Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Как известно, контроль является важнейшим фактором в процессе обучения иностранному языку. Рассмотрение проблем контроля обученности у школьников ино...полностью>>
'Урок'
2. «Вдруг сердито под крыльцом пес залаял». Как звали пса?. 3. «И сейчас же с высокой скалы к …спустились орлы». 4. Фамилия кота – героя мультфильма. ...полностью>>
'Семинар'
психозов и депрессий улучшение качества обслуживания клиентов повышение конкурентоспособности сотрудников предприятия Темы занятий для линейного перс...полностью>>
'Реферат'
Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года (далее Стратегия) разработана в соответств...полностью>>

Создание музейных коллекций; Подготовку и проведение экскурсий для учащихся и силами самих учащихся; Проведение в музее бесед и встреч с интересными людьми

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Текст доклада для выступления на межрегиональной научно-практической конференции «Инфокоммуникационные технологии в региональном развитии» по теме

«Использование ИКТ в исследовательской деятельности гимназистов в рамках музейной педагогики»

Авторы: учитель истории Горохова Е.В. и учитель информатики Ерасова Л.В.

Место работы учителей: МОУ гимназия им. Н.М. Пржевальского

Мы, учителя гимназии Горохова Е.В., учитель истории, и Ерасова Л.В., учитель информатики, предлагаем вашему вниманию наш инновационный опыт интеграции ИКТ в музейную педагогику.

Всех нас, педагогов, волнуют вечные педагогические проблемы:

  • как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности?

  • Как ускорить темпы обучения и сделать его более эффективным?

Зачастую кажется, что нет новых рецептов для решения старых проблем. И решить эти проблемы мы попытались совместно. Инновационным в нашем опыте мы считаем:

  • интеграцию предметов истории Смоленщины и информатики,

  • внедрение ИКТ в музейную педагогику.

Позвольте напомнить вам, что «Музейная педагогика» - это область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды.

И традиционная музейная педагогика предполагает:

  • Подготовку учащихся к прочтению музейной информации;

  • Обучение ориентации в музейной среде;

  • Участие учащихся в сборе материала для музея;

  • Создание музейных коллекций;

  • Подготовку и проведение экскурсий для учащихся и силами самих учащихся;

  • Проведение в музее бесед и встреч с интересными людьми;

  • Написание учащимися творческих работ на основе музейного и краеведческого материала.

Эти формы работы мы успешно используем с 1961 года.

Но 1990-х годах в нашей стране школьные музеи пережили известный кризис, связанный с коренными изменениями в общественной и экономической жизни нашего общества. Часть школьных музеев пришла в упадок, либо закрылась. Это объяснялось сменой идеологических приоритетов и материальными трудностями школьного музея. Но нашему музею удалось сохраниться как школьному музею. Но на данном этапе проявились некоторые проблемы:

Архивный материал нашего музея очень богат, но он недоступен для большинства желающих. Экспозиция музея интересна, но в ней представлен незначительный материал, накопленный в музее.

И в мире всегда существует вероятность несчастных случаев, которые могут привести к гибели музейных фондов.

С другой стороны, на современном этапе мы отмечаем падение интереса общества, и в том числе, учащихся, к музеям вообще.

Поэтому в школьных музеях назрела потребность в поиске новых форм и методов работы, которые бы отвечали вызовам времени.

Мы считаем, что термин «школьный» определяет не местонахождение, а специфику музея. Он должен быть не церемониальным залом, куда приглашают почетных гостей или где проводят торжественные линейки, а

побудителем творческой активности детей и средством обогащения учебного процесса.

Поэтому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова «поиск», «открытие», «творчество». Это музей, который создается детьми и одновременно для детей, кроме того он может стать центром научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности всего коллектива образовательного учреждения.

Сегодня одним из факторов, определяющих качество современного образования, становится степень использования в учебном заведении средств информационных и коммуникационных технологий. Но процесс информатизации образования во многом тормозится из-за недостаточности опыта и отсутствия методик внедрения ИКТ.

В настоящее время полностью отсутствует опыт внедрения информатики и ИКТ в школьную музейную педагогику. И мы поставили перед собой следующие цели:

Во-первых, совершенствовать исследовательскую деятельность гимназистов внедрением новых информационных технологий;
Во-вторых, акцентировать внимание на формировании идейно-патриотические основ личности наших учеников;

В-третьих, сохранить музейный фонд силами учащихся посредством создания электронного музея гимназии.;
В-четвертых, развить коммуникативные умения гимназистов на основе проектной деятельности;
В-пятых, своей целью мы считаем формирование у гимназистов навыков информационной культуры.

