Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Конкурс'
1. «Дружина». Историко-культурный музей-заповедник Удмуртской Республики «Иднакар». Автор проекта - Андрей Кириллов (г. Глазов, Удмуртская Республика...полностью>>
'Презентация'
Презентация предприятия/Презентация торговой марки/Презентация инвестиционного проекта/Электронная версия финансового отчета/Оформление доклада/Катало...полностью>>
'Сказка'
Уже полгода в театре детской книги "Волшебная лампа" работает Центр творческой реабилитации детей-инвалидов. Общаться с больными ребятишками...полностью>>
'Доклад'
Объем реализации за 1 полугодие 2011 года составил 38,6 млн.м3 из запланированных 40,3 млн.м3. План реализации воды выполнен на 95,6%. Аналогичная си...полностью>>

Организационно-педагогические условия совершенствования дополнительного профессионального образования в негосударственном вузе (на примере Самарского института управления) 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

БЕЛЯЕВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ ВУЗЕ

(на примере Самарского института управления)

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Ульяновск – 2008

Работа выполнена на кафедре педагогики профессионального образования и социальной деятельности в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Ульяновский государственный университет

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Шмелева Наталья Борисовна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Петухов Михаил Алексеевич

кандидат педагогических наук, доцент

Юмакулов Наиль Хасанович

Ведущая организация: ГОУ ВПО Казанский государственный техноло- гический университет

Защита состоится 25 декабря 2008 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.278.04 при Ульяновском государственном университете по адресу: ул. Набережная р. Свияги, 106, корп. 1, ауд. 703

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ульяновского государственного университета, авторефератом – на сайте http: // www. uni. ulsu. ru

Автореферат разослан « 25 » ноября 2008 г.

Отзывы на автореферат просим высылать по адресу: 432000, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42, УлГУ, Управление научных исследований

Ученый секретарь

диссертационного совета О.И. Донина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Современная социокультурная ситуация выдвинула в качестве одной из важнейших задач создание единой системы непрерывного образования, так как уровень развития цивилизации неотделим от ускоренного наращивания интеллектуального потенциала человечества, от достижения качественно нового со­стояния его духовной культуры и, прежде всего, его способности к саморазви­тию.

Задачи выработки новой социальной идеологии и философии образова­нии, уяснение исходных позиций, целей и принципов предстоящего его преоб­разования, выбора путей и стратегий, построения новой образовательной сис­темы существенным образом влияют на необходимость серьезного анализа и проектирования такой системы, как дополнительное профессиональное об­разование. Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики, обозначена в приоритетах, целях и этапах формирования и реализации современной модели образования
на период до 2020 года: стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, а развитие профессионального образования предусматривает расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: модернизация институтов образования как инструментов социального развития; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сравнительных исследованиях; обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Ближайшие целевые ориентиры развития образования: становление системы привлечения работодателей к разработке образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ; создание в образовательных организациях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов); участие в реализации стандартизированной программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» на базе современных квалификационных требований к руководителям образовательных организаций и проведение сертификации всех руководителей образовательных организаций; создание системы общественных рейтингов образовательных организаций, программ непрерывного профессионального образования; создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании граждан трудоспособного возраста.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка необхо­димы сегодня большинству действующих специалистов и руководителей пред­приятий, организаций, учреждений. В профессиональной переподготовке и повышении квалификации нуждаются мигранты, бывшие военнослужащие, безработные, все те, кто стремится жить в новых экономических условиях с учетом требований рынка. По статистике около 50 процентов выпуск­ников высших и средних специальных учебных учреждений после их оконча­ния работают не по специальности. Это значительно увеличивает число нуждающихся в ежегодной профессиональной переподготовке.

Потенциальный контингент отечественной системы дополнительного профессионального образования насчитывает уже сегодня порядка 20 млн. специалистов. Если учитывать принятые в мире нормы периодичности повышения квалификации к профессиональной переподготовке (не более чем 2-3 года), то пропускная способность существующей системы дополнительного профессионального образования должна быть увеличена приблизительно в три раза. Необходимость массовой профессиональной переподготовки и повыше­ния квалификации специалистов и руководителей для обеспечения проводи­мых в России реформ, поддержания в дальнейшем высокого уровня квалифи­кации кадров требует построения гибкой системы дополнительного профессионального образования, быстро реагирующей на меняющиеся обстоя­тельства как в регионах, так и в обществе в целом.

