Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
Методические указания включают в себя рекомендации по последовательности выполнения курсовых проектов и курсовых работ, их объему, примеры выполнения...полностью>>
'Закон'
 Вниманию пользователей! Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования (см. статью 52).  cм. З...полностью>>
'Документ'
7 сентября 2011 года. Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир ГУТЕНЕВ принимает участие в Ярославском Мировом политическом форум...полностью>>
'Документ'
Методом высокочувствительной масс-спектрометрии электронного удара исследованы уровни включения стабильных изотопов дейтерия 2H и углерода-13 13С в м...полностью>>

Учебное пособие написано в соответствии с новым Государ­ственным образовательным стандартом Министерством высшего образования РФ предназначено для студентов, аспирантов и пре­подавателей вузов isbn 5-241-00024-0

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Основу семьи составляет, как правило, брачная пара. Однако есть семьи, характеризующиеся совместным про-

Социология

492

живанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее вре­мя заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных разви­тых стран1. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсут­ствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей).

Семьи в зависимости от представленности в них раз­личных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувши­еся в современном мире, привели к преобладанию нукле-арной семьи.

Изменения в составе и структуре семьи нередко служат поводом для пессимистических выводов об ослаблении семейно-родственных связей. В «нормальных» условиях, по Канту, семья должна обеспечить подчинение детей ро­дителям по признаку возраста и женщин мужчинам по признаку пола. В настоящее время оба параметра суще­ственно меняются. Молодежь все раньше покидает роди­тельский дом, стремится жить самостоятельно и все чаще выбирает другую профессию, нежели профессия родите­лей. Эмансипация женщин тоже вносит свой вклад в раз­рушение иерархической организации семьи. В связи с этим по характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социо­логи выделяют на сегодняшний день три основных типа семьи.

>• Традиционная (или патриархальная) семья. Такой тип организации семьи предполагает существование под одной крышей минимум трех поколений, и роль лидера отводится старшему мужчине. Для традици­онной семьи характерны: а) экономическая зависи­мость женщины от супруга; б) функционально чет-

1 См.: Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995; Im Blickpunkt: Familien heute. Fr/M.,1996.

493

Глава X. Семья

кое разделение сфер семейной жизни и закрепление мужских и женских обязанностей (муж — кормилец, жена — хозяйка); в) признание безусловного при­оритета мужчины в вопросах семейного главенства.

>• Неотрадиционная семья. В ней сохраняются традици­онные установки на мужское лидерство и разграни­чение мужских и женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого типа без достаточных на то объективных экономических оснований. Такой тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие в общественном труде женщина получает «исключительное» право на домашний труд.

>• Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны: а) справедливое, пропорциональ­ное разделение домашних обязанностей между чле­нами семьи, взаимозаменяемость супругов в реше­нии бытовых проблем (так называемая «ролевая симметрия»); б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная насыщенность отношений.

Существуют и переходные типы семей, в которых ро­левые установки мужчин носят более традиционный ха­рактер, нежели их фактическое поведение, либо, наобо­рот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.

Таким образом, в современной семье не только транс­формируются традиционные роли женщин в связи с их массовым участием в профессиональной деятельности, но и изменяются роли мужчин. Например, в западноевропей­ских странах уже не являются аномальными и из ряда вон выходящими случаи, когда мужчина берет отпуск по ухо­ду за ребенком. Поэтому важно выяснить, как супруги воспринимают новую ситуацию, готовы ли они к перерас­пределению семейных обязанностей, от чего зависит ли­дерство в семье.

Социология

494

Функции семьи

Семьи выполняют ряд важных функций в обществе и тем самым содействуют как сохранению, так и обновле­нию общественной жизни. Функционализм рассматривает общество как социальную систему с взаимосвязанными частями, каждая из которых влияет положительно на ста­бильность и общий порядок. В соответствии с этим взгля­дом семья должна быть связана и объединена с другими важными элементами системы, такими как экономика или система образования. Следовательно, в любой момент тип семьи должен соответствовать потребностям этих дру­гих общественных институтов.

