Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Автореферат'
Защита состоится 24 октября 2008 г. в 15.00 на заседании диссертационного совета Д 212.267.03 при ГОУ ВПО «Томский государственный университет» (6340...полностью>>
'Конкурс'
В целях развития творческих способностей и стимулирования исследовательской деятельности школьников, повышения эффективности использования информацио...полностью>>
'Методические рекомендации'
Методические рекомендации для студентов к практическим занятиям на кафедре патологической анатомии с секционным курсом и курсами патологии и морфолог...полностью>>
'Документ'
Начальник Управления промышленности боеприпасов и спецхимии Федерального Агентства по промышленности, профессор, доктор химических наук, чл.-корр. РАН...полностью>>

Уфимская государственная академия экономики и сервиса В. И. Кокин, Р. М. Сафуанов, Н. Е. Хабибова профилактика потребления и распространения наркотических веществ в высшей школе уфа 2007

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уфимская государственная академия экономики и сервиса»

В.И.Кокин, Р.М.Сафуанов, Н.Е.Хабибова

ПРОФИЛАКТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УФА 2007

УДК 615.099

ББК 74.58

П 84

Кокин В.И., Сафуанов Р.М., Хабибова Н.Е.. Профилактика употребления и распространения наркотических веществ в высшей школе: Научно-методический сборник. – Уфа., 2007.- 64 с.

Пособие содержит научно-методические материалы для преподавателей и студентов вузов Республики Башкортостан по проблемам профилактики наркомании в среде студенческой молодежи. Предложены различные модели предупреждения наркомании, принципы ведения профилактической работы, правила построения профилактических программ в вузе.

Под редакцией профессора, доктора экономических наук А.Н. Дегтярева

Рецензенты:

Ахмерова С.Г. – д-р мед. наук, профессор, кафедры охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы,

Политика О.И. – кандидат психологических наук, кафедра физического воспитания Уфимской государственной академии экономики и сервиса

ISBN © Кокин В.И., Сафуанов Р.М.,

Хабибова Н.Е.,2007

© Уфимская государственная

академия экономики и

сервиса, 2007

Содержание

Предисловие……………………………………………………………………………………....4

Введение ………………………………………………………………………………………….6

Раздел 1. Проблемы профилактики наркомании в образовательной среде ……………...…..9

Раздел 2. Подходы к разработке профилактических программ ……………………………..13

2.1. Принципы построения профилактики наркомании в образовательной среде ........13

2.2. Стратегии построения профилактики ……………………………………………….17

Раздел 3. Комплексная программа по профилактике употребления и распространения наркотических и психоактивных веществ (УГИС) …………………………………………...25

Раздел 4. Программа подготовки и повышения квалификации педагогов и специалистов учреждений образования, осуществляющих деятельность по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде ………………....39

Раздел 5. Рабочая программа дисциплины «Валеология» …………………………………...49

Заключение ……………………………………………………………………………………...57

Глоссарий ……………………………………………………………………………………….59

Список литературы ……………………………………………………………………………..63

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вся мировая общественность обеспокоена существующей в мире проблемой наркомании. Двадцатая специальная сессия Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, состоявшаяся 8-10 июня 1998 года в Нью-Йорке, приняла Политическую декларацию и признала, что проблема растущей наркомании должна решаться в многонациональных рамках. ООН призвала государства, которые еще не сделали этого, присоединится к трем международным конвенциям по контролю за наркотиками и начать в полной мере применять их. Государства-члены Организации Объединенных Наций вновь заявили о своем обязательстве принять и обеспечить соблюдение всеобъемлющего национального законодательства и стратегий для приведения в действие этих конвенций.

Однако за прошедшее время, согласно сведениям экспертов Программы ООН по международному контролю за наркотиками (ЮНДКН), несмотря на принимаемые совместные усилия, международному сообществу не удается пока переломить наркоситуацию к лучшему. Имеющиеся в ООН статистические данные свидетельствуют о неуклонном возрастании в мире незаконного оборота наркотиков и приобщение к злоупотреблению ими все большего числа людей.