Дополнительное профессиональное образование раньше других подсистем столкнулось с требованиями рынка к подготовке и компетентности специалиста. Современные требования пришли в несоответствие с сохранявшимся на протяжении длительного времени узко функциональным от­ношением к профессиональному образованию с его жестко нормативным ха­рактером, начался болезненный и противоречивый процесс перестройки содержания профессионального образования в кон­тексте регионализации образования.

Таким образом, с учетом изменений, происходящих в современном об­ществе, их влияния на практику подготовки специалистов возникает необхо­димость научного осмысления состояния и определения тенденций развития дополнительного профессионального образования как в масштабах всего общества, так и в условиях конкретного региона. Такая необходимость обусловлена рядом обстоятельств:

- отставанием дополнительного профессионального образования от современных запросов к специалисту и гражданину со стороны общества и производства;

- изменением взгляда на человека, рассматриваемого не только в каче­стве «знающего и умеющего» специалиста, а как целостную личность, духов­но богатую, ответственную за себя, своих близких, за все общество;

- возникновением новых типов негосударственных образовательных учреждений в самой системе дополнительного профессионального образования и их влиянием на поступательное развитие всей системы профессиональной подготовки;

- повышением роли региональных факторов в развитии дополнитель­ного профессионального образования в России.

Являясь частью системы непрерывного образования России, система дополнительного профессионального образования обладает рядом специфических особенностей по контингенту своих слушателей, образовательным про­граммам, методам, формам, срокам обучения, что требует посто­янного развития, научного обеспечения этой сферы. Исследования Б. Г. Ананье­ва, С. И. Змеев, Н. B. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, Е. Ф. Рыбалко, Е. И. Степановой, Г. С. Сухобской и др. показали, что процесс обучения взрослых имеет свои законо­мерности. В Межведомственной целевой программе «Развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в России на 2000-2010 годы» отмечается необходимость исследований и разработок в сфе­ре дополнительного профессионального образования. В педагогической науке дополнительное профессиональное образование (ДПО) изучалось, как правило, в контексте про­фессионального образования. Важнейшим методологическим и теоретическим проблемам профессионального образования посвящены работы С. Я. Батышева, А. Н. Беляевой, Н. И. Думченко, М. И. Махмутова, С. А. Шапоринского и др., в которых дано всестороннее теоретическое обоснование единства педагогического и учебно-производственного процессов в целостной системе подготовки моло­дежи к профессиональной деятельности и гражданскому функционированию в обществе; определены базовые принципы построения учебных курсов в вузе с учетом профессиональной направленности (М. Н. Берулава, С. Г. Вершловский, А. А. Кирсанов, Ю. С. Тюнников, В. Э. Штейнберг).

Большой интерес для настоящего исследования представили работы известных психологов: К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского, Л. Д. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Е. И Гарбера, В. В.Давыдова, Л. В. Занкова, И. А. Зимней, В. Г. Казакова, А. Н. Леонтьева, А. К. Марковой, В. М. Мельникова, И. Н. Мошкова, Р. С. Немова, Е. К.Осипова, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, С. И. Самыгина, И. В. Страхова, Н. Ф. Талызиной, А. И. Щербакова, Д. Б. Эльконина, В. А. Якунина и др. Раскрытию проблем педагогического прогнозирования системы профес­сионального образования и социально-экономического развития общества по­священы работы С.Я. Батышева, И.В. Бестужева-Лады, Б.С. Гершунского, А. И. Кочетова, M.П. Скаткина, В.Н. Турченко и др.

Различные аспекты совершенствования профессиональной подготовки в новых социально-экономических условиях нашли отражение в работах В. А. Баранова, Н. И. Думченко, А. А. Кирсано­ва, А. М. Кочнева, Э. Г. Малиночки, A. Я. Наина, Н. Н. Пилипенко, А. Г. Соколовой, В. В. Шапкина и др. Использованы и специальные публикации по вопросам стандартизации высшего профессионального образования таких авторов, как Б. И. Байденко, Б. С. Гершунского, В. Г. Кинелева, А. Н. Лейбовича, Н. Ф. Радионовой, Н. М. Розиной, В. А. Сластенина, Ю. Г. Татура, Т. И. Шамовой и др.

Проблемы профессиональной подготовки специалистов, формирования их профессиональных качеств рассматривались в исследованиях Л. Г. Арчажниковой, Н. К. Баклановой, Н. Ш. Валеевой, Л. С. Зориловой, Н. В. Кузьминой, Г. В. Мухаметзяновой, П. А. Черватюка, В. И Черниченко, Н. Б. Шмелевой и др.

