Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Урок'
Тема. І. Карпенко-Карий. "Сто тисяч". Селянство у пореформений період. Образ Герасима Калитки. Згубний вплив грошей на вихідців з наро­ду. ...полностью>>
'Методическая разработка'
- Рогозина Н.А. Сборник заданий для самостоятельных и практических работ по дисциплине «История». Учебно-методическое пособие для студентов.- Челябин...полностью>>
'Документ'
XXI век вошел в отечественную и зарубежную историю как век развития и внедрения высоких технологий в различных областях экономики, усложнения взаимосв...полностью>>
'Темы рефератов'
История развития электронных вычислительных компонентов. Изменение роли вычислительных устройств в научно-исследовательских и опытно-конструкторских р...полностью>>

Успешного вам его решения! Повторить вопросы: Переход к нэпу

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

История России

Ребята!

Вы справились с вопросами третьего занятия дистанционной олимпиады по курсу Истории России.

Приступаем к теме № 4 « СССР на путях строительства нового общества».

Успешного вам его решения!

Повторить вопросы:

Переход к нэпу

Образование СССР

Международное положение и внешняя политика в 20-егг

Политическое развитие в 20-е гг

Духовная жизнь в 20-е гг

Социалистическая индустриализация

Коллективизация сельского хозяйства

Политическая система СССР в 30-е гг.

Духовная жизнь в 30-е гг

Внешняя политика СССР в 30-егг

СССР на пути форсированного строительства социализма ( экономика, общество, культура, власть)

Серьезные трудности, с которыми в конце 20-х гг. столкнулась страна, привели Сталина и его окружение к выводу, что социализм и рынок несовместимы, что нужны новые решения, выходящие за рамки НЭПа. К таким выводам подталкивал также начавшийся с середины 20-х гг. процесс индустриализации. Ключевое значение индустриализации для страны никем не оспаривалось. Сохранить независимость и суверенитет в тех условиях невозможно было без очередного модернизационного скачка. Дискуссионными были вопросы «как?» и «за счет чего?».

На вооружение берется программа форсированного развития экономики с приоритетным значением тяжелой индустрии. Основным источником индустриализации явился неэквивалентный обмен между городом и деревней, сопровождавшийся, по выражению Н.И Бухарина, «военно-феодальной эксплуатацией крестьян». Наряду сельским хозяйством источниками для капиталовложений в тяжелую индустрию стали легкая и пищевая промышленность, займы у населения, прибыль от национализированных предприятий, банков, транспорта, строжайшая экономия сырья и материалов. Процессу индустриализации были присущи высокие темпы промышленного развития до 8-12% в год.

Следует признать, что индустриализация в СССР осуществлялась малоцивилизованными методами, впрочем как и подобные преобразования у других народов. Не случайно в период создания собственной промышленности особенно тяжелой, во всех обществах, как правило, утверждались диктаторские режимы. К примеру, во Франции времен Луи Бонапарта, в Германии при Бисмарке, Восточной, Юго-Восточной Европе в 20-30- годы, Латинской Америке в 60-70-е годы.

С точки зрения количественных показателей индустриализация позволила СССР по абсолютным объемам промышленности выйти на первое место в Европе и второе – в мире.

Выделим некоторые особенности индустриализации:

осуществление ее за счет внутренних источников страны, в замкнутом экономическом пространстве;

она проводилась при отсутствии рыночных отношений;

проходила под лозунгами социализма, значит была сделана ставка на использование энтузиазма большинства народа;

гуманистические аспекты социалистической идеи были подменены античеловеческой сущностью (человек как средство для достижения цели).

Цена, заплаченная за цивилизационный прогресс, оказалась очень дорогой (перекачивание трудовых ресурсов и средств из деревни привело к ее разорению, порождена экстенсивная, нерентабельная модель хозяйствования, заложена низкая производственная культура, утверждена административно-командная система).

Для аграрного сектора форсированная индустриализация оборачивалась двумя сторонами: С одной – как благо в перспективе, поскольку появится возможность подвести техническую базу, а с другой – необходимость изыскания средств влекла за собой разорение крестьянства.

