Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Расчетный счет: УФК МФ РФ по Свердловской области (Министерство финансов Свердловской области л/сч ГОУ ЦО Согласие 01012 790), р\с 402018104 1 1. ИНН ...полностью>>
'Статья'
Книга известного западногерманского философа Х.-Г. Гада мера (р. 1900) посвящена одному из распространенных сегодня в западной мысли философских напр...полностью>>
'Литература'
Раскольников Ф. Ф. На боевых постах. — М.: Воениздат, 1964. — 352 с. (Военные мемуары). Тираж 59 экз. Первые издания: Раскольников Ф. Ф. Кронштадт и...полностью>>
'Программа дисциплины'
Цель курса – формирование у учащихся знаний о целях, содержании и методах преподавания психологии на различных уровнях образования и для разных конти...полностью>>

Образовательной программы Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении Объем запрашиваемого

Главная > Конкурс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Информация о деятельности вуза, связанной с трудоустройством и адаптацией выпускников, включая описание структур и служб по маркетингу, трудоустройству, связям с работодателями и выпускниками

Работа ГУ-ВШЭ по содействию занятости выпускников и их адаптации к рынку труда осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Тесное взаимодействие с бизнес-сообществом в образовательной деятельности. Это предполагает привлечение ученых и практиков к руководству учебными кафедрами, преподаванию и ведению мастер-классов для студентов ГУ-ВШЭ. В настоящее время в штате ГУ-ВШЭ (на 0.5 ставки) работают руководители и ведущие специалисты около 40 крупных компаний: промышленных, финансовых, информационно-коммуникационных, консалтинговых, рекламных, масс-медийных и т.п. (см. Приложение 6). В результате многие студенты получают от них приглашения на работу. Создание вышеназванных базовых кафедр на факультетах позволяет начать адаптацию студентов к будущей трудовой деятельности на ранней стадии учебного процесса.

2. Активное участие студентов старших курсов в проектной работе компаний (см. Приложение 7), “командная” разработка и реализация ими бизнес-проектов (в рамках действующего в ГУ-ВШЭ студенческого “Бизнес-клуба”) с привлечением экспертов из бизнеса для их оценки и последующей финансовой поддержки, а также PR-сопровождение всего цикла прохождения проекта профильными компаниями (“Ведомости”, “”, “Expert system”). Это развивает в студентах навыки идентификации и решения бизнес-задач, “командной” работы.

3. Выбор компаний для прохождения практики студентов. До настоящего времени такой выбор осуществлялся на факультетах в разнообразных формах: (а) формализованно (заключение договоров), (б) через преподавателей из бизнеса, (в) через штатных преподавателей университета, консультирующих бизнес-структуры. В связи с резким ростом числа компаний, обращающихся за студентами для массового прохождения практики (100–150 чел. для одной компании) с последующим трудоустройством, заключаются специальные договоры с крупными компаниями.

4. Развитие специализированных подразделений, содействующих адаптации выпускников к рынку труда и их трудоустройству. Прежде всего это – Центр развития карьеры (ЦРК) (), который:

  • осуществляет привлечение работодателей, заинтересованных в наборе студентов выпускных курсов на преддипломную практику с последующим наймом успешных практикантов на работу (см. Приложение 8);

  • проводит презентации компаний, желающих привлечь выпускников Университета на различные формы занятости, и тестирование студентов по запросам компаний либо предоставляет возможность компаниям проводить отбор будущих специалистов;

  • активно взаимодействует с кадровыми агентствами Москвы;

  • проводит серию профориентационных и психологических консультаций (совместно с Центром психологического консультирования ГУ-ВШЭ) по адаптации студентов к будущей трудовой деятельности, а также обучающие семинары, направленные на приобретение студентами практических навыков написания резюме и ведения переговоров с работодателем;

  • проводит регулярные мастер-классы компаний, позволяющие молодым специалистам “восполнить” дефицит практической информации и с помощью опытных менеджеров изучить интересующий их рынок труда;

  • бесплатно распространяет справочные материалы (“Гид молодого специалиста”, “Справочник карьериста”), которые помогают студентам и выпускникам подготовиться к построению карьеры.

