Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Уфимская государственная академия экономики и сервиса В. И. Кокин, Р. М. Сафуанов, Н. Е. Хабибова профилактика потребления и распространения наркотических веществ в высшей школе уфа 2007
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Уфимская государственная академия экономики и сервиса»
В.И.Кокин, Р.М.Сафуанов, Н.Е.Хабибова
ПРОФИЛАКТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
УФА 2007
УДК 615.099
ББК 74.58
П 84
Кокин В.И., Сафуанов Р.М., Хабибова Н.Е.. Профилактика употребления и распространения наркотических веществ в высшей школе: Научно-методический сборник. – Уфа., 2007.- 64 с.
Пособие содержит научно-методические материалы для преподавателей и студентов вузов Республики Башкортостан по проблемам профилактики наркомании в среде студенческой молодежи. Предложены различные модели предупреждения наркомании, принципы ведения профилактической работы, правила построения профилактических программ в вузе.
Под редакцией профессора, доктора экономических наук А.Н. Дегтярева
Рецензенты:
Ахмерова С.Г. – д-р мед. наук, профессор, кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы,
Политика О.И. – кандидат психологических наук, кафедра физического воспитания Уфимской государственной академии экономики и сервиса
ISBN © Кокин В.И., Сафуанов Р.М.,
Хабибова Н.Е.,2007
© Уфимская государственная
академия экономики и
сервиса, 2007
Содержание
Предисловие……………………………………………………………………………………....4
Введение ………………………………………………………………………………………….6
Раздел 1. Проблемы профилактики наркомании в образовательной среде ……………...…..9
Раздел 2. Подходы к разработке профилактических программ ……………………………..13
2.1. Принципы построения профилактики наркомании в образовательной среде ........13
2.2. Стратегии построения профилактики ……………………………………………….17
Раздел 3. Комплексная программа по профилактике употребления и распространения наркотических и психоактивных веществ (УГИС) …………………………………………...25
Раздел 4. Программа подготовки и повышения квалификации педагогов и специалистов учреждений образования, осуществляющих деятельность по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде ………………....39
Раздел 5. Рабочая программа дисциплины «Валеология» …………………………………...49
Заключение ……………………………………………………………………………………...57
Глоссарий ……………………………………………………………………………………….59
Список литературы ……………………………………………………………………………..63
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вся мировая общественность обеспокоена существующей в мире проблемой наркомании. Двадцатая специальная сессия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, состоявшаяся 8-10 июня 1998 года в Нью-Йорке, приняла Политическую декларацию и признала, что проблема растущей наркомании должна решаться в многонациональных рамках. ООН призвала государства, которые еще не сделали этого, присоединится к трем международным конвенциям по контролю за наркотиками и начать в полной мере применять их. Государства-члены Организации Объединенных Наций вновь заявили о своем обязательстве принять и обеспечить соблюдение всеобъемлющего национального законодательства и стратегий для приведения в действие этих конвенций.
Однако за прошедшее время, согласно сведениям экспертов Программы ООН по международному контролю за наркотиками (ЮНДКН), несмотря на принимаемые совместные усилия, международному сообществу не удается пока переломить наркоситуацию к лучшему. Имеющиеся в ООН статистические данные свидетельствуют о неуклонном возрастании в мире незаконного оборота наркотиков и приобщение к злоупотреблению ими все большего числа людей.
Серьезную тревогу вызывает наркоситуация, сложившаяся в Российской Федерации. По данным официальных граждан за последние 10 лет увеличилось почти в 15 раз. Наркомания быстрыми темпами распространяется в молодежной среде. Подавляющее большинство наркоманов (67,3 %) составляют лица в возрасте до 30 лет. Заболеваемость наркоманией среди подростков за десятилетие увеличилось в 17 раз. Тенденция к повышению уровня первичной заболеваемости наркоманией сохраняется, а масштаб незаконного оборота и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ представляет серьезную угрозу здоровью нации, социально политической и экономической стабильности государства.
