Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Краткий словарь'
Межличностное общение — взаимодействие между несколькими людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, в результате кот...полностью>>
'Обзор'
В данную экскурсию входит посещение всех основных достопримечательностей Москвы: Красная площадь с осмотром Собора Василия Блаженного, мавзолея В.И.Л...полностью>>
'Документ'
Аннотация. Книга вскрывает суть всех главных еврейских религий: иудаизма, христианства, коммунизма, расписывает структуру масонских организаций. Показ...полностью>>
'Реферат'
Вторая книга (после первой — "Двадцать четыре часа в день"), предназначенная для участников движения Ано­нимных Алкоголиков. В ней идет реч...полностью>>

Уфимская государственная академия экономики и сервиса В. И. Кокин, Р. М. Сафуанов, Н. Е. Хабибова профилактика потребления и распространения наркотических веществ в высшей школе уфа 2007

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Раздел 5. Рабочая программа дисциплины «Валеология»

Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Назначение дисциплины – систематизировать широкий спектр данных об индивидуальном и общественном здоровье, методах его поддержания и укрепления для формирования здоровой личности специалиста в области социально-культурного сервиса и туризма.

Являясь интегративной наукой, валеология использует результаты различных отраслей медицины, психологии, философии.

Студент должен знать:

  • основы валеологической науки: здоровье, здоровый образ жизни, поведение, вредные факторы, проблемы наркомании и алкоголизма, правильное питание, дыхание, движение, отдых;

  • научиться представлять свое здоровье как социальную ценность;

  • освоить социально-гигиенические мероприятия по сохранению здоровья;

  • знать основы организации медико-социального патронажа;

  • иметь представление и физиологии и патологии репродукции; ориентироваться в проблемах организации валеологических услуг.

Содержание дисциплины:

Занятия проводятся в 4 семестра. Предусмотрено: лекций – 24 ч., семинары/практические занятия – 26 ч., СРС – 50 ч., форма итогового контроля знаний – зачет.

Темы лекций

Тема 1. Введение в валеологию.

Предмет Валеология, его функции, структура. Понятие здоровья по ВОЗ, с точки физиологии, философии, социологии. Определение уровня общественного здоровья. Демографические показатели: коэффициент рождаемости, смертность, общий показатель заболеваемости, болезненности, средняя продолжительность жизни. Факторы, воздействующие на здоровье. Значение образа жизни, факторы риска развития заболеваний нездорового образа жизни. Методы увеличения количества здоровья: оптимизация двигательной активности, методы социальной поддержки, метод дробного гипоксического дыхания, термотерапия, алиментарная фармакосанция, лекарственная фармакосанция.

Тема 2. Валеологическое образование, служба, педагогика.

Место валеологии в системе наук о здоровье человека. Методологические основы в системе валеологического образования. Валеологическая служба образовательной системы. Валеогенное мышление. Валеоготовность. Валеодиагностика. Валеологическая поддержка. Валеологическая служба, ее направления, цель, структура. Валеологический анализ образовательного процесса. Валеологический анализ урока. Валеологический мониторинг. Валеологическое образование. Валеологическое сопровождение. Валеопедагогика. Валеопрактика. Валеопсихология.

Тема 3. Здоровый образ жизни.

Понятие здорового образа жизни, влияние его на долголетие, качество жизни. Уклад, условия, стиль жизни. Уровень жизни, факторы, влияющие на него:

  • наследственность;

  • окружающая среда;

  • уровень медицинской помощи;

  • образ жизни:

  • человеческий фактор (физическое и психическое здоровье);

  • экологический фактор;

  • социально-педагогический фактор;

  • материальные условия;

  • поведение;

  • режим;

  • привычки;

  • медицинский фактор.

Тема 4. Поведение и здоровье.

