Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
Мета дипломного проекту – розробити технологічний процес підготовки календаря на тему: «Міста України» за основними операціями й виготовити один прим...полностью>>
'Программа'
Программа развития государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №401 «От ключевых компетенций – к успешной социализ...полностью>>
'Сочинение'
Писатель Николай Васильевич Гоголь мне известен своими замечательными и наполненными чувствами произведениями. Например – «Тарас Бульба», «Ночь перед...полностью>>
'Реферат'
От вегетососудистой дистонии можно избавиться полностью и навсегда. С сердцебиениями, болями в области сердца, колебаниями артериального давления, чу...полностью>>

Уфимская государственная академия экономики и сервиса В. И. Кокин, Р. М. Сафуанов, Н. Е. Хабибова профилактика потребления и распространения наркотических веществ в высшей школе уфа 2007

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

8. Компетентность.

Компетентность – научное обоснование и межведомственная экспертиза применяемых форм и методов профилактической работы.

9. Позитивность.

Позитивность – профилактическая работа должна приносить радость участникам, создавая атмосферу светлой перспективы здорового стиля жизни, способствовать максимальному раскрытию лучших человеческих качеств молодежи, их личностному созреванию в активной творческой жизненной позиции на благо Родины.

10. Последовательность.

Последовательность - поэтапная реализация целей и задач профилактических программ.

Принцип последовательности, или этапности, предусматривает, что ее цели и задачи должны быть:

- разделены на общие, стратегические и частные (этапные), т.е. не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой кампании;

- на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач должна быть поддержана соответствующим целевым финансированием;

- для обеспечения последовательности или алгоритма шагов в реализации системной профилактики в нее должен обязательно входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространенности наркотиков, но и на формирование структур и элементов системы сдерживания распространения, системы социально-психологической поддержки.

11. Легитимность профилактической работы.

Легитимность предусматривает создание необходимой правовой базы антинаркотической профилактической деятельности. К правовой базе указанной деятельности относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой. К правовой базе относятся также права и обязанности молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия.

Может возникать правовая ситуация, когда те или иные действия в границах осуществления первичной и вторичной профилактической помощи не запрещены, однако не регламентированы нормативными актами. Например: доврачебная и врачебная диагностика наркотического опьянения в образовательном учреждении; диагностика употребления наркотиков методом тестирования ит.д. Следовательно, компетенция органов и лиц, осуществляющих профилактическую работу, степень взаимодействия различных ведомств и специалистов должны быть закреплены в соответствующих нормативных актах.

Это ставит перед участниками системы профилактики специфические задачи: максимальный учет отраслевых законов, их согласование в рамках концепции активной системной первичной профилактики; использование мирового и российского опыта в правовом обеспечении диагностики употребления наркотиков, организации раннего выявления потребителей и их оздоровления, социально-психологической реабилитации, с одной стороны; защиты их прав и законных интересов – с другой. Для этого необходима соответствующая специальная, в том числе правовая, подготовка специалистов, участвующих в оказании профилактической помощи.

2.2. Стратегии построения профилактики

Проблема профилактики употребления ПАВ исследовалась в различных аспектах многими учеными, как в зарубежных странах, так и в России.

Теоретические исследования в области изучения предупреждения наркозависимости чаще всего ведутся с позиций отдельных наук – медицины, психологии, социологии, культурологи, значительно реже на педагогическом уровне и крайне редко – системно, на методологическом уровне.

Для проведения профилактической работы в системе высшего образования необходимы педагогические основания, так как профилактика становится частью педагогического процесса.

В настоящее время существует ряд различных стратегий построения профилактик, каждая, из которых выстроена на определенных теоретических установках.

  1. Стратегии распространения информации о наркотиках

Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении частичной информации о наркотиках, их вреде и негативных последствиях употребления. Авторы дают разнообразные классификации данных стратегий, например, предлагаются три варианта информационного подхода [1]:

      1. Предоставление частичной информации о влиянии употребления наркотиков на организм, поведение и продолжительность жизни человека.

      2. Запугивание, стремление вызвать страх перед наркотиками. Цель этой стратегии – предоставить устрашающую информацию о наркотиках, показать неприглядные стороны их употребления.

      3. Предоставление фактов о деградации людей, употребляющих психоактивные вещества.

Другая классификация информационных стратегий также выделяет три их типа, но по иным основаниям [2]:

1. Стратегии моральных принципов.

