Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Актуальність дослідження. Проблема взаємовідносин людини з суспільством і державою, пошук найбільш оптимальних форм їхньої взаємодії, і питання грома...полностью>>
'Документ'
О мерах по обеспечению антитеррористической безопасности при подготовке и проведению праздничных мероприятий, посвященных празднику Весны и Труда и 66...полностью>>
'Документ'
Завершился XX век, II тысячелетие… Я пойду дальше в будущее, а ты останешься здесь, ты, кому я пишу это письмо. Я не знаю, кто ты, я не знаю, прочтёш...полностью>>
'Документ'
Реклама возникла вместе с культурой или, по крайней мере, с тех пор, как люди начали обмениваться произведенны­ми товарами1. Однако теперь, в постинд...полностью>>

Программа дисциплины Логическая семиотика для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор Драгалина Черная Е. Г

Главная > Программа дисциплины
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Государственный университет – Высшая школа экономики

Факультет Философии

Программа дисциплины

Логическая семиотика

для направления 030100.62 - Философия

подготовки бакалавра

Автор Драгалина – Черная Е.Г.

edragalina@

Рекомендована секцией УМС

«Философия»

Председатель

Е.Г. Драгалина-Черная

____________________

«13» октября 2009г.

Утверждена УС факультета

философии

________________________________

Ученый секретарь

И.В.Макарова

________________________________

«13» октября 2009г.

Одобрена на заседании кафедры

онтологии, логики и теории познания

зав. кафедрой В.Н.Порус

«13» октября 2009г.

Москва

2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Чтение курса логической семиотики на философском факультете ГУ-ВШЭ преследует следующие основные цели:

  • ознакомление с концептуальным аппаратом логической семиотики;

  • изучение историко-логической и историко-философской проблематики в перспективе «лингвистического поворота» современной философии;

  • оценка философского значения и границ метода формализации, знакомство с теоретико-модельными и теоретико-доказательственными свойствами формальных теорий, анализ методологического значения «ограничительных» теорем о выразительных, вычислительных и дедуктивных возможностях формализмов;

  • выявление экспликативного и эвристического потенциала логической семантики как формальной онтологии;

  • обоснование специфики семиосферы, семантико-прагматический анализ философского дискурса с использованием аппарата теории речевых актов.

    Проблематика смысла и значения, уходящая корнями в сакраментальный для любого философствующего субъекта вопрос «Что все это значит?», образует ядро не только современной аналитической философии, но также феноменологии, герменевтики и всех направлений философии, апеллирующих к «трансцендентальной смысловой реальности». Вместе с тем, выявление принципов и границ формализации знания, тесно связанное с задачами преодоления семантических парадоксов, предполагает обращение к таким теоретико-модельным свойствам формальных теорий как полнота, непротиворечивость, компактность, категоричность, а также к точным результатам современной математической логики о выразительных и дедуктивных возможностях формализмов. Построение точных семантик для неклассических логических систем служит эффективным средством аналитической реконструкции традиционных онтологических и эпистемологических проблем, связанных с категориями истинности, необходимости, долженствования, сущности и существования, знания и веры. Обращение к концептуальному аппарату теории речевых актов позволяет включить в сферу логического анализа не только синтаксис и семантику, но и прагматику языка.

    Курс логической семиотики на философском факультете ГУ-ВШЭ является обязательным для всех студентов, специализирующихся по философии. Он охватывает два модуля. Проведение семинарских занятий является необходимым компонентом курса. Изучение курса завершается устным зачетом. Учебным планом предусмотрена одна письменная домашняя работа, основные выводы которой докладываются студентами на семинарских занятиях.

Тематический план учебной дисциплины

Название

Темы

Всего

Часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Сем. и практ.

Занятия

Раздел 1. Предмет логической семиотики

8

2

2

4

Раздел 2. Семиотика в истории логики и философии

46

16

10

20

2.1

Протосемиотика: логико-философские традиции Древнего Востока и Древней Греции

12

4

2

6

2.2.

Семиотические проблемы в логике Средних веков и Нового времени

12

4

2

6

2.3.

