Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Орша, 8 4 1,08 кв. м, 9-ти этажный, монолитный каркас, почтовый адрес - №1 7 ,5 № 19   № 4,7 №178 №3 4 ,54 №1 1 №4 55, 1 №17 №5 7 ,5 № № 4,7 №75 №7 4...полностью>>
'Документ'
Открытое акционерное общество «Институт по проектированию магистральных трубопроводов» (ОАО «Гипротрубопровод»), именуемое в дальнейшем «Генподрядчик...полностью>>
'Документ'
ОАО «Глазовская мебельная фабрика» (контактное лицо – директор по развитию Касимов Дамир Каримович). Адрес: г. Глазов, ул. Сибирская, 42. Контактный т...полностью>>
'Документ'
Сегментация рынка: понятие, варианты. Выбор целевых сегментов рынка. Характеристика покупателей и их поведение на рынке. Модель покупательского повед...полностью>>

Выдающийся философ XX в. Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет…». Наше будущее это наши дети

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Меркулова Елена Алексеевна

методист

Лариса Анатольевна Железникова

Заместитель директора по НМР

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей Центр детского творчества высшей категории

г. Волгодонска

Развитие личности ребёнка в процессе обучения изобразительной деятельности

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Выдающийся философ XX в. Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет…». Наше будущее – это наши дети. И от того, насколько процесс воспитания подрастающего поколения будет адекватен условиям современного, быстро меняющегося мира, зависит будущее нашего общества. Происходящие в социально-экономической и политической жизни России, широкомасштабные реформы, определяют целевые ориентиры в воспитании духовно-нравственной, социально активной и творческой личности.

Сегодня особенно возрастает роль искусства в процессе воспитания «нового» человека.

Являясь одним из рычагов общественного прогресса, составной частью духовной культуры, искусство формирует общественное сознание и побуждает к художественно-творческой деятельности, которая в свою очередь выступает, с одной стороны, как форма проявления социальной активности личности, с другой - как средство ее воспитания. В этом виде деятельности посредством сопереживания, сопричастности к мировому художественно-историческому опыту, смыслозначимым отношениям к деятельности других людей в результате творческой фантазии у воспитанника формируется особый уровень мироотношения, отличающийся социальной направленностью, в котором развивается качественно новое самосознание, происходит идентификация себя с другими людьми, социумом в целом, приверженность к социально значимым ценностям.

Все виды искусств: художественная литература, музыка, танец, киноискусство, изобразительное искусство (скульптура, народное творчество, живопись), театр – есть незаменимые средства на пути формирования личности. Особую роль в этом ряду по своей значимости в воспитательном значении занимает изобразительное искусство, поскольку имеет наиболее раннее творческое проявление в детской деятельности. Уже в младшем дошкольном возрасте в самой элементарной, простейшей форме ребёнок изображает в своих рисунках окружающую его жизнь. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Имея начало в дошкольном периоде, изобразительная деятельность продолжает развиваться на последующих возрастных этапах. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением школьного возраста. С помощью изобразительной деятельности ребёнок создает личностную, пространственную реальность, открывая мир по-своему и себя в нём. В этом процессе формируется возможность и желание целенаправленного, гармоничного преобразования окружающего пространства по законам красоты. Таким образом, отражается существенная взаимосвязь между процессом творческого развития и социализацией личности, которые при целенаправленном педагогическом включении, могут способствовать становлению социально активной, творческой личности.

Проблема воспитания социальной активности детей недостаточно изучена, и, как следствие, не выявлены педагогические средства воспитания социальной активности. Каждое образовательное учреждение, осуществляет свой собственный поиск на пути решения этой проблемы. Учреждения дополнительного образования, относительно других социальных институтов, имеют наиболее оптимальные условия для воспитания социальной активности детей, обеспечивая реальную интеграцию различных субъектов воспитания, широкий спектр образовательных услуг и предоставляя детям право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы.

