Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Контрольные вопросы'
Капсулы по 0,15 и 0,3 г; ампулы по 2 и 4 мл 15% раствора; сироп во флаконах по 80 мл (0,075 г препарата в 5 мл); крем вагинальный в тубах по 20 и 40 ...полностью>>
'Закон'
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации ...полностью>>
'Документ'
В Приморском крае есть места, которые никого не оставляют равнодушными. Это - уникальные природные образования и природные достопримечательности. К н...полностью>>
'Документ'
В соответствии с постановлением администрации города за добросовестный труд, большой вклад в развитие системы социальной защиты населения города и в ...полностью>>

Курсовая работа на тему: «Новейшие концепции управления»

Главная > Курсовая
Сохрани ссылку в одной из сетей:

44


Курсовая работа на тему: «Новейшие концепции управления»


Содержание

Содержание 2

Введение 4

Глава 1 Классические модели управления персоналом 7

1.1 Опыт управления персоналом в японском менеджменте 7

1.2. Концепция человеческих ресурсов в американском менеджменте 10

1.3 Современная концепция управления кадрами предприятия в условиях рыночной экономики 11

21

Глава 2 Новейшие концепции управления 22

2.1. Новая модель управления для XXI века 22

2.2. Позиционная кадровая политика 31

2.2.1. Внутренняя позиционная кадровая политика 32

Работник, назначаемый на руководящую должность, должен быть способен к управленческой деятельности, а его способности должны быть актуализованными. 33

При расстановке управленцев необходимо соблюдать принцип относительности управления. 33

Целесообразность вложений в управленческую подготовку работника должна определяться его управленческим потенциалом. 33

Коэффициент управляемости характеризует целостность деятельности и должен быть не ниже заданной величины. 33

Коэффициент адаптивности характеризует устойчивость деятельности к дестабилизирующему воздействию внутренних и внешних факторов и должен быть не ниже заданной величины. 33

Соотношение коэффициентов управляемости и адаптивности должно соответствовать характеру деятельности подразделения. 33

Руководитель подразделения является ключевой фигурой и при назначении должен подбираться из работников с двумя степенями свободы. 33

Руководитель направления деятельности является ключевой фигурой и при назначении должен подбираться из работников с двумя степенями свободы. 34

При подборе управленческого персонала необходимо выдерживать заданное соотношение между работниками с одной и двумя степенями свободы, при этом предпочтение должно отдаваться работникам с актуализованным управленческим потенциалом. 34

Резерв на выдвижение должен быть достаточным для удовлетворения текущей потребности предприятия в способном персонале. 34

При назначениях на руководящие должности очередность выдвижения работников с двумя или одной степенями свободы должна определяться текущими коэффициентами управляемости и адаптивности и заданными критериями их изменения. При этом в первую очередь должны быть задействованы работники с актуализованным управленческим потенциалом. 34

Коэффициент управляемости характеризует целостность деятельности и должен быть не ниже заданной величины. 34

Коэффициент адаптивности характеризует устойчивость деятельности к дестабилизирующему воздействию внутренних и внешних факторов и должен быть не ниже заданной величины. 34

Деятельность по управлению второго порядка должна осуществляться на регулярной основе, принципы кадровой политики должны быть доведены до каждого руководителя, осуществляющего подбор и расстановку кадров. 34

Полномочия по подбору и расстановке кадров могут передаваться только руководителям с двумя степенями свободы при обязательном соблюдении принципов кадровой политики. 34

При приеме на работу на управленческие должности не должны попадать люди с низким или отрицательным управленческим потенциалом. 35

Увольнение работников с актуализованным достаточным и высоким управленческим потенциалом должно осуществляться с обязательным разбором причин увольнения и только при участии руководителя, осуществляющего управление второго порядка. 35

Каждому персонально доводятся частные и общие цели позиционной кадровой политики, задаются ориентиры в виде конкретных числовых параметров и устанавливается срок реализации. 35

Руководители наделяются необходимыми для осуществления политики полномочиями. 35

Каждому предоставляется возможность в рамках заданных ограничений действовать самостоятельно. 35

На каждого возлагается ответственность за реализацию политики. Основная мера воздействия – отзыв полномочий и передача их другому лицу. 35

2.2.2. Внешняя позиционная кадровая политика 36

Руководитель предприятия является ключевой фигурой и при назначении должен подбираться из работников с двумя степенями свободы. 37

На предприятии должна быть организована регулярная деятельность по управлению второго порядка на основе позиционной кадровой политики. 37

