Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Пояснительная записка'
а) в 2010-2012 гг. – ГЭП первого уровня «Теория и методика формирования филологической культуры субъектов УВП на основе сочетания традиционного и инн...полностью>>
'Программа'
В основе театральной деятельности в рамках настоящей образовательной программы лежит игра, поскольку для детей младшего школьного возраста она по- пр...полностью>>
'Документ'
Злокачественное новообразование молочной железы 101 Утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 0 ...полностью>>
'Документ'
Необходимость проведения вебинаров-консультаций возникла в начале учебного года. Так как многие учащиеся усилили подготовку к ЕГЭ, т.е. стали посещат...полностью>>

В. К. Невярович Чудесные исцеления

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

После смерти отца св. Пантелеймон раздает все свое наследство бедным и нуждающимся, сам же продолжает помогать людям. "Ему послан был свыше дар исцеления, и он всегда бесплатно лечил больных не столько травами, сколько призыванием имени Иисуса Христа" ("Жития Святых"). "Он являлся врачом не только болезней, но и нищеты человеческой" (там же). Все больные из города и ближайших мест, видя такое удивительное искусство врачевания и бескорыстие, стекались за помощью к Пантелеймону.

Из-за зависти других врачей, по их наговорам и за приверженность к христианству, св. Пантелеймон был заключен императором в темницу. Его обвиняли в чародействе, волшебстве, отступлении от языческой веры предков. Мужественный юноша отстаивал христианскую веру и предложил императору устроить своеобразное состязание: принести любого безнадежного больного и предоставить его сначала придворным лекарям, исповедовавшим язычество. Император согласился. Тогда принесли расслабленного, то есть парализованного, больного, над которым тщетно лекари и жрецы призывали своих богов: кто Асклепия, кто Зевса, кто Диану. Помощи от них больной не получил никакой. Тогда Пантелеймон, помолившись, взял за руку страдающего и произнес: "Во имя Господа Иисуса Христа встань и будь здоров"... Больной тут же выздоровел и встал.

В бессильной злобе император приказал умертвить юношу, на что тот мужественно ответил: "Умереть за Христа для меня приобретение". Св. Пантелеймон принял мученическую смерть. Его тело строгали железными когтями, ребра опаляли горящими свечами, бросали в раскаленное олово, колесовали и, в конце концов, обезглавили. Свою смерть он встретил радостно, распевая псалмы. Память Святого празднуется 27 июля/9 августа.

ПРАВОСЛАВНОЕ МОНАШЕСТВО РАННИХ ВРЕМЕН И ЧУДЕСНЫЕ ИСЦЕЛЕНИЯ

Если бы ты мог отворить сердца их и увидеть душу их и всю красоту внутреннюю; ты упал бы на землю, не вынес бы сияния красоты, светлости тех одежд и блеска их совести.
Св. Иоанн Златоуст

Появление монашества связано с происхождением христианства и проповедью Евангелия среди народов. Стремясь к совершенству и высшему служению во имя Христа, некоторые христиане избирали путь отречения от мира и мирских привязанностей. Еще в Ветхом Завете имеются указания о событиях, в которых прослеживаются следы монашества. Так, служению Богу посвящали свою жизнь по особому обету Назареи; Рехабиты отрекались от своего имущества и жили в палатках, проводили жизнь в безбрачии члены общества Ферапевтов в Египте. Иноческий образ жизни вели Пророки Илия и Елисей. Более совершенно иночество раскрывается уже в Новом Завете. Так, Пророк Иоанн Креститель, возвестивший миру о пришествии Христа, явил собой первообраз будущей иноческой отшельнической жизни в пустыне. Сам Спаситель не обязывал всех к полному отречению от мира, тем не менее говорил, что "если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мф. 16,24), а также: "если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим" (Мф. 19,21). То есть для желающих достичь совершенства дается указание на нестяжательство и непривязанность к собственности. Ранние христиане проводили свою жизнь в постах, молитвах и труде, объединяясь в общины. Будучи гонимы и преследуемы, они нередко вынуждены были удаляться от людей и селиться вдали от городов и селений. Однако неправомерно было бы думать, что лишь страх гнал людей к иночеству, христианам не свойственно было бояться смерти за веру Христову.

