Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Курсовая'
Целью изучения дисциплины «Учет, анализ и аудит операций с ценными бумагами» является углубленное изучение на основе базовых курсов «Бухгалтерский уч...полностью>>
'Документ'
«Заблудившийся трамвай» Гумилёва — бесспорно, самое загадочное произведение поэта. По мнению ряда исследователей, речь идет о стихотворении, должном ...полностью>>
'Методические рекомендации'
Каковы причины леворукости? Действительно ли леворукие — какие-то «особенные» люди? Правда ли, что они необыкновенно талантливы? Как определить ведущу...полностью>>
'Реферат'
Могла ли я предположить в 1982 г., когда впервые испытала радость от приобщения маленького ребенка к миру знаний, что мою книгу будет читать не тольк...полностью>>

Тезисы доклада «психоаналитическая теория группы» (В. А. Штроо, 26 окт. 2005 г.)

Главная > Тезисы
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Теоретический семинар «Интеграционные процессы

в малой группе». Москва, ГУ-ВШЭ, 2005-2006 гг.

Тезисы доклада

«ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГРУППЫ»

(В.А. Штроо, 26 окт. 2005 г.)

1. Исторический экскурс

Теоретические построения З. Фрейда относительно групп и организаций относятся с психоаналитическим исследованиям до и после Первой мировой войны («Тотем и табу», 1912-1913; «Психология масс и анализ человеческого Я», 1920-1921). Первые теоретические очерки появились в конце Второй мировой войны, а заметный взлет в теории и практике относится к послевоенному времени.

Идея, что группа является победой и достижением цивилизации представляет собой основу теоретических взглядов З. Фрейда... Группа предлагает систему защит против одиночества, страха, бедствий, опасностей и атак из внешнего или внутреннего мира взамен на постоянную принадлежность к ней. Это соглашение основано на взаимной идентификации, на общих ценностях и представлениях, на совместных связях и взаимных отказах от непосредственного удовлетворения потребностей и от индивидуальных ценностей.

Группа обеспечивает процесс перехода и становления первичных групп (семья) во вторичные (пары, учебные группы, группы давления) и в «тела» социума. Это определяет ценность группы как инструмента социализации. В подобных группах устанавливаются и передаются соглашения, организующие общественные знания, разделяемые ценности, системы взаимных психологических и физических защит.

2. Общая характеристика психоаналитического подхода к группе

Психоанализ в первую очередь основывается на идее специфической психической реальности в группах, не сравнимой с простым совместным бытием или взаимодействием «индивидуальных» реальностей.

В отношении различных уровней психической реальности, которые проявляются в группе, психоаналитическая теория групп должна быть:

  • теорией собственной психической реальности группы в качестве специфической совокупности.

  • теорией межличностных связей, представлением и частичной природой которых является группа;

  • теорией предмета бессознательного как предмета межличностного. Такая теория включает гипотезу о том, что группа определяет одно из мест образований бессознательного.

3. Три значения термина ГРУППА в психоаналитической теории

Групповая работа по исследованию психоанализа. – Проблема группы была введена в исследования с самого момента появления психоанализа. З. Фрейду была необходима группа, чтобы подобно Шлиману, Александру и Моисею стать открывателем утерянной Земли Обетованной. Группа, окружавшая его, порой казалась невыносимой, но нередко отражала эхо мыслей ученого: он говорил ей об идеях бессознательного, объяснял процессы и правила функционирования сознания; взамен она обучала его связям любви и ненависти, которые используют люди в попытке построить идеальное общество. Устройство и средства психики принципиально были обнаружены в «организации» бессознательных межличностных связей между учениками, братьями, сыновьями.

«Психическая группа». – В «Проекте научной психологии» (1895 г.) и «Этюде об истерии» (1895 г.) группа в первую очередь рассматривалась как модель организации и функционирования внутреннего мира: она была формой и процессом индивидуальной психики. Фрейд называл психической группой сумму элементов (нейроны, представления, аффекты, желания), взаимодействующих между собой, создающих определенную массу и функционирующих как элементы связи... Первая попытка Фрейда определить Я была осуществлена через понятие психической группы; бессознательного – через понятие вытесненной психической группы.

