Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Учебное пособие написано в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом Министерством высшего образования РФ предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов isbn 5-241-00024-0
В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин
СОЦИОЛОГИЯ
Рекомендовано Академией гуманитарных наук
Российской Федерации в качестве учебного пособия
для студентов высших учебных заведений
2000
Р

ББК 60.5 С 44
Рецензенты:
доктор социологических наук, профессор Е. М Харитонов
доктор социологических наук, профессор Г. С. Денисова
Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И.
С 44 Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьянова В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. - 512 с.
В учебном пособии доступно изложен курс современной социологии Учебный материал пособия базируется на результатах обобщения множества отечественных и зарубежных источников Книга отличается интегральным решением учебных задач, «многослойным» изложением, позволяющим последовательно и углубленно формировать представление о социальных структурах и процессах, целях и задачах социологии
Учебное пособие написано в соответствии с новым Государственным образовательным стандартом Министерством высшего образования РФ Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов
ISBN 5-241-00024-0
ББК 60.5
© Касьянов В В , Нечипуренко В Н , Самыгин С И , 2000 © Оформление, издательский центр «МарТ», 2000
От авторов
Предлагаемая читателю книга задумана как сжатое изложение основ социологического знания. Ставя своей целью ознакомление студентов со спецификой предмета социологии, ее главными методологическими принципами и особенностями, авторы попытались построить краткий и емкий учебный курс, используя материалы лекций, читавшихся ими много лет разнообразным студенческим аудиториям.
Естественно, что основное внимание фиксируется на экспликации базисных и парадигмальных понятий социологии, с тем чтобы сформировать у читателя некоторые навыки активного и осмысленного употребления терминов. Стараясь сделать изложение максимально доступным, мы, тем не менее, вынуждены были допустить известную его многослойность, что диктовалось спецификой современного социологического мышления, многообразием и взаимопересечением влияний школ и направлений.
Хотелось бы обратить внимание читателя и на вненор-мативный — избегающий оценочных суждений — характер изложения, выдержанный в целях объективности.
Авторы надеются, что предлагаемое учебное пособие станет надежным проводником в вашем первом путешествии в страну Социологию.
I
Глава I
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
Предмет социологии
Социология (от лат. societas — общество + греч. logos — учение) — это наука об обществе, изучающая процессы взаимодействия людей и социальных групп.
С этой точки зрения социологию можно определить как исследование основ участия людей в жизни общества. В более специализированном смысле термин «социология» означает анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком она складывается в ходе социального взаимодействия.
Социология — научное изучение человеческих отношений. Социологи сконцентрированы на людях в группах и на их отношениях друг с другом, так же как на отношениях одной группы к другой, включая большие группы и общество. Социолог спрашивает, откуда происходят эти отношения, почему они укрепляются или разрушаются и как они изменяются. Он спрашивает также, к каким последствиям ведет включение индивидов в группы и групп в общество. Он пытается найти ответ на вопросы, в терминах того, что уже известно в его области, т. е. в социологических понятиях и теориях, а также в знаниях, которые получены благодаря исследованию. Он использует такие методы, которые помогают ему уточнить эти понятия и теории и дополнить ими существующие знания. Его подход является научным.
Глава I. Социологическое знание
Социология задумывалась ее создателями как наука, отличающаяся целостным подходом к изучению общества, приверженностью к анализу взаимосвязи социальных частей. Причем следует заметить, что социология не относится к сильно интегрированным дисциплинам, охватывая множество противоположных парадигм и подходов, но оставаясь открытой для идей, заимствуемых из философии, истории, других социальных наук.
Почему социологи сосредоточиваются преимущественно на группах и отношениях, а не на отдельных индивидах? Потому, что мы не можем понять человеческие отношения, изучая только индивидов. Как не можем понять, что такое вода, исследуя кислород и водород. Группы обладают характеристиками, которые представляют собой нечто большее, нежели характеристики составляющих их членов. Они имеют собственную природу и должны изучаться в собственных терминах. Ведь когда соединяются кислород и водород, получается нечто новое. Точно так же получается нечто новое, когда люди собираются вместе. Их поведение не является суммой действия А и действия Б, оно представляет собой взаимодействие А и Б, которое трудно или невозможно предсказать, имея сведения лишь об изолированных индивидах.
Любое взаимодействие является зерном для помола социологической муки. Социолог интересуется его бесконечным разнообразием: тем, как ведут себя священники и преступники, солдаты и ученые, посетители ресторанов или маленькие девочки, играющие в куклы. Питер Бергер в своей книге «Приглашение к социологии» писал: «Когда-нибудь мы скажем, что социолог (т. е. тот, кого мы с удовольствием пригласим в нашу игру) — это личность, которая активно и постоянно интересуется тем, что и как делают люди. Его естественный интерес направлен на всех людей, собирающихся в каком-то одном месте. Конечно, социолог может интересоваться множеством других вещей, но его основной интерес направлен на мир людей — созданные ими институты, творимую ими историю, переживаемые ими чувства и страсти».