Поведение человека, его потребности, как проявление интенциональной природы психики. Деятельность человека, его инстинкты, желания, стремление, влечения. Эмоции как форма отражения окружающего мира. Характер эмоций, связь с потребностями, с поведением, со здоровьем. Классификация эмоций. Мотивы, их классификация. Чувства человека как психическое отражение действительности. Эмоциональное состояние психики, настроение, двойственные эмоциональные состояния (амбивалентность). Уровни и методы владения языком эмоций и чувств, как профессионально-важное умение. Нормы поведения. Девиантное и делинквентное поведение, причины. Девиантное поведение как социальная норма.

Тема 5. Проблема курения и алкоголизма.

Курение как вредная привычка. Факторы, приводящие к курению. Вещества, содержащиеся в табачном дыме. Воздействие их на организм. Последствия курения. Алкоголь, как норма. Культура употребления спиртных напитков: исторический очерк. Влияние алкоголя на организм человека. Виды (формы) алкогольного опьянения, абстинентный синдром. Алкоголизм как болезнь: стадии алкоголизма, содержание алкоголя в крови. Последствия алкоголизма. Воздействие алкоголя на подростков.

Тема 6. Проблема токсикомании и наркомании.

Краткий исторический обзор проблемы. Наркопсихофизиолгия человека. Понятие наркотика. Причины возникновения зависимости человека. Классификация наркотиков и типы зависимости. Опиониания: развитие, клинические проявления, абстинентный синдром. Барбитуромания: развитие, клинические проявления, абстинентный синдром. Кокаиномания: развитие, клинические проявления, абстинентный синдром. Амфетаминовая зависимость: развитие, клинические проявления, абстинентный синдром. Марихуана как вступление в наркоманию, клиническая картина отравления. Психоделики. Понятие «сет» и «сеттинг»; «сикерс» и «хэдс». Факторы риска, защиты.

Тема 7. Валеология питания.

Питание и здоровье. Энергетические потребности организма, энергетическая ценность пищи. Калорийность продуктов. Энергетическая достаточность рациона. Функция и значение белков, жиров, углеводов для организма человека. Нормы физиологических потребностей в энергии, белках, жирах, углеводах. Понятие и содержание холестерина в некоторых продуктах. Употребление воды. Проблема дефицита и избытка массы тела. Диеты: виды, значение, показания. Лечебные свойства некоторых продуктов.

Тема 8. Витамины и минералы.

Понятие витаминов и витаминоподобных веществ. Классификация витаминов. Содержание их в продукте питания. Жизненно-необходимые витамины. Нормы физиологической потребностей в витаминах. Понятие антиоксидантов. Гиповитаминоз, авитаминоз, гипервитаминоз; факторы, приводящие к данным состояниям и методы их коррекции. Свойства витаминов и некоторых витаминоподобных веществ. Роль минеральных веществ в организме.

Тема 9. Валеология дыхания.

Дыхание здорового человека. Анатомия и физиология дыхательного аппарата: органы дыхания и их функции. Дыхательная мускулатура. Графики дыхания. Техники дыхания. Управление дыханием. Гигиена дыхания.

Тема 10. Валеология движения.

Опорно-двигательный аппарат человека. Мышечная ткань: гладкая, поперечно-полосатая сердечная, поперечно-полосатая скелетная. Изменение мышц под влиянием физической нагрузки. Влияние занятий спортом на скелет. Типы физической нагрузки. Физическая культура, влияние ее на здоровый образ человека. Гимнастика, ее виды. Интенсивность нагрузки.

Тема 11. Валеология сексологии.

Психосексуальное развитие человека: половая идентичность, психологические механизмы половой социализации, формирование сексуальной роли. Подростковая и юношеская сексуальность (пубертат). Значение для воспитания и педагогики. Факторы, влияющие на психосексуальное развитие. Категории сексуальной роли. Сексуальное здоровье, понятие, половая активность, физиологическая потребность как норма и патология. Основные виды сексуальной дисгармонии. Нормализация сексуального поведения.

Тема 12. Гигиена.

Понятие гигиены. Исторический экскурс в развитие гигиены: возникновение гигиенических знаний у древних народов и при феодальном строе; развитие гигиены при капитализме; развитие гигиены в России. Виды гигиены: личная, гигиена питания, труда, детей и подростков, коммунальная, социальная. Специализированные отрасли гигиены: военная, морская, авиационная, транспортная (железнодорожная и водных путей), курортная.