Теоретико-методологические основы подготовки и повышения ква­лификации кадров посвятили свои работы В. В. Безлепкин, З. А. Каргиева, Ш. З. Санатулов, Ю. А. Турчанинова, И. Д. Чечель и др. Образование взрослых стало предметом исследования социологии управления (С. М. Климов, Л. Н. Лесохина, В. Г. Опушкин и др.), психологии (Н. В. Иванова, Г. Б. Горская, В. Е. Гурин, Ю. H. Кулюткин, А. А. Реан, Д. Ретер и др.), андрагогики (С. Г. Вершловский, М. Т. Громкова, Е. А. Дегтярев, О. Г. Кукосян, М. Д. Махлин, Г. С. Сухобская, O. B. Эрлих и др.), акмеологии (В. П. Бедерханова, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, С. И. Змеев, Г. Н. Князева, Н. В. Кузьмина, А. П. Ситников и др.). Особый интерес вызывают работы, посвященные применению инновационных методов в процессе повышения квалификации специалистов (Н. В. Борисова, А. А. Вербицкий, А. А. Гавриченков, А. Т. Глазунов, М. П. Сибирцева, Л. Н. Седова, С. А. Хузина и др.).

Накоплен материал, раскрывающий научные подходы к изучению региональ­ных аспектов развития системы образования (О. С. Анисимов, Э. Д. Днепров, В. И. Слободчиков, А. А. Тюков и др.), к выбору условий осуществления принципа регионализации в разработке образовательных программ (В. П. Аверкин, И. А. Бочкарева, Ю. В. Васильев), к управлению обра­зованием в регионах России (B. C. Кошкина, В. Ю. Кричевский, В. С. Лазарев, О. Е. Лебедев, В И. Подобед, М. М. Поташник, И. И Проданов, А. А. Орлов, Н. И. Роговцева, А. Д. Цедринский и др.).

При всей несомненной ценности исследований, рассматривающих различные аспекты заявленной проблемы, имеет место недостаточная разработанность научно-педагогических основ совершенствования системы дополнительного профессионального образования в современных условиях. Недостаточное внимание ее решению отводится в негосударственном вузе.

Актуальность диссертационного исследования определяется следующими противоречиями:

- между возрастающими потребностями российского общества в получении профессионального образования высокого уровня и реальными возможностями государства удовлетворить эти потребности средствами существующей системы профессиональной подготовки;

- между требованиями общества к совершенствованию системы дополнительного профессионального образования и ее реальным состоянием на сегодняшний день в условиях социально-экономической трансформации общества;

- между потенциальными возможностями дополнительного профессионального образования в негосударственном вузе в подготовке компетентных и мобильных профессионалов и степенью реализации этих возможностей из-за недостаточной разработанности теоретических и практических подходов к его совершенствованию на региональном уровне.

С учётом данных проблем и противоречий сделан выбор темы диссертационного исследования: «Организационно-педагогические условия совершенствования дополнительного профессионального образования в негосударственном вузе (на примере Самарского института управления)», сформулирована его научная проблема: каковы теоретико-методологические основы, специфика, тенденции, направления и организационно-педагогические условия совершенствования дополнительного профессионального образования в негосударственном вузе в новых социально-экономических условиях? Решение данной проблемы является целью исследования.

Объект исследования: дополнительное профессиональное образование как компонент отечественной системы непрерывного образования.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия совершенствования дополнительного профессионального образования в негосударственном вузе (на примере Самарского института управления).

Гипотеза исследования: процесс организации дополнительного профессиональ­ного образования на региональном уровне будет эффективнее, если на основе теоретико-методологического обоснования проблемы исследования будут раскрыты основные направления и системообразующие принципы, выявлена специфика образовательного процесса и обоснованы организационно-педагогические условия, отражающие основные формы и методы, подходы и критерии эффективности дополнительного профессиональ­ного образования в негосударственном вузе.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, гипотезой и целью исследования определены следующие задачи:

  1. Раскрыть теоретико-методологические основы проблемы совершенствования дополнительного профессионального образования в новых социально-экономических условиях

  2. Дать концептуальное обоснование, выявить сущностную характеристику и специфику процесса дополнительного образования в негосударственном вузе, включающего профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.

3. Спроектировать и реализовать в практике негосударственного вуза структурно-функциональную модель совершенствования дополнительного профессионального образования.

