Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Праздник в группе продленного дня «Дружим с книгой» (конкурс на знание пословиц, поговорок, стихов, загадок о книге, героев детских книг) для 5-х клас...полностью>>
'Документ'
Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочени...полностью>>
'Диссертация'
Защита диссертации состоится «13 » марта 2007 г. в 16 час. 00 мин.на заседании диссертационного совета Д 203.005.02 при Государственномучреждении «Вс...полностью>>
'Документ'
Образ — это не отвлеченно-художественное понятие.В нем выражается мировоззрение писателя, его граждан-ственность, мера понимания жизненной глубины, с...полностью>>

Учебное пособие написано в соответствии с новым Государ­ственным образовательным стандартом Министерством высшего образования РФ предназначено для студентов, аспирантов и пре­подавателей вузов isbn 5-241-00024-0

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

философские предпосылки

социологии как науки

Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Наиболее зна­чительные из них принадлежат двум крупнейшим древне­греческим философам — Платону (428/427—348/347 до н. э.) и Аристотелю (384—322 до н. э.).

Социальные взгляды Платона наиболее полно отраже­ны в диалоге «Государство». Главная мысль, которая в нем проводится, заключена в том, что человеческое общество должно воспроизводить некий идеал. Это идеальная об­щественная система, сознательно построенная и управля­емая интеллектуальной элитой в соответствии с принци­пами разума и целесообразности.

Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не уста­новлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмеши­вается в дела других граждан, сословий, классов (социаль­ное разделение). Стабильным надо считать общество, по­деленное на три класса (сословия): высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включа­ющий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян.

Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно Платону, была обусловлена только происхождением. Пла­тон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими каче­ствами души, — мудрецы и философы. Они должны со­хранять нравственную высоту и быть абсолютным образ­цом поведения для низших слоев общества.

У Аристотеля опорой порядка выступает средний класс. Кроме него существуют еще два класса: богатая плуто­кратия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда масса бедня­ков не отстранена от участия в управлении, эгоистичес-

Социология

16

кие интересы богатых ограничены, а средний класс мно­гочисленнее и сильнее, чем два других.

Аристотель учил, что несовершенство общества ис­правляется не уравнительным распределением, а мораль­ным улучшением людей. Законодатель должен стремить­ся Не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов.

Частная собственность развивает здоровые эгоистичес­кие интересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, так как каждый занят своим делом. Если в обще­стве есть такие, кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, а полу­чает много. Человеком управляет множество потребнос­тей и стремлений, но главная движущая сила — любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллектив­ной собственности все или большинство бедны или озлоб­лены. При частной — появляются богатство и неравен­ство, но только она дает гражданам возможность проявить щедрость и милосердие. Однако чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства. Аристотель пре­возносит общество, в котором средний класс сильнее всех других.

Пикколо Макиавелли (1469—1527) первым из мыслите­лей Нового времени обратился к идеям Платона и Арис­тотеля и создал на их основе оригинальную теорию обще­ства и государства.

Его главное произведение «Государь» как бы продолжа­ет основную линию рассуждения платоновского «Государ­ства», но акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли сформули­ровал законы поведения правителя, желающего добиться успеха.

Закон первый: действиями людей правят честолюбие и стремление к власти. Чтобы добиться стабильности обще­ства, надо выяснить, какой социальный слой более често­любив: желающие сохранить то, что имеют, или желающие приобрести то, чего у них нет. Оба мотива одинаково раз­рушительны для государства, и для поддержания стабиль­ности оправдана любая жестокость.

17 Глава I. Социологическое знание

Закон второй: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, мож­но расточать обещания, но, придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчи­ненных. Заслужить ненависть за добрые дела так же лег­ко, как и за злые, но зло — признак твердости. Отсюда совет: чтобы завоевать власть, надо быть добрым, но что­бы ее удержать, надо быть жестоким.

Закон третий: творить зло надо сразу, а добро — посте­пенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, нака­зания же нужно производить сразу и основательно.