Как уже отмечалось, сельское хозяйство страны во второй пол. 20-х гг. испытывало затруднения и ХI съезд ВКП(б) – 1927 г. пересмотрел аграрную политику. Центральное место в ней занимала идея производственного кооперирования крестьянских хозяйств. Съезд категорически высказался против административного воздействия и принуждения по отношению к крестьянству. Ни сроков, ни темпов, ни тем более каких-либо единых форм и способов преобразований в деревне съезд не устанавливал. Разработанная стратегия не увязывалась с реальной ситуацией с хлебозаготовками в 1928 г. Кроме того, нельзя не учитывать фактор различий в подходах к оценке сложившейся обстановки. Сталинский – причины кризиса видели в «происках» выросшего за годы НЭПа кулачества; Бухаринский – в основе причин – несовершенство проводимой политики цен, чрезвычайные меры.

В 1929 г. альтернативе Бухарина было отказано. Одним из аргументов в пользу убыстрения социалистических преобразований в деревне был разразившийся на Западе хозяйственный кризис. В течение 1928-1929 гг. были апробированы чрезвычайные меры силового давления на крестьянские хозяйства. В соответствии провозглашенным курсом (лето 1929 г.) на сплошную коллективизацию крестьянских хозяйств руководством страны принимаются решения: о полном завершении коллективизации не позднее весны 1933 г. и осуществлении политики ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации.

Каковы итоги коллективизации? Одним из результатов был рост государственных заготовок хлеба, что позволило увеличить экспорт зерна в 1930 г. по сравнению с 1928 г. почти в 50 раз. Благодаря этому были закуплены импортные машины и оборудование. Были и другие результаты. Снизился валовой сбор зерна, в критическом положении оказалось животноводство, упал общий уровень жизни народа, введена карточная система, а в 1933 г. в ряде районов разразился массовый голод.

Под видом классовой борьбы из деревни удалили наиболее трудоспособную часть крестьянства, складывалась командно-бюрократическая система управления колхозами.

Со второй половины 30-х годов положение в сельском хозяйстве постепенно стабилизировалось. В 1935 г. отменяется карточная система. В конце 30-х годов Советский Союз стал одним из трех-четырех стран, способных производить любой вид продукции, доступной в то время человечеству.

Существенные изменения происходили в обществе. Изменился его социальный состав. Численность рабочего класса увеличилась с 9 до 23 млн. чел. Доля занятых в сельском хозяйстве с 80% в 1928 г. сократилась до 54% в 1940 г. Значительной социальной группой стали работники умственного труда (интеллигенция). Почти полностью была ликвидирована неграмотность. Рабочие и служащие имели право на оплачиваемы отпуска, семичасовой рабочий день, оплату больничных листов, пенсии по старости. Нужно признать, что качество социальных благ оставалось низким. В 30-е годы отсутствовала явная безработица.

В культурной сфере многое определялось политическими и экономическими приоритетами правящего режима. Одной из важнейших целей т. наз. «культурной» революции была идея перевоспитания человека. Поэтому на протяжении 20- годов образование, наука и искусство постепенно ставятся под жесткий партийно-государственный контроль.

В нач. 20-х годов было введено обязательное начальное обучение, а городах – неполное среднее. По сравнению с 1914 г. количество учителей выросло в 6 раз, учащихся – почти в 5 раз, количество студентов в вузах и техникумах – в 10 раз.

Мировое значение в 20-е годы имели работы С. Лебедева, А. Иоффе, К. Циолковского и Цандера, Н. Вавилова и Н. Кольцова. Особое внимание уделялось созданию боевой техники: С. Ильюшин, А. Микоян, А. Туполев, А. Морозов.

Было и другое. В начале 30-х годов была объявлена «пятилетка безбожия». Она сопровождалась массовыми репрессиями духовенства, закрытием храмов. В 30-е годы были репрессированы около 1000 писателей.

