Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Переход к рыночной экономике поставил перед промышленными предприятиями ряд проблем, главными из которых являются: как утвердиться в необходимых для ...полностью>>
'Документ'
Киров ул.Московская,4 (833 ) 35-35-47, 770-354 www.стульчикмебель.рф ПРАЙС-ЛИСТ ОФИСНЫЕ СТУЛЬЯ Наименование ткань искусственная кожа Престиж 1180= 1 5...полностью>>
'Доклад'
Г.Х. Брутланд: «Человечество способно сделать развитие устойчивым – обеспечить … нужды настоящего поколения, не подвергая риску способность будущих п...полностью>>
'Лекция'
Содержание программы: Интеллектуальный потенциал личности: Типы интеллекта, Что такое эмоциональная компетентность, Составляющие эмоционального интел...полностью>>

Программа дисциплины «Правовое регулирование экономической деятельности местного самоуправления» для специальности 030501. 65, «Юриспруденция»

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правительство Российской Федерации

Санкт – Петербургский филиал

Государственного образовательного бюджетного учреждения

высшего профессионального образования

Государственного университета – Высшей школы экономики

Юридический факультет

Кафедра конституционного и административного права

Учебная программа дисциплины

«Правовое регулирование экономической деятельности местного самоуправления »

для специальности 030501.65, «Юриспруденция»

курс

Автор: Савранская О.Л.

Рецензенты:

1.

2.

Согласовано УМО

«___»_____________2010 г.

Одобрена на заседании кафедры

государственного и административного права

Зав. кафедрой Сивицкий В.А.______________

Протокол № от «___»______________2010 г.

Утверждена СФ_______________________

Председатель ______________

«___»__________2010 г.

Протокол № от «___»______________2010 г

Санкт-Петербург

2010 г

Пояснительная записка

Составитель:

Савранская Ольга Леонидовна

Цель дисциплины - дать комплексное представление о системе правового регулирования экономической деятельности местного самоуправления, обеспечить освоение слушателями знаний и выработку навыков, позволяющих формировать благоприятную правовую среду для эффективной экономической деятельности и использования ресурсов муниципального образования.

Курс является проектно-ориентированным. Помимо обучения (приобретения теоретических знаний, навыков и умений) целью курса является обеспечение применимости студентами освоенных компетенций (взаимосвязанных знаний, навыков и умений) для разработки и реализации конкретных правовых решений, проектов в органах государственной власти и (или) местного самоуправления, осуществляющих экономическую деятельность.

Задачи курса:

дать представление о системе правового регулирования экономической деятельности органов публичной власти, сориентировать студентов в разграничении компетенции в сфере экономики между уровнями публичной власти и типами муниципальных образований,

научить комплексному применению норм различных правовых отраслей при осуществлении правового регулирования экономической деятельности местного самоуправления;

познакомить с правовыми механизмами, обеспечивающими недопустимость искажений рынка при осуществлении экономической деятельности органами публичной власти, систему сдержек и противовесов и соблюдение антимонопольного законодательства при правовом регулировании муниципальной экономики и использования муниципальных ресурсов,

научить студентов применять полученные в ходе освоения специальности юридические, экономические и управленческие знания в целях правового обеспечения экономической деятельности органов местного самоуправления,

выработать и закрепить навыки применения норм муниципального права для целей экономической деятельности,

ознакомить с методами правового регулирования прогнозирования и стратегического планирования экономики муниципального образования, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе муниципальными имущественными комплексами, финансово-бюджетной деятельности органов местного самоуправления, организации предоставления муниципальных услуг, мониторинга и оценки результатов экономической деятельности,

обеспечить применимость полученных теоретических знаний, а также умений и навыков к нуждам практической деятельности специалистов по окончании учебного заведения.

Основная особенность курса – его практическая направленность, обеспечивающая возможность дипломированному специалисту непосредственно после обучения начать полноценно работать по вновь полученной специальности.