Томас Гоббс (1588—1679) сделал следующий шаг: он разработал теорию общественного договора, ставшую ос­новой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос: «Как возможно общество?», — и ответил на него так: во-первых, люди рождаются неспособными к обще­ственной жизни, но приобретают склонность к ней в ре­зультате воспитания (социализации); во-вторых, граждан­ское общество порождено страхом одних перед другими. Естественное состояние людей, согласно Гоббсу, — это «война всех против всех», абсолютное соперничество ин­дивидов в борьбе за существование. Это естественное со­стояние общества порождает у людей страх друг перед другом. Именно страх заставляет людей создать граждан­ское общество, т. е. такое общество, которое на договор­ной основе гарантирует каждому своему члену относитель­ную защищенность от враждебных действий других. Страх не разъединяет, а, напротив, соединяет, побуждает забо­титься о всеобщей безопасности. Государство — наилуч­ший способ удовлетворения такой потребности.

Гражданское общество — высший этап развития; оно покоится на юридических нормах, признаваемых всеми. В гражданском обществе возможны три формы правления: демократия, аристократия, монархия. В результате обще­ственного договора прекращается война всех против всех: граждане добровольно ограничивают личную свободу, по­лучая взамен надежную защиту.

Социология

18

Выделение социологии в самостоятельную науку было подготовлено всем предшествующим социально-полити­ческим, экономическим и духовным развитием человече­ства. Достаточно напомнить, что первая половина XIX в. — это время бурного промышленного развития передовых стран, связанного прежде всего с овладением и использо­ванием силы пара и внедрением машинной индустрии; фундаментальных открытий практически во всех областях естествознания; сложных, быстрых, масштабных и острых социально-политических конфликтов и перемен, особен­но во Франции. На этом фоне рельефно обнаружилось серьезное отставание знания людей о самих себе и о том обществе, в котором они живут. И точно так же, как выс­ший для того времени уровень развития капиталистических экономических отношений в Англии явился благоприятной почвой для появления классической экономической тео­рии А. Смита и Д. Рикардо, так и наивысший уровень раз­вития общественно-политических отношений во Фран­ции стал не менее плодородной почвой для рождения социологии О. Конта (равно как и более ранних учений Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, а затем А. Токвиля).

На развитие социальных наук, имеющих своим пред­метом изучения общественную жизнь, влияет прежде все­го наличие общественных потребностей в разрешении тех или иных проблем, возникающих в социальной системе, а также теоретико-методологических предпосылок, обес­печивающих необходимый уровень научного анализа.

Применительно к формированию социологии эти предпосылки своими корнями уходят в эпоху Просвеще­ния и исторические события Великой французской рево­люции, ставшей во многом поворотным пунктом разви­тия человеческой цивилизации.

Эпоха Просвещения породила таких мыслителей, как Монтескье (1689-1755), Вольтер (1694—1778), Руссо (1712-1778), Гельвеции (1715-1771) Тюрго (1727-1781), Кондорсе (1743—1794) и ряд других, произведения кото­рых с социально-политической и духовной точек зрения стали идейным основанием не только разрушения здания

19

Глава I. Социологическое знание

феодализма и его социальных институтов, но и во многом теоретической базой будущей науки социологии. Особую роль сыграл здесь, в частности, Шарль Луи Монтескье, труд которого «О духе законов» (1748) некоторые иссле­дователи склонны рассматривать как социологический, а его самого как одного из основоположников социологи­ческой доктрины. Монтескье задается целью понять ис­торию, привести в систему, в осмысленный порядок бес­конечное многообразие обычаев, нравов, привычек, идей, различных социально-политических институтов и т. д. Или, говоря другими словами, он пытается за цепью со­бытий, которые кажутся случайными, увидеть закономер­ности, которым эти события подвластны. Такой подход к фактам свойствен именно социологии.