Политическая система, оформившаяся в 20-30-е годы определена историками как административно-командная система, стержнем которой была коммунистическая партия. Превращению большевистской партии в государственную структуру власти способствовали изменения в самой партии. В годы гражданской войны значительное увеличение численности партии привнесло в ее деятельность элементы приказа, администрирования, сужения внутрипартийной демократии. К концу 20-х годов она становится массовой в результате Ленинского и Октябрьского призывов (увеличивается с 300 тыс. в 1917 г. до 1 млн. в 1925 г.). Одновременно уменьшалась прослойка партийцев-революционеров. Борьба в партии за единоличное лидерство после смерти Ленина резко противопоставила партийную верхушку основной партийной массе. Диктатура пролетариата превращалась в диктатуру партии. Демократические органы, предусмотренные Конституцией СССР 1924 г. и 1936 г. (местные советы, съезды Советов и ЦИК СССР) выполняли роль «демократической ширмы», одобряя заранее выработанные решения партийных органов. Параллельно укрепляются силовые структуры государства, его репрессивных органов, советская модель политической организации общества все более приобретает черты тоталитаризма.

Компания массовых репрессий в 1928 -1941 гг. имела внутреннюю логику: конец 20 х- 30-х – репрессии против старой интеллигенции, начало 30-х т. наз. «раскулачивание», первая пол. 30-х – преследования бывших оппозиционеров, вторая пол. 30-х –удар по партийным, советским, хозяйственным кадрам.

Строжайшая централизация политической системы общества, установление государственного террора привели к отчуждению народа от власти. Все формы политического самовыражения, кроме официального, были поставлены вне закона.

Вместе с тем было бы несправедливо не отметить тот факт, что советское государство в 30-е годы совершило немыслимый ранее модернизационный рывок. Как уже отмечалось, по абсолютным объемам промышленного производства СССР вышел на второе место в мире (в 1913 г. было пятое). За годы модернизации было преодолено качественное отставание страны. Если в 20-е годы разрыв по производству промышленной продукции на душу населения между СССР и капиталистическими странами составлял 5-10 раз, то в конце 30-х годов – 1,5 – 4 раза. Советская экономика выдержала экзамен в Великой Отечественной войне. Если в первую мировую войну России противостояли от 1/3 до Ѕ войск центральных держав, и она не смогла добиться решительного успеха, то во вторую мировую войну против СССР было брошено 2/3-3/4 вооруженных сил фашистской Германии с сателлитами и они были разбиты. В основе военного успеха лежал мощный индустриальный потенциал, созданный во многом в 30-е годы.

Вопрос

ответ

Руководитель - балл

1. Тест

Переход к нэпу

Чем был вызван переход от политики военного коммунизма к нэпу?

1/ глубоким экономическим кризисом в стране

2/ стремлением большевиков к мировой революции

3/ попытками помещиков и буржуазии вернуть дореволюционные порядки

4/ необходимостью приспособить экономику к нуждам военного времени

1.2

В чем состояла суть новой экономической политики?

1/ в расширении государственного сектора в экономике

2/ в создании многоукладной экономики

3/ в переходе к правовому государству

4/ в демократизации всех сторон жизни общества

1.3

Что не относится к мероприятиям нэпа?

1/ разрешение на аренду земли

2/ трудоустройство на добровольных началах

3/ передача в частную собственность мелких и средних предприятий

4/ запрещение свободной торговли

1.4

Какое событие произошло ранее других?

1/ переход к нэпу

2/ Кронштадтский мятеж

3/ принятие перовой Конституции РСФСР

4/ принятие Декрета о земле

1.5

Чем был вызван хлебозаготовительный кризис 1927 г.?

1/ неурожаем

2/ интервенцией стран Антанты

3/ массовым обнищанием крестьянства

4/ нехваткой промышленных товаров для обмена на зерно

1.6.

Образование СССР

В основу создания СССР был положен принцип

1/ конфедеративного устройства государства

2/ равноправия союзных республик

3/ обязательности вхождения республик в состав СССР

4/ слияния всех наций и народностей в составе РСФСР

1.7.

Кем был подписан договор об образовании СССР

1/ Латвией

2/ Украиной

3/ Бессарабией

4/ Узбекистаном

1.8.

Утверждение «Интернационала» гимном СССР означало, что руководство страны:

1/ отказалось от идеи мировой революции

2/ продолжало следовать идее создания «мирового СССР»

3/ полностью отказалось от классового подхода

4/ приоритетом внутренней и внешней политики считало решение национального вопроса

1.9.

