Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
- у каждого перед глазами возникает своя картина, свой художественный образ. А автор этого стихотворения Иван Алексеевич Бунин показал нам свой худож...полностью>>
'Документ'
С 2007 года семьи, в которых появляется второй или последующие дети, получают право на материнский капитал. Ранее было определено, что этими средства...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится 05 октября 2009 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени...полностью>>
'Документ'
В настоящее время восстановление передней крестообразной связки проводится артроскопическим (закрытым, без значительных разрезов) методом с использов...полностью>>

1 Стратегия государственной молодежной политики и развитие Российской Федерации 4

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2006

1 Стратегия государственной молодежной политики и развитие Российской Федерации 4

1.1 Введение 4

1.2 Цель и приоритеты государственной молодежной политики 9

2 Принципы и меры по реализации Стратегии 14

2.1 Принципы реализации государственной молодежной политики 14

2.2 Меры реализации стратегии государственной молодежной политики 14

2.2.1 Приоритет I. Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России 16

2.2.2 Приоритет II. Развитие созидательной активности молодежи. 21

2.2.3 Приоритет III Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества 24

2.3 Механизмы и инструменты реализации Стратегии 26

2.4 Условия, необходимые для реализации Стратегии 29

2.4.1 Организационно-правовые 29

2.4.2 Материально-финансовые 31

3 Результаты реализации и оценка эффективности государственной молодежной политики 32

3.1 Ожидаемые результаты 32

3.2 Система оценки эффективности реализации Стратегии 32

4 Заключение 37

 

1.1        Стратегия государственной молодежной политики и развитие Российской Федерации

1.1.1    Введение

Целостная и последовательная государственная молодежная политика является важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.

    Государственная молодежная политика – является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны.

Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления, при партнерском участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных, юридических и физических лиц.

Государственная молодежная политика реализуется в Российской Федерации в отношении молодых жителей в возрасте от 14 до 30 лет

Стратегия Государственной молодежной политики (далее – Стратегия) призвана определить ее цель, приоритеты и меры, реализация которых обес­печит решение важнейших задач социально-экономического развития России в современном мире. Данная Стратегия разработана на период до 2016 года. Выбор стратегических направлений государственной молодежной политики основан на результатах анализа и прогнозе средне- и долгосрочных тенденций развития социально-экономической, общественно-политической и социокультурной жизни России. Кроме того, стратегия государственной молодежной политики нацелена на изменения, которые произойдут в жизни российского общества и государства. Стратегия реализуется через проектный подход, который включает и решение задач определяемых национальным проектом в области образования. В частности предполагается поддерживать инициативную, способную, талантливую молодежь, способствовать поддержке молодых семей.

Важнейшее из грядущих изменений – переход к самоорганизации общества. Самоорганизация граждан, негосударственных организаций, бизнеса и их взаимодействие друг с другом должны стать основой общества буду­щего.

В то же время традиционная система образования и воспитания, ровно как и государственная молодежная политика и общественные организации, в переходный период развития России не смогли обеспечить целенаправленного воспитания самостоятельной, идейной, ответственной молодежи и ее подготовки к жизни в самоорганизованном обществе. Именно на это и должна быть нацелена национальная молодежная политика России в XXI веке - сформировать и закрепить новые нормы поведения и ценности в общественных традициях.

С другой стороны, весь комплекс проблем и противоречий, с которыми столкнется Россия в ближайшее десятилетие, формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям.

Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним 10 - 25-летним жителям страны повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений. Достаточно сказать, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по прогнозу Росстата1[1] возрастет в 2016 году по сравнению с 2005 г. на 20% и составит 709 человек.

От позиции молодежи в общественно-политической жизни, стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований, именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Однако результаты исследований показывают, что молодежь в целом довольно аполитична. В выборах даже федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, в ходе последнего исследования лишь 33% молодых респондентов (до 35 лет) заявили, что интересуются политикой, тогда как среди граждан среднего возраста - 40%, а среди тех, кто старше 55 - 45%2[2]. Только 2,7% процента молодых людей более или менее постоянно принимают участие в деятельности общественных организаций3[3]. Сходные тенденции в США и странах объединенной Европы стали основанием для внедрения специальных программ по вовлечению молодежи в общественно-политическую жизнь.

В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако, в настоящий момент, российская молодежь демонстрирует противоречивое отношение к этой роли. Согласно опросу4[4] 35% молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51% одобрил бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.

Продолжает снижаться возраст вступления молодежи в социально-экономические отношения. Уже сейчас, согласно последнему всероссийскому опросу5[5] 34% опрошенных заработали свои первые деньги до 15 лет, еще 44% с 15 до 17 лет включительно, 11% начали зарабатывать деньги в 18 лет и лишь 10% - в 19 лет и старше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. Если в сфере услуг и предпринимательства молодежь уже сегодня составляет, и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна. Это может привести к потере преемственности в кадровом обеспечении, сделать невозможным реформирование и привести к системному кризису в социальной сфере. Кроме того, нарастают противоречия между «объективно пожилой» по кадровому составу социальной сферой и относительно молодой сферой бизнеса. Такая ситуация не способствует готовности бизнеса взять на себя необходимую стране долю ответственности за социальную сферу.

Начиная с 90-х годов прошлого века до трех миллионов увеличилось число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака6[6], что привело к реальному росту внебрачных детей, увеличению количества неполных семей. Эти тенденции сохранились и сегодня.7[7]

В качестве одного из наиболее острых перед молодежью и обществом встанет вопрос о жилищном обеспечении. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, старение жилого фонда, неразвитость форм найма жилья провоцируют рост цен на жилье и его аренду в Российской Федерации. Даже после принятия нового жилищного кодекса не понижаются процентные ставки по ипотечным кредитам. В то же время, в рамках сложившейся практики содействия жилищному обеспечению молодежи, были выделено целевых субсидий из федерального бюджета не более чем для 6 000 и за счет региональных бюджетов для 59 000 молодых семей. Такие результаты не могут оказать существенного влияния ни на изменение положения молодых людей, ни на изменение демографической ситуации в стране.

Жизнь молодого человека в предполагаемых условиях не будет развиваться линейно, как последовательность простых переходов: от основного образования к профессиональному, от учебы к работе, от жизни в родительском доме к созданию собственной семьи. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни.

Очевидно, что молодежь в значительной своей части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, которая выгодно отличает ее от других групп населения. И в качестве рабочей силы, и в качестве интеллектуального источника, и в качестве потребителей товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям группы населения. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за целого ряда неудовлетворительных аспектов нынешнего положения молодежи.

В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15–24 года (6,4%)8[8]. Продолжается уход молодежи в сферу «теневой» экономики, который по различным оценкам составляет от 2,3 до 2,6 миллионов молодых людей в год.

За 10 лет в России количество детей-сирот увеличилось вдвое и составило 734 тыс. человек9[9]. 93% - это социальные сироты, сироты при живых родителях.

Криминальная активность малолетних правонарушителей сопоставима с преступностью взрослых. Доля правонарушителей в возрасте 14 – 29 лет (54,7%) более чем в два раза превышает долю данной возрастной группы в численности всего населения. Для сравнения: доля правонарушителей в возрасте 30 – 49 лет – 36,8% - превышает долю своей возрастной группы в составе населения только в 1,2 раза10[10].

В общей группе ВИЧ-инфицированных граждан России молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет составляют 79%, молодые женщины в аналогичном возрасте – 80%11[11].

Самые высокие показатели заболеваемости по ИППП (инфекциям, передающимся половым путем) наблюдаются среди мужчин и женщин в возрасте от 15 до 30 лет, характер распространения ИППП характеризуется как эпидемия.12[12]

Это прямые издержки и просчеты социальной политики, оплачиваемые всем российским обществом. Их цена запредельна и с ней невозможно смириться.

Проведенный анализ и прогноз условий развития России, а так же обстоятельства будущей жизни молодежи в ближайшие десятилетия, выдвигают требования по выработке нового стратегического подхода к молодежной политике.

2.1.2    Цель и приоритеты государственной молодежной политики

Стратегия определяет целью государственной молодежной политики развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России.

Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной и объективную ограниченность ресурсов развития, эффективная молодежная политика, как и вся социально-экономическая политика XXI века, должна стать политикой приоритетов.

Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного и эффективного решения возникающих проблем, создания условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Только такой подход будет способствовать взаимоувязанному улучшению качества жизни подавляющей части молодого поколения и развитию страны в целом.

В то же время мировой и отечественный опыт убедительно доказывает, что для любого общества характерно разделение населения по уровню доходов и потребностей. В результате, объективно формируются определенные группы:

  •         Граждан, отличающихся повышенными требованиями к стандарту жизни и обеспечения, проявлению своих гражданских и лидерских качеств, живущих в целом состоятельнее своих сограждан. Их доля в обществе не превышает 10 - 15%.

  •         Граждан, готовых к трудовой деятельности, необходимой для обеспечения стандартного уровня потребления товаров и услуг. Доля таковых – 65 -75% от населения. Как показывают российские исследования13[13], именно для этой группы населения характерна заниженная оценка уровня своей жизни и возможностей роста.

  •         Граждан, стабильно пребывающих в трудной жизненной ситуации и живущих беднее своих сограждан. Доля таких людей составляет в среднем 15 - 20 % от общей численности населения.

Каждая из этих групп состоит из разных категорий жителей, с определенным уровнем запросов и потребностей. Социально-экономическая политика эффективна только в том случае, если она действует в отношении каждой из названных групп адресно, в точном соответствии с их проблемами и потребностями, но реализует заявляемые приоритеты по отношению ко всему населению и каждому гражданину.

В результате такой политики формируются внутренние механизмы перераспределения усилий, ресурсов государства, общества и граждан, которые позволяют сократить издержки, и в первую очередь, за счет привлечения граждан к решению собственных проблем.

Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России в среднесрочной перспективе, государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовать три приоритета:

  1.              I.      Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России;

  2.           II.      Развитие созидательной активности молодежи;

  3.       III.      Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, адресно направить их в соответствии с указанными приоритетами и обеспечить:

  1.              I.      Системное, вовлечение молодежи в многообразные социальные практики и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны. Важнейшим инструментом вовлечения должно стать полноценное информирование всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, продвижение культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития. Для этого предлагается создать условия и возможности по вовлечению молодежи. Такая система вовлечения и информирования молодого человека, не только позволит ему полнее реализовать свой потенциал, но и укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;

  2.           II.      Выявление, продвижение, поддержку активности и достижений молодежи в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах. Это даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;

  3.       III.      Вовлечение в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы в процессе интеграции в социум. К ним, прежде всего, относятся инвалиды, выпускники сиротских и коррекционных учреждений, образовательных учреждений закрытого типа, жертвы насилия, военных действий, катастроф, переселенцы и мигранты, лица, освободившиеся из мест лишения свободы, молодые люди и семьи, оказавшиеся в социально-опасном положении, безработные, ВИЧ- инфицированные и молодые люди зависимые от употребления психоактивных веществ. Это минимизирует издержки, которые понесут общество и молодой человек в процессе преодоления трудной жизненной ситуации, предотвратит объединение молодых людей по признаку неуспешности, сократит базу для развития различных фобий в общественном сознании. Кроме того, эта работа будет способствовать снижению нагрузки на социальную сферу, связанной с прямой финансовой поддержкой этих категорий жителей страны.

Такая система приоритетов максимально увеличит вклад молодежи в успех и конкурентоспособность страны и в то же время компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.

Названные приоритеты не охватывают всего объема проблем, стоящих перед молодежью и обществом в ближайших десятилетиях. Они определяют направления и сферы первоочередного инвестирования государственных и общественных ресурсов в рамках государственной молодежной политики, формируют систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI веке.

Одновременно цель и приоритеты государственной молодежной политики взаимоувязаны с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации и предполагают межведомственный характер их достижения.

2.2        Принципы и меры по реализации Стратегии

1.2.1    Принципы реализации государственной молодежной политики

Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется в Российской Федерации как один из инструментов социально-экономического развития страны, на основе следующих принципов:

  •         проектный подход;

  •         учет интересов и потребностей всех групп молодежи;

  •         приоритетное участие молодых граждан в разработке и реализации проектов государственной молодежной политики;

  •         взаимодействие государства, институтов гражданского общества и бизнеса;

  •         информационная открытость;

  •         измеряемость результатов реализации проектов и независимость их оценки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 1. Стратегия государственной молодежной политики и развитие Российской Федерации (1)

    Документ
    Эффективная государственная молодежная политика – один из важ­нейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.
  2. 1. Стратегия государственной молодежной политики и развитие Российской Федерации (2)

    Документ
    Эффективная государственная молодежная политика – один из важ­нейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.
  3. Стратегия государственной молодежной политики в российской федерации (Министерство образования и науки Российской Федерации)

    Документ
    Данная Стратегия рассчитана на десять лет и предполагает дости_ жение своей цели к 01 году.
  4. Стратегия государственной молодежной

    Документ
    Целостная и последовательная государственная молодежная политика  является важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.
  5. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (проект)

    Документ
    Целостная и последовательная государственная молодежная политика является важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.

Другие похожие документы..