Опыт работы коллектива Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра детского творчества высшей категории г. Волгодонска, на наш взгляд, может быть интересным педагогическим работникам образовательных учреждений в реализации задачи по воспитанию социальной активности личности посредством изобразительного искусства.

МОУ ДОД Центр детского творчества является правопреемником Дома пионеров и школьников, который функционирует с 1964 года. Это многопрофильное учреждение, представленное 33 видами деятельности, реализующее дополнительные образовательные программы, активизирующие воспитание социальной активности детей по 4 направленностям, одна из которых – художественно-эстетическая, составляющая более 60% от общего количества программ. Учреждение объединяет в своих коллективах более трёх с половиной тысяч воспитанников в возрасте от 4 до 18 лет. Открытость Центра детского творчества как социально-педагогического института проявляется в его доступности для детей с различным интеллектуальным уровнем – одарённых и имеющих проблемы в развитии, детей-инвалидов и с отклонениями в поведении. ЦДТ посещают дети из разных слоёв общества, так как он оказывает довольно широкий спектр образовательных, досуговых, информационных, оздоровительных и других услуг на бесплатной основе, позволяя получать дополнительное образование детям из малообеспеченных семей, осуществляя их социальную защиту.

В состав Центра входит пять структурных подразделений - 5 детских клубов по месту жительства, которые размещены в разных микрорайонах города, что позволяет охватить большой контингент неорганизованных детей. Художественно-эстетическое направление представлено 38 творческими объединениями: «Ажур», «Золотой завиток», «Рукодельница», «Луч», «Надежда», «Чудо ниточка», «Затейливый узор», «Незабудки», «Успех», «Весёлые узоры», «Волшебная мастерская», «Радуга» и др. Образовательные программы этих творческих объединений являются интегрированными, объединяя следующие направления деятельности: изобразительная деятельность, лепка, керамика, художественное конструирование из бумаги, прикладной дизайн.

Педагогический коллектив, решая проблемы становления социальной активности, ориентируется на её структурные компоненты: когнитивный (знания о мире социокультурной деятельности человека), мотивационный (потребность в познании и преобразовании социума), коммуникативный (социальные нормы и правила общения), эмоциональный (эмоциональные реакции, позитивное мироощущение), креативный (опыт творческой созидательной деятельности). Задачи воспитания социальной активности детей в Центре решаются через все направления взаимодействия с детьми, в том числе на основе организации продуктивной образовательной деятельности, способствующей развитию творческих способностей детей, изучению народных традиций, воспитания уважения к своим корням, истокам национальной культуры.

С июня 2010 года образовательное учреждение является областной инновационной площадкой, реализующей инновационный образовательный проект «Становление социально активной, творческой личности в условиях расширенного социокультурного пространства города Волгодонска».Цель проекта- организация деятельности Центра, направленной на расширение социокультурного пространства города Волгодонска, способствующей становлению социально активной творческой личности. Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

  1. Разработать и апробировать нормативно-правовые и организационно-методические основы функционирования деятельности ЦДТ, как модели социокультурного комплекса.

  2. Обеспечить широкое взаимодействие с социумом в ракурсе поиска и апробации механизмов обеспечения содержательной и организационной целостности общего и дополнительного образования в условиях создания культуросообразного пространства жизнедеятельности детей, подростков и молодёжи.

  3. Совершенствовать содержание дополнительного образования, формы и методы работы с обучающимися в аспекте освоения духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своей Родины, своего народа, как условия их жизненной и творческой самореализации.

  4. Оптимизировать систему методической помощи и поддержки педагогов дополнительного образования, воспитателей, классных руководителей, заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе.

  5. Реализация задач инновационного образовательного проекта в ракурсе становления социально активной творческой личности через изобразительное искусство осуществляется через расширение взаимодействий с макро- и микро- социумом.