Психика группы. – Внимание Фрейда к группе и массе объясняется не только его желанием достичь тех же открытий и знаний в других областях психической реальности, кроме области индивидуальной психики.

В том же стиле работа «Психология масс и анализ человеческого Я» оказалась не просто эссе по социальной психологии, как мы ее понимаем сегодня: Фрейд использовал это понятие для того, чтобы ввести в проблематику психоанализа межличностный характер психического аппарата, либидозные связи, природу и роль идентификации, функционирование Идола, устройство Я.

Гипотеза З. Фрейда, о психике массы или душе группы состояла в том, что психические содержания и процессы неотделимы от межличностной совокупности; она предполагала, что психическая реальность не заключена целиком в субъекте, рассматриваемом с обособленной психикой.

4. Три модели группы у З. Фрейда.

Первая модель соответствует «Тотему и табу»; она вводит представление, что психическая реальность совокупности проявляется в эффектах братского объединения с целью убить отца примитивной орды. Чувство вины, взаимная толерантность, высказывание фундаментальных запретов возвращают возможность функционирования этого процесса.

В работе «Психология масс и анализ человеческого Я» была предложена вторая модель психических групповых процессов: идентификация является тем стержнем, который организует и упорядочивает либидозную структуру межличностных связей. Результатом множественных идентификаций, с помощью которых происходит перенос интропсихических образований на общую и идеализированную фигуру, являются вожак, «глава» и «разум тела». Этот перенос требует от каждого субъекта отказа от части своих собственных идеалов и собственных объектов идентификации.

В работе «Кризис цивилизации» (1929 г.) Фрейд предлагает третью модель: принципом ее является также множественный отказ от непосредственного выполнения желаний. Этот пакт отказа открывает возможность любви и развития плодов цивилизации. Общество, основанное на этом пакте, получает определенное право: оно гарантирует защиту в обмен на это ограничение. В этой работе Фрейд снова помещает нарциссизм в центр коллективных образований: нарциссизм малых различий разграничивает принадлежность, идентичность и непрерывность сообщества; он отграничивает группу от любой другой.

5. Группа как специфическая сущность

5.1. Функциональные модели обращены к функциям, выполняемым группой, и характеризуются процессами, их обеспечивающими. Эти модели рассматривают группу как функциональную систему взаимозависимых отношений: группа существует с того момента, когда большинство индивидов начинаю выполнять собственные обязанности, удовлетворяя при этом свои желания в группе лучше, чем находясь вне ее. Регуляция и равновесие предпочтительней напряжения и изменений, которые рассматриваются лишь как фактор прогресса в выполнении этих функций. Функционализм полагает дисфункцию лишь в аспекте попыток их устранения: это препятствия корректирующего вмешательства (социотерапия или психотерапия групп).

  • Функции ведущего, лидерство. Роль ведущего в первую очередь заключалась в обеспечении удовлетворения базовых потребностей членов группы, координированной регуляции процессов в группе, особенно связанных с развитой коммуникацией, распределением мест в группе, контролировании и улаживании конфликтов, в благоприятствовании развитию групповых связей, которые были бы эффективны для достижения группой собственных целей. Члены группы вырабатывают и поддерживают эти функции.

  • Функции идеала приписываются группе как таковой или ведущему (носитель идеала) с помощью идентификации. Каждый добровольно лишается части своих индивидуальных идеалов, чтобы заменить их идеалами группы и их присоединить. В свою очередь, группа должна гарантировать их ценность, навязав своим членам в форме одного из контрактов, которые управляют отношениями между общностью и субъектами.

  • Функция веры. Иллюзии группы. Среди элементов, которым приписывается функция поддержки групповой связи и тождества группы, функции веры являются наиболее эффективными. Речь идет о поддержке первичной доброты объекта: он не разочаровывает, можно дождаться провидения, защиты и перерождения мира; в нем выражаются базовые допущения по У. Биону, зависимости и соединения.