4. Разработать критериальный аппарат, необходимый для опытно-экспериментального обоснования методики исследования и осуществления качественного мониторинга процесса дополнительного профессионального образования в Центре делового образования Самарского института управления.

5. Выявить основные направления, подходы и организационно-педагогические условия совершенствования образования взрослых в негосударственном вузе как компонента региональной системы дополнительного профессионального образования.

Методологическую основу исследования составили: философские идеи о целост­ности, всеобщей связи, взаимообусловленности и развитии социальных явле­ний, основные положения теории непрерывного образования, теории компетентностного образования, теории управления педагогическими процессами, кон­цептуальные исследования в области теории и методологии профессионального образо­вания и образования взрослых, концепции профессионально-личностного развития, а также идеи, связанные с обеспечением целостности, непрерывности, многоуровневости и многоступенчатости непрерывного профессионального образования. В своей исследовательской деятельности мы также опирались на фундаментальные положения диалектики и теории познания, объективные законы развития педагогического знания и принципы познания: единства логического и исторического, целостности и взаимосвязи педагогических процессов; принципа диалектического единства общего и особенного в педагогических исследованиях; взаимосвязи теории и практики в процессе научного познания. При написании диссертации были использованы материалы Национальной доктрины образования в Российской Федерации, основные положения Концепции реформирования системы образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О стандартизации», Стратегии модернизации содержания общего и профессионального образования, типовых положений об образовательных учреждениях и др.

Теоретическую базу диссертационного исследования составили работы по профессиональной подготовке специалистов и социальному воспитанию лично­сти (С. Я. Батышев, А. П. Беляева, Ю. К. Васильева, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, В. В. Шапкин, Н. Б. Шмелева и др.), психологии взрослых людей и их личностному и профессиональному росту (Б. Г. Ананьев, И. А. Зимняя, З. И. Рябикина, В. И. Слободчиков, В. А. Якунин и др.), акмеологии (О. С. Анисимов, В. П. Бедерханова, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. П. Ситников и др.), проблемам об­разования взрослых (С. Г. Вершловский, O. Г. Кукосян, Е. И. Огарев, В. Г. Онушкин), реформированию образования и инновационным процессам (Б. С. Гершунский, Э. Д. Днепров, Ю. С. Тюнников, Б. Д. Шадриков, И. Д. Чечель, Н. Р. Юсуфбекова и др.), повышению квалификации и переподготовке кадров (С. Ю. Алферов, В. В. Безлепкин, Г. П. Корнев, В. В. Краевский, К. Л. Левитан, И. Д. Лушников, Ш. З. Санатулов, Ю. И. Турчанинова, П. В. Худоминский и др.), про­блемам регионализации в образовании (О. С. Анисимов, В. М. Петровичев, И. И. Проданов, В. В. Шалин и др.).

Тема и задачи исследования обусловили выбор методов исследования, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: научный анализ философской, социально-педагогической и психологической литературы, сравнение, аналогия, анализ, синтез, индукция, дедукция, статистические методы. Кроме того, в процессе исследования использовались методы теоретического анализа (историографический и сравнительно-сопоставительный), обобщение идей, подходов, фактов, источников в соответствии с проблемой и целью исследования; структурно-функциональное моделирование действий субъектов образовательного процесса; анализ образовательных стандартов, учебников, учебных пособий в контексте исследования; статистический анализ программных документов, отчетов об организации дополнительного профессионального образования в экспериментальном учреждении за исследуемый период; прогностический анализ. Немаловажная роль отводилась частным методам исследования: реконструктивному и системно-структурному. Значительное место в исследовании занимал эксперимент, методы контент-анализа и коллективных экспертных оценок, позволившие оперативно и вместе с тем комплексно изучать влияние социально-экономических, научно-технических и психолого-педагогических факторов на организацию региональной системы дополнительного профессионального образования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось структурное подразделение Самарского института управления – Центр делового образования, реализующий программы дополнительного профессионального образования в рамках повышения квалификации специалистов в различных сферах экономики.

Исследование проводилось с 2002 по 2008 гг. в четыре этапа.

На первом этапе (2002-2003 гг.) изучалась научно-педагогическая и специальная литература по проблеме исследования, осуществлялся теоретический анализ проблемы совершенствования дополнительного профессионального образования в условиях трансформации социально-экономической системы общества. Анализировались нормативные документы, регламентирующие организацию системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Определялись исходные позиции исследования, его основные параметры: объект, предмет, цель, основные задачи и методологическая основа.