В ГУ-ВШЭ действует Отдел по работе с выпускниками, координирующий работу ЦРК и Клуба выпускников ГУ-ВШЭ. Помимо поддержания регулярных контактов с выпускниками, отдел способствует взаимодействию студентов с работодателями, обеспечивая: ведение базы данных выпускников; формирование базы данных работодателей, с которыми ГУ-ВШЭ развивает деловые контакты по организации практики и трудоустройству студентов; привлечение выпускников в качестве потенциальных работодателей и потребителей образовательных, научных, консультационных услуг Университета; реализацию PR-кампании посредством продвижения историй успеха выпускников в СМИ и т.п. Старшие выпускники, ныне – руководители и сотрудники известных фирм, часто набирают кадры из числа студентов выпускных курсов через деканаты, по рекомендации учебных частей факультетов, а также через ЦРК ГУ-ВШЭ. Контакты с работодателями поддерживают также Управление маркетинговых коммуникаций и корпоративные СМИ ГУ-ВШЭ (Дирекция корпоративного портала, газета “Вышка”, сайт “”).

В ближайших планах Университета – создание специализированного Кадрового агентства, которое станет логичным продолжением уже созданного задела по взаимодействию с работодателями.

О степени удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников вуза и их востребованности на рынке труда можно судить и по ряду косвенных признаков, а именно:

  • рейтингам вузов, публикуемым ведущими деловыми СМИ по итогам опросов работодателей о готовности принимать на работу выпускников, в которых ГУ-ВШЭ обычно входит в тройку лидеров;

  • положительным отзывам компаний, в которых работают выпускники ГУ-ВШЭ;

  • повторным обращениям за выпускниками ведущих бизнес-структур (Pricewaterhouse Coopers, KPMG, Ernst&Young, McKinsey&Co, IBS, Альфа-Банка, Внешторгбанка, Внешэкономбанка, Р.И.М., “Имидж-Контакт”, Николо-М, СУАЛ-Холдинга, РАО “ЕС России” и т.п.), общественных организаций (Гильдии российских адвокатов и др.);

  • инициативам со стороны бизнеса по заключению договоров с Университетом, в том числе об учреждении именных стипендий для студентов, проявивших незаурядные способности в учебной и научной деятельности, в целях их материальной поддержки и стимулирования;

  • устойчивому спросу на выпускников со стороны федеральных органов исполнительной власти (Минэкономразвития, Минфина, Минюста и др.);

  • высоким позициям, которые занимают выпускники ГУ-ВШЭ в бизнесе и государственных структурах.

Раздел 2. Описание инновационной образовательной программы

2.1. Цель реализации инновационной образовательной программы

В российском высшем профессиональном образовании сохраняется унаследованная от советского времени технократическая тенденция приближать обучение к практике путем «накачки» обучающихся узкоспециализированным знанием. Подготовка таких узких специалистов, неспособных к самостоятельной проектной работе, становится все более серьезным ограничением для выработки компетенций, необходимых для осуществления инновационной деятельности в бизнесе и государственном управлении.

Мировые тенденции в высшем профессиональном образовании воплощаются в двух фундаментальных сдвигах. Во-первых, происходит постепенная интеграция разных дисциплин, что особенно ярко выражается в сфере экономических и социальных наук. Причем, чем ближе к практической деятельности, тем потребность в комплексных знаниях и навыках оказывается сильнее. Во-вторых, наблюдается прогрессирующий отказ от ученического натаскивания и пассивного освоения готового материала в пользу проектного подхода, стимулирующего компетенции, связанные с самостоятельной аналитической и организационной работой. В-третьих, проведение научных исследований фундаментального и прикладного характера превращается из желательного дополнения к учебному процессу в его необходимый внутренний элемент.

Инновационная программа ГУ-ВШЭ предлагает инструменты для формирования особой системы аналитических компетенций (знаний и навыков), которая подготовит выпускников к инновационной работе в таких ключевых сферах занятости, как бизнес и государственное управление, выработает в них способность не только гибко адаптироваться к новой среде, но и активно преобразовывать эту среду. Помимо высокого качества образовательных услуг, эта работа базируется на широкой программе научных исследований ГУ-ВШЭ, в которые вовлекаются студенты и преподаватели, и результаты которых востребуются обществом.

