Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс по курсу «Административное право» предназначен для студентов экономического факультета ТГИМЭУП, обучающихся по специально...полностью>>
'Документ'
Ст. 1. Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждени...полностью>>
'Сказка'
Король сказок – так восторженно отзываются о гениальном французском авторе интереснейших сказок Шарле Перро. Родился Шарль Перро в Париже 12 января 16...полностью>>
'Доклад'
В докладе рассматриваются вопросы надежностного проектирования многопроцессорных вычислительных систем с резервированием, а также вопросы оценки наде...полностью>>

Степаненко Василий Иванович, кандидат исторических наук, доцент учебно-методический комплекс

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:


Автор - составитель:

Степаненко Василий Иванович, кандидат исторических наук, доцент

Учебно-методический комплекс по дисциплине Духовная культура России составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной дисциплины в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера. Дисциплина входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности в блок дисциплин по выбору студентов, установленных вузом.


1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематический план и рабочая программа составлены для студентов всех специальностей очной формы обучения, изучающих дисциплину «Социология». Рекомендации разработаны в соответствии с целевыми установками и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Изучение курса «Социология» в высшей школе нацелено на формирование высокообразованного специалиста железнодорожного транспорта, способного адекватно понимать и ориентироваться в социальных аспектах жизнедеятельности современного российского общества и совершенствовать его.

Задачи курса:

Дисциплина призвана помочь студенту разобраться в социальных аспектах функционирования общества, понять механизм формирования его социальной структуры и интегрироваться в социальный процесс.

Данная дисциплина способна вооружить студента конкретными методами и приемами анализа социальных явлений (социальных процессов, изменений, связей и взаимосвязей, движений), которые являются основой для формирования активной гражданской позиции.

Изучение дисциплины предусматривает во многом самостоятельную работу студента. В связи с этим приводится список литературы, необходимой для успешного изучения данной дисциплины.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины специалист должен:

- понимать социальные закономерности, воздействующие на поведение людей; влияние социальных процессов на социальное развитие личности, ее социальную позицию;

- иметь научное представление о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов, социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения;

  • знать особенности функционирования общества, уметь анализировать социальную структуру на уровне организации и общества, знать тенденции формирования социальных структур;

  • знать и уметь составить проект социологического исследования, выявить социальные проблемы внутри организаций; приобрести навыки анализа конкретных социальных ситуаций на производстве.

Для достижения целей, поставленных при изучении дисциплины, используется набор методических средств: лекции; индивидуальные и групповые консультации по отдельным вопросам курса; выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий, что дает студентам практические знания; подготовку реферативных работ.

Проверка приобретенных знаний осуществляется посредством опроса студентов, при текущих тестовых испытаниях и сдачи экзамена.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Количество часов

№№ семестра

5

Аудиторные занятия:

12

Лекции

8

Практические и семинарские занятия

4

Самостоятельная работа

60

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

72

Виды промежуточного контроля (экзамен, зачет) - №№ семестров

Зачёт, зачёт с оценкой - 5

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

4.1. Распределение часов по темам и видам учебной работы.

Название разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Самосто-ятельная

работа

Аудиторные занятия,

в т.ч.

Лекции

Практичес-кие занятия

Социология как наука. Социологические исследования

3

2

3

Общесоциологические теории. Социология России конца XIX-XXI вв.

4

2

4

Социология общества

5

4

Социальная структура общества

6

2

4

Социальные группы и социальные институты

3

3

Социология личности

6

4

Социология культуры

1

Социальные изменения

4

3

Политическая социология

4

2

Социология экономики

6

2

5

Социология труда и трудовых организаций

7

5

Социология образования

5

3

Социология семьи

5

2

4

Этносоциология: теория и реальность в России

4

2

3

Социология конфликта

3

4

Социология общения

4

3

Социология общественного мнения

2

2

Социология управления

3

4

ИТОГО

72

8

4

60

4.2. Содержание теоретического курса

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Донаучный этап социологии. Социальная философия античности и средневековья. Социальные идеи эпохи Просвещения. Возникновение научного социологического знания. Объект социологии и ее предмет. Элементы социологического знания. Уровни социологического знания. Теоретическая и прикладная социология. Социальная деятельность людей, социальные законы и категории. Основные функции и методы социологии в современном обществе. Социологические исследования как инструмент познания общества. Место социологии в структуре социо-гуманитарных дисциплин. Цели и задачи изучения социологии в техническом вузе.