Уже в I веке Р.Х. прославились такие подвижники и подвижницы, как святые: Телесфор, Фекла, Зинаида, Евдокия и Филонида. Во II веке известны имена св. Фронтона, св. Параскевы, св. Евгения, св. Наркисса и другие. В III веке получили известность своею иноческой жизнью св. Никон, св. Галактион, св. Пансофий, св. мученик Моисей, св. Анастасия Римляныня. Однако лишь к началу IV столетия иночество приобретает столь великое влияние на современников и предстает во всем своем великолепии, являя собой, пожалуй, ярчайшее достижение всей христианской жизни и христианского религиозного опыта.

Первооснователями пустынножительства по праву считают Павла Фивейского (III в н.э.) и Антония Великого (251—355 гг.). Остановимся несколько подробнее на некоторых страницах жизнеописания Антония Великого, называемого отцом православного монашества.

Преп. Антоний родился в Египте близ Гераклеополя в селении Кома у христианских родителей. Семья была достаточно зажиточной. Антоний обучался грамоте на родном коптском наречии и с ранних лет возлюбил евангельское учение. К специальному ученому образованию он не стремился, не принуждали его к тому и родители. Большее внимание уделял юноша не наукам, а своим духовным стремлениям к Богу. В двадцать лет Антоний потерял родителей, оставшись со своей малолетней сестрой и непростым хозяйством. Размышляя об истинных ценностях в жизни, он нередко приходил к мысли оставить все мирское и посвятить себя всецело служению Богу. Однажды, войдя в храм на богослужение, он услышал слова из Евангелия: "аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси" (Мф. 19, 21). В этих словах он услышал как бы голос Господа, обращенный к его совести и устремлениям, ответ на мучившие долгое время вопросы. Вскоре Антоний продал все свое имущество и раздал вырученные средства нуждающимся. Сестру свою он поручил на попечение праведным девам, а сам же поселился близ селения под руководством одного подвижника-старца, с юности проводившего уединённую жизнь. С этого времени начинается многолетний иноческий подвиг св. Антония. Его жизнеописание составил св. Афанасий Александрийский, немалое время живший при нем. (Св. Афанасий Александрийский (Великий) — Архиепископ Александрийский св. отец Церкви (293—373 гг.). Известен борьбою с арианской ересью и своею твердою, непоколебимою верою.).

Св. Антоний Великий обладал даром исцелений. В его запечатленных поучениях есть такие слова: "Я молился за вас, да сподобитесь и вы получить того великого огненного Духа, которого получил я. Если хотите получить Его, так, чтобы он пребыл в вас, принесите прежде труды телесные и смирение сердца, и восторгая помышления свои на небо, день и ночь, взыщите с правотою сердца Духа сего огненного, и Он дастся вам. (Удивительно близкие слова будут произнесены много столетий спустя великим русским святым Серафимом Саровским, стяжавшим тот "огненный мирный Дух" и заповедовавшим всем христианам стремиться к тому же). "Антоний хотя жил и состарился в пустыне, пишет св. Афанасий, однако не приобрел здесь какой-либо дикости или грубости, но всегда был ласков, обходителен. Самое лицо его имело необыкновенную приятность и привлекательность. Если кто, не видав его прежде, приходил к нему в пустыню, то во множестве иноков без всякого указания подходил к Антонию. В его лице отражалась чистота души и обитавшая в нем благодать Св. Духа". "А каких даров у него не было? — написано в Добротолюбии (т. 1, 9). Был дар чудотворений, дар власти над бесами, над силами природы и над животными, дар прозрения мыслей, дар видения происходившего вдали, дар откровений...". "Христос явил в нем врача для всего Египта, — писал св. Афанасий. Кто при Антонии не изменил своей печали на радость? Кто не отложил гнев? Кто не забыл горестей гнетущей бедности...". Вместе с тем св. Антоний лишь после 35 лет духовного подвижничества счел возможным решиться на целительство и стать духовным наставником. После 35 лет суровой аскетической жизни, полной лишений, трудов непревзойденных, молитв, постов и невидимой брани с темным миром зла, обрушившим на подвижника всю ярость свою. "Сколько раз, — рассказывал сам Антоний своей братии в назидание, — сколько раз грозные демоны в виде скорпионов, лютых зверей и змей окружали меня и наполняли жилище мое, точно готовые на брань воины", "часто злые духи производили шум около меня, часто скакания, часто свист; я пел Псалмы, а их крики обращались в стоны и рыдания. Поверьте, чада мои, тому, что скажу вам. Однажды я видел диавола в образе высочайшего человека, который дерзнув назвать себя Провидением и Силою Божественною, сказал мне: чего хочет от меня Антоний? Я плюнул ему в лице, устремился на Богохульца, и тотчас этот великан исчез".

