Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Настоящий словарь металлургических терминов состав­лен с целью оказания помощи преподавателям по овладению основными понятиями технологических процес...полностью>>
'Урок'
1). Найдите элементы русской сказки в данной « Повести… ( Жили да были два генерала; по щучьему велению, по моему хотению; сказано- сделано; этого ни...полностью>>
'Лекция'
Важнейшим элементом рыночной экономики является налоговая система. В современном обществе налоги - это основной источник до­ходов государства. Именно...полностью>>
'Лекция'
Звукоприемником служит капсуль, который представляет собой плоский воздушный конденсатор. Один его электрод выполнен из латуни в виде массивного осно...полностью>>

Образовательной программы Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении Объем запрашиваемого

Главная > Конкурс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учебные курсы базовой кафедры, в том числе мастер-классы, включаются в рабочие учебные планы факультетов в качестве факультативных спецкурсов (сверх утвержденного норматива аудиторных часов). Но если продолжительность серии мастер-классов по определенной тематике достигает семи и более недель при еженедельном графике проведения и фиксированном аудиторном времени, то серия мастер-классов может быть включена в рабочий учебный план в качестве факультатива, дисциплины по выбору или обязательной дисциплины.

Работа базовых кафедр не ограничивается стенами Университета. Часть занятий проводится на учебных площадках компаний. Технология выстроена таким образом, что в процессе проведения мастер-классов и консультаций преподаватели этих кафедр имеют возможность для целевого отбора наиболее подготовленных и мотивированных студентов. Эти студенты с третьего или четвертого курсов забираются на практику, в процессе которой в отличие от традиционного для вузовской системы формального отбывания времени, они включаются в реальную работу (в том числе на платной основе) и обучаются в процессе реализации конкретных проектов. Наконец, лучшие из них, получив необходимый опыт и зарекомендовав себя, остаются на работу в частных компаниях или государственных учреждениях. Таким образом, втягивание представителей бизнеса и государственного управления в учебный процесс сопровождается вовлечением студентов в практическую деятельность, и во многих случаях обучение завершается рекрутированием.

К формируемым общим компетенциям здесь относятся:

  • понимание текущего состояния и актуальных потребностей бизнеса и государственного управления, умение быстро войти в курс дела,

  • эффективное применение полученных знаний и навыков в прикладных проектах,

  • умение взаимодействовать и совместно работать с практиками из бизнеса и государственного управления.

Среди специальных компетенций отметим:

  • навыки проведения диагностики реального состояния внутренней и внешней среды организации,

  • способность анализировать бизнес-процессы на основе применения междисциплинарных методологических подходов, в том числе с помощью математического моделирования,

  • способность разрабатывать модели бизнес-процессов с использованием информационных технологий,

  • умение оценивать экономические и социальные последствия крупных государственных и коммерческих проектов,

  • умение осуществлять экономический и социальный анализ правовых норм, разрабатывать предложения по формированию новых и изменению действующих норм.

Задача 5. Формирование способностей к исследовательской работе и практическому использованию результатов фундаментальных и прикладных исследований.

В соответствии с Концепцией развития Государственного университета – Высшей школы экономики на период до 2010 года поставлена задача превращения ГУ-ВШЭ в один из ведущих исследовательских университетов, в котором реализация образовательных программ неразрывно связана с передовыми научными исследованиями. При этом ставка делается на создание относительно небольших научно-исследовательских институтов, лабораторий и центров, привлекающих проектное финансирование на конкурсной основе, активно участвующих в освоении новых научных направлений, ориентированных на междисциплинарный характер исследований и постоянное вовлечение новых знаний в образовательный процесс.

Осуществление инноваций в бизнесе и государственном управлении предполагает наличие концептуального видения ситуации, выходящего за рамки текущей рутинной работы. Выпускник вуза должен видеть возможности для преобразования существующих бизнес-процессов. Для этого им должны восприниматься и использоваться новейшие разработки в области фундаментальных и прикладных исследований. Формирование соответствующих способностей опирается на органическое соединение образовательного и исследовательского процесса. Задача заключается, с одной стороны, в стимулировании преподавателей к активному вовлечению в учебный процесс результатов исследований (в первую очередь, собственных разработок), а с другой стороны, в интеграции самих студентов в исследовательский процесс, прививая им навыки творческого научного поиска и апробации полученных результатов.