  • Метазащитные функции. Группа дает своим членам общие защитные механизмы, на которых они могут строить собственные индивидуальные. Эта первая точка зрения на понятие мета в психоаналитическом подходе к группе способствовала значительному прогрессу в сопоставлении процессов и механизмов на групповом уровне. Институт группы является примером функции метазащиты от регрессии к психотическим и архаическим страхам и тревогам. Бессознательное объединение (пакт отрицания, общество отрицания), а также ряд компонентов лидера, идеалов и разделяемых верований определяют метазащиты.

  • Групповые функции. Как показали работы К. Левина, группа должна создать барьер и границу для обеспечения равновесия своего обмена с окружающим миром и объединения внутреннего мира.

  • Функции восприятия и системы интерпретации. – Функции восприятия четко связаны с процессами символизации и мышления. Одна из этих функций является результатом самовосприятия группы: описанные в мифах, сказках, идеологиях и утопиях, ее духовные установки определяют границы интерпретации реальности для совокупности группы.

5.2. Структурные модели

Модель, созданная в рамках подхода гештальт-подхода, описывает группу в двух аспектах: как совокупность и как поле. Для К. Левина группа составляет динамическую и структурную совокупность, отличающуюся от суммы и от определяющих элементов. Он ввел также механизм изменения и сопротивления изменению в плане поддержания равновесия и постоянства формы.

Структурные модели рассматривают группу как общность, члены которой соединены законом композиции: этот закон определяет и регулирует структуру группы так, чтобы при изменении элементов сохранялась общая конструкция группы. В этом вопросе согласие психоаналитиков (в особенности Фоулькеса и его школы) со взглядами Левина является однозначным: изменение структуры общности может в ряде условий изменить энергию определяющих элементов.

Общая идея - Группа является структурой, организующей относительно автономную психическую реальность.

5.3. Генетические модели учитывают развитие группы с момента образования и до завершающей фазы. Было постулировано, что группы живут как индивиды: начало, кризисы роста и фазы стабильности, болезни и смерть. Восстанавливая историческую перспективу, генетическая модель описывает процессы, прогресс, психический рост с учетом критических точек и их прохождения. Центральным понятием этой модели является последовательность фаз группового процесса.

Проблема регрессии и интерпретации. Аналитики, пытающиеся понять то, что зарождается и проявляет себя с первых моментов рождения группы..., показали, что члены группы вырабатывают разделяемые всеми механизмы защиты против архаических страхов; что, создавая их, они идентифицируются друг с другом в срочном порядке и весьма примитивно; и что результатом появления этих защитных механизмов является порождение общей психической атмосферы посредством структурных организаторов и бессознательных соединений, направленных на поддержание бессознательного с помощью расщепления, отрицания, подавления подобного рода представлений и потенциально травматогенных аффектов.

5.4. Модели трансформации: групповой психический аппарат Психический групповой аппарат является «аппаратом», несводимым к индивидуальному психическому аппарату: здесь не может быть экстраполяции. Он включает особенную психическую работу: производить и иметь дело с психической реальностью группы и внутри группы. Этот механизм связывания и трансформации элементов психики работает только на основе вкладов субъектов. В группе из самого факта группировки и с помощью него создается ряд соглашений на уровне психики, и этот аппарат определяется как психическая реальность или «психика» группы.

Каждый раз, когда группа попадает в ситуацию кризиса или серьезной угрозы, она стремится сплотить своих членов в единстве без недостатков «разума тела»: каждый участник может существовать только как часть «тела» с неизменной неделимостью. Это пример семей и психотических групп; это также психотическая основа образования групп. Тем не менее иногда такая модальность аппарата необходима для выживания группы, для поддержания общего идеала, для интеграции в психической или территориальной сферах. Зависимость группы в этом случае является, следовательно, фактором ее выживания.

6. Идентификации, идентификаторные ориентиры и связи принадлежности

Через эти ориентиры каждый может познакомиться с другим, как членом группы, приступить к взаимодействию как с тем, кто принадлежит группе, так и с тем, кто ей не принадлежит. Идентификаторные ориентиры определяют, следовательно, границы групповой принадлежности.