Эти стратегии основаны на информации о том, что использование психоактивных веществ является аморальным и неэтичным. Обычно это форма кампании публичного увещевания, которая проводится религиозными группами, политическими и общественными движениями.

  1. Стратегии запугивания.

Информационные кампании, подчеркивающие опасность наркотиков. Эффективность данного подхода ограничена, особенно в случае молодой аудитории. Однако возможны ситуации, в которых кампании, акцентирующие вредные эффекты приема наркотиков, могут удержать от начала употребления наркотиков. Условием эффективности данной стратегии является сообщение устрашающей информации через такой источник, в отношении которого у реципиента отсутствует установка на критику.

3. Стратегии фактических знаний.

Стратегии фактических знаний нацелены на предоставление информации без провоцирования эмоционального защитного ответа, связанного с сопротивлением, и обеспечивают потенциальных потребителей реальными фактами, позволяя им сделать в отношении наркотиков выбор, основанный на информации. Эти стратегии включают предоставление объективной и соответствующей действительности информации о веществах и их эффектах, а также о рисках и долгосрочных последствиях, которые могут вызвать эти вещества. Есть мнение, что стратегии фактических знаний более эффективны в отношении лиц, имеющих определенный опыт употребления наркотиков.

Несмотря на то, что информационные стратегии профилактики способствуют повышению уровня знаний, они могут дать лишь первичный импульс к принятию решения не употреблять наркотик. Большинство таких стратегий не включают в себя задачи, направленные на изменение поведения молодежи, формирование здорового стиля жизни.

При использовании профилактических программ, основанных на информационных стратегиях, также следует иметь в виду, что «сенсационность» сообщений и тактика запугивания часто расходятся со взглядами студенческой молодежи на окружающее и вызывают сомнения в достоверности источника.

  1. Стратегии аффективного (эмоционального) обучения

В основе данных стратегий лежит теоретическое положение о том, что наркотические вещества начинают употреблять, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, которые воспитывались в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций. Аффективные подходы – это образовательные методики, которые акцентируются в большей степени на коррекции личностных дефицитов, нежели на проблеме собственно потребления наркотиков. Аффективные стратегии основываются на том факте, что зависимость от наркотиков чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих интерперсональные факторы риска – низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатии). В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных, стрессовых ситуациях. Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются однокурсниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством приобщения к наркотикам, включиться в группу сверстников и быть там принятыми. Поэтому круг проблем, которые прорабатываются в таких стратегиях, имеет отношение к самооценке, определению и прояснению личностных ценностей, принятию решений, навыкам преодоления и сокращения тревоги, решению проблем межличностных навыков, вербальной и невербальной коммуникации, распознаванию социального давления и ответа на него [3].

Хотя данная стратегия является эффективной, она редко используется изолированно от других подходов, так как наркотизация распространилась не только на подростков с проблемами в эмоциональной сфере, но и на многие другие слои этой возрастной группы.

  1. Стратегии, основанные на влиянии социальных факторов

Данные стратегии основываются на том, что влияние сверстников и семьи может способствовать или препятствовать началу наркотизации. С точки зрения данного подхода социальная среда, как источник обратной связи, поощрений и наказаний, является важнейшим фактором развития человека. Поэтому в соответствии с данной стратегией программы для родителей и программы, направленные на предотвращение социального давления наркотизирующейся среды сверстников, строятся в виде социально ориентированной интервенции. Наиболее известными среди таких стратегий являются тренинги устойчивости к социальному давлению сверстников, в процессе которых молодежь обучается навыкам отказа от предлагаемых наркотиков или других психоактивных веществ. Данные стратегии также рассматриваются в качестве «прививки» против воздействия средств массовой информации (в отношении легальных психоактивных веществ).

У студентов, прошедших такую подготовку, повышается эффективность самоконтроля, благодаря чему они более зрело оценивают пагубность злоупотребления наркотиками.

Эффективность данных стратегий усиливается при организации работы со студентами-лидерами, которые проходят определенное обучение, для того чтобы в дальнейшем вести профилактическую антинаркотическую деятельность в вузе. Например, в университете Чикаго была разработана профилактическая программа “Модель с использованием местного лидера». Основным принципом программы являлось то, что работа велась путем сотрудничества с неформальным лидером определенной группы и привлечения его на сторону руководителей программы. Лидеры отбирались по результатам социологического опроса.