В ГУ-ВШЭ успешно работает Научный фонд, выдающий гранты на индивидуальные и коллективные исследовательские проекты (в том числе с обязательным участием студентов) (подробнее см. Раздел 1). Но эта деятельность нуждается в организационной, информационной и инфраструктурной поддержке, элементы которой закладываются с помощью инновационной образовательной программы.

К формируемым общим компетенциям относятся:

  • постоянное отслеживание новейших достижений в научных и образовательных областях,

  • владение навыками ведения индивидуальных научных исследований,

  • умение организовать коллективные исследовательские проекты,

  • умение использовать результаты исследований в практической деятельности.

Среди специальных компетенций выделим следующие:

  • умение организовать и реализовать полный проектный цикл, включая подготовку программы исследования, разработку инструментария, проведение эмпирических исследований (в том числе полевых работ), ввод, обработку и анализ данных, написание итогового аналитического отчета,

  • умение оценить качество и репрезентативность статистических и социологических данных,

  • навыки работы со стандартными статистическими пакетами (SPSS, STATA, SAS и др.), а также с программным пакетом Calibrum, позволяющим проводить массовые экспертные опросы и мониторинговые исследования в режиме он-лайн,

  • навыки планирования и организации проведения мониторинговых исследований,

  • умение планировать и осуществлять проекты по выбору средне- и долгосрочных приоритетов инновационного развития и разработке стратегии их реализации для отраслей, регионов, корпораций (в том числе с использованием методологии Форсайт),

  • способность к эффективному использованию сетевых форм организации профессиональной деятельности.

2.3. Формы реализации инновационной образовательной программы

От структурных подразделений ГУ-ВШЭ, включая региональные филиалы, собраны и обобщены десятки заявок на разработку инструментов реализации программы. Определены приоритетные темы и направления таких разработок. Что же касается конкретных групп разработчиков, то их выбор, если речь не идет об уникальных продуктах, будет осуществляться на конкурсной основе с внешней экспертизой содержания и качества заявок. Для этих целей в 2006 г. в ГУ-ВШЭ будет создан Фонд образовательных инноваций, призванный поддерживать и стимулировать процесс создания новых образовательных продуктов. При этом будет использована апробированная в ГУ-ВШЭ в 2004-2005 гг. модель Научного фонда, сформированного из средств ГУ-ВШЭ и предоставляющего на конкурсной основе индивидуальные и коллективные гранты на фундаментальные и прикладные исследования на основе внешней экспертизы заявок. С 2008 г. после завершения инновационной образовательной программы Фонд образовательных инноваций возьмет на себя функции стимулирования инновационных процессов, запущенных данной программой, уже из средств самого Университета (см. Раздел 2.8).

Формы реализации инновационной образовательной программы раскрываются по каждой из приведенных выше пяти задач, нацеленных на формирование определенной группы компетенций. При этом разбивка мероприятий программы по годам представлена в соответствующих таблицах Раздела 3 ниже.

2.3.1. Формирование компетенций к комплексному анализу изменяющихся
социально-экономических процессов

Для выработки навыков к комплексному анализу изменяющихся социально-экономических процессов требуются новые учебные курсы и инновационные методики, позволяющие разрабатывать новые программы учебных дисциплин и вводить инновационные приемы в существующие учебные курсы. Программа ГУ-ВШЭ предлагает подготовку новых образовательных программ (прежде всего, программ магистерского уровня), сочетающих теоретические знания с практическими навыками работы, создание системы инновационных методик по разработке программ учебных дисциплин в области экономики, социологии, менеджмента, государственного управления и бизнес-информатики, а также новых учебных курсов, в которых активно применяются новые образовательные технологии.