К числу социально-ориентированных воспитательных дел относятся:

  • волонтёрское движение, в рамках которого осуществляется:

  • сотрудничество с детским домом «Теремок». Воспитанники структурных подразделений Центра по месту жительства проводят совместные конкурсы рисунков на тему «Мой город», «Здоровым быть здорово», «Миру-мир!» ит.п., готовят ежегодно для детей-сирот сувениры и подарки, выполненные своими руками к календарным праздникам и дням рождения.

  • сотрудничество с МОУ ДОД ЦРР д/с «Одуванчик» для слабослышащих детей. Воспитанники Центра детского творчества проводят мастер-классы для дошкольников по изобразительной деятельности, знакомя с нетрадиционными техниками аппликации и рисования.

  • взаимодействие с Волгодонским пансионатом престарелых и инвалидов. Воспитанники участвуют в городских акциях «Согрей своим теплом», ко дню пожилого человека, в Декаде инвалидов.

  • сотрудничество с ростовской региональной детско-молодёжной организацией «Содружество детей и молодёжи». Ежегодно воспитанники Центра принимают участие в международном фестивале «Детство без границ», организатором которого является Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций).

  • Ежегодные городские и областные конкурсы, выстави и фестивали. Так в 2010-2011 учебном году воспитанники Центра приняли участие в Международном конкурсе детского рисунка «Подводные фантазии» (г. Киев), I Российском детском фестивале изобразительного искусства «Простой карандаш» (г.Москва), в XIII Международном фестивале «Детство без границ» (региональный этап), городском конкурсе «Летопись победы», конкурсе детского творчества «В ожидании весны» от ЗАО МКБ «Москомприватбанк». Проведена городская выставка «Город мастеров». Выставочный зал Центра детского творчества с 2001 года является филиалом Государственного областного учреждения культуры «Волгодонский художественный музей». На выставке экспонируются работы тематических выставок, победителей различных конкурсов, работы выпускников Центра детского творчества.

  • Научно-практические конференции исследовательских и творческих работ детей:

  • Центром детского творчества организовывается и ежегодно проводится работа открытой городской научно-практической конференции «Академии юных исследователей» в направлении «Творчество юных» (секции «Искусство», «Фольклор и этнография»). Количество участников открытой городской научно-практической конференции «Академия юных исследователей» неуклонно растет, только в 2010-2011 учебном году в работе данных секций приняли участие 11 воспитанников Центра, 5 из которых получили дипломы разных степеней. (дипломами I степени награждены А.А.Новикова (педагог Н.С.Трущелёва), Т.С. Довмалова (педагоги Л.А.Кан, Н.Н.Касьянова), II степени – А.Ю. Топильская (педагог Т.Ю.Теленкова), III степени Н.А.Бороздина (педагог Т.А.Колчева). Грамотами «За результативное участие» П.А.Хизриева (педагог Л.А.Литюкова), Н.В.Головко (педагог Н.С.Трущелёва).

  • На протяжении нескольких лет воспитанники Центра детского творчества являются участниками Всероссийской детской конференции обучающихся «Первые шаги в науке» ,ежегодного Всероссийского конкурса достижений талантливой молодёжи «Национальное достояние России» в направлениях «культурное наследие» (в т.ч. народные ремёсла, искусствоведение), «художественное творчество». Воспитанники Центра детского творчества в течение нескольких лет становились дипломантами I, II степени. В 2010-2011 учебном году воспитанницы ЦДТ А.Ю.Топильская (Т/О «Весёлые узоры» педагог Т.Ю.Теленкова), Н.А.Бороздина (Т/О «Луч», педагог – Т.А.Колчева), стали лауреатами заочного тура и победителями VII-й Всероссийской научно-практической конференции (Дипломы II степени);

С целью создания мотивационных условий для проявления социальной активности в Центре с 2005 года реализуется проект «Формула успеха», который проводится по номинациям:

  • «Маленькие звездочки» - первые победы в городских и региональных конкурсах.

  • «Овация» - одна, две победы во Всероссийских и областных конкурсах, а также более трех побед в городских и региональных конкурсах.

