Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Литература'
В настоящее время ситуация в стране противоречивая: на фоне продолжающегося, но замедляющегося сокращения производства наблюдается некоторое падение ...полностью>>
'Документ'
Предпринимательство характеризует тенденция роста, что объясняется следующими факторами. Часть прибыли вновь инвестируется что содействует росту прод...полностью>>
'Документ'
дати характеристику предмету, структури курсу, розкрити його міждисциплінарні зв’язки з іншими галузями гуманітарного знання (культурологія, історія ...полностью>>
'Документ'
Дитинчаті із вродженою вадою допомогли Святий Престол та дружина Президента України Історія коростенської «дівчинки без рота», про яку одними з перши...полностью>>

Учебное пособие написано в соответствии с новым Государ­ственным образовательным стандартом Министерством высшего образования РФ предназначено для студентов, аспирантов и пре­подавателей вузов isbn 5-241-00024-0

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

40

в чистом виде», т. е. сконструированы как абстрактные понятийные образования, которые служат инструментом познания действительности, однако сами как таковые в действительности не существуют.

Такими идеальными типами являются типы социально­го действия и типы господства Вебера. Идеальные типы в процессе научной аргументации берут на себя роль чисто идеальных конструкций, которые применяются к действи­тельности для выявления ее эмпирического содержания.

Современные социологические теории

Символический интеракционизм. Возник как реакция на структурно-функционалистские макротеории, пренебре­гающие изучением роли межчеловеческих взаимодействий (интеракций) в создании и функционировании соци­альных структур. Создателем этой теории является Дж. Г. Мид (1863—1931). Он рассматривает личность как социальный продукт, обнаруживая механизм ее формиро­вания в ролевом взаимодействии. Наша сущность, душа, «самость» состоит из «Мое», что означает видение себя глазами других людей и которое возникает на основании способности языковых символов вызывать «во мне» ту же реакцию, что и в других людях. Вторая сторона «Я» — то, как «я воспринимаю себя сам» — рассматривается Дж. Мидом как источник творчества, оригинальности и непосредственности. «Внутреннее» общение создает ка­нал, через который проходят все образцы взаимодействия и все «внешнее» общение. На основании этих представ­лений символические интеракционисты создают ориги­нальную концепцию человеческой личности, называемую концепцией «обобщенного другого». Дж. Мид так объяс­няет суть этой концепции:

«Ребенок, играющий в игру, должен быть готов занять место любого другого участника... разные игровые роли участников должны иметь определенные взаимоотноше­ния друг с другом... Если он участвует в игре с мячом, он

41 Глава I. Социологическое знание

должен соотносить себя с каждой позицией, связанной с его собственной. Он должен знать, что собирается делать любой другой участник для выполнения своих игровых задач. Он должен знать и использовать все роли. Конеч­но, не все они одновременно представлены в сознании...

Роли других игроков, которые участник обобщает в себе, организуются в определенную совокупность, и эта совокупность контролирует соотнесение индивида... Каж­дый из его актов детерминируется его обобщением в себе других, участвующих в игре... и по-другому игра не может состояться».

В игре ребенок учится играть роль «отдельного друго­го», затем в играх с ровесниками — координировать свои действия с другими и видеть себя глазами группы. Посред­ством этого он привыкает рассматривать себя в более широком контексте до тех пор, пока не научится играть роль «обобщенного другого», т. е. видеть себя глазами об­щества.

Герберт Блюмер (1900—1987) — ученик Мида, внесший значительный вклад в развитие идей интеракционизма. С его точки зрения, символический интеракционизм поко­ится на трех базовых посылках.

1. Люди скорее действуют на основе значений, которые
они придают предметам и событиям, чем просто реагиру­
ют на внешние или внутренние символы. Иными слова­
ми, символический интеракционизм отрицает как обще­
ственный, так и биологический детерминизм.

  1. Значения являются не столько фиксированными,
    сформулированными заранее, сколько в определенной
    степени создаются, модифицируются, развиваются и из­
    меняются в интеракционных ситуациях. Участники интер­
    акции не следуют автоматически установленным нормам,
    равно как и сложившимся ролям.

  2. Значения являются результатом интерпретаций, ко­
    торые были осуществлены в интеракционных контекстах.
    Принимая роль другого, участники процесса интерпрети­
    руют значения и намерения других. Так, значения, кото­
    рые определяют действие, вытекают из контекста через
    серию сложных интерпретативных процедур.