Вопросы профилактики наркомании постоянно находятся в центре внимания руководства Республики Башкортостан. В результате мер, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и религиозными конфессиями, руководителями учреждений, организаций и предприятий, основные показатели, характеризующие наркоситуацию в республике, за последние годы выглядит несколько лучше, чем в других регионах Приволжского федерального округа.
В то же время статистика показывает, что положение дел в Республике Башкортостан продолжает оставаться достаточно сложным, что не позволяет ослабить совместные усилия в этом направлении и обуславливает необходимость разработки эффективной системы профилактики наркомании с использованием мер правового, криминологического, медицинского, экономического, социального и психологического характера. Поэтому чрезвычайно актуальными являются исследования, направленные на поиск путей повышения эффективности профилактических мер, а также обобщение накопленного опыта.
Настоящий сборник предлагает вниманию читателя работы ученых и специалистов, основанные на обобщении зарубежного, отечественного и собственного опыта профилактики распространения и потребления наркотиков среди студентов высших образовательных учреждений.
Искренне надеемся, что публикация вызовет определенный интерес у работников сферы образования, медицины, студентов, представителей общественности, для которых небезразлично будущее нашего поколения.
Начальник Управления Федеральной службы
Российской Федерации по контролю за оборотом
наркотиков по Республике Башкортостан,
генерал-майор полиции В.И. Кокин
ВВЕДЕНИЕ
Создание научно-методического сборника по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (высшие учебные заведения) обусловлено нарастающей необходимостью ведения повсеместной работы по предупреждению приобщения студенческой молодежи к психоактивным веществам и формирования наркозависимости.
Со второй половины ХХ века понятие «наркомания» стало особой проблемой, особой сферой социальной патологии, обозначающей социально-биологическую угрозу, имеющую глобальный масштаб и характер. Проблема наркомании имеет многогранный характер, включает экономический, медицинский, социальный, правовой, воспитательный аспекты.
По данным группы экспертов ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), в современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические препараты, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков, получают широкое распространение синтетические наркотики. В употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп населения. Но особую тревогу вызывает ее распространение среди молодежи, создающее устойчивую базу для развития взрослой наркомании.
В апреле 2005г. участники парламентских слушаний констатировали, что наркомания и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в настоящее время приобрели масштабы, угрожающие национальной безопасности Российской Федерации [1].
В послании Президента Республики Башкортостан народу и Государственному Собранию – Курултаю – Республики Башкортостан «К новому качеству жизни людей» (апрель 2006г.) отмечается удручающее впечатление о статистике наркомании, злоупотребление алкоголем, табаком, особенно среди молодежи. И далее «несмотря на успешное в целом проведение Года профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, борьбу с такими социально опасными явлениями надо продолжить, более того, усиливать» [2].
Решение многих задач по профилактике наркомании среди молодежи находится в сфере компетенции органов управления образованием и образовательных учреждений, и профилактическая работа направлена на формирование у молодого поколения целостной ориентации на здоровый образ жизни во всех основных сферах жизнедеятельности.
Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки при проведении аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений решением коллегии Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» от 14.09.2005г. при использовании показателя «Воспитательная деятельность» поручено учитывать состояние работы образовательного учреждения по профилактике злоупотребления психоактивными веществами [3].
Особое значение для воспитательной работы со студентами имеет учет социально-психологических особенностей. Образовательная (студенческая) среда – особая социально-профессиональная группа, объединенная возрастными характеристиками (17-25 лет), интеллектуальными способностями, регламентированными условиями труда (учебный процесс) и активным совместным проведением досуга.
Стремлению юношества к социально-активному самоопределению и самоутверждению присуща и определенная неустойчивость в силу отсутствия достаточного жизненного опыта, неразвитости самовоспитания и т.д.