Аналогичные явления, связанные с демоническими силами, описывают многие сподвижники святости. Однажды приносивший пищу Антонию человек нашел преподобного избитого до полусмерти после демонической яростной атаки. (Вспомним современные свидетельства полтергейстов, барабашек, порой проявляющих агрессивные хулиганские действия в квартирах, вплоть до нанесения ударов, толчков, швыряний предметов и прочих явлений, необъяснимых с позиции науки). По поводу всевозможных видений преп. Антоний давал следующее поучение: "Когда будет тебе какое-нибудь видение, воздержи внезапно страх свой, и каково бы видение ни было, наперед вопроси спокойно: кто ты и откуда? Если это явление святых, то они откроются тебе и обратят страх твой в радость; если же явление диавольское, то он тотчас ослабеет, встретив твердость духа: ибо и это есть знак неустрашимости душевной, чтобы вопросить: кто ты и откуда? Так вопросил Иисус Навин и узнал явившагося (Нов. 5, 13). Явление св. Ангелов так тихо и смирно, что наполняет душу радостью, восторгом и упованием, ибо с ними Господь, источник радости... Но от явления злых духов рождается ужас в душе, смущение мыслей, скука, страшное представление смерти, похоть плоти, холодность и отвращение от жизни добродетельной. Ограждайтесь знамением креста, и прелесть врага исчезнет". (В последнее время появилось большое количество так называемых контакторов с космосом и иными мирами, НЛО. Суть всех этих явлений с позиций Православия вполне определенна, и древнейшие свидетельства сподвижников святости подтверждение тому). Интересны высказывания св. Антония Великого относительно чудесных явлений: "Но возлюбленные, заповедую вам паче всего заботиться о том, чтобы жить благочестиво, а не о том, чтобы творить знамения... По сему тем, кои хвалятся чудесами и скажут: не Твоим ли именем бесов изгоняли и совершали чудеса, Господь скажет: Аминь глаголю вам: не вем вас, отъидите от Мене делающие беззаконие". Сотворяемым чудесам св. Антоний старался внешне придать форму обычных явлений. Так, один из воинских начальников Мартиниан привел к нему свою дочь, страдавшую беснованием, и просил исцелить ее молитвою. В ответ он услышал от святого старца немало озадачившие слова: "Что ты просишь моей помощи, когда я такой же немощный человек, как и ты? Если веруешь во Христа, которому служу, иди и по вере твоей моли Бога, и Он исцелит дочь твою". Мартиниан поверил словам Антония, призвал Господа на помощь, и произошло исцеление болящей. "Мы — христиане — обладаем тайнами мудрости не от изучения еллинских хитростей, — говорил преподобный, — но силою веры, данной нам Богом чрез Иисуса Христа". "Где только знамение креста, там бессильна магия, там недействительно чародейство", — поучал он своих учеников и последователей. Не получив по образованию специальной учености, преп. Антоний, тем не менее, одерживал неизменно верх над известными философами-софистами, пытавшимися состязаться со старцем и превзойти его своею ученостью. Однажды он преподал публично урок целительства в присутствии философов: "В это время привели к преп. Антонию одержимых бесами, приказав представить их к себе, он сказал философам: исцелите их, может быть, они послушаются ваших умозаключений, вашего искусства и магии, может быть, убоятся призывания ваших богов. Если же не можете, то перестаньте спорить и зрите силу креста Христова". Сказав это, преп. Антоний три раза осенил бесноватых знамением Святого креста, и в ту же минуту они исцелились, пришли в себя и начали славить Бога. Изумленные и посрамленные за свою гордыню, философы остались неподвижны. "Не удивляйтесь, — сказал им Антоний, — это не своею силою мы делаем, а Господом нашим Иисусом Христом. Уверуйте и вы познаете, что сила наша не искусство слов, а вера, действующая любовью". Софисты ушли, откровенно признав, что получили большую пользу от общения со святым и хороший нравственный урок.