Проблема знака и его значения в логике, философии и семиотике конца 19 века - первой половины 20 века

22

8

6

8

Раздел 3. Синтаксис и семантика.

Выразительные, вычислительные и дедуктивные возможности формализмов

14

4

2

8

Раздел 4. Язык, семантика, онтология

27

8

4

15

4.1.

4.2.

Аналитическая истина, «онтологическая нейтральность» логики и «внутренний реализм»

Семантика возможных миров и интенсиональные онтологии

13

14

4

4

2

2

7

8

Раздел 5. Теория речевых актов. Семантика и прагматика

13

5

2

6

Итого:

108

35

20

53

Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

  • Работа на практических занятиях (доклады, обсуждения, решение задач) – 30 % итоговой оценки

  • 1 письменная домашняя работа (60 мин.) - 30 % итоговой оценки

  • Устный зачет (120 мин.) – 40 % итоговой оценки

Базовый учебник

Смирнова Е.Д. Логика и философия. М.: РОССПЭН, 1996

Содержание программы

Раздел 1. Предмет логической семиотики

Язык как информационная знаковая система. Функции языка. Язык и метаязык. Синтаксис, семантика, прагматика. Смысл и значение знака.

Этапы становления логической семиотики и принципы её теоретического построения. Методы логической семиотики.

Место логической семиотики в системе когнитивных наук. Логическая семиотики и когнитивная психология. Лингвистическая и логическая семиотики.

Логическая семиотика и философия. Категории смысла и значения в логико-семиотическом и экзистенциальном измерениях.

Литература

Основная

Смирнова Е.Д. Логика и философия. М.: РОССПЭН, 1996, с. 18 - 49

Дополнительная

Ажеж К. Человек говорящий. Вклад лингвистики в гуманитарные науки. М.: УРСС, 2003

Кронгауз М.А. Семантика. М.: Изд-во РГГУ, 2001

Лайонс Д. Лингвистическая семантика. Введение. М.: Языки славянских культур, М., 2003

Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи. Что категории языка говорят нам о мышлении. М.: Языки славянских культур, 2004

Лангер С. Философия в новом ключе. Исследование символики разума, ритуала и искусства. М.: Изд-во политической литературы, 2000

Мечковская Н.Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура. М.: Академия, 2004

Смирнова Е.Д. Основы логической семантики. М.: Изд-во МГУ, 1990

Солсо Р. Когнитивная психология. М.: Тривола, 2002

Фреге Г. О смысле и значении // Фреге Г. Логика и логическая семантика. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000

Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб: Симпозиум, 2004

Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999

Семиотика. М.: Радуга, 1983

Драгалина-Черная Е.Г. Логика с элементами семиотики и теории аргументации. М.: ГИТР, 2006

Раздел 2. Семиотика в истории логики и философии

Тема 2.1. Протосемиотика:

логико-философские традиции Древнего Востока и Древней Греции

«Веды» как текст и как вечность. Семантика «великого речения» в Адвайта-Веданте. «Индийская силлогистика» как семиотическая деятельность: Готама и Дигнага. Логика ньяя о суждении как восприятии: концепция «проникновения сущностей». Буддистская логика о восприятии как суждении: статика значений и динамика реальности. Спор о семантико-онтологическом статусе небытия: «отсутствие присутствия» vs. «присутствие отсутствия».

Китайская иероглифика и категория «мин» (имя – понятие). Мин как знак и репрезентативная абстракция. Конфуцианско-даосская нумерология и протологика. Конфуцианский принцип «исправления имен» (чжэн мин) и природная теория имен. Проблема имен (мин) и реалий (ши) в «школе имен» (мин цзя). Школа «отделения твердого от белого» и «парадокс белой лошади» Гуньсунь Луна. Даосское учение о двойственности Дао: «безымянное Дао («у мин») и «Дао, имеющее имя» («ю мин»). Парадоксальная семиотика чаньского коана.

Античные теории знака: натурализм против конвенционализма. Софистический конвенционализм: истина и кайрос. Диалог Платона «Кратил»: именование как деятельность. Аристотель о несовершенстве умозаключений «от знаков» и логика стоиков как «наука о знаках».