Серьезную тревогу вызывает наркоситуация, сложившаяся в Российской Федерации. По данным официальных граждан за последние 10 лет увеличилось почти в 15 раз. Наркомания быстрыми темпами распространяется в молодежной среде. Подавляющее большинство наркоманов (67,3 %) составляют лица в возрасте до 30 лет. Заболеваемость наркоманией среди подростков за десятилетие увеличилось в 17 раз. Тенденция к повышению уровня первичной заболеваемости наркоманией сохраняется, а масштаб незаконного оборота и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ представляет серьезную угрозу здоровью нации, социально политической и экономической стабильности государства.

Вопросы профилактики наркомании постоянно находятся в центре внимания руководства Республики Башкортостан. В результате мер, принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и религиозными конфессиями, руководителями учреждений, организаций и предприятий, основные показатели, характеризующие наркоситуацию в республике, за последние годы выглядит несколько лучше, чем в других регионах Приволжского федерального округа.

В то же время статистика показывает, что положение дел в Республике Башкортостан продолжает оставаться достаточно сложным, что не позволяет ослабить совместные усилия в этом направлении и обуславливает необходимость разработки эффективной системы профилактики наркомании с использованием мер правового, криминологического, медицинского, экономического, социального и психологического характера. Поэтому чрезвычайно актуальными являются исследования, направленные на поиск путей повышения эффективности профилактических мер, а также обобщение накопленного опыта.

Настоящий сборник предлагает вниманию читателя работы ученых и специалистов, основанные на обобщении зарубежного, отечественного и собственного опыта профилактики распространения и потребления наркотиков среди студентов высших образовательных учреждений.

Искренне надеемся, что публикация вызовет определенный интерес у работников сферы образования, медицины, студентов, представителей общественности, для которых небезразлично будущее нашего поколения.

Начальник Управления Федеральной службы

Российской Федерации по контролю за оборотом

наркотиков по Республике Башкортостан,

генерал-майор полиции В.И. Кокин

ВВЕДЕНИЕ

Создание научно-методического сборника по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде (высшие учебные заведения) обусловлено нарастающей необходимостью ведения повсеместной работы по предупреждению приобщения студенческой молодежи к психоактивным веществам и формирования наркозависимости.

Со второй половины ХХ века понятие «наркомания» стало особой проблемой, особой сферой социальной патологии, обозначающей социально-биологическую угрозу, имеющую глобальный масштаб и характер. Проблема наркомании имеет многогранный характер, включает экономический, медицинский, социальный, правовой, воспитательный аспекты.

По данным группы экспертов ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), в современном мире отмечается непрерывная тенденция к увеличению числа лиц, принимающих наркотические препараты, возрастает употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков, получают широкое распространение синтетические наркотики. В употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп населения. Но особую тревогу вызывает ее распространение среди молодежи, создающее устойчивую базу для развития взрослой наркомании.

В апреле 2005г. участники парламентских слушаний констатировали, что наркомания и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в настоящее время приобрели масштабы, угрожающие национальной безопасности Российской Федерации [1].

В послании Президента Республики Башкортостан народу и Государственному Собранию – Курултаю – Республики Башкортостан «К новому качеству жизни людей» (апрель 2006г.) отмечается удручающее впечатление о статистике наркомании, злоупотребление алкоголем, табаком, особенно среди молодежи. И далее «несмотря на успешное в целом проведение Года профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, борьбу с такими социально опасными явлениями надо продолжить, более того, усиливать» [2].

Решение многих задач по профилактике наркомании среди молодежи находится в сфере компетенции органов управления образованием и образовательных учреждений, и профилактическая работа направлена на формирование у молодого поколения целостной ориентации на здоровый образ жизни во всех основных сферах жизнедеятельности.

Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки при проведении аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений решением коллегии Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» от 14.09.2005г. при использовании показателя «Воспитательная деятельность» поручено учитывать состояние работы образовательного учреждения по профилактике злоупотребления психоактивными веществами [3].

Особое значение для воспитательной работы со студентами имеет учет социально-психологических особенностей. Образовательная (студенческая) среда – особая социально-профессиональная группа, объединенная возрастными характеристиками (17-25 лет), интеллектуальными способностями, регламентированными условиями труда (учебный процесс) и активным совместным проведением досуга.