В современном обществе остро стоит вопрос об информационной культуре ее членов. Поток информации, обрушивающийся на наших детей, очень велик и разнообразен. И мы должны научить детей ориентироваться в нем.

Из целей, которые мы поставили перед собой в нашем опыте, вытекают следующие задачи:

  1. Приобщать учащихся к творческой деятельности посредством создания проектов, направленных на сохранение культурного наследия гимназии, Смоленщины;

  2. Способствовать развитию креативных коммуникативных способностей гимназистов;

  3. Сохранить в электронном виде музейный фонд гимназии им. Н.М. Пржевальского как часть национального наследия;

  4. Организовать виртуальное присутствие фонда музея гимназии в сети Интернет посредством создания сайта «Электронный музей гимназии».

К своему опыту мы пришли, используя вызовы всего мирового сообщества, которое поставило вопрос о сохранении культурного и цифрового наследия мира.

В конце 2000 года ЮНЕСКО принимает программу «Информация для всех», цель которой - построение информационного общества для всех путем сокращения разрыва между «информационно-богатыми» и «информационно-бедными», то есть обеспечение всеобщего и равного доступа к информации.

В 2002 г. В Европе появляется Проект МИНЕРВА ПЛЮС по созданию культурного и научного контента Европы, России и Израиля.

29 ноября 2004 г. в Москве под эгидой Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" открылась VII Международная конференция EVA-2004, решения которой легли в основу проекта 2005 года «Красная книга культуры России».

Проект “Красная Книга Культуры России” (2005 год) призван объединить потенциал российской системы образования, учреждений культуры, общественных организаций и спонсоров для построения постоянно действующей системы, объединяющей техническую базу и волонтерский потенциал школ и вузов страны для спасения национального культурного наследия. Для воспитания молодого поколения, которое будет беречь нашу память прошлого уже сегодня, понимая невосполнимость утрат, имея уникальную возможность прикоснуться к закрытым фондам и экспонатам и реально спасая уникальные объекты культуры.

В 2005 году в соответствии с рекомендациями Международной конференции «EVA – 2004» и на основе программы «ККК России» была разработана программа «Красная книга культуры Смоленщины». В ходе реализации Программы планируется, с одной стороны, привлечь потенциал школьников и студентов для оказания помощи музеям, архивам и библиотекам в области создания электронных ресурсов по культуре Смоленщины и, с другой стороны, стимулировать использование мультимедиа ресурсов по культуре в образовательном процессе в школах и ВУЗах региона.

Так же этому способствовала вышедшая в 2004 году долгосрочная областной целевая программа "Электронная Смоленщина".

2008 год провозглашен в России годом семьи. И в связи с этим событием мы планируем показать семейные династии, у которых учеба и работа связаны с гимназией.

Все перечисленные мероприятия и идеи легли в основу нашего инновационного опыта.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано, что система образования должна обеспечить эффективное использование информационных ресурсов, всеобщую компьютерную грамотность и информационную культуру.

Одним из факторов, определяющих качество современного образования, становится степень использования в учебном заведении средств информационных и коммуникационных технологий.

Процесс информатизации образования во многом тормозится из-за недостаточности опыта и отсутствия методик внедрения ИКТ.

Наш опыт – это попытка решения задач модернизации образовательной среды гимназии с позиции современного информационного общества.

Каким должен быть современный ученик? Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки учеников, способных: самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, применяя ИКТ, уметь применить приобретенные ими знания в дальнейшей деятельности, творчески мыслить, быть коммуникабельными, уметь работать в коллективе.

Информатика как предмет, своим содержанием и инструментарием приобщает учащихся к информационной культуре. Этому так же способствует и внеклассная работа по предмету.

Основные направления внеклассной работы по информатике:

  • Олимпиадная информатика;

  • WEB-дизайн

  • Освоение проектной технологии

  • Овладение техническими средствами технологии проекта

Проблемы внеклассной работы по информатике

  • До 2007 г. отсутствовал свободный доступа в сеть Интернет

  • Слабая техническая база( отсутствие сканеров, цифровых фотоаппаратов)

  • В проектной работе был слишком большой разброс тем, уводящий учащихся от общественной и практической значимости результатов своей работы

  • В настоящее время из-за дороговизны существует всем известная проблема с лицензионным программным обеспечением.

Часть проблем сейчас нам удалось решить, а часть до сих пор остается актуальной.

