Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа курса'
Текущий контроль. В течение семестра выполняются контрольные работы и принимаются коллоквиумы. Выполнение указанных видов работ является обязательным...полностью>>
'Закон'
Наказ Мінекономіки від 14.09.2007 р.№302 «Про затвердження нормативно-правових актів щодо ліцензування імпорту товарів», Постанова КМУ від 22.12.2010 ...полностью>>
'Статья'
Настоящее Положение разработано на основе закона №193-ФЗ от 27 июля 2010г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (...полностью>>
'Книга'
Едва они там укрылись, как опять налетела крылатая тень, и люди растерялись от ужаса. Но потом Гэндальф с ним ласково говорил, а он спал где-то в уго...полностью>>

Основные проблемы, возникающие у малых предприятий в процессе получения и реализации государственных и субподрядных заказов

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основные проблемы, возникающие у малых предприятий в процессе получения и реализации государственных и субподрядных заказов

(по итогам исследования «Создание методической базы для развития рынка субконтрактации в Российской Федерации»)

Вводная часть

Проект “Создание методической базы для развития рынка субконтрактации в РФ” реализован ЗАО “Межрегиональный Центр промышленной субконтрактации и партнерства”

Поддержка данного проекта была осуществлена фондом Евразия за счет средств, предоставленных Агентством по Международному Развитию Соединенных Штатов Америки (AID). Реализация осуществлялась Российской Ассоциацией развития малого и среднего предпринимательства (РАР МП)

Цель проекта: содействие развитию предпринимательства через расширение возможностей доступа малых и средних промышленных предприятий к участию в производственной кооперации.

В ходе проекта было опрошено 280 предприятий, среди которых 156 – малые предприятия, из 5 регионов Европейской части РФ: г. Москва; Московская область; г. Санкт- Петербург; Ленинградская область; Нижегородская область.

Регионы для проведения исследования выбраны с учетом высокого уровня развития промышленности, достаточно большого накопленного опыта производственной кооперации и наличием в регионах налаженных связей с организациями и специалистами, способными осуществить сбор информации.

Анкетирование проводилось среди следующих предприятий:

Предприятия-контракторы - предприятия, выпускающие конечную продукцию, рассчитанную на платежеспособный спрос и привлекающие другие предприятия для выполнения субконтрактов (производства субпродукции, комплектующих, выполнения производственных операций).

Предприятия – субконтракторы - малые предприятия, выполняющие (или имеющие недавний опыт выполнения) заказы на выпуск продукции или выполнение производственных операций, используемых для производства конечной продукции предприятием – заказчиков. В качестве предприятий – субконтракторов также рассматривались отдельные производства (цеха) крупных предприятий, выполняющие субконтракты для внешних заказчиков и работающие в рамках этих субконтрактов, как самостоятельные бизнес - единицы.

Опрос проводился среди предприятий отраслей промышленности: машиностроение и металлообработка, с (отдельным выделением электротехники и электроники), резинотехническая и полимерная промышленность, , деревообработка.

Исследование выполняло 2 цели: выявить основные проблемы, связанные с участием МП в торгах (конкурсах, тендерах) в качестве поставщика продукции для государственных нужд; выявить основные проблемы МП в процессе реализации заказов в качестве субконтракторов.

Тема 1 - Основные проблемы, возникающие у малых предприятий в процессе участия в торгах (конкурсах, тендерах) в качестве поставщика продукции для государственных нужд.

Надо сказать, что в системе мер поддержки малого предпринимательства участие последних в выполнении государственного заказа решает не одну, а целый комплекс экономических и социальных проблем. Прежде всего, это дает возможность в пределах уже имеющихся бюджетных расходов предоставить среде малого предпринимательства дополнительные ресурсы развития, стимулировать рост малого бизнеса, его инвестиции и пр. Кроме того, государственный заказ способен содействовать позитивной реструктуризации малого бизнеса, т.е. его переходу из узкой “ниши” торгово-посреднической деятельности в направлении сближения с реальным сектором экономики, активного проникновения в сферу производства и инновационной деятельности. Выполнение государственного заказа стимулирует кооперационные и иные связи малого, среднего и крупного бизнеса, что является необходимым условием полноценного развития всей предпринимательской и рыночно-конкурентной среды в экономике. Наконец, государственные заказы малому бизнесу - это рабочие места непосредственно на месте реализации данных заказов, это более весомые добавки к региональным и местным бюджетам, поскольку при равных объемах продаж “вклад” малого бизнеса в указанные бюджеты по доле более весом, нежели платежи со стороны крупных предприятий.