Особое внимание в своих работах Монтескье уделил политическим проблемам общественной жизни. Мы с полным правом можем говорить о нем как об одном из ос­новоположников политической социологии. С социоло­гической точки зрения особого внимания заслуживает идея, связанная с установлением принципа разделения властей и трех видов правления (демократия, аристокра­тия, деспотия), которые впоследствии были положены в основу политического устройства буржуазно-демократи­ческих государств.

С именем Монтескье во многом связано возникнове­ние и формирование социологической теории, вошедшей в историю социологии под названием «географический детерминизм». Монтескье широко изучал влияние клима­та, географической среды, численности населения на раз­личные аспекты социально-политической и экономиче­ской жизни людей. Так, он ставил характер политического режима в зависимость от размеров территории, занимае­мой обществом. Монтескье считал, например, что «рес­публика по своей природе, требует небольшой террито­рии», «монархическое государство должно быть средней величины», а «обширные размеры империи», по его мне­нию, — «предпосылка для деспотического управления».

К формированию социологии как самостоятельной науки приводило не только развитие частных обществен-

Социология

20

ных наук (политики, юриспруденции, политической эко­номии) и естественнонаучных методов познания, но и внесение в историю философского начала. Общее направ­ление мысли в XVIII в. заставляло передовых историков задаваться вопросом о применении законов к истори­ческой жизни человечества. Особенно важным было стремление уловить закономерность в общем ходе исто­рии, которая уже тогда начинала рассматриваться как постепенное совершенствование человеческого рода. И в этом плане в качестве непосредственных предшественни­ков Конта следует назвать: А. Р. Тюрго (1727—1781) — эко­номиста, социального философа и политического деятеля и Ж. А. Кондорсе (1743—1794) — историка и философа-просветителя, утвердивших в европейском социальном мышлении идею прогресса, причем прогресса, соверша­ющегося в противоречивой форме «неравенства прогрес­са народов».

История человечества, как ее понимали Кондорсе и Тюрго, основывалась на принципе развития; собственно, на нем Конт и построил свою идею социальной динами­ки. В целом, возникновение социологии как новой науки об обществе и стремление Сен-Симона и Конта обосно­вать свою «социальную физику» было симптомом общего недовольства спекулятивной философией после того со­циального испытания, какому она подверглась во время Французской революции.

Социологический проект О. Конта

Огюст Конт (1798—1857) происходил из мелкобуржуаз­ной католической семьи. Большое влияние на формирова­ние его взглядов оказало обучение в Политехнической школе, в которой царили либеральные и республиканские идеи. Принципы этой школы заключались в идее универ­сальности науки и в идеале энциклопедической системы всех наук, причем математика рассматривалась как ее ос­нова. Контовский проект энциклопедической системы наук отражает эти принципы.

21

Глава I. Социологическое знание

В своем главном произведении «Курс позитивной фи­лософии» (1842) Конт переформулировал в стадии исто­рии познания, которые последовательно должен пройти человеческий дух, приводившиеся уже Джованни Багги­ста Вико и Тюрго три стадии истории. Философия исто­рии Конта — это одновременно закон движения истории и познания. Этими стадиями являются:

  1. теологическая, или фиктивная;

  2. метафизическая, или абстрактная;

  3. научная, или позитивная.

Третья, и последняя, стадия считается самым передо­вым состоянием познания. Как способ познания теологи­ческое, или фиктивное, мышление нацелено на понима­ние внутренней природы вещей, первопричин и конечных целей, т. е. на абсолютное познание божественного поряд­ка. В форме метафизического мышления обращение к сверхъестественным силам заменяется силой абстракции. Место Бога занимает разум. Метафизическая стадия — это переходный процесс к научному, или позитивному, мыш­лению, которое направлено на познание законов с помо­щью разума и наблюдения. Следует стремиться не к абсо­лютному познанию, а к познанию отношений между отдельными явлениями и общими фактами (законами), число которых становится все меньше благодаря прогрес­сирующему позитивному исследованию. Впрочем, Конт считал, что сведение всех явлений к одному-единственно-му закону — это лишь надежда на будущее, но это, несо­мненно, идеал позитивной науки. Конт полагал, что пос­ле того как человечество в основном пройдет две первые стадии, станет возможным перейти к концепции позитив­ной философии. Она должна была также сменить крити­ческую философию XVIII в. В то время как философия XVIII в. основывалась на отрицании и изменении суще­ствующего, задачей позитивной философии является объяснение существующего, которое затем может помочь в принятии решений.