Случаев чудесных исцелений, как свидетельствует св. Афанасий, было немало: преп. Антоний обладал даром не только исцелять, но и превосходно узнавать суть недуга: "Он знал, кто каким недугом страдает, и в опытах своей жизни приобрел распознание духов и сообразно с болезнями применял врачевство" (св. Афанасий). "Чудодейственной силой веры он врачевал и словом своим утешал печальных, учил неразумных, укрощал гневливых, внушал всем любовь ко Иисусу предпочитать всему" (св. Афанасий).

Будучи уже восьмидесятилетним старцем, св. Антоний пришел в Александрию, чтобы публично обличить арианскую ересь. Силу своих слов преподобный подкреплял множеством чудотворений. "Сколь многие тогда освободились от одержания злыми духами! (Более подробно об одержании злыми духами см. в главе "Бесноватость в наше время"). Сколь многие получили исцеление! Все жители города стеклись смотреть на Антония. Даже язычники и самые жрецы их стремились к храму, посмотреть на человека Божия (так называли Антония)" (св. Афанасий). За немногие дни пребывания Великого старца в городе в христианство обратилось язычников больше, чем за весь последующий год.

Почти все великие подвижники Египта были учениками или последователями св. Антония Великого. Жизнь этого ярчайшего светильника осталась на все времена образцом для следующих не только монашеским путем, но и всех православных христиан. Его поучения и взгляды имеют большое, даже все возрастающее значение, и в наше время.

Из пустынножителей горы святого Антония всеобщее признание приобрел некто Сисой, который вначале проходил духовное руководство у аввы Ора. Сисой отличался редкостным смирением, считая себя недостойнее всех людей, так ограничивая себя в приеме пищи, что порой неподдельно удивлялся, когда ученики напоминали ему о еде, ибо искренне считал, что уже принимал пищу. Всячески отвергался этот подвижник похвалы человеческой; нередко стеснялся он даже своей искренней молитвы, когда поднимал руки к небу (полагая, что кто-нибудь может увидеть). Кротость, молчаливость, терпеливость, правдивость... о каждой из его добродетелей рассказывали легенды. Вместе с тем нет сомнения, что многие из удивительных и поучительных историй о святом, дошедших до наших дней, действительно имели место в свое время. Сисой был наделен даром чудотворений, но стеснялся своего дара и пытался скрывать его. Но люди узнавали о чудном старце и шли к нему за помощью, получая столь желанное исцеление. Описан даже случай воскрешения из мертвых умершего ребенка. После сотворения Сисоем молитвы несчастный отец, не видя внешних изменений, в горе вышел из келий старца. Тогда преподобный приказал мертвому отроку ожить и следовать за отцом, тут же все в точности так и произошло. На все благодарности и слезы вернувшегося в келию родителя Сисой просил лишь об одном: никому до его смерти не рассказывать об этом чуде. Не нужно удивляться, что молитвы столь праведного человека обладали такой великой силой и были угодны Богу. Смерть Сисоя последовала около 429 года.

Успешно изгонял бесов и совершал другие исцеления и чудеса ученик св. Антония Питирион, вкушавший пищу 2 раза в неделю, да и то лишь в виде мучной похлебки.