Можно констатировать, что работа по резервированию определенной в законодательном порядке доли отдельных видов продукции (товаров, работ и услуг) для государственных нужд для субъектов малого предпринимательства, требующая координации с государственными заказчиками, в течение последних лет была затруднена и практически сорвана из-за постоянной реорганизации структуры федеральных органов исполнительной власти, частой смены исполнителей этой работы в ответственных министерствах и ведомствах, отсутствия нормативных актов и методических документов о порядке участия малых предприятий в процедурах закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Фактическую долю малого бизнеса в выполнении государственного заказа оценить достаточно сложно. Среди участвовавших в обследовании 156 малых предприятий, лишь около 40% (58) в разное время принимали участие в торгах (конкурсах, тендерах) в качестве поставщика продукции для государственных нужд, из которых 54 – успешно (см. слайд 1).

При этом стоит учитывать, что обследование проводилось среди промышленных предприятий центральных и крупнейших городов и регионов страны (Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Московской области), в которых в силу объективных причин большей информационной и территориальной доступности возможности участия в торгах (конкурсах, тендерах) в качестве поставщика продукции для государственных нужд, в первую очередь, на федеральном уровне, выше.

Среди регионов, где проводилось обследование, наиболее высока доля малых предприятий, участвовавших в выполнении государственного заказа в Московской области и Нижнем Новгороде. В крупнейших городах с наиболее высоким уровнем развития малого предпринимательства (Москве и Санкт-Петербурге) показатели практически равны. Однако о какой-то определенной тенденции здесь говорить не приходится (см. слайд 2).

В настоящее время на основании имеющейся статистической информации можно судить, что малые предприятия участвуют, в основном, в поставках для государственных нужд: продовольственных товаров, мелкого оборудования; военного обмундирования и лекарственных средств.

В отраслях промышленности, производящих другую продукцию, участие малых предприятий в выполнении государственных заказов, менее значительно. Так, среди четырех основных отраслей, на предприятиях которых проводилось обследование (напомним, что к ним относятся машиностроение и металлообработка, электроника и электротехника, резинотехническая и полимерная промышленность, а также деревообработка), доля получивших государственный заказ не превысила 40% (см. слайд 3).

Среди обследованных малых предприятий в большей степени в поставках продукции для государственных нужд участвуют малые предприятия, в число основных продуктов производства которых входят продукты общепромышленного потребления и применения на отдельных специализированных производствах, в меньшей степени – специализирующиеся на продукции массового потребления населением. Это связано с отраслевой спецификой обследованных предприятий. Основными продуктами массового потребления населением, поставляемыми малыми предприятиями для государственных нужд, как уже отмечалось, являются продукты пищевой и легкой промышленности (продукты питания, обмундирование и т.д.). В то же время такие отрасли как машиностроение и металлообработка, электроника и электротехника, резинотехническая и полимерная промышленность, а также деревообработка, значительно в меньшей степени ориентированы на производство продукции массового потребления населением. Среди обследованных малых предприятий, успешно принимавших участие в государственном заказе, основными продуктами производства, относящимися к данной сфере применения, являются мебель, бытовая электроника и вычислительная техника.

Можно отметить некоторые характерные черты, определяющие специфику малых предприятий, успешно принимавших участие в конкурсах, по сравнению с остальными обследованными малыми предприятиями.

Большинство малых предприятий, участвовавших в выполнении государственного заказа, являются полностью самостоятельными. Среди успешно принимавших участие в торгах, удельный вес данной категории по организационной форме наиболее высок среди общего числа предприятий.

