Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
В международном институте судебных экспертиз и права Красноярского государственного аграрного университета при кафедре уголовного права и процесса дей...полностью>>
'Внеклассное мероприятие'
Ведущий. Сегодня большой праздник. Сегодня день рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Каждый год наш народ отмечает его день рождения. Са...полностью>>
'Урок'
Друзья, сегодня на уроке мы продолжим говорить о центральной России и изучим Москву и Московский столичный регион. Но прежде мы проанализируем событи...полностью>>
'Документ'
Вихід економіки України з кризового стану неможливий без розуміння керівником та працівниками фінансових служб і установ особливостей функціонування ...полностью>>

Курсовая работа «Формирование и развитие интеллектуальных умений учащихся на уроках химии»

Главная > Курсовая
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тверской областной институт усовершенствования учителей

Курсовая работа

«Формирование и развитие интеллектуальных умений учащихся на уроках химии ».

Исполнитель:

Терехина А.С.

учитель химии

МОУ Грузинская основная

общеобразовательная школа

Торжокский район

Руководитель:

Политова С.И.

главный методист по химии

УМЦ ТОИУУ

2008 год

Торжок

Содержание:

  1. Введение ………………………………………………………3-4

  2. Концепция деятельности……………………………………..4

  3. Система работы

3.1.Важнейший инструмент познания - интеллектуальные

умения………………………………………………………4-6

3.2.Упражнения для формирования интеллектуальных

умений на уроках химии…………………………………..7

3.3.Результат деятельности……………………………………8

  1. Приложение:

4.1 Приложение №1……………………………………………9 4.2.Приложение № 2…………………………………………...10

4.3.Приложение № 3…………………………………………...13-19

4.4. Приложение № 4 ………………………………………….20

5. Список литературы……………………………………………...21

  1. Введение.

Работая в Грузинской основной общеобразовательной школе на протяжении 16 лет учителем биологии, географии и химии для классов второй ступени ( недельная нагрузка составляет 23 часа) и анализируя

возрастную динамику качеств личности учащихся в 8 классе, когда в учебный план вводится предмет химия, прихожу к неутешительному выводу, что учащиеся к введению нового предмета, содержащего

большой объем новых понятий физиологически не готовы. Подростки

8 класса на основании проведенных исследований ( приложение № 1) обладают следующими качествами , способствующими обучению :

- общие показатели высшей нервной деятельности в среднем составляют 52 % от возможного на протяжении времени обучения в средней школе;

- скорость запоминания -50%

-развитие умственной работоспособности , продуктивность, определяю

щая скорость работы - 80 %, качество ( точность работы) – 84 %;

-внимание на уровне учащихся 1 класса и составляет – 26 %;

- восприятие – 68% .

В 2007-08 учебном году в Грузинской оош в 8 классе 12 учащихся –

6 юношей и 6 девушек , 1991-1993 г.г.рождения. Класс слабый: в классе 2 учащихся , которые были оставлены в начальной школе на повторное обучение ( решением МПК – задержка психического развития), обсле -

дования проходили в связи с трудностями в обучении еще 3 учащихся; из начальной школы класс пришел во вторую ступень обучения с качест -

вом знаний и сформированностью общеучебных умений в 25 % ;

в классе есть учащиеся - 42% , у которых плохо сформирован фонетичес

кий слух ( заболевание - сложная дислалия) , поэтому для них очень проблематично воспринимать большой объем новых незнакомых понятий на слух, а также трудно формируется овладение предметными понятиями и определениями и употребление предметных терминов в своей речи. Анализируя данные диагностики в этом классе по определению уровня развития интеллектуальных умений , а именно, объем , особенности распределения и переключаемости внимания, а также тип, переключае-

мость , объем , индивидуальные особенности памяти учащихся ( диа -

гностика – приложение №2), пришла к выводу , что у учащихся данного класса критический уровень сформированности интеллектуальных умений - преобладает репродуктивная и фрагментарная творческая деятельность, внимание ниже физиологического уровня для подростков данного возраста – 30 % ( почти полное забывание и отсутствие способности применять умения ), устойчивость и переключаемость внимания недостаточно сформированы, преобладает репродуктивное внимание , память кратковременная, зрительная; большая часть учащихся – 58 % являются левополушарными .

3

Возникает противоречие между большим объемом учебной информации по предмету химии и неумением учащихся рационально организовать свой учебный труд.