Таким образом, цель реализации инновационной образовательной программы заключается в формировании системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении на основе современного научного, методического, информационного и инфраструктурного обеспечения образовательного процесса и исследовательской деятельности. Указанная цель выступает проекцией основных целей Университета, закрепленных в Концепции развития Государственного университета – Высшей школы экономики на период до 2010 года, на внешнюю среду, приводя квалификации выпускников Университета в большее соответствие с требованиями работодателей, представляющих реальный сектор экономики и сферу государственного управления.

2.2. Задачи, реализуемые в рамках инновационной образовательной программы

Задачи, реализуемые в рамках инновационной образовательной программы, направлены на выработку и последующее распространение пяти основных групп аналитических компетенций, сочетание которых позволяет достичь цели, поставленной в рамках этой программы. Соответственно, эти задачи предусматривают формирование:

  • компетенций к комплексному анализу изменяющихся социально-экономических процессов;

  • навыков к организации и ведению проектных форм деятельности;

  • компетенций по эффективному поиску, обработке и анализу разнородной информации для успешной работы в бизнесе и государственном управлении;

  • практических навыков, востребованных современным бизнесом и государственным управлением путем вовлечения практиков в образовательный процесс и втягиванием студентов в практические проекты;

  • способностей к исследовательской работе и практическому использованию результатов фундаментальных и прикладных исследований.

Задача 1. Формирование компетенций к комплексному анализу изменяющихся социально-экономических процессов.

Концепция развития Государственного университета – Высшей школы экономики на период до 2010 года поставила задачу закрепления за ГУ-ВШЭ позиций ведущего социально-экономического университета России. Университет нацелен на формирование стандартов образовательных услуг нового поколения, сопоставимых с уровнем ведущих мировых университетов и соответствующих потребностям российской практики.

Реализация новых стандартов позволит сформировать корпус выпускников, владеющих умениями и навыками к комплексному социально-экономическому анализу сложных и динамично развивающихся процессов. Это означает, помимо обеспечения высокого качества преподавания отдельных дисциплин, нацеленность на преодоление междисциплинарных барьеров, отказ от узкодисциплинарного подхода (экономического, бухгалтерского или технического) и выработку у обучающихся творческой способности к достижению аналитического результата на основе использования преимуществ самых разных подходов.

Отличительной особенностью и сравнительным преимуществом ГУ-ВШЭ является наличие интегрированного академического ядра, включающего широкий набор дисциплин в области экономики, социологии, менеджмента, государственного управления и бизнес-информатики, т.е. направлений, где ГУ-ВШЭ является одним из признанных лидеров. Данный набор дисциплин далеко выходит за рамки государственного образовательного стандарта. Они читаются на всех факультетах и закладывают для всех учащихся целостный фундамент, на котором строятся блоки общепрофессиональных и специальных учебных курсов.

Реализация учебных планов в ГУ-ВШЭ также характеризуется высокой степенью перекрестного «опыления», означающего, что закладка упомянутого выше широкого гуманитарного и социально-экономического фундамента производится преимущественно преподавателями того профильного факультета, где работают соответствующие специалисты, а не факультета, на котором читается данная дисциплина. В результате около трети всей аудиторной нагрузки преподавателей приходится на чтение дисциплин на других факультетах. А для ряда факультетов эта доля превышает половину. Самым крупным факультетом-донором является, безусловно, факультет экономики, преподаватели которого обеспечивают около 30 % аудиторной нагрузки всего Университета. Почти сорок процентов своего рабочего времени (37.3 %) преподаватели этого факультета-лидера проводят на других факультетах.

Обратной стороной этого процесса оказывается сильная открытость большинства факультетов для межфакультетского сотрудничества. Для многих факультетов доля нагрузки, обеспечиваемой партнерами, превышает 40 %, а у некоторых – даже 70-80 %. Подобная практика позволяет обеспечивать высокое качество преподавания и выдерживать единые учебно-методические стандарты, реализуемые с учетом специфики конкретных факультетов. В этих целях проводится постоянная содержательная и координационная работа. В качестве примера следует отметить принятую в ГУ-ВШЭ единую Концепцию преподавания экономической теории, разработанную с учетом специфики каждого факультета. Подобные концепции разрабатываются по каждому направлению обучения в рамках академического ядра.