Тема 2. ОБЩЕСОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ.

СОЦИОЛОГИЯ РОССИИ КОНЦА XIXXXI ВВ.

Основные направления в мировой социологии. Органическая теория общества Г.Спенсера. Теория социального факта Э.Дюркгейма. Понимающая социология М.Вебера. Структурно-функциональный анализ Т.Парсонса. Социология конфликта. Феноменологическая социология. Символический интеракционизм. Теория действия.

Социологическая мысль в России второй половины ХIХ – ХХI вв. Субъективный метод в социологии. Психологическое направление в русской социологии. Легальный марксизм. Плюралистическая социология М.Ковалевского. Социологический неопозитивизм П.Сорокина. Социологические концепции Г.В.Плеханова и В.И.Ленина.

Тема 3. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВА

Общество как взятые в устойчивых, регулярных и, прежде всего, институализированных связях и взаимосвязях индивиды. Система как определенным образом упорядоченное множество элементов взаимосвязанных между собой. Социальная система как целостность социальной связи, социального взаимодействия (общения) и социальных отношений. Признаки (черты) общества: территория, способность поддерживать и воспроизводить внутренние взаимосвязи, автономность и высокий уровень саморегуляции, большая интегрирующая сила.

Два основных подхода к пониманию общества как социального целого: функциональный и конфликтологический. Социологические теории марксизма.

Марксистская концепция общественно-экономических формаций общества. Типы капитализма (начальный, бюрократический, олигархический, корпоративный, демократический). Характеристика трех стадий развития общества – доиндустриального (традиционного), индустриального – Р.Арона и У.Ростоу и пост индустриального (информационного) – Д.Белла и А.Тоффлера.

Социализм как научная концепция К.Маркса, В.И.Ленина и практика его воплощения. Типы социализма (утопический, критически утопический, научный, Ленинская модель социализма (НЭП), Сталинская модель, казарменный социализм, командно – административная система, маоизм, развитой социализм).

Тема 4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Социальная структура общества как совокупность форм социальных общностей и отношений между ними. Элементы социальной структуры общества. Социальные отношения и типы социальных структур. Социальные группы как совокупности индивидов. Социальная мобильность. Мобильность индивидуальная, коллективная, вертикальная, горизонтальная, восходящая, нисходящая. Структурная мобильность. Основные подходы к изучению социальной структуры общества: системный (социальные связи, взаимодействия и отношения), структурно-функциональный анализ и детерминистский (марксистский) подход. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Социальная стратификация и мобильность в концепции П.Сорокина. Принадлежность к страте. Исторические типы стратификации. Рабство, касты, сословия, классы. Марксистское и современное понимание классов. Критерии деления на классы. Стратификация в СССР, США и в современной России.

Понятие маргинальности в отечественной и зарубежной социологии. Причины, источники и состав маргинальных групп.

Тема 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Первичные и вторичные группы. Структура социальной группы. Понятие «социальная группа». Классификация социальных групп. Пара или двойка. Социальный круг. Деление социальных групп на большие, средние и малые. Толпа. Аудитория. Большие группы: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народ, племя), возрастные группы.

Средние – производственные объединения, территориально-поселенческие; коллективы – социальные общности для решения конкретных задач – трудовые, учебные, военные, спортивные, общественно-политические и другие.

Структура малой группы: семья, первичные производственные, общественные коллективы, соседские дружеские компании, отличающиеся непосредственным контактом друг с другом.

Формы массового поведения социальных групп: истерия, слухи, сплетни, паника, погром, линч, бунт. Формы организованного протеста: открытый пассивный протест. Скрытый пассивный протест. Демонстрация. Общественное мнение.