В рамках нашего инновационного опыта появилась возможность интегрировать историю и информатику с применением ИКТ в рамках музейной педагогики, что изменило содержание внеклассной работы по этим предметам.

Произошло углубление и расширение тематики изучения компьютерной графики и дизайна, компьютерных приложений на архивном материале школьного музея.

Данный инновационный опыт вовлекает учащихся в исследовательскую работу на основе изучения краеведческого материала, дает со школьных лет ощущение причастности к национальной культуре и ответственности за ее сохранение. Появились направления нашей работы: создание официального сайта гимназии и электронного музея гимназии.

Технологические инновации приводят к существенному расширению множества педагогических методов и приемов, которые мы используем в своей работе.

Методика инновационного опыта:

Технологии:

  • уровневой дифференциации

  • проектов

  • личностно-ориентированные

  • элементы КСО

  • ИКТ

Методы

  • поисковые

  • проблемного обучения

  • уровневой дифференциации

Формы работы

  • индивидуальная

  • групповая

  • коллективная

  • парная.

Нам в нашем инновационном опыте, как нам кажется, удалось создать такие условия, при которых формируется и удовлетворяется познаватель­ная потребность наших учеников.

Мы пытаемся стимулировать учащихся к саморазви­тию, изучаем их познавательные потребности, создаем условия творческой деятельности и тем самым формируем их познавательные интересы.

Анализируя работу 2006-2007 годов мы выясили, что познавательные интересы к нашим предметам возросли на 15 %.

А действенная мотивация возросла на 45 %!

Ученики нашей гимназии всегда отличались повышенным интересом к изучению отдельных предметов. И свидетельством тому те результаты, которых мы добились за последние три года.

«Городской конкурс рефератов»:

  • 2006-2007 - Ушков Дмитрий (II место)

  • 2007-2008 - Захаренкова Александра (I место)

«Историко-краеведческая викторина»

  1. 2005-2006 – Поздняков Егор (II место)

  2. 2006-2007 - Захаренкова Александра (I место)

Конкурс сочинений «Моя малая Родина»

2007 – Захаренкова Александра (IIместо),

Пуганов Станислав (III место)

Конкурс сочинений «Рассказы о земляках»

2007 – 2008

Пуганов Станислав награжден поездкой

На Кремлевскую ёлку»

«Смотр-конкурс школьных музеев»

2004 - I место

2006 - II место

2007 - I место

Компьютерные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как их использование повышает возможности применения проектного метода обучения.

И за последние три года мы имеем по информатике следующие результаты:

«Областной конкурс по Web-дизайну в сети Интернет»

  1. - IY место

  2. - дипломы за конкурсные проекты «Сайт гимназии» и «Альтернативный сайт гимназии»

  3. - диплом II степени за проект «Музей истории гимназии»

Областной конкурс «Информационные технологии в образовании»

2005 г – диплом лауреатов «За достижения во внедрение информационных технологий в образовательный процесс»

«Областная олимпиада по правовой информатике»

2007 – Тихонов Павел – III место

2006 – Гитлин Сергей – II место,

Логинов Константин – III место.

2005 – Гитлин Сергей – II место

«Всероссийская олимпиада по информатике»

2005-2006 – Федотов Тимофей (III тур – III место)

2006-2007 - Федотов Тимофей (IV тур – III место)

2007-2008 – Федотов Тимофей, Богомолов Алексей,

Лазарев Виталий, Турченков Дмитрий,

Косенков Илья – II тур, I место, Соколов Алексей – II место.

Неожиданный результат. Кроме того, мы получили неожиданный результат: в 2006-2007 году с фондами музея работали в основном девушки, а сейчас в результате использования ИКТ в музейной деятельности, с фондами музея с удовольствием стали работать и ребята.

18 июня 2007 года мы приняли участие в работе круглого стола, на котором рассказали о первых шагах нашей совместной работы.

Мы готовы к открытому сотрудничеству, и готовы поделиться своим опытом со всеми, для кого он представил интерес.

Одним из результатов нашей работы стал размещенный в сети Интернет официальный сайт гимназии, на нем вы можете найти ссылку на так же размещенный «Электронный музей гимназии»

Адрес: www.smolgip.ru

Выпускник мужской классической гимназии 1917 года Н. Мясников сказал: « Мы еще часто пока недооцениваем силу и значение традиций и примеров прошлого. Здесь, в моей школе, это есть».