Позитивная философия Конта является основой и ус­ловием его концепции превращения политики в науку и имеет явные социально-технологические черты. Науки (и

Социология

22

здесь Конт выступает как наследник французского Про­свещения) не являются самоцелью, они служат прогрессу человечества. Эта цель близка той точке зрения, что все науки должны использовать единый метод, который яв­ляется отражением способа бытия самой природы. «На­ука» становится у Конта синонимом метода. Метод опре­деляется заложенной в природе закономерностью и состоит поэтому в нащупывании этих закономерностей и объясне­нии существующего посредством законов, которые, со сво­ей стороны, позволяют предвидеть и руководствоваться ими в своей деятельности. Итак, критерии «позитивности»: познание законов, предвидение, применение. Для Конта здесь не существует проблемы теории и практики, ибо «наука ведет к предвидению, предвидение ведет к дей­ствию».

Позитивная наука «социология» должна в будущем обеспечить познание, которое облегчит политические действия, соответствующие развитию государства в на­правлении «позитивного состояния».

Таким образом, «позитивность» у Конта относится, с одной стороны, к познанию, а с другой — к социальному устройству. Позитивное состояние является не только средством, но и целью духовно-морального развития, до­стижения согласия общественных отношений с помощью «естественных законов».

В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена на познание законов. Каждая более сложная на­ука строится на более общих науках и потому может пользо­ваться их методами, но каждая более сложная наука добав­ляет свой специфический метод или способ рассмотрения. В случае социологии это «исторический метод». Конт по­нимает под ним сравнение предшествующего и последую­щего состояний и выведение на этой основе законов раз­вития.

Система наук и их методов у Конта:

Абстрактные
(математика) логика

23

Глава I. Социологическое знание

Конкретные

(геометрия,

механика)

Астрономия

Физика

Химия

Биология Социология

наблюдение

наблюдение

наблюдение + эксперимент

наблюдение + эксперимент + + классификация

наблюдение + эксперимент + + классификация + сравнение

наблюдение + эксперимент + + классификация + сравнение + исторический метод

Социология как наука о человеческом обществе явля­ется самой молодой отдельной наукой в составленной Контом энциклопедии наук. Ее следует развивать, чтобы с ее помощью не только объяснять закономерности обще­ственного устройства и развития, но и поставить полити­ку на научную основу для содействия прогрессу человека и общества.

Вместе с тем социология является самым сложным от­ветвлением в иерархии позитивных наук и потому долж­на опираться на все ранее развившиеся позитивные науки. Математика представляется Конту главной, основопола­гающей наукой. Наукой, получившей самое раннее разви­тие, следует считать астрономию, за ней следует физика, затем химия и биология. Чтобы заниматься социологией, нужно усвоить все эти науки (за исключением психологии, которую Конт отвергает).

Обратимся теперь к содержательной концепции соци­ологии Конта. Как он представляет себе предмет и осно­вополагающую проблематику новой науки?

Конт не скрывает, что предмет его исследований, обще­ство, неразрывно связан с послереволюционной ситуаци­ей в социальных отношениях, в сфере порядка и прогрес­са. Это напряжение, которое тогдашняя общественность воспринимала как антагонизм и противоречие, Конт пы­тается преодолеть своей социологией и объединить оба полюса, порядок и прогресс. Прогресс без порядка — это

Социология

24

анархия, порядок без прогресса превращается в реакцию. В позитивной политике порядок и прогресс — это две неразрывные стороны одного и того же принципа. Поря­док и прогресс как два принципа, представляющие дилем­му французского общества, являются, однако, не только различными перспективами предмета, но и представляют, в чем уверен Конт, различную направленность интересов общественных группировок. Однако он надеется на то, что воплощение позитивной философии в политике снимет эти классовые противоречия между аристократией и бур­жуазией. Порядок и прогресс Конт воспринимает прежде всего не как принципы, отвечающие определенным инте­ресам, а как два вида закономерностей «естественной» си­стемы общества, представленные двумя частями социоло­гии — социальной статикой и социальной динамикой.

