Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В 1964 году впервые ступила нога человека на болотистую таежную землю, где сейчас красуется великолепный поселок Пойковский. 40 лет прошло всего, но ...полностью>>
'Документ'
На территории первого в Латвии Национального парка «Гауя» в 1975 году в одном из наиболее живописных мест в долине реки Гауя было начато создание Лига...полностью>>
'Документ'
«Наши школьные традиции» 1. Праздник» День Знаний» Урок знаний Общешкольный классный 1 неделя месяца Загилов Д.В., Солнышкина А.О., Кишова С.И., Фени...полностью>>
'Документ'
Программирование: Учеб. пособие по дисциплине "Программирование" для студ. мех.-мат. ф-та всех форм обучения. Ч.2/ В.А.Боровик, Н.В.Тыркусо...полностью>>

Исаков, доктор юридических наук, профессор. М., Гу-вшэ. 2010. 220 с

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 1. Обоснование необходимости государственного и иного вмешательства в хозяйственные процессы

Необходимость государственного или иного вмешательства. Основные способы принятия решений в политическом процессе. Допустимые цели регулирующего воздействия. Изъяны рынка: ограничение конкуренции, асимметрия информации, внешние эффекты, транзакционные издержки, общественные блага. Альтернативные способы достижения цели, поставленной регулирующим актом (с учетом рисков, исполнением новых требований регулирования, нежелательными последствиями, а также сроками реализации для каждой опции).

Административные реформы как предпосылка развития оценки регулирующего воздействия. Политика дерегулирования. Дебюрократизация и сокращение административных барьеров. Роль и место оценивания. Оптимизация и рационализация нормотворческого процесса. Повышение качества регулирующих решений.

Изменение «интереса эпохи»: за истекшие четверть века: от идеи «меньшего регулирования» - к идее «лучшего регулирования».

Основная литература:

  1. Литвак Е.Г., Мигин С.В. и др., Повышение качества решений в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности. Оценка регулирующего воздействия. М.: НИСИПП, 2005. /publications.html?id=povish-e_kach_resh

  2. Мадер Л. Европейский опыт оценки законов – от нормативного идеализма к законодательству, опирающемуся на эмпирические доказательства / Приоритетные национальные проекты и задачи совершенствования российского законодательства // Под редакцией С.В. Кабышева, Г.В. Минха, О.В. Афанасьевой. М., 2007. С. 132-151. /upimg/file_212.pdf

  3. Kirkpatrick, Colin and Parker David (2007), Regulatory Impact Assessment: an Overview, in: Kirpatrik, Colin and Parker, David (eds.). Regulatory Impact Assessment: Towards Better Regulation?. Cheltenham, UK & Northampton, MA, USA: Edward Edgar, p. 1-16.

Дополнительная литература:

    1. Тамбовцев В.Л. Право и экономическая теория. М.: ИНФРА-М, 2005.

    2. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория / Под общей ред. А.А. Аузана. М.: Инфра-М, 2005.

    3. Harrington Winston, Heinzerling Lisa, and Morgenstern Richard D. (2009), Controversies Surrounding Regulatory Impact Assessment, in: Harrington Winston, Heinzerling Lisa, and Morgenstern Richard D. (eds.). Reforming Regulatory Impact Assessment. Washington: Resources for the Future, p. 10-19.

Тема 2. Понятие и структура оценки регулирующего воздействия

Понятие оценки регулирующего воздействия. Методика оценки регулирующего воздействия. Основные задачи и ключевые вопросы. Описание проблемы, цели регулирования, возможные варианты достижения целей, выгоды и издержки каждой из альтернатив, консультации, рекомендуемый вариант, реализация выбранного варианта, мониторинг.

ОРВ и концепция политико-управленческого цикла (policy cycle).

Ex-ante и ex-post оценивание. Фазы оценки регулирующего воздействия. Предварительная, сопровождающая и ретроспективная оценка регулирующего воздействия. Ключевые вопросы реализации оценки регулирующего воздействия в каждой из ее фаз. Internal (внутреннее) и external (внешнее) оценивание.

Оценка эффективности законодательства. Проблема определения критериев эффективного законодательства.

Понятие «легиспруденции». Ключевые аспекты разработки нормативных правовых актов в контексте политики дерегулирования: роль ex-ante оценивания, возможности внутреннего и внешнего оценивания, обеспечение открытости.

ОРВ и правовой мониторинг (мониторинг правоприменения). Повышение качества принимаемых нормативных правовых актов, совершенствование на основе законодательной и правоприменительной деятельности системы выработки, принятия и реализации государственно-политических решений.

ОРВ и анти-коррупционная экспертиза.

Основная литература:

  1. Правовой мониторинг: научно-практическое пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова, Д.Б. Горохова. М.: Юриспруденция, 2009.

  2. Принципы и процедуры оценки целесообразности мер государственного регулирования / Под ред. П.В. Крючковой. Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2005.

  3. Тихомиров Ю.А. Рекомендации по проведению мониторинга действия закона // Законодательство и экономика. 2008. № 6. С. 5-9.

  4. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // Российская газета. 22 июля 2009. /2009/07/22/expertiza-dok.html

  5. Directorate General “Internal Market & Services” (2008), Guide to evaluating legislation. Brussels: European commission, 2008. http://ec.europa.eu/dgs/internal_market/evaluation/evaluation_en.htm#evaluating

Дополнительная литература:

  1. Беляев А.Н., Маршаков В.А. Обзор международного опыта применения оценивания для анализа качества и эффективности регулирующих актов // Политанализ.Ру, 20.03.2005. /articles_520.htm

  2. Горбань В.С. Актуальные проблемы формирования общей концепции эффективности законодательства / Горбань В.С. Понятие, теория и проблемы формирования общей концепции эффективности законодательства. М.: Юриспруденция, 2009. С. 113-158.

