Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
«Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению или указанию своей национальной пр...полностью>>
'Конспект'
Выполнить задание на повторение темы «Сложное предложение с разными видами сочинительной и подчинительной связи. Предложения списать в тетрадь или рас...полностью>>
'Документ'
В 6-8 веках славянские племена Восточной Европы переживали экономический подъем. Развитие хозяйства сопровождалось ростом неравенства. Пашенная земля...полностью>>
'Документ'
Настоящим, Контрольно-ревизионное управление ФСТ России, в соответствии с п. 31 и 32 Порядка рассмотрения документов, представляемых для принятия реш...полностью>>

Быть охвачены все учащиеся общеобразовательных школ Форма проведения занятий: беседа, лекция, семинар в сочетании с практическими занятиями, экскурсиями, играми

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

 

Обучение школьников технике пожарной безопасности
Обучению по настоящему методическому пособию должны быть охвачены все учащиеся общеобразовательных школ Форма проведения занятий: беседа, лекция, семинар в сочетании с практическими занятиями, экскурсиями, играми.

Учебная цель занятия - обучение учащихся навыкам пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, других экстремальных ситуаций, формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, закрепление знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", улучшение правовой подготовки, обучение правилам пожарной безопасности.
  Занятия с учащимися школы проводят учителя, классные руководители или наиболее подготовленные преподаватели из числа педагогического состава учреждения образования. К занятиям целесообразно привлекать сотрудников государственной противопожарной службы, медицинских учреждений, отделов профилактики правонарушений.
  При подготовке к занятиям необходимо подобрать наглядные средства и пособия
(плакаты, слайды, диафильмы, различные макеты, противопожарный инвентарь), необходи-мые для лучшего восприятия программы обучения, ознакомиться в районной пожарной части с характерными пожарами происшедшими в городе, районе, по возможности орга-низовать просмотр видеосюжетов  на противопожарную тематику.
 Для закрепления знаний, полученных учащимися во время занятий, необходимо организовать экскурсию в пожарную часть или на пожарно-техническую выставку.
 Качество усвоения учащимися полученных знаний проверяется методом контрольного  опроса.

Цель и задачи обучения

  1.Сформировать у детей чувство повышенной опасности огня. Для этого необходимо:
- изучить свойство огня;
- рассказать о признаках и свойствах предметов и материалов с точки зрения их пожарной опасности  (горимости);
- научить безопасно обращаться с огнем, газовыми и электрическими бытовыми приборами.
2. Убедить детей в необходимости соблюдать правила пожарной безопасности. Для этого необходимо знать:
- причины возникновения пожаров;
- основные правила пожарной безопасности.
3. Дать представление детям о труде пожарных. Предлагаем:
- сформировать интерес к труду пожарных;
- дать представление о пожарной технике, работе боевого расчета и государст-венного пожарного надзора;
- рассказать о различных способах тушения пожаров и мерах их предупреждения.
4. Научить детей грамотно и безопасно вести себя в случае пожара.

  Основная цель педагога при этом – профилактика пожаров по вине детей и детского травматизма от огня и дыма.
Варианты тем для проведения занятий с детьми

               
ТЕМА № 1  " Тайны огня.  Огонь – друг, огонь- враг"
 
 Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился на заре своего существования. Огонь защищает человека от животных, использовался для приготовления пищи, орудий труда, дарил ему тепло, свет. Люди научились добывать и сохранять огонь.
 Миф о Прометее, который похитил с Олимпа огонь и принес его людям. Научив их пользоваться огнем,  Прометей сделал людей сильными и независимыми от богов. За это Зевс приковал его к высокой стене. Выражение "Прометеев огонь" стало символом борьбы его со злом.
 Огонь почитался как сила целительная и защищающая от болезней. При эпидемиях зажигали " свежий", не от огня, а добытый трением огонь и через него перепрыгивали, дабы защитить от мора. Через огонь прогоняли скот при эпидемиях.
 Освоение огня оказало решающее влияние на развитие человечества. Именно огонь разорвал связь человека со стадной жизнью. Огонь заложил основу человеческого хозяйства.
 Важным шагом в развитии первобытных людей стало использование огня для плавки металла. Применение пара для механической работы. От паровой машины до" огня" атомных реакторов.
 В настоящее  время трудно назвать область человеческой деятельности, где бы не ис-пользовался огонь прямо, либо через посредство его производного теплоносителя.
 Огонь стал не только другом человека; вырвавшись из под контроля человека, он превращается  в его недруга.      
Пожар - это неконтролируемый процесс горения,  сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей.