Больше возможностей для успешного участия в конкурсах на выполнение государственных заказов имеют предприятия с более высокой степенью диверсификации производства. Среди предприятий, успешно принимавших участие в торгах (конкурсах, тендерах) в качестве поставщика продукции для государственных нужд доля предприятий, на которых налажено многопрофильное производство существенно выше, чем по остальным обследованным малым предприятиям. Если из всех узкоспециализированных предприятий лишь 31,5% участвовали в государственном заказе, то из многопрофильных – 41,9% (см. слайд 4).

Также больше возможностей доступа к государственным заказам получают более активные малые предприятия, имеющие более широкие рынки сбыта и осуществляющие активную инвестиционную деятельность. Это подтверждается данными обследования.

То же самое касается и активности инвестиционной деятельности малых предприятий. Данный критерий можно охарактеризовать количеством и качеством оборудования, введенного в эксплуатацию на предприятиях за последние 2 года. Как свидетельствуют данные обследования, среди малых предприятий, успешно участвовавших в конкурсах в качестве поставщика продукции для государственных нужд, существенно более высок относительный показатель обновления оборудования за счет нового отечественного и импортного оборудования, чем в среднем по всем малым предприятиям.

На предприятиях, участвовавших в выполнении государственного заказа, в течение последних двух лет также велась более активная инновационная деятельность. Среди таких предприятий более высок по сравнению со всей выборкой малых предприятий удельный вес тех, которые за последний период времени осваивали новые виды продукции.

В настоящее время можно констатировать, что малые предприятия сталкиваются с целым рядом проблем, препятствующих их успешному участию в торгах (конкурсах, тендерах) в качестве поставщика продукции для государственных нужд.

Имеющаяся даже весьма ограниченная законодательно-нормативная база, созданная для привлечения субъектов малого предпринимательства к участию в выполнении государственных заказов, реализуется далеко не в полной мере. В частности, малый бизнес, хотя и ограниченно, участвует в выполнении государственного заказа, но целенаправленного резервирования государственными заказчиками определенной законодательством доли государственного заказа для малых предприятий, не происходит. Определенное объяснение такому положению дел видится в несогласованности законодательства о государственном заказе и нормативно-правовой базы по поддержке малого предпринимательства. Также серьезной проблемой в связи с привлечением субъектов малого предпринимательства к исполнению заказов для государственных нужд является ограниченность средств расходной части и несбалансированность многих региональных и местных бюджетов, что нередко является причиной невыполнения обязательств со стороны государственного заказчика по оплате размещенного заказа в установленном порядке.

Имеются также объективные причины, затрудняющие льготное (квотированное) привлечение субъектов малого предпринимательства к участию в поставках товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд. Первая из них заключается в основополагающих международно-принятых принципах конкурсного размещения государственных заказов. К ним относятся:

Экономичность, которая означает эффективное расходование бюджетных средств, на наилучших для заказчика условиях. В большинстве случаев себестоимость продукции малых предприятий, стандарты качества и послепродажного обслуживания не выдерживают конкуренции крупных поставщиков.

Открытость (гласность), которая предусматривает общедоступность информации о порядке, объемах, стоимости и условиях размещения заказов. Пока же доступ к такой информации для субъектов малого предпринимательства недостаточно оперативен для того, чтобы успеть принять решение об участии в конкурсе и подготовить конкурентоспособную заявку.

Справедливость распределения, которая означает обеспечение доступа к конкурсу всех потенциальных поставщиков на единых условиях и по общим критериям без разделения на категории в зависимости от количества занятых.

Подотчетность, требующая при распределении государственных заказов строгого следования заранее определенным процедурам; при этом отклонение от заранее определенных процедур, условий и критериев распределения, а равно и вышеизложенных принципов являются поводом для судебного разбирательства в отношении государственного заказчика.

Что касается общих трудностей, с которыми сталкиваются малые предприятия при участии в конкурсах на выполнение государственных заказов, то наиболее часто отмечаются следующие:

  • отсутствие необходимой информации;

  • трудности в понимании процедурных правил;

  • правильное составление бизнес-планов;

  • относительно большой размер контракта;

  • обучение и подбор персонала.