Социология

42

Блюмер считает, что интеракционизм резко отличает­ся от социологии социального действия, изображающей поведение человека как ответ на внешние социальные стимулы. Однако критикуя тех, кто рассматривает дей­ствие как предсказуемый ответ на внешние стимулы, он признает, что до определенной степени действие структу­рировано: «В большинстве ситуаций, в которых люди об­щаются друг с другом, они уже заранее имеют твердое убеждение, как себя вести и как будут действовать другие». Но это знание касается лишь общих направлений поведе­ния, внутри которых остается значительное пространство для маневра, переговоров и т. д. Аналогично Блюмер при­знает существование социальных институтов и считает, что они ограничивают поведение человека, однако даже в ситуациях, где действуют жесткие правила, у человека есть значительная возможность для проявления инициа­тивы.

Представители данного социологического направления основное внимание сосредоточивают на внутренней рабо­те человеческого сознания — способах, с помощью кото­рых люди классифицируют и осмысляют окружающий мир. В сферу их исследования человека и общества не включается анализ социального действия как такового, и поэтому они не дают причинного объяснения человечес­кому поведению. Феноменологи скорее пытаются понять значение явлений, нежели объяснить механизм их возник­новения.

Феноменологическая социология. Первым, кто попытал­ся объяснить, как можно использовать феноменологию для проникновения внутрь социального мира, был Альф­ред Шюц (1899—1959). Его главная заслуга состояла в до­казательстве того, что способ, с помощью которого люди классифицируют и придают значение окружающему их миру, не является сугубо индивидуальным процессом. Люди используют то, что социолог назвал «типизация-ми» — понятия, обозначающие классы предметов, кото­рые они выражают». Так, «банковский служащий», «фут­больный матч», «дерево» — все это примеры типизации.

43

Глава I. Социологическое знание

Эти типизации не являются уникальными по отношению к каждому отдельному человеку, напротив, они восприни­маются членами общества, передаются детям в процессе изучения языка, чтения книг и разговора с другими людь­ми. Используя типизации, люди могут вступать в общение с другими людьми, будучи уверенными, что те видят мир таким же образом. Постепенно член общества создает за­пас того, что Шюц назвал «знанием здравого смысла», которое разделяют и другие члены общества, что позво­ляет им жить и общаться.

Социолог считал это крайне важным для выполнения практических задач повседневной жизни. Шюц подчерки­вал, что хотя знанием здравого смысла руководствуется подавляющее большинство членов общества, оно не явля­ется раз и навсегда данным, неизменным. Напротив, зна­ние здравого смысла постоянно изменяется в процессе интеракции. Социолог признает, что каждый индивид по-своему интерпретирует мир, воспринимая его несколько своеобразно, но запас знания здравого смысла позволяет понимать, по крайней мере — частично, действия других.

Наиболее оригинально положения феноменологичес­кой социологии Шюца были восприняты двумя различны­ми школами. Первую из них — школу феноменологичес­кой социологии знания — возглавили Питер Бергер (р. 1929) и Т&мас Лукман (р. 1927), вторую, получившую название «этнометодология» (термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином «этнонаука» — зачаточные знания в примитивных обществах), — Гарольд Гарфинкель (р. 1917).

П. Бергера и Т. Лукмана отличает от Шюца стремление обосновать необходимость «узаконения» символических универсалий общества.

Теория «легитимизации», развиваемая этими амери­канскими социологами, исходит из того, что внутренняя нестабильность человеческого организма требует «созда­ния самим человеком устойчивой жизненной среды». В этих целях они предлагают институционализацию значе­ний и моделей действия человека в «обыденном мире».

Социология

44

Символические значения рассматриваются как основа социальной организации. Они обращают большее внима­ние на значения, вырабатываемые совместно и стоящие как бы «над индивидом». Реальную основу этих значений они видят в религиозных верованиях, разделяемых каж­дым. Общество, таким образом, оказывается социальным окружением индивида, которое он сам создает, внося в него определенные «надстоящие» ценности и значения, которых впоследствии и придерживается. Эти значения развиваются и объективируются в социальных институтах, позволяя индоктринировать новых членов общества, вы­нужденных подчиняться этим «вне-меня-надо-мной» цен­ностям.