Социология
Определения предмета социологии
Сама ткань общественных связей настолько сложна, что редкий мыслитель может попасть «в яблочко» лаконичным и точным определением, вбирающим в себя все главное. Вот некоторые из наиболее авторитетных определений социологии:
>• «...Можно назвать институтом все верования, все поведения, установленные группой. Социологию тогда можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании» (Э. Дюркгейм)1.
>■ Социология, «будучи в самом широком смысле слова обширною наукой об обществе... может быть определена как наука социальных элементов и первых принципов» (Ф. Г. Гиддингс)2.
>■ Предмет социологии «заключает в себе множество движений... отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными и бесконечное число других вопросов» (Г. Зим-мель)3.
А вот как определяли предмет науки русские исследователи, создавшие школу «субъективной социологии»:
>- «Социология есть наука, исследующая формы правления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями» (П. Л. Лавров)4.
1 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение.
М., 1995. С. 20.
2 Гиддингс Ф. Г. Основания социологии. М., 1898. С. 36.
3 Зиммель Г. Социальная дифференциация. М., 1909. С. 11.
4 Лавров Л. Л. Философия и социология // Избр. произв. В 2 т.
М, 1965. Т. 2. С. 639.
Глава I. Социологическое знание
>- «Сама социология справедливо и очень точно определяется как наука о культуре, или, вернее, о факторах культуры в широком смысле слова» (Е. В. Де-Роберти)1.
>• «Социология должна быть учением об обществе, подобно тому как существует общее учение о жизни» (Н. И. Кареев)2.
>■ Социология — «наука о порядке и прогрессе человеческих обществ» (М. М. Ковалевский)3.
Современные учебно-научные определения предмета социологии звучат несколько иначе:
>• «Социология представляет собой науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности», или:
>■ «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, — с другой» (П. А. Сорокин)4.
>• «Социология — это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта — общностей; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и общностями; наука о закономер-
1 Де-Роберти Е. В. Социология и психология // Новые идеи в
социологии. Сб. № 2. СПб., 1914. С. 8.
2 Кареев Н. И. Введение в изучение социологии. СПб., 1897. С. 3.
3 Ковалевский М. М. Социология. СПб., 1910. С. 30.
4 Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи
разных лет. М., 1994. С. 8.
Социология
8
ностях социальных действий и массового поведения» (В. А. Ядов)1.
> «Социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей... Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений» (Н. Смелзер)2.
>■ «Социология — наука о социальной жизни человека, групп и обществ» (Э. Гидденс)3.
Ни одно определение социологии не является исчерпывающим вследствие характерного для современного состояния данной дисциплины разнообразия концепций и направлений.
Специфика социологии
Интерес к проблемам общества связан с разными именами и традициями в истории науки: с именами Платона и Аристотеля в греческой философии, Ибн Хальдуна в исламском правоведении, с движениями европейского Просвещения (в частности Шотландского просвещения). Однако сам термин «социология» впервые был использован лишь в 1824 г. в письмах О. Конта. Большую известность он получает после издания «Курса позитивной философии» Конта (1838). Подход Сен-Симона, Конта и Спенсера к анализу общества основывался на оптимистической убежденности в том, что принципы позитивизма могут стать фундаментом научного исследования общества. Социология, полагали они, должна открывать общие законы социального изменения, подобные законам ньютоновской физики или дарвиновской биологии. Однако
1 Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, про
грамма, методы. Самара, 1995. С. 19—20.
2 Смелзер Н. Социология. Пер. с англ. М., 1994. С. 14.
3 Гидденс Э. Социология: учебник 90-х годов (Реферированное
издание). Челябинск, 1991. С. 18.
Глава I. Социологическое знание
такое видение оказалось чересчур амбициозным, и к концу XIX в. социология уже ставила перед собой гораздо более ограниченные цели.
Согласно М. Веберу, социология должна заниматься не бесплодными поисками общих законов, а определением значения социального действия и конкретными уникальными историческими событиями. Противоположного взгляда придерживался Э. Дюркгейм, который был в гораздо большей степени уверен в возможностях социологии, утверждая, что ей удалось выявить сходство моральных, правовых институтов и религиозных верований во множестве различных обществ, и что выявленное единообразие социальных феноменов является лучшим доказательством того, что социальная сфера подчиняется определенным универсальным законам.