Технология преподавания курса предусматривает использование современной методологии обучения, активных форм, средств и методов, позволяющих адаптировать теоретические знания к практике работы и апробировать полученные умения в процессе преддипломной практики. Занятия сопровождаются демонстрацией слайдов, позволяющих визуализировать рассказ преподавателя и повысить усвоение материала.

В процессе обучения используются различные формы и методы учебной работы: помимо традиционного лекционного изложения материала также проблемные и проектные семинары, структурированные дискуссии, моделирование, анализ правовых ситуаций, решение профессиональных задач, тренинги, ознакомление с передовым опытом, правовая экспертиза управленческих решений в области муниципальной экономики и отдельных муниципальных правовых актов в данной сфере, разработка проектов муниципальных правовых актов и т.п.

Использование активных образовательных технологий позволяет за короткий срок интенсивного учебного курса передать большой объем знаний и/или умений и привязать передаваемые знания и умения к особенностям практических ситуаций, складывающихся при осуществлении публичного управления.

Существенное внимание уделяется самостоятельной работе студентов с литературой и источниками права.

Для лучшего освоения материала на каждом занятии выделяется время для ответов на вопросы студентов по предыдущей теме, возникших у них в ходе самостоятельной работы с литературой.

Основные разделы спецкурса посвящены вопросам компетенции местного самоуправления в сфере экономической деятельности, правового регулирования планирования и программирования социально-экономического развития, муниципальной собственности и управления муниципальными имущественными комплексами, финансовой деятельности органов местного самоуправления, организации предоставления муниципальных услуг, межмуниципального экономического сотрудничества.

Изучение курса позволяет студентам научиться ориентироваться в современном законодательстве, регламентирующем экономическую деятельность органов публичной власти, грамотно применять нормы муниципального права в системном единстве с иными правовыми отраслями, в том числе при разрешении правовых казусов, работать с нормативными актами и правовыми базами данных, развивать и совершенствовать юридическую технику при составлении юридических документов, развивать навыки аналитического мышления.

Требования к уровню освоения специальной дисциплины «Правовое регулирование экономической деятельности местного самоуправления».

В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

1. Иметь представление:

- о системе правового регулирования экономической деятельности органов публичной власти,

- о правовых механизмах, обеспечивающих недопустимость искажений рынка при осуществлении экономической деятельности органами публичной власти,

- о системе сдержек и противовесов и соблюдении антимонопольного законодательства при правовом регулировании муниципальной экономики и использования муниципальных ресурсов.

2. 3нать:

- разграничение компетенции в сфере экономики между уровнями публичной власти и типами муниципальных образований,

- методы правового регулирования прогнозирования и стратегического планирования экономики муниципального образования, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе муниципальными имущественными комплексами, финансово-бюджетной деятельности органов местного самоуправления, организации предоставления муниципальных услуг, мониторинга и оценки результатов экономической деятельности,

- правовые механизмы обеспечения эффективной экономической деятельности и использования ресурсов муниципального образования.

3. Уметь:

- комплексно применять нормы различных правовых отраслей при осуществлении правового регулирования экономической деятельности местного самоуправления;

- применять полученные в ходе освоения специальности юридические, экономические и управленческие знания в целях правового обеспечения экономической деятельности органов местного самоуправления,

- применять нормы муниципального права для целей экономической деятельности,

- самостоятельно разрешать практические ситуации, возникающие при правовом обеспечении экономической деятельности местного самоуправления,

- грамотно составлять правовые документы, необходимые для участия муниципальных образований в экономической деятельности.

Общее количество часов - 81, в том числе аудиторных- 34, из них лекции – 20 часов, семинары – 14 часов.

При разработке Программы спецкурса учтены требования законодательства об образовании, Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Юриспруденция».

Виды и формы контроля

Текущий контроль проводится в течение всего курса и учитывает работу на семинарских занятиях. На каждом занятии проводятся блиц-опросы и мини-тесты (до 15 минут) для определения уровня усвоения тем, данных на предыдущих занятиях.

Итоговый контроль – коллоквиум (реферат).

Критерии оценки

Оценивание знаний студентов в рамках всех форм контроля проводится по 10-балльной шкале.

Итоговая оценка формируется по накопительной системе.