К психологическим особенностям молодежного возраста относятся:
- повышенное стремление к самоутверждению, к проявлению своей
индивидуальности, к признанию со стороны окружающих своих
личностных достоинств, к приобретению популярности;
- быстрый рост самосознания, связанный с использованием
противоречивых, иногда опасных форм самопроверки и самооценки;
- стремление быть в коллективе, «быть с другими»;
- ориентация на собирательный образ идеального героя,
характеризующегося, прежде всего, абсолютной уверенностью в себе,
способностью лично найти выход из любой ситуации, пользующегося
популярностью у друзей и наводящего страх на врагов, обладающего
неотразимой внешностью и благородством и т.п.;
- критическое отношение к наставлениям, стремление найти доводы,
опровергающие то, что объясняется, особенно в общественных
явлениях, подозрение, что объясняющий что-то скрывает, не
договаривает;
- повышенная требовательность к наставникам и старшим в вопросах
соблюдения единства слова и дела;
- склонность к выдвижению завышенных, нереалистических притязаний,
к переоценке своих способностей и возможностей;
- склонность к сильным внутренним переживаниям, сомнениям,
раздумьям, опасениям, тревожности;
- противоречивость внутренних начал молодежного возраста: чуткость,
восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны
коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке,
действовать по – своему;
- стремление выглядеть более старшим, умышленное подчеркивание в
своем поведение черт, свойственных зрелым людям, и – грусть при
воспоминаниях связанных с детством, осознание того, что оно ушло,
переживание в связи с этим чувства горечи и тревоги;
- искренность, откровенность с другом и – замкнутость, неоткровенность
с родителями и т.д.
Особая опасность наркомании в образовательной среде состоит и в том, как указывает В.В.Еременко, «что генетически иммунитет молодых людей, сопротивляемость к воздействию наркотических средств еще достаточно слабы, психические состояния исключительно подвижны, и привыкание к наркотикам наступает иногда с первых доз употребления [4]».
Наркотики пагубно сказываются на функционировании всех органов и систем человека, поражая в первую очередь такие жизненно важные, как нервная и сердечно – сосудистая системы; появляются психические расстройства, человек становится не способным сочувствовать и сопереживать.
Важнейшей целью и задачей действительно эффективной профилактики наркомании в высшей школе, на наш взгляд, является формирование личности, обладающей достаточным социальным, психологическим, нравственным и др. «иммунитетом» к соблазну экспериментирования с наркотиками как неадекватного ответа на наличие проблем в самореализации, удовлетворении смысложизненных потребностей и т.п.
Н.Е.Хабибова, кандидат
философских наук
Раздел 1. Проблемы профилактики наркомании в образовательной среде
Представления о пагубности употребления наркотиков начали формироваться в первой трети ХIХ в.
В России первые серьезные исследования наркомании осуществлялись в 20-е гг. ХХ века. А.М.Раппорт, М.Н.Гернет, А.С. Шоломович, Ю.П.Лисицын, А.А.Герцензон и др. разрабатывали методики обследования потребителей наркотиков, устанавливали тесную связь наркотизации с социально-бытовыми условиями, искали пути профилактики этого вида социальной патологии.
В 1923 году был создан Институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР, который координировал исследование социальных проблем наркомании, разрабатывал проекты борьбы с этим явлением через проведение массовых мероприятий и развитие санитарного просвещения населения.
С конца 50-х гг. до конца 80-х гг. – это период возрождения исследования проблемы наркомании свернутой в середине 30-х гг. Данной проблематикой занимались психиатры, наркологи, юристы (В.В. Бориневич, И.В.Стрельчук, Я.Г.Готланд, Э.А.Бабаян, В.С. Битенский и др. Проблемам подростковой наркомании посвящены работы А.Е. Личко, Г. Ялукачер, Т.В.Ивановой и др., где помимо изучения влияния различных наркотических веществ на организм и психику подростков, имел место анализ микросоциальных процессов в молодежной среде, вопросы профилактики.