Коэффициент управляемости системы управления должен быть не ниже заданной величины. 37

Коэффициент адаптивности системы управления должен быть не ниже заданной величины. 37

2.3. Современная практика управления - опыт фирмы «Панинтер» 37

Заключение 42

Список использованной литературы 44

Введение

Россия вступила в новый этап развития. Перед возрождающимся предпринимательством стоят сложнейшие задачи: освоить конкуренторыночные отношения, преодолеть монополизм в экономике, политике, мышлении, наконец, активно интегрироваться в мировое хозяйство. Для того чтобы преодолеть своего рода «комплекс неполноценности» – плод длительной изоляции и идеологизации хозяйства, чтобы стать достойным партнером на мировом рынке, важно знать законы бизнеса.

Здесь, в отличие от оргструктур или маркетинга, сфера внутрифирменного руководства персоналом – «терра инкогнита» для отечественных предпринимателей. В такой ситуации, на мой взгляд, целесообразно обратиться к опыту передовых корпораций, даже если этот опыт сразу полностью неприемлем.

Зарубежный опыт за последние 20-30 лет кардинальным образом изменил отношение к «человеческим ресурсам» и их роли в коммерческом успехе1. «Люди – наш самый главный ресурс» – лозунг, который можно встретить чуть ли не в каждой эффективно работающей корпорации. И это не просто лозунг. Такие фирмы владеют огромным арсеналом инструментов и методов работы с кадрами, проверенным и осмысленным за многие годы.

Раньше специалист в этой области занимался в основном личными делами, инструкциями, правилами, а также вопросами сложности работы и вознаграждения. Если сам процесс управления возник еще до появления мануфактурного производства, то наука об управлении зародилась и стала развиваться лишь в начале XX века.

Наиболее видными представителями «классической теории» кроме Тейлора являются французский менеджер Г. Файоль, англичанин Л.Урвик и многие другие. С их работами связаны такие нововведения на промышленных предприятиях, как дифференцирование функций управления; планирование; рационализация труда за счет стандартизации рабочих операций; исследование трудовых процессов путем их разложения на составляющие элементы и хронометраж, отбор персонала и т.д.

В 30-е годы XX в. возникает вторая, основная школа в американской теории управления – доктрина «человеческих отношений». Одним из ее основоположников был Э. Мэйо, специалист в области антропологии, социологии, психологии и психиатрии. Эта школа сделала предметом своего исследования то, что осталось вне поля зрения «классической теории», а именно психологические мотивы поведения людей в процессе производства, «групповые отношения», проблемы «конфликта и сотрудничества», «коммуникационные барьеры». Чувства рабочего, его настроения, убеждения становятся специальным и важным предметов изучения.

После многолетних экспериментов Э. Мэйо пришел к выводу, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а главным образом психологические и социальные факторы. Поэтому все проблемы производства должны рассматриваться с позиций человеческих отношений, с учетом именно этих факторов2.

Э. Мэйо и его последователи были убеждены в том, что конфликт между человеком и организацией можно полностью решить, если удовлетворить социальные и психологические потребности рабочих, причем предприниматели только выиграют, так как резко возрастет производительность труда.

«Классическая теория научного менеджмента», доктрина «человеческих отношений», а также развитие социологии, науки и техники явились базой современных зарубежных теорий управления, которые представлены несколькими школами: «эмпирической». «социальных систем», «новой», «ситуационной теории», «маркетинг».

Целью курсовой работы является изучение новейших концепций управления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить концепцию человеческих ресурсов в американском менеджменте;

- изучить управление персоналом в японском менеджменте;

; Введение Error: Reference source not found

- проанализировать современную концепцию управления кадрами предприятия в условиях рыночной экономики

- изучить новую модель управления для XXI века.

- проанализировать позиционную кадровую политику как элемент Концепции управления второго порядка;

- изучить современную практику управления - опыт фирмы «Панинтер»

Объектом курсовой работы является управление персоналом на примере фирмы «Панинтер».

Предметом курсовой работы является изучение изучение новейших концепций управления.

При написании курсовой работы были использованы труды зарубежных и отечественных авторов в области управления персоналом.


Глава 1 Классические модели управления персоналом


1.1 Опыт управления персоналом
в японском менеджменте

«Главное преимущество Японии, - пишет исследователь Б. Брус-Бриггс, - состоит в том, что она имеет хорошую дешевую рабочую силу»3. В итоге традиционный подход к работе с персоналом, основанный на «минимизации затрат» на него, во многих корпорациях обнаружил несостоятельность.