В любом обществе существуют основные функции, которые должны выполняться для его эффективной и гар­моничной работы. Население должно воспроизводиться, воспитываться и обучаться нормам и ценностям общества. Считается, что функции, которые выполняет в обществе семья, включают:

>■ организацию и регулирование сексуального поведе­ния;

>- рождение детей в законном браке;

>■ заботу о детях, пока они не смогут сами заботиться о себе;

>- социализацию или неформальное обучение детей тому поведению, ценностям и позициям, которых ожидает от них общество;

>■ «распределение труда» между мужем и женой с точ­ки зрения заработка, содержания домохозяйства, воспитания детей и так далее, чтобы семейная груп­па могла действовать как эффективная и взаимосвя­занная ячейка;

>■ определение таких ролей, как жена, мать, отец, муж, внук, внучка, сын, дочь и т. д., — которые позволя­ют членам семьи знать, что от них требуется и чего требовать друг от друга;

>- стремление окружить любовью, заботой, обеспечить эмоциональную безопасность и защиту всех членов

495

Глава X. Семья

семьи, что, в отличие от других групп, к которым могут принадлежать люди, создает глубокую, посто­янную ответственность в обществе;

> обеспечение досуга и отдыха для членов семьи и со­здание ячейки, внутри которой можно отмечать праздники и значительные события, такие как рож­дения, браки и смерть.

По мнению Мердока, можно определить четыре основ­ные жизненно важные для общества функции. Это:

>- регулирование потенциально деструктивной сексу­альности с помощью такой социально одобренной системы контроля, как брак;

>• воспроизводство потомства легко определяемыми и ответственными родителями;

>■ производство и распределение таких ресурсов для поддержки населения, как пища, одежда, средства к существованию;

>• обучение должно осуществляться так, чтобы культу­ра общества передавалась от поколения к поколе­нию

Мердок утверждал, что семья вносит значительный вклад в каждую из данных жизненно важных функций, и это объясняет, по его мнению, то, что семьи существуют во всех обществах.

Мердок также считал, что семья положительно влияет как на отдельных членов общества, так и на всю соци­альную систему. Таким образом, он утверждал, что эти функции лучше осуществляют люди, сплоченные в семьи. Например, сексуальная функция обеспечивает личное удовлетворение, в то же время создавая нормы сексуаль­ных отношений внутри определенного общества. Она так­же помогает создать между мужем и женой более прочные отношения в семье.

Функционалистское направление было развито Толкот-том Парсонсом, связавшим эту точку зрения с современ­ными индустриальными обществами, такими как США. Заслуга Парсонса состоит в попытке объяснить то, как семья приспособилась к изменениям, связанным с пере-

Социология

496

ходом общества от сельского хозяйства к промышленно­сти.

Современные общества нуждаются в более специа­лизированных институтах. В феодальном обществе члены одной семьи работали сообща на земле или занимались вместе ремеслом. В семьях учили детей всему, что им было необходимо знать, чтобы выжить, и что определяло их статус и положение в обществе. По мере того, как струк­тура общества усложнялась, появлялись специализиро­ванные предприятия, например заводы; школы взяли на себя задачу обучить тем знаниям и умениям, которые не­обходимы в обществе и на работе; молодые люди все чаще покидали дом, чтобы самоутвердиться и создать себе по­ложение с помощью собственных талантов и умений. Другими словами, семья утратила некоторые из своих общественных функций и, следовательно, больше сосре­доточилась на тех вещах, которые могли быть осуществ­лены только в семье.

Парсонс утверждал, что в современных обществах фун­кции, которые может выполнять «только семья», свелись к двум жизненно важным задачам:

>• первоначальная социализация молодежи; >■ становление взрослой личности.

Первоначальная социализация остается важной, пото­му что именно в результате этого процесса передается культура общества — его нормы, ценности, обычаи и язык. Парсонс утверждал, что происходящее в семье — больше, чем просто форма социализации, потому что, знакомясь с этими аспектами культуры в годы становления личнос­ти, ребенок впитывает их более глубоко, и таким образом они становятся частью его личности. Это помогло утвер­дить внутри любого общества разделяемые всеми ключе­вые убеждения, а процесс социализации служил для того, чтобы найти общий взгляд на понятия, которые объеди­няли общество и сглаживали конфликт. В американском обществе к этим ценностям традиционно относились ин­дивидуальные достижения, конкуренция и патриотизм. В других обществах это могли быть смелость, альтруизм, уважение к старшим, забота об общем благе, и т. п.