В накопительной системе оценка каждой формы контроля имеет свой вес в формировании итоговой оценки.

Накопленная оценка представляет собой сумму оценок всех форм контроля, умноженных на свои веса. Работа на семинарских занятиях составит 0,6 итоговой оценки, а ответ на коллоквиуме (оценка реферата) – 0,4 итоговой оценки.

Семинары

Семинары проводятся в соответствии с тематическим планом курса. На каждом семинарском занятии обсуждаются вопросы и решаются задачи по теме семинара. К их обсуждению (решению) студенты должны готовиться дома, по указанию преподавателя – в письменной форме.

В качестве задач студентам могут быть предложены для правовой экспертизы муниципальные правовые акты. Кроме того, на семинарах студенты учатся составлять различные правовые документы и самостоятельно разрабатывать муниципальные правовые акты.

По согласованию с преподавателем на семинарских занятиях могут быть заслушаны доклады студентов с последующим их обсуждением. О теме доклада студент должен сообщить преподавателю не позднее, чем за неделю. Содержание доклада должно быть оформлено в виде тезисов объемом не более одного листа (формата А 4). Количество экземпляров тезисов должно составлять 6-8 штук. Один экземпляр (со списком литературы и источников по теме доклада, оформленных надлежащим образом) сдается преподавателю на проверку, остальные раздаются группе (по одному экземпляру на 3-4 человека).

Оценивание работы каждого студента производится преподавателем по возможности на каждом семинарском занятии. При выставлении оценки учитываются все виды заданий, выполненных (невыполненных) студентом в рамках подготовки к семинару. Полученные оценки заносятся преподавателем в рабочую ведомость и сообщаются студентам в конце семинарского занятия.

На семинарских занятиях осуществляется решение практических задач, с освещением при необходимости теоретических вопросов. При решении задач допускается использование нормативных правовых актов, учебной и научной литературы, а также конспекта лекций.

Решение задачи направлено на развитие навыков и умений студента применять полученные знания при разрешении конкретных правовых ситуаций. При этом студент должен продемонстрировать как знание законодательства, так и практики его применения. Оценивание решения задачи осуществляется по 10-бальной шкале.

Оценивание задачи:

10 баллов – при решении задач студент продемонстрирует исключительные знания контролируемого объема программного материала. Безупречное решение задачи: выделение описательной (юридически значимые действия и события), мотивировочной (конкретные статьи нормативно-правовых актов) и резолютивной (принятое решение) частей, полные аргументированные ответы на все поставленные в задаче вопросы. Логически последовательные, содержательные, конкретные и исчерпывающие ответы на заданные дополнительные вопросы;

9 баллов – при решении задач прослеживаются глубокие исчерпывающие знания контролируемого объема программного материала, хорошее понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений, твердое знание основных положений, в рамках обсуждаемых вопросов. Логически структурированные, последовательные, содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы задачи;

8 баллов – решение задачи основано на глубоких знаниях контролируемого объема программного материала, понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений. При ответе допущены неточности, устраненные впоследствии студентом самостоятельно без дополнительных вопросов преподавателя;

7 баллов – решение задачи свидетельствует о достаточно твердых и полных знаниях контролируемого объема программного материала, правильное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений. При ответе допущены незначительные неточности и оговорки, устраненные студентом при ответе на дополнительные вопросы;

6 баллов – решение задачи выявило твердые, но недостаточно полные знания контролируемого объема программного материала, в целом, верное понимание сущности и взаимосвязи рассматриваемых процессов и явлений; последовательные, правильные, конкретные ответы на дополнительные вопросы при свободном устранении замечаний;

5 баллов – решение задачи приводит к выводу о наличии у студента общих знаний и понимания основных вопросов контролируемого объема программного материала; недопущение грубых ошибок; правильные и конкретные ответы на дополнительные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок при наводящих вопросах;

4 балла – при решении задачи показаны поверхностные знания и неполное понимание основных вопросов контролируемого объема программного материала, ответы на поставленные вопросы без грубых ошибок, но устранение неточностей и ошибок в освещении отдельных положений, происходит при наводящих вопросах экзаменатора;

3 балла – неправильный ответ на один из основных вопросов задачи, непонимание сущности излагаемого; допущена грубая ошибка в ответе; неуверенные и неточные ответы на дополнительные наводящие вопросы;

2 балла – неправильный ответ на все вопросы задачи; грубые ошибки в ответе, непонимание сущности излагаемых вопросов; неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы;

1 балл – отсутствие решения задачи (отсутствие ответов на все из поставленных в задаче вопросов).