В японских компаниях есть два отдела, которые по своим функциям и структуре не имеют точных аналогов в западных организациях.

Один из них — так называемый отдел общих вопросов («сому-бу»)4. Он занимается юридическими вопросами, внутренними отношениями, отношениями с акционерами, государственными учреждениями, торговыми ассоциациями и родственными компаниями, документацией.

Другой — отдел кадров («дзин-дзибу»), часто представляющий собой ответвления «сому-бу» и выделяющийся из него, когда компания достигает определенного размера. Он функционирует как центральное подразделение по всем кадровым вопросам.

Руководство кадрами в Японии — больше, чем просто одна из множества функций, характерных для любой деловой организации, по значимости оно стоит в том же ряду, что и управление производством, сбытом и финансами. В нем проявляются корпоративная философия и своеобразная организация труда в частном секторе, которую можно обозначить термином «промышленная семейность».

Промышленная семейность означает, что коммерческое или промышленное предприятие рассматривается не только как экономическое образование, но и как сообщество работающих здесь людей. Для большинства из них любая организация в определенной степени олицетворяет образ человеческой семьи.

В японских компаниях обычно существует различие между двумя уровнями управления кадрами — уровнем компании и индивидуальным уровнем.

На уровне компании отдел кадров — центральное подразделение, занимающееся формальными аспектами управления кадрами. Кроме того, он всеми возможными способами помогает осуществлению этого руководства на индивидуальном уровне, на котором все и каждый — начальники, подчиненные и коллеги — должны заниматься личными и неформальными аспектами работы с кадрами, другими словами, гармонизацией межличностных отношений на местах.

Центральное положение отдела кадров организационно не зафиксировано. Его устанавливают сами работники. Обычно они исходят из того, что их наняли работать на благо компании, а не выполнять определенную работу, что свидетельствует о преобладании групповой ориентации над индивидуальной.

Организационная структура японской компании отражает ее корпоративную философию. На Западе, где главное — экономическая эффективность, компания строится по признаку функционального разделения труда и поэтому тяготеет к горизонтальной структуре, так как каждое подразделение работает независимо, в соответствии со своей специализацией. В Японии же, где упор делается на личностные аспекты, структура базируется на взаимопомощи и иерархии и потому она, скорее вертикальна.

Основные подразделения компании — отделы («бу»), секции («ка») и подсекции («какари»). Следует отметить, что здесь имеется четкое различие между «белыми воротничками» (конторскими работниками) и «синими воротничками» (работниками физического труда). «Дзиндзи» означает кадровое руководство работниками умственного труда, необъединенными в союзы, а «рому» относится к «синим воротничкам», объединенным в союзы5. Отдел кадров отвечает за сбор данных о деятельности работника, уровне зарплаты, условиях труда и т.д. в родственных и других компаниях. Информацию получают в процессе личных контактов с коллегами из других компаний, а также посещая специализированные государственные учреждения и такие организации как Министерство труда, Японский центр производительности, секретариат торговой ассоциации и в особенности Японскую федерацию ассоциации нанимателей.

Планирование рабочей силы, тесно связанное с планированием деятельности корпорации, до сих пор является в Японии исключением.

В соответствии с нынешними условиями бизнеса считается достойным следующее:

  • однажды нанятый не должен увольняться, за исключением экстраординарных обстоятельств;

  • по достижении возрастного предела работник должен уйти на пенсию или быть переведен на временную работу.

Набор, обучение персонала, его продвижение, проведение дисциплинарных мер и увольнений, решение вопросов, связанных с оплатой и условиями труда, социальными выплатами, а также трудовыми отношениями, — прерогатива отдела кадров. Руководители подразделений могут вносить свои предложения, с ними консультируются до принятия решения.

Если говорить о сверхурочной работе, то в японских компаниях она рассматривается двояко. Во-первых, ее использование экономичнее, чем набор дополнительной рабочей силы для удовлетворения колеблющегося спроса. Во-вторых, она приносит работникам дополнительный доход.

По трудовому кодексу Японии наниматель может продлить рабочее время или назначить работы в выходные дни, если он достигнет соглашения с профсоюзом, когда таковой имеется и включает в себя большинство работников предприятия, или при отсутствии профсоюза с лицами, представляющими большинство занятых, и подает его в письменном виде в административное учреждение.

1.2. Концепция человеческих ресурсов
в американском менеджменте

В 70-е годы в американском управлении утвердились понятия «человеческие ресурсы» и управления ими взамен «персонала» и «управления персоналом».