К формам реализации данной задачи относятся:

  • Создание новых образовательных программ (в том числе междисциплинарных и международных),

  • Разработка инновационных учебно-методических комплексов (УМК), отдельных учебных курсов (в том числе на английском языке) и учебных пособий,

  • Подготовка методик разработки инновационных курсов в партнерстве с ведущими университетами,

  • Подготовка адаптационных учебных курсов для поддержки смены направления обучения,

  • Развитие системы внешней экспертизы качества образовательных услуг.

Новые образовательные программы. Предлагается разработка концепций новых образовательных программ магистерского уровня и уровня MBA и MPA, сочетающих теоретические знания с практическими навыками работы, в том числе:

  • Совместная постдипломная программа “Diploma for Graduates” на базе Международного института экономики и финансов (совместно с Лондонским университетом) (2007 г.). Программа предусматривает подготовку по четырем базовым дисциплинам на уровне и в формате внешних программ Лондонского университета, по которым в конце года сдаются внешние экзамены Лондонского университета и получается диплом по направлению «Экономика».

  • Совместная магистерская программа по экономике с Уральским государственным университетом, разработка которой в 2006-2007 гг. начинается со взаимной аккредитации учебных курсов и обеспечения студенческой мобильности (факультет экономики и Международный институт экономики и финансов).

  • Магистерская программа «Рынок ценных бумаг» с системой инновационных курсов, комплектом учебно-методических материалов, материалов для курсов-тренингов, нацеленных на приобретение студентами практических навыков работы на финансовом рынке (кафедра фондового рынка и рынка инвестиций факультета экономики).

  • Межкафедральная магистерская программа “Управление знаниями” с системой инновационных курсов и методических пособий (кафедра общего и стратегического менеджмента и кафедра управления человеческими ресурсами факультета менеджмента).

  • Программа “Мастер делового администрирования” – МВА по специализации “Логистика и управление цепями поставок” с блоками инновационных курсов и разработка нового стандарта специальности 080506 “Логистика и управление цепями поставок” (кафедра логистики факультета менеджмента).

  • Программа «Мастер государственного и муниципального управления» (Master of Public Administration – MPA) на базе факультета государственного и муниципального управления, Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ и Института экономики города.

  • Программа двойных магистерских дипломов (“Master of Science in Public Administration”) факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ с факультетом государственного управления Бирмингемского университета (Великобритания),

  • Совместная магистерская программа “Социологическая теория и методология социальных исследований” на английском языке – с социально-экономическим факультетом Кёльнского университета (факультет социологии).

Кроме того, в составе факультета бизнес-информатики будут созданы два новых отделения – “Прикладной математики” и “Программной инженерии”. Отделение “Прикладной математики” будет готовить специалистов для разработки новых методов решения задач анализа и управления экономическими объектами, а отделение “Программной инженерии” – специалистов в области управления созданием программных продуктов для реализации этих методов.

Междисциплинарные и межфакультетские магистерские программы. Решению задачи выработки компетенций комплексного анализа социально-экономических процессов в сильной степени способствует создание междисциплинарных и межфакультетских магистерских программ, позволяющих будущим выпускникам строить более гибкие образовательные траектории.

По этому направлению деятельности планируется подготовка новой магистерской программы в области оценивания программ и политики (“Programme & Policy Evaluation”) факультета государственного и муниципального управления и факультета социологии Социальная экспертиза и методы оценивания управленческих решений. Выпускники программы будут обладать профессиональными навыками оценки предлагаемых управленческих решений и реализуемых программ (отраслевых и секторальных политик), в первую очередь для работы в государственных органах управления, что необходимо в свете перехода от сметного финансирования бюджетной сферы к финансированию, ориентированному на результаты. Программа предназначена для выпускников факультетов экономики, социологии, государственного и муниципального управления, а также факультетов прикладной политологии и права. Она создается в кооперации с университетом Саарбрюккен (Германия).

Факультетом государственного и муниципального управления ведется подготовка новой магистерской программы по специальности “Регионоведение” совместно с факультетами прикладной политологии и философии. Программа ориентирована на подготовку магистров для государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.

Междисциплинарная магистерская программа “Математические методы анализа экономики” подготавливается на базе Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ.