Первая Конституция СССР:

1/ подтверждала принцип унитарного устройства государства

2/ устанавливала всеобщие демократические выборы

3/ закрепляла диктатуру пролетариата и крестьянства

4/ большую часть полномочий оставляла в ведении республик

1.10.

Международное положение и внешняя политика в 20-е гг

Что было целью внешней политики СССР в первой половине 20-х гг?

1/ изоляция от стран Западной Европы

2/ разжигание военных конфликтов в Азии

3/ осуществление идеи мировой революции

4/ борьба с фашизмом в Германии и Испании

1.11.

Где советская делегация заявила следующее?

«Российская делегация явилась сюда не для того, чтобы пропагандировать свои…теоретические воззрения, а ради вступления в деловые отношения с правительствами и торгово-промышленными кругами всех стран на основе взаимности, равноправия и полного и безоговорочного признания».

1/ на II Всесоюзном съезде Советов

2/ на переговорах в Брест-Литовске

3/ на Генуэзской конференции

4/ на I конгрессе Коминтерна

1.12.

Какая страна первой юридически признала Советскую Россию?

1/ Великобритания

2/ Япония

3/ Мексика

4/ Германия

1.13.

Что предусматривал советско-афганский договор, подписанный в 1921 г.?

1/ разделение Афганистана на зоны влияния

2/ вхождение Афганистана в состав СССР

3/ оказание Афганистану материальной помощи

4/ создание для афганских предпринимателей режима наибольшего благоприятствования

1.14.

Политическое развитие в 20-е гг

Чем характеризовалась политическая жизнь в 20-е гг?

1/ ослаблением идеологического контроля

2/ развитием внутрипартийной демократии

3/ сращиванием государственного и партийного аппаратов

4/ усилением влияния оппозиционных политических партий

1.15

Кому принадлежал тезис о возможности строительства социализма в одной отдельно взятой стране?

1/ Троцкому

2/ Ленину

3/ Бухарину

4/ Сталину

1.16

Как в период внутрипартийной борьбы 1920-х гг. называли одно из оппозиционных направлений?

1/ рыковщиной

2/ народничеством

3/ декаденством

4/ троцкизмом

1.17

Против чего выступали лидеры «правого уклона»?

1/ против заключения Брестского мира

2/ против культа личности Сталина

3/ против существования в партии фракций и группировок

4/ против свертывания нэпа

1.18

Духовная жизнь в 20-е гг

Достижение отечественной культуры 1920-х гг.:

1/ создание творческого объединения «Мир искусства»

2/ открытие Большого театра

3/ пьесы А.П.Чехова «Три сестры» и «Вишневый сад»

4/ фильмы С.М.Эйзенштейна

1.19

Кто из деятелей культуры поддержал советскую власть в 10-х гг?

1/ Бунин

2/ Шаляпин

3/ Прокофьев

4/ Маяковский

1.20

О последствиях принятия какого документа говорится в отрывке из послания патриарха Тихона ( 1918 г.)?

« Гонение жесточайше воздвигнуто и на Святую Церковь Христову: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, открыто объявляются ненужными, излишними…»

1/ резолюции Х съезда РКП(б)

2/ декрета СНК

3/ постановления по Шахтинскому делу

4/ Декларации прав народов России

1.21

Что было одним из важных направлений внутренней политики государства в 20- е гг.?

1/ реставрация памятников культуры

2/ введение закона об обязательном высшем образовании

3/ ослабление партийного контроля над духовной жизнью общества

4/ ликвидация неграмотности

1.22.

О чем свидетельствовало существование в 20-х г. Общественных культурно-просветительских и литературно-художественных организаций: Пролеткульта, РАПП, АХРР?

1/ о появлении нового революционного искусства

2/ об отказе от пропаганды коммунистических идей

3/ о высоком культурном уровне населения

4/ о застойных явлениях в культурной сфере

1.23

Какую идею выдвигали сменовеховцы?