Теории обмена. В отличие от сложившегося основного направления социологии, рассматривающего обществен­ные явления как социальные факты, объяснимые только на основании других социальных фактов, Дж. Хомаис (р. 1910) подчеркивает важность психологии при объяс­нении социального мира, тем самым порывая с «социоло­гизмом» Э. Дюркгейма. Он видит социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максими­зировать выгоду (материальную или нематериальную) и минимизировать затраты. По мнению Дж. Хоманса, это положение распространимо на все поведение людей. Он не отрицает существования социальных структур, полу­чивших у него наименование структур обмена. Он счита­ет, что функционализм и экономическая теория достаточ­но подробно и хорошо описывают эти структуры, но объяснить их они неспособны, поскольку такое объясне­ние может быть основано только на принципах, руково­дящих психологией участников обмена. Дж. Хоманс на­ходит эти принципы в психологическом бихевиоризме Б. Скиннера, утверждая, что теоретические предположе­ния последнего «состоят из взаимосвязанных положений, а не только из категорий. Эти положения есть обычные причинные суждения, не обладающие телеологическим характером. Они высоко упорядоченны... они широкомас­штабны... Конечно, психологический бихевиоризм не может объяснить всего, но я пришел к заключению, что

45

Глава I. Социологическое знание

его недостатки связаны с недостаточностью данных или с трудностями отслеживания длинных и сложных причин­но-следственных цепей, а не с внутренней непригоднос­тью его основных положений».

Изменение взгляда на социальное действие предпола­гает и изменение взгляда на социальную систему. В отли­чие от Т. Парсонса, социальные системы у Дж. Хоманса состоят из людей, находящихся в непрерывных процессах материального и нематериального обмена друг с другом, которые могут быть объяснены пятью взаимосвязанными положениями, основанными на психологическом бихеви­оризме.

Первое положение — положение успеха — состоит в том, что все действия человека подчинены основному пра­вилу: чем чаще отдельное действие личности вознаграж­дается, тем чаще она стремится производить это действие.

Второе положение — положение стимула — описывает отношения между стимулом успешного действия и его повторением. Если какой-либо стимул (или совокупность стимулов) привели к действию, которое оказалось успеш­ным, то в случае повторения этого стимула или подобно­го ему личность будет стремиться' повторить действие.

Третье положение — положение ценности — определя­ет, что чем более ценно для личности достижение опре­деленного результата, тем больше он будет стремиться произвести действие, направленное на его достижение.

Четвертое положение — положение «насыщения—голо­дания» — определяет, что чем чаще в прошлом личность получала особое вознаграждение, тем менее ценным бу­дет для него повторение подобной награды.

Пятое положение — положение «агрессии—одобрения» — определяет, что если человек не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание, ко­торого не предполагал, то он стремитгя продемонстриро­вать агрессивное поведение, и результаты такого поведе­ния становятся для него более ценными. Наоборот, если человек получает ожидаемое вознаграждение, особенно если оно больше, чем то, на которое он рассчитывал, или не получает наказания, которое он предполагал, то он стремится демонстрировать одобряемое поведение, и ре-

Социология

46

зультаты такого поведения становятся для него более цен­ными.

Этот набор из пяти положений объясняет, по Хомансу, почему человек действует так или иначе в любой ситуа­ции. Хоманс пытается экстраполировать эти положения на объяснение всех социальных процессов. Теория соци­ального обмена Дж. Хоманса представляет собой очень рационализированную модель человеческого поведения, детерминированного внешними обстоятельствами и внут­ренними мотивами. Рациональность действия при этом заключена не в сознательном выборе людей (как у Т. Пар-сонса), а в следовании правилам социального обмена, и, следовательно, свобода человека оказывается лишь «иллю­зией выбора», подчиненного психологическим правилам. Сводя социологическое объяснение к принципам бихеви­оризма, Дж. Хоманс тем самым производит двойную ре­дукцию, поскольку сам бихевиоризм лишь частично объясняет психологию человека исходя из аналогии с по­ведением животных. Распространяя бихевиористское объяснение на социальные макропроцессы (власть, стра­тификация и т. д.), Дж. Хоманс сталкивается с большими трудностями, иногда приводящими его к утверждению о том, что нет общества вне людей, участвующих в процес­сах обмена.

Этнометодология — сравнительно новое социологичес­кое направление. В 1967 г. Гарольд Гарфинкель первым ввел термин «этнометодология», что в приблизительном пере­воде означает «методы, которые используют люди». В ча­стности, этнометодологи изучают методы, с помощью которых люди воспроизводят социальный мир. Предста­вители этого направления отчасти заимствовали тип со­циологического подхода, развитый Шюцем. Так, они сле­дуют за Шюцем в убеждении, что реального социального подхода не существует. Социальная жизнь представляет­ся упорядоченной только потому, что члены общества ак­тивно заняты приданием смысла социальной жизни. По словам Д. X. Зиммермана, главный смысл этнометодоло-гии состоит в том, чтобы объяснить, «как члены общества справляются с задачей видения, описания и объяснения

47

Глава I. Социологическое знание

порядка в мире, где они живут». Особое внимание здесь уделяется исследованию технических приемов, использу­емых членами общества для решения этой задачи.