Тема 13. Биоритмы, работоспособность, отдых, сон человека.

Релаксация. Аутогенная тренировка.

Понятие биоритмов человека: периодичность колебаний, биотипы. Бодрствование. Сон: теории возникновения, механизмы, гигиена сна. Методы коррекции бессонницы. Методы психорегуляции, создания хорошего настроения, релаксации, самомассажа. Аутогенная тренировка.

Тема 14. Аллергия, аллергены, антигистаминные препараты.

Понятия аллергия, аллерген, гистамин. Виды аллергенов: воздух, продукты, лекарственные средства, предметы, возбудители инфекций, укусы насекомых, физическая аллергия, домашние животные. Виды внешних проявлений. Сенная лихорадка, астма, пищевые аллергии, лекарственная аллергия, контактная аллергия, укусы насекомых. Анафилактический шок. Лечение физической аллергии: антигистаминные препараты растительного и синтетического происхождения. Гипоаллергенная диета.

Тема 15. Иммунитет, иммуномодуляторы, имуннокорректоры.

Понятие иммунитета. Виды иммунитета: врожденный, приобретенный активно, пассивно, гуморальный, клеточный. Иммунная система, органы. Иммунный ответ. Имунногенетика. Иммуноглобулины. Иммунологическая реакция (ответ). Вакцинопрофилактика. Имунотропность. Иммуномодуляторы: классификация по происхождению, «мишени» воздействия. Поиск новых иммуномодуляторов. Иммунокорректоры.

Тема 16. Стресс, стрессоры. Основные понятия адаптации человека. Адаптогены.

Понятие стресса, стрессовая реакция, стадии (фазы) развития стресса. Стрессор, стресс-факторы. Основы адаптации. Понятие адаптации. Адаптационный синдром. Механизмы адаптации организма. Классификация по анализаторам и системам организма человека. Адекватные условия, адаптированность, адаптивность. Акклиматизация человека. Теория Ганса Селье. Биогенные стимуляторы.

Тема 17. Физическое и психическое здоровье, резервы, ресурс, качество, количество здоровья. Дневник здоровья.

Понятие физического и психического здоровья. Нейротизм. Нервно-психическое напряжение. Психогении: неврозы, реактивные состояния. Патология нарушения характера: психопатии, классификация. Типы личности. Психогигиена. Резервы и ресурс здоровья. Качество и количество здоровья. Дневник здоровья.

Тема 18. Духовное здоровье, мировоззрение. Здоровье. Здоровье как философская категория. Здоровье и свобода.

Понятие, сущность и структура духовной культуры. Здоровье как составная часть духовной культуры. Здоровье как философская категория. Единство биологического (физиологического) и социального (общественного) в человеке. Духовное здоровье и нравственность: моральные принципы, нормы, традиции. Здоровье и свобода.

Тема 19. Валеология медицинской помощи.

Виды медицинской помощи, ее уровни и формы. Особенности техники оказания первой медицинской помощи в различных случаях: шоковые и обморочные состояния, гипертензивные и гипотензивные синдромы, травматические поражения: физические и химические травмы, отравления, удушения. Основы оказания медицинской помощи в экстремальных ситуациях: пожары, наводнения, землятресение, радиационные загрязнения и т.д.

Тема 20. Базовые принципы врачебного контроля.

Виды оказания амбулаторно помощи. Распределение населения по группам диспансеризации. Виды и типы групп по уровню здоровья. Врачебный контроль за лицами, стоящими на учете в участковой службе. Виды и организация медико-социального патронажа (педиатрический и геронтологический). Виды реабилитации, санаторно-курортная служба.

Тема 21. Медицинское страхование.

История возникновения медицинского страхования. Виды медицинского страхования. Структура и функциональные подразделения служб страхования. Виды медицинских полисов. Оказание медицинской помощи в зависимости от вида медицинского страхования. Современное состояние медицинского страхования в России и Республике Башкортостан.