Один из учеников св. Антония Павел, по прозвищу "препростой" (около 340 года), удостоился от Бога великого дара чудотворений. Этот подвижник святости отличался, с одной стороны, необычайным смирением, с другой — непоколебимой настойчивостью и строгостью по отношению к данной клятве или обету. В книге "Православное монашество в Египте" (М., 1854. Ч. I) описан весьма показательный на этот счет эпизод, касающийся целительства: "Однажды привели к Антонию бесноватого. Антоний привел его к Павлу и сказал: "Авва Павел! Изгони демонов из этого человека, дабы он здравым возвратился в дом свой и славил Бога". Павел призвал бесноватого и сказал: "Авва Антоний повелевает тебе выйти из сего человека, чтобы он, выздоровев, славил Бога". Бес не повиновался. "Выдь, — говорил Павел, — или я пойду и скажу Христу, и тогда горе тебе". Бес не выходил. В самый полдень, при нестерпимой жаре, Павел вышел из келии, и стал под открытым небом на камень, и молился так: "Иисусе Христе, распятый при Понтийском Пилате, Ты видишь, я не сойду с камня, не буду ни есть, ни пить до смерти, если не изгонишь беса из сего человека" (стр. 85—86). Не вызывает сомнения, что в случае неудачи в целительстве Павел выполнил бы свою клятву. Среди последователей св. Антония Великого в Египте славу целителей снискали немало иноков, подвиги и жизнеописания которых, в большей или меньшей степени, сохранила нам история. Так, живший в IV веке св. Иоанн отличался особым даром прозорливости. Например, он предсказал императору Феодосию победы над тиранами Максимом и Евгением, покровительствовавшими язычеству. Св. Иоанн мог исцелять даже на расстоянии. В преданиях о нем сообщается об исцелении слепой через заочную молитву о ней и благословение елея, которым женщина в течение трех дней мазала глаза, пока не прозрела. Исключительным целительским даром обладал и старец Илия, живший в Фиваиде. Он исцелял всех, приходивших к нему, причем от всякого недуга. Сам же старец был немощен и дрожал от дряхлости и старческой болезни, именуемой ныне как паркинсонизм.

Влияние монашества на духовную жизнь человечества неизмеримо велико и до конца еще недооценено. Несмотря на кажущуюся изоляцию от мира и отрешенность, монашество воплотило в себя наиболее полно и глубоко христианское учение о спасении и служении ближнему. Главным и высшим идеалом монашества был и останется молитвенный подвиг за весь мир перед Богом и незримая битва с темным (демоническим) миром. Возможно, и существованием своим ныне человечество обязано тем, кого несправедливо низвело до уровня религиозных фанатиков и добровольных изгоев во Христе. В первых веках н.э. центром монашества стал Египет, в котором сеть монашеских поселений к концу IV века была очень многочисленна. Из Египта монашество проникло в Палестину, где ученик св. Антония Великого преп. Иларион Великий основал близ Газы первую монашескую обитель. Позднее палестинское монашество прославится такими ярчайшими святильниками, как преп. Евфимий Великий, Савва Освященный, Варсонофий и Иоанн. Св. Василии Великий один из величайших столпов Вселенской Церкви — создал устав монашеской общежительной жизни. Его сподвижники св. Григорий Богослов и св. Григорий Нисский также внесли немалый вклад в дело становления православного монашества. Большим поклонником монашества был и один из учителей Вселенской Церкви святитель Иоанн Златоуст. Широкого расцвета монашество достигло в Сирии, Синае, в Византии, на острове Афон, а в более поздние времена в России, где развивалось в духе лучших традиций Восточного раннего православия.

И, наконец, несколько слов о женском монашестве. Его родиной также стал Египет. "О Христе Иисусе несть пол мужский, ни женский", — благовествовал св. апостол Павел (Гад. 3, 28). Жизнь подвижниц святости имела место уже в ранний период отшельнической жизни Антония Великого. Его родная сестра, в более поздний период, руководила и наставляла женское общество инокинь. Женские общежительные монастыри учреждала и родная сестра другого прославившегося подвижника — св. Пахомия Великого.