Выработке способностей к комплексному анализу социально-экономических процессов и преодолению междисциплинарных барьеров способствуют и расширяющиеся в ГУ-ВШЭ практики смены направления обучения после завершения бакалавриата с переходом в магистратуру другого факультета (переходы с социологии на экономику, с экономики на менеджмент и т.д.). Такие переходы становятся возможными благодаря широкому внедрению системы «бакалавриат + магистратура» и поощрению Университетом смены направления обучения. Так, за последние два года в магистратуру факультета государственного и муниципального управления были приняты 33 выпускника других факультетов ГУ-ВШЭ, в том числе половина – из региональных филиалов ГУ-ВШЭ, в магистратуру факультета экономики – 23 бакалавра факультета социологии. В 2005 г. на факультет менеджмента приняты 28 выпускников других факультетов ГУ-ВШЭ. В магистратуре факультета бизнес-информатики в настоящее время 15 % обучающихся являются выпускниками других факультетов ГУ-ВШЭ. Все это дает возможность будущим выпускникам получать подготовку, позволяющую сочетать разнодисциплинарные знания и навыки, что полностью соответствует мировой тенденции в подготовке специалистов и духу Болонского процесса.

К формируемым общим компетенциям относятся:

  • сочетание способности к анализу экономики с широким пониманием социальных и правовых отношений,

  • соединение социально-экономических знаний с управленческими навыками,

  • способность к комбинированию разных аналитических подходов,

  • навыки институционального проектирования,

  • умение работать в междисциплинарных командах.

Среди специальных компетенций отметим:

  • знание особенностей экономики и управления в традиционных для государства сферах деятельности – образовании, науке, здравоохранении, а также в самой системе государственного управления,

  • владение современными методами оценки эффективности бюджетных расходов на государственном и муниципальном уровнях,

  • владение методами финансового менеджмента, инвестиционного анализа и финансового контроля применительно к общественным и корпоративным финансам,

  • умение анализировать финансовые рынки с элементами практических навыков работы на этих рынках,

  • навыки анализа капитала фирмы на основе его экономической (инвестиционной) стоимости,

  • навыки оценки и планирования стратегической эффективности и устойчивости фирмы на разных этапах ее жизненного цикла,

  • умение ориентироваться в области современных логистических технологий и управлении цепями поставок,

  • умение определять требования, предъявляемые к качеству маркетинговых услуг,

  • способность создавать системы индикаторов для измерения социально-экономических процессов и сравнительного межобъектного статического и динамического анализа на микро- и макроуровнях.

Задача 2. Формирование навыков проектных форм деятельности.

В современных условиях работа в практических областях бизнеса и государственного управления связана с массовым распространением стандартизованных схем и управленческих стратегий. Это – естественный результат совершенствования технологий и стремления к достижению эффекта масштаба. Однако наивысшей эффективности способны достичь лишь те организации, которые смогут привлечь специалистов, не только владеющих этими стандартными требованиями, но способных выходить за рамки готовых схем и шаблонных стратегий. Нормальным элементом такой деятельности (причем, не только на высших руководящих должностях) становится так называемое интеллектуальное предпринимательство, нацеленное на постоянное качественное совершенствование рутинных бизнес-процессов и повышение их эффективности. В свою очередь, это требует и новых форм организации учебного процесса.

В ГУ-ВШЭ накоплен немалый опыт реализации разных форм проектной работы в учебном процессе. Примером может послужить осуществление коллективных учебных проектов на факультете менеджмента (кафедры общего и стратегического менеджмента, управления проектами и др.). Другим примером выработки навыков проектного подхода служит годовой практикум на факультете социологии, являющийся обязательным элементом учебного процесса на третьем курсе. В процессе выполнения практикума группы студентов (3-4 чел.) в течение года под началом научного руководителя реализуют полный проектный цикл, включая разработку программы исследования и его инструментария, сбор первичных количественных данных, их ввод, обработку и анализ, написание итогового аналитического отчета и его публичную презентацию.