Перед учителем возникает проблема как сформировать конкретные специальные умения по предмету , обеспечить в ходе изучения курса химии для основной школы усвоение определенных понятий , законов , теорий и сведений о научных фактах ,когда учащиеся не владеют эффективными способами учения, обеспечивающими четкую логическую структуру содержания и понимания предмета , в данном случаи химии.

В связи с этим актуальным для учителя в его деятельности становится обеспечение формирования и развития интеллектуальных умений у учащихся , которые призваны заложить основы интеллектуальной культуры – умения заниматься самообразованием, находить и решать научные и социальные проблемы с помощью современных методов интеллектуальной деятельности.

2. Концепция деятельности

Цель : сформировать и развить у учащихся в процессе преподавания химии интеллектуальные умения такие , как анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация , доказательство и опровержение - основных инструментов познания.

Задачи : - разработать дидактический материал для формирования и развития интеллектуальных умений учащихся;

- подобрать методы и средства обучения , способствующие формированию и развитию интеллектуальных умений;

- выбрать организационные формы деятельности учащихся,

которые предусматривают формирование и развитие интеллектуальных умений учащихся в процессе обучения химии.

3. Система работы по формированию и развитию интеллектуальных умений учащихся на уроках химии.

3.1. Важнейший инструмент познания – интеллектуальные умения.

Культура познания ученика – высокий уровень познавательной деятельности ученика или высокое развитие умения учиться.

Высокий уровень учения предполагает:

  1. знание способов и приемов познания;

  2. владение методами познавательной деятельности;

  3. развитие умения самостоятельно находить новые решения в новых нестандартных познавательных ситуациях;

  4. стимулирование положительной мотивации обучения в результате развития познавательных интересов в различных учебных

4

дисциплинах.

Познавательная культура необходима не только для того, чтобы успешно учиться в школе, но и для того , чтобы получить высшее образование, профессию, а при необходимости сменить ее.

Сегодня все чаще ученые, политики говорят о том, что определение

человека как « хомо сапиенс» , как « существа понимающего, разумеющего» можно заменить определением « человека учащегося» -

« хомо студенте» , так как сегодня человек, чтобы выжить, должен учиться всю жизнь. Для этого надо уметь эффективно учиться.

Рассмотрим сущность важнейших интеллектуальных умений .

Анализ – это способ познания объекта посредством изучения его частей и свойств.

Синтез – это способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств , выделенных в результате анализа.

Говоря об анализе и синтезе, нельзя думать , что в начале идет чистый анализ , а затем начинается чистый синтез. В начале анализа уже имеется какая-то общая идея, представление об изучаемом объекте, так что анализ начинается в сочетании с синтезом. Изучив несколько частей целого, начинается делаться обобщение, приступая к синтезу первых данных анализа. Таких ступеней может быть несколько, перед тем как будут изучены все части целого.

Анализ и синтез направлены на выделение существенных признаков .

Под признаком понимают компоненты , отношения между ними, свойства объекта и его отношения к другим объектам , по которым его можно узнать , определить, описать.

Существенные признаки – это признаки , без которых данный объект существовать не может , если существенный признак исключить , то объект перестанет существовать, например если вода утрачивает жидкое состояние, то она перестает быть водой , становясь при этом либо льдом

( твердое состояние) , либо паром ( газообразное состояние) – при рассмотрении агрегатного состояния вещества.

Таким образом , анализ и синтез –это способы познания, позволяющие определить сущность объекта , т.е. выделить его существенные признаки.

Другим способом познания является сравнение. Сравнение – это способ познания посредством установления сходства и / или различия объектов.

Сходство – это то, что у сравниваемых объектов совпадает, а различие – это, то чем один сравниваемый объект отличается от другого.

Сравнение – сложный способ изучения объектов. В качестве иллюст -

рации можно привести строки из одного известного стихотворения:

Чем отличается рыбка от речки?

Чем отличается хлев от овечки?

Чем отличается повар от супа?

5

Сравнивать так интересно, но иногда это глупо.

Обобщение – еще один способ познания .

Обобщение –это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов. Из данного определения следует , что обобщение базируется на анализе и синтезе , направленных на установление существенных признаков объектов, а также на сравнении, которое позволяет определить общие существенные признаки. В свою очередь, благодаря обобщению возможно осуществление другого способа познания – определение понятий.

