Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения по­ставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика т...полностью>>
'Тезисы'
Деятельность Газпрома, как крупнейшей газодобывающей и газотранспортной компании мира (20% от мировой добычи, 17% запасов газа в мире) оказывает значи...полностью>>
'Монография'
Монография посвящена новому направлению в науке, лежащему на стыке социологии, психологии и юриспруденции. В ней рассматриваются природа и механизмы ...полностью>>
'Публичный отчет'
составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности главными распорядителями средств городского бюджета, главными администраторами...полностью>>

Философско-методологический анализ проблемы физического совершенства человека 09. 00. 01 онтология и теория познания по философским наукам

Главная > Автореферат диссертации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Залевский Александр Владимирович

Философско-методологический анализ

проблемы физического совершенства человека

09.00.01 – онтология и теория познания по философским наукам

Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата философских наук

Саратов – 2009

Работа выполнена в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского

Научный руководитель доктор философских наук, профессор Тетюев Леонид Иванович

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, Гасилин Владимир Николаевич, Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина

доктор социологических наук, профессор Андриянова Елена Андреевна, Саратовский государственный медицинский университет

Ведущая организация Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского

Защита состоится 24 сентября 2009 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.09 по присуждению учёной степени доктора философских наук при Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, корпус 12, ауд. 203.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.

Автореферат разослан «___»____________2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Листвина Е.В.

Общая характеристика работы

Актуальность темы диссертационного исследования определяется необходимостью развития методологической аналитики и критической оценки философского учения о человеке. В современных условиях «антропологического поворота» с новой остротой встает вопрос о философской рефлексии научных данных о природе человека, важнейших характеристиках его телесной организации, перспективах физического совершенства.

Новейшие достижения в области современных технологий и компьютерной техники, смещение исследовательского интереса с естественнонаучного знания на знание гуманитарное, недостаточная проработка теоретических и методологических проблем ставят по-новому вопрос об онтологических основаниях бытия человека. Феномен человека изучается естественными науками – антропологией, биологией, физиологией, гуманитарными науками – исторической психологией, социологией, педагогикой, культурологией; он становится центром междисциплинарных исследований. Новые открытия в области нейропсихологии мозга, синергетики, медицины и психолингвистики остаются источниками для совершенствования физической природы человека, усиливают актуальность исследования различных телесных техник, генной диагностики. Философская антропология претендует сегодня стать новой фундаментальной систематической наукой о человеке как объекте и субъекте научной картины мира.

Ввиду этого требуется критический подход к существующим философским, этическим и антропологическим парадигмам, и осмысление на этой основе познавательного статуса человека, его природной сущности, реальных основ духовного и физического существования. Кризис антропологической парадигмы, достижения научной генетики и биотехнологий требуют поиска новых ценностных ориентиров, новых научных установок и нравственных императивов. Многочисленные научные исследования физической константы человека в биологии, психологии, психофизиологии, медицине, теории физической культуры не только порождают трудности в решении прежних проблем классической онтологии и теории познания, но и делают актуальным философско-методологический анализ проблемы физического совершенства человека.

Сложившаяся в настоящее время в современной философии ситуация методологического плюрализма делает актуальным использование эпистемологического потенциала трансцендентальной философии, задающей критический взгляд на возможности соотношения души и тела, «внешнего» и «внутреннего», физического и духовного совершенствования человека. Дискуссионное представление проблемы физического совершенства человека в контексте будущего развития человечества требует пересмотра сложившейся в науке системы ценностей, выработки новых этических установок. Трансцендентально-критическая рефлексия дает возможность значительно расширить анализ проблемы физического совершенства человека, выводит тематику на уровень философского и эпистемологического обсуждения.