497 Глава X. Семья

Этот процесс, по Парсонсу, активизировался во взрос­лой жизни в результате брака и создания новой семьи. В браке партнеры обеспечивают друг другу эмоциональную поддержку и опору, необходимые, чтобы справиться с не­избежными стрессами в современных обществах. Семья предоставляет «безопасное убежище, любовь и покой», супруги имеют взаимодополняющие, но равные роли, а отдельные люди могут удовлетворять свои личные потреб­ности.

Историческое развитие семьи

Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет опреде­ленные функции, исторически развивается. Проблема ее исторического развития является предметом многих тео­рий в рамках общественных наук. Особый интерес пред­ставляют результаты этнологических исследований амери­канского ученого Льюиса Моргана (1818—1881), который долгое время жил в племени сенека североамериканских индейцев-ирокезов и результаты своих наблюдений, в ча­стности над родственными и семейными отношениями, изложил в книге «Древнее общество».

В своем исследовании семейных и родственных отно­шений Морган исходил из гипотезы, что в начальный пе­риод истории человеческого общества существовал пол­ный промискуитет, т. е. половые отношения между членами праобщины не регулировались никакими норма­ми. В дальнейшем, с установлением запрета на половую связь родителей и детей, а также других запретов, возник­ли определенные формы семейной жизни. Исходя из ре­зультатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых сегодня при­держиваются точки зрения, что семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнород­ственная семья, пуналуалъная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей характеристикой этого разви­тия является сужение круга половых партнеров и укреп­ление связей, объединяющих членов семьи.

Социология

498

Промискуитет характерен для низшей ступени дикос­ти. Это такая форма совместной жизни, когда отсутство­вали отдельные, обособленные семейные группы и семей­ная жизнь была идентична общественной. На основе этнологических данных и знаний о низком уровне разви­тия примитивного человека на низшей ступени дикости заключают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Примитивно­му человеку неведомо понятие родства в смысле его, че­ловека, кровнородственной связи с отдельными членами группы; ему понятно лишь родство в смысле его принад­лежности и связи с целой группой.

Многие социологи оспаривали существование промис­куитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом свя­зан. Однако, согласно Моргану, весьма скоро происходит ограничение полового общения и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение раз­решено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи — кров­нородственной.

Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо вклю­чает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современном обществе этот тип семьи не существует. Сужение круга половых партне­ров в рамках семьи подобного типа произошло под влия­нием развития общества и привело к возникновению бо­лее развитой формы семьи — пуналуальной.

В пуналуальной семье из полового общения исключают­ся сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на осталь­ных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, одна­ко принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что

499

Глава X. Семья

можно сказать, что это брак между людьми, принадлежа­щими к одному поколению, но к разным родам. Пуналу-альная семья, таким образом, представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжитель­ные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это — первый шаг к появлению парного брака.

Переходным историческим типом выступает синдиас-мическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина живет с одной жен­щиной, а полигамия (т. е. многобрачие, или, в данном слу­чае, многоженство) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения опре­деленного мужчины и определенной женщины, синдиас-мическая семья делала известным действительного биоло­гического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя, появления частной собственности и клас­сов.

Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон, но только по воле мужа. Непосредственной причиной возникнове­ния моногамной семьи было появление частной собствен-4 ности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспор­ность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей.

Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногам­ной семьи. По сути, в процессе развития человека как мыслящего существа он все больше стремился найти в своем половом партнере личность, а не только объект для половго удовольствия и продолжения рода. Разумеется, этот процесс имел свои особенности и детерминанты в оп­ределенные периоды развития общества и в отдельных об­щинах и сообществах.

Социология

500

Типология семьи

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество — это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем по­лигамия — брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встре­чающийся брак — в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).

Экзогамные браки относятся к таким, где супружество воаможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются ис­ключительно внутри данной фратрии.

Типы семейных структур, определяемые по критериям родителъства-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. В связи с этим в этносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство «pater» и физиологическое отцовство — «genitor» и, соответствен­но, материнство. Отсюда, на основе принципов «патри-матри-» локализации семейных групп, прибегают к выде­лению патрилилизации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положе­ния ведется по отцу либо по матери.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства», и мат­риархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влияни­ем пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семей­ных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарность понимается как рав­ное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).