Стремлению юношества к социально-активному самоопределению и самоутверждению присуща и определенная неустойчивость в силу отсутствия достаточного жизненного опыта, неразвитости самовоспитания и т.д.

К психологическим особенностям молодежного возраста относятся:

- повышенное стремление к самоутверждению, к проявлению своей

индивидуальности, к признанию со стороны окружающих своих

личностных достоинств, к приобретению популярности;

- быстрый рост самосознания, связанный с использованием

противоречивых, иногда опасных форм самопроверки и самооценки;

- стремление быть в коллективе, «быть с другими»;

- ориентация на собирательный образ идеального героя,

характеризующегося, прежде всего, абсолютной уверенностью в себе,

способностью лично найти выход из любой ситуации, пользующегося

популярностью у друзей и наводящего страх на врагов, обладающего

неотразимой внешностью и благородством и т.п.;

- критическое отношение к наставлениям, стремление найти доводы,

опровергающие то, что объясняется, особенно в общественных

явлениях, подозрение, что объясняющий что-то скрывает, не

договаривает;

- повышенная требовательность к наставникам и старшим в вопросах

соблюдения единства слова и дела;

- склонность к выдвижению завышенных, нереалистических притязаний,

к переоценке своих способностей и возможностей;

- склонность к сильным внутренним переживаниям, сомнениям,

раздумьям, опасениям, тревожности;

- противоречивость внутренних начал молодежного возраста: чуткость,

восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны

коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке,

действовать по – своему;

- стремление выглядеть более старшим, умышленное подчеркивание в

своем поведение черт, свойственных зрелым людям, и – грусть при

воспоминаниях связанных с детством, осознание того, что оно ушло,

переживание в связи с этим чувства горечи и тревоги;

- искренность, откровенность с другом и – замкнутость, неоткровенность

с родителями и т.д.

Особая опасность наркомании в образовательной среде состоит и в том, как указывает В.В.Еременко, «что генетически иммунитет молодых людей, сопротивляемость к воздействию наркотических средств еще достаточно слабы, психические состояния исключительно подвижны, и привыкание к наркотикам наступает иногда с первых доз употребления [4]».

Наркотики пагубно сказываются на функционировании всех органов и систем человека, поражая в первую очередь такие жизненно важные, как нервная и сердечно – сосудистая системы; появляются психические расстройства, человек становится не способным сочувствовать и сопереживать.

Важнейшей целью и задачей действительно эффективной профилактики наркомании в высшей школе, на наш взгляд, является формирование личности, обла­дающей достаточным социальным, психологическим, нравственным и др. «иммунитетом» к соблазну экспериментирования с наркотиками как неадек­ватного ответа на наличие проблем в самореализации, удовлетворении смысложизненных потребностей и т.п.

Н.Е.Хабибова, кандидат

философских наук

Раздел 1. Проблемы профилактики наркомании в образовательной среде

Представления о пагубности употребления наркотиков начали формироваться в первой трети ХIХ в.

В России первые серьезные исследования наркомании осуществлялись в 20-е гг. ХХ века. А.М.Раппорт, М.Н.Гернет, А.С. Шоломович, Ю.П.Лисицын, А.А.Герцензон и др. разрабатывали методики обследования потребителей наркотиков, устанавливали тесную связь наркотизации с социально-бытовыми условиями, искали пути профилактики этого вида социальной патологии.

В 1923 году был создан Институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР, который координировал исследование социальных проблем наркомании, разрабатывал проекты борьбы с этим явлением через проведение массовых мероприятий и развитие санитарного просвещения населения.

С конца 50-х гг. до конца 80-х гг. – это период возрождения исследования проблемы наркомании свернутой в середине 30-х гг. Данной проблематикой занимались психиатры, наркологи, юристы (В.В. Бориневич, И.В.Стрельчук, Я.Г.Готланд, Э.А.Бабаян, В.С. Битенский и др. Проблемам подростковой наркомании посвящены работы А.Е. Личко, Г. Ялукачер, Т.В.Ивановой и др., где помимо изучения влияния различных наркотических веществ на организм и психику подростков, имел место анализ микросоциальных процессов в молодежной среде, вопросы профилактики.