Еще один пример представляет факультет бизнес-информатики, где подготовка курсовых и дипломных работ сочетается с реализацией практических проектов по созданию отдельных модулей для корпоративной информационной системы Университета (например, автоматизации процесса разработки рабочих учебных планов), в которых участвуют пять групп (20 студентов). 25 студентов бакалавриата проходят практику, участвуя в проектах компании «Открытые технологии». Все эти и подобные им формы заслуживают всяческой поддержки. Необходима также разработка проектных форм по всем основным направлениям образовательного процесса.

К формируемым общим компетенциям относятся:

  • умение распознавать лучшие практики,

  • постоянная нацеленность на оптимизацию бизнес-процессов,

  • способность к организации проектной деятельности,

  • ориентация на конечный результат.

Специальные компетенции включают, в том числе:

  • согласование внутренних и внешних ресурсов для обоснования и выбора проектных форм ведения бизнеса,

  • управление командой проекта,

  • выбор эффективных форм инвестирования для реализации проекта,

  • навыки выполнения проектов в рамках виртуально организованных групп (в том числе международных коллективов),

  • способность формулировать и решать задачи создания корпоративных информационных систем,

  • умение выполнять функции заказчика ИКТ-проектов, организовывать тендеры на разработку и приобретение информационных систем.

Задача 3. Формирование компетенций по эффективному поиску, обработке и анализу разнородной информации для эффективной работы в бизнесе и государственном управлении.

Современные бизнес-процессы характеризуются резким повышением требований к своему информационному и коммуникационному обеспечению. Объемы информации и скорость ее обновления стремительно возрастают, порождая повышенные требования к навыкам по ее обработке и анализу. Чтобы выпускники вуза соответствовали этим требованиям, учебные программы должны опираться на более открытое и гибкое учебно-методическое обеспечение, введение новых форм организации самостоятельной работы студентов. Помимо базовых учебных материалов, преподаватели и студенты должны иметь свободный доступ к максимально широкому кругу новейших периодических изданий, которые содержат результаты наиболее передовых научных исследований, без освоения которых уже невозможно обеспечить высокий уровень образовательного процесса, особенно на старших курсах бакалавриата и в магистратуре. Участники образовательного процесса также должны быть включены в интерактивную среду, позволяющую постоянно работать с разного рода фактическими данными и текстовыми материалами в удобном для них режиме и формате. Именно это подготавливает будущих выпускников к эффективной аналитической работе в реальном секторе.

Концепция развития Государственного университета – Высшей школы экономики на период до 2010 года определила в качестве стратегической задачи систематические вложения в информационную инфраструктуру, накопление и эффективное распространение высококачественных образовательных и исследовательских ресурсов, разработку собственных электронных ресурсов открытого доступа. К 2010 году это должно обеспечить ГУ-ВШЭ позиции ведущего университета-концентратора таких ресурсов по направлениям: экономика, менеджмент, социология, бизнес-информатика, государственное управление, логистика. Эффективная организация и распространение этих ресурсов – важнейший инструмент формирования современных аналитических компетенций.

К формируемым общим компетенциям относятся:

  • умение находить, оценивать, классифицировать, обрабатывать и систематизировать информацию из разнородных источников и баз данных,

  • умение анализировать и применять разнородную информацию,

  • способность к эффективному освоению и использованию постоянно развивающихся информационных и телекоммуникационных технологий,

  • постоянная вовлеченность в интерактивную коммуникативную среду,

  • способность представлять свои письменные работы и презентации через веб-интерфейс.

Среди специальных компетенций выделим следующие:

  • умение работать с основными электронными базами периодических изданий (ProQuest, J-Store, Ebrary, Integrum и др.),

  • эффективное овладение возможностями поисковых систем на федеральном образовательном портале «Экономика. Социология. Менеджмент» и корпоративном портале ГУ-ВШЭ,

  • самостоятельное поддержание и обновление персональных страниц на корпоративном университетском портале,

  • навыки участия в научных и прикладных Интернет-конференциях,

  • навыки работы с автоматизированными блоками академических процессов на платформе Microsoft Share Point,

  • способность к самостоятельному созданию интернет-программ и электронных страниц учебных курсов, ведению персональных форумов со студентами,

  • умение работать с веб-интерфейсом системы «Плагиат-контроль»,

  • навыки работы со звуковыми и видеоархивами.