На втором этапе (2004-2005 гг.) разрабатывалась критериальная характеристика, необходимая для осуществления качественного мониторинга процесса дополнительного профессионального образования в негосударственном вузе, проводилась первичная диагностика сформированности его основных критериев. В ходе формирующего эксперимента проектировалась структурно-функциональная модель, разрабатывались концептуальные основы, определялась структура и выявлялась специфика процесса совершенствования дополнительного профессионального образования в Центре делового образования Самарского института управления.

Третий этап (2006-2007 гг.) был посвящен продолжению формирующего эксперимента по совершенствованию дополнительного профессионального образования в ходе реализации разработанной структурно-функциональной модели, разработки и внедрения образовательных программ профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации в Центре делового образования Самарского института управления. В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялись промежуточная диагностика, а также согласование дидактических принципов дополнительного образования взрослых с их образовательными потребностями и интересами.

На четвертом этапе (2008 г.) осуществлялась заключительная диагностика, обрабатывались полученные результаты, выявлялись основные направления, подходы и организационно-педагогические условия совершенствования образования взрослых в негосударственном вузе как компонента региональной системы дополнительного профессионального образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что

- выявлен целый ряд факторов, проблем и противоречий, сдержи­вающих развитие дополнительного профессионального образования, вызвавших острую потребность в поиске организационно-педагогических условий его совершенствования, отражающих наиболее важные тенденции развития отечественного непрерывного образования в условиях трансформации экономической системы общества;

- уточнены и систематизированы представления о дополнительном профессиональном образовании в негосударственном вузе как компоненте региональной системы непрерывного образования, определен его статус среди прочих, обозначены его миссия и основные идеи, сформулированы цели и задачи, определены функции и структурные составляющие, выявлены отличительные признаки и организационно-педагогические условия его успешной реализации в негосударственном вузе;

- конкретизированы основные базовые понятия, дано обоснование и определена специфика процесса совершенствования дополнительного профессионального образования в негосударственном вузе;

- реализация разработанной структурно-функциональной модели исследуемого процесса расширяет известные теоретические положения, практические рекомендации по совершенствованию дополнительного профессионального образования в негосударственном вузе;

- предложены новые, отвечающие духу времени, конструктив­ные подходы к созданию адаптивного образовательного пространства для специалистов, повышающих свою профессиональную компетентность, обеспечивающие удовлетворение разнообразных образовательных потребностей, связь ступеней профессионального образования, а также последовательность, системность и целостность процесса дополнительного образования взрослых в негосударственном вузе.

Теоретическая значимость заключается в том, что:

- на основе осуществленного в исследовании разностороннего и многоаспектного теоретико-методологического анализа проблемы совершенствования дополнительного профессионального образования в новых социально-экономических условиях раскрыты системообразующие принципы и основные стратегии его организации в негосударственном вузе, осуществляющем профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов в соответствии с их образовательными потребностями;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Кошкина Надежда Борисовна многоуровневая профессиональная подготовка специалистов в условиях рынка труда диссертация

    Диссертация
    ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА БАЗЕ ТЕХНИКУМА ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
  2. Федеральное агенство по образованию (3)

    Автореферат диссертации
    Авторефераты диссертаций из фонда библиотеки СГПА им. Зайнаб Биишевой : библиографический указатель / сост. О. В. Духнина. – Стерлитамак : Изд-во Стерлитамак.
  3. Программы кандидатских экзаменов 05. 09. 03 «Электротехнические комплексы и системы» 05. 12. 04 «Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения» 05. 12. 13 «Системы, сети и устройства телекоммуникаций»

    Программа-минимум
    В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: основные технологические процессы и машины текстильного производства; приводные системы машин и агрегатов; анализ и синтез исполнительных механизмов; основы расчета механизмов
  4. Научно-образовательный материал (1)

    Документ
    Жукова Г.С. д.ф.-м.н., проф., зав. кафедрой высшей математики и информатики, профессор проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров.
  5. Федеральные программы 3 Значение информационных и коммуникационных технологий (икт) 3 Роль иформационных ресурсов (ИР) 3 Возможности икт 3 (1)

    Документ
    При переходе от бедности постсоциалистическая Россия - терпимое корпоративное общество, созидательно стремящееся к повышению качества жизни (материальные, социальные, интеллектуально-духовные блага), измеряемому по самым слабым членам [0, c.

Другие похожие документы..