С начала 90-х гг. появляется большое количество исследований, связанных со значительным ростом наркомании в России.
Феномен наркомании на сегодняшний день вышел за рамки психиатрии, наркологии, медицины в целом и стал проблемой национального и международного масштаба, затрагивающей все сферы общественной жизни, начиная с экономической и заканчивая духовной. Сами по себе различные аспекты наркомании (социальные, психологические, медицинские, геополитические и т.п.) не являются однозначно наркопровоцирующими, однако их одновременное воздействие порождает благоприятные условия для распространения наркомании.
Среди причин, по которым наркотики «прижились» в России, безусловно, вескими являются следующие:
ослабление института семьи;
резкое изменение социального статуса – расслоение в обществе;
кризис ценностей в обществе – потеря жизненных ориентиров;
массированное влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни;
развал молодежных организаций.
Спецификой наркомании в России по сравнению с рядом других стран, где наркотизация в последние годы не носит резкого, «взрывного» характера является преломление определенных преобразовательных процессов в социальной структуре, способных негативно влиять на взаимодействие общества и индивида, вызывая у последнего патологические защитные реакции. Так, американский социолог С.Миллс писал, что если в городе со 100000 населения только 1 безработный, то эта его «личная» проблема, и для ее решения необходимо изучить его психологические особенности, но если среди 50 млн. населения 15 млн. безработных, то причину нужно искать в общественных институтах [1].
В современной молодежной среде, к сожалению, принимать наркотики стало модным, престижным; но в этом возрасте наиболее актуальной является не уже сформировавшаяся наркомания, а различной степени стойкости злоупотребления наркотиками, обозначаемое как аддитивное поведение.
Факторы риска обычно разделяют на три основные группы:
социальные факторы – доступность вещества (или препарата); мода на него; влияние группы сверстников;
психологические факторы – личностный характер человека, привлекательность испытываемых ощущений и переживаний;
биологические факторы – изначальная толерантность (полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности).
Социальный фактор с точки зрения эпидемиологии является наиболее опасным, в котором наиважнейшим этапом аддитивного поведения (АП) является этап групповой психической зависимости, когда потребность в употреблении наркотиков возникает немедленно, как только собирается компания.
Молодежные группы по АП классифицируются следующим образом:
территориальные – группирующиеся по месту учебы или месту жительства;
деликвентные – т.е. объединенные не наказуемыми с точки зрения уголовного законодательства поступками и правонарушениями (мелкое воровство или мелкое хулиганство);
криминальные – объединенные действиями, аналогичными в предыдущем пункте, но подпадающими под уголовное законодательство.
Наркоманию как социальную проблему можно решить лишь при помощи комплекса социальных мер, при этом ключевым направлением должна стать профилактика.
Профилактика наркомании – понятие, охватывающее практически все стороны общественной жизни. Под профилактикой наркомании следует понимать вид социальной деятельности, осуществляемой как органами власти и управления и силовыми структурами, так и институтами гражданского общества (общественные и религиозные организации, различные фонды, образовательные учреждения, средства массовой информации) и направленной на устранение причин и факторов его появления и распространения [2].
Профилактика способствует перестройке сознания и психологии людей, повышению их внутренней культуры, улучшению межличностных отношений, оздоровлению обстановки в семье и обществе в целом.
Профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности на каждом из следующих направлений:
Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами.
Формирование навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.
Профилактические программы должны создаваться не по распоряжению «сверху» и не в едином варианте для всех вузов республики.
Общие принципы ведения профилактической работы.
Целевая работа с группой риска заключается в определении групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению у членов группы тяги к наркотикам, взаимодействии с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу. Работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками должна быть гуманной. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей и легализации наркотиков, правомочности их употребления и упрощения доступа к ним.