Тема 22. Физиология и патология репродукции. Гормоны.

Репродуктивная способность. Проблемы репродукции. Факторы и причины, влияющие на репродуктивную способность населения. Организация и функционирование служб, способствующих улучшению репродуктивных способностей человека. Понятие гормонов. Гормональный статус человека. Гормональный дисбаланс в организме человека. Понятие ПМС и климакса. Классификация гормонов в организме человека по органам и системам. Гормональные препараты. Гормонокоррекция. Виды контрацепции: физические, химические, гормональные.

Раздел 4. Личный валеолотехнологический опыт

        1. Описать состояние своей валеологической практики (режим дня, привычки; физкультура и спорт; свободное время; приемы саморегуляции и оздоровления; гимнастики; образ жизни).

        2. Изучить книгу В.А.Ананьева «Общая валеология». Составить ее структурный реферат в виде схем и карт мышления.

        3. Определить тип собственных стрессовых реакций, качество соматического и психосексуального здоровья, уровень медицинской, физической, культурной и т.д. активности. Дать рекомендации по их нормализации.

        4. Составить для себя режим оптимальной физической нагрузки на неделю, с учетом возраста, пола, фонового уровня физической активности.

        5. Составить для себя диету на неделю, используя таблицы калорийности пищевых продуктов, с учетом состояния здоровья, оптимального веса и рассчитанной дополнительной физической нагрузки.

        6. Определить для себя группу необходимых упражнений с целью коррекции хронических состояний изменения здоровья (состояния позвоночника, иммунной системы, способности к адаптации, системы дыхания, пищеварения, выделения).

        7. Обосновать необходимость для себя употребления (или неупотребления) какой-либо группы «лекарств для здоровых».

Вопросы для подготовки к зачету

  1. Что такое валеология.

  2. Демографические показатели.

  3. Что такое санология.

  4. Что такое социальная физиология.

  5. Что такое гигиена.

  6. Что такое здоровье. Индивидуальное и общественное здоровье.

  7. Болезнь и факторы риска.

  8. Оценка состояния здоровья.

  9. Образ жизни.

  10. Медицинская активность.

  11. Режимы труда и отдыха.

  12. Влияние образа жизни на долголетие.

  13. Что такое уклад, качество, уровень, условия, стиль жизни.

  14. Здоровый образ жизни.

  15. Поведение и здоровье.

  16. Классификация мотивов.

  17. Девиантное поведение.

  18. Что такое адаптация.

  19. Понятие адаптационного синдрома.

  20. Адаптогены.

  21. Биогенные стимуляторы.

  22. Наркотические вещества и их действие на человека.

  23. Классификация типов зависимости от наркотических препаратов.

  24. Валеология дыхания.

  25. Валеология питания.

  26. Витамины, минеральные вещества.

  27. Валеология употребления воды.

  28. Физическая культура. Гимнастики. Мышечная активность. Типы физической нагрузки.

  29. Иммунитет. Иммуномодуляторы, Иммунокорректоры.

  30. Валеология сексологии. Категории сексуальной нормы. Сексуальное здоровье.

  31. Геронтология.

  32. Медицинское страхование.

  33. Гормоны.

  34. Уровни (виды) здоровья: физическое, психическое, социальное,

мировоззренческое здоровье. Здоровье как философская категория.

Здоровье и свобода.

  1. Фазы работоспособности. Хронотип.

  2. Физиология и патология репродукции. Гормоны.

  3. Физическая культура. Осанка. Гимнастики. Мышечная активность. Типы физической культуры.

  4. Холистическая модель здоровья человека.

  5. Эмоции, чувства, настроение, мотивы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема наркомании имеет многогранный характер, и включает экономический, медицинский, социальный, правовой, воспитательный аспекты.

Профилактику наркомании принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Собственно профилактикой, т.е. деятельностью, направленной на предупреждение данного явления, может считаться первичная профилак­тика. И, безусловно, преодоление последствий социально-экономического кри­зиса, социальной напряженности являются непременными условиями предупреждения наркомании.