Социальная статика имеет дело с порядком, который понимается как гармония элементов, основывающихся на отношениях общности. Социальная статика выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам, и соответствующие законы гармонии. Эти условия каса­ются индивида, семьи и общества. Семейные отношения и разделение труда — это основные отношения обще­ственного порядка. Семья есть живое воплощение соци­альной статики. Статика, в сущности, сводится к изуче­нию общественного консенсуса. Социальная статика предполагает, таким образом, с одной стороны, анатоми­ческий анализ структуры общества на конкретный момент, а с другой — анализ элемента или элементов, определяю­щих консенсус, т. е. превращающих совокупность инди­видов или семейств в коллектив. Консенсус в теории Кон-та — «основная идея социальной статики».

Для социальной динамики Конт предполагает опреде­ленную последовательность этапов развития. Он опирает­ся при этом на эволюционную теорию Ламарка и пони­мает развитие как взлет способностей, основанный на культуре. Оценочное содержание понятия «прогресс» Конт отклоняет со ссылкой на относительность любого данного состояния. Развитие определяется соотношени­ем между способностью к действию и его возможностью и общественными обстоятельствами.

25

Глава I. Социологическое знание

Социальная динамика наряду с методами более общих наук использует исторический метод. Она рассматривает последовательные и необходимые этапы «интеллектуаль­ной эволюции» человека и общества. В качестве законов развития общества Конт вновь приводит три стадии, на этот раз в качестве политико-социальных форм организа­ции:

  1. теологическая: военное господство;

  2. метафизическая: феодальное господство;

  3. позитивная: промышленная цивилизация.

Эти стадии необходимо и закономерно следуют друг за другом; отсюда неравенство между общественными груп­пами так же необходимо и закономерно связано с опре­деленным уровнем развития. Развитие и состояние общества определяют не материальные изменения, а ду­ховно-моральные условия и отношения между людьми. Основной закон социальной динамики («закон прогрес­са») заключается в том, что каждый подъем духа вызыва­ет—в силу всеобщего консенсуса — соответствующий отклик во всех без исключения общественных областях — искусстве, политике, промышленности. Дух везде играет руководящую роль, образуя силовой центр социальной эволюции.

В промышленной цивилизации Конт видит примене­ние научно-позитивного образа мыслей, т. е. не индустри­ализация как технико-экономический процесс является эпохальным событием, которое вызывает изменения, а распространение научного образа мыслей и его примене­ние во всех областях человеческой жизни. По этой при­чине он близко к сердцу принимал развитие позитивной науки «социологии» и особенно ее претворение в научно обоснованную политику. Последней он посвящает свое второе большое произведение — «Система позитивной политики» (1850—1854).

Предметом рассмотрения Конта является не реально-историческое общество Франции или вообще какое-либо реальное общество, а «человеческое общество», или про­сто Человечество. Конт провозглашает религию Велико­го существа — Человечества, которое объединяет в себе бесчисленные поколения людей, уже умерших и еще не

Социология

U

родившихся. Государство как обрамление общества игра­ет у Конта, в отличие от его немецкого современника Ге­геля, подчиненную роль.

Над социологией Конта в качестве сверхпонятия мож­но поместить понятие «порядка» общества; при этом име­ется в виду не только структурное понятие, но и полити­ко-динамическое: это порядок, который следует «делать», формировать, планировать. Решающий импульс такой «формируемости» дал, очевидно, революционный опыт; однако прагматика планирования была связана с прогрес­сом науки. Наука должна была заменить авторитет коро­левского произвола и создать базу для основанного на ра­зуме общественного порядка. Эта наука, так же как и в представлениях энциклопедистов, должна быть единой. Законы, управляющие природой, должны распространить свое действие на сферу человеческого общества. Общим для всех наук является раскрытие законов. Социология Конта — позитивная наука, не ставшая при этом отраслью естествознания.