  1. Стратегия формирования жизненных навыков

Так как в данных стратегиях центральным является понятие об изменении поведения, в них используются преимущественно методы поведенческой модификации и терапии. В основе этого направления лежат две теории – теория социального научения Бандуры и теория проблемного поведения Джессора. В данном контексте проблемное поведение студента рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей [4].

Стратегии формирования жизненных навыков (ФЖН) охватывают две области – информационную и социальную резистентность, - имеющие целью специальное предупреждение употребления наркотиков и развития личностных навыков преодоления жизненных проблем. Первый компонент – информационный. Он направлен на получение объективной информации о здоровье, вреде и социальной недопустимости употребления наркотиков, формирование критического мышления. Второй компонент включает в себя развитие эмоциональной саморегуляции и социальных навыков, в том числе регуляцию поведения, принятие решений, устойчивость к влиянию других.

Исследователи выделяют следующие ключевые принципы ФЖН.

  1. Всесторонность программ.

В процессе антинаркотического обучения важно использовать разнообразные методы подачи информации, методики тренинга социально-психологических навыков и способы закрепления изученного в поведении. К основным составляющим относятся:

Усвоение знаний. Студенты должны приобрести максимум знаний, для того чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение. Эффективность усвоения знаний достигается концептуализацией информации, закреплением ее на тренинге, выполнением заданий и упражнений, а также включением в общественную деятельность.

Навыки социальной компетентности. Эти навыки обеспечивают способность отказываться от рискованных предложений, понимать положительные и отрицательные стороны явлений, а также умение взаимодействовать со сверстниками, дружить, уметь пережить потерю друга, выражать правильно свои чувства и т.д. Программы ФЖН обязательно включают обучение: эффективному общению; уверенности в себе; умению управления своими чувствами; установлению отношений со сверстниками; с родными; преодолению проблем; постановке целей; принятию решений; осознанию негативных влияний, давления со стороны сверстников и сопротивлению им; оказанию помощи окружающим.

Непрерывность обучения. Доказано, что эффективность программ положительно коррелирует с широтой их содержания, продолжительностью и последовательностью реализации.

Включение в общественную деятельность. Считается, что студенты, отчуждаемые от просоциальных структур общества, более склонны к девиантному и антисоциальному поведению. Участие в общественной деятельности способствует росту эффективности профилактической работы, предоставляя учащимся позитивные ролевые модели.

2. Тренинг.

Программы ФЖН требуют неформального предоставления информации. Педагогам приходится обсуждать информацию совместно со студентами, создавать обстановку, которая способствует установлению доверительных взаимоотношений, это является основным условием усвоения антинаркотической информации и тренинга социально-психологических навыков. Поэтому требуется предварительное обучение педагогов, чтобы они могли освоить новые методы работы.

3. Сотрудничество.

Любое отдельно взятое ведомство не в состоянии обеспечить проведение долгосрочной программы всеобъемлющего характера. Поэтому для проведения программы необходимы объединенные усилия вуза, специалистов в области профилактики.

4. Культурная релевантность (адекватность).

Для успешного внедрения программы должны отражать культурные различия внутри общества. Профилактические программы, которым недостает культурной специфичности, ставят студентов в положение наблюдателей, а не активных участников.

5. Оценка эффективности программ.

Программы и эффективность обучения должны постоянно подвергаться экспертизе. Показатели эффективности могут быть различными, например: характер усвоения материала, изменение взаимоотношений, принятие решений, самооценка, общение и др.

6. Ценностные основы.

Любая программа имеет определенную ценностную ориентацию. Работающие по программе педагоги и студенты должны представлять себе ценностную основу программы. Утверждаемые программами ФЖН ценности включают следующие виды просоциального позитивного поведения: самодисциплина, ответственность, честность, уважительное отношение к людям, выполнение обязанностей в семье, вузе, обществе.

7. Связь программы с обществом.

Студенческая молодежь подвергается множеству влияний со стороны общества, и не все эти влияния позитивны. Для того чтобы программы были эффективны, общество должно принимать и поддерживать их. Программы ФЖН строятся с таким расчетом, чтобы объединить вуз и общество с целью передать молодежи навыки эффективных коммуникаций.