В вузах необходимо преодолевать тенденцию проводить профилактиче­скую работу лишь путем культурно-массовых мероприятий со студентами, их привлечения в студии, секции. Последние могут способствовать занятости свободного времени молодежи, но не могут формировать необходимых для противодействия наркомании психосоциальных навыков.

Ряд отечественных специалистов указывают, что наименьшую опасность наркотизации имеет молодежь, обладающая такими качествами как: самореферентность; коммуникативная и социальная компетентность; способ­ность контролировать аффект и т.п.

Ориентация студентов на здоровый образ жизни – это результат целенаправленного и организованного процесса формирования знаний о здоровом образе жизни, умений и навыков его ведения на основе актуализации витагенного опыта студента и воспитания у него чувства ответственности за собственные жизнь и здоровье, необходимое для успешной самореализации в предстоящей профессиональной деятельности.

Современный этап развития образования (личностно ориентированный подход) позволяет:

- не только передачу совокупности знаний, умений, навыков, а, прежде всего, становление студента субъектом определенной культуры, обретение им себя, неповторимой индивидуальности, духовности и т.д.;

- сохранение и восстановление экологии человека: его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, нравственности;

- обучение основам здорового образа жизни включающее такие обязательные компоненты как: аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий и личностный;

- построение учебной программы с учетом создания условий для раскрытия субъектного опыта студента;

- использование диалоговых и полилоговых методов: дискуссии, круглые столы, диспуты и т.д.

Существуют различные концепции формирования здорового образа жизни подрастающего поколения. Это:

- концепция валеологического образования В.В.Колбанова - Г.К.Зайцева;

- концепция школы здоровья и индивидуального развития Л.Г. Татарниковой;

- концепция рациональной организации жизнедеятельности Э.Н.Вайнера;

- валеологическая концепция человека В.П.Петленко и др.

Вышеперечисленные концепции объединяет антропологический принцип (обуславливает познание окружающего мира через познание человека, его систему отношений собой, обществом и природой, изучение общественного сознания и сознания познающей личности), валеологический принцип (установка на формирование, сохранение и укрепление здоровья), принцип индивидуализации и учета возрастных и социальных особенностей обучающихся в формировании здорового образа жизни, идея гуманистической направленности в формировании здорового образа жизни, идея непрерывности обучения основам здорового образа жизни.

Ориентация на здоровый образ жизни представляет собой личностное образование, характеризующееся длительностью формирования, динамичностью проявлений и структурируемое когнитивным, аффективным, поведенческим компонентами. Когнитивный компонент – это представления о здоровом образе жизни, умения и навыки. Аффективный компонент – эмоциональная оценка здорового образа жизни и его составляющих, потребности и мотивация его организации. Поведенческий компонент связан с выполнением студентом правил и норм здоровой жизнедеятельности.

На наш взгляд, ориентация на здоровый образ жизни становится более эффективной при условии комплексного использования информационных возможностей таких учебных дисциплин как философия, социология, педагогика, психология, валеология, культурология и др. и средств, методов физической культуры.

Философия здорового образа жизни может быть развернута и на базе забытых кантовских принципов: здоровый образ жизни - это тонкий вкус, который обнаруживает меру в желаниях, делает потребление полезным и рассчитанным на долгие годы. Это поиски такой меры удовольствия от жизни, которая способна его увеличивать. Философия здорового образа жизни — это философия интеллектуальной свободы, сферы выбора, самоосуществления, жизнетворчества.

Философия здоровья предполагает и возрождение древнейшего пласта человеческой культуры - диететики. Диететика в древности – это часть философии, направленная на поиски благоприятного режима функционирования тела и духа. По Канту, диететика - часть философии, которая средствами практического разума обеспечивает продолжительность жизни человека.

На наш взгляд, методически правильно организованная в вузе учебно-воспитательная работа, комплексное использование учебных дисциплин, позволяет формировать ориентации студентов на здоровый образ жизни и проводить профилактическую работу по предупреждению наркомании.

