Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Г «Познай самого себя», - было начертано на храме Аполлона в Дельфах. Чтобы познать себя сегодняшних, необходимо понять, каким был человек в далеком ...полностью>>
'Документ'
В век широкомасштабного использования электрической энергии, энерго- и ресурсосберегающих технологий ни одно предприятие не может обойтись без специа...полностью>>
'Доклад'
От здоровья человека и нации в целом зависит процветание страны, региона, отдельно взятого населенного пункта. Россия не может стать процветающим гос...полностью>>
'Документ'
1.1.1. Настоящие Правила устанавливают основные санитарные требования к конструкции, устройству и оборудованию морских судов промыслового флота СССР ...полностью>>

Лекции по теме «Лирический герой лирики М. Ю. Лермонтова. Основные темы и мотивы лирики поэта»

Главная > Лекции
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Материал лекции по теме

«Лирический герой лирики М.Ю.Лермонтова. Основные темы и мотивы лирики поэта»

Теоретические сведения

Лирический герой — субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики.

Как отмечает в связи с лирическим героем Лермонтова Ирина Роднянская, лирический герой — это своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий из текста обширных лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) в качестве лица, наделённого жизненной определённостью личной судьбы, психологической отчётливостью внутреннего мира.

МОТИВ (франц. motif, от лат. moveo — двигаю) -характерный элемент, постоянно используемый в каком-л. изображении.

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 (15) октября 1814, Москва — 15 (27) июля 1841, Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер. /wiki/Лермонтов(биография)

Традиционно творчество Лермонтова делят на три периода:

  • 1828 - 1832 (время ученичества, поиска своего пути, собственного голоса, осознания своего дара). В поэтических произведениях ощущается влияние Байрона, Жуковского, Пушкина.Лирический герой несет в себе биографические черты автора. Переживания лишены полутонов, гиперболизированы, что подчеркивает романтическую суть лирики этого периода.

  • 1833 - 1836 (годы становления, поиска собственных тем, окончательное определение позиции лирического героя поэта по отношению к миру)Осложняется авторский взгляд на происходящее, расширяется палитра эмоционального настроя лирических произведений. Поэт стремится уйти от тождественности своего восприятия и чувств лирического героя. Лирика носит романтический характер.

  • 1837 - 1841 (последний период творчества начинается стихотворением "Смерть поэта", после появления которого Лермонтов, как когда-то Байрон после выхода в свет двух первых песен "Паломничества Чайльд Гарольда", "проснулся знаменитым"; мыслящими людьми России Лермонтов воспринят как законный наследник Пушкина, однако молодой поэт идет не по пути развития и углубления реализма, а продолжает и завершает, по мнению исследователя В.С. Баевского, эпоху высокого романтизма в русской поэзии).Поиск единения, душевного слияния со всей вселенной – в этом видна устремленность лирическогоь героя. Его не удовлетворяют мимолетная любовь, участие друзей, красота природы. Лирический герой становится ближе к людям, к естественным человеческим проявлениям. Разительно меняется общий тон лирики в этот период: уходит бурная эмоциональность, в лирическую речь входит повествовательность.

Лирика Лермонтова - летопись становления души, и в этой исповедальности, абсолютной искренности - художественное открытие автора. Лирический герой всего лермонтовского творчества предельно близок автору, в то время как всему внутреннему строю самого поэта глубоко соответствует бунтарский, байроновский романтизм - с его культом избранности личности, высокой Судьбы, борьбы с Роком, тяги к миру - и отторжения от людей. Часто стихи Лермонтова являются вариациями на тему одного и того же поэтического сюжета, где мы встречаем устойчивый образ лирического героя: романтический герой лермонтовской поэзии - цельный, бескомпромиссный, устремленный к свободе, но предельно, катастрофически одинокий. Одинокий герой противостоит толпе, всему миру, Богу. Лирический герой, гордый и непреклонный, всегда платит сполна не только за свободу (ключевое для поэзии Лермонтова понятие), но даже за порыв к свободе, как герой поэмы "Мцыри".

Лирике Лермонтова свойственно разнообразие тем и мотивов.

Лирический герой высказывает резкое отрицание существующей действительности. («Жалобы турка, 1829», «Умирающий гладиатор»,1835, «Прощай, немытая Россия…», 1840).Тема отрицания находит широкое воплощение в сильном поэтическом символе- образе маски.Внешне благополучная жизнь современного общества трансформируется в лирике поэта в бездуховность, маскарадность света(«Исповедь», 1831,»Как часто пестрою толпою окружен…», 1840)

Равнодушие толпы рождает ответную реакцию у лирического героя – он вынужден скрывать свои чувства, стремления, помыслы. Так появляется тема гордого одиночества, непонятости («Одиночество», 1830, «Исповедь», 1831,»Парус, 1832» и др).