Определение понятий – это способ познания посредством раскрытия содержания понятий. Объем понятия – это определяемые объекты. Содержание понятий – это совокупность существенных признаков определяемых объектов. Таким образом, понятие –это слово или словосочетание , обозначающее отдельный объект или совокупность объектов и их существенные свойства. Например, объемом понятия

« основание» являются все основания ; объем понятия « однокислотные основания» ограничивается основаниями , которые образованы с металлами первой группы ; объем понятия « основание КОН » исчерпывается одним соединением – с металлом калием.Содержание понятия тесно связано с его объемом. Так , для понятия « основание» характерны 2 существенных признака, составляющие его содержание – «сложные вещества» и «состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидрооксогрупп».Каждое основание имеет свои особенности , поэтому понятие « основание КОН» включает следующие единичные существенные признаки: «

Очевидно, что важнейшими качествами правильного мышления являются его убедительность и обоснованность. Поэтому доказательство и

Опровержение являются еще одним важнейшим способом познания. Доказательство – это рассуждение , устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения доказательных ранее утверждений.

Опровержение – это рассуждение , направленное на установление ложности выдвинутого утверждения.

Что же такое истина? Истина – это достоверное отражение существенных признаков предметов и явлений. Истина - это то , что понятно, открыто для человека, в данном случае ученика. Понять – это значит определить существенное, а существенные признаки познаются посредством анализа и синтеза , сравнения, обобщения, формулируются в процессе определения понятий. Истинность может доказываться посредством приведения хорошо известных фактов, четко определенных понятий, а также более общих положений, законов, теорий, полученных в результате обобщения.

6

3.2. Упражнения для формирования и развития интеллектуальных умений учащихся на уроках химии

В 8 классе при проектировании учебной темы « Состав, строение и свойства веществ» ( 17 часов- 3 часа в неделю) целеполаганием подтемы 3.3. –« Классификация веществ по составу. Закон постоянства состава. Характеристика химической формулы» ( 2 часа – НМ; 1 час-отработка практических умений) является требование к умению составлять химические формулы и характеризовать по ним вещества. Считаю, что целесообразно использовать следующие методы :

- объяснительно –иллюстративный , а именно рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, изложение материала с демонстрацией средств наглядности ( записей на доске и кодопленке).

- эвристический – дискуссия , самостоятельная работа с текстом учебника по технологии критического мышления ( с пометками в тексте :

знаю, хочу узнать, интересный факт); самостоятельная работа учащихся с наглядностью ( сопоставление, выявление общего и частного, обобщение, выводы).

Для реализации методов обучения подобраны следующие средства :

- предметные – наглядные пособия – таблицы, записи на доске и кодопленке;

- практические – построение записей формул по алгоритму и без, письменные упражнения;

- интеллектуальные – анализ, синтез, сравнение , обобщение, доказательство;

- эмоциональные : интерес к многообразию химических соединений и их классификации ( в рамках темы), радость общения и поиска решения совместными и самостоятельными усилиями, удовлетворение .

Организационными формами учебно –познавательной деятельности учащихся при изучении данной темы являются – парная ( работа в паре и обсуждение результатов),групповая, коллективная; а также виды общения – индивидуальный, парное, групповое, фронтальное.

Использую для формирования и развития интеллектуальных умений учащихся при работе над данной учебной темой следующие упражнения

( приложение № 3 к урокам по теме):

1. На основе сопоставления и сравнения записей соединений веществ и выявлении общих существенных признаков сформулируйте определение; выведите общую формулу для класса соединений;

2. Нахождение заданных веществ в « сплошном тексте».

3. Составление формул веществ по образцу записей, по тексту, с переходом из класса в класс.

4.Классификация соединений классов веществ по заданному признаку.

7

5. Соотнесение веществ различных классов со свойствами, областью применения, нахождением в природе.

6.Определение класса и названия данных веществ по алгоритму и без.

7. Сопоставление веществ различных классов , выявление признаков сходства и различия.

8. Составление схемы классификации веществ по составу.

9. Доказательство принадлежности вещества к определенному классу .

3.3. Результат деятельности.

Работа по формированию и развитию интеллектуальных умений учащихся на уроках химии не завершена. Однако, если рассматривать

конкретную учебную тему « Состав , строение и свойства веществ» -

требование № 7 – составлять формулы и характеризовать по ним вещества- учащиеся 8 класса все освоили данную учебную тему - на стандарт – 33% , стандарт + хорошо – 33%, стандарт + отлично – 34%.

По данной теме также было проведено тестирование для проверки уровня сформированности интеллектуальных умений ( приложение № 4).