  3. Тихомиров Ю.А. Организация и проведение правового мониторинга // Право и экономика. 2006. № 10. С. 11-15.

  4. OECD (2009), Regulatory Impact Analysis: A Tool for Policy Coherence. Paris, 2009. /oecd/pdfs/browseit/4209161E.PDF

Тема 3. Инструменты и методы оценки регулирующего воздействия

Методологические подходы в оценивании: экспериментальный, квази-экспериментальный, количественный, кейс-стади. Оптимизация методологии проведения оценки. Количественные и качественные методы. Смешанные методы: формирование инструментария оценки в соответствии с целями, задачами, особенностями программы и существующими ограничениями.

Основные методы и инструменты оценки регулирующего воздействия: возможности, ограничения, цели и условия применения. Монетизированная (денежная) оценка издержек регулирования. Многофакторный анализ (multi-criteria analysis). Оценка единственного варианта регулирующего решения. Оценка рисков. Специфика применения отдельных инструментов в российских условиях.

Классификация и обзор методов сбора информации, используемых при проведении оценки программ: интервью, анкетирование, наблюдение, изучение документации. Построение репрезентативной выборки. Практические примеры использования различных методов сбора данных и рекомендации по их применению. Экспертные интервью.

Кейсы: разделение систем надзора и контроля в государственном управлении, мониторинг административных барьеров, суммирующий анализ закона N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и др.

Основная литература:

  1. Мельникова О.Т. Фокус-группы: Методы, методология, модерирование: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2007.

  2. Кузьмин А.И. Что такое программа или проект; Оценка замысла программы; Оценка программы на стадии реализации; Мониторинг программы / Оценка программ: методология и практика // Под ред. А.И. Кузьмина, Р. О'Салливан, Н.А. Кошелевой. М., 2009. С. 10-19, 35-80, 88-98.

  3. Вводное руководство по проведению анализа регулирующего воздействия (2002), ОЭСР. /common/img/uploaded/files/7-RIA_Handbook_RUS.doc

  4. Тамбовцев В.Л. Принципы и методы экономического анализа нормативных актов / Экономический анализ нормативных актов // Под ред. В.Л. Тамбовцева. М.: ТЕИС, 2001.

  5. UK Communities and Local Government (2009), Multi-criteria analysis: a manual. munities.gov.uk/documents/corporate/pdf/1132618.pdf

Дополнительная литература:

  1. Применение оценок регулирующего воздействия в контексте модернизации системы государственного регулирования / Информационно-аналитический бюллетень фонда «Бюро экономического анализа». Москва, 2005. /data/543/858/1235/Bulletin_70.pdf

  2. Принципы и процедуры оценки целесообразности мер государственного регулирования / Под ред. П.В. Крючковой. Фонд «Бюро экономического анализа». М.: ТЕИС, 2005.

  3. Тихомиров Ю.А. Эффективность закона и экономика // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. №4. с. 5-16.

  4. Сouncil of the European Union (2004), A comparative analysis of regulatory impact assessment in ten EU countries. Dublin. http://www.betterregulation.ie/eng/Publications/Report_on_RIA_in_the_EUa.pdf

Тема 4. Становление оценки регулирующего воздействия за рубежом

Генезис оценки регулирующего воздействия в странах Запада: США, Великобритания, Австралия, Германия, Швейцария. Роль научного сообщества. Роль государства в развитии оценки регулирующего воздействия. Примеры институционализации оценки регулирующего воздействия.

Основные требования к обеспечению качества регулирующих решений в странах Запада. Современные тенденции развития оценки регулирующего воздействия в контексте реформ государственного управления, общие черты и различия.

Основная литература:

  1. Староньова К. Изучение и классификация методов и инструментария предварительной оценки влияния нормативно-правовой базы в странах Юго-восточной Европы / Перевод с англ. яз. Братислава: ПРООН, 2007. /Home/show/9FDAAE73-F203-1EE9-BF09EFE942A75C7A

  2. Мадер Л. Оценка законов: Европейский опыт – опыт Швейцарии // Материалы международного семинара "Оценка законов и эффективности их принятия", Рязань, 16-17 декабря 2002. /index.jsp?t=pravupr/ocenka_zak/14.html

  3. National Audit Office (2009), Delivering High Quality Impact Assessments. London: House of Commons. .uk/publications/0809/high_quality_impact_assessment.aspx

Дополнительная литература:

  1. American University in Bulgaria (2004), Implementation of regulatory impact assessment. Best practices in Europe. Sofia. http://www.aubg.bg/sofia/elieff/CEP/SPP_RIA/book%20pdf/ENbook.pdf

  2. Widmer, Thomas (2007), Rahmenbedingungen und Praxis der Evaluation im schweizirischen Bundesstaat // Das öffentliche Haushaltswesen in Österreich, Jg. 48, Heft 1-2, S. 69-93.

  3. Kettiger, Daniel (2000): Gesetzescontrolling. Ansätze zur nachhaltigen Pflege von Gesetzen; Bern/Stuttgart/Wien: Haupt.

Тема 5. Внедрение и проведение оценки регулирующего воздействия

Возможности и ограничения реализации оценки регулирующего воздействия. Финансово-экономическое обоснование как разновидность оценки регулирующего воздействия. Дизайн и организационная подготовка оценки регулирующего воздействия.

Возможности использования оценки регулирующего воздействия в деятельности органов исполнительной власти. Нормативные требования к обеспечению качества регулирования. Институционализация оценки – необходимые шаги. Интегрирование процедуры оценки регулирующего воздействия в законотворческий/законодательный процесс. «Экспериментальное» законодательство.

