Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
1. Обучение ведется методом «погружения», когда изучается целый блок тем сначала по русскому языку, затем по литературе. Это способствует более прочн...полностью>>
'Документ'
1.В глубокой древности в течение примерно 200 лет (между 8 и 6 веками до Р.Х.)в трех регионах нашей планеты - Индии, Китае и Греции - зарождается, по...полностью>>
'Самостоятельная работа'
М. А. Дорофеева, Т.М. Самусенко Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении: Учебное пособие.–Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, ...полностью>>
'Документ'
В.П.Воронин, С.К.Дубинин, А.Н.Раппопорт, Ю.А.Удальцов, А.В.Чикунов, Д.С.Аханов, Д.А.Бурнашев (на вопросе 12), С.В.Васильев, А.В.Габов, В.В.Галка, С.Б....полностью>>

Приказ Минобрнауки России №2080 от 24. 12. 10 об утверждении федеральных перечней учебник

Главная > Учебник
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методическое письмо

«О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области

в 2011 – 2012 учебном году»

  1. Нормативная база преподавания литературы.

Преподавание предмета «Литература» в 2011 – 2012 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:

    • Закон Российской Федерации от10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании (ред. 17.06.2010 г. № 121-ФЗ);

    • Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19.05.98 № 322);

    • Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 30.06.99 № 56);

    • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089;

    • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

    • Примерные образовательные программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, рекомендованные (допущенные) МО РФ;

    • Приказ Минобрнауки России № 2080 от 24.12.10 об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год;

    • Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2005 (2007 – 2009) года в преподавании общеобразовательных предметов в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»;

    • Аналитический отчёт «Результаты единого государственного экзамена 2010 года»;

    • Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по литературе.

  1. Место учебного предмета «Литература» в базисном учебном плане.

Литература как учебный предмет является обязательной для изучения на ступенях основного общего и среднего (полного) образования на базовом и профильном уровнях.

В соответствии с названными нормативными документами (раздел 1, пункт 4, 5) для обязательного изучения предмета «Литература» отводится следующее количество часов в год:

Основное общее образование

Литература

385 час.

Кол-во часов в год

Кол-во часов в год

Кол-во часов в год

Кол-во часов в год

Кол-во часов в год

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

70 (2 часа в неделю)

70 (2 часа в неделю)

70 (2 часа в неделю)

70 (2 часа в неделю)

105 (3 часа в неделю)

Среднее (полное) образование

Литература

Федеральный компонент

210 часов

Базовый уровень

Кол-во часов за 2 года обучения

Кол-во часов в 10 классе

Кол-во часов в 11 классе

210

105 (3 часа в неделю)

105 (3 часа в неделю)

350 часов

Профильный уровень

350

175 (5 часов в неделю)

175 (5 часов в неделю)

210 часов

Универсальное (непрофильное) обучение

210

105 (3 часа в неделю)

105 (3 часа в неделю)

Федеральный базисный учебный план позволяет увеличивать количество часов на изучение курса литературы при составлении учебных планов образовательного учреждения: «Часы, отведенные на компонент образовательного учреждения, используются для преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательным учреждением; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т. п. Их также можно использовать для увеличения количества часов, отведённых на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента». 1

Базисный учебный план для 10 – 11 классов реализует также модели школы с углублённым изучением отдельных предметов и гимназического образования.

__________________

  1. Сборник нормативных документов. Литература / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М: Дрофа, 2008. С. 75.

Инвариантная основа для разработки учебных планов гимназий,

ОУ с углублённым изучением предметов

Литература

Количество часов в неделю

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

10 класс

11 класс

2

2

2

2

3

3

3

В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении обязательным условием реализации образовательной программы для гимназий является углублённая (дополнительная) подготовка обучающихся по предметам гуманитарного профиля, в т.ч. по литературе.

Вариативная часть образовательных программ гимназий и ОУ с углублённым изучением предметов формируется учреждениями самостоятельно на основе федерального государственного стандарта.

Реализуя требования федерального государственного стандарта по литературе, ОУ выбирает учебную программу и соответствующие ей учебники и учебно-методические комплекты. При этом должны учитываться принципы преемственности и перспективности обучения, целенаправленно обеспечивающие подготовку учащихся к новым формам итоговой аттестации по литературе.

  1. Особенности преподавания литературы.

«Литература – одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Изучая литературу, школьник приобретает не только опыт её понимания, этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения, но и сведения о развитии литературного языка и умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания.

Цель преподавания литературы – воспитание эстетически развитого и мыслящего в категориях культуры читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором».2

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство искусства слова и основ науки (литературоведения).

Основное общее образование

В основу преподавания курса литературы положен системно-деятельностный подход, повышающий мотивацию обучения и позволяющий реализовать способности, потребности и интересы школьника. Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личностным развитием обучающихся.

Основу содержания литературы составляет чтение и изучение художественных произведений. Восприятие, анализ и интерпретация текстов

_______________________

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М: Просвещение, 2011. С. 18.

базируются на системе историко-литературных и теоретико-литературных знаний, на определённых видах учебной деятельности, главными из которых являются осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; различные виды пересказа; ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; написание сочинений по художественным произведениям; целенаправленный поиск информации в различных источниках и её обработка.

В процессе преподавания учебного предмета «Литература» в основной школе необходимо обеспечить подготовку учащихся к традиционной и новой формам итоговой аттестации обучающихся.

Среднее (полное) образование

В условