Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Сценарий'
“Начало девятнадцатого века… Время, когда передовая часть русского общества верила в возможность перемен в жизни страны с помощью реформ. Для этого н...полностью>>
'Поэма'
стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем....полностью>>
'Курсовая'
Восточные единоборства вошли в сердца молодых людей во всем мире. Этим искусством сегодня увлекаются миллионы людей. Молодежь обращается к восточным ...полностью>>
'Документ'
Просим вас рассмотреть возможность поставки керамического кирпича и блоков из ячеистого бетона, согласно приведенного ниже ассортимента и условий пос...полностью>>

Учебное пособие Gaudeamus igitur (2)

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 5. Охрана национального культурного наследия

1. О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия

2. Русская усадьба — важнейшая часть культурного наследия

3. Возрождение религиозно-культовой культуры

4. Программа Российского фонда культуры, «Малые города России»

5. Судьба национальных художественных промыслов и ремесел

1. О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия

Общественное состояние современной России можно охарактери­зовать как переходное. На наших глазах формируется граждан­ское общество, для которого характерен плюрализм в духовной жизни, создание политической и правовой систем, отвечающих ми­ровым демократическим стандартам. Это общество требует более высокого уровня образования, экономической и политической культуры людей, способности самостоятельно ориентироваться в различных идейных и духовных традициях и течениях. А для это­го необходима не только высокая степень массового освоения культуры, но и способность сограждан широко использовать достиже­ния человечества в сфере культуры.

Процесс освоения художественного наследия имеет свои особенности. Современная тенденция переосмысления роли и зна­чения культурного наследия состоит в стремлении не только со­хранить его в первозданном виде, но и активно включить в канву современной жизни. То есть сам процесс истории художествен­ной культуры выступает здесь не только как процесс сохране­ния прошлого и накопления культурных ценностей, но и как про­цесс открытия нового в старом.

Другими словами, культурное наследие несет в самом себе и функцию подлинно современного явления культуры. Лучшие произведения отечественного искусства не только продолжают участвовать в жизни человечества, но в них художественная куль­тура не знает старения.

К этому следует добавить и две особенности российского менталитета, аналога которым практически нет в истории запад­но-европейской художественной культуры.

Первая особенность заключается в том, что отечественное историко-культурное сознание подверглось в XX веке колоссаль-

292

ной деформации, захватившей не только материальную и духов­ную культуру, но и изменило отношения между поколениями, структуру быта, элементарные нормы морали.

Вторая особенность заключается в том, что происходит ак­тивное вторжение историко-культурных реалий прошлых веков в современную духовную ситуацию. Старинный быт, художествен­ные вкус, политические институты старой России становятся мо­делью социальной активности в современной.

Поэтому столь важно понимать преемственность художе­ственных ценностей не как механическое использование куль­турного наследия прошлых поколений. Хранить наследство еще не значит ограничиваться этим наследством. Необходимо изучать это наследство и активно включать его в современную социокуль­турную ситуацию. Как справедливо писал Ю. М. Лотман в одной из своих книг: «Культура есть память. Поэтому она всегда связа­на с историей, всегда подразумевает непрерывность нравствен­ной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и че­ловечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, со­временной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчи­тывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру — куль­туру человечества» (Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). -С.-П6.1994.С.8).

Охрана национального культурного наследия России осуще­ствляется в рамках программ международного сотрудничества в области охраны памятников культуры.

В 1972 году по инициативе Комитета всемирного культур­ного и природного наследия при ЮНЕСКО была принята Конвен­ция по охране культурного и природного наследия человечества (1972 г.) и Рекомендация по сохранению исторических ансамб­лей (1976г.). Результатом принятия Конвенции стало создание си­стемы международного культурного сотрудничества, которую возглавил вышеназванный комитет. В его обязанности входит со­ставление Списка выдающихся памятников мировой культуры и оказание государствам-участникам помощи в обеспечении со­хранности соответствующих объектов.

За годы существования комитета в Список всемирного на­следия были внесены некоторые памятники отечественной культуры: Московский и Новгородский кремли; Троице-Сергиева лав­ра; «Золотые ворота», Успенский и Дмитровский соборы во Влади­мире; церковь Покрова на Нерли и Лестничная башня палат Андрея Боголюбского в поселке Боголюбово; Спасо-Евфимиев и Покров­ский монастыри, Рождественский собор, архиерейские палаты в Суздале; церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша; а также историко-архитектурный ансамбль на о. Кижи и центр Санкт-Петербурга.

293

Внесение памятника культуры в Список всемирного насле­дия означает, что он становится объектом особой защиты и в слу­чае необходимости могут быть организованы международные ак­ции по его сохранению, оказана первоочередная помощь в его изу­чении, предоставлены эксперты, сложное оборудование и т. д.

Рекомендация по сохранению исторических ансамблей до­полняет и расширяет Конвенцию и ряд других международных ак­тов. Суть документа сводится к обеспечению комплексности в деле охраны культурного наследия, особенно архитектурного.

В тесном сотрудничестве с ЮНЕСКО работает Международ­ный совет по вопросам сохранения исторических мест и историче­ских памятников — ИКОМОС. Эта организация, основанная в 1965 году и объединяющая специалистов из 88 стран, строит свою дея­тельность на охране культурно-исторических ценностей, их рестав­рации и консервации. Также ИКОМОС занимается подготовкой спе­циалистов и вопросами законодательства. Огромное значение в деле сохранения культурного наследия получила Венецианская Хартия (Венеция, май 1964 г.). Согласно Хартии историческими памятника­ми считаются отдельные архитектурные сооружения, комплексы городской и сельской постройки, которые сложились исторически и связаны с культурными процессами или историческими событиями.

По инициативе ИКОМОС принят ряд документов по совер­шенствованию охранного дела в мире. Среди них — Флорентий­ская международная Хартия по охране исторических садов (1981 г.), Международная Хартия по охране исторических мест (1987 г.), Международная Хартия по охране и использованию ар­хеологического наследия (1990 г.).

Среди негосударственных организаций, занимающихся во­просами всемирного историко-культурного наследия, особо выде­ляется Международный центр исследований в области консерва­ции и реставрации культурных ценностей, получивший название Римского центра — ИККРОМ. Членами ИККРОМ являются пред­ставители 80 стран, в том числе и Россия. Центр изучает и распро­страняет документацию, координирует научные исследования, оказывает помощь и дает рекомендации по вопросам охраны и рес­таврации памятников, организации подготовки специалистов.

В нашей стране функции охраны историко-культурного на­следия выполняют: Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), осуществляющее программы «Русская усадьба», «Российский некрополь, «Храмы и монастыри», «Русское зарубежье»; Российский фонд культуры, финансирующий ряд программ, в том числе и программу «Малые города России». По­становлением правительства России от 13 апреля 1992 года в Москве создан Российский научно-исследовательский институт культур­ного и природного наследия. Основная деятельность института со­стоит в выявлении, изучении, сохранении, использовании и популя­ризации национального и природного наследия.

294

Другим постановлением правительства страны от 29 дека­бря 1992 года за № 1027 образована Комиссия по реституции культурных ценностей. Комиссия создана для урегулирования взаимных претензий России и иностранных государств по воз­вращению культурных ценностей, предусмотренному междуна­родными соглашениями, участниками которых является Россий­ская Федерация.

Рассмотрим же основные направления деятельности Рос­сийского фонда культуры и Всероссийского общества охраны па­мятников культуры и истории, которые направлены на сохранение национального культурного наследия.

2. Русская усадьба — важнейшая часть культурного наследия

Русская усадьба — важнейший элемент культуры России прошлых столетий. Обладающая способностью расшифровывать предмет­ную семиотику прошлого, русская усадьба может оказаться чрез­вычайно важным элементом современной культуры. Усадьба-му­зей предоставляет русскому обществу возможность распознавать действительное прошлое, а не представлять нашу культуру в ил­люзорном плане.

Дворянская усадьба конца XVIII — начала XIX века — это украшение блестящего периода отечественной культуры, полу­чившего название «Русское Просвещение». Существование этих «родовых гнезд» заложило универсальную гуманистическую тра­дицию, включавшую определенные гражданские основы, самобыт­ные этические и эстетические представления о духовности. Дво­рянские усадьбы были не только «гнездами», где вызревали отече­ственные таланты, они были «опорой», «корневой системой» всей нашей культуры вообще.

Архангельское, Шахматово, Останкино, Марфино и многие другие родовые усадьбы возвращаются в нашу культуру как жи­вая память о тех поколениях сотен дворянских семей, которые ста­ли украшением отечественной истории и культуры, а лучшие их представители — образцами благородства, чести и достоинства дворянского сословия. Столичное университетское образование, постоянное общение с лучшими умами Европы не дали бы того поразительного эффекта, если бы не атмосфера особой духовности этих «дворянских гнезд», в которых нерасторжимо слились музы­ка, живопись и поэзия с народным искусством, самобытная архи­тектура поместий — с их старинными библиотеками и домашними театрами. Сам усадебный дом — это продолжение окружающей его природы. Он неотделим от вековых парков, от каскадных прудов с карасями, от хозяйственных флигелей, от конюшен и псарен. Ук­лад усадебной жизни был тесно связан с природой, земледелием, охотой, родовыми обычаями и жизнью крестьян.

295

В последние годы русская родовая усадьба стала предметом пристального внимания, возрождения и исследования. Речь идет, не только о повсеместном восстановлении «дворянских гнезд», а именно об изучении этого пласта русской культуры.

В Москве возрождается «Общество изучения русской усадь­бы» (ОИРУ). Действительно, подобная организация существовала с 1923 по 1928 годы и пыталась создать новую науку «усадьбоведение» и выработать ее методологию. Своей задачей общество ставило изучение усадеб, рассматривая их как явление, как единый целост­ный организм, который сохраняет преемственность дворянской культурной традиции. Члены общества обследовали, обмеряли, фо­тографировали подмосковные усадьбы, собирали документы, свя­занные с их историей, вели усадебную картотеку, которая включа­ла сведения о названии, местонахождении усадьбы, архитектуре, истории, последнем владельце, сохранности усадьбы и ее использо­вании в настоящее время, наличии парка и садовой архитектуры, внутреннем убранстве, библиотеке, театре и т. д. Общество имело свой печатный орган — журнал «Русская усадьба», где были пред­ставлены доклады его членов, давались сведения об охране и реста­врации памятников, описания отдельных усадеб.

Журналы с аналогичной тематикой «Старые годы» (1907—1916 гг.), «Столица и усадьба» (1913—1917 гг.) выходили и в Санкт-Петербурге. Со страниц этих журналов в начале XX века зву­чал страстный призыв к сохранению памятников русской старины. Этот призыв, прозвучавший в начале века, в конце его звучит еще бо­лее актуально. Конечно, былого не вернуть. «Жизнь реставрировать нельзя. Пусть будет новая. Лишь бы в старых окнах горела, как когда-то, последняя заря. Остальное — домыслим и вспомним» (Разгонов С. Последня заря // Памятники Отечества. — М., 1992. № 25. С. 3).

3. Возрождение религиозно-культовой культуры

В духовной жизни российского общества происходит существен­ное переосмысление ценностных установок и идеалов, осуществ­ляется мировоззренческая переориентация личностного и общест­венного сознания. Все большее значение в общественной жизни на­чинает занимать религия и церковь. По-видимому, пришло время отказаться от односторонней, негативной их оценки и роли в исто­рии культуры и осуществить объективный подход при исследова­нии этого феномена.

По нашему мнению, религия является необходимым состав­ным элементом духовной культуры общества. Ее главная функция состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и воз­высить человека до чего-то абсолютного и неизменного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в

296

трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в том, что придается значение нормам и ценностям абсолютного, неиз­менного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-времен­ных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д.

Но религия — это общественно-историческое образование. Нет религии вообще, а есть конкретные учения, религиозные на­правления, организации. Одной из таких организаций является Русская православная церковь. На протяжении многих веков она способствовала укреплению государственности, вела активную ра­боту в области просвещения и образования, являлась тем центром, где закладывались духовно-нравственные основы российского об­щества. Поэтому, на наш взгляд, в рамках широкой программы ос­воения культурного наследия своего народа важное место должно быть отведено изучению того духовно-нравственного богатства, ко­торое накопила Русская православная церковь и такая ее важней­шая составляющая, как монастыри.

Русские монастыри всегда были духовными центрами просвещения и воспитания. Возвращение их церкви и включе­ние в активную культурную жизнь страны позволило предотвра­тить процесс их активного разрушения, которому они почти все подвергались. Восстанавливается едва ли не навсегда прерван­ная живая духовная связь веков и поколений. Многие монастыри возрождаются из руин. Из более чем 1200 монастырей сегодня действуют около 200.

А появились они на Руси в период принятия христианст­ва. Начало монашеской жизни положили преподобные Анто­ний и Феодосии — монахи Киево-Печерской Лавры. Основан­ный ими монастырь стал центром духовной жизни Древней Ру­си. Первые русские летописцы Нестор и Алипий — также воспитанники Киево-Печерской Лавры.

С XIV века центром православного подвижничества стано­вится Свято-Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде, осно­ванная великим нашим соотечественником преподобным Сергием Радонежским. То, что сделал для отечества преподобный Сергий, «...по своему значению так далеко выходило за пределы своего ве­ка, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практически заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими покой­никами, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена ..., чтобы самим не за­быть правила, ими завещанного» (Ключевский В. О. Значение пре­подобного Сергия для русского народа и государства // Памят­ники Отечества. — М., 1993. № 26. С. 8—9).

297

Суть монашеской жизни заключалась, прежде всего, в от­речении от мира и низменных его страстей. Монастырь творит мир неземной, где ведется строительство души человека, как Хра­ма Божия, где спасается она от греха, который разрушает ее и ведет к окончательной гибели. Келья и молитва открывают иноку но­вы, божественный мир жизни, который делает его счастливым. Монашество нельзя понимать односторонне. За внешней отрешен­ностью от жизненных сует просматривается не только горение души перед Богом, но и необыкновенное милосердие к ближнему, что и делает монаха достойным гражданином общества.

Жизнь монастыря никогда не замыкается в его стенах. Она оказывала огромное влияние через паломников на окружающий монастырь внешний мир. Поэтому столь огромно значение право­славных монастырей как носителей национальной культуры на Руси. Они совмещали в себе и университеты, и библиотеки, и музеи, и художественные академии. При монастырях существовали шко­лы и типографии, что делало их и центрами национального образо­вания. Без преувеличения можно сказать, что православные оби­тели веками руководили духовной жизнью нашего народа, состав­ляя важнейшую часть великой российской культуры. Мощи святых и чудотворные образы, хранящиеся в монастырях, сегодня привле­кают к себе многочисленные потоки богомольцев. В свою очередь возвращение в нашу жизнь хранимых монастырями святынь спо­собствует возрождению всего народа.

На сегодняшний день число вновь открытых храмов превы­шает все ожидания людей. Практически в каждой епархии Русской православной церкви появились монашеские обители, скиты и мно­гочисленные приходские храмы, где возрождается духовная жизнь нации. Людей сегодня не столько печалит физическое состояние церковных памятников, сколько радует полная духовная свобода религиозной жизни. Восстанавливая разрушенные храмы и монас­тыри, люди находят в этом священном деле огромную духовную пользу, обучая себя добродетельной жизни, спасительной для са­мих себя и ценной для окружающих.

Говоря о церковном возрождении, необходимо заботиться и о том, чтобы наша церковь являла миру и ту красоту, которой она об­ладала в полной мере всегда. Не только образ жизни христианина, но и образ церковный, включавший архитектуру храма, иконы и фрески, церковное пение должны нести в себе печать небесной кра­соты, способствуя привнесению ее и в реальную жизнь людей.

4. Программа Российского фонда культуры «Малые города России»

Малых городов в России более трех тысяч, живет в них около 40 миллионов человек. Поэтому обращение к этой среде обитания рус­ского человека не случайно. Именно в малых городах во все време-

298

на была воплощена душа и красота России. Были эти города немно­голюдны, зато обладали почтенным возрастом и нередко станови­лись ареной важнейших исторических событий. Каждый город имел свою особенность, свой стиль жизни. Славились умением мас­тера, шумели ярмарки, и каждый город удивлял «лица всеобщим выраженьем».

Провинция издавна давала общенациональной культуре са­мобытных художников, литераторов, композиторов, деятелей ис­кусства. Однако за период административно-командных методов управления малые города России пришли в запустение. Между тем ситуация начинает изменяться. Российский фонд культуры разра­ботал программу возрождения малых городов нашей страны. Со­зданы типологические модели возрождения культурно-историчес­кой среди таких старинных русских городов, как Подольск, Зарайск, Рыбинск и Старая Русса. Цель этой акции шире, чем непосредст­венно судьбы этих четырех городов. Главная задача — распростра­нить приобретенный методический и практический опыт, иниции­ровать широкое общественно-профессиональное движение по возрождению малых исторических городов.

Рассмотрим основные элементы концепции на примере вос­становления одного из древнейших наших городов с символичес­ким названием Старая Русса. Город Старая Русса Новгородской области насчитывает более чем тысячелетнюю историю. В нем со­хранились соборы XII—XVIII веков, здания начала XIX века и дру­гие памятники истории и культуры. В конце прошлого века город стал одним из популярных северных курортов с лечебными водами и грязями. В Старой Руссе жил и работал Ф. М. Достоевский, здесь же сохранился единственный в его жизни собственный дом. Город описан им в романе «Братья Карамазовы» под названием Скотопригоньевска. В настоящее время — это город с развитой в основ­ном машиностроительной промышленностью, с населением свыше сорока тысяч человек. Город расположен в 60 км от Новгорода.

Российским фондом культуры предложены следующие первоочередные мероприятия по развитию г. Старая Русса. К ним сле­дует отнести:

утверждение нового статуса как исторического города-курор­та и города-музея;

сохранение и реставрация памятников, активное включение в социальную и экономическую жизнь города культурного потен­циала, связанного с курортом и именем Ф. М. Достоевского;

расширение сферы обслуживания отдыхающих и туристов;

развитие жилищно-бытовой и производственной инфра­структуры;

использование законодательно-правовых механизмов в ус­ловиях перехода к рыночной экономике.

Работа направлена на определение стратегии развития го­рода до 2000 года.

Охрана национального культурного наследия

299

Концепция включает ряд принципиально новых по методам разработки материалов. Так, например, в программе активизации культурной жизни и музеефикации определены меры по воссоз­данию культурного потенциала города и повышению его значимо­сти в национальной культуре, по воспитанию в молодом поколе­нии чувства привязанности к местным традициям. Главное пред­ложение программы — создание центра Ф. М. Достоевского для возрождения и активизации жизни города, повышения его значи­мости не только в общенациональной, но и международной куль­туре. Центр должен включать музейные объекты, научные под­разделения, библиотеку, аудитории для проведения встреч, се­минаров, конференций.

В концепции определены пути создания ее реализацион­ных механизмов. Они должны быть конкретизированы в работе , местных органов управления по трем направлениям: популяри­зация города на национальном и международном уровнях; иници­ирование деловой активности граждан и организаций по восста­новлению и развитию города; формирование правового статуса города и создание организационных структур для осуществления программ. Концепция рассмотрена и одобрена Президиумом Рос­сийского фонда культуры и опубликована с целью ее распростра­нения и практического внедрения.

5. Судьба национальных художественных промыслов и ремесел России

Одним из важнейших компонентов духовности любого общества является проявление творческой активности широких масс людей. Народная культура — это неотъемлемая часть социокультурного творчества. Наша отечественная культура не может существовать вне национальной формы самовыражения, олицетворяя дух на­ции и ее творческий потенциал. В понятие народная культура вхо­дит устное народное творчество, фольклор, декоративно-приклад­ное искусство, реализуемое в изделиях ремесленников. Имея глу­бокие исторические корни, многие художественные промыслы и ремесла России в XX веке утратили былое влияние на бытовую культуру страны. Сегодня многое меняется. Наблюдается устойчи­вая тенденция повсеместного возрождения ремесел, активное их включение в современную социокультурную жизнь России.

Географически практически все регионы России владеют какими-либо ремеслами. Однако наибольшим разнообразием и из­вестностью отличались те очаги народного творчества, которые возникали на древних торговых путях, по которым шли потоки то­варов. Один из таких путей вел из Москвы в Архангельск — к един­ственному в XVI—XVII веках русскому морскому порту. Города, которые расположены на этой дороге — Сергиев Посад, Ростов Ве­ликий, Ярославль, Кострома, Великий Устюг, село Холмогоры —

300

связали свою судьбу с различными художественными промысла­ми по обработке дерева, металла, кости. Процессы возрождения ремесел и их влияние на сегодняшнее состояние бытовой культуры региона весьма ощутимо.

Дадим краткую характеристику тем ремеслам и промыслам, которые расположены в перечисленных выше городах и селах и пе­реживающих сегодня непростые процессы возрождения.

Сергиев Посад известен с XVII века как центр создания рус­ской деревянной игрушки. В конце XIX века именно мастера Сергиева Посада налаживают массовое изготовление деревянной то­ченой матрешки. К началу XX века создается и промысел с ориги­нальным выжиганием по дереву. Стаканы, коробки, солонки, ковши, яркие по цвету, украшались выжиганием на сюжеты старого рус­ского быта и древнерусской архитектуры. Революционные собы­тия 1917 года изменили как тематику изделий, так и сократили ко­личество выпускаемой продукции. Сегодня ситуация меняется. Возвращаются традиционные изделия с традиционными сюжета­ми, а продукция посадских мастеров успешно завоевывает не толь­ко внутренний рынок, но и внешний.

В Ростове Великом в XVII в. сложился промысел живопис­ной финифти, хотя художественное эмалирование металла изве­стно на Руси с древних времен. Искусство живописной финифти вначале развивалось в рамках религиозной тематики. Со второй половины XIX века мастерами выполняются портретные миниа­тюры, копии с цветных литографий, всевозможные шкатулки и ко­робочки, ювелирные изделия. В 1960 году артель ростовских мас­теров преобразовывается в фабрику «Ростовская финифть». Глав­ное место в ассортименте теперь занимают украшения — серьги, броши, браслеты. В последние годы ростовские мастера тесно со­трудничают и Угличским часовым заводом, выпуская оригиналь­ные часы-браслеты с росписью, пользующиеся большим спросом и в России и за рубежом.

Великий Устюг — известен в России не только как город — памятник древнерусской архитектуры, но и как место рождения старейшего отечественного промысла — искусства черни по сере­бру. В начале 30-х годов нашего века немногочисленные артели бы­ли преобразованы в фабрику «Северная чернь». Изделия мастеров «Северной черни» отличаются мягкими линиями рисунков, сдер­жанной, истинно русской красотой. Безупречная форма, строгость и изящество черневого рисунка в сочетании с матовым золотом де­лают великоустюжские изделия популярными не только в преде­лах нашей страны, но и за границей.

С XVIII века вблизи Великого Устюга, в деревнях, располо­женных по берегам реки Шемогды широкое распространение полу­чило изготовление изделий из бересты. Причем первый слой пред­ставлял собой ажурный, прорезной орнамент. Береста, вероятно, была самым древним и самым распространенным сырьем, которое

301

использовали мастера для изготовления игрушки, посуды, утвари. И художественный прием прорезной бересты, как и тиснение по ней, существовал в глубокой древности. Однако на своеобразный всплеск искусства шемогодской резьбы по бересте оказал особое влияние расцвет косторезного промысла в Холмогорах. Сегодня жи­тели северных регионов широко используют берестяные изделия в своем быту. Хочется надеяться, что экологически чистая, не облада­ющая запахом, относительно дешевая домашняя утварь и посуда из бересты найдет своих сторонников и в других регионах России.

Холмогорские косторезы продолжают развивать богатей­шие традиции прошлого, создавая произведения, отвечающие сти­листической направленности декоративного искусства наших дней. Фабрика художественной резьбы по кости им. М. В. Ломоносова в Хол­могорах известна всему миру своими уникальными мастерами. Да­же небольшой анализ состояния некоторых промыслов и ремесел страны позволяет говорить о том, что народная культура также об­ладает глубокой преемственностью.

ЛИТЕРАТУРА

Акиньшин А. Н. Храмы Воронежа. — Воронеж, 1994.

Белов Ю. М. Лад: Очерки о народной эстетике. — М., 1989.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства

(XVIII — начало XIX века). — С.-Пб, 1994.

Монастыри России//Памятники Отечества. — М., 1993. №26.

Русская усадьба//Памятники Отечества. — М., 1992. №25.

Эстетические основы народного искусства и художественных промыслов. —

М., 1992.