Консультации (с представителями бизнес-ассоциаций, профсоюзов, неправительственных организаций, других групп интересов, экспертного сообщества). Вступление в силу нормы регулирования, санкции, контроль. Исполнение и график реализации. Заключение и рекомендации.

Кейсы: оценка технических регламентов, финансово-экономические обоснования технических стандартов в электроэнергетике, оценка воздействия на конкуренцию и др.

Основная литература:

  1. Архипов В.М., Емельянов А.М. Выбор социальной ставки дисконтирования // Финансы и кредит. 2006. № 17 (221). /data/2010/05/15/1234801085/public_001.pdf

  2. Емельянов А.М. Оценка значения социальной ставки дисконтирования для России и проведение межстрановых сравнений // Финансы и кредит.2007. № 46. /data/2010/05/14/1234801079/Емельянов_АМ_Оценка социальной ставки_3.pdf

  3. Принципы и процедуры оценки целесообразности мер государственного регулирования / Под ред. П.В. Крючковой. Фонд «Бюро экономического анализа». М.: ТЕИС, 2005.

  4. Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. № 336 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". /media/2010/5/20/30702/file/336-pril.doc

Дополнительная литература:

  1. Авдашева С.Б. Оценка регулирующего воздействия «Определение понятия аффилированных лиц в корпоративном законодательстве» / Бюллетень Бюро экономического анализа. 2006. №79. /common/img/uploaded/Bulletin_79.pdf

  2. Тамбовцев В.Л. Теоретические вопросы институционального проектирования // Вопросы экономики. 1997. №3.

  3. Шестоперов О.М., Мигин С.В., Смирнов Н.В. Анализ регулирующего воздействия проекта Постановления Правительства «Об утверждении порядка аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)». М.: НИСИПП, 2005. /work/projects/publications/publications_45.html

  4. Böhret, Carl & Konzendorf, Götz (2001), Handbuch Gesetzesfolgenabschätzung / Nomos Verlagsgesellschaft, Baden-Baden.

Тема 6. Анализ «лучшего опыта» проведения оценки регулирующего воздействия

Роль оценки регулирующего воздействия в принятии политических решении в странах ОЭСР: опыт США, Австралии, Великобритании, Швеции, Германии, Швейцарии. Ключевые моменты, обобщение опыта. Сравнительный анализ Руководств по проведению ОРВ (АРВ).

Особенности процедуры оценка регулирующего воздействия в странах с переходной экономикой: опыт Восточной Европы (Хорватия, Сербия) и стран СНГ (Украина, Узбекистан, Кыргызстан).

Методологические разработки на федеральном и региональном уровне в России. Проект Всемирного Банка в Калмыкии (2005-2006) и в Северной Осетии (2008-2010). Работа Комиссии Госсовета Татарстана по оценке эффективности законов (2006-2008).

Кейсы: конкретные примеры проведения оценки регулирующего воздействия законодательных актов за рубежом (Великобритания, Швейцария, Украина и др.)

Основная литература:

  1. Буев В.В., Крючкова П.В. и др. Разработка процедуры доказательства необходимости государственного или иного вмешательства в экономику и процедуры периодической оценки эффективности регулирующих мер. М.: НИСИПП, 2005. /work/projects/publications/publications_48.html

  2. Цыганков Д.Б. Интеграция оценки в государственное управление Российской Федерации / Оценка программ: методология и практика // Под ред. А.И. Кузьмина, Р. О'Салливан, Н.А. Кошелевой. М., 2009. С. 170-192.

  3. Ex-ante Evaluation in Practice (2009), in: Verschuuren, Jonathan (ed.), The impact of legislation: a critical analysis of ex ante evaluation. Leiden & Boston. p. 137 -251.

Дополнительная литература:

  1. Система оценки воздействия актов законодательства: мировой опыт и предпосылки внедрения в Узбекистане. Ташкент: Международная финансовая корпорация, 2008. /ifcext/uzbeksme.nsf/AttachmentsByTitle/RIA_digest/$FILE/RIA_digest.pdf

  2. Материалы по оценке регулирующего воздействия / Институт развития промышленной и экономической политики. М., 2008. /analytics/orv/

  3. Моделирование муниципального отраслевого рынка ритуальных услуг г. Хабаровска / Развитие сферы услуг как приоритет муниципальной экономической политики // Под общей редакцией Н.П. Поличка. М., МОНФ, 2007. С. 101-142, 180-204. /files/books/nd1444.pdf

  4. Соболь Д.В., Цыганков Д.Б. Преподавание курсов по оценке регулирующего воздействия: международный опыт и российская практика // Политанализ.Ру. 05.03.2008. /articles_690.html

Тема 7. Родственные подходы в «ассессменте воздействия»

Оценка регулирующего воздействия как часть куста «асссессментов воздействия» (impact assessment).

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, англ. - environmental impact assessment). Цели проведения ОВОС: характер, интенсивность и степень опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения. Деятельность Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (International Association for Impact Assessment).

Оценка воздействия на конкуренцию (англ. - competition assessment). Процесс оценки государственных норм регулирования, нормативных и/или законодательных актов, направленный на выявление тех норм, которые без необходимости препятствуют конкуренции. Помощь в пересмотре норм, создающих препятствия конкуренции без особой необходимости. Регулярность анализа воздействия решений, принимаемых государственными органами с точки зрения их влияния на конкуренцию.

Оценка воздействия на бедность (Poverty impact assessment).

Оценка воздействия последствий внедрения техники.