ТЕМА № 2: "Безопасность в помещении"

  Всем кажется, что дом – это самое надежное безопасное место. Но так ли это на самом деле?
 Возможность несчастного случая чрезвычайно велика. В доме (квартире) находятся различные бытовые приборы, оборудование, горючие жидкости и источники тепла. Рассмот-рим типичную квартиру, в которой при несоблюдении правил пожарной безопасности может возникнуть множество опасных ситуаций, ниже дан  их перечень. Обсудите это с детьми, найдите правильные решения. Составьте классом список возможных нарушений правил пожарной безопасности в квартирах (список можно составить с помощью детских рисунков). Полученные материалы вывесить в классе в соответствующем месте для визуального запоминания.
  Возможные опасности:
- спички оставленные на виду у детей;
- никто не следит за тостером;
- мусорное ведро переполнено;
- сковородка оставленная на плите ручкой над огнем;
- в доме остался маленький ребенок без присмотра;
- белье сушится над плиткой;
- оставленные без присмотра емкости с горючими жидкостями и химикатами;
- в пепельнице оставленные не затушенными окурки;
- изоляция электрошнуров на электробытовых приборах изношена
                ( повреждена);
- сушилка для посуды установлена над плитой;
- розетка и провод находятся рядом с прибором, являющимся источником  тепла;
- электролампа накрыта тканью или бумагой;
- электрический кабель лежит посреди комнаты;
- занавеска находится близко от газовой (электрической) плиты;
- включенные электроприборы оставленные без присмотра;
- ребенок раскрывает металлическим предметом розетку;
- на елке горят свечи.

Основные правила поведения при пожаре

1. Обнаружив пожар, постарайтесь трезво оценить ситуацию, свои силы и найти себе помощников.
2. Прежде всего, вызовите пожарную охрану по телефону "01" или с помощью других аварийных служб.
3. В рискованных ситуациях не теряйте времени и силы на спасение имущества.
Главное любым способом спасайте себя и других людей, попавших в беду.
4. Позаботьтесь о спасении детей и престарелых. Уведите их подальше от места пожара, так как возможны взрывы газовых баллонов, бензобаков и быстрое распростра-нение огня.
5. Обязательно направить кого-нибудь  на встречу пожарным подразделениям, чтобы дать им необходимую информацию (точный адрес, кратчайшие подъездные пути, что горит, есть ли там люди).

Если горит одежда на человеке.

   Если на вас загорелась одежда, не вздумайте бежать, так как пламя разгорается еще сильнее. Постарайтесь быстро сбросить горящую одежду.
 Вам повезло, если рядом любая лужа или сугроб снега – "ныряйте" туда. Если их нет, то падайте на землю и катайтесь, пока не собьете пламя. Последняя возможность накинуть на себя любую плотную ткань (пальто, одеяло и пр.), оставив при этом голову открытой, чтобы не задохнуться продуктами горения
 Не пытайтесь снимать одежду с обоженных участков тела до обращения к врачу.

Пожар в квартире.

  Две трети пожаров происходят в жилых домах и квартирах. И  чаще всего из-за не-брежного или неумелого обращения с огнем, особенно по причине курения " на нетрезвую голову". Нередко происходят пожары и от неисправных или оставленных без присмотра электроприборов.
  Если у вас или у ваших соседей случился пожар, то главное сразу же вызвать пожарную охрану. Она прибудет в считанные минуты. И если  у вас нет домашнего телефона, без-выходных ситуаций не бывает: сигнал бедствия можно подать из окна или балкона. Тем, кто прикован к постели можно поднять необычный шум (стучать по батарее или в пол и стены, бросить в окно или с балкона какие-то предметы и т. д.).
 Загоревшийся бытовой электроприбор  надо сначала обесточить, а потом позвонить по "01".  По возможности покинуть квартиру через входную дверь. Очень важно не забыть при этом, плотно закрыть за собой дверь горящей комнаты  это не даст распространиться огню по всей квартире. Если путь к входной двери отрезан огнем и дымом, спасайтесь через балкон. Балконную дверь обязательно закройте за собой. Можно перейти на нижний этаж с помощью балконного люка или к соседям по смежному балкону. Еще один путь спасения через окно. Уплотните дверь в комнату любыми тряпками или мебелью. Как только убедитесь, что ваш призыв о помощи услышан, ложитесь на пол, где меньше дыма и жара. Таким образом, мож-но продержаться около получаса.

Если горит входная дверь квартиры.

  Не открывайте ее, иначе огонь войдет в квартиру.  Дайте знать соседям, пусть они по-пытаются потушить дверь снаружи и вызовут пожарную охрану.   В это время вам лучше всего поливать дверь водой изнутри.

Если горит балкон или лоджия.