Коллоквиум

Допуском студента к коллоквиуму является посещение семинарских занятий (все пропущенные занятия должны быть отработаны). Коллоквиум проходит в письменной форме по билетам: студент должен ответить на два вопроса (на подготовку ответа отводится по 10 минут на каждый вопрос) и решить одну задачу (на ее решение отводится 20 минут), аналогичную тем, которые решались на семинарских занятиях.

На коллоквиуме разрешается пользоваться исключительно актами законодательства. Использование учебной литературы, конспектов и иных вспомогательных средств не допускается.

Отличившиеся студенты по результатам текущего (главным образом – активной работы на семинарских занятиях) контроля могут быть освобождены преподавателем от ответа на вопрос. Особо отличившиеся студенты могут быть освобождены от сдачи коллоквиума с выставлением в зачетную ведомость оценки «отлично».

Оценивание ответа на коллоквиуме осуществляется по 10-бальной системе следующим образом: каждый из вопросов оценивается по 3-балльной системе, решение задачи – по 4-балльной системе. Итоговая оценка представляет собой сумму полученных баллов за ответы на вопросы и решение задачи.

Оценивание каждого из вопросов:

3 балла – логически и лексически грамотно изложенный, содержательный и аргументированный ответ, подкрепленный знанием литературы и источников по теме вопроса, умение отвечать на дополнительно заданные вопросы;

2 балла – незначительное нарушение логики изложения материала, периодическое использование разговорной лексики, допущение не более одной ошибки в содержании вопроса, а также не более одной неточности при аргументации своей позиции, неполные или неточные ответы на дополнительно заданные вопросы;

1 балл – существенное нарушение логики изложения материала, систематическое использование разговорной лексики, допущение не более двух ошибок в содержании вопроса, а также не более двух неточностей при аргументации своей позиции, неправильные ответы на дополнительно заданные вопросы;

0 баллов – полное отсутствие логики изложения материала, постоянное использование разговорной лексики, допущение трех и более ошибок в содержании вопроса, а также трех и более неточностей при аргументации своей позиции, полное незнание литературы и источников по теме вопроса, отсутствие ответов на дополнительно заданные вопросы.

Оценивание задачи:

4 балла – оформление решения задачи с выделением описательной (юридически значимые действия и события), мотивировочной (конкретные статьи нормативно-правовых актов) и резолютивной (принятое решение) частей, полные аргументированные ответы на все поставленные в задаче вопросы;

3 балла – незначительные погрешности в оформлении решения задачи, неполные (не полностью аргументированные) ответы на поставленные в задаче вопросы;

2 балла – существенные погрешности в оформлении решения задачи, ответы не на все из поставленных в задаче вопросов;

1 балл – оформление решения без выделения описательной, мотивировочной и резолютивной частей, неумение аргументировано объяснить предложенное решение;

0 баллов – отсутствие решения задачи (отсутствие ответов на все из поставленных в задаче вопросов).

Реферат.

Выполнение работы является важным этапом обучения и имеет целью показать умение использовать данные правовых источников и эмпирического материала для формирования благоприятной правовой среды эффективной экономической деятельности местного самоуправления и использования ресурсов муниципального образования.

Содержание реферата должно продемонстрировать знания основных положений изученной учебный дисциплины, способности автора к аналитическому мышлению и умению использовать имеющийся практический материал.

В реферате нужно показать умение аналитически оценивать имеющуюся правовую, научную и социально-политическую информацию (в том числе из СМИ), использовать её для системы аргументов в оригинальных концепциях, относящихся к правовому обеспечению экономической деятельности местного самоуправления.