Основная литература:

  1. Бейкер Дж., Оценка воздействия проектов на бедность: практическое руководство / Перевод с англ. яз. Всемирный Банк, 2000. /WBSITE/EXTERNAL/TOPICS/EXTPOVERTY/EXTISPMA/0,,contentMDK:20194235~pagePK:148956~piPK:216618~theSitePK:384329,00.html

  2. Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2005.

  3. Competition Assessment Toolkit OECD (2007), Русская версия. /dataoecd/15/44/39680133.pdf

  4. European Commission Impact Assessment Guidelines (2009), Brussel. http://ec.europa.eu/governance/impact/commission_guidelines/commission_guidelines_en.htm

Дополнительная литература:

  1. Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза. Практика: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2005.

  2. Рекомендации Совета ОЭСР по оценке воздействия на конкуренцию. Париж. 2009. /horizontal/oecdacts.nsf/linkto/C%282009%29130

  3. Lizaso, F. and Reger, G. (2004), Scenario-based roadmapping – a conceptual view / EU-US Scientific Seminar on New Technology Foresight, Forecasting & Assessment Methods, 13-14 May 2004, Seville, Spain.

  4. A User’s Guide to Poverty and Social Impact Analysis (2003), Washington: World Bank. /WBSITE/EXTERNAL/TOPICS/EXTPOVERTY/EXTPSIA/0,,contentMDK:20454976~menuPK:1107972~pagePK:148956~piPK:216618~theSitePK:490130,00.html

Методические рекомендации по использованию

информационных технологий

Рекомендуется работа с материалами информационных сайтов и веб-ресурсов:

1. Сайты государственных и международных органов власти:

  • Администрация Президента России ()

  • Правительство России (/government/)

  • Государственная Дума Федерального Собрания России (/)

  • Центр мониторинга права Совета Федерации России (/kom_home/c_lowmonitoring/index.html

  • Счетная палата России (/)

  • Счетные палаты регионов России (/)

  • Министерство экономического развития России ()

  • Госсовет Татарстана ()

  • Европейская комиссия: сайт по оценке воздействия (http://ec.europa.eu/governance/impact/index_en.htm)

  • Комиссия по Аудиту Великобритании (http://www.audit-commission.gov.uk/Pages/default.aspx)

  • Национальный офис Аудита Великобритании (.uk/)

2. Международные и национальные ассоциации по оцениванию:

  • Международная ассоциация по оценке воздействия (/)

  • Социальная сеть "Оценка воздействия" (/)

  • Международная организация по кооперации в оценивании (/)

  • Ассоциация оценщиков в области международного развития ()

  • Международная сеть СНГ «Оценка программ» (/)

  • Европейское общество по оцениванию (/)

  • Германское общество по оцениванию (http://www.degeval.de)

  • Американское общество по оцениванию (/)

  • Швейцарское общество по оцениванию http://www.seval.ch/de/index.cfm

3. Русская Википедия:

  • /wiki/Категория:Ассессмент_воздействия

4. Избранные мейлинг-листы и группы:

  • Evaltalk: American Evaluation Association, http://www.bama.ua.edu/archives/evaltalk.html

  • XC-EVAL: Cross-cultural and international evaluations, /~russon/icce/

  • Liste Forum Evaluation (нем. яз.): https://lists.uni-koeln.de/mailman/listinfo/forum-evaluation

  • EVALNET, /ove/Default.aspx?Action=WUCHtmlAndDocuments@EvalNet

  • EVALUER, /group/evaluer/

5. Ресурсы по оцениванию (методики, гайды и т.п.), релевантные оценке регулирующего воздействия источники, примеры отчетов о регулирующем воздействии:

  • Бюро экономического анализа, информационные бюллетени, /ru/analytical_materials/bulletins/

  • Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, публикации /publications.html

  • Раздел по оцениванию политик и программ сайта Политанализ.Ру, /art_list_108.html

  • Модернизация государственного управления в Германии, http://www.staat-modern.de/

  • Бюро оценивания регулирующих актов при Кабинете министров Великобритании, http://www.cabinetoffice.gov.uk/regulation/ria/

  • Раздел «Публикации» информационного портала Better Regulation http://www.betterregulation.ie/index.asp?locID=18&docID=-1

  • Раздел «Библиотека» компании «Процесс-консалтинг», /main.php?chapter=26

  • Сайт ОЭСР "Анализ регулирующего воздействия" (/document/49/0,3343,en_2649_34141_35258801_1_1_1_1,00.html)

  • OECD Improving Evaluation Practices: Best Practice Guidelines for Evaluation, /dataoecd/56/17/35060864.pdf

  • World Bank, Impact Evaluation, /poverty/impact/index.htm

  • GOV UK Pensions Bill - Regulatory Impact Assessment http://www.dwp.gov.uk/pensionsreform/pdfs/RIAv6.pdf

  • GOV UK The future of higher education and the Higher Education Act 2004: Regulatory Impact Assessment http://www.dfes.gov.uk/hegateway/uploads/final%20RIA%20-%20Higher%20Education%20Act%202004.pdf

  • GOV UK The Licensing Act 2003 (Transitional conversions fees) http://www.culture.gov.uk/NR/rdonlyres/A4AEF646-7B9A-4F91-98DA-C9186381B35D/0/RIAFORFEESFINALVERSION.pdf

  • GOV Scotland Regulatory Impact Assessment http://www.scotland.gov.uk/Publications/2003/02/16502/18898

  • SECO Regulierungsfolgenabschätzung (RFA) http://www.seco.admin.ch/themen/00374/00459/00465/index.html