1/ необходимости жанра сатиры в годы нэпа

2/ продолжения непримиримой борьбы с большевизмом

3/ необходимости введения нового календаря

4/ необходимости примиренчества с новой властью

1.24

Социалистическая индустриализация

Целью форсированной индустриализации в СССР было стремление:

1/ восстановить довоенный уровень промышленного производства

2/ выровнять темпы развития промышленности и сельского хозяйства

3/ преодолеть технико-экономическую отсталость страны

4/ значительно повысить уровень жизни населения

1.25

В сталинской индустриализации, в отличие от индустриализации России начала века, использовался:

1/ иностранный капитал

2/ труд заключенных

3/ рост налогообложения

4/ приток капитала за счет экспорта хлеба

1.26

Проведение индустриализации в СССР характеризует преимущественное развитие:

1/ легкой и пищевой промышленности

2/ тяжелой промышленности

3/ сферы услуг

4/ внешней торговли

1.27

Что явилось итогом индустриализации?

1/ интегрирование страны в мировую экономику

2/ укрепление основ рыночной экономики

3/ ускорения развития легкой промышленности

4/ развитие новых и базовых отраслей промышленности

1.28

Коллективизация сельского хозяйства

К какому периоду относится цитируемая речь И.В.Сталина?

«Наступать на кулачество – это значит сломить кулачество и ликвидировать его как класс… наступать на кулачество – это значит подготовиться к делу и ударить по кулачеству, но ударить по нему так, чтобы оно не могло больше подняться на ноги.»

1/ военного коммунизма

2/ индустриализации

3/ коллективизации

4/ нэпа

1.29

Какое события произошло позднее других?

1/ начало первой пятилетки

2/ переход к политике «ликвидации кулачества как класса»

3/ публикация статьи И.В.Сталина «Головокружение от успехов»

4/ образование СССР

1.30

В результате «великого перелома» в деревне:

1/ усилилось социальное расслоение крестьянства

2/ были уничтожены частные хозяйства

3/ увеличилось производство зерновых культур

4/ повысилась заинтересованность крестьян в результатах своего труда

1.31

Что означало отсутствие у советских крестьян в 30-х гг. паспортов?

1/ фактическое прикрепление крестьян к колхозу

2/ отмену паспортного режима в стране

3/ уравнивание крестьян в правах с другими слоями населения

4/ разрешение свободы передвижения по стране и за ее пределами

1.32

Политическая система СССР в 30-е гг.

О чем говорит охват практически всего населения СССР официальными массовыми организациями?

1/ о развитии общественного самоуправления

2/ о демократизации общественной жизни

3/ о появлении инакомыслия

4/ об ужесточении партийного контроля

1.33

Какой политический процесс проходил в 1930-х гг.?

1/ Шахтинский процесс

2/ судебный процесс над Рыковым и Бухариным

3/ судебный процесс над митрополитом Московским Тихоном

4/ дело об убийстве левыми эсерами немецкого посла Мирбаха

1.34

Духовная жизнь в 30-е гг

Какое название получил художественный метод в литературе и искусстве, изображавший советскую действительность в идеализированном виде?

1/ советский метод

2/ социалистический реализм

3/ критический реализм

4/ утопический социализм

1.35

Какая наука в 30-е гг. была объявлена буржуазной?

1/ химия

2/ история

3/ ядерная физика

4/ генетика

1.36

Талантливый композитор, автор музыки ко многим советским кинофильмам 1930-х гг.

1/ А.К.Глазунов

2/ Ф.И.Шаляпин

3/ И.О.Дунаевский

4/ С.В.Рахманинов

1.37

О чем свидетельствовала критика в печати Д.Шостаковича, В.Мейерхольда и Б.Пастернака за «формализм» в творчестве?

1/ о падении уровня советской культуры

2/ о демократизации общественной жизни

3/ об уменьшении партийного контроля в сфере культуры

1.38

Внешняя политика СССР в 30-егг

Что относится к попыткам СССР создать систему коллективной безопасности?

1/ образование Коминтерна

2/ проведение советско-англо-французских переговоров

3/ подписание советско-германского пакта о ненападении

4/ участие СССР в работе Генуэзской конференции

1.39

В чем состоял «новый курс» советской внешней политики с 1933 по 1939 гг.?

1/ в сближении с Германией

2/ в усилении борьбы с западной социал-демократией

3/ в создании системы коллективной безопасности

4/ в стремлении установить дипломатические отношения со странами Запада

1.40

Почему СССР заключил Пакт о ненападении с фашистской Германией?