Степень научной разработанности проблемы. В истории философии проблема природы человека рассматривалась сквозь призму онтологического соотношения «фюзиса» и «номоса», души и тела, и решалась в соответствии с устойчивой для эпохи мировоззренческой установкой: космоцентрической, теоцентрической и антропоцентрической. Но только последняя смогла задать естественнонаучный подход к пониманию человека как продукта эволюции и биологического совершенства. И. Кант был первым в европейской философии нового времени, кто глубоко продумал и поставил вопрос о специфической природе человеческого развития, принципиальной не сводимости этого развития к природной эволюции живых и неживых тел. В этом смысле человек стал рассматриваться в трансцендентальной философии после Канта одновременно и как феномен мира физического, и мира сверхчувственного, идеального, сущего и должного. Трансцендентальная философия продемонстрировала, что природная сущность человека определяется, прежде всего, явленностью человека в качестве физического лица, обладающего физическим телом и способностью к телесному восприятию самого себя как духовной самости и, тем самым, стремящегося к внешней ориентации в мире людских тел и природных вещей. Феноменология сознания и тела, телесности и духовности становится предметом исследования Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти, М. Хайдеггера и Ж.-Л. Нанси. Трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля выявила четыре формулы существования телесного образа человека: тело как материальный объект; тело как живой организм, «плоть»; тело как смысловое самовыражение; тело как объект и субъект культуры. М. Мерло-Понти снимает онтологическую дихотомию «духовного» и «телесного», рассматривая тело человека сквозь призму его феноменальности и особого дорефлексивного способа связи человека с миром. Экзистенциальный взгляд на человека как на личность и выделение «Я» в качестве духовного ядра бытия становится значимым в философии М. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра, О.Ф. Больнова. Развитие антропологической проблематики (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен) поставило проблему физического совершенства человека в прямую зависимость от витального предназначения человека и его эксцентричности. В пересечении двух миров – природного и духовного, душевного и телесного рассматривается природа человека в русской философии – в трудах В.С. Соловьева, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, В.И. Несмелова. Идея органичности становится идеалом совершенной жизни и цельности человека.

Научная революция конца XIX – начала XX века расширила гносеологическое поле исследования человека. В контексте различия и взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного подходов в науке становится возможным обоснование методологических оснований наук о человеке1. Наряду с антропологической парадигмой, интерес к проблеме совершенствования человека возрастает в философии культуры (Э. Кассирер, О. Шпенглер, Э. Левинас), социологии и социальной философии (М. Мосс, Б. Тернер), педагогике (К.Х. Дикоп, Э. Финк, М. Лидтке), в рамках которых вновь ставится вопрос о единстве духовного и физического совершенства человека. Тело как предмет научного исследования становится источником развития психоаналитического направления (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни).

В последнее время появился ряд интересных исследований, преодолевающих дихотомию социального и биологического в природе человека2. Исследование проблемы физического совершенства человека невозможно без философского осмысления концепции «биосоциальной» природы человека. (В.В. Орлов, А.Г. Мысливченко, М.Г. Зеленцова)3. Цивилизационный сдвиг XX века поставил по-новому проблему совершенствования человека, обозначил контуры социальной и культурной идентичности. Проблема природной сущности человека становится предметом философских и научных исследований. Здесь следует отметить работы Б.Т. Григорьяна, Н.Г. Козина, В.Е. Малюгина, Н.В Омельченко4. В области систематизации знаний о человеке и философской антропологии следует назвать труды П.С. Гуревича, В.А. Лекторского, Б.В. Маркова, В.Д. Губина, К.С. Пигрова, С.А. Смирнова5.

Проблема физического совершенства человека привлекает к себе внимание со стороны различных философских и научных дисциплин, становится комплексной междисциплинарной проблемой (В.Г. Борзенков, И.М. Быховская, Н.Н. Визитей, Л.В. Жаров, И.С. Кон, Л.П. Киященко, В.Л. Круткин, Б.Г. Соколов, И.Т. Фролов, Б.Г. Юдин)6. Анализ телесности как онтологического основания характеризуется интересными разработками в области функциональной асимметрии мозга (Р.В. Маслов, С.П. Позднева)7, функциональной и структурной организации человека в «жизненном пространстве» и ценностном измерении. А.А. Гусейнов8 – сторонник выделения «нравственного измерения человека», рассматривая его в качестве самостоятельной характеристики, несводимой ни к биологии, ни к социологии человека. Системно-интегративный подход считается главной методологической предпосылкой обоснования сущностной и субъектно-коммуникативной парадигмы человека.