При подготовке работы должны использоваться полученные знания, навыки и умения. Работа должна иметь практическую направленность. Базовые требования к написанию реферата:

титульный лист, выполненный по стандартной форме (на отдельной странице, в объём работы не включается);

краткое описание проблемной ситуации (до 0,5 стр.);

формулировка цели и задач работы (до 0,3 стр.);

изложение методологии и аналитических процедур, применённых в работе (до 1 стр.);

изложение решения вопроса с обоснованием выбора варианта на основе сформулированной методологии и правовых источниках (до 10 стр.);

выводы и предложения (до 0,5 стр.).

Примерный объем работы – 15 – 20 тыс. слов (0,5 – 0,8 авторского листа), что соответствует 15-20 страницам печатного текста с интервалом 1,5 при кегле 12. Шрифт – Times New Roman. Ссылки на источники подстрочные.

При форс-мажорных обстоятельствах текст может быть прислан преподавателю сначала по электронной почте в формате RTF.

Проверяться будет только версия, представленная в печатном виде.

На печатной версии работы на титульной странице студент/студентка собственноручной подписью удостоверяет, что работа выполнена им/ею самостоятельно, не содержит «раскавыченного» переложения чужих текстов, банального перевода иностранных источников, а все цитаты приведены корректно и с указанием источников (печатных и/или электронных).

В процессе написания реферата разрешается пользоваться любой учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, конспектом лекций, Интернет-ресурсами с полным указанием адреса источника в сети Интернет и автора материалов.

Оценивание работы осуществляется по 10-балльной системе и производится по следующим критериям:

Критерий

Требования к студенту

Кол-во баллов

Знание и понимание теоретического материала

- четкое и полное определение рассматриваемых понятий, приведение соответствующих примеров;

- использование понятий строго по заданной теме;

- самостоятельность выполнения работы.

2 балла

Анализ и оценка информации

- умелое применение приемов анализа, сравнения и обобщения информации;

- грамотное объяснение альтернативных взглядов на рассматриваемую проблему и умение прийти к сбалансированному заключению;

- использование достаточного количества различных источников информации в ходе подготовки к написанию работы;

- обоснование собственной оценки по существу рассматриваемой проблемы.

3 балла

Построение суждений

- ясность и четкость изложения;

- логика структурирования доказательств;

- сопровождение выдвинутых тезисов грамотной аргументацией; - приведение разных точек зрения и их личная оценка;

- соответствие формы изложения полученных результатов жанру проблемной научной статьи.

3 балла

Оформление работы

- соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;

- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;

- соответствие формальным требованиям.

2 балла



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины «Правовые аспекты государственного регулирования экономической деятельности местного самоуправления» для специальности 030501. 65, «Юриспруденция»

    Программа дисциплины
    Цель дисциплины - дать комплексное представление о системе правового регулирования экономической деятельности местного самоуправления, обеспечить освоение слушателями знаний и выработку навыков, позволяющих формировать благоприятную
  2. Программа дисциплины Правовое регулирование государственного управления в экономике для специальности 030501. 65 «Юриспруденция» подготовки специалиста Автор к ю. н. А. В. Черекаев

    Программа дисциплины
    Для изучения данного курса, студент должен обладать базовыми знаниями о предмете изучения и содержании административного права как науки, отрасли права и как учебной дисциплине, уметь ориентироваться в различных отраслях права и в
  3. Программа дисциплины «Организационно-правовые проблемы реформы местного самоуправления» для специальности 030501. 65- юриспруденция подготовки специалиста Автор программы: доктор юридических наук, профессор

    Программа дисциплины
    В ходе занятий решаются задачи усвоения нового понятийного аппарата в муниципальном праве; закрепления и углубления знаний о природе и сущности местного самоуправления, об особенностях его развития в России и зарубежных странах; дополнительного
  4. Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 20 «Муниципальное право России» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности юриспруденция
  5. Рабочая программа дисциплины опд. Ф. 09 «Административное право России» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности юриспруденция

Другие похожие документы..