Отличие концепции «человеческих ресурсов» от концепций управления персоналом, состоит в признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением рабочей силы, поддержанием ее в трудоспособном состоянии, обучением и даже созданием условий для более полного выявления возможностей и способностей, заложенных в личности.

Важным отправным моментом теории «человеческих ресурсов» является посылка различий в «ценности» человеческих ресурсов.

Американские ученые – социологи, экономисты – отмечают, что в ходе современного этапа НТР происходит резкое расширение возможностей работников влиять на результаты производственно-хозяйственной деятельности6.

Объясняется это не только тем, что сегодня работник приводит в движение огромную массу овеществленного труда. Характер современной технологии производства и управления во многих случаях исключает жесткую регламентацию, требует предоставления известной автономии в принятии решений непосредственно на рабочем месте и одновременно ограничивает возможности надзора за действиями оператора. Американский социолог Д. Янкелович считает расширение индивидуальных полномочий современного работника по сравнению с частичным рабочим эпохи промышленного переворота одним из определяющих признаков «второй промышленной революции». Отмеченные изменения в содержании труда, бесспорно, имеют место и оказывают влияние на перестройку подхода к управлению персоналом.

Эти изменения просматриваются не только на производственном, но и на всех уровнях управления. Компьютеризация управления позволяет сегодня устранить ряд промежуточных звеньев в его среднем эшелоне, особенно те должности, на которых управляющие заняты преимущественно агрегированием информации. Это повышает уровень сложности и ответственности решений, принимаемых в высших звеньях, ряд полномочий делегируется дополнительно на средний и нижний уровни управления.

Сегодня в применении рабочей силы в США действуют одновременно две тенденции. Первая – стремление корпораций полностью обеспечить потребности собственного производства рабочей силой высокого качества, за счет этого добиться важных преимуществ в конкурентной борьбе. Отрасли, связанные с новыми направлениями научно-технического прогресса, предъявляют значительно более высокие требования к качеству используемого персонала. Эта стратегия предполагает дополнительные вложения не только в подготовку и развитие рабочей силы, но и в создание необходимых условий для более полного ее использования. Это, в свою очередь, создает заинтересованность фирм в сокращении текучести, закреплении работников за фирмой. Отсюда тенденция к существенному расширению и перестройке работы с персоналом.

1.3 Современная концепция управления
кадрами предприятия в условиях рыночной экономики

Для конца ХХ века — начала ХХI века характерно еще не стабильное состояние отечественной экономики.  Но следует отметить, что рыночные позиции уже достаточно прочны. В связи с этим перед исследователями в сфере наук о труде и персонале возникли принципиально новые проблемы, требующие своего осмысления. К основным из них можно отнести следующие:

  1. Кризисное состояние экономики, которое «... многими авторами оценивается как кризис труда».

  2. Наличие реального рынка труда, а как следствие — возникновение новых отношений между работником и работодателем, существенные различия в оплате труда по отраслям и регионам, маркетинг персонала, конкурсный отбор, обработка принципиально новой для кадровых служб информации в форме резюме, появление новых форм работы с претендентами на вакантные рабочие места (собеседование).

  3. Изменение профессионально-квалификационных требований к работникам кадровых служб. Менеджер по персоналу приравнивается к  профессиям будущего. Относительно столичного рынка труда отмечается, что достаточно трудно подобрать менеджера по кадрам, владеющего всем спектром названных вопросов, несмотря на то, что его зарплата превышает $ 1000.

  4. Зависимость заработной платы от состояния рынка труда, т.е. от качества рабочей силы, уровня востребованности определенных профессионально-квалификационных групп работников в конкретный момент или период времени. Марксистский подход к понятию и определению заработной платы, существовавший в нашей стране более 70  лет, оказался полностью дискредитированным в связи с невозможностью его сохранения в изменившихся экономических условиях.

  5. Изменения в определении дохода. Теперь это не только исключительно заработная плата, но и дополнительные доходы, например,  проценты по акциям, которые также необходимо учитывать при общем анализе доходов работников.

  6. Принципиально новые формы оценки деятельности персонала, основанные на применении объективных методов (в качестве которых чаще всего используется профессиональное и психофизиологическое тестирование) и свободные от какой бы то ни было идеологической направленности.

  7. Потребность предприятия в более квалифицированных работниках. Для обеспечения их высокого профессионального уровня требуются эффективные обучающие программы и совершенствованные алгоритмы планирования персонала.