И мы своей работой создаем новую традицию гимназии и уверены, что эта традиция станет не только традицией гимназии, но и традицией всех учебных заведений, имеющих музеи, так как это вызов времени и через 5-10 лет все школы окажутся перед потребностью оцифровки своих школьных музеев.

Характеристика инновационного опыта

Цели:

  1. Совершенствование исследовательской деятельности гимназистов посредством внедрения новых информационных технологий;

  2. Формирование идейно-патриотических основ личности гимназистов в рамках музейной педагогики;

  3. Сохранение музейного цифрового фонда гимназии как части национального наследия силами учащихся;

  4. Развитие коммуникативных умений гимназистов, навыков информационной культуры.

Задачи:

  1. Способствовать развитию личности гимназистов через нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание, бережное отношение к культурному наследию;

  2. Приобщать учащихся к творческой деятельности посредством создания проектов, направленных на сохранение культурного наследия гимназии, Смоленщины;

  3. Формировать информационную культуру гимназистов;

  4. Способствовать развитию креативных коммуникативных способностей гимназистов;

  5. Внедрить информационно-коммуникационные технологии в музейную педагогику;

  6. Применить интеграцию предметов истории и информатики в исследовательской деятельности гимназистов;

  7. Сохранить в электронном виде музейный фонд гимназии им. Н.М. Пржевальского как часть национального наследия;

  8. Организовать виртуальное присутствие фонда музея гимназии в сети Интернет посредством создания сайта «Электронный музей гимназии».

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие информационной культуры учащихся, овладение ими теорией и практикой применения инструментария ИКТ;

  2. Развитие познавательных интересов учащихся, владеющих информационными технологиями, привлечение новых учеников во внеклассную работу по истории и информатике;

  3. Появление действенной мотивации для привлечения гимназистов в работу проектов «Электронный музей гимназии» и «Официальный сайт гимназии»;

  4. Накопление материала для дальнейших исследований, необходимых для проектов;

  5. Создание электронной базы учета музейных экспонатов и архивных данных;

  6. Разработка методических рекомендаций по использованию ИКТ в музейной педагогике.

Основная проблема инновационного опыта, степень ее актуальности:

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сказано, что система образования должна обеспечить эффективное использование информационных ресурсов, всеобщую компьютерную грамотность и информационную культуру. Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки учеников, способных: самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, применяя ИКТ, уметь применить приобретенные ими знания в дальнейшей деятельности, творчески мыслить, быть коммуникабельными, уметь работать в коллективе.

Одним из факторов, определяющих качество современного образования, становится степень использования в учебном заведении средств информационных и коммуникационных технологий. Процесс информатизации образования во многом тормозится из-за недостаточности опыта и отсутствия методик внедрения ИКТ.

В настоящее время полностью отсутствует опыт внедрения информатики и ИКТ в школьную музейную педагогику.

В школьных музеях собрано большое количество экспонатов, но существует реальная опасность утраты этих фондов, доступ в школьные музеи ограничен.

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод: формирование информационной грамотности продиктовано социальными запросами, вызовами российского общества XXI века. Чтобы сохранить фонды школьных музеев и предоставить возможность познакомиться с их материалами, единственный выход – представить экспонаты в цифровом виде в сети Интернет.

Наш опыт – это попытка решения задач модернизации образовательной среды гимназии с позиции современного информационного общества.

Содержание и структура инновационного опыта

Сущность инновационного опыта заключается:

  • во внедрении ИКТ в творческую исследовательскую деятельность гимназистов в рамках музейной педагогики;

  • в использовании технологий уровневой дифференциации при осуществлении проектной деятельности гимназистов;

  • в создании интегративного развивающего пространства, способствующего формированию патриотических нравственных качеств личности гимназистов;

  • в осуществлении профессиональной ориентации школьников во внеурочной деятельности.

В рамках данного инновационного опыта появилась возможность интегрировать историю и информатику с применением ИКТ в рамках музейной педагогики, что изменило содержание внеклассной работы по этим предметам. Произошло углубление и расширение тематики изучения компьютерной графики и дизайна, компьютерных приложений на архивном материале школьного музея.

Данный инновационный опыт вовлекает учащихся в исследовательскую работу на основе изучения краеведческого материала, дает со школьных лет ощущение причастности к национальной культуре и ответственности за ее сохранение.

Научная новизна и практическая значимость инновационного опыта

Научная новизна

    1. Объединение истории, информатики и ИКТ в рамках музейной педагогики, модернизация подходов к внеклассной работе.