В своих поучениях к девам св. Антоний Великий пишет, что девственница "должна удаляться нечистых мыслей, гордости и всего, что приятно диаволу. Должна любить всех людей, убегать славы мирской, быть преданною Богу, обуздывать язык и строго хранить пост. Если все сие будет она исполнять, соделается чистою и Богоугодною жертвою". Разные пути приводили дев к иноческой жизни, где "жены часто превосходили своих мужей и воздвигали славнейшие знамения победы" (св. Иоанн Златоуст). Блаженный Августин писал о том, что "инокини служили Богу с великою ревностию и чистотою. Отдаленные друг от друга, они соединены были взаимною любовию и подражанием добродетелям". Несмотря на уединенный характер иноческой жизни, святые девы раннего периода монашества прославились чудесами исцелений и были наделены также другими божественными дарами. Так, св. Евпраксия (383—413 гг.) с 12-летнего возраста воспитывалась в фиваидском монастыре, где достигла большого совершенства в подвижничестве и была удостоена целительского дара. Однажды ею был исцелен глухонемой от рождения ребенок, который был принесен матерью в монастырь с целью испрашения молитв сестер к Богу. Проникнувшись глубоким состраданием к младенцу, св. Евпраксия осенила его крестным знамением. Тут же произошло исцеление. В другой раз, по повелению настоятельницы монастыря, преподобная дева исцелила женщину, одержимую бесом. Перед исцелением, трепеща от столь великой ответственности, смиренная Евпраксия упала на землю "в чувстве собственного недостоинства, она восклицала: увы мне! кто я ничтожная, чтобы дерзнуть мне изгнать беса, которого не могли осилить молитвы всех сестер?" (Кстати, св. Евпраксия по происхождению приходилась родственницей самого императора Феодосия, но несла свое послушничество, претерпевая еще большие, нежели сестры, труды и лишения. Полностью отрешась от своей воли, святая дева достигла истинного смирения и благочестия. После молитвы праведной женщина тут же получила исцеление).

Среди подвижниц Египта выдающееся место занимает св. Синклитикия. Ее сравнивают с великим Антонием, но применительно к инокиням. Синклитикия происходила из богатого Македонского рода. По смерти родителей, распродав свое имение и раздав все нищим, взяла она с собой сестру, лишенную зрения, и избрала иноческую жизнь. Многие подвижницы, привлекаемые ее подвигом и мудростью, желали быть при ней и стали собираться вокруг, образуя общежительную обитель. "Пути к сохранению истинного целомудрия — это ограждение внешних чувств от неприличных зрелищ и слов, — говорила св. Синклитикия, постоянное бдение над собой, строгое подвижничество и чистая молитва — это лучшие средства во всяком вредном помысле. Как острые лекарства врачуют жестокие болезни, так молитва с постом прогоняет злые помыслы". "Хорошо не гневаться. Но если бы сие и случилось, то не позволено тебе и дня оставаться в этой болезни. Солнце да не взойдет во гневе вашем (Еф. 4,26). Зачем ты ненавидишь оскорбившего тебя человека? Не он оскорбил тебя, но диавол; гневайся на болезнь, а не на больного... Не слушай речей злословия, чтобы не быть вместилищем чужих пороков. Если примешь в себя нечистые речи, то получишь пятно на твою молитву. Наслушавшись худых отзывов, на всех будешь смотреть косо и ненавидеть без всякой причины". Почаще бы нашим современникам заглядывать в древние книги христианских подвижников, сколько бы полезного открыли они для себя, следуя тем мудрым и праведным поучениям! "Не отказывайся от поста под предлогом болезни, ибо и непостящиеся часто подвергались таким болезням. Начал ты доброе дело? Не отступай назад. Пусть враг силится воспрепятствовать тебе, но он падет пред твоим терпением". Прекрасные поучения дает св. Синклитикия и относительно болезней: "Когда болезнь тяготит нас, не надобно скорбеть, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотей; а пост и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться.

Великий подвиг — терпеливо переносить болезни и среди них возсылать благодарственные песни Богу. Мы лишились очей. Не будем печалиться; внутренними очами мы можем созерцать славу Божию. Лишились слуха. Будем благодарить за то, что вовсе не будем слушать пустых речей. Не действуют руки. Но у нас есть внутренние длани, готовые на брань с врагами. Все тело страждет болезнию, но чрез сие умножится здравие внутреннего человека". Сама святая показала высокий пример терпения. В восьмидесятилетнем возрасте, тяжело заболев, она три с половиной года, вплоть до кончины своей тяжело страдала. Гниение распространилось на все тело, но св. Синклитикия отказалась от всякой врачебной помощи, в последние три месяца, прекратив прием пищи и не зная сна, она предавалась духовными очами общению с Богом. За три дня до кончины ей было небесное видение с точным указанием ухода из земной жизни, что и произошло на самом деле.

И в таких муках заканчивали свою земную жизнь немало святых, наперекор бытующему мнению, что праведники, почти не болея, мирно засыпают и отходят своею душою к Всевышнему. Однако и в болезненных страданиях, как в пламени, продолжает очищаться душа от всевозможных примесей, готовясь к встрече с Творцом в чистоте и славе. Так железо куется в огне, под ударами молота, через плавку и давление!