1/ между Гитлером и Сталиным установились дружеские отношения

2/ Сталин надеялся ускорить мировую революцию

3/ не удалось создать систему коллективной безопасности в Европе

4/ СССР готовился к войне с США

Итого

.

40

2.1

Как называется договор на сдачу иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности

2.2

Когда состоялось событие, описанное в документе?

«Воля народов советских республик…единодушно принявших решение об образовании «Союза Советских Социалистических республик», служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода их Союза…мы, делегаты этих республик…постановляем подписать договор об образовании «Союза Советских Социалистических Республик»

2.3

Как называлась международная революционная пролетарская организация, объединявшая компартии разных стран?

2.4

Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Год

Событие

  1. 1921

  1. 1922

  1. 1924

А. Образование СССР

Б. Выстуление кронштадтских матросов

В. Шахтинский процесс

Г. Смерть В.И.Ленина

1

2

3

2.5

Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Деятель культуры

Название произведения

1. С.М.Эйзенштейн

2. Б.М.Кустодиев

3. М.А.Шолохов

А. Картина «Большевик»

Б. Фильм «Броненосец «Потемкин»

В. Книга «Донские рассказы»

Г. Пьеса «Мистерия-буфф»

1

2

3

3 б

2.6

Определите последовательность событий.

А. Финансовая реформа С.Ю.Витте

Б. Утверждение второго пятилетнего плана

В. Переход к политике военного коммунизма

Г. Закрытие последней биржи труда

2.7

Какое название получил процесс, в результате которого колхозы стали основной формой ведения сельского хозяйства в СССР?

2.8

В каком году была принята Конституция, которая получила название «сталинская»?

2.9

Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Год

Лозунг

  1. 1917

  1. 1919

3. 1933

А «Кадры решают все!»

Б. «Все на борьбу с Деникиным!»

В. «Вся власть Советам!»

Г. «Превратить войну империалистическую в войну гражданскую!»

1

2

3

3 б

2.10

Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

Лозунг

Политический деятель

  1. «Превратить войну империалистическую в войну гражданскую!»

  1. «Ликвидировать кулачество как класс!»

3. «Обогащайтесь, развивайте свое хозяйство и не беспокойтесь, что вас прижмут»

А Н.И.Бухарин

Б. И.В.Сталин

В. В.И.Ленин

Г. М.И.Калинин

1

2

3

3 б

Итого 2-2.10

21б

Итого 1.40 -2.10

61б

Я надеюсь, вы справились с заданиями. Ждите ответа. Лариса Ивановна



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вопросы казачьей истории и культуры

    Документ
    В 74 Вопросы казачьей истории и культуры: Выпуск 6 / М.Е. Галецкий, Н.Н Денисова, Г.Б. Луганская; Кубанская ассоциация «Региональный фестиваль казачьей культуры»; отдел славяно-адыгских культурных связей Адыгейского республиканского
  2. А. Авторханов империя кремля

    Документ
    Я, кажется, сильно виноват перед рабочими Рос­сии, что не вмешался достаточно энергично и доста­точно резко в пресловутый вопрос об автономизации Очень естественно, что «свобода выхода из Со­юза», которою мы оправдываем себя, окажется
  3. Собрание сочинений 52 печатается по постановлению центрального комитета

    Документ
    В пятьдесят второй том Полного собрания сочинений В. И. Ленина входят письма, записки, телеграммы, телефонограммы, написанные в ноябре 1920 — июне 1921 года.
  4. Развала СССР непрерывно ведутся дискуссии о том, какой общественный строй существовал в нем, каковы причины его распада, каким должен быть «настоящий» социализм

    Документ
    После развала СССР непрерывно ведутся дискуссии о том, какой общественный строй существовал в нем, каковы причины его распада, каким должен быть «настоящий» социализм.
  5. Предисловие (123)

    Документ
    Наше время снова обильно мемуарами, может быть, более, чем когда-либо. Это потому, что есть о чем рассказывать. Интерес к текущей истории тем напряженнее, чем драматичнее эпоха, чем богаче она поворотами.

Другие похожие документы..