Выделяется еще так называемая партнерская семья с со­вместным обсуждением семейных решений, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская се­мья с доминированием мужа, если жена — то с домини-

501

Глава X. Семья

рованием жены. Кроме того, выделяются семьи с приня­тием решений одним из супругов — автономные семьи.

Далее, по критерию социального положения супругов (или родителей супругов), семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и ге­терогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широ­кой характеристики семей и браков по социальным и де­мографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, об­разованию и т. д., и гетерогамных семей, где наблюдают­ся различия по социальным индикаторам.

По критерию пространственно-территориальной лока­лизации семьи бывают патрилокальные, в которых молодо­жены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где молодежь остается жить у родителей жены. Сегодня, когда молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище, точнее говорить об унилокальных семьях. В этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или у родителей жены состоялось не по причине следования традиции. Встречаются также неолокальные семьи, имею­щие возможность жить отдельно от родителей в своем доме.

Самыми распространнеными в современных урбанизи­рованных агломерациях являются нуклеарные семьи, со­стоящие из родителей и их детей, из двух поколений. Расширенная семья представляет собой две и более нук-леарных семей с единым домохозяйством и состоящая из трех и более поколений: прародителей, родителей и детей (внуков). Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, наличие двух и более жен-матерей (полигиния) или мужей-отцов (поли­андрия), тогда говорят о составной нуклеарной семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не пер­вом браке) вместе с супругами могут находиться дети дан­ного брака и дети предшествующего брака кого-либо из супругов, имеющие родного отца или мать. Рост разводов увеличил долю повторных семей, которые в прошлом воз­никали по причине предшествующей смерти супруга, и в

Социология

502

них дети гораздо реже могли иметь при одной матери двух отцов (при одном отце двух матерей).

Нуклеарная семья, состоящая из трех или только трех внутрисемейных позиций (муж-отец, жена-мать, дети-сыновья и братья, дочери и сестры), может быть двух ти­пов:

Репродуктивная семья — состоящая из родителей и не­совершеннолетних детей; и ориентационная семья — ро­дительская семья, из которой вышли взрослые дети, име­ющие свои репродуктивные семьи. Расширенная семья, состоящая более чем из трех вышеназванных позиций (если, например, добавляются тесть-теща, свекор-свек­ровь, братья и сестры с их супругами и детьми, братья и сестры самих супругов и т. д.), имеет несколько разновид­ностей.

Линеальная семья образуется, когда все дети одного пола после вступления в брак остаются в доме родителей (Индия). Стержневая семья возникает, когда вместе с ро­дителями остается кто-то один из всех детей со своей се­мьей (сельские регионы Европы). Полная расширенная се­мья формируется, если братья с женами остаются в доме отца и их сыновья после женитьбы также остаются с ними (Китай).

Расширенная семья всей своей структурой обнаружи­вает, что цементирующей связью является кровное родство родителей и детей, братьев и сестер. Поэтому иногда нук-леарные семьи именуются супружескими, а расширен­ные — кровнородственными.

Семьи послеразводные, с одним родителем и детьми, называются в отличие от семей с двумя родителями — не­полными (прежде эти семьи в основном были семьями вдов, ныне они итог чаще всего развода).

В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи — это те, где мало детей с точки зрения социально-психологической. Для возникновения первичных групповых отношений среди детей двух детей недостаточно, двое лишь пара. Двухдетная семья — это семья, состоящая из двух пар — супругов и детей, парные отношения в них нельзя считать строго групповыми, так как первичногрупповые отноше­ния образуются начиная с трех членов группы. С другой