ГЛОССАРИЙ

Адаптация – механизм самораскрытия личности, обеспечивающий трансформацию изменений окружающей среды во внутренние условия, создание новых форм взаимодействия с реальностью и собой с целью сохранения собственной целостности.

Адекватный – тождественный, вполне соответствующий.

Акцентуация характера – крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Аффилиация – (от англ. to affiliate – присоединять, присоединяться), стремление человека быть в обществе других людей.

Больной наркоманией – лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», поставлен диагноз «наркомания».

Вербальный – устный, словесный.

Внушение – воздействие на психику человека, при котором путем преимущественно не осознаваемой психической активности создается установка на функциональное развертывание ее резервов.

Воздействие педагогическое – влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных педагогических целей.

Возрастной подход – учет и использование закономерностей развития личности (физических, психологических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Воспитательные отношения – разновидность отношений между людьми, возникающая в процессе воспитательного взаимодействия, направленная на духовное, нравственное и т.п. развитие и совершенствование.

Глоссарий – собрание малоупотребительных слов (обычно к отдельному произведению или автору).

Группа риска наркотизации – группа несовершеннолетних и молодежи, выделения на основании определенного выбора социально-демографических, личностных, психологических и сомато-физических признаков, характеризующихся выраженной склонностью к злоупотреблению наркотиками и иными психоактивными веществами. Группа риска является самостоятельным объектом профилактики. К ней относятся дети и молодые люди:

  • Лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства;

  • Имеющие опыт употребления психоактивных веществ;

  • Имеющие проблемы в развитии и поведении, обусловленные нервно-психической неустойчивостью или психическими отклонениями.

Гуманизация образования – распространение идей гуманизма на содержание, методы и формы обучения.

Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Депрессия – психическое состояние, которое характеризуется подавленностью, общим отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений (связанных с познанием) и общей пассивностью поведения. Часто возникает после лечения или неудачных попыток самостоятельно прекратить наркотизацию.

Защита психологическая – неосознаваемые психические процессы, направленные на ограждение сферы сознания от негативных травмирующих личность переживаний, на устранение или снижение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) – неоднократное употребление ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинские, психологические и социальные последствия.

Медицинская модель профилактики – основанная на информационно-лекционном методе совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании.

Мониторинг наркотической ситуации – повторяющиеся с установленной регулярностью на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей развития наркотической ситуации (распространенность наркотиков и иных психоактивных веществ, частота случаев злоупотребления и состояний зависимости, вредных последствий злоупотребления психоактивными веществами, отношение отдельных лиц и групп к наркотикам и наркотической ситуации). Объектом мониторинга может быть группа несовершеннолетних ил молодежи, система учреждений, отдельный регион. Мониторинг может быть частичным, отражающим социологические и психологические показатели, и полным, включающим оценку факторов, улучшающих наркотическую ситуацию, и социальных структур, предупреждающих развитие наркомании.

Наркотики – психоактивные вещества, включенные в официальные списки наркотических средств и психотропных веществ.

Образовательная среда – совокупность учреждений, служб системы образования, а также семей, выполняющих подготовку и включение индивида в различные сферы жизнедеятельности общества и приобщение его к культуре конкретной социальной среды.

Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и выступающее источником его активности.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами – совокупность мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний, на охрану и укрепление здоровья и нормативного психического и физического развития населения.

Профилактика злоупотребления ПАВ первичная – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению ПАВ.

Профилактика злоупотребления ПАВ вторичная – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков болезни.

Психоактивные вещества (ПАВ) – химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие; к ним относятся наркотики, алкоголь, никотин и др. средства.

Психосоциальная модель профилактики – основанная на биопсихосоциальном подходе к предупреждению злоупотребления психоактивными веществами совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений, направленная на формирование у молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоянии групповому наркогенному давлению.

Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя, как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Рефлексия – процесс самопознания субъектом внутренних психических состояний, процесс размышления человека о происходящем в его собственном сознании: склонность к самоанализу.