Таким образом, универсальная программа по тренингу жизненных навыков нацелена на широкий спектр факторов риска и защитных факторов и реализуется путем образовательных методов, комбинирующих развитие личностных и социальных умений, способности сопротивляться употреблению наркотиков. Компонент, связанный с умением сопротивляться предложениям, предоставляет информацию о провоцирующих употребление наркотиков социальных факторах. Он содержит материалы, разработанные для улучшения распознавания побуждающего к употреблению наркотиков давления со стороны социального окружения; исправления неверного представления о «поголовном» употреблении психоактивных веществ в обществе; популяризации общественных антинаркотических норм; предоставления знаний о профилактике здоровья; обучения навыкам сопротивления приему наркотиков.

Компонент, связанный с умением организовывать свою жизнь, обеспечивает обучение быть независимым и управлять своим состоянием и развивает чувство самоконтроля. Он включает в себя обучение: навыкам преодоления трудностей и выработки решений; критическому мышлению для сопротивления влиянию сверстников и средств массовой информации; самоконтролю и самоуважению; саморефлексии и самоподдержки; копинг-стратегиям по умению справляться с гневом и стрессами.

Компонент, связанный с общими социальными навыками, увеличивает социальную компетентность студентов наряду с общими социальными умениями.

5. Стратегии, основанные на развитии деятельности, альтернативной употреблению наркотиков

Данные стратегии предполагают необходимость альтернативных социальных актов для молодежи, в которых могли быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, свойственные молодым людям.

Выделяют четыре варианта планируемых социальных действий, основанных на деятельности, альтернативной употреблению наркотиков:

      1. Предложение специфической активности (например, категорийный туристических поход), который предполагает преодоление различных препятствий.

      2. Комбинация возможности удовлетворения специфических для молодежи потребностей (например, в самореализации) со специфической активностью (занятия творчеством или спортом).

      3. Поощрение участия во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы по интересам и т.д.).

      4. Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции.

Эти социальные действия (проекты) не решают полностью задач профилактики употребления ПАВ, но они достаточно эффективны в группах высокого риска, отклоняющегося и аддиктивного поведения.

  1. Стратегии укрепления здоровья

Стратегии, нацеленные на предупреждение сердечных заболеваний, оказались эффективными в снижении курения и улучшении диетических привычек отдельных групп населения. Поэтому данные стратегии стали использоваться как дополнительный способ профилактики наркомании.

В основе построения данных стратегий лежит тезис о том, что укрепление здоровья – это процесс, помогающий человеку усилить контроль над детерминантами здоровья и таким образом улучшить его. Основной упор делается на умение человека достигать своего оптимального состояния и успешно противостоять негативным факторам окружающей среды. С этих позиций здоровье рассматривается как источник благополучной повседневной жизни. Это позитивная концепция, берущая за основу социальные, личностные и физические возможности человека. Важной составляющей концепции является жизненная компетентность.

Существуют следующие программы укрепления здоровья:

  1. личная гигиена, физическое и эмоциональное развитие, здоровый образ жизни, превенция алкоголизма, курения и употребления наркотиков, заболеваний и несчастных случаев;

  2. интерперсональные связи, такие, как эмоциональные потребности, связь с противоположным полом, с родителями, педагогами;

  3. среда и общественное здоровье, что подразумевает влияние средств массовой информации, концентрацию общественных усилий для улучшения жизни.

Обобщение существующих стратегий профилактики дает основание и

для формулировки ряда общих положений, которые можно использовать при разработке антинаркотических программ для студенческой молодежи.

  • История развития методов предупреждения потребления психоактивных веществ в различных странах показывает, что местом приложения большинства программ являются школы, колледжи, вузы, так как они предоставляют наилучшие возможности для максимально полного охвата молодежи профилактической работой. Школы, колледжи, вузы открыты для нововведений, обеспечивают постоянство среды.

  • Основные программы первичной профилактики должны быть направлены на кризисы возраста. Наиболее кризисный возраст – подростковый (15-17 лет) и юношеский (18-21 года).

  • Стратегии, ориентированные только на информацию о последствиях употребления психоактивных веществ, недостаточно эффективны. Они требуют дополнения программами, обучающими адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять в ситуациях предложения психоактивных веществ.

  • Наиболее эффективные стратегии направлены на задачи профилактики, связанные с отношениями в семье, со сверстниками, и с обществом.