Тема одиночества в лирике Лермонтова является основной. Этому есть несколько причин. Во-первых, Лермонтов с детства был сиротой. Его мать умерла, когда ему было три года. С отцом он был разлучён бабушкой. С горечью поэт писал:

Ужасная судьба отца и сына –

Жить розно, и в разлуке умереть…

Кроме того, у него не было лицея в жизни, как у Пушкина, с его лицейским братством. По натуре своей Лермонтов был человеком едким, скрытным, часто вызывал по отношении к себе неприязнь и ненависть. В нём не было пушкинской лёгкости, весёлости.

Свою непохожесть на других он ощутил ещё с детства, поэтому тема одиночества всегда присутствовала в его лирике.

Вспомним хотя бы стихотворение «Парус» с его строчками: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом…» Одинокий… Да, парус не мыслит жизни без борьбы, без поиска, без стремления к неизведанному, но он одинок.

Вот ещё одно стихотворение «Утёс»

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана.

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя,

Но остался влажный след в лощине старого утёса

Одиноко он стоит,

Задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне…

Тема одиночества расширяется и дополняется мотивами усталости и безысходности («И скучно и грустно», 1840, «Из Гете»(«Горные вершины…»), 1840, «Выхожу один я на дорогу», 1841)

Мысли поэта о современном ему обществе преломляются в теме судьбы молодого поколения («Монолог», 1829, «Дума», 1838)

Поэт задумывается о будущем своей родины. В поэзии Л. Возникает образ родины, в поисках идеала поэт углубляется в историческое прошлое России, обращается к жизни простых людей («Новгород», 1830, «Бородино», 1837, «Родина», 1841). Тема родины неразрывно связана с мотивами, рождающими в воображении картины родной природы. Пейзажная лирика Л. Наполнена одухотворенной красотой, которая является источником духовных сил. («Кавказ», 1830, «Когда волнуется желтеющая нива…»,1837, «Тучи», 1840, «Утес», 1841 и др.)

В поисках гармонии, духовной близости и понимания автор находит отражение в теме любви и дружбы. Лирический герой испытывает страсть и страдания, которые сопровождают чувство любви («К друзьям», 1828, «Подражания Байрону», 1831, «А.И.Смирновой», 1840, «Нет, не тебя так пылко я люблю…, 1841»)

Проблема личности находит отражение в теме самопознания, которая приобретает вселенские масштабы. Личность воспринимается как центр всего сущего, поэтому в лирике возникают космические мотивы, мотивы противоборства земных и небесных сил, олицетворяющих борьбу добра и зла как внутри человека, так и вовне его. («Мой демон», 1829, 1831, «Небо и звезды», 1831, «Земля и небо», 1831, «Ангел», 1831 и др.)

Не покидает Лермонтова мысль об особой роли творческой и исторической личности. Так возникает тема избранности, мотив внутреннего родства с трагическими судьбами Байрона и Наполеона («Наполеон», 1829, «Св.Елена», 1831,»Нет, я не Байрон;я другой…», 1832, «Пророк», 1841 и др.)

Особое место в творчестве любого поэта занимает тема назначения поэта и судьбы его творений. О роли поэзии как особого рода оружия в борьбе за высокие идеалы – мотивы, звучащие в лермонтовских произведениях(«Я жить хочу!Хочу печали…», 1832, «Смерть поэта», 1837, «Кинжал», 1837, «Пророк», 1841 и др.)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Краткий курс лекций по литературе XIX века (второй семестр) для студентов первого курса промышленно-гуманитарного колледжа нпи юргту

    Курс лекций
    Методическое пособие по подготовке к практическим занятиям и выполнению письменных работ по литературе для студентов Промышленно-гуманитарного колледжа Волгодонского института ЮРГТУ.
  2. Основное содержание Введение (1ч.)

    Литература
    «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».
  3. Лирические оперы а. Г. Рубинштейна в контексте эволюции жанра

    Автореферат
    Защита состоится «22» декабря 2011 года в «14» часов на заседании Диссертационного совета Д 210.016.01 по присуждению ученых степеней в Ростовской государственной консерватории (академии) им.
  4. Тема урока Количество часов (2)

    Урок
    Уметь определять основную мысль сочинения в соответствии с заданной темой, отбирать материал для сочинения, составлять его развернутый план и следовать логике данного плана при написании работы
  5. Лекции по культурологии. М.: «Гардарика»

    Лекции
    Курс лекций знакомит читателя с фундаментальными достижениями мировой культуры, демонстрирует различия и единство всемирного культурного наследия, показывает роль и значение культуры в жизни.

Другие похожие документы..