Отдельно стоит выделить причины неучастия малых предприятий в торгах (конкурсах, тендерах) в качестве поставщика продукции для государственных нужд. Их можно разделить на субъективные (отсутствие интереса со стороны предприятия, недоверие к организаторам торгов) и связанные с объективной невозможностью участия на фоне имеющейся заинтересованности. Ко второй группе причин можно отнести: недостаток (отсутствие) информации о конкурсе; несоответствие возможностей предприятия предъявляемым требованиям; отсутствие возможностей по организации участия в торгах (подготовка заявки и т. д.); отказ в приеме заявки со стороны организаторов торгов (тендеров). Стоит отметить, что причины второй группы связаны с проблемами методического, информационного и кадрового обеспечения.

Из данных обследования следует, что наиболее распространенной причиной неучастия малых предприятий в торгах (конкурсах, тендерах) в качестве поставщика продукции для государственных нужд является отсутствие информации о проводящихся торгах (см. слайд 5). Действительно, государственные заказчики недостаточно широко распространяют информацию о проведении конкурсов по государственным заказам. В большинстве случаев информация не доходит до субъектов малого предпринимательства и организаций, призванных поддерживать малый бизнес.

Существенную роль также играют такие объективные причины, как несоответствие возможностей предприятий предъявляемым требованиям и невозможность организовать участие в торгах. Последняя причина, как представляется, в большинстве случаев является следствием недостаточной обеспеченности кадрами, специализирующимися на своевременной и квалифицированной подготовке необходимой для участия в торгах документации. У субъектов малого бизнеса возникают сложности при подготовке конкурсной документации и подаче заявок на участие в конкурсах.

Скорее всего, с тем же недостатком связаны и случаи отказа организаторов торгов в приеме заявки от малых предприятий. Ни одно из обследованных малых предприятий, назвавших данную причину своего неучастия в торгах, не отметило, что отказ со стороны организаторов был немотивирован. Более логично предположить, что отказ явился следствием неправильного либо несвоевременного оформления заявки. Кроме того, на одном из предприятий в качестве причины напрямую было названо отсутствие соответствующих сотрудников, которые бы могли организовать участие в торгах, в результате чего государственный заказ регулярно получают предприятия – конкуренты, производящие аналогичную продукцию.

Можно констатировать, что недостаток квалифицированного персонала, способного подготовить требуемую документацию и организовать процесс, является важной причиной неучастия или неудачного участия малых предприятий в торгах (конкурсах, тендерах) в качестве поставщика продукции для государственных нужд. Также могут возникать проблемы, связанные с доработкой и подписанием контракта с государственным заказчиком в случае, если предприятие приняло участие и выиграло конкретный конкурс и т.д.

Таким образом, следует отметить, что основные проблемы, снижающие возможности участия малых предприятий в государственных заказах, связаны с недостаточным информационным и кадровым обеспечением.

По данным исследования, для более чем половины (53,4%) малых предприятий необходима профессиональная помощь в получении информации о предстоящих торгах, 10,3% МП заявили о необходимости помощи в подготовке заявки (см. слайд 6).

Для решения проблемы кадрового обеспечения необходимо развернуть специализированные системы обучения для представителей малого бизнеса и соответствующих категорий государственных (муниципальных) чиновников по вопросам организации участия малых предприятий в системе поставок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.

Обобщая, в целом, практику выполнения государственных заказов малыми предприятиями, можно выделить два варианта привлечения малых предприятий к выполнению заказов для государственных нужд:

1. либо малое предприятие участвует в торгах самостоятельно,

2. либо оно становится субподрядчиком по договору с другим предприятием в ходе освоения заказа.

Действительно, во многих случаях при выигрыше конкурса предприятия привлекают к выполнению заказов субподрядчиков. О развитии этого явления свидетельствуют следующие данные, полученные в ходе исследования. Из 290 обследованных предприятий (включая крупные и средние), 118 принимали участие в выполнении государственных заказов (40%). Из них на вопрос, привлекали ли они субподрядчиков к выполнению заказов, ответили 76 предприятий, или 65%. Абсолютное большинство при этом ответило, что успешно привлекали субподрядчиков (см. слайд 7).