Инновационные учебные курсы и учебно-методические комплексы (УМК). Методической основой формирования новых компетенций выступают программы инновационных учебных курсов и учебно-методических комплексов (УМК), которые включают полный комплект необходимых материалов, в том числе: учебник (учебное пособие), сборник задач или тестов, сборник методических материалов для преподавателя, сборник кейсов, хрестоматии и сборники статей для чтения.

Выделяются следующие приоритетные направления для разработки инновационных УМК, отдельных учебных курсов и учебных пособий:

Формирование экономических квалификаций: Макроэкономическая теория переходного периода, Экономика общественного сектора, Экономика информации, Институциональная экономика, Прикладная социоэкономика, Управление стоимостью компании, Конкурентная политика в современной России.

Формирование менеджерских квалификаций: Стратегический менеджмент, Финансовый менеджмент, Инновационный менеджмент, Технологии управления проектами, Управление цепями поставок, Сетевые формы организации экономической деятельности, Венчурный бизнес и прямые частные инвестиции.

Формирование квалификаций в области государственного управления: Новые технологии государственного управления, Теория и практика государственной службы, Муниципальное управление и местное самоуправление, Государственные и региональные финансы, Управление социальной сферой города.

Формирование социологических квалификаций: Социологический анализ современных рынков, Теория и практика рекламных коммуникаций, Социология предпринимательства, Социальное моделирование риска, Количественные методы сбора и анализа данных.

Формирование квалификаций в области информационных технологий: Моделирование и оптимизация бизнес-процессов, ИТ-консалтинг, Проектирование и внедрение информационных систем, Управление информационными ресурсами предприятия, Информационная бизнес-аналитика, Инновации и бизнес в сфере ИТ.

Приоритет отдается направлениям и темам, ориентированным на практику аналитической работы и связанным с комплексным, междисциплинарным анализом.

Учебные курсы на английском языке. Элементом включения Университета в процесс прогрессирующей интернационализации сферы образования является подготовка учебных курсов на английском языке. Разработка таких курсов планируется кафедрой государственного управления и экономики общественного сектора факультета экономики. В их числе: Экономика общественного сектора, Экономика и регулирование рынков труда, Экономика здравоохранения.

В рамках разрабатываемой совместной магистерской программы совместно с Лондонским университетом “Diploma for Graduates” на базе Международного института экономики и финансов ГУ-ВШЭ, помимо совершенствования 10 существующих, будут подготовлены новые курсы на английском языке: Банковский менеджмент и анализ рисков, Управление инвестиционным портфелем.

Методики создания инновационных курсов. Многие инновационные курсы являются результатом применения новых методик, разрабатываемых в кооперации с ведущими университетами и деловыми организациями. В их числе:

  • Методика создания инновационных курсов по маркетингу с разработкой алгоритма консолидации различных блоков исследовательской, консалтинговой и организационно-управленческой деятельности (кафедра маркетинга факультета менеджмента с кооперации с университетами Уппсала (Швеция), Сент-Галлен (Швейцария), Вестфалише Вилгельмс университетом в Мюнстере (Германия)),

  • Методика создания инновационных курсов по логистике и управлению цепями поставок (кафедра логистики факультета менеджмента в кооперации с Национальной логистической ассоциацией России, Гильдией логистических операторов, Национальным Советом России по цепям поставок),

  • Методика создания инновационных курсов по государственному и муниципальному управлению на базе факультета государственного и муниципального управления, Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ и Института экономики города в партнерстве с Бирмингемским и Лондон Метрополитэн университетами (Великобритания), университетами штата Индиана и штата Нью-Йорк (США), Фуданским и Пекинским народным университетами (Китай), Сьянс По и ЭНА (Франция).

  • Методика создания инновационных курсов по бизнес-информатике в кооперации с Мюнстерским (Германия), Марсельским (Франция) и Крэнфилдским (Великобритания) университетами.

  • Методика создания инновационных курсов дополнительного образования по определению стратегических приоритетов инновационного развития методами Форсайт (Институт статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ в партнерстве с Манчестерским университетом, Великобритания).