Литература

Основная

Дао Дэ Цзин // Древнекитайская философия. М.,: Мысль, 1972, т. 1, с. 114 - 138

Лунь Юй // Древнекитайская философия. М.,: Мысль, 1972, т. 1, с. 139 - 174

Гуньсунь Лун // Древнекитайская философия. М.: Мысль, 1973, т. 2, с. 58 - 65

Платон. Кратил // Платон. Собрание соч. в 4 т. М.: Мысль, 1990, т. 1, с. 613 - 681

Аристотель. Об истолковании // Сочинения в 4-х т., Т. 2, М.: Мысль, 1978, с. 93-116

Маковельский А.О. История логики. Жуковский – Москва: Кучково поле, 2004, с. 10 - 209

Дополнительная

Комментарий Прокла на платоновский диалог «Кратил» // Материалы к исследованиям по истории платонизма. Вып. 2, СПб.: СПб: Наука, 2000

Муммонкан. Застава без ворот. СПб.: Наука, 2000

Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья. М.: Наука, 2001

Фрагменты ранних стоиков. Т.2, ч. 1. Логические и физические фрагменты. М.: Мысль, 2002

Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. М.: Едиториал УРСС, 2002

Базаров А.А. Институт философского диспута в тибетском буддизме. СПб.: Наука, 1998

Бочаров В.А. Аристотель и традиционная логика. М.: Изд-во МГУ, 1984

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М.: Прогресс-Традиция, 2003

Григорьева Т.П. Дао как свобода // Человек, 2004, №6, с. 79 - 85

Гриненко Г.В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. М.: Новый век, 2000

Зильберман Д.В. Генезис значения в философии индуизма. М.: Наука, 1998

Инголлс Д.Г.Х. Введение в индийскую логику навья-ньяя. М.: Наука, 1975

Канаева Н.А., Заболотных Э.П. Проблема выводного знания в Индии. Логико-эпистемологические воззрения Дигнаги и его идейных преемников. М.: Восточная литература, 2002

Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М.: Восточная литература, 1994

Крушинский А.А. Язык и мышление в Древнем Китае // Вопросы философии, 2007, №5

Противоположности и парадоксы, М.: Канон+, 2008

Родин А.В. Математика Евклида в свете философии Платона и Аристотеля. М.: Наука, 2003

Шохин В.К. Стратификация реальности в онтологии адвайта-веданты. М.: Изд-во ИФ РАН, 2004

Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М.: Алетейя, 1993

Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. СПб.; Университетская книга, 1995

Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре. СПб.: Alexandria, 2007

Тема 2.2. Семиотические проблемы в логике Средних веков и Нового времени

Категориальная система средневековой семиотики: «естественные» и «конвенциональные» знаки, «ментальные слова» и «концепты», «пропозиции», «суппозиции» и «пресуппозиции», «универсум речи», «виртуальное» и «формальное».

Существование и сущность, имя и атрибут, дефиниция и инфиниция в катафатических доказательствах. Катафатическое доказательство как «аналогическая речь», его интенциональный и перформативный характер (Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот). Значение и понимание (Августин, Фома Аквинский). Проблема «именования неименуемого» в апофатике (Дионисий Ареопагит, Григорий Палама).

Онтологический аргумент: от Ансельма Кентерберийского к Декарту. Критика Кантом онтологического доказательства: существование как первопорядковый предикат и как квантор (второпорядковый предикат). Проблема виртуального существования в схоластической полемике об универсалиях.

Поиски «идеального языка». Картезианская Mathesis Universalis, «рациональная грамматика» Пор-Рояля и Lingua Characteristica Лейбница. Семантика возможных миров для аналитических истин, божественное всемогущество и свобода человека. Теории знаков Гоббса, Локка, Гассенди.

Кант о «пустоте» логической формы и формальности аналитического априори. Проблема категориального синтеза: учение Канта о трансцендентальном схематизме как семантическая теория когнитивного типа.