С начала 90-х гг. появляется большое количество исследований, связанных со значительным ростом наркомании в России.

Феномен наркомании на сегодняшний день вышел за рамки психиатрии, наркологии, медицины в целом и стал проблемой национального и международного масштаба, затрагивающей все сферы общественной жизни, начиная с экономической и заканчивая духовной. Сами по себе различные аспекты наркомании (социальные, психологические, медицинские, геополитические и т.п.) не являются однозначно наркопровоцирующими, однако их одновременное воздействие порождает благоприятные условия для распространения наркомании.

Среди причин, по которым наркотики «прижились» в России, безусловно, вескими являются следующие:

  1. ослабление института семьи;

  2. резкое изменение социального статуса – расслоение в обществе;

  3. кризис ценностей в обществе – потеря жизненных ориентиров;

  4. массированное влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни;

  5. развал молодежных организаций.

Спецификой наркомании в России по сравнению с рядом других стран, где наркотизация в последние годы не носит резкого, «взрывного» характера является преломление определенных преобразовательных процессов в социальной структуре, способных негативно влиять на взаимодействие общества и индивида, вызывая у последнего патологические защитные реакции. Так, американский социолог С.Миллс писал, что если в городе со 100000 населения только 1 безработный, то эта его «личная» проблема, и для ее решения необходимо изучить его психологические особенности, но если среди 50 млн. населения 15 млн. безработных, то причину нужно искать в общественных институтах [1].

В современной молодежной среде, к сожалению, принимать наркотики стало модным, престижным; но в этом возрасте наиболее актуальной является не уже сформировавшаяся наркомания, а различной степени стойкости злоупотребления наркотиками, обозначаемое как аддитивное поведение.

Факторы риска обычно разделяют на три основные группы:

  • социальные факторы – доступность вещества (или препарата); мода на него; влияние группы сверстников;

  • психологические факторы – личностный характер человека, привлекательность испытываемых ощущений и переживаний;

  • биологические факторы – изначальная толерантность (полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности).

Социальный фактор с точки зрения эпидемиологии является наиболее опасным, в котором наиважнейшим этапом аддитивного поведения (АП) является этап групповой психической зависимости, когда потребность в употреблении наркотиков возникает немедленно, как только собирается компания.

Молодежные группы по АП классифицируются следующим образом:

  • территориальные – группирующиеся по месту учебы или месту жительства;

  • деликвентные – т.е. объединенные не наказуемыми с точки зрения уголовного законодательства поступками и правонарушениями (мелкое воровство или мелкое хулиганство);

  • криминальные – объединенные действиями, аналогичными в предыдущем пункте, но подпадающими под уголовное законодательство.

Наркоманию как социальную проблему можно решить лишь при помощи комплекса социальных мер, при этом ключевым направлением должна стать профилактика.

Профилактика наркомании – понятие, охватывающее практически все стороны общественной жизни. Под профилактикой наркомании следует понимать вид социальной деятельности, осуществляемой как органами власти и управления и силовыми структурами, так и институтами гражданского общества (общественные и религиозные организации, различные фонды, образовательные учреждения, средства массовой информации) и направленной на устранение причин и факторов его появления и распространения [2].

Профилактика способствует перестройке сознания и психологии людей, повышению их внутренней культуры, улучшению межличностных отношений, оздоровлению обстановки в семье и обществе в целом.

Профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности на каждом из следующих направлений:

  • Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами.

  • Формирование навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.

  • Профилактические программы должны создаваться не по распоряжению «сверху» и не в едином варианте для всех вузов республики.

Общие принципы ведения профилактической работы.

Целевая работа с группой риска заключается в определении групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению у членов группы тяги к наркотикам, взаимодействии с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу. Работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками должна быть гуманной. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей и легализации наркотиков, правомочности их употребления и упрощения доступа к ним.