Можно также отметить более высокую роль субподрядчиков для малых предприятий. Повышенная доля малых предприятий, привлекавших субподрядчиков, выглядит вполне логичной, так как их возможности часто не позволяют выполнить весь объем поставок без привлечения дополнительных субподрядных организаций.

Однако, представляется, что все возможности в этом направлении еще далеко не исчерпаны.

Тема 2 - Основные проблемы малых предприятий в процессе реализации заказов в качестве субконтракторов

Существует комплекс проблем и ограничений, не позволяющих крупным и малым предприятиям полностью реализовать значительный потенциал их взаимодействия в процессе осуществления заказов на субконтрактной основе. В процессе обследования малых предприятий был выявлен целый ряд таких «болевых точек».

Основными причинами возникающих проблем является нехватка свободных финансовых средств на предприятиях, привлекающих субконтракторов, а также сохраняющееся неравноправие в отношениях между крупными (чаще являющимися подрядчиками) и выполняющими субподряд малыми предприятиями.

Так, большинство малых предприятий (70,4% от всех опрошенных) отметило, что в процессе выполнения субконтракта им приходилось сталкиваться с ситуацией, когда заказчиком не выдерживались согласованные в договоре сроки платежа (см. слайд 8). Также более 40% опрошенных малых предприятий заявило, что были случаи, когда при заключении договора заказчиком навязывались неприемлемые условия оплаты. Эти и другие названные проблемы (например, требования заказчика снизить цены по сравнению с конкурентами, нарушение заказчиком взятых на себя договорных обязательств) связаны одновременно и с недостаточной финансовой устойчивостью предприятий – заказчиков, и с наличием некоего превосходства этих предприятий над субконтракторами, позволяющим диктовать свои условия и не выполнять в полной мере собственные обязательства.

Наиболее острые проблемы, как представляется, могут возникать у узкоспециализированных малых предприятий, производящих продукцию промежуточного потребления (комплектующие и т.д.), особенно в машиностроении. Так, малые предприятия, производящие электронику и сложную продукцию машиностроения часто специализируются на запасных частях и комплектующих. Для таких предприятий участие в выполнении субконтрактов является основным условием развития. Если же предприятие при сбыте своей продукции завязано на ограниченный круг заказчиков (потребителей), то в таком случае заказчики, пользуясь своим «монопольным» положением могут безбоязненно диктовать свои условия и выдвигать неадекватные требования. Единственным условием для конструктивного развития ситуации для таких малых предприятий является расширение круга потребителей за счет диверсификации производства либо перепрофилирования на производство продукции конечного потребления, что, в свою очередь, трудно осуществимо без создания таких базовых условий, как развитие системы микрокредитования, внедрение лизинговых механизмов и т.д.

Как видно из результатов обследования, малые предприятия сталкиваются с целым рядом проблем уже в процессе осуществления заказа: нарушение заказчиком взятых на себя обязательств (по срокам платежей, поставкам комплектующих и др.); требования заказчика снизить цену в связи со сложившимися обстоятельствами в ходе выполнения заказа и т.д. Представляется, что здесь играют роль два основных фактора: во-первых, возникающие проблемы могут быть связаны с недостаточной проработкой текста контракта со стороны малого предприятия, что позволяет заказчику трактовать условия контракта в свою пользу; во-вторых, заказчик может просто-напросто нарушать взятые на себя обязательства.

Необходимыми условиями для устранения данных проблем являются: развитие системы консалтинговых услуг для малых предприятий (в том числе в части поддержки в составлении контрактов); развитие судебной системы в направлении учета интересов всех экономических агентов (в том числе и малых предприятий). В последнем случае предприниматели получат возможность в судебном порядке возмещать ущерб, нанесенный заказчиком в результате нарушения условий контракта.