503

Глава X. Семья

стороны, мало детей в семье может быть с точки зрения воспроизводства населения (демографической) — чтобы предшествующие поколения замещались последующими, необходимо примерно 2,5 детей на семью, или четверть двухдетных семей, а треть — трехдетных, 20% — четырех-детных и 7% пятидетных и более, или 14% бездетных и од-нодетных. Реальная структура семей по детности в России, где уровень рождаемости упал ниже 16 рождений на 1000 жителей — границы простого воспроизводства населе­ния — и достиг 11,5 на 1000 в 1992 г., что соответствует в среднем 1,59 детей на семью. Это означает чрезмерное преобладание малодетных семей с 1—2 детьми до 16 лет — таковых в РФ примерно 90%. Многодетных семей с 5 и более детьми — где детей намного больше для замещения поколений — меньше 1%. Среднедетных семей с 3—4 деть­ми, где детей достаточно для слегка расширенного воспро­изводства — около 9%. Таким образом, структура семей по детности резко искажена: многодетных семей в 15 с лиш­ним раз меньше, чем следует, среднедетных — в 5 раз, тог­да как однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не компенсирует смертность. Более того, в 1992 г. уровень смертности 12,6 на 1000 жителей превысил рождаемость, обнажив процесс депопуляции, складывающийся из на­чавшегося в 60-е гг. в России распространения малодетно-сти и ускоренного роста смертности с середины 70-х гг.

Огромное разнообразие семейных стуктур образуется, когда ставится задача классификации семей с учетом из­менения семьи во времени от старта к финишу семейной жизни. Введение параметра продолжительности, стажа брака и семьи, изменения семьи в ходе жизни привело к понятию «семейного цикла жизни» или «жизненного цик­ла семьи». Возможно, слово «цикл» здесь неточно, ибо только при смене семейных поколений повторяются одни и те же стадии становления и распада семьи как социаль­но-психологической целостности. Но в отличие от дина­мики взаимоотношений членов семьи, быстрых измене­ний состояний семейной атмосферы, термин «цикл семейной жизни» применим для характеристики повторя-

Социология

504

емости процессов, происходящих при последовательной смене стадий функционирования семьи.

Разработка схем семейного цикла представляет само­стоятельную задачу социологии семьи (на основе статис­тических данных о распространнености тех или иных эта­пов цикла в семейной структуре населения).

Семейный цикл определяется стадиями родительства по семейным событиям от начала до прекращения брака. 1-я стадия — стадия бездетности, предродительство; 2-я — стадия репродуктивного родительства и 3-я — объединя­ются в стадию социализационного родительства; 4-я — стадия прародительства. Сегодня нет статистических дан­ных, позволяющих определить среднюю длительность каждой из четырех стадий. Чем больше в обществе доля семей, проходящих все стадии цикла, чем дольше длятся 2-я и 3-я стадии, тем выше качество семейной жизни. Ста­дия репродуктивного родительства включает в себя ре­продуктивный цикл семьи, который может быть полным, если повторяемость репродуктивных событий охватывает последовательность коитус — зачатие — роды, и непол­ным, если цикл сводится к коитусу с успешным примене­нием контрацепции, не допускающим зачатия либо родов. Семейный цикл может формироваться по разным основа­ниям: Ян Щепаньский выделяет, при условии отсутствия развода, три фазы: до рождения ребенка, социализацию до отделения от родителей взрослых детей и фазу постепен­ного распада супружества. Другие ученые увеличивают чис­ло фаз, пытаясь совместить возрастной цикл с родитель-ством. Учет возможных болезней, разлук, смертей, разводов и т. п. позволяет расширить и углубить картину различных семейных состояний и сконструировать исчерпывающую типологию семей, охватывающую все разновидности семей от старта до финиша семейной жизни.

Литература

Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б. С. Социологический словарь. М., 1999.

Американская социология / Под ред. В. И. Добренько-ва. М., 1994.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998.

Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

Асп Э. Введение в социологию. СПб., 1998.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. М., 1998.

Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология в вопросах и ответах. М., 1999.

Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Попов А. В., Самы-гин С. И. Социология: курс лекций. Ростов н/Д, 1999.

Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Соци­ология: история и современность. Ростов н/Д, 1999.

Гидденс Э. Социология. Челябинск, 1991.

Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. 1992, № 11.

Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. СПб, 1997.

Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1996.

Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия. Екатерин­бург, 1998.

Кравченко А. И. Социология. М., 1999.

Мендра А. Основы социологии. М., 1999.

Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб., 1992.

Мосс М. Общество. Обмен. Личность: Труды по соци­альной антропологии. М., 1996.

I

Социология 506

Мостовая И. В. Зачет по социологии в кармане. Рос­тов н/Д, 1999.

Население. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Основы социологии: Курс лекций / Под ред. А. К. Эфен-диева. М., 1993.