Уровень развития ( как уже было рассмотрено) значительного числа учащихся 8 класса подросткового возраста едва достигает необходимого предела , а у значительной группы школьников уровень развития явно недостаточен для успешного овладения таким предметом как химия. Предлагаемые теоретические и дидактические материалы позволяют

учителю осуществлять целенаправленную работу по формированию и развитию интеллектуальных умений учащихся на уроках химии для успешного овладения учебным материалом, основными результатами которого будет сформированность умений называть , составлять , классифицировать, давать определения веществам различных классов. Учителю необходимо помнить, что обучение является развивающим и результативным , если во время учебного процесса поставляемая информация анализируется и синтезируется, происходит сравнение объектов и явление , выявление существенных признаков , их обобщение, на основе данных логических операций учащиеся побуждаются делать самостоятельные выводы о закономерностях и сущности тех или иных процессов, явлений, законах.

8

Приложение № 1.

Графическая таблица возрастной динамики качеств личности, используемых педагогикой в образовательном процессе.

9

Приложение № 2.

Диагностика определения объема, особенностей распределения ,

Переключаемости внимания; типа ,объема слуховой и зрительной

Памяти, индивидуальных особенностей памяти. Измерение пластичности – ригидности на психомоторном уровне.

10

Приложение № 3.

Уроки по теме : Состав, строение и свойства веществ»

Урок № 11« Классификация веществ по составу. Закон постоянства состава ».

Урок № 12 « Классификация веществ по составу. Характеристика

химической формулы».

Урок № 15 « Отработка практических умений – классификация

веществ по составу».

Упражнения и задания к урокам.

13

Приложение № 4.

Задания для диагностики сформированности интеллектуальных умений

учащихся на уроках химии.

20

Список литературы :

1.Габриелян О.С. , Яшукова А. В. Химия : рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна Химия. 8 класса. – Москва: Дрофа, 2007.

2. Габриелян О.С. Поурочные планы . Химия . 8 класс. – Москва: Дрофа,

2005.

3. Лагунова Л.И. , Политова С.И. Дозированные домашние задания по педтехнологии В.М. Монахова.- Тверь ,2000.

4. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Педагогическая экспертиза школы. Пособие для методистов, завучей и директоров школ.- Москва : Педагогический поиск , 2000.

5. Политова С.И. Опорные конспекты по неорганической химии. 8 класс.-

Тверь, 2004.

6. Суровцева Р.П., Софронов С.В. Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе. Книга для учителя. – Москва : Просвещение . 1993.

7. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе./

под редакцией Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной. – Москва: Педагоги -

ческий поиск, 1999.

21

Задания и упражнения.

Задание № 1.

Рассмотрите данные соединения веществ.

Вариант 1 -

MgO ; CaO ; CO2 ; SO3 ; Al 2O3 ; H3O ; SiO2 ; Fe 2O3 ; ZnO ; NO2.

Вариант 2 - NaOH; Fe ( OH) 2; Cu( OH )2 ; KOH ; LiOH; Mg(OH)2 ;

Ca(OH)2 ; Ba(OH)2 ; Al(OH )3 :Fe(OH)3 .

Вариант 3 - HCl ; HNO3 ; H 2SO4 ; H 2CO3 ; H3 S ; H 2SO3 ; H3 SiO3 ; HNO2

Определите степени окисления элементов. Что общего у всех соединений; чем отличаются ? Сделайте выводы :

А) сделайте вывод о составе соединений; количестве химических элементов в данных веществах.

В) сделайте вывод о степени окисления кислорода

С) сформулируйте определение для группы веществ своего варианта.

Сопоставьте выводы в паре и группе.

Задание № 2.

Допишите определение , вставив пропущенные слова.

Вариант 1. Оксиды – это ООООООО вещества, которые состоят из

ООО элементов, одним из которых является ОООООООО , в степени окисления ( ) . Составьте общую формулу оксидов ____________.

Вариант 2 .Основания – это ООООООО вещества, состоящие из атома

ООООООО и одной или нескольких групп – ( ). Составьте общую формулу оснований _________________.

Вариант 3. Кислоты – это ООООООО вещества , состоящие из атома или

атомов ОООООООО и кислотного остатка. Составьте общую формулу

кислот ____________________.

Задание № 3 .