ВУЗ, как социальный институт, обладает рядом возможностей для успешной реализации профилактической работы:

  • возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением;

  • влияние на уровень притязаний и самооценку;

  • возможность привлечения специалистов по профилактике и т.д.

Правила построения профилактических программ в вузе.

  • Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников вуза в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы;

  • программы должны вестись на протяжении всего периода учебы в вузе;

  • в ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое (психологическое), социальное и экономическое благополучие человека;

  • информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества;

  • необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или «приблизиться» к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач;

  • информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений).

Работая в области антинаркотического просвещения не следует допускать:

  • использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана;

  • искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия;

  • разового характера действий, направленных на профилактику.

Раздел 2. Подходы к разработке профилактических программ

2.1. Принципы построения профилактики наркомании в образовательной среде

1. Комплексность.

Комплексность – согласованное взаимодействие:

- на межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительные органы и др.);

- на профессиональном уровне специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактики (педагоги, медицинские психологи, врачи, наркологи и др.);

- в системе образования органов управления образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также образовательных учреждений, отвечающих за взаимодействие и координацию различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики.

2. Дифференцированность.

Дифференцированность – решение задач профилактики наркозависимости с учетом возраста, степени вовлеченности в наркотическую ситуацию, социального и профессионального статуса адресатов превентивных мероприятий. Юношеский возраст (17-18 лет), молодежь (от 18 лет).

3. Аксиологичность.

Аксиологичность – ценностная ориентация учебно-методической профилактической работы, направленная на формирование мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и т.д.

Основная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме психоактивных веществ (ПАВ).

4. Многоаспектность.

Многоаспектность – сочетание в профилактической работе различных направлений (социальный, психологический, образовательный, медицинский, правоохранительный аспекты).

Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:

- социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состояние;

- психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а также навыков быть успешным, быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения наркотиков;

- образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ.

5. Приоритетность.

Приоритетность – признание приоритета психологических знаний в профилактической работе любых специалистов и связанное с этим основополагающее значение первичной профилактики в решении проблем наркомании.

6. Экспансивность.

Экспансивность – активное внедрение методологий профилактики наркозависимости в уже имеющиеся формы работы с молодежью (курсы ОБЖ, валеологии, молодежный досуг, использование психологически обоснованной профилактической темы в оформлении предметов молодежной культуры (майки, бейсболки, плакаты и т.д.).

7. Динамичность.

Динамичность – разработка и использование гибких профилактических методологий, учитывающих социальные, экономические и правовые изменения в обществе, мифологию среды, обусловливающую наркотическую ситуацию в городе, эффективные средства передачи информации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Перечень основных публикаций за 2010 год

    Документ
    Faizullin Fanil. Turk Halklarinin Siyasi Kulturlerinin Gelisiminde Ahmet Zeki Velidi Togan*in Rolu Uluslararasi Zeki Velidi Togan Ve Turk Kulturu Bilgi Soleni/ 13-15 october 2010, Turkyie, Stambul, 2010.
  2. Наркоконтроль (1)

    Документ
    В минувшую пятницу в Москве состоялась встреча Директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) Виктора Черкесова с Губернатором-председателем Правительства Самарской области Константином Титовым.
  3. Computer Using Educators Inc., Usa материалы (2)

    Документ
    Материалы XVIII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 27 – 28 июня 2007г. г.Троицк, Московской области - ГОУ ДПО "Центр новых педагогических технологий" Московской области, МОО Фонд новых
  4. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (23)

    Научная работа
    4. Экономика – 06.41.00; 06.61.00; 06.01.45; 06.01.79; 06.03.07; 06.09.00; 06.43.00; 06.51.00; 06.51.51; 06.61.33; 06.75.00; 06.75.05; 06.75.55; 06.71.
  5. Российская академия сельскохозяйственных наук справочник москва 2010

    Справочник
    (экономика и земельные отношения), р. 29.12.1951 г. избр. 14.02.2007 г., сост. в Отделении экономики и земельных отношений С. 105064, Москва, ул. Казакова, 15 Государственный университет по землеустройству, т.

Другие похожие документы..