Проблематика личности, идентификации человека и его ценностного бытия нашли свое глубокое истолкование в работах саратовской философской школы – в трудах В.П. Барышкова, В.Н. Гасилина, И.В. Стекловой, В.Б. Устьянцева, З.В. Фоминой9. Феномен телесности человека становится в последнее время объектом исследования, как в отечественной, так и зарубежной литературе10. Значительный вклад в разработку концепции исследования внесли идеи, развитые в работах В.А. Кутырева11, П.Д. Тищенко12, М.В. Шугурова13.

Методологическим основаниям, принципам и способам реализации образов физического совершенства человека в культуре, в том числе посредством разработки стратегий образования и физического воспитания, посвящены работы В.А. Бальсевич, И. М. Быховской, Г.Г. Наталова, Л.П. Матвеева, В.И. Столярова. Физическая культура как объект познания рассматривается со стороны разработки методических принципов, ядром которых выступает философская идея совершенствования тела и духа своего собственного и ближайшего окружения. Отмечается, что сама теория физической культуры находится под влиянием моделей «потребного будущего» Н.А. Бернштейна и моделей подготовки максимально развитых людей «нового типа» В.С. Выготского.

Современный научный дискурс о человеке находится под сильнейшим влиянием наук постмодернистского комплекса, в стратегиях социально-гуманитарных наук проблема физического совершенства человека рассматривается через призму развития и усовершенствования всевозможных дискурсивных и телесных практик. Постмодернистская парадигма мышления (М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ж. Деррида) под знаком «смерти субъекта» разрушает прежнее классическое представление о доминировании духовной (психологической) стороны над телесной (физической), задает тем самым ориентиры для радикальной критики тотальной онтологии. Оригинальные исследования по проблеме тела-плоти, коммуникативных и телесных практик и технологий в западной культуре осуществил Д.В. Михель14. Анализ институализации экспертиз в аспекте медицинской практики предложен Е.А. Андрияновой15.

Проблема физического совершенства человека в контексте социо- и биотехнологий имеет особое методологическое решение, ее часто сравнивают с проблемами совершенствования физического облика человека, его отдельных свойств и признаков с помощью генетики. Речь идет в первую очередь об изменении телесной целостности человека и «преодоление» границ человеческих возможностей, что по большому счету означает «выход» за границы морали. Сегодня утверждается, что социобиотехнологии способны привести к новой индустриальной революции, поскольку речь идет об «улучшении» человека как такового16.

Проведенный обзор исследований обусловливает потребность в систематическом рассмотрении методологической специфики философского анализа проблемы физического совершенства человека. Такая потребность диктуется немногочисленностью работ в отечественной и зарубежной литературе, ориентированных на трансцендентально-критический подход к проблеме человека17. Настоящее исследование продолжает отечественную традицию критической трансцендентальной философии. В диссертации осуществляется критика антропологической парадигмы, дается анализ методологических образов физического совершенства человека в современной науке, проводится теоретико-познавательный анализ существующей дискуссии вокруг проективных моделей физического совершенства самой природы человека.

Объектом исследования выступает образ человека во всей полноте его объективного и субъективного природного физического совершенства, рассматриваемого в перспективе трансцендентальной философии, как составного неотъемлемого компонента современной философской и научной дискуссии.

Предметом исследования в диссертации выступает теоретико-познавательная дискуссия вокруг проблемы физического совершенства человека в науках естественнонаучного и гуманитарного знания.

Целью диссертационного исследования является применение трансцендентально-критического подхода в философско-методологическом анализе проблемы физического совершенства человека.

Достижение этой цели конкретизировано следующими исследовательскими задачами:

  1. критически проанализировать методологические особенности реалистического и идеалистического подходов в определении физической и духовной природы человека;

  2. осуществить системно-философскую рефлексию относительно обоснования принципа совершенства в философии классического и современного трансцендентализма на основе обращения к кантовской идее о двойственной природе человека как физической, телесной, так и духовной, моральной сущности;

  3. выявить и изучить методологические ограничения антропологической парадигмы, ставших источником мировоззренческого сдвига в понимании природы человека;

  4. раскрыть в системе гуманитарного знания основные теоретические парадигмы в формировании образа физического совершенствования человека;

  5. исследовать теоретико-познавательные перспективы физического совершенства человека в этическом расширении проблем современной науки.