Задача 4. Формирование практических навыков, востребованных современным бизнесом и государственным управлением путем вовлечения практиков в образовательный процесс и втягиванием студентов в практические проекты.

Реализация Концепции развития Государственного университета – Высшей школы экономики на период до 2010 года предполагает интеграцию собственных программ Университета с практикой социально-экономических преобразований в России, включая тесное взаимодействие с ключевыми ведомствами и активное участие в разработке стратегии реформ. В качестве одной из основных задач названо также усиление практической подготовки студентов через систему практикумов и организацию в ГУ-ВШЭ базовых кафедр государственных ведомств и фирм-лидеров отечественного бизнеса, развитие сотрудничества с международными организациями, зарубежными компаниями и бизнес-ассоциациями.

Для того, чтобы выпускник вуза был наилучшим образом подготовлен к работе в бизнесе и органах государственного управления, в ходе обучения он должен изучить актуальные потребности практической деятельности в данных областях, научиться эффективно применять полученные теоретические и прикладные знания в практических проектах. Преподавание прикладных дисциплин требует специфических подходов, которые теснее увязывают его с потребностями рынка труда.

С инструментальной точки зрения эта задача решается путем систематического втягивания в процесс преподавания практиков из разных сфер бизнеса и государственного управления, обладающих разным опытом и способных передать его будущим выпускникам. Для этого в ГУ-ВШЭ выработана специальная институциональная форма в виде базовых кафедр (факультетских и межфакультетских), которые открываются в Университете государственными органами власти (например, Федеральной антимонопольной службой) или крупными коммерческими компаниями (например, SAP, IBS, Microsoft на факультете бизнес-информатики), независимыми исследовательскими центрами (например, кафедры Фонда «Общественное мнение» и Института маркетинговых исследований GfK-Rus на факультете социологии, Института экономики города на факультете государственного и муниципального управления), деловым сообществом (межфакультетская кафедра взаимодействия власти и бизнеса). Общая идея заимствована из опыта Московского физико-технического института, но в ГУ-ВШЭ она получила новое воплощение. Сегодня это позволяет привлечь к преподаванию высококвалифицированных специалистов–практиков из органов государственного управления и бизнеса, развивать научно-исследовательскую работу с участием студентов, проводить среди них работу по профессиональной ориентации, организовывать производственную и преддипломную практики в профильных организациях с вовлечением студентов в реальные проекты.

В самой организации занятий преподавателям базовой кафедры, наряду с обычными учебными курсами, предложено использовать такую инновационную форму как мастер-классы. Они могут сочетать в себе элементы разных учебных форм – лекции, семинара, деловой игры, групповой консультации и др. Мастер-классы имеют гибкую продолжительность, определяемую преподавателем. Это дает преподавателю-практику дополнительные возможности встраиваться в учебный процесс.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программы гу-вшэ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Факультет государственного и муниципального управления

    Документ
    1.Технические спецификации как средство ограничения конкуренции на рынке государственных закупок. Куликовский Александр Андреевич - координатор по развитию бизнеса московского представительства корпорации AMD.
  2. Инновационная образовательная программа гу-вшэ «Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении» Кафедра Управления информационными ресурсами предприятия (1)

    Образовательная программа
    Приходилось ли вам сталкиваться с областями знаний, которые позволили бы по-новому подойти к давно известным вопросам? Возможно – да, именно так многие открывали для себя науку менеджмента.
  3. Высшая школа экономики (6)

    Программа
    Программа разработана в рамках инновационной образовательной программы ГУ-ВШЭ "Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении".
  4. Программы задачам Национального проекта «Образование» 13 Ожидаемое качественное изменение содержания образования и методов организации 18 > Создание системы контроля реализации программы. Участники реализации инновационной образовательной программы 22

    Задача
    ГОУ СПО «Каменск-Уральский политехнический колледж» (КУПК) образован в 1942 г., в настоящее время его учредителем является Федеральное агентство по образованию.
  5. Требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата

    Документ
    понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность (ОК-5);

Другие похожие документы..