Адаптационные курсы и модули при смене направления обучения. Существующая в ГУ-ВШЭ открытость магистерских программ для выпускников бакалавриата других направлений и выпускников других вузов не означает введения облегченных стандартов при сдаче вступительных испытаний. Поэтому данный вид мобильности нуждается в специальной поддержке. В ГУ-ВШЭ для предварительной подготовки к вступительным испытаниям и дальнейшему обучению на магистерской программе выпускникам других направлений и других вузов предлагаются подготовительные (адаптационные) курсы. Они включают блок из двух-трех учебных дисциплин, охватывающих наиболее принципиальные области знания для внешних студентов, для студентов других специализаций.

В рамках программы разрабатываются новые адаптационные учебные курсы по следующим темам: Институциональная экономика, Теория отраслевых рынков, Менеджмент и маркетинг, Экономико-правовые аспекты государственного управления, Государственная служба: современные проблемы и тенденции, Экономическая социология, Анализ социологических данных-1.

Практика адаптационных курсов открывает дополнительные возможности для сотрудничества со странами СНГ. Так, с 2005/2006 учебного года на факультете экономики ГУ-ВШЭ обучается группа студентов из Казахстана по программе подготовительного года магистратуры. Для этой группы разработаны адаптационные курсы, позволяющие восполнить пробелы в базовом образовании. По их окончании студенты подготовительного отделения, успешно сдавшие экзамены, зачисляются в магистратуру факультета экономики. В 2006-2007 гг. подобная практика будет расширена в отношении абитуриентов из стран СНГ, а также выпускников других вузов, имеющих базовое образование иного профиля.

Развитие системы внешней экспертизы качества образовательных услуг. Система внешней экспертизы качества, существующая в ряде европейских стран, является эффективным и объективным инструментом контроля качества знаний со стороны самого профессионального сообщества. Контроль производится на основе повторной выборочной проверки письменных экзаменационных работ, уже оцененных преподавателями данного вуза. Проверяется характер заданий и адекватность итоговых оценок.

Система внешнего контроля в ГУ-ВШЭ уже существует на всех программах Международного института экономики и финансов, где этот контроль осуществляется Академическим комитетом, учрежденным совместно с Лондонской школой экономики. На двух других факультетах (экономики и социологии) в 2005 г. система апробировалась в качестве эксперимента. Эксперты из ведущих учреждений (Российская экономическая школа, Институт социологии РАН), привлеченные на договорной основе, проверили отобранные письменные работы и представили свои заключения по итогам проверки. В перспективе планируется серьезное расширение данного эксперимента, в том числе через привлечение русскоязычных зарубежных экспертов и представителей зарубежных компаний, работающих в России.

2.3.2. Формирование навыков проектных форм деятельности

Отказ от традиционной лекционной формы с прослушиванием заранее подготовленного материала и организацией семинарских занятий для повторения материала, пройденного на лекциях, приводит к необходимости выработки и внедрения новых форм организации и проведения учебного процесса.

К формам реализации данной задачи относятся:

  • Разработка методик создания инновационных курсов, развивающих навыки проектной работы,

  • Разработка, приобретение и использование баз кейсов,

  • Обучение преподавателей современным методикам преподавания.

Образовательные методики, развивающие навыки проектной работы. Наряду с созданием отдельных инновационных курсов, принципиальное значение имеет разработка новых методик, которые позволяют производить подобные курсы, а также блоки (модули) таких курсов, в том числе, и по завершению инновационной образовательной программы. В ГУ-ВШЭ в процессе разработки находятся много таких методик. Приведем следующие примеры:

  • Методика организации коллективного проекта “Модели организации бизнеса и бизнес-процессов”, включая: формирование клиентоориентированной модели бизнеса; построение и оптимизацию бизнеса (ИСО-9001, реинжиниринг, шесть сигм); построение модели оценки результативности бизнеса с применением междисциплинарных методологических подходов – системы сбалансированных показателей, показателей оценки стоимости бизнеса (кафедра маркетинга, факультет менеджмента),