7. Механизмы защиты и бессознательные объединения

Идея психики группы предполагает гипотезу о бессознательном и его действии в группе. Вопрос недостаточно проработан Фрейдом, и все психоаналитики в ситуации группы сталкивались (с. 124) со следующей проблемой: какая метапсихология может учитывать бессознательное, образования и процессы, создающие психику группы и завязывающие в ней связи? Ответ на этот вопрос до сих пор остается на стадии обсуждения.

Д. Анзье предложил свой вариант ответа, в котором утверждает, «что нет другой внутренней бессознательной реальности кроме индивидуальной», и вводит понятие «Я-группы», определяемое как вместилище внутреннего, которое порождает образы сновидений и идентификации между членами группы.

Возможна и другая гипотеза: она предполагает, что межличностные и транссубъективные процессы могут способствовать бессознательным образованиям, но также вписывать в них ряд содержаний, главной характеристикой которых является их совместность или распределение между субъектами. Эта гипотеза предполагает понятие бессознательного, которое не соотносится с границами индивидуального психического аппарата.

На этом пути возникает проблема коллективного бессознательного (К.-Г.Юнг), сформированного следами событий или коллективными опытами, запечатленными в памяти. Гипотеза о коллективном бессознательном является продуктом споров, которые с ее помощью могут быть разрешены. Принятие по аналогии понятия «группового бессознательного» создает эффект экрана в вопросе о бессознательном, образованиях, процессах и эффектах, свойственных групповому межличностному сообществу.

Бессознательные объединения. Бессознательные объединения участвуют в метазащитных функциях, описанных Э. Жаком: группа должна давать своим членам общую защиту, к которой они способны присовокупить собственные механизмы защиты, в особенности против психотических и архаических страхов, активированных регрессией в ситуации группы. Лидерство, идеализация и разделяемые идеалы также определяют метазащиту, которая обрамляет индивидуальные образования бессознательного.

Групповая связь и образование собственной психической реальности группы опираются на серию операций подавления, отказов и отрицаний, вызванных в сообществе субъектами этих связей для выгоды каждого. Эти операции характеризуют бессознательные объединения.

Можно обобщить эти предположения следующим образом:

  1. во всех межличностных связях бессознательное проявляется множество раз, во многих аспектах, в языке каждого субъекта;

  2. следствием данной гипотезы является то, что бессознательное каждого субъекта имеет след в структуре и содержании бессознательного другого, точнее, любого другого;

  3. межличностная группа является одним из мест формирования бессознательного; бессознательные связи основываются не только на содержании бессознательного, но и на объединении, которое становится бессознательным, создается и поддерживается бессознательным;

  4. передача психической жизни между поколениями и между членами группы осуществляется через эти бессознательные объединения.

Психоаналитическая концепция функционирования социальной группы У. Биона

Итак, образование групп, по Фрейду, преследует две цели: борьбу с силами природы (в том числе - бессознательной природы самого человека) и связывание человеческой деструктивности. Так, например, наиболее распространенным защитным маневром группы является направление всей агрессии вовне, на другую группу, одновременно с идеализацией самой себя. Этот процесс ответственен за многие проявления национализма, в частности, те, что Фрейд обозначил как "нарциссизм малых различий": преувеличение различий между этнически и культурно близкими группами, с проекцией всех недостатков на соседнюю группу.

Один из последователей М. Кляйн У. Бион применил теорию объектных отношений для непосредственного изучения групповых процессов. С его точки зрения, по функциям, которые они выполняют, группы могут подразделяться на "рабочие группы" и "группы базового допущения" (что приблизительно соответствует двум функциям группы, выделенным Фрейдом).

Рабочая группа ориентирована на восприятие реальности, способна вести диалог, терпеть фрустрации и решать проблемы, стоящие перед группой в целом и каждым участником в отдельности. В противоположность этому, усилия группы базового допущения направлены прежде всего на защиту от примитивных эмоциональных переживаний, имеющих по сути психотическую природу. Открытие того, что индивид может испытывает в группе состояния, близкие психотическим, стало одной из главных заслуг Биона.