  • SECO Handbuch RFA http://www.seco.admin.ch/themen/00374/00459/00465/02044/index.html?lang=de&download=NHzLpZig7t,lnp6I0NTU042l2Z6ln1acy4Zn4Z2qZpnO2Yuq2Z6gpJCDdn9_gmym162dpYbUzd,Gpd6emK2Oz9aGodetmqaN19XI2IdvoaCVZ,s-

  • SECO Die Rolle des SECO bei der Regulierungsfolgenabschätzung (RFA) http://www.seco.admin.ch/themen/00374/00459/00465/02044/index.html?lang=de&download=NHzLpZig7t,lnp6I0NTU042l2Z6ln1acy4Zn4Z2qZpnO2Yuq2Z6gpJCDd3t3fGym162dpYbUzd,Gpd6emK2Oz9aGodetmqaN19XI2IdvoaCVZ,s-

  • SECO Regulierungsfolgenabschätzung: Die Revision des Lebensmittelrechts http://www.seco.admin.ch/themen/00374/00459/00465/00472/index.html?lang=de&download=NHzLpZig7t,lnp6I0NTU042l2Z6ln1acy4Zn4Z2qZpnO2Yuq2Z6gpJCDdoF,fmym162dpYbUzd,Gpd6emK2Oz9aGodetmqaN19XI2IdvoaCVZ,s-

  • EJPD Wirtschaftlichkeitsprüfungen? Möglichkeiten und Grenzen http://www.ofj.admin.ch/etc/medialib/data/staat_buerger/evaluation.Par.0012.File.dat/20060309_workshop_vortragjeanrenaud-f.pdf

  • EJPD Leitfaden für Wirksamkeitsüberprüfungen beim Bund http://www.ofj.admin.ch/etc/medialib/data/staat_buerger/evaluation.Par.0010.File.tmp/Leitfaden_1.pdf

  • EJPD Evaluationen staatlicher Massnahmen erfolgreich begleiten und nutzen: Ein Leitfaden http://www.ofj.admin.ch/etc/medialib/data/staat_buerger/evaluation/materialien.Par.0002.File.tmp/evalmassnahmen-d.pdf

  • EJPD Leitfaden für die Planung von Projekt- und Programmevaluation http://www.bag.admin.ch/evaluation/02357/02362/index.html?lang=de

  • Schweizerische Bundeskanzlei Wirtschaftlichkeitsprüfungen – Möglichkeiten und Grenzen http://www.bk.admin.ch/themen/lang/00938/02124/02597/index.html?lang=de&download=M3wBUQCu_8ulmKDu36WenojQ1NTTjaXZnqWfVpzLhmfhnapmmc7Zi6rZnqCkkIR9e3h7bKbXrZ2lhtTN34al3p6YrY7P1oaH262apo3X1cjYH3,hoJVn6w--

  • Schweizerische Bundeskanzlei Wirtschaftlichkeitsprüfungen als Herausforderung für die Evaluation http://www.bk.admin.ch/themen/lang/00938/02124/02597/index.html?lang=de&download=M3wBUQCu_8ulmKDu36WenojQ1NTTjaXZnqWfVpzLhmfhnapmmc7Zi6rZnqCkkIR9e3h9bKbXrZ2lhtTN34al3p6YrY7P1oaH262apo3X1cjYH3,hoJVn6w--

  • Schweizerische Bundeskanzlei Kosten-Nutzen-Analysen http://www.bk.admin.ch/themen/lang/00938/02124/02597/index.html?lang=de&download=M3wBUQCu_8ulmKDu36WenojQ1NTTjaXZnqWfVpzLhmfhnapmmc7Zi6rZnqCkkIR9e3qDbKbXrZ2lhtTN34al3p6YrY7P1oaH262apo3X1cjYH3,hoJVn6w--

  • EFK Tierverkehrskontrolle. Evaluation des Nutzens und der Umsetzung der gesetzlichen Vorgaben, 4/2004 http://www.efk.admin.ch/pdf/BE_Bericht_BLW_BVET_Lektoriert_01_07_04.pdf

  • EFK Evaluation der Informationspolitik und der Gesuchsprüfung, 7/2006 http://www.efk.admin.ch/pdf/5151BE_Gesamtbericht_26_06_06.pdf

Примерная тематика рефератов

  1. Подходы к построению процедуры оценки регулирующего воздействия законодательных решений в странах Европы

  2. Особенности внедрение процедуры оценки регулирующего воздействия в государственных органах власти

  3. Роль общественных консультаций при проведении оценки регулирующего воздействия

  4. Интеграция оценочных процедур в административную реформу

  5. Специфика оценочного исследования в переходной экономике

  6. Предварительная оценка регулирующего воздействия – практический опыт (на примере Федерального закона «О структуре помощи престарелым» - Германия)

  7. Методология проведения оценки регулирующего воздействия по заказу органов власти

  8. Структура и применение оценки регулирующего воздействия в органах государственной власти – на примере Австралии

  9. Особенности процедуры внутренней оценки регулирующего воздействия – опыт Швейцарии

  10. Политический цикл и оценка регулирующего воздействия в Великобритании

  11. Институционализации оценки регулирующего воздействия – опыт США

  12. Оценка регулирующего воздействия на правительственном уровне – практический опыт Швеции

  13. Инструменты оценки регулирующего воздействия: практика использования и проблемы применения

  14. Оценка регулирующего воздействия и модернизация системы государственного регулирования

  15. Оценка регулирующего воздействия российских законов из т.н. «пакета по дерегулированию»

  16. Возможности и проблемы распространения практики «экспериментального законодательства»

  17. Математико-статистические методы при проведении оценки регулирующего воздействия

  18. Анализ «затраты – результат»: возможности и ограничения

  19. Возможности монетизации эффектов при проведении оценки регулирующего воздействия – опыт Нидерландов

  20. Итоги проведения оценки регулирующего воздействия для отдельных нормативных правовых актов.

  21. Оценка регулирующего воздействия и дебюрократизация экономики

  22. Оценка регулирующего воздействия как инструмент повышения качества решений

  23. Анализ и оценка рисков при проведении оценочных исследований – российский и международный опыт

  24. Правовой мониторинг и ретроспективная ОРВ – сходства и различия

  25. Использование опыта внедрения ОВОС в России для внедрения ОРВ

Примерный перечень вопросов

для подготовки к зачету

  1. Опишите различия между внутренней и внешней оценкой регулирующего воздействия. В чем состоят достоинства и недостатки каждого из подходов?

  2. С чем, по Вашему мнению, связанно существенно более широкое использование подхода ex-post при проведении оценочных исследований? В чем заключаются основные трудности проведения ex-ante оценивания?

  3. В чем состоят принципиальные отличия между предварительной и сопровождающей оценкой, каждая из которых, в некоторой степени, представляет собой ex-ante подход?

  4. Назовите основные способы принятия решений в политическом процессе. Каковы их преимущества и недостатки?

  5. Как бы Вы определили место оценивания в процессе разработки содержания нормативных правовых актов?

  6. Дерегулирование, сокращение административных барьеров, оптимизация регулирования – какова, на Ваш взгляд, роль оценки регулирующего воздействия в указанных процессах?

  7. Какова, на Ваш взгляд, оптимальная структура процесса оценки регулирующего воздействия?

  8. Что, по Вашему мнению, включает в себя термин «легиспруденция»?

  9. Охарактеризуйте роль общественных обсуждений и консультаций при проведении оценки регулирующего воздействия?

  10. Опишите оптимальную, на Ваш взгляд, последовательность мероприятий по внедрению процедуры оценки регулирующего воздействия в государственных органах власти.

  11. Опишите основные инструменты, применяемые при проведении оценки регулирующего воздействия, их достоинства, недостатки, ограничения в использовании.

  12. В чем состоит процедура доказательства необходимости государственного или иного вмешательства в экономику?

  13. Какие преимущества предоставляет институционализация оценки регулирующего воздействия?

  14. Опишите возможности применения количественных и качественных методов при проведении оценки регулирующего воздействия? Каковы их преимущества, недостатки? С какими ограничениями связано применение качественных и количественных методов оценивания?

  15. В чем состоит суть экспериментального законодательства? Каковы его основные задачи? Приведите известные Вам примеры.

  16. Опишите роль анализа и оценки рисков при проведении оценки регулирующего воздействия.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР

Необходимой и обязательной составной частью подготовки магистра выступает научно-исследовательский семинар (НИС). В каждой магистерской программе он обладает весьма существенной спецификой. Особенности НИС «Актуальные проблемы публичного права» состоят в том, что этот семинар ведется силами четырех кафедр: теории права и сравнительного правоведения, конституционного и муниципального права, административного права и международного права. В Программе научно-исследовательского семинара и Тематическом плане указывается, какая из кафедр ведет ту или иную тему. Таким образом, магистранты имеют возможность получить, во-первых, гораздо более широкую свободу выбора проблемы для исследования и подготовки магистерской диссертации (до этого – курсовой работы), во-вторых, более объемный взгляд на состояние и проблемы публичного права, в том числе и в международно-правовом контексте.

Еще одной особенностью НИС «Актуальные проблемы публичного права» является сочетание традиционных методов подачи учебного материала с формой мозгового штурма тех или иных проблем – как теоретических (фундаментальных), так и прикладных. В рамках НИС студенты смогут восполнить неизбежный содержательный пробел, вызванный тем, что магистранты, не имеющие базового юридического образования, соответственно, не имели возможности для широкого обсуждения публично-правовых проблем.

НИС служит также формой оказания интеллектуальной помощи как в выборе темы магистерской диссертации (а также курсовой работы на 1 курсе), так и апробации основных положений магистерской диссертации.

Работа в НИС программы «Публичное право» не исключает участие магистранта в научно-исследовательских семинарах других магистерских программ.

Контроль за работой магистранта, включая его работу на научно-исследовательском семинаре, осуществляет его научный руководитель. Результаты работы магистранта на семинаре будут отражаться, в числе других показателей, в итоговой аттестации магистранта.

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

Магистерская диссертация – выпускная квалификационная работа слушателя магистратуры - представляет собой теоретическое или научно-практическое исследование по одной из актуальных тем в области юриспруденции, в которой выпускник магистратуры демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно работать по избранной специальности и успешно решать профессиональные задачи.

Магистерская диссертация должна продемонстрировать уровень освоения слушателем магистратуры методов научного анализа сложных социальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практические выводы, вносить обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в изучаемой области и правоприменительной практики.

Магистерская диссертация должна:

носить творческий характер;

содержать логичное и четкое изложения материала;

опираться на достоверный фактический материал;

отражать умение слушателя магистратуры пользоваться современными приемами и технологиями поиска, отбора, обработки и систематизации информации;

содержать, если это необходимо по характеру темы, актуальные статистические данные;

демонстрировать способность анализировать нормативно-правовые акты и материалы правоприменительной практики;

отвечать необходимым требованиям по оформлению.

Магистерская диссертационная работа оформляется в виде текста с приложением, если это необходимо, графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов, иллюстрирующих содержание работы.

Оптимальный объем магистерской диссертации - 4-5 п.л. (100-130 страниц машинописного текста или 160-200 тыс. знаков).