  • Создание учебного прототипа СRM-системы с заполненными справочниками и базами данных для СRM-аналитики и разработки клиентоориентированных маркетинговых программ; разработка компьютерных бизнес-симуляций (мини-симуляций: типа «Expert Choiсe», междисциплинарных «Ситуационное моделирование деятельности предприятия») (кафедра маркетинга, факультет менеджмента),

  • Инновационная методика обучения генерации нового знания посредством работы с когнитивными диссонансами, относящимися к различным сферам деятельности (кафедра общего и стратегического менеджмента факультета менеджмента),

  • Методика организации работ по реализации социологических проектов, включая годовой практикум по экономической социологии, курс по организации и презентации социологического исследования и спецсеминар по написанию дипломных работ (кафедра экономической социологии, факультет социологии),

  • Методическое пособие по применению электронной игры “Социальная политика в городе” в ходе одноименного практикума – отделение Chartered Institute of Marketing (CIM) в Великобритании (2007 г.) с последующей организацией силами студентов первенства по игре Cim City 3000 на факультете экономики, а затем – в ГУ ВШЭ и филиалах (кафедра социально-экономических систем и социальной политики, факультет экономики),

  • Методика проведения совместных занятий с Университетом Кларк (США) на базе телекоммуникационного центра (кафедра общей социологии, факультет социологии),

  • Организация предпринимательского конкурса в рамках конкурса “Бизнес инновационных технологий” (БИТ) и в рамках его студенческой версии “H$€ 5K” (, , ) по принципам предпринимательского конкурса Массачусетского технологического института (MIT) MIT $50K (кафедра экономики и финансов фирмы факультета экономики в партнерстве с журналом “Секрет фирмы”, компаниями Intel, Microsoft, SAP и техническими вузами – МФТИ, РХТУ, МИФИ).

Среди других форм реализации программы укажем на то, что в сотрудничестве с базовой кафедрой, созданной на факультете бизнес-информатики компанией “Ланит”, планируется создание программно-технического комплекса (стенда) Анализ финансовой и экономической информации, предоставляющего возможности для проведения лабораторных/практических работ по курсу “Основы финансового анализа”.

Также в сотрудничестве с компанией «Ланит» на кафедре бизнес-аналитики факультета бизнес-информатики планируется разработка инновационного модуля по анализу проблемных ситуаций и принятию решений, включая методическое и программное обеспечение экспертной системы поддержки принятия решений (ЭСППР).

На базе Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ будут разработаны и проведены практикумы “Мониторинг как инструмент для принятия управленческих решений” и “Социологический анализ в аттестации работников социальной сферы”.

Предполагается также организовать для филиалов ГУ-ВШЭ 4 дистанционных курса по государственному управлению, а также дистанционный курс “Управление инновационными проектами” для Нижегородского филиала.

Разработка, приобретение и использование баз кейсов. Признанным методом освоения проектных форм работы является анализ кейсов. Активное введение этого метода в учебный процесс предполагает как приобретение готовых баз, так и самостоятельную их разработку. Среди тем, по которым будут проводиться такие разработки, упомянем следующие:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы гу-вшэ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Факультет государственного и муниципального управления

    Документ
    1.Технические спецификации как средство ограничения конкуренции на рынке государственных закупок. Куликовский Александр Андреевич - координатор по развитию бизнеса московского представительства корпорации AMD.
  2. Инновационная образовательная программа гу-вшэ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Кафедра Управления информационными ресурсами предприятия (1)

    Образовательная программа
    Приходилось ли вам сталкиваться с областями знаний, которые позволили бы по-новому подойти к давно известным вопросам? Возможно – да, именно так многие открывали для себя науку менеджмента.
  3. Высшая школа экономики (6)

    Программа
    Программа разработана в рамках инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ "Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении".
  4. Программы задачам Национального проекта «Образование» 13 Ожидаемое качественное изменение содержания образования и методов организации 18 > Создание системы контроля реализации программы. Участники реализации инновационной образовательной программы 22

    Задача
    ГОУ СПО «Каменск-Уральский политехнический колледж» (КУПК) образован в 1942 г., в настоящее время его учредителем является Федеральное агентство по образованию.
  5. Требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата

    Документ
    понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);

Другие похожие документы..