Многообразие общественных связей в социальных группах: спонтанный («класс в себе»); организованный («класс для себя»); органический (община, сообщество, геймайншафт); формальные и неформальные связи. Референтная (эталонная) группа. Групповая динамика. Коммуникация в группах.

Содержание понятие социальный институт. Процесс институционализации социальных связей и пути их реализации. Социальное регулирование взаимоотношений, четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институционализированного взаимодействия. Признаки социального института. Функции социальных институтов.

Организационное оформление социальных институтов. Виды социальных институтов: экономические, политические, институты культуры и социализации.

Социальные организации. Типология социальных организаций. Внутренняя структура организации. Процессы управления в организациях. Гражданское общество. Признаки общества и государства. Взаимосвязь государства и общества. Мировая система и цивилизация.

Тема 6. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Понятие человека и личности в социологии. Основные подходы, теории и концепции личности: социальных типов М.Вебера, психологическая теория З.Фрейда, Марксистская теория личности, как объекта социальных отношений.

Ролевые теории личности. Я.Морено, У.Линтона. Теория «Зеркального Я». Ч.Кули и Дж.Мида как разновидность символического интеракционизма.

Формирование личности. Генетическая наследственность. Культурная среда. Обстоятельства жизни. Структура личности: биологические и социальные начала. Социологические типологии личности. Идеальная и нормативная личность. Диспозиционная структура личности по В.Я.Ядову. Иерархия потребностей личности в концепции А.Маслоу.

Понятие социализации личности, ее цели и задачи. Первичная и вторичная социализация личности. Адаптация и интериоризация личности. Интегральный статус. Предписанный, приобретенный статус. Социальные функции. Социальный и личный статус, социальный престиж. Механизм отбора, предписывания и контроля поведения личности. Статусный конфликт. Статусный переход. Отклоняющееся поведение личности. Социальный статус инженера железнодорожника в обществе.

Тема 7. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Понятие культуры в социологии. Культура и язык. Функции культуры в обществе. Социологическая классификация культуры и закономерность ее развития. Обычаи и нравы. Культурные нормы. Культурные элементы и комплексы. Восприятие культуры членами общества. Массовая культура и субкультура. Универсалии культуры. Влияние культуры на общественную жизнь. Взаимодействие культур. Основные концепции культуры в современной социологии: фрейдистская, символическое направление в понимании культуры, марксистская концепция культуры. Основные подсистемы культуры: материальная и духовная. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. Понятие этноцентризма.

Структура культуры. Ценности, как основа моральных доктрин. Основные составляющие духовной культуры: искусство, литература, наука, образование, идеология. Народная культура. Проблемы культуры в современной России.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Степаненко Василий Иванович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история» (Ф. И. О., ученая степень, ученое звание, должность) учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по всем специальностям.
  2. Xxxv научно-практическая конференция донская академия наук

    Документ
    Айдаркин Евгений Константинович – первый проректор по научной и инновационной деятельности Южного федерального университета, заведующий кафедрой физиологии человека и животных, кандидат биологических наук, профессор.
  3. Кондрата Крапивы Национальной академии наук Беларуси, доктор исторических наук, за разработку научной концепции, позволившей выявить основные закон (1)

    Закон
    Безнюк Дмитрий Константинович, профессор Белорусского государственного университета, доктор социологических наук, – за создание методологии комплексного социологического изучения социодинамики взаимодействия белорусского государства
  4. Кондрата Крапивы Национальной академии наук Беларуси, доктор исторических наук, за разработку научной концепции, позволившей выявить основные закон (2)

    Закон
    Безнюк Дмитрий Константинович, профессор Белорусского государственного университета, доктор социологических наук, – за создание методологии комплексного социологического изучения социодинамики взаимодействия белорусского государства
  5. «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие формирования социально активной личности»

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта высших учебных заведений, представленных на XIII Республиканской выставке «Культурно-досуговая деятельность в учреждениях образования как условие

Другие похожие документы..