Созависимость – комплекс особых приобретенных черт личности, мешающих нормальной и счастливой жизни, появляющихся у родственников и близких наркомана в результате постоянной психической травмы и попыток приспособиться к ней.

Стресс (от англ. stress – давление, напряжение) – термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Установка – предрасположенность, готовность субъекта к восприятию или действию.

Фрустрация – одна из форм психоэмоционального стресса, представляющая собой субъективное переживание неудачи.

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека.

Я-концепция – всеобщий паттерн или конфигурация самовосприятия: концепция человека о том, каков он.

Список литературы

Введение

  1. О законодательном обеспечении предупреждения и профилактики наркомании в Российской Федерации (рекомендации парламентских слушаний) / Официальные документы в образовании (ОДвО). № 22 (198)* август 2005. С. 68.

  2. К новому качеству жизни людей / «Республика Башкортостан», № 75 от 21.04.2006г.

  3. Решение коллегии Минобрнауки России / Официальные документы в образовании (ОДвО). № 31 (207) ноябрь 2005. С. 38.

  4. Еременко В.В. Наркомания в образовательной среде / Социально-гуманитарные знания №4, 2006. С. 132

Раздел 1. Проблемы профилактики наркомании в образовательной среде

    1. Пятницкий Н.Ю. Социологические критерии нормы и психиатрическая диагностика / Социальная и клиническая психиатрия. 2000. №3. с.84.

    2. Готчина Л.В. ОВД и ФСКН как субъекты антинаркотической профилактической работы (некоторые аспекты) / Социально – гуманитарные знания №3, 2006. С. 180

Раздел 2. Проблемы профилактики наркомании в образовательной среде

2.2 Стратегии построения профилактики

1. Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. – М., 2002.

2. Гульдан В.В., Романова О.Л., Дрынков А.В. Психологическое исследование запугивания на установку подростков по отношению к наркотикам // Вопросы наркологии. 1990. № 4. С. 45 – 51.

3. Слобода З., Давид С. Профилактика злоупотребления наркотиками среди детей и подростков: Научно обоснованное руководство. СПб., 2002.

4. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2002.

5. Пелипас В.Е., Соломонидина И.О. Обзор зарубежной антинаркотической политики // Лекции по наркотикам: 2-е изд., перераб. и расшир. / Под. ред. Н.Н.Иванца. – М., 2000. С. 202 – 221.

Раздел 5. Рабочая программа дисциплины «Валеология»

      1. Ананьев В.А. и др. Общая валеология: конспект лекций. СПб. Балтийская педагогическая академия. 2000. – 163 с.

      2. Анатомия, физиология, психология человека. Словарь. / Под ред. А.С.Батуева. – СПб., 1998. – 256 с.

      3. Ахмерова С.Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. Уфа. Изд-во БИРО, 2005. – 49с.

      4. Билич Г.Л., Назарова Л.В. Основы валеологии. СПб, 1998. – 560 с.

      5. Валеология. Программа дисциплин предметной подготовки. М. 2000. -

207с.

      1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

      2. Винанд М. Социальная система и социальная работа в ФРГ (см. ссылку 16).

      3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Р/Д, 1996. – 480 с.

      4. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М. 1999. – 560 с.

      5. Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. – СПб.: ДЕАН, 1998. – 232 с.

      6. Леннер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению: Пер. со швед. – М., 1995.

      7. Литвак Г.И. Я и мой иммунитет. М. 1998. – 146 с.

      8. Лощилов В.И. Введение в валеотехнологию. М. 1997.- 176 с.

      9. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Валеология» составитель: Галиуллина С.Д. Уфа-2001.

      10. Нигамедзянов Э.А., Каримова Г.Г. Сто вопросов – сто ответов или правда о наркотиках и наркомании. Уфа. 2005. – 60 с.

      11. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценности // Мир психологии. – 2000. - №1 (21).

      12. Психология здоровья. / под ред. Г.С.Никифорова. – СПб. 2003. – 607с.

