Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В настоящее время молодежь как особая социальная группа является объектом исследования различных направлений. Это связано с тем, что подрастающее поко...полностью>>
'Инструкция'
Этот тест предназначен для выявления акцентуаций характера, т.е. определенного направления характера. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, ...полностью>>
'Документ'
ЦКП «Исследования сильно-коррелированных систем в экстремальных условиях сверхнизких температур, высоких давлений, сильных электрических и магнитных п...полностью>>
'Пояснительная записка'
Программа разработана для курса русского языка, который вводится в 5 классе и не опирается на начальное обучение русскому языку в 1–4 классах. Работа...полностью>>

Программа муниципального образовательного учреждения детского сада

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Утверждено

Приказом МДОУ №4

№ ______ от «___»__________20__г.

Заведующий МДОУ №4

__________________ В.П.Хомутова

Муниципальное

дошкольное образовательное

учреждение – детский сад

комбинированного вида №4

Основная

общеобразовательная

программа

муниципального

образовательного учреждения –

детского сада

комбинированного

вида №4

Принята педагогическим советом МДОУ

протокол №1 от 22 сентября 2010 г.

Срок реализации программы - 6 лет

г. Полярные Зори

2010 г.

Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида №4 (далее - Программа) разработана, утверждена и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств. А также на формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики). Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей и основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Программа состоит из двух частей:

1) обязательной части;

2) вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная (инвариантная) часть основной общеобразовательной программы.

Обязательная часть основной общеобразовательной программы составлена на основе доработанного и обновленного варианта россий­ской «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Ва­сильевой М.: Просвещение, 1985.

Авторы-составители

А. В. Антонова, доктор педагогических наук; И. А. Лрапова-Пискарева; //. Е. Веракса, доктор психологических наук; В, В. Гербова, кандидат педаго­гических наук; О. В. Дыбина, доктор педагогических наук; М.Б. Зацепина, кандидат педагогических наук; Т. С. Комарова, доктор педагогических наук; В.Я Лысова, кандидат педагогических наук; Г.М. Лямина, кандидат педа­гогических наук; О. А. Соломенникова, кандидат педагогических наук; Э. Я. Степаненкова, кандидат педагогических наук; С. Н. Теплюк, кандидат педагогических наук.

Рецензенты

К. Ю. Белая, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педа­гогики и методики дошкольного образования МИОО; Г. П. Новикова, веду­щий научный сотрудник Института развития дошкольного образования РАО, доктор педагогических и психологических наук, профессор; О. А. Ми­ронова, заведующая государственным образовательным учреждением дет­ского сада № 552 СЗОУДО г. Москвы; Н. Ф. Губанова, ассистент Коломен­ского государственного педагогического института; Ю. С. Мухина, старший преподаватель ИПК и ПРНО Московской области.

При состовлении программы использовалась литература:

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стерикна Р.Б.: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

2. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: социальное развитие, окружающий мир.

3. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста \ сост. Н.А. Ноткина, Л.М. Казьмина, Н.Н.Бойнович.

4. Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях (Диагностика, планирование, конспекты занятий).\авт.-сост. С.В.Лесина.

Обязательная часть Программы обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Общий объем обязательной части Программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

  • самостоятельную деятельность детей;

  • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

1. Пояснительная записка

Нормативно-правовой базой, на которой основана разработка общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения – детского сада №4, являются следующие документы:

1. Закон российской федерации от 10.07.1992 № 3266-1 « Об образовании». 2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением правительством российской Федерации от 12.09.2009 № 666. 3. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 №24. 4. Письмо министерства образования российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». 5. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду». 6. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 277. 7. Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «об утверждении и введении в действии федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Структура групп МДОУ №4

В МДОУ работают 11 групп: 4-ясельных; 7-дошкольных групп.

Из них:

2 группы раннего возраста; 2 первые младшие группы; 2 вторые младшие группы;

2 средние группы; 2 старшие группы, 1 подготовительная к школе группа.

Общая численности детей – 205 человек.

1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении.

Программа охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст — от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста), младший дошкольный возраст — от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы), средний возраст —от 4 до 5 лет (средняя группа), старший до­школьный возраст —от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

Возрастные особенности психического развития детей от года до двух лет.

У детей в возрасте от года до двух продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспо­собность нервных клеток. Длительность каждого периода активного бодрство­вания у детей до полутора лет составляет 3-4 часа, двух лет — 4-5,5 часа.

Постепенно ходьба совершенствуется. Дети учатся свободно передви­гаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешаги­вают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных заня­тиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте.

Даже в начале второго года дети много лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Они также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подража­тельные движения (мишке, зайчику). В простых подвижных играх и пляс­ках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с дру­гом (при числе участвующих не более 8-10).

При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваи­вают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, ма­трешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (кук­лы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит и после показа взрослого, и путем отсроченного подражания.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечкам всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материа­ла возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные по­стройки.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игруш­ками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходи­мый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисоч­ку, чтобы накормить мишку).

Воспроизводя подряд 2-3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают ка­тать на машинке. К концу второго года в игровых действиях детей уже от­ражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, ее кормят и укладывают спать.

Изложенное дает основание считать, что на втором году из отдельных действий складываются элементы, основа деятельности, свойственной до­школьному детству: предметная с характерным для нее сенсорным укло­ном, конструктивная .

Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее не­устойчивостью, особенно заметной при дефектах воспитания. Имея воз­можность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ре­бенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему. Постепенно, особенно на третьем году, это можно преодолеть.

Второй год жизни - период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируют­ся в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.

Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.

В процессе разнообразной деятельности со взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку и т.д.». Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с од­ним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, не­смотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла боль­шая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображен­ные на картинке, а ведь в начале года на просьбу показать какой-либо пред­мет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Так, словом «кх» он обозначал и кошку, и меховой воротник.

Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему по­нятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра).

Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания со­храняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддер­живать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом: «Куда ходили?» — «Гулять». — «Кого виде­ли?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку».

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-10 ме­сяцев происходит скачок, и активно используемый словарь состоит теперь из 200-300 слов. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т. д.), а также предлоги.

Упрощенные слова («ту-ту», «ав-ав») заменяются обычными, пусть и не­совершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок ча­ще всего воспроизводит контур слова (число слогов), наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу. Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом воз­расте не приносят успеха. Это становится возможным лишь на третьем году. Ребенок, в большинстве случаев после полутора лет, правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м), передние небоязычные (т, д, н), задние небоязычные (г, х). Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фо­немы в словах, произносимых ребенком, встречаются крайне редко.

Вначале произносимое ребенком слово является целым предложени­ем. Так, слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малыш уро­нил игрушку, в других — что он сам упал и ушибся. К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.

Ребенок старше полутора лет активно обращается к взрослым с вопро­сами. Но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?» — то есть «Ира кушала?». Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?».

На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с ко­торыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой, хороший, красивый».

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой де­ятельности и самообслуживании. Малыш овладевает умением самостоятельно есть любые виды пищи, умыться и мыть руки, приобретает на­выки опрятности.

Расширяющаяся ориентировка в ближайшем окружении (знание того, как называются части помещения группы, мебель, одежда, посуда) помога­ет ребенку выполнять несложные (из одного, а к концу года из двух-трех действий) поручения взрослых, постепенно он привыкает соблюдать эле­ментарные правила поведения, обозначаемые словами «можно, нельзя, нужно». Общение со взрослым приобретает деловой, объектно-направлен­ный характер.

На втором году закрепляется и углубляется потребность общения со взрослым по самым разным поводам. При этом к двум годам дети постепен­но переходят с языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знако­мыми ему людьми.

Взаимообщение детей в течение дня возникает, как правило, в процессе предметно-игровой деятельности и режимных процессов, а поскольку предметно-игровые действия и самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их выполнении следует всячески оберегать. Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния», и они ос­ваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, вести се­бя в группе соответствующим образом: не лезть в тарелку соседа, подви­нуться на диванчике, чтобы мог сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т.д. При этом они пользуются простыми словами: «на» («возь­ми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др.

Основными приобретениями второго года жизни можно считать:

совер­шенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка по­рой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях и наблюдении.

Быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, бла­годаря чему к концу пребывания детей во второй группе раннего возраста у них формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.

Быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп разви­тия понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение гово­рить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200-300 слов, иначе говоря, по сравнению с предшествующей возрастной группой он воз­растает в 20-30 раз. Развивается способность общения. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения со взрослым.

С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сфе­рах жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой дея­тельности.

Возрастные особенности психического развития детей

от двух до трех лет.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое обще­ние ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, началь­ные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соот­носящие и орудийные.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не толь­ко объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную ак­тивность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружа­ющих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в резуль­тате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предло­жения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, ри­сование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реаль­ности. В середине третьего года жизни появляются действия с пред­метами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «голово­нога» — окружности и отходящих от нее линий.

К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ори­ентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осу­ществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; раз­личать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ре­бенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, им­пульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети лег­ко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей по­являются чувства гордости и стыда, начинают формироваться эле­менты самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формирует­ся образ Я.

Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: нега­тивизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис мо­жет продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть.

Возрастные особенности психического развития детей от трех до четырех лет.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной обществен­ной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разре­шается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятель­ности в дошкольном возрасте.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Публичный доклад Муниципального образовательного учреждения детского сада №32 «Росинка» общеразвивающего вида Щёлковского муниципального района по итогам 2008 – 2009 учебного года

    Доклад
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 «Росинка» общеразвивающего вида Щёлковского муниципального района Московской области ( краткое - МДОУ д/с № 32 «Росинка» общеразвивающего вида) расположен по адресу: 141107, г.
  2. Публичный доклад Муниципального образовательного учреждения детский сад №51 общеразвивающего вида

    Доклад
    Публичный доклад – важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности работы детского сада, это информация не только о результатах, но и о проблемах учреждения.
  3. Общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников №3 «Дружба» с. Ташла содержание

    Образовательная программа
    к образовательной программе муниципального образовательного учреждения детский сад № 3 «Дружба» с приоритетным осуществлением художественно- эстетического развития воспитанников с.
  4. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2

    Доклад
    На сегодняшний день учредителем дошкольного учреждения является отдел образования администрации города Тайги. Детский сад – юридическое лицо. Дошкольное учреждение аккредитовано на третью категорию.
  5. Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Аленка»

    Образовательная программа
    Педагогический коллектив выстроил воспитательно-образовательный процесс ДОУ, руководствуясь основными положениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Федеральными требованиями к Образовательной программе ДОУ (2009 г).

Другие похожие документы..