Методологические и теоретические основы диссертационного исследования. Методологическими идеями при работе над диссертацией служили фундаментальные философские положения о преемственности теоретико-познавательного и историко-философских процессов. В исследовании автор опирается на источниковую базу современной немецкой и отечественной философии. В ходе подготовки диссертации были использованы философские концепции, учитывающие единство онтологического и методологического подходов в анализе науки, современные результаты эпистемологического анализа когнитивных наук.

В целом процессу формирования методологической основы диссертационного исследования способствовали идеи и положения трансцендентальной философии И. Канта, которые в работе развиваются в контексте сравнительного и критического анализа естественнонаучного и гуманитарного знания. Приоритетными установками трансцендентального метода выступают проблематизация социальной и исторической природы человека, отказ от позитивистской методологии и утверждение принципа телеологии. Методологическим ориентиром работы выступает кантовский парадигмальный подход, и ряд кардинальных положений трансцендентальной теории познания.

Чрезвычайно содержательными и плодотворными оказались идеи отечественных философов, в частности, А.В. Ахутина, П.П. Гайденко, И.Т. Касавина, П.М. Колычева, В.А. Лекторского, Л.А. Микешиной, С.В. Никитина, А.П. Огурцова, В.И. Разумова, В.С. Стёпина, конкретизирующих поиск методологического анализа природы человека в тесной связи с сущностью и самореализацией человека, его физической и идеальной основой.

Научная новизна диссертации. В диссертации получены следующие конкретные научные результаты, обладающие новизной и теоретической значимостью:

  1. Предпринят методологический анализ истоков и предпосылок реалистического и идеалистического подходов в определении физической и духовной природы человека. Выявлены особенности трансцендентально-критического подхода в исследовании природы человека.

  2. Изучены и определены основные системные моменты философии трансцендентализма в контексте методологического обоснования принципа совершенства.

  3. Обосновывается авторская позиция в отношении ограниченности антропологической парадигмы и дается концептуальная критика ее мировоззренческой направленности, оказавшей влияние на формирование научной доктрины физического совершенства человека.

  4. По-новому проведен критический анализ основных методологических парадигм в формировании образа физического совершенствования человека и указана возможность самой постановки вопроса в системе гуманитарного знания.

  5. Проанализирована этическая значимость современной дискуссии вокруг проективных моделей физического совершенства человека. Выявлены эпистемические особенности этического обоснования наук о человеке.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Философско-методологический анализ проблемы физического совершенства человека выявляет необходимость развития критической рефлексии относительно реалистических и идеалистических представлений о природе человека. Установлено, что идея целостной природы человека и ее образ обусловливаются представлениями о становлении человека как эмпирического индивида в мире природы. Доказано, что только критический подход исключает возможность докантовской трактовки человеческой природы, не имеющей трансцендентального измерения. Вопрос о природе человека преломляется проблемой осознания исходных оснований, при этом сама природа человека рассматривается как открыто вопрошаемая возможность физического и духовного совершенства.

  2. В контексте анализа философии европейского трансцендентализма принцип совершенства определяется сквозь призму совершенства телесного мира, и возможностей усовершенствования природы человека как органического начала. Оригинальность системы трансцендентального идеализма заключается в том, что вопрос о совершенстве ставится в прямую зависимость от познавательной способности человека, а само физическое совершенство человека воспринимается через примат практического разума, глубокую потребность личностного совершенства.

  3. Наука о человеке рассматривается как результат развития новоевропейской установки антропоцентризма; она включает в себя систему обобщенного знания о человеке, выступает своего рода замещением философской онтологии и классической метафизики. В этом смысле философская антропология отражает принципы объективизма и естественного натурализма. Философская антропология может быть квалифицирована как определенная стратегическая форма теоретической рефлексии, в которой изначально сакрализуются основания восприятия телесного мира и человеческого тела в мире, отличные от научного опыта. Высшим выражением антропологического идеала являются теории развития естественных природных способностей человека, оказавшие существенное влияние на становление научной доктрины физического совершенства человека. Ослабление трансцендентального мотива в современной науке и философии сказывается усилением биологических принципов и утверждением нигилистического отношения к телу и телесности человека.