Поиграйте в « крестики – нолики» . Покажите путь , который составляют формулы :

А) оксидов – синим цветом

В) оксидов металлов – черным

С) оксидов неметаллов – зеленым

D ) оксидов элементов 5 группы – карандашом

15

HCl

NaOH

SO2

SO3

Fe 2O3

SiO2

O2

Al2 O3

H 2O2

CuO

BaO

CO2

Fe O

H3 SO 4

NaBr

NO

K 2 O

MgO

Li 2 O

NO 2

P2 O5

P 2 O 3

CO

N 2O3

Cl 2 O7

N 2O 3

FeO

Al 2O3

NO

SiO2

CO

ZnO

H3 O

V 2O5

P 2O5

N 2O 5

Сделайте вывод о оксидах металлов; оксидах неметаллов.

Что общего у групп оксидов ? В чем различие?

Задание № 4.

Найдите в тексте заданные соединения.

А) оксиды : Al2O3MgSiO2CS2Fe2O3K2SH3OCaOCO2Cl .

В ) основания: Ca(OH)2CCu(OH)2Ba(OH)2Na2SMgOKOHSO3NaOHCO2 .

С) кислоты : HClCO2NaOH3SO4CuOHNO3KNO3H4PO4SO2H3CO2H3O.

Задание № 5.

Даны вещества : оксид железа ( 3); оксид серы (4); оксид углерода (4);

оксид меди; оксид фосфора; оксид кальция; оксид азота ( 5); оксид лития.

Запишите формулы веществ. На какие группы можно разбить данные вещества? По какому признаку? Составьте классификацию.

Оксиды

1. _________________ 1.___________________

2. _________________ 2.___________________

3. _________________ 3.___________________

4. _________________ 4.___________________

16

Задание № 6.

Даны вещества: гидроксид меди( 2) , гидроксид натрия, гидроксид бария, гидроксид калия, гидроксид лития, гидроксид железа ( 2 ), гидроксид магния; гидроксид никеля; гидроксид кобальта.

Заполните схему:

Растворимые Однокислотные МеОН

Основания – Ме( ОН) n

Нерастворимые Двухкислотные Ме( ОН)2

Какие признаки положены в основу данной классификации?

Проверьте по таб. растворимости, какие гидроксиды не вошли в данную схему. Почему?

Задание № 7.

Составьте формулы оксидов , соответствующие формулам гидроксидам.

1. гидроксид натрия _____________ оксид натрия ______________

2. гидроксид магния______________ оксид магния_______________

3. гидроксид меди (2) _____________оксид меди (2) ______________

4.гидроксид калия _________________оксид калия ________________

5. гидроксид кальция ______________оксид кальция _______________

Какой вывод можно сделать ? Сформулируйте взаимосвязи классов веществ , которые были приведены.

Задание № 8 .

Составьте формулы оксидов , соответствующих формулам кислот .

  1. серная кислота ___________________оксид _________________

  2. сернистая кислота ________________оксид __________________

  3. азотная кислота __________________оксид __________________

  4. азотистая кислота ________________оксид ___________________

  5. кремневая кислота _______________оксид ____________________

  6. фосфорная кислота _______________оксид ____________________

17

Сделайте вывод . Какой существенный признак лежит в основе перехода

веществ из класса в класс ? Сформулируйте взаимосвязь классов веществ, которые были рассмотрены.

Задание № 9.

На основании заданий 7-8 составьте схему перехода из класса в класс

различных соединений. Используйте следующие понятия:

оксиды ; кислотные оксиды ; основные оксиды; гидроксиды ; кислоты.

Как Вы думаете, какие характеристики еще возможно указать в данной схеме? Почему ? Дополните схему .

Сделайте вывод .

Задание № 10.

Определите степени окисления атомов в соединениях. Запишите формулы соответствующих им гидроксидов, кислот , оксидов , простых веществ.

гидроксид___________; оксид _______; простое в-во______

Нитрат железа (3)

кислота_____________; оксид ________; простое в-во_____

гидроксид ___________; оксид_________; простое в-во____

карбонат калия

кислота _____________; оксид _________; простое в-во____

гидроксид ___________; оксид _________; простое в-во___

сульфат бария

кислота ______________; оксид_________; простое в-во___

Проанализируйте записи. Что общего у солей и гидроксидов?

Что общего у солей и кислот ? В чем отличия? Как образуется название солей? Сделайте вывод, как образуются соли?

18

Задание № 11.

Определите о каком соединение идет речь . Напишите его формулу.

Докажите что Вы правы, приведя необходимые аргументы.

« Это сложное вещество , состоящее из трех химических элементов.