Хотя Дюркгейм своими исследованиями пытался доказать, что социальные феномены должны изучаться с помощью специальной независимой дисциплины социологии, до сих пор существует множество разногласий относительно ее места в ряду других социальных дисциплин. Возражая Дюркгейму, обществоведы обычно указывают на ряд моментов:
Социологию нельзя считать отдельной независимой
дисциплиной, поскольку она сводит воедино дан
ные экономики, политологии и психологии; соци
альное не является некой автономной данностью,
оно складывается при пересечении факторов эконо
мики, политики, географии, истории и психологии.Социология — это определенный способ видения,
форма «воображения», способствующая обоснова
нию действий индивидов и событий в соотнесении
с широким социальным контекстом; причем такое
видение свойственно представителям не только дан
ной дисциплины, являясь общим для историков,
географов, экономистов, журналистов и т. д.По мнению некоторых марксистов, социология не
имеет статуса науки, поскольку у нее нет ни строго
определенного объекта исследования, ни своей ме-
Социология
10
тодологии, ни надлежащей системности; ее правильнее рассматривать как идеологию, характерную для определенной стадии капиталистического развития.
Социология иногда рассматривается как интеллектуальная, зачастую консервативная реакция на специфические социальные проблемы, порожденные Французской революцией и переходом от традиционного к индустриальному обществу, поскольку она пыталась измерять и анализировать такие стороны жизни общества, как жизнь городской бедноты, политическая нестабильность, уровень смертности, заболеваемость, преступность, разводы, самоубийства и т. д. Однако наряду с этим глубокое влияние на формирование социологии оказали Сен-Симон, К. Маркс и Ф. Энгельс благодаря своими исследованиям социальной структуры, класса и социального изменения. Идейная и политическая значимость социологии является неоднозначной, и ни одна социологическая традиция не может считаться всецело господствующей.
Хотя в отношении природы социологического знания не существует единого мнения, в целом его значение признается многими. В защиту существования этой дисциплины может быть приведен ряд полновесных доводов:
Благодаря многочисленным эмпирическим исследо
ваниям социология способствовала развитию более
детального познания и более глубокого понимания
современных обществ.Социология поднимает важные проблемы природы
индивидуальной правовой и моральной ответствен
ности, исследуя социальный контекст человеческих
действий.Социологическое знание в значительной степени
способствовало развитию других дисциплин, в час
тности истории, философии и экономической на
уки.Социологию можно рассматривать как новую фор
му сознания, особо чувствительную к дилеммам се
куляризированной индустриальной цивилизации.
11 Глава I. Социологическое знание
Социология как наука
Социология, говорил Роберт Мертон, является совершенно новой наукой с «очень древним предметом исследования». Философы, теологи, писатели и художники очень много рассказали нам о человеческих отношениях. Но до тех пор, пока не появился научный метод исследования, не было науки об обществе. Огюст Конт (1798— 1857) был первым, кто понял это и присвоил имя «социология» научному исследованию общества.
В социологии давно ведутся споры о том, в какой степени или в каком смысле социология может быть наукой. Общепринятое определение науки связано с представлением о том, что она должна иметь определенные цели и использовать определенные методы их достижения. С точки зрения ее более фундаментальных задач, наука нацелена на теоретическое причинное объяснение закономерностей природного мира. Наука пытается вырабатывать теории, в рамках которых в свою очередь генерируются проверяемые гипотезы. Теории, обобщения или даже законы, выдержав процесс, проверки, получают все более широкое признание и отвергаются только в тот момент, когда оказывается, что они логически непоследовательны, или когда накапливаются противоречащие им данные. Одним из наиболее важных способов получения имеющих значение с точки зрения теории данных является эксперимент, который может быть повторяемым и который часто связан с попытками приведения переменных к количественным параметрам (квантификации), использованием техники измерения и применением математических и статистических методов анализа полученных результатов.
Многие социологи (часто называемые позитивистами) полагают, что их наука отвечает многим из перечисленных требований. Они стремятся к причинному объяснению явлений социального мира посредством соотнесения теории с эмпирическими данными, которые часто кванти-фицируются. Некоторые из них даже говорят о том, что определенные виды причинного моделирования можно приравнять к эксперименту. Однако в этой связи следует от-
Социология
12
метить, что на практике даже естественные науки не вполне соответствуют данной схеме: например, зачастую трудно повторить эксперимент в его первоначальной форме, а некоторые отрасли науки (такие как теория эволюции в биологии) вообще не прибегают к экспериментам в строгом смысле слова. Впрочем, даже социологи-позитивисты признают, что социология не может соответствовать статусу науки полностью — слишком трудно исследовать социальное поведение так, чтобы при этом точно контролировать переменные и быть в состоянии повторить эксперимент.