Заключение

Подведем итог всему вышеизложенному и отметим специфические черты русской культуры от древнейших времен до XX века.

1. Русская культура — понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длитель­ном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в истори­ческом времени. У замечательного представителя европейского Возрождения Максима Грека, переехавшего в нашу страну на рубеже XVI века, есть пора­зительный по глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщи­не в черном платье, задумчиво сидящей «при дороге». Русская культура тоже «при дороге», она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.

2. Большая часть территории России заселена позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле русская культура — явление относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода рабовладения: восточные славяне перешли непосредственно к феода­лизму от общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической мо­лодости русская культура оказалась перед необходимостью интенсивного исто­рического развития. Конечно, русская культура развивалась под влиянием раз­личных культур стран Запада и Востока, исторически опередивших Россию. Но воспринимая и усваивая культурное наследие других народов, русские писате­ли и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и развивали отечественные традиции, никогда не ограни­чиваясь копированием чужих образцов.

3. Длительный период развития русской культуры определялся христианско-православной религией. На многие века ведущими культурными жан­рами стали храмостроительство, иконопись, церковная литература. Значи­тельный вклад в мировую художественную сокровищницу Россия, вплоть до XVIII века, вносила духовной деятельностью, связанной с христианством.

Вместе с тем, влияние христианства на русскую культуру — процесс далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного славянофила А. С. Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии. Русская культура вышла из-под влияния религиозных догматов и переросла границы православия.

4. Специфические черты русской культуры определяются в значитель­ной степени тем, что исследователи назвали «характером русского народа». Об этом писали все исследователи «русской идеи». Главной чертой этого характера называли веру. Альтернатива «вера-знание», «вера-разум» решалась в России в конкретные исторические периоды по-разному, но чаще всего в пользу веры. Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и рус­ского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить».

Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поко­лений — сохранить и приумножить их.

303

Составитель и ответственный редактор А. Л. Радугин

Культурология

Лицензия ИД № 02200 от 30.06.2000 г. Издательство «Центр»: набор, дизайн, верстка.

Корректор Л.Попова

Подписано в печать 24.07.2000

Формат 60x90/16 Бумага книжно-журнальная Печать офсетная Печатных листов 19

Тираж 20 000 экз. Заказ №8534.

Издательство «ЦЕНТР»

103009, Москва, ул. Тверская, 10

Тел. (095) 229-36-69, факс (095) 229-90-05

Отпечатано с готовых диапозитивов

на Книжной фабрике № 1 МПТР России

144003, г. Электросталь Московской обл., ул. Тевосяна, 25.

Культурология/Радуги н/alma mater new Цена .93.00

Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@online.ru || yanko_slava@yahoo.com  || http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html
|| http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656

update 20.09.13



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебное пособие Gaudeamus igitur (1)

    Учебное пособие
    Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@online.ru yanko_slava@yahoo.com   http: yanko.lib.ru зеркало: http: members.fortunecity.com/slavaaa/ya.
  2. Учебный мультимедийный комплекс «Основы физической культуры в вузе» (Электронное учебное пособие)

    Учебное пособие
    Объектом разработки является учебный мультимедиа комплекс по учебной дисциплине "Физическая культура". Его содержание соответствует примерной учебной программе по физической культуре для студентов непрофильных специальностей
  3. Учебное пособие 2-е издание, исправленное и дополненное Согласно Федеральному компоненту Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию

    Учебное пособие
    По этой-то причине, только начав учиться, узнаешь о собственном несовершенстве; только начав обучать, ту знаешь, что такое трудности.
  4. Учебное пособие Оренбург, 2007 удк 811. 131. 1(075) ббк 81. 2Фр-923

    Учебное пособие
    Тематика докладов по античной культуре 4 . ьство "В. Краткий курс грамматики латинского языка и антильтуры.има справедливо править миром, усмиряя дерзких и щадя по
  5. Учебное пособие Божий дар красота; и если прикинуть без лести, То ведь придется признать: дар этот есть не у всех

    Учебное пособие
    Книга представляет собой антологию тематически структурированных культурологических текстов — извлечений из трудов мыслителей разных эпох, а также памятников мировой литературы.

Другие похожие документы..