Слушатель магистратуры самостоятельно выбирает тему магистерской диссертации из числа тем, рекомендуемых кафедрой или предлагаемых преподавателем – будущим научным руководителем. Темы магистерских диссертационных работ слушателей магистратуры утверждаются кафедрой.

Выпускная квалификационная работа слушателя магистратуры вместе с отзывом научного руководителя в установленный срок представляется на кафедру, рецензируется независимым рецензентом и подлежит защите.

В Государственном университете-Высшей школе экономики утверждены «Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ», которыми следует неукоснительно руководствоваться при написании и защите магистерской диссертации (размещены на рабочем портале кафедры в рубрике «Магистерская диссертация»).

Кафедра позитивно относится к намерению выпускников магистратуры доработать магистерскую диссертацию до уровня кандидатской и будет поддерживать подобные начинания, предоставляя возможности магистрантам для соискательства, обсуждения и защиты кандидатской диссертации.

Темы магистерских диссертационных работ,

предлагаемые Кафедрой теории права

и сравнительного правоведения

  1. Исторические условия становления российского парламентаризма.

  2. Парламентский прецедент как источник права.

  3. Конституционный статус палат Федерального Собрания Российской Федерации.

  4. Принципы и практика формирования Совета Федерации Федерального Собрания.

  5. Начала работы палаты парламента: Конституция, регламент, процедура.

  6. Принципы и практика формирования Государственной Думы Федерального Собрания.

  7. Статус парламентария Федерального Собрания Российской Федерации.

  8. Правовое регулирование депутатской неприкосновенности.

  9. Партийно-политическая структура палат Федерального Собрания.

  10. Парламентский комитет, его место и роль в парламентской деятельности.

  11. Порядок принятия решений Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации .

  12. Порядок принятия решений Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

  13. Проблемы законодательного процесса в Российской Федерации.

  14. Правовая экспертиза в законодательном процессе.

  15. Лингвистическая экспертиза в законодательном процессе.

  16. Экологическая экспертиза в законодательном процессе.

  17. Криминологическая экспертиза в законодательном процессе.

  18. Финансово-экономическая экспертиза законопроектов.

  19. Особенности юридической техники нормативных правовых актов.

  20. Проблемы систематизации российского законодательства.

  21. Использование современных информационных технологий в законодательной деятельности.

  22. Взаимодействие палат Федерального Собрания и Президента Российской Федерации.

  23. Взаимодействие палат Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации.

  24. Взаимодействие палат Федерального Собрания и федеральных судов.

  25. Формы и методы контрольной деятельности Федерального Собрания.

  26. Формы и методы межпарламентского сотрудничества.

  27. Понятие и методы измерения эффективности закона.

  28. Проблемы повышения эффективности российского законодательства.

  29. Проблемы развития парламентской культуры в российском обществе.

  30. Информационная политика российского парламента.

  31. Электронная форма систематизации законодательства.

  32. Проблемы электронного опубликования нормативных правовых актов.

  33. Проблемы электронного опубликования индивидуальных правовых актов.

  34. Проблемы электронного опубликования судебной (арбитражной) практики.

  35. Базы данных юридических знаний и их использование в законотворчестве и правоприменительной практике.

  36. Юридическое значение электронной цифровой подписи и практика ее использования.

  37. Электронные доказательства в правоприменительной практике.

  38. Правовая информация в сети общего доступа Интернет.

  39. Процедура внесения законопроекта в законодательный орган.

  40. Процедура подготовка законопроекта к рассмотрению.

  41. Ненормативные решения палат Федерального Собрания РФ.

  42. Процедурные решения палат Федерального Собрания РФ.

  43. Юридическое значение и правовое регулирование кворума.

  44. Планирование законодательного процесса.

  45. Правовые классификаторы.

  46. Правовой тезаурус.

  47. Язык законодательства.

  48. Понятийная система нормативного правового акта.

  49. Понятие и значение юридического документа.

  50. Юридическое дело как информационный правовой комплекс.

  51. Проблемы учета и регистрации нормативных правовых актов.

  52. Правовые проблемы вступления в силу нормативных правовых актов.

  53. Правовые проблемы утраты силы нормативными правовыми актами.

  54. Переходные положения нормативных правовых актов.

  55. Взаимодействие нормативных и индивидуальных правовых актов.

  56. Компетенция законодательных (представительных) органов государственной власти в федеративном государстве.

  57. Рассмотрение бюджетных законопроектов парламентом: сравнительное исследование.

  58. Рассмотрение налоговых законопроектов парламентом: сравнительное исследование.

  59. Ратификация международных договоров парламентом: сравнительное исследование.

  60. Институт роспуска Государственной Думы.

  61. Будущее российского парламентаризма.

  62. Государство и общественное самоуправление.

  63. Государство и гражданское общество.

  64. Право и саморегуляция.

  65. Саморегуляция в сфере экономики.

  66. Саморегулируемые организации в сфере бизнеса.

  67. Проблемы модернизации экономики и государства.

  68. Государственное регулирование как фактор экономического роста.

  69. Право как фактор модернизации российского общества.

  70. Экономическая и социальная кооперация бизнеса и власти.

  71. Правовая и социальная ответственность бизнеса.

  72. Проблема борьбы с коррупцией в государственном аппарате.

  73. Бюрократизм в государственном аппарате: причины и методы борьбы.

  74. Правовая форма антикризисного законодательства.

  75. Правовая форма законодательства о борьбе с коррупцией.

  76. Правовая форма законодательства об административной реформе.

  77. Оценка эффективности правовых норм.

  78. Оценка эффективности государственных институтов.

  79. Теория и практика мониторинга законодательства.

  80. Защита и сбережение человека – главная задача социального государства.

  81. Сравнительное правоведение: современное состояние и перспективы.