    2. Формирование практических умений в работе учащихся с программными продуктами, применяемыми в компьютерной графике и WEB-дизайне.

    3. Дифференциально-интегральный подход к воспитанию учащихся.

Практическая значимость

        1. Полученный опыт использования ИКТ в музейной педагогике может быть успешно применен в музейной педагогике в масштабах региона;

        2. Сохранение культурного наследия школьных музеев в рамках программы «Красная Книга Культуры Смоленщины» на основе рекомендаций программ ЮНЕСКО «Информация для всех» и Европейской Комиссии «МИНЕРВА ПЛЮС».

Уровень проработанности

Данный инновационный опыт находится на этапе внедрения.

  1. Выполнен большой объем работы по отбору, исследованию и оцифровке архивных материалов.

  2. Апробируется программа «Компьютерная графика и дизайн».

  3. Изменились формы работы кружка «Юный экскурсовод».

  4. Разрабатывается ряд методических пособий («Использование программы Adobe Photoshop CS2 для сканирования и обработки изображений», «Язык HTML в построении WEB-сайтов») и рекомендаций по применению опыта.

  5. Создается сайт «Музей истории гимназии», формируется база данных музейных экспонатов. Сайт «Музей истории гимназии» был удостоен диплома II степени на областном конкурсе по WEB-дизайну в сети Интернет в 2007 году, а официальный сайт гимназии с декабря 2006 размещен в сети Интернет ().

  6. Большинство учащихся (70%) не имели сформированных навыков работы с ИКТ, но за 2006-2007 учебный год 100% учащихся приобрели необходимые умения и навыки.

  7. Планируется полная оцифровка всех экспонатов музея и размещение сайта «Музей истории гимназии» в сети.

  8. Для реализации данного опыта необходимы:

    • техническая база: (компьютер, сканер, цифровой фотоаппарат, принтер);

    • информационная база: (методические пособия по использованию технической базы и программных продуктов), наличие музейного архива;

    • личностные ресурсы: поиск действенной мотивации для участия гимназистов в создании проектов, личностная и материальная заинтересованность руководителей в данной работе;

    • нормативно-правовые акты:

  1. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно вычислительным машинам и организации работы (30 мин – 8-9 класс и 1 час 10-11 класс)).»

  2. Локальные нормативно-правовые акты гимназии:

      • Инструкция по охране труда при работе с компьютерами, принтерами и другими электрическими приборами;

      • Положение о WEB-сайте гимназии;

      • Положение об исследовательской, проектной деятельности гимназистов.

      • Положение об авторской программе;

      • Положение о научном обществе гимназистов.

  1. Полученные результаты:

        1. Повышение качества ЗУН учащихся, членов кружков «Юный экскурсовод» и «Компьютерная графика и дизайн» (2006 г. – 80%, 2007 г. – 86%);

        2. Развитие познавательных интересов (в 2006 г. – 70% учащихся занимались с интересом, в 2007 г. – 85% учащихся);

        3. Усиление мотивации (в 2006 г. – 50% уч-ся имели действенную мотивацию, в 2007 г. – 95%);

        4. Участие гимназистов в проектной деятельности, в Дне науки, в городских и областных семинарах, конкурсах и выставках (в 2006 г. – 8 уч-ся, в 2007 г. – 12 уч-ся).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Музеи образовательных учреждений как центры музейно-педагогической и краеведческой работы в патриотическом воспитании молодежи

    Реферат
    Музей-учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
  2. Авторская программа кружка «Школьный музей» Автор: Щелухина Анна Сергеевна, учитель истории и кубановедения высшей квалификационной категории

    Программа
    В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы.
  3. Методические рекомендации по проведению элективных учебных предметов в старших классах профильной школы по основам музейной и туристической деятельности Пояснительная записка

    Методические рекомендации
    Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, одобренной на заседаниях Федерального координационного совета по общему образованию 24.
  4. Литература Маме моей, Тихоновой Гизеле Николаевне, я посвящаю эту книгу

    Литература
    Музей – это храм, где живут музы. Всегда ли родители, педагоги, и музейные работники знают, как правильно приобщить дошкольников к духовным и материальным ценностям, созданным человечеством.
  5. План Введение Роль школьных музеев в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников. История создания музея моу полетаевская сош

    Документ
    Подготовила учащаяся Полетаевской муниципальной общеобразовательной школы Улахович Екатерина,ст.Полетаево-2,ул.Железнодорожная,д.2а,кв.1;индекс-456520;katenechka2103@

Другие похожие документы..