Гарольд Гарфинкель исходит из того, что для осмысле­ния социального мира, придания ему упорядоченного вида члены общества в повседневной жизни пользуются так называемым документальным методом. Суть его со­стоит в выборе определенных аспектов бесконечного мно­жества характеристик, содержащихся в любой ситуации или контексте, определении их особым образом, а затем рассмотрении их как свидетельства наличия того или ино­го общественного образца. Иными словами, «докумен­тальный метод» состоит в том, чтобы части образца (на­пример, наличие характерных признаков явления или предмета) представить как «документ», предполагающий существование образца.

Гарфинкель утверждает, что в повседневной жизни люди постоянно соотносят части образца для описания ситуации в целом, а также для упорядочения социальной реальности. В целях доказательства правомерности свое­го метода Гарфинкель провел ряд интересных эксперимен­тов. Один из них состоял в следующем.

Студенты психиатрического отделения университета были приглашены принять участие в том, что им было представлено как новая форма психотерапии. Их попро­сили в концентрированной форме изложить свою личную проблему, по которой они нуждались в совете, а затем за­дать специалисту-психотерапевту ряд вопросов. Специа­лист находился в соседней комнате, так что участники эксперимента не могли видеть друг друга, а общение осу­ществлялось через переговорное устройство. При этом на вопросы студентов психотерапевт мог давать только одно­сложные ответы — «да» или «нет». Студенты не знали, что человек, отвечающий на их вопросы, не был никаким пси­хотерапевтом, а ответы «да» или «нет» были заранее пре­допределены в соответствии с таблицей случайных чисел. Несмотря на то, что ответы были произвольны и не име­ли никакого отношения к содержанию вопросов, студен­ты сочли их полезными и осмысленными.

Социология

Обобщая результаты эксперимента, Гарфинкель при­шел к заключению, что студенты наделяли смыслом отве­ты, которые сами по себе были бессмысленны. Когда же ответы казались противоречивыми или удивительными, студенты полагали, что «психотерапевт» не был осведом­лен о всех фактах их случая. Так студенты конструирова­ли порядок с помощью документального метода. Гарфин­кель заявляет, что эксперименты такого рода проливают свет на то, как люди в целом в своей повседневной жизни постоянно конструируют и упорядочивают социальный мир.

Этот эксперимент может также быть использован для иллюстрации центральной идеи этнометодологии — идеи «индексации», согласно которой смысл любого предмета или поведения вытекает из его контекста, является «ин­дексированным» в конкретной ситуации. В результате любая интерпретация или объяснение членов общества в их повседневной жизни всегда осуществляются со ссыл­кой на конкретные обстоятельства или ситуации. Так, сту­денты осмысливали ответы «психотерапевта» исходя из конкретной ситуации: они находились в университете и были уверены, что имеют дело с настоящим психотерапев­том. Если бы те же ответы на те же вопросы были получе­ны в иной ситуации, скажем, в кафе, и в роли психотера­певта выступал бы их коллега, то результаты были бы интерпретированы совсем иначе. В этой связи Гарфинкель делает вывод, что смысл любого действия можно рассмат­ривать только в определенном контексте.

Отсюда программное положение этнометодологии: «Черты рациональности поведения должны быть выявле­ны в самом поведении» {Garfinkel H. Studies in Ethno-methodology. N. Y, 1967. P. 43). Гарфинкель концентрирует свое внимание на исследовании единичных («уникаль­ных») актов социального взаимодействия, отождествляе­мого с речевой коммуникацией. С его точки зрения, ос­новная задача социологии — выявление рациональности обыденной жизни, противопоставляемой рациональнос­ти научной. Он критикует методы традиционной социо-

49

Глава I. Социологическое знание

логии как искусственное наложение готовых схем на ре­альное человеческое поведение.

Ирвинг Гоффман (1922—1982) свою концепцию часто называет «драматургическим подходом», что выражается в следующей аналогии: роли-экспектации, которые дру­гие имеют относительно нашего поведения в определен­ных ситуациях, рассматриваются им как пьесы, которые мы разыгрываем; он уделяет большое внимание тому, как мы их исполняем и какими способами мы осуществляем руководство нашим «представлением». Все аспекты жиз­ни — от глубоко личных до общественных — описывают­ся в театральных терминах: пьеса, сцена, актер, кулисы, менеджер и т. д. «Руководство представлением» осуществ­ляется постоянно, как если бы человек был одновремен-4 но продюсером, ангажирующим себя на роль, актером, ее исполняющим, и режиссером, следящим за исполнением. Мы используем предметное окружение как реквизит и тщательно охраняем места наших «частных кулис», где мы можем расслабиться после представления.

