, который использовал в рекламной кампании один из приморских политиков: "Завтра начинается сегодня" (а сегодня начинается вчера).

Фирменный образ

Обычно под фирменным образом понимается персонаж, длительное время участвующий в рекламных кампаниях фирмы. Как правило, в качестве фирменных образов выступают известные актеры, спортсмены, фотомодели, а также не существующие в реальной жизни персонажи (поющие конфеты, пляшущее мороженое, говорящие мышата и т.д.)

Весьма перспективным является использование в качестве фирменного образа непосредственно руководителя фирмы. (Разумеется, если он вызывает симпатии у потребителей.) Один из таких наиболее удачных примеров – президент индийской фирмы по производству чая DILMAH. Его спокойное, приветливое лицо соответствует настроению, которое обычно возникает в процессе дружеского чаепития.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. А. А. Исаев имидж фирмы опорный конспект

    Конспект
    Содержание понятий «имидж», «имидж фирмы», «привлекательный имидж фирмы». Социально-психологический аспект привлекательного имиджа фирмы. Механизм влияния имиджа фирмы на объемы продаж.
  2. А. А. Исаев связи с общественностью опорный конспект

    Конспект
    Содержание понятия «маркетинговые коммуникации». Ассоциативный ряд: фирма – товар – руководитель фирмы. Состав комплекса маркетинговых коммуникаций. Связи с общественностью как инструмент формирования (коррекции) имиджа фирмы.
  3. А. А. Исаев маркетинг в отраслях и сферах деятельности опорный конспект

    Конспект
    Особенности маркетинга в отраслях и сферах деятельности. Характеристики рынков. Внешняя и внутренняя среда. Потребители. Конкуренты. Сегментирование. Позиционирование.
  4. Риалы VI международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.) Белово 2006 ббк ч 214(2Рос-4Ке) 73я431 н 34

    Документ
    Н-34 Наука и образование: Материалы VI Международной научной конференции (2-3 марта 2006 г.): В 4 ч. / Кемеровский государственный университет. Беловский институт (филиал).
  5. Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп библиогр указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. Чебоксары, 2010. 383 с. Ретроспективный указатель

    Библиографический указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.

Другие похожие документы..