ВУЗ, как социальный институт, обладает рядом возможностей для успешной реализации профилактической работы:
возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением;
влияние на уровень притязаний и самооценку;
возможность привлечения специалистов по профилактике и т.д.
Правила построения профилактических программ в вузе.
Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников вуза в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы;
программы должны вестись на протяжении всего периода учебы в вузе;
в ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое (психологическое), социальное и экономическое благополучие человека;
информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества;
необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или «приблизиться» к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач;
информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений).
Работая в области антинаркотического просвещения не следует допускать:
использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана;
искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия;
разового характера действий, направленных на профилактику.
Раздел 2. Подходы к разработке профилактических программ
2.1. Принципы построения профилактики наркомании в образовательной среде
1. Комплексность.
Комплексность – согласованное взаимодействие:
- на межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительные органы и др.);
- на профессиональном уровне специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактики (педагоги, медицинские психологи, врачи, наркологи и др.);
- в системе образования органов управления образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также образовательных учреждений, отвечающих за взаимодействие и координацию различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики.
2. Дифференцированность.
Дифференцированность – решение задач профилактики наркозависимости с учетом возраста, степени вовлеченности в наркотическую ситуацию, социального и профессионального статуса адресатов превентивных мероприятий. Юношеский возраст (17-18 лет), молодежь (от 18 лет).
3. Аксиологичность.
Аксиологичность – ценностная ориентация учебно-методической профилактической работы, направленная на формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и т.д.
Основная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ (ПАВ).
4. Многоаспектность.
Многоаспектность – сочетание в профилактической работе различных направлений (социальный, психологический, образовательный, медицинский, правоохранительный аспекты).
Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:
- социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состояние;
- психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а также навыков быть успешным, быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения наркотиков;
- образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ.
5. Приоритетность.
Приоритетность – признание приоритета психологических знаний в профилактической работе любых специалистов и связанное с этим основополагающее значение первичной профилактики в решении проблем наркомании.
6. Экспансивность.
Экспансивность – активное внедрение методологий профилактики наркозависимости в уже имеющиеся формы работы с молодежью (курсы ОБЖ, валеологии, молодежный досуг, использование психологически обоснованной профилактической темы в оформлении предметов молодежной культуры (майки, бейсболки, плакаты и т.д.).
7. Динамичность.
Динамичность – разработка и использование гибких профилактических методологий, учитывающих социальные, экономические и правовые изменения в обществе, мифологию среды, обусловливающую наркотическую ситуацию в городе, эффективные средства передачи информации.
Похожие документы:
Перечень основных публикаций за 2010 год
ДокументFaizullin Fanil. Turk Halklarinin Siyasi Kulturlerinin Gelisiminde Ahmet Zeki Velidi Togan*in Rolu Uluslararasi Zeki Velidi Togan Ve Turk Kulturu Bilgi Soleni/ 13-15 october 2010, Turkyie, Stambul, 2010.Наркоконтроль (1)
ДокументВ минувшую пятницу в Москве состоялась встреча Директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) Виктора Черкесова с Губернатором-председателем Правительства Самарской области Константином Титовым.Computer Using Educators Inc., Usa материалы (2)
ДокументМатериалы XVIII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 27 – 28 июня 2007г. г.Троицк, Московской области - ГОУ ДПО "Центр новых педагогических технологий" Московской области, МОО Фонд новыхГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (23)
Научная работа4. Экономика – 06.41.00; 06.61.00; 06.01.45; 06.01.79; 06.03.07; 06.09.00; 06.43.00; 06.51.00; 06.51.51; 06.61.33; 06.75.00; 06.75.05; 06.75.55; 06.71.Российская академия сельскохозяйственных наук справочник москва 2010
Справочник(экономика и земельные отношения), р. 29.12.1951 г. избр. 14.02.2007 г., сост. в Отделении экономики и земельных отношений С. 105064, Москва, ул. Казакова, 15 Государственный университет по землеустройству, т.