Известно, что первый элемент в соединении это металл , который находится в начале периода , но не находится ни в первой , ни в третьей группе. Ионы этого металла необходимы для жизнедеятельности организма человека, они укрепляют растущий организм.

Следующий элемент известен своими многообразными модификациями:

он образует самый твердый минерал и наиболее используемое горючее ископаемое.

Третий элемент соединения – в качестве простого вещества необходим всему живому на Земле.»

« Это сложное вещество. Оно состоит из трех химических элементов.

Первый элемент имеет заряд ядра + 1. Второй – порядковый номер -15.

Третий – степень окисления - 2 .»

« Это сложное вещество. Известно , что 3/ 4 нашей планеты представлено различными агрегатными состояниями этого вещества.

Это – универсальный растворитель ; колыбель жизни.»

Задание № 12.

Напишите формулы веществ : Серной кислоты, нитрата кальция, оксида азота (2), оксида углерода ( 4), азотной кислоты; сульфата меди, фосфата калия, хлорида бария, оксида алюминия, гидроксида железа (3), соляной кислоты, хлорида натрия, гидроксида лития, оксида серы (6).

Разбейте вещества на классы. Дайте им названия.

Задание № 13.

Заполните схемы :

Вещества

Простые Сложные

______ ________ 1.______ 2.______ 3.______4._______

Напишите по 3 соединения разных классов.

19

Задания для тестирования ( дается в нескольких вариантах).

Задания выполняются в течении 15 минут. 0, 25 самых хороших и 0,25 самых плохих результатов отбрасываются. Высчитывается средний балл каждого ученика. Один правильный ответ – один балл.

Задание № 1.

Найдите лишнее, подчеркните.

  1. Сложные в-ва- соли, основания, металлы, кислоты, оксиды.

  2. Основания – растворимые, нерастворимые, кислотные, малорастворимые.

  3. Оксиды – сложные в-ва, два элемента, группа ОН, один из элементов кислород со ст. ок. – 2.

Задание № 2.

Напишите существенные признаки для:

  1. Основание-_________________________

  2. Кислота-___________________________

  3. Соль – _____________________________

Почему не рассматриваются оксиды? ____________________________

Сформулируйте определение оксидов._____________________________

______________________________________________________________

Задание №3.

Даны вещества : хлорид натрия, гидроксид натрия, натрий, оксид углерода, оксид натрия, гидроксид меди, сера, нитрат натрия.

Сравните вещества по составу.

Запишите схожие вещества :_______________________________

Что у них общего _________________.

Задание № 4.

Докажите , что СО2 - кислотный оксид.

Укажите , схожие с ним вещества ( не менее 3) __________________.

Задание № 5.

Запишите и назовите вещества и принадлежность к классу, если известно, что они состоят :

А) атом кальция и две гидрооксогруппы ____________________

В) ион водорода и ион хлора ______________________________

С) соединение из элементов № 34 и № 8 ___________________

D) два водорода, сера, четыре кислорода ____________________

Задание № 6.

« Образуется при жизнедеятельности организмов, сгорании топлива»

Запишите формулы в-ва, дайте название классу, поставьте ст.окисления. 20



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Курсовая работа по методике

    Курсовая
    Основной особенностью современного развития школьного математического образования является ориентация на широкую дифференциацию обучения математике, позволяющую, с одной стороны обеспечить базовую математическую подготовку всех школьников,
  2. Дополнительные образовательные программы. Повышение квалификации Кострома, 2000 Сборник печатается по решению Ученого Совета Костромского института повышения квалификации

    Документ
    Ходырев Сергей Михайлович, проректор по аналитико-инновационной деятельности Костромского государственного института повышения квалификации работников образования, зав.
  3. Программа школы определила следующие направления работы: Формирование у учащихся потребности в обучении, саморазвитии

    Программа
    Учебный план школы был составлен на основе базисного учебного плана 2004 года. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, между предметными циклами, отдельными предметами.
  4. План работы моу сош им. А. Н. Арапова на 2010-2011 учебный год Введено в действие

    Документ
    Обеспечение оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого ученика на основе его природных задатков и склонностей.
  5. Курсовая работа тема: «Организация внеклассной работы по географии»

    Курсовая
    ОглавлениеВведение 3Глава 1. Особенности внеклассной работы по географии 51.1. Цели и задачи внеклассной работы по географии, ее значение 51.2. Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии … 6Глава 2.

Другие похожие документы..