Огюст Конт может считаться основателем социологии, и не только потому, что он первый начал заниматься об­ществом и социальными процессами — социологические идеи имеют давнюю историю, — но и потому, что своим проектом систематизации наук и включением в них соци­ологии он заложил основы для произошедшего позднее академического закрепления социологии как отдельной науки.

Классические социологические теории

Социология Э. Дюркгейма

Эмиля Дюркгейма (1858—1917) — выдающегося фран­цузского ученого можно считать отцом академической классической социологии. Его восприятие общества как морального порядка, а социологии — как науки о мора­ли — вполне соответствует взглядам Конта.

11

Глава I. Социологическое знание

Общество для Дюркгейма — это прежде всего совокуп­ность идей, убеждений и чувств, среди которых то, что он именует моралью, занимает первое место. Мораль ориен­тирована на общество, а общество является целью любо­го морального действия. Общество становится своего рода персоной, которой соответствует определенная мораль. «Мораль (однако)... начинается там, где начинается связь с обычной группой». И «всякая мораль представляется нам системой правил поведения».

Как и Конт, Дюркгейм дистанцируется от психологии, по крайней мере, от той психологии, которая, с одной стороны, имеет чисто индивидуалистический характер, а с другой стороны, считает дух функцией нервных клеток. Дюркгейм, напротив, придерживается мнения, что духов­ная жизнь основывается на коллективных представлени­ях, которые превосходят наше индивидуальное сознание, причем сами они могут и не осознаваться индивидом. Дюркгейм предвосхищает здесь понятие «коллективного бессознательного».

Общество и мораль «наличествуют» в индивидуальном сознании, однако выходят за его рамки. Моральные пра­вила отличаются от других правил поведения, поскольку их последствия не содержатся в них самих, а лишь при их несоблюдении применяются санкции «извне» за наруше­ние обязанностей. Таким образом, хотя мораль уже зало­жена в индивидуальном сознании, она в то же время вос­принимается индивидом как нечто внешнее, как авторитет, как принуждение.

Каждое общество имеет систему морали, соответству­ющую его структуре. Обнаружить и продемонстрировать ее — это задача «науки морали». При этом она должна использовать окольные пути, ибо то, какова мораль в оп­ределенном обществе, лучше всего становится очевидным на примере такого поведения, которое отклоняется от нее и потому вызывает применение социальных санкций. Представление о том, как Дюркгейм понимал связь меж­ду общественными структурами и соответствующими им системами оценок, дает его раннее произведение «О раз­делении общественного труда» (1893).

Социология



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам (2)

    Книга
    Международная Книга предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-технические издания и прочим рубрикам.
  2. А. М. Столяренко психология и педагогика

    Учебное пособие
    Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными образовательными требованиями (федеральный компонент) к обязатель­ному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу «Общие гуманитарные
  3. Трудовое

    Учебник
    К. Н. Гусов - заслуженный деятель науки РФ, доктор юрид. наук, профес­сор, академик РАСЫ, заведующий кафедрой трудового права и права социально­го обеспечения Московской государственной юридической академии;
  4. Энциклопедия образования в западной сибири

    Документ
    Энцик-юпедия содержит статьи, посвященные истории становления и развития образования в Западно-Сибирском регионе, образовательным учреждениям и деятелям просвещения.
  5. Альпина Бизнес Букс, 2007. 402 с. (Серия «Синергичная организация») isbn 978-5-9614-0563-7 книга

    Книга
    Книга посвящена анализу уязвимых точек организаций всех уровней: учреждений, предприятий, администраций и государств. Автор — профессор, заведующий кафедрой управления персоналом и организационного развития Академии народного хозяйства

Другие похожие документы..