  • Наиболее действенны стратегии профилактики, где акцент делается на «диалогических» формах взаимодействия. Процесс обучения в этом случае включает совместный поиск решений жизненных проблем, предполагает использование методов групповой работы, рефлексии, тренинга, проектирования, активных социальных действий. При обучении используются разнообразные психотехнические и дидактические приемы.

  • Современные стратегии профилактики ориентированы на активизацию позитивных ресурсов личности.

  • Психологические теории и исследования в области медицины, социологии, педагогики позволяют создавать научно обоснованные, методологически и методически интересные программы. Но ни одна из таких программ без внедрения не является профилактическим средством. Внедрение с проведением процесса исследования, постоянной оценкой, адаптации программы к местным условиям превращает профессионально грамотно построенные программы в действенные.

  • Программы профилактики требуют включения в них мировоззренческих аспектов, в их основе лежат ценностные установки.

  • Данное положение об успешности программ наиболее полно выражено Чарльзом Андерсоном, президентом Международной организации ACAJ в США, консультирующим по вопросам наркомании и алкоголизма: «Мы слишком часто ошибаемся, путая «стремление к мудрости» с образованием или академической подготовкой. На самом деле личная философия жизни – это стремление понять окружающую действительность и ее ценности. Личная философия – это формирование самых основных убеждений, представлений и мнений. Любой человек, независимо от его ума и образования, который четко и вдумчиво анализирует мир и свое отношение к нему, уже стремится прийти к мудрости и личной философии жизни. Философ – это человек, взгляд которого на окружающий мир позволяет ему встречать невзгоды с душевным равновесием. Это человек, обладающий всеобъемлющим видением жизни и отношением к ней, а также к ее цели. Чтобы добиться трезвого образа жизни и сохранить его, каждый должен быть философом. У каждого из нас достаточно внутренней силы, чтобы создать философию жизни» [5].

Раздел 3. Комплексная программа по профилактике употребления и распространения наркотических и психоактивных веществ

Данная программа была разработана в Уфимском государственном институте сервиса (факультет культурно-воспитательной работы) в 2004 году. В 2005 году комплексная программа по профилактике употребления и распространения наркотических и психоактивных веществ была удостоена дипломом Государственного комитета РБ по молодежной политике. Реализована программа Уфимской государственной академией экономики и сервиса в 2005-2006 учебном году.

Содержание программы:

- Актуальность проблемы наркомании;

- Цели;

- Задачи;

- Основное содержание:

  • Механизмы реализации программы

  • Описание первого блока «Музыка против наркотиков»

  • Описание второго блока «Искусство против наркотиков»

  • Описание третьего блока «Студенты против наркотиков»

  • Описание четвертого блока «Специалисты против наркотиков»

- Описание работ проводимых в рамках комплексной программы по

профилактике употребления и распространения наркотических и

психоактивных веществ;

- Достигнутые результаты;

- Порядок использования полученных результатов и круг лиц, в интересах

которых они должны использоваться;

- Порядок осуществления руководства и контроля за выполнением

программы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Перечень основных публикаций за 2010 год

    Документ
    Faizullin Fanil. Turk Halklarinin Siyasi Kulturlerinin Gelisiminde Ahmet Zeki Velidi Togan*in Rolu Uluslararasi Zeki Velidi Togan Ve Turk Kulturu Bilgi Soleni/ 13-15 october 2010, Turkyie, Stambul, 2010.
  2. Наркоконтроль (1)

    Документ
    В минувшую пятницу в Москве состоялась встреча Директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) Виктора Черкесова с Губернатором-председателем Правительства Самарской области Константином Титовым.
  3. Computer Using Educators Inc., Usa материалы (2)

    Документ
    Материалы XVIII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 27 – 28 июня 2007г. г.Троицк, Московской области - ГОУ ДПО "Центр новых педагогических технологий" Московской области, МОО Фонд новых
  4. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (23)

    Научная работа
    4. Экономика – 06.41.00; 06.61.00; 06.01.45; 06.01.79; 06.03.07; 06.09.00; 06.43.00; 06.51.00; 06.51.51; 06.61.33; 06.75.00; 06.75.05; 06.75.55; 06.71.
  5. Российская академия сельскохозяйственных наук справочник москва 2010

    Справочник
    (экономика и земельные отношения), р. 29.12.1951 г. избр. 14.02.2007 г., сост. в Отделении экономики и земельных отношений С. 105064, Москва, ул. Казакова, 15 Государственный университет по землеустройству, т.

Другие похожие документы..