Литература

Основная

Ансельм Кентерберийский. Прослогион // Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.: Канон, 1995, 123 - 165

Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Сочинения. М.: Мысль, 1994, т.2, 3 - 417

Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Собрание сочинений в восьми томах, М.: Изд-во Чоро, 1994, т.3, 448 - 454

Жильсон Э. Философия в средние века. М., 2004, с. 182 – 189, 397 – 415, 448 – 469, 483 - 495

Маковельский А.О. История логики. Жуковский – Москва: Кучково поле, 2004, с. 257 – 417

Дополнительная

Арно А., Николь П. Логика как искусство мыслить. М.: Наука, 1991

Арно А., Лансло К. Всеобщая рациональная грамматика (Грамматика Пор-Рояля). М.: Наука, 1991

Иоанн Дунс Скот. Избранное. М.: Мысль, 2001

Оккам Уильям. Избранное. М.: Наука, 2002

Фома Аквинский. Сумма теологии // Фома Аквинский. Онтология и теория познания: фрагменты сочинений. М.: ИФ РАН, 2001

Антонова О.А., Соловьев С.В. Теория и практика виртуальной реальности: Логико-философский анализ. Спб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008

Басос А.В. «Единственный аргумент» Ансельма Кентерберийского // Истина и благо: универсальное и сингулярное. М.: ИФ РАН, 2002

Бирюкова Н.Б. Логическая мысль во Франции (17 – начало 19 столетий). Французские предвосхищения математической логики. М.: Эдиториал УРСС, 2006

Драгалина-Черная Е.Г. Аналитическое априори как проблема трансцендентальной онтологии // Трансцендентальная антропология и логика. Калининград: КГУ, 2000

Драгалина-Черная Е.Г. «Слово к внемлющему» или «диалог с безумцем»? Логика и риторика «Прослогиона» // Модели рассуждения – 1: Логика и аргументация. Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2007

Драгалина-Черная Е.Г Тяжба о «ста талерах»: via eminentiae // Кантовский сборник, 2009, 2 (30)

Жильсон Э. Учение Декарта о свободе и теология. Бытие и сущность // Э.Жильсон. Избранное. Христианская философия. М.: РОССПЭН, 2004

Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. М.: Университетская книга, 1997

Лисанюк Е.Н. Средневековый диспут // Логико-философские штудии – 4. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006

Неретина С., Огурцов А. Пути к универсалиям. Санкт - Петербург: Изд-во русской христианской гуманитарной академии, 2006

Неретина С.С. Аргумент, нуждающийся для своего обоснования только в себе: ///vol4/vox20-204-20-209neretina.pdf.

Рикер П. Я-сам как другой. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2008

Самохвалов К.Ф. Предикаты существования и «онтологический аргумент» // Логические исследования. Вып. 6. М.: Наука, 1999

Суини М. Лекции по средневековой философии. Выпуск 1. Средневековая христианская философия Запада. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2001

Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре. СПб.: Alexandria, 2007

Общая и рациональная грамматика Пор-Рояля. М.: Наука, 1990

Хомский Н. Картезианская лингвистика. М.: Эдиториал УРСС, 2005

Савельев А.Л.. История идеи универсальной грамматики (с древнейших времен и до Лейбница). СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2006

Тема 2.3. Проблема знака и его значения в логике, философии и семиотике

конца 19 века - первой половины 20 века



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа дисциплины Логическая семантика для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор Драгалина Черная Е. Г

    Программа дисциплины
    Место логической семантики в системе когнитивных наук. Логическая семантика и когнитивная психология. Лингвистическая и логическая семантика. Теория значения и теория референции.
  2. Планы семинарских занятий Логика (1,2,3,4 модули) для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра Автор Драгалина Черная Е. Г

    Планы семинарских занятий
    Метатеоретические свойства классического исчисления высказываний: синтаксическая непротиворечивость и полнота, семантическая непротиворечивость и полнота.
  3. Программа дисциплины логика для направления 030100. 62 Философия подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Курс логики на отделении философии философского факультета НИУ-ВШЭ читается в течение 6-ти модулей (3-х модулей на первом курсе бакалавриата и 3-х модулей - на втором курсе).

Другие похожие документы..