Политология: Курс лекций / Под ред. А. А. Радугина. М., 1997.

Радаев В. В. Экономическая социология. Курс лекций. М., 1998.

Самыгин С. И., Нечипуренко В. Н., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Рос­тов н/Д,1996.

Смелзер Н. Социология. М, 1998.

Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Социология / Под общей ред. Э. В. Тадевосяна. М., 1995.

Социология/Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. М., 1998.

Социология: Курс лекций/Под ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д, 1998.

Социология: Курс лекций / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. М., 1996.

Социология. Основы общей теории. М., 1996.

Социология молодежи / Отв. ред. проф. В. Т. Лисов­ский. СПб., 1996.

Томпсон Д. Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс. М., 1998.

Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. М., 1998.

Фролов С. С. Социология. М., 1999.

Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д, 1998.

Ядов В. А. Социологическое исследование: методоло­гия, программа, методы. Саратов, 1995.

Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. М., 1995.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРОВ 3

Глава I. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ 4

Предмет социологии 4

Определения предмета социологии 6

Специфика социологии 8

Социология как наука 11

Социологическая теория 14

Предыстория и социально-философские предпосылки

социологии как науки 15

Социологический проект О. Конта 20

Классические социологические теории 26

Социология Э. Дюркгейма 26

Социология Г. Зиммеля 32

Социология М. Вебера 36

Современные социологические теории 40

Развитие социологии в России 58

Структура социологии. Микросоциология

и макросоциология 62

Методы социологии 68

Методы социологического исследования 70

Программа прикладного исследования 75

Глава И. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО 77

Личность в социологии 77

Биологическое и социальное 79

Феральные люди: унаследованное и приобретенное 81

Понятие и теории личности 82

Иерархия потребностей личности 92

Динамика потребностей 94

Социализация 96

( Этапы социализации 98

Агенты и институты социализации 102

Жизненные кризисы 105

Десоциализация и ресоциализация 107

Социальный контроль и девиация 110

Ритуалы перехода 117

Глава III. КУЛЬТУРА 124

Понятие и компоненты культуры 124

Культурные универсалии 128

Социология 508

Определения культуры 130

Основные элементы культуры 133

Миф и культура 139

Формы культуры 141

Молодежная субкультура 145

Аккультурация и культурный конфликт 151

Динамика социокультурных изменений 152

Теории культурно-исторических типов 155

Шва IV. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 163

Понятие социальной структуры 163

Социальное действие 168

Социальное взаимодействие 172

Социальный статус 173

Социальные роли 178

Типология позиций и ролей 182

Ролевой набор 187

Ролевые конфликты 187

Свобода личности и социальные роли: опыт Зимбардо .. 190

Теория социальных ролей , 192

Социальные группы 195

Референтные группы 199

Малые группы 200

Формы малой группы 202

Структура малой группы 203

Группы по происхождению 206

Этнические группы 207

Взаимодействия в социальной группе ". 211

Неорганизованные группы 213

Формирование и развитие социального движения 215

Социальный институт 217

Социальные институты и общество 224

Глава V. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 225

Понятие социальной стратификации 225

Исторические типы стратификации 229

Рабство 229

Касты 232

Сословия 235

Классы 236

Теории социальной стратификации 238

Теория классов 241

Средний класс 246

Дискуссии о среднем классе 247

Маргинальность 249

Модели классовой структуры общества 251

509 Содержание

Социальная стратификация российского общества 254

Социальная мобильность 260

Классификация мобильности 260

Каналы вертикальной циркуляции 263

Индивидуальная мобильность 266

Групповая мобильность 268

Характеристики социальной мобильности 269

Процесс миграции в обществе 270

Механизм миграции 271

Теории социальной мобильности 273

Бгава VI. ОБЩЕСТВО: ТИПОЛОГИЯ И РАЗВИТИЕ 275

Понятие общества 275

Социальное взаимодействие в обществе 281

Концепция культурно-информационного обмена

в обществе 284

Происхождение общества 286

Дифференциация и эволюция общества 290

Типология обществ 294

Простые общества 297

Сложное общество 299