Проблемы с заказчиками не единственные, которые возникают у малых предприятий при выполнении субподрядного заказа. Так, существенной проблемой для предприятия часто становится нехватка квалифицированного персонала для выполнения заказа. По результатам обследования можно сделать вывод, что предприятия испытывают нехватку персонала нужной квалификации всех категорий, в особенности, рабочих. (см. слайд 9) В частности, трудности в поиске последних выделило свыше 60% опрошенных предприятий.

Коснемся еще одной группы проблем, возникающих у малых предприятий в процессе осуществления субконтракта. В ходе обследования был выявлен ряд факторов, мешающих соблюдению согласованного в договоре графика поставок продукции. Разного рода проблемы возникали почти у 2/3 всех обследованных предприятий. (см. слайд 10) Наиболее часто малые предприятия не выполняли график поставок из-за несогласованности службы сбыта и транспортного отдела: такая проблема возникала у каждого четвертого предприятия. Также в процессе осуществления заказа задержки были связаны с проблемами с транспортом и таможней. Проблемы, связанные с несовершенством законодательства, возникали лишь у одного предприятия из всех опрошенных.

В целом, можно констатировать, что по большей части все вышеперечисленные причины носят внутренний характер и связаны с недостатками менеджмента на самих малых предприятиях. В первую очередь, это касается несогласованности логистики. Проблемы с транспортом также могут возникать при несвоевременном оформлении договора о транспортировке (если предприятие не имеет собственного транспорта) либо в силу загруженности или изношенности собственного транспортного парка. Проблемы с таможней также возникают, как правило, в результате неправильного оформления необходимой документации. Конечно, причины могут быть и внешнего характера (несоблюдение договоров транспортными организациями, злоупотребления таможенными органами), однако, как представляется, такие случаи не носят систематического характера, и основные причины связаны с проблемами самих малых предприятий.

Также как и в предыдущих случаях, условием для конструктивного развития ситуации должно стать осуществление мер консультационной и финансовой поддержки, а также кадрового обеспечения малых предприятий. Это касается не только участия малых предприятий в субконтрактинге, но и развития этого сектора экономики в целом.

Сделанные нами выводы подтверждаются результатами обследования. Так, представители малых предприятий отмечали, что для решения возникающих при реализации субконтрактных заказов проблем им необходима юридическая помощь в подготовке и сопровождении договоров, консультационные услуги, а также помощь в подготовке и обучении кадров. (см. слайд 11) Важность проблемы кадрового обеспечения для малых предприятий подтверждает тот факт, что необходимость помощи в этой области подчеркнуло наибольшее число опрошенных предприятий (35,3%).

Однако, главным условием конструктивного развития ситуации все же остается обеспечение эффективности и равноправия взаимодействия заказчика и малых предприятий - субконтракторов. При этом развитие субподрядных отношений может иметь для малого предпринимательства и общие положительные результаты. Техническая и финансовая помощь в рамках субподряда может резко повысить оснащенность и конкурентоспособность большого числа малых предприятий, раскрывая перед ними возможность окрепнуть в финансовом и технологическом отношении.

Так, среди обследованных малых предприятий абсолютное большинство получало помощь от заказчиков, как непосредственно для осуществления контракта, так и способствующую их развитию в целом.

Ряд мероприятий был направлен на содействие малым предприятиям в успешной реализации заказа. (см. слайд 12) В первую очередь, к таким мероприятиям стоит отнести предоплату заказа, являющуюся очень существенной поддержкой для малых предприятий, зачастую испытывающих недостаток оборотных средств. Так, предоплату от заказчика получали 67% опрошенных предприятий. Более трети обследованных малых предприятий получали от заказчика сырье, материалы, детали и компоненты. Транспорт для осуществления поставок предоставлялся 28% предприятий.

Из других мероприятий, осуществляемых заказчиком, стоит выделить техническую и информационную поддержку, а также кадровое обеспечение малых предприятий. Можно отметить, что такие мероприятия, как предоставление рекомендаций о поставщиках, организация технологического процесса и контроля качества, организация строительства и консалтинга, осуществление обучения персонала и сертификации предприятия, направленные на содействие в успешной реализации заказа, способны также существенно повысить общую эффективность функционирования предприятия через повышение его технической оснащенности, квалификации персонала и т.д.