РУССКИЕ СВЯТЫЕ, СНИСКАВШИЕ
ОСОБУЮ БЛАГОДАТЬ В ЦЕЛИТЕЛЬСТВЕ

Святые — соль земли, они смысл ее бытия, они тот плод, ради которого она хранится. А когда земля перестанет рождать святых, тогда отнимется у нее сила, удерживающая мир от катастрофы.
Арх. Софроний "Старей, Силуан"

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

Святость — это высшая форма духовного подвига. Это удивительное явление, граничащее с запредельностью, было известно человечеству еще за тысячи лет до нашей эры. Однако в истинном своем проявлении связано исключительно с возникновением христианства, а в дальнейшем, с его единственным правопреемником в лице Православия.

В чем же состоит отличие истинной святости от "святости" языческой (и иных религиозных конфессий)?

На первый взгляд имеет место много общих моментов: отказ от порочного образа жизни, стремление к чистоте, самоулучшению, укрощение страстей и плоти путем аскетических подвигов, уединенный образ жития (или пребывание в узком кругу единомышленников), стремление к добру, любви, истине... Однако самым главным и существенно принципиальным отличием истинной (православной) святости от языческой и иноверной ее имитаций, побуждаемых пусть даже искренними, возвышенными устремлениями души, является сам факт принадлежности к вере во Христа, ибо вне Истины (Христа), вне благодати Божией, вне Святого Духа — ни о какой святости не может быть речи, хотя и среди других вер могут быть иноки, отшельники, благочестивые и стремящиеся к святости люди. Только стяжание Святого Духа в результате духовных и телесных подвигов христианского образа жизни, проверенного и проторенного почти двухтысячелетним опытом подвижничества, озаряет душу Солнцем Правды, освящая при этом и плоть смертного, еще при земной жизни.

"Все святые — воистину члены Христа Бога и как члены сочетаются с Ним, — писал один из Отцов Церкви преп. Симеон Новый Богослов, — и соединены с Телом Его так, что Христос есть Глава, а все от начала до последнего дня святые — члены его. И все они в совокупности составляют единое Тело..."

Древнерусская святость сформировалась как правопреемница Византийского духовного опыта, строго согласуясь со Священным Писанием, учением св. апостолов и отцов Церкви, Священным Преданием. Вместе с тем она приобретает и совершенно самобытные, уникальные собственные особенности, отражающие характер народной души и национального самосознания.

Каждый день творит Православная Церковь память о святых. Святые для истинно верующих христиан не есть мертвые, а всегда живые, благодатные, близкие и горячо любимые. Им приносятся сердечные молитвы и признания, у них испрашивается помощь и заступничество, прибегая к их святым именам, получают чудесные целительные дары болящие и страждущие, их молитвами возрождается вновь поруганная и оскверненная было вера...



Скачать документ

Похожие документы:

  1. В. К. Невярович

    Документ
    Со всей ответственностью должен заявить, что истинная психотерапия заключена только в Православии, ибо Истина есть Христос, Он – Слово Божие, Единственный Врач душ наших.
  2. Текст взят с психологического сайта (25)

    Документ
    В книге в контексте рассмотрения актуальной проблемы психологической науки - роли сферы вторичных образов (образной сферы) в психическом отражении и регулировании - на историко-психологическом и культурологическом материале анализируется
  3. Д. А. Авдеев в помощь страждущей душе. Опыт врачебного душепопечения

    Документ
    Психиатрия Пожалуй, нет в медицине такой науки, судьба которой была бы сравнима с судьбой психиатрии. Ибо в фокусе теории и практики психиатров душа человека.
  4. «психология» (1)

    Учебник
    Учебник посвящен анализу и современной интерпретации различных направлений психотерапии. Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих психотерапевтов.
  5. Леонид Фокич Бурлачук, Александр Суренович Кочарян, Максим Евгеньевич Жидко Психотерапия учебник (1)

    Учебник
    Учебник посвящен анализу и современной интерпретации различных направлений психотерапии. Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих психотерапевтов.

Другие похожие документы..