Бион обнаружил, что группа предоставляет участникам определенные формы защиты от психотических тревог, названные им "базовыми допущениями". Например, используя базовое допущения зависимости, группа возлагает все свои надежды на лидера и остается пассивной. Репертуар поведенческих реакций при этом может быть довольно широк - от демонстративно контрзависимого поведения до агрессивных нападок на лидера, якобы не выполняющего возложенную на него миссию. Однако все они подчиняются неявной зависимой установке, ограничивающей возможности групповых решений. Таким образом базовые допущения являются довольно примитивными способами обращения с эмоциональным опытом, они укоренены в тревогах, фантазиях и отношениях психотической природы.

У. Бион применил к пониманию групп открытия, сделанные М. Кляйн при анализе психотических состояний. По его мнению, группа (и индивид в группе) курсирует между параноидно-шизоидной и депрессивной позициями.

Находясь на одном полюсе, группа использует механизмы расщепления, проекции и проективной идентификации, что приводит к искажению внешней реальности и обеднению внутренней. В этом состоянии группа может объединиться только при наличии общего врага, она неспособна к решению внутригрупповых конфликтов, чреватых расколом и неконтролируемой агрессией.

На другом полюсе, в депрессивной позиции, группа способна выдерживать амбивалентность отношений, а значит, ее члены становятся более целостными и индивидуализированными. М. Кляйн открыла, что это состояние связано с переживанием субъектом чувства вины за свою агрессию, за реальный или воображаемый ущерб, нанесенный другому. Она же показала, каким хрупким может быть достижение депрессивной позиции, как легко индивид может вновь соскользнуть к расщеплениям и проекциям параноидно-шизоидной позиции, защищаясь от чувства вины (а в конечном итоге, от признания собственной деструктивности).

Будучи активным взрослым участником различных групп, человек имеет различные способы реагирования. Когда несколько человек встречались, чтобы выполнять задание, можно было обнаружить две тенденции: одна была направлена на выполнение задания, тогда как другая казалась направленной в противоположную. Работе препятствует более регрессивная и первичная деятельность. Обращаясь к этим явлениям (которые он считает типичными), Бион вводит специальную терминологию, придающую некоторое единство общим чертам, наблюдаемым в различных опытах.

Эти термины следующие: групповое мышление - групповая культура, базовые допущения, группы базовых допущений, а также рабочая группа.

Групповое мышление

Гипотеза о существовании группового мышления происходит из того факта, что группа часто функционирует как целое, даже несмотря на то, что ее члены могут этого и не предполагать, и не осознавать.

Групповое мышление формируется единодушным мнением, волевым решением или желанием группы в данный момент. Члены группы вносят свой вклад анонимно и неосознанно. Групповое мышление может находиться в конфликте с желаниями, мнениями и мыслями отдельных индивидов и может вызывать у них чувство неловкости, гнев или другие реакции.

Организация группы в данный момент может рассматриваться как результат взаимодействия между групповым мышлением и желаниями отдельных индивидов. Эта организация, несмотря на то, что она может быть примитивной и рудиментарной, названа У. Бионом групповой культурой. Это понятие состоит из структуры, приобретенной группой на данный момент, задачи, которую она предполагает решать, и организации, которую она принимает для этой цели.

Групповая культура представляет собой явление, которое можно наблюдать в контексте групповой ситуации, и может быть описана наблюдателем путем принятия в рассмотрение поведения ее членов, ролей, которые они играют, активных лидеров и поведения группы как целого. Групповая культура является функцией группового мышления и желаний отдельных индивидов, которые являются ее факторами. Организация, которую группа выбирает в данный момент или в течение определенного периода времени, происходит из конфликта между безличной и бессознательной коллективной волей и желаниями и потребностями индивида.