Социалистические общества 302

Постиндустриальное общество 305

Теория постиндустриального общества

Д.Белла 306

Коммуникативное общество 307

Информационное общество 309

Постмодерное общество 312

Дуалистическое общество 316

Социальное изменение 318

Революция 321

Модернизация 325

Теория мировой системы 327

Теория конвергенции 329

Место России в мировом сообществе 331

Глава VII. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 334

Экономика как особая сфера общественной жизни 334

Обмен экономический и социальный 336

Историческое развитие рыночной экономики 340

Капитализм как экономическая система 342

Фордизм 348

Организованный капитализм 350

Постфордизм 351

Дезорганизованный капитализм 355

Развитие экономики 358

Экономический рост и его типы 358

Социология 510

НТП как фактор экономического роста 362

Цикличность экономического развития 366

Фазы экономического цикла 368

Циклические процессы 374

Особенности экономики России в переходный период .. 377

Рынок труда '. 379

Общая характеристика рынка труда 379

Безработица и ее формы 384

Мировая экономическая система 386

Общая характеристика мирового сообщества 386

Мировой рынок 387,

Международное разделение труда 389

Современные тенденции международных экономических
отношений
391

Глобальная система 395

1лава VIII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 397

Политические отношения, интересы и институты 397

Власть 403

Политическая система 408

Понятие политической системы 408

Типы политических систем 416

Политическая культура 424

Понятие политической культуры: содержание, элементы и

функции 424

Типология политической культуры : 428

Политическая социализация молодежи 434

Религиозный аспект политической культуры 445

Шва IX. РЕЛИГИЯ 447

Структура религии -. 447

Идея спасения 449

Этические и социальные идеи в религиях 451

Богослужение и медитация 452

Праздники и паломничество 454

Формы распространения религии 457

Институциональная организация религии 459

Основные религии мира 465

Христианство 465

Иудаизм 466

Ислам 468

Буддизм 468

Индуизм и даосизм 469

Секуляризация и новые идеологии 469

Модернизированные религии 472

Религия и наука 473

Фундаментализм 475

511 Содержание

Социальные и религиозные характеристики фундамента­
лизма 477

Социальная база фундаментализма 478

Философия фундаментализма 479

Формы социальной активности фундаментализма 481

Шва X. СЕМЬЯ 490

Понятие и функции семьи 490

Функции семьи 494

Историческое развитие семьи 497

Типология семьи 500

ЛИТЕРАТУРА 505

J

E

Касьянов Валерий Васильевич

Нечипуренко Виктор Николаевич

Самыгин Сергей Иванович

СОЦИОЛОГИЯ

Учебное пособие для студентов вузов

Корректор: О. Милованова Макет верстки: В. Микизиль

Лицензия ЛР № 065378 от 19 февраля 1998 г.

Сдано в набор 08.11.99. Подписано в печать 01.08.2000.

Формат 84х108'/32. Бумага газетная.

Гарнитура NewtonC. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 17,28. Уч.-изд. л. 13,44.

Тираж 5000 экз. Зак. № 2501.

Издательский центр "МарТ" 344039, г. Ростов-на-Дону, ул. Курская, 12.

Отпечатано с готового оригинал-макета в АПП "Джангар" 358000, г. Элиста, ул. Ленина, 245

OCR: Мельников А.С. 17.07.06



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (2)

    Книга
    Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.
  2. А. М. Столяренко психология и педагогика

    Учебное пособие
    Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными образовательными требованиями (федеральный компонент) к обязатель­ному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу «Общие гуманитарные
  3. Трудовое

    Учебник
    К. Н. Гусов - заслуженный деятель науки РФ, доктор юрид. наук, профес­сор, академик РАСЫ, заведующий кафедрой трудового права и права социально­го обеспечения Московской государственной юридической академии;
  4. Энциклопедия образования в западной сибири

    Документ
    Энцик-юпедия содержит статьи, посвященные истории становления и развития образования в Западно-Сибирском регионе, образовательным учреждениям и деятелям просвещения.
  5. Альпина Бизнес Букс, 2007. 402 с. (Серия «Синергичная организация») isbn 978-5-9614-0563-7 книга

    Книга
    Книга посвящена анализу уязвимых точек организаций всех уровней: учреждений, предприятий, администраций и государств. Автор — профессор, заведующий кафедрой управления персоналом и организационного развития Академии народного хозяйства

Другие похожие документы..