      13. Тростанецкая Г.Н., Гериш А.А. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде / Под науч. ред. Шипицыной Л.М. – СПб.: Изд-во «Образование – культура», 2003. – 348 с.

Дополнительная литература:

        1. Ахмерова С.Г. и др. Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях: Учебно-методическое пособие для учителей. – Уфа: Инфореклама, 2005.

        2. Кокин В.И., Каримова Г.Г., Кучумова Г.Н., Черникова Ю.П. Родителям о наркотиках (информация, советы, рекомендации). Методические рекомендации – Уфа, 2006.

        3. Кокин В.И., Каримова Г.Г., Кучумова Г.Н., Черникова Ю.П. Рекомендации по выявлению потребителей психоактивных веществ в условиях оздоровительных учреждений – Уфа, 2006.

        4. Координация взаимодействия органов государственной власти и учреждений системы образования по профилактике наркомании в образовательной среде / Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан. – Уфа, 2007.

        5. Мониторинг наркотической ситуации в Республике Башкортостан по итогам 2006 года / Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан. – Уфа, 2007.

        6. Наймушин А.И., Наймушин А.А. Валеология и валеотехнология. Материалы для изучения. Электронный вариант. – ЛОИ УТИС, 2000.

        7. Наймушин А.И., Наймушин А.А. технология деятельности. Учебное пособие в 3 частях. Уфа. Юниграф. 1999.

        8. Наймушин А.И., Наймушин А.А. Web-страница: www.postmodern.narod.ru.

        9. Петленко В.П. Валеология человека. Здоровье-любовь-красота. В 2-х книгах, 5 томах. СПб. 1998.

        10. Петленко В.П., Давиденко Д.Н. Этюды по валеологии. Здоровье как человеческая ценность. СПб. 1999.

        11. Сборник нормативных актов по вопросам социальной защиты населения, семьи и детства. – М., 1993.

        12. Социология медицины: Энциклопедический социологический словарь. Ред. Осипов Г.В. М. 1995.

        13. Теория и методика социальной работы. М. 1994. Ч.1. (проблемы охраны здоровья населения).

        14. Управление наркоситуацией в регионе: пути повышения эффективности (на примере округа г. Сибай)/ Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан. – Уфа, 2006.

        15. Чумаков Б.Н. Валеология. М. 1997.

Научно – методическое пособие

Кокин Валерий Иванович

Сафуанов Рафаэль Махмутович

Хабибова Наталья Евгеньевна

ПРОФИЛАКТИКА УПОТРЕБЛЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

под редакцией профессора,

доктора экономических наук А.Н. Дегтярева



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Перечень основных публикаций за 2010 год

    Документ
    Faizullin Fanil. Turk Halklarinin Siyasi Kulturlerinin Gelisiminde Ahmet Zeki Velidi Togan*in Rolu Uluslararasi Zeki Velidi Togan Ve Turk Kulturu Bilgi Soleni/ 13-15 october 2010, Turkyie, Stambul, 2010.
  2. Наркоконтроль (1)

    Документ
    В минувшую пятницу в Москве состоялась встреча Директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) Виктора Черкесова с Губернатором-председателем Правительства Самарской области Константином Титовым.
  3. Computer Using Educators Inc., Usa материалы (2)

    Документ
    Материалы XVIII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 27 – 28 июня 2007г. г.Троицк, Московской области - ГОУ ДПО "Центр новых педагогических технологий" Московской области, МОО Фонд новых
  4. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (23)

    Научная работа
    4. Экономика – 06.41.00; 06.61.00; 06.01.45; 06.01.79; 06.03.07; 06.09.00; 06.43.00; 06.51.00; 06.51.51; 06.61.33; 06.75.00; 06.75.05; 06.75.55; 06.71.
  5. Российская академия сельскохозяйственных наук справочник москва 2010

    Справочник
    (экономика и земельные отношения), р. 29.12.1951 г. избр. 14.02.2007 г., сост. в Отделении экономики и земельных отношений С. 105064, Москва, ул. Казакова, 15 Государственный университет по землеустройству, т.

Другие похожие документы..