  4. Образ физического совершенства несет в себе две эпистемологические гипотезы, что обусловлено развитием наук естественнонаучного и гуманитарного цикла. В одном случае, речь идет о биологической эволюции человека и эволюции когнитивных наук, в другом, – субъективная составляющая связывается с замещением тела и духа характеристикой экзистенциального опыта и/или постмодернистскими практиками тела и телесного. Телесная культура выступает своего рода «физическим элементом» совершенствования человека, целостность которого определяется либо регулятивной социокультурной, либо проективной биотехнологической моделями модификации тела человека. Разрыв между онтологией и этикой проходит внутри проблемы физического совершенства человека, проблемы человеческой телесности и духовности.

  5. Дискуссия вокруг природы человека и проектов его физического совершенства в современных вариантах науки вновь возрождает кантовскую постановку вопроса об этическом измерении теоретического разума. Телеологическая парадигма поддерживает тезис трансцендентализма об «этически заинтересованном» субъекте познания и действия, ориентированном на телесное и морального самосовершенствование. Кардинальный поворот к эпистемологическому осознанию наук о человеке определяет этику в качестве трансцендентального метода, задающего новый этап в объемном осмыслении человеком своей собственной истории и природной, физической, и духовно-моральной сущности.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Значимость данного диссертационного исследования определяется возможностью обоснования методологической рефлексии за счет введения в науку и теоретическую философию трансцендентального метода. Ключевые идеи диссертации могут быть использованы как критические установки для изучения проблемного поля целостной (физической и духовной, телесной) природы человека в современной философии и теории познания.

Материалы и выводы, содержащиеся в работе, могут представлять интерес для специалистов при подготовке и изложении спецкурсов по проблемам теории познания, современной теоретической философии, в работе методических семинаров, в исследованиях, связанных с разработкой теоретико-познавательных проблем прикладных исследований в области антропологии, философии науки и наук о человеке, развитию теории физической культуры и физического совершенства человека.

Апробация диссертационного исследования. Результаты данного исследования были представлены в сообщениях и докладах на Международной научно-практической конференции «Экологические проблемы современности» (Пенза, 2006 г.), Межвузовской научно-практической конференции «Общество риска и человек в XXI веке. Альтернативы и сценарии развития» (Саратов, март 2006 г.), На методологическом семинаре «И. Кант и актуальные проблемы гуманитарных наук» (Саратов, апрель 2006 г.), Четвертой Международной конференции «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, май 2007), Всероссийской конференции «Человек в условиях цивилизационных вызовов» (Саратов, ноябрь 2008 г.). Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии и методологии гуманитарных наук ПИ СГУ. Результаты работы отражены в восьми научных публикациях, общим объемом 4, 7 п. л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих пять параграфов. В заключение диссертации представлены основные итоги работы, указано ее теоретическое и практическое значение.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа кандидатского минимума по специальности 09. 00. 01 Онтология и теория познания

    Программа
    Предмет онтологии. Предмет философии. Многообразие определений философии. Система философского знания. Онтология в структуре философского знания. Единство онтологии и теории познания в философском осмыслении мира и человека.
  2. Методология познания живого: идея самоподобия самоорганизующихся систем 09. 00. 01- онтология и теория познания

    Автореферат
    Защита диссертации состоится « » октября 2008 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета ДМ 521.003.01 по присуждению ученых степеней по социологическим и философским наукам в Современной гуманитарной академии по адресу: 115114, г.
  3. Программы кандидатских экзаменов 05. 09. 03 «Электротехнические комплексы и системы» 05. 12. 04 «Радиотехника, в том числе системы и устройства телевидения» 05. 12. 13 «Системы, сети и устройства телекоммуникаций»

    Программа-минимум
    В основу настоящей программы положены следующие дисциплины: основные технологические процессы и машины текстильного производства; приводные системы машин и агрегатов; анализ и синтез исполнительных механизмов; основы расчета механизмов
  4. М. Д. Щелкунов Задачи философской подготовки

    Семинар
    Образовательный процесс в высшей школе – не застывшая система преподаваемых структурно-содержательных знаний. Сообразно меняющимся историческим эпохам, постоянным возрастаниям объемов и глубины результатов научных исследований, их
  5. «Наука и вненаучное знание» в курсе философии науки

    Документ
    К.А. Михайлов. Научно практическая конференция «Проблемы преподавания логики и дисциплин логического цикла» (13-14 мая 2004 г., Киев). Заметки участника

Другие похожие документы..