Базовое допущение

Базовое допущение - это термин, ограничивающий понятие групповое мышление. Это понятие указывает на существование в данный момент общего, единодушного и безличного мнения. Групповое мышление является реципиентом, или контейнером всех вкладов, которые делают члены группы. Понятие базового допущения говорит нам нечто о содержании (или возможных содержаниях) этого мнения, давая возможность лучше понять эмоциональные феномены в группе.

Базовые допущения задаются сильными эмоциями, исходящими из примитивного источника, и именно в силу этого рассматриваются как базовые. Их существование частично определяет организацию, которую примет группа, а также способ, которым она будет решать задачу. Поэтому групповая культура всегда демонстрирует лежащие в основе группы допущения или действующее в данный момент базовое допущение. В группе лежащие в ее основе эмоциональные импульсы - базовые допущения - выражают разделяемую всеми фантазию всемогущего или магического типа, относительно того, как достичь групповых целей и удовлетворить групповые желания. Эти импульсы, характеризующиеся иррациональным содержанием, имеют сильное и реальное проявление в поведении группы. Важно отметить, что базовые допущения являются бессознательными и часто противопоставлены сознательным рациональным мнениям членов группы.

Бионом были описаны три базовых допущения.

Первое называется базовым допущением о зависимости (baD - basic assumption of dependence), и в описательных терминах оно может быть сформулировано следующим образом: группа придерживается убеждения, что является собранием, - таким, что некто, на кого группа полностью полагается, должен удовлетворять все ее потребности и желания. Мы можем сказать, что, по мнению группы, существует внешний объект, функция которого состоит в обеспечении для группы безопасности как для "незрелого организма". Другими словами, предлагается вера в защищающее божество, чья доброта, сила и мудрость не подвергаются сомнению.

Базовое допущение о борьбе-бегстве (baF - basic assumption of fight-flight) включает в себя убежденность группы в существовании врага, которого нужно атаковать или избегать. Другими словами, плохой объект является внешним и единственной защитной деятельностью при встрече с этим объектом является его разрушение (борьба) или избегание (бегство).

Базовое допущение о поиске пары (baP - basic assumption of pairing) является, говоря в описательных терминах, коллективной и бессознательной верой в то, что какими бы ни были настоящие проблемы и потребности группы, что-то в будущем или кто-то еще не рожденный разрешит их: другими словами, существует надежда на мессию. Эта иррациональная и примитивная надежда является необходимой для базового допущения о поиске пары. Надежда эта часто закладывается в супружеской паре, нерожденный ребенок в которой будет ее спасителем. В этом эмоциональном состоянии значимой является идея будущего, а не решение проблем настоящего. В религиозных понятиях - это является надеждой на рождение мессии.

Суммируя, можно сказать, что базовые допущения являются для группы эквивалентом всемогущественной фантазии о том способе, которым будут разрешены их трудности. Используемые здесь техники являются магическими. Все базовые допущения являются эмоциональными состояниями, которые стремятся избегать фрустрации, присущей научению через опыт, когда научение подразумевает усилие, боль и контакт с реальностью.

Литература

1. Каэс Р. Теория психоанализа групп / Рэне Каэс; пер. с фр. С.А. Борисововй. – М.: АСТ. Астрель, 2005. – 158 с.

2. Гринберг Л., Сор Д., де Бьянчеди Э.Т. Введение в работы Биона: группы // Журнал практической психологии и психоанализа, №3, 2001 (интернет-версия)

3. Романов И.Ю. Психоанализ и группы // Журнал практической психологии и психоанализа, №3, 2001 (интернет-версия)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Теории личности  для направления 030300. 62 Психология подготовки бакалавра Автор программы

    Программа дисциплины
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (специальность) (2)

    Основная образовательная программа
    способностью и готовностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма,
  3. Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по интегративной психологии (1)

    Сборник статей
    Книга адресована психологам, социальным работникам, психотерапевтам, практическим психологам и специалистам в области психосоциальной работы с населением.
  4. Электронная картотека Л. В. Куликова

    Документ
    Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1 . Зависимость, чувство отвержения, диагностика отношений.
  5. С позиций христианской антропологии

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре политологии и социологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный текстильный университет имени А.

Другие похожие документы..