Вместе с тем указывают и на более серьезные основания не считать социологию подобием естественных наук с некоторыми относительно незначительными оговорками. В сущности, эти возражения могут быть сведены к двум доводам. Во-первых, нельзя изучать людей наподобие объектов природного мира, поскольку помимо всего прочего человеческие существа обладают способностью мыслить и наделять смыслом окружающий их мир. С этой точки зрения социологи не в состоянии создавать теории, предоставляющие причинное объяснение социального поведения. В социологии единственно возможными являются теории, обеспечивающие понимание социальных явлений (возможно, посредством операции, называемой Verstehen1). Крайняя в этом смысле точка зрения представлена П. Уинчем (Winch P., 1958), который утверждает, что социальное поведение следует рассматривать исходя не из постоянства причинно-следственных отношений, а из следования людей определенным правилам, т. е. социологи должны не объяснять причины, а выявлять правила. Второй аргумент против позитивистского взгляда на социологию заключается в том, что в отличие от естествознания знание социологическое не может быть отделено от оценочных суждений о социальном поведении. Объективное исследование общества невозможно, потому что социологи сами являются членами того общества, которое они изучают; рассмотрение социальной реальности воз-
Понимание (нем.)
13
Глава I. Социологическое знание
можно лишь в том виде, в каком она предстает, пройдя сквозь фильтр оценочных суждений.
Часто говорится о том, что целью научного исследования (в том числе социологического), является объективное знание, свободное от пристрастий и предубеждений. Однако мнения на этот счет расходятся: одни полагают, что объективность в социологии возможна, другие утверждают обратное. В защиту того положения, что социология не является объективной, выдвигаются пять доводов различного характера:
Социологические суждения субъективны, посколь
ку испытывают влияние личного опыта исследова
теля.Смысл всех положений в социологии ограничивает
ся специфическим языковым контекстом.Все социологические теории создаются представи
телями определенных социальных групп и ограни
чены их пределами. Часто считают, что эта доктри
на основывается на положениях социологии знания,
рассматривающей любое знание в качестве функ
ции, связанной с социальной позицией.Все наблюдения неизбежно несут определенную те
оретическую нагрузку.Поскольку все члены общества обладают различны
ми ценностями, то и доводы социологов неизбеж
но оказываются под воздействием их ценностей по
мимо собственной воли ученых.
В связи со всеми приведенными доводами (или в связи с некоторыми из них) иногда утверждается, что объективность не всегда желательна и что социологу следует быть критичным и стремиться поддерживать определенные ценности.
Социология 14
Социологическая теория
В социологии существует множество школ и направлений, парадигм, часто противоположных, либо взаимно дополняющих друг друга.
Среди главных общетеоретических подходов, обычно идентифицируемых в рамках социологии, можно выделить следующие:
> функционализм, иногда, но не всегда включающий
эволюционную социологию;
>■ символический интеракционизм и интерпретативная социология, включая теорию социального действия;
> марксистская социология и теория конфликта;
>■ формальная социология;
>■ социальная феноменология и этнометодология.
Помимо перечисленных подходов, значение которых обычно признается большинством социологов, можно выявить и множество менее влиятельных теоретических подходов (например, теория обмена Хоманса или теория структурации Гидденса). Отчасти все их можно считать взаимодополняемыми, ибо они подчеркивают различные аспекты социальной действительности (например, микро-и макроподходы или теории воли и структуры). Однако столь же часто они представляются как противоположные.
Некоторые социологи, особенно Р. Мертон, призывая к тому, что он называет теориями среднего уровня, стремились избегать акцента на противоположности таких общих теоретических структур, делая гораздо больший акцент на «рабочих» объяснительных теориях и понятиях, появляющихся в ходе исследования и интерпретирующих результаты.
15
Глава I. Социологическое знание
Предыстория и социально-
Похожие документы:
Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (2)
КнигаМеждународная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.А. М. Столяренко психология и педагогика
Учебное пособиеУчебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными образовательными требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу «Общие гуманитарныеТрудовое
УчебникК. Н. Гусов - заслуженный деятель науки РФ, доктор юрид. наук, профессор, академик РАСЫ, заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии;Энциклопедия образования в западной сибири
ДокументЭнцик-юпедия содержит статьи, посвященные истории становления и развития образования в Западно-Сибирском регионе, образовательным учреждениям и деятелям просвещения.Альпина Бизнес Букс, 2007. 402 с. (Серия «Синергичная организация») isbn 978-5-9614-0563-7 книга
КнигаКнига посвящена анализу уязвимых точек организаций всех уровней: учреждений, предприятий, администраций и государств. Автор — профессор, заведующий кафедрой управления персоналом и организационного развития Академии народного хозяйства