Гоффман описывает процесс интерпретации, «пред­ставления своего «Я» другим», исходя из мидовских по­строений о «Я» и «Мое», правда, он, так же как и Дж. Мид, нигде не определяет, что же такое это самое «Я». Оно не имеет сущности, о нем вообще ничего нельзя сказать, кро­ме того, что мы представляем его в различных ситуациях, и это представление есть наша жизнь. В результате мы имеем столько «Я», сколько различных ситуаций подго­тавливает наше окружение.

Функционализм. Имя Толкотта Парсонса (1902—1979) является синонимом функционализма. Так же как и Дюркгейм, Парсонс значительное внимание в своих тру­дах уделяет проблеме социального порядка. Он исходит из того, что для социальной жизни более характерны «взаим­ная выгода и мирная кооперация, чем взаимная враждеб­ность и уничтожение», утверждая при этом, что только приверженность общим ценностям обеспечивает основу порядка в обществе. Свои взгляды социолог иллюстриру­ет примерами коммерческих сделок. При осуществлении сделки заинтересованные стороны составляют контракт, в

50


Социология

основе которого лежат нормативные правила. С точки зрения Парсонса, страх санкций за нарушения правил недостаточен, чтобы заставить людей следовать им безу­словно, главное — моральные обязательства. Поэтому правила, регулирующие коммерческие сделки, должны вы­текать из общепризнанных ценностей, которые констати­руют, что является правильным, должным. Порядок в эко­номической системе, следовательно, основывается на общем согласии относительно коммерческой морали. Сфера бизнеса, как и любая другая составляющая часть общества, по утверждению Парсонса, в определенной сте­пени является и сферой морали.

Консенсус в отношении ценностей является фундамен­тальным интегративным принципом в обществе. Из обще­признанных ценностей вытекают общие цели, которые определяют общее направление движений в конкретных ситуациях. Так, например, в западном обществе члены конкретного предприятия разделяют цель эффективного производства на своей фабрике, которая вытекает из об­щего взгляда на экономическую продуктивность. Общая цель становится побудительным мотивом для сотрудниче­ства. Средствами воплощения ценностей и целей в дей­ствия являются роли. Любой социальный институт пред­полагает наличие целой комбинации ролей. Содержание ролей можно выразить с помощью норм, которые опре­деляют права и обязанности применительно к каждой конкретной роли. Так, нормы стандартизируют и упоря­дочивают ролевое поведение, делая его предсказуемым, что и создает основу для социального порядка.

Исходя из того, что консенсус является важнейшей общественной ценностью, Парсонс усматривает главную задачу социологии в анализе «институционализации об­разцов ценностной ориентации в социальной системе». Когда ценности институализированы и поведение структурировано сообразно им, тогда возникает стабиль­ная система — состояние «социального равновесия». По мнению социолога, есть два пути достижения социального равновесия. Первый — социализация, с помощью которой общественные ценности передаются от одного поколения

51

Глава I. Социологическое знание

к другому (важнейшие институты, которые выполняют эту функцию, — семья, образовательная система). Второй путь — создание разнообразных механизмов социально­го контроля.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (2)

    Книга
    Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.
  2. А. М. Столяренко психология и педагогика

    Учебное пособие
    Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными образовательными требованиями (федеральный компонент) к обязатель­ному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу «Общие гуманитарные
  3. Трудовое

    Учебник
    К. Н. Гусов - заслуженный деятель науки РФ, доктор юрид. наук, профес­сор, академик РАСЫ, заведующий кафедрой трудового права и права социально­го обеспечения Московской государственной юридической академии;
  4. Энциклопедия образования в западной сибири

    Документ
    Энцик-юпедия содержит статьи, посвященные истории становления и развития образования в Западно-Сибирском регионе, образовательным учреждениям и деятелям просвещения.
  5. Альпина Бизнес Букс, 2007. 402 с. (Серия «Синергичная организация») isbn 978-5-9614-0563-7 книга

    Книга
    Книга посвящена анализу уязвимых точек организаций всех уровней: учреждений, предприятий, администраций и государств. Автор — профессор, заведующий кафедрой управления персоналом и организационного развития Академии народного хозяйства

Другие похожие документы..