 Пожар  на балконе опасен тем, что огонь может быстро перекинуться на верхние этажи или проникнуть в квартиру.
 После сообщения о загорании в пожарную охрану попробуйте справиться с пламенем любыми подручными средствами. Если есть возможность, можно выбросить горящий пред-мет с балкона, но предварительно убедившись, что внизу никого нет.
 Если потушить огонь не удалось, закрывайте балконную дверь, форточку и ждите приезда пожарных на улице.
 В вашей семье есть маленькие дети?  Всегда держите дверь на балкон закрытой, ребятишки очень любят пускать вниз огненные самолетики.

Если горит телевизор.

  Во-первых, сразу выдерните вилку из розетки или обесточьте квартиру через электро-щит.
 Горящий телевизор выделяет множество токсичных веществ, поэтому сразу же выводите всех из помещения, в первую очередь детей и стариков. Накройте телевизор любой плотной тканью, чтобы прекратить доступ воздуха. Если это не поможет, то через отверстие в задней стенке залейте телевизор водой. При этом старайтесь находиться сбоку, так как может взорваться кинескоп. 
 Если вы не справляетесь с ситуацией, то покиньте квартиру и вызывайте пожарных. Только проверьте, закрыты ли все окна и форточки, иначе доступ свежего воздуха прибавит силы огню.

Если пожар в подъезде.

  Ни за что не выходите в подъезд, поскольку дым очень токсичен, а горячий воздух может ожечь легкие. Прежде всего, звоните "01". Чрезвычайно опасно спускаться вниз по ве-ревкам, простыням и водосточным трубам. И тем более не следует прыгать из окон.
 Уплотните свою входную дверь мокрой тканью, чтобы в квартиру не проникал дым. Самое безопасное место  на балконе или возле окна. К тому же здесь пожарные найдут вас быстрее. Только оденьтесь теплее, если на улице холодно и закройте за собой балконную дверь.   Если вы случайно оказались в задымленном подъезде, не отчаивайтесь, двигайтесь к выходу, держась за стенки (перила нередко ведут в тупик).  При этом как можно дольше за-держивайте дыхание, а еще лучше защитить нос и рот шарфом или платком. Ни в коем слу-чае не пользуйтесь лифтом, его в любое время могут отключить. Поскольку огонь и дым рас-пространяются именно снизу вверх, особенно осторожными должны быть жители верхних этажей.
Помощь при ожогах.

  Первым делом подставьте обоженное место под струю холодной воды. Когда боль утихнет, наложите сухую повязку. Ни в коем  случае не смазывайте ожог ни жиром, ни мас-лом, ни кремом. До приезда врача дайте пострадавшему любое обезболивающее средство, напоите теплым  чаем и укройте теплее. При шоке срочно дайте 20 капель настойки валериа-ны.  При серьезных ожогах ваша единственная помощь пострадавшему завернуть его в чис-тую ткань и отправить в больницу.


ТЕМА № 3: "Главное – самообладание".
( Практические занятия по эвакуации).

    Паника, растерянность, страх, необдуманность действий присущи человеку в период опасности.  Наиболее  тяжелыми бывают последствия, когда страх поражает панику.
 Прятаться  в шкафы, под кровать, бежать через горящие и задымленные помещения, выпрыгивать из окон - неправильный вариант действий.  Правильные и умелые действия помогут  сохранить свою жизнь и предотвратить распространение пожара.
 Во всех случаях, независимо от размера пожара, и даже при обнаружении хотя бы признаков горения (дыма, запаха плавящейся резины) следует немедленно вызвать пожарную помощь по телефону "01".  При вызове пожарной охраны по телефону необходимо четко на-звать адрес, место возникновения огня, что горит и чему пожар угрожает, сообщить свою фамилию. О  пожаре немедленно оповестить взрослых,  соседей. Принять меры для эвакуа-ции в безопасное место, в первую очередь детей младшего возраста. Эвакуацию следует на-чинать с того помещения, где начался пожар, а так же из помещений, которым угрожает опасность распространения огня. По возможности одновременно приступить к тушению по-жара подручными средствами пожаротушения: огнетушитель, пожарный кран, песок, земля, вода, кошма, брезент или плотная ткань.
 Пользоваться лифтом во время пожара запрещается. Если на лестничной клетке сильный дым  или пламя, необходимо плотно закрыть дверь квартиры, заткнуть полотенцами или простынями все щели и отверстия, это предотвратит попадание дыма в комнату. Выйти на балкон или лоджию и перейти через переход в соседнюю не задымленную секцию или через люк спуститься по пожарной лестнице вниз. Если балкона или лоджии нет, нужно подойти к окну (если комната наполнена дымом, передвигаться надо ползком или пригибаясь к полу, так будет легче дышать, потому что дым  поднимается вверх), открыть окно.  Если окно не открывается, разбить его твердым предметом. Постараться привлечь внимание людей, которые могут вызвать пожарных. Они приезжают через несколько минут.
 Предложите ученикам разработать свой план эвакуации из каждого помещения. Каждый ученик должен нарисовать план своей квартиры, дома, указав расположение мебели.
 Они должны придумать план эвакуации из каждого помещения, условно обозначьте огонь в различных местах квартиры, дома и варьируйте количество находящихся там людей.
  Практические занятия по обработке плана эвакуации из школы.               