Другим аспектом положительного влияния субконтрактинга при условии равноправного и эффективного взаимодействия между заказчиками и субконтракторами является стимулирование собственных усилий малых предприятий в части расширения производственных мощностей, круга партнеров, увеличения численности и повышения квалификации персонала, активизации инновационной деятельности и т.д.

Так, большинство опрошенных малых предприятий для выполнения субподрядных заказов нанимало дополнительный персонал (63,8%) (см. слайд 13), более четверти малых предприятий проводили дополнительное обучение персонала (28,5%), увеличивали основные фонды за счет оснащения дополнительным оборудованием (закупали или брали в аренду) (31,5%) и расширения производственных площадей (28,5%).

Участие в субконтрактных поставках также является стимулом для расширения круга партнеров. Так, половине опрошенных малых предприятий приходилось искать новых поставщиков сырья и комплектующих, более четверти предприятий (27,7%) передавали часть заказа другим предприятиям.

Важным условием развития малого предприятия является активная инновационная деятельность. Из результатов обследования видно, что значительной части (42,3%) малых предприятий для реализации субконтрактов приходилось осуществлять новые проектные разработки.

Действительно, участие в реализации субконтрактных заказов является для многих малых предприятий необходимым условием развития своей деятельности. Мы уже рассмотрели те проблемы, с которыми сталкиваются малые предприятия в процессе реализации заказа. Однако немаловажным является обеспечение доступа предприятий к таким заказам. Очевидно, что многие малые предприятия не имеют возможности заниматься самостоятельным поиском субподрядных заказов. Для этого им требуется внешняя помощь. Учитывая те возможности, которые дает предприятиям участие в субконтрактинге, можно утверждать, что предприятия заинтересованы в самой разнообразной помощи по предоставлении информации о потенциальных заказчиках и непосредственному поиску заказов. При этом очевидно, что малые предприятия готовы оплачивать подобную помощь. Об этом свидетельствуют результаты обследования (см. слайд 14). Следовательно, важным условием конструктивного развития ситуации является развитие посреднических услуг в данной области.

Таким образом, если говорить в целом о необходимых условиях для конструктивного развития ситуации в области подготовки и участия малых предприятий в реализации заказов в качестве субконтракторов и поставщиков продукции для государственных нужд, то они сводятся к следующим блокам:

  1. обеспечение равноправного и эффективного взаимодействия заказчиков и субконтракторов с помощью мер консультационного и правового характера;

  2. внедрение и развитие различных кредитно-финансовых механизмов поддержки малого предпринимательства;

  3. создание систем информационного, кадрового и методического обеспечения участия малых предприятий в торгах и непосредственной реализации заказов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Удк 334. 71: 330. 33 Малый бизнес: теория, механизмы поддержки становления и развития

    Диссертация
    Актуальность темы исследования. За годы независимости Украиной были достигнуты определенные успехи в социальном и экономическом развитии общества. Однако в то время, когда в таких странах центральной и восточной Европы как Чехия,
  2. Программа действий «приоритетные направления деятельности по развитию малого и среднего предпринимательства в россии на 2008-2012 гг.

    Программа
    5. Совершенствование условий налогообложения малых и средних предприятий Упрощение налогового и бухгалтерского учета (отчетности) Error: Reference source not found
  3. А. П. Суходолов малое предпринимательство в россии и байкальском регионе (история, современное состояние, проблемы, перспективы развития) (монография

    Монография
    В работе представлен анализ становления и развития субъектов малого предпринимательства в России и Байкальском регионе. Рассмотрено его зарождение в царский период.
  4. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в российской федерации за январь 2011 года (2)

    Информационный бюллетень
    Такое мнение высказал руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Алексей Шестоперов.
  5. Информационный бюллетень тпп РФ по вопросам малого предпринимательства в Российской Федерации за январь 2011 года (1)

    Информационный бюллетень
    Такое мнение высказал руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Алексей Шестоперов.

Другие похожие документы..