  82. Юридическая антропология как наука о происхождении и раннем развитии права.

  83. Проблема происхождения государства в современной политической антропологии.

Темы магистерских диссертационных работ, предлагаемые

доктором юридических наук А.А.Сафоновым

  1. Великая французская буржуазная революция конца XVIII в. в контексте модернизации государства и права.

  2. Становление и развитие конституционной монархии в Англии в конце XVII – XIX вв.

  3. Модернизация японского государства и права в последней трети XIX – первой половине XX в.

  4. Модернизация китайского государства и права в XX в.

  5. Конституционно-правовое развитие Индии в XX в.

  6. Этатистские тенденции и демократизация в США во второй половине XX в.

  7. Смертная казнь в ходе развития цивилизаций.

  8. История представительства в государствах Западной Европы.

  9. Прецедент в английском праве: история и современность.

  10. Суд присяжных в Европе: становление, развитие, трансформация.

  11. Возникновение и развитие колониального права.

  12. Государственное развитие бывших доминионов и колоний в XXв.

  13. Фашистский политический режим: сущность, признаки, формы правления.

  14. Модели государственного территориального устройства в Европе в ХХ – начале XXI в.

  15. Тенденции и проблемы правового развития во второй половине XX – начале XXI в.

Темы магистерских диссертационных работ, предлагаемые

доктором юридических наук, доктором исторических наук,

профессором А.С.Тумановой

  1. Государственная (юридическая) школа в России. Ее выдающиеся представители, идеи, значение.

  2. Закон в системе источников права Российской империи

  3. Становление и развитие юридического образования в императорской России

  4. Формирование государственного права как отраслевой юридической дисциплины и учебного курса в XIX – начале XX вв.

  5. Университетские уставы России XIX и начала XXI вв. – становление и сохранение традиции нормативно-правового регулирования академической жизни: сравнительно-правовое исследование

  6. Юридические общества России второй половины XIX – начала XX вв. и их влияние на правосознание университетской корпорации

  7. Институт губернаторской власти в механизме государственного управления России: история и современность

  8. Концепция конституционного государства в российской правовой мысли начала XX в.

  9. Судебная реформа 1864 года и ее роль в развитии правовой культуры российского общества

  10. Становление и развитие института смертной казни в России

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 6

ПРОГРАММЫ И ПЛАНЫ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН 12

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ 12

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ 63

НОРМОГРАФИЯ: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НОРМОТВОРЧЕСТВА 90

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ 119

ПРАВОВАЯ АНАЛИТИКА 139

ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ 164

ДИСКУССИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ РОССИИ 173

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СЕМИНАР 214

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ 215

Академический календарь на 2010-2011 учебный год:

1 модуль — с 1 сентября по 30 октября 2010 года (последняя неделя – зачетно-экаменационная)

2 модуль — с 1 ноября по 31 декабря 2010 года (последняя неделя – зачетно-экзаменационная)

Зимние каникулы — с 1 января 2009 года по 16 января 2011 года

3 модуль — с 17 января по 2 апреля 2011 года (последняя неделя – зачетно-экзаменационная)

Весенние каникулы —  с 1 мая по 9 мая 2011 года

4 модуль — с 4 апреля по 30 июня 2011 года (две последних недели – зачетно-экзаменационные)

Летние каникулы  — с 1 июля по 31 августа 2011 года

Расписание звонков:

1 пара: 9.00 — 10.20

5 пара: 15.10 — 16.30

2 пара: 10.30 — 11.50

6 пара: 16.40 — 18.00

3 пара: 12.10 — 13.30

7 пара: 18.10 – 19.30

4 пара: 13.40 — 15.00

8 пара: 19.40 – 21.00

Адрес Факультета Права:

119017, г. Москва, ул. Малая Ордынка, 17 (ближайшие метро: Третьяковская, Полянка, Новокузнецкая)

Основные телефоны: 

959-45-43 – Деканат Факультета Права

959-45-30 – Учебная часть

951-80-35 – Меркулова Людмила Владимировна (к.219)

959-45-53 – Кафедра теории права и сравнительного правоведения

Электронные контакты Факультета Права:

Internet: /

e-mail: lawfacult@

Электронные контакты Кафедры теории права и сравнительного правоведения:

Internet: /lawtheory/

e-mail: kafedratgp@

1 С участием В.В.Пислякова, заместителя директора библиотеки ГУ-ВШЭ.

2 Ключевский В.О. Афоризмы и мысли об истории // Сочинения в десяти томах. Т. 9. М., 1990. С. 384.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор. М., Гу-вшэ. 2010. 325 с. Аннотация учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    УМК-МПИ: Учебно-методический комплекс для слушателей магистерской программы «Правовая информатика» на 2010-2011 и 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Исаков Владимир Борисович, доктор юридических наук, профессор.
  2. Исаков Владимир Борисович, 2010. Рекомендации по учебной и научной работе азы науки: урок

    Урок
    УМК1: Учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права Автор-составитель проф.
  3. Исаков Владимир Борисович, 2009. Рекомендации по учебной и научной работе азы науки: урок

    Урок
    УМК - 1. Учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права Автор-составитель проф.
  4.  естественные науки (1)

    Учебное пособие
    Г 421 Гершель, Джон. Философия естествознания: Об общем характере, пользе и принципах исследования природы : пер. с англ. / Гершель, Джон. - Изд. 2-е.
  5. Владимир Борисович Исаков, 2010 пояснительная записка

    Пояснительная записка
    В рамках данного курса предполагается проанализировать основные вехи истории и методологии юридической науки на фоне развития науки в целом. Особое внимание предполагается уделить смене научной и методологической парадигм правоведения

Другие похожие документы..