ТЕМА № 4: "Летний пожароопасный сезон".

Лес – одно из основных богатств Республики Карелия. Лесные пожары – это огромный вред для флоры и фауны, экономический ущерб для республики.
  90% всех лесных пожаров происходит по вине человека. Причины пожара: непотушенный костер, брошенные не затушенные сигареты, спички, сжигание  порубочных остатков и сухой травы, самовозгорание торфа. Основные трудности борьбы с лесными пожарами сводятся к проблемам: раннего обнаружения очага пожара, своевременной доставке сил и средств к месту пожара, дефицита огнетушащих веществ.  Большая трудоемкость работ. Основные способы тушения:  захлестывание, засыпка песком, землей. Опасность для людей, находящихся в горящем лесу.  Контроль со стороны работников лесных пожарно-химических станций. Административные меры возлагаются за нарушения противопожарного режима в лесу.

ТЕМА № 5: " Чтобы елка приносила только радость"

   Устройство новогодней елки связано с большой пожарной опасностью. Сама елка очень горюча, многие украшения тоже пожароопасные.  Елка устанавливается вдали от штор, занавесей, стен, отопительных и нагревательных приборов. Елку крепят на прочной подставке с помощью приставки или в бочке (ведре) с песком, землей. Нельзя обкладывать елку ватой, не пропитанной огнезащитным составом. Этим же составом пропитывают марлю, легкие ткани, из которых изготавливают маскарадные костюмы. Ни в коем случае не допускается зажигать на елке свечи и бенгальские огни, вешать целлулоидные игрушки, обсыпать ее бертолетовой солью, пользоваться вблизи елки фейерверками, хлопушками и другими пиротехническими изделиями, а также полностью выключать свет в помещении.
 Для иллюминации используют гирлянды только заводского изготовления, без каких-либо повреждений электропроводки. Не допускайте пересыхания елки. Помните, что хорошо высохшая елка горит как порох!

Люди огненной профессии.

        Необходимость профессии пожарного, их готовность немедленно, в любое время прийти на помощь. Условия, в которых работает пожарный это высокая температура, дым, излучение, недостаток кислорода, плохая  видимость. На пожарах возможны взрывы, обрушение конструкций, поражение электрическим током, загазованность ядовитыми сильнодействующими веществами, радиоактивное заражение,  работа с пожарно-техническим вооружением в противогазах,   спасение людей, материальных ценностей невозможны без крепкого физического здоровья. Для предотвращения паники людей, трезвой оценки ситуации, работы на высоте требуется психологическая устойчивость, смелость.  Обязательность специальных знаний техники и тактики тушения пожаров. Для подготовки специалистов пожарного дела созданы и успешно действуют пожарно-технические училища.

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое пособие для проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися общеобразовательных школ

    Учебно-методическое пособие
    Учебная цель занятия - привитие учащимся навыков пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, других экстремальных ситуаций, формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной
  2. Методическое пособие для проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися общеобразовательных

    Учебно-методическое пособие
    Обучению по настоящему методическому пособию должны быть охвачены все учащиеся общеобразовательных школ Форма проведения занятий: беседа, лекция, семинар в сочетании с практическими занятиями, экскурсиями, играми.
  3. Методическое пособие для проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися моу урожайненской сош

    Учебно-методическое пособие
    Учебная цель занятия - привитие учащимся навыков пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара, других экстремальных ситуаций, формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной
  4. План работы на 2011-2012 учебный год муниципального автономного общеобразовательного учреждения Боровской средней общеобразовательной школы №1

    Анализ
    В 2010 - 2011 учебном году педагогический коллектив МАОУ Боровской средней общеобразовательной школы №1 работал над темой: «Создание условий для формирования образованной,
  5. Публичный доклад моу средняя общеобразовательная школа №3 г. Тарко-Сале за 2009 – 2010 учебный год Информационная справка

    Доклад
    Деятельность современного педагога в условиях интенсивного реформирования образования усложняется и наполняется новым содержанием. Педагогический коллектив нашей школы находился в постоянном поиске, совершенствуя и модернизируя работу,

Другие похожие документы..