  8. Более интенсивное развитие персонала, в том числе, его карьерный рост. Это обусловливается интенсификацией труда и постоянно обновляющимися производственными технологиями; сокращением пенсионного возраста; негативными последствиями демографической ситуации в связи с уменьшением естественного прироста населения.

  9. Возрастание роли компьютерных технологий в решении управленческих задач, включая управление кадрами.

  10. Изменение качественного содержания традиционно решаемых задач управления персоналом.

  11. Изменение организационной структуры предприятий, а также принципиально новый подход к понятию рабочего места (в условиях компьютерных технологий работник может решать отдельные производственные задачи у себя дома и «общаться» с необходимыми информационными и программными ресурсами посредством специальных средств связи), что влечет за собой  проблемы контроля и оценки деятельности персонала.

  12. Изменение взаимоотношений предприятий между собой, в том числе с учетом участия иностранных компаний.

  13. Прекращение существования централизованных  методических центров, занимающихся подготовкой соответствующих материалов по проблемам управления персоналом и управления кадрами. Теперь все вопросы методического характера по управлению кадрами находятся в ведении  кадровых служб отдельных предприятий, исключая регламентационные материалы законодательного назначения и отдельные материалы отраслевого уровня.

Таким образом, в настоящее время кардинально изменилось определение экономики труда. Например, Колосницына М.Г. понимает под экономикой труда «...самостоятельный раздел экономической теории, изучающий функционирование специфического рынка, где в качестве товара выступает рабочая сила».

В рамках экономики труда теперь рассматриваются такие вопросы, как рабочая сила и занятость населения, производительность труда, организация оплаты труда и материального стимулирования планирование труда на предприятии, анализ эффективности использования труда на предприятии. Некоторые авторы расширяют предметную область и включают  в нее дополнительно такие аспекты, как организация трудовых процессов, нормирование, социальные процессы в сфере труда, уровень жизни.

Вместе с тем, в связи с изменением роли и места работника в производственной системе, появилось новое направление исследований в совокупности наук о труде и персонале — управление персоналом, к которому принято относить « ... проблемы планирования численности, отбора, обучения и аттестации персонала, мотивации труда, стилей управления, взаимоотношений в трудовом коллективе, процедур управления».

Некоторые зарубежные авторы вопросы управления персоналом выделяют в самостоятельный раздел в рамках темы «Обеспечение эффективности деятельности организации».  Здесь процесс управления персоналом разбивается на этапы в отличие от направлений и задач, представленных в других источниках. При этом под этапами понимаются: планирование трудовых ресурсов; набор персонала; отбор персонала; определение заработной платы и льгот; профориентация и адаптация; обучение персонала; оценка труда; перемещения персонала; продвижение по служебной лестнице.Взаимосвязанное решение этих вопросов в рамках предприятия образуют систему управления персоналом предприятия.

Однако представленный подход не является однозначным. Существуют и другие мнения на этот счет. «До последнего времени само понятие «Управление персоналом» в нашей управленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курсовая работа на тему: «Лидерство в управлении»

    Курсовая
    Д. Кэмпбелл писал, что лидерство - это загадочное, ускользающее качество. «Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других».
  2. Курсовая работа на тему "Качественные и количественные характеристики информации Свойства информации. Единицы измерения количества информации" ученицы 10 "А" класса Барабиной Екатерины Курсовой проект

    Курсовая
    Курсовая работа на тему "Качественные и количественные характеристики информации Свойства информации. Единицы измерения количества информации" ученицы 10 "А" класса Барабиной Екатерины
  3. Курсовая работа на тему: «Фондовый рынок как элемент рыночной инфраструктуры»

    Курсовая
    В сферу фондового рынка входят как кредитные отношения, так и отношения совладения, выражающиеся через выпуск специальных документов (ценных бумаг), которые имеют собственную стоимость и могут продаваться, покупаться и погашаться.
  4. Курсовая работа на тему «Современные направления развития менеджмента»

    Курсовая
    Актуальность исследования. В настоящее время профессия менеджера является одной из самых востребованных на рынке труда. Понятие «менеджмент» возникло в российской теории и практике управления относительно недавно – с начала 90-х годов прошлого века.
  5. Курсовая работа На тему: «Политическая культура современной Украины»

    Курсовая
    Процессы формирования и развития политической культуры в современной Украине связанны, прежде всего, с особенностями государственного развития, типа социально-политических, экономических отношений и политического опыта, т.

Другие похожие документы..