  • «Триумф» - более двух побед во Всероссийских конкурсах, победы в конкурсах Международного уровня.

  • «Новое поколение» - активная работа в детском объединении.

  • «Персона» - личные достижения и победы, неоднократное звание лауреата.

Возможность «заявить о себе» стимулирует воспитанников Центра на высокие достижения в различных видах деятельности, в том числе и в изобразительном искусстве.

Огромное значение в организации воспитательной работы по становлению социальной активности воспитанников средствами изобразительного искусства имеет творческое отношение педагогов к своему делу. В рамках организации деятельности Центра, направленной на расширение социокультурного пространства города Волгодонска, способствующей становлению социально активной творческой личности, ведется работа по проведению мастер-классов, семинаров-практикумов для педагогов образовательных учреждений города, с целью повышения их профессионализма и педагогического мастерства. Центром детского творчества, как обучающей структурой, ежегодно организовываются и проводятся для образовательных учреждений города (учителей ИЗО и технологии):

- семинары-практикумы по темам: «Использование современных материалов в декорировании керамических изделий», «Термомазаика» и т.п.

- мастер-классы по темам: «Роспись по ткани. Новые идеи и варианты», «Хохломская роспись» и т.п.

В рамках договора сотрудничества с художественным музеем, с целью обучения педагогов дополнительного образования эстетического отдела Центра, организован и проведён «Мастер-класс профессионального реставратора художественного музея».

Безусловно, личный пример педагога, достигающего высоких результатов в своем профессионально-предметном росте, является убедительнее всех слов.

Образовательное учреждение строит свою работу с дальнейшей перспективой, определяя для себя новые точки роста в совершенствовании качества деятельности. В перспективе реализация II этапа инновационного образовательного проекта. Планируется совместная работа с Волгодонской городской общественной организацией деятелей культуры и искусства «Трио» и МОУ ДОД ШИ «ДЦДР» г. Волгодонска. Намечен конкурс социальной рекламы «Я выбираю жизнь», цель которого - повышение уровня нравственных установок на ЗОЖ среди детей и молодёжи, посредством повышения уровня общей культуры; создание и поддержание условий для успешной творческой деятельности молодёжи, использование их креативного потенциала в создании социальной рекламы. Одни из номинаций конкурса: «Декоративно прикладное творчество», «Фототворчество», «Дизайн».

Проблема становления социально активной, творческой и духовно-нравственной личности средствами изобразительного искусства - это не компания одного дня и учреждения. Необходимо постоянное расширение социокультурных взаимодействий учреждений образования, культуры, общественных организаций как условия самореализации личности ребёнка.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Моисеева А. Г., педагог-психолог сш №11

    Документ
    Материалы виртуального семинара для заместителей директоров по воспитательной работе «Новые педагогические и информационные технологии в профилактике здорового образа жизни учащихся» – Костанай,
  2. Методическое сопровождение процесса формирования культуры здорового питания обучающихся и родительской общественности москва 2011

    Реферат
    Башмакова Е.А., Бахметов А.В., Жданова О.И., Онишина В.В., Сидоренко О.В., Шепель В.М. Методическое сопровождение процесса формирования культуры здорового питания обучающихся и родительской общественности.
  3. Бертран Рассел история западной философии

    Утопия
    Содержание: ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА. ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА. Часть первая Досократики Глава 1.
  4. Бертран Рассел

    Документ
    В историю XX в. навсегда войдут не только имена политиков, диктаторов и полководцев, но и имена великих ученых, философов и писателей. Среди них имя Бертрана Рассела будет сиять как звезда первой величины.
  5. Бертран Рассел. Мудрость запада

    Документ
    "Мудрость Запада" — последний крупный труд Бертрана Рассела. Лорд Рассел (1872— 1970) определил свое необычное сочинение как "конспект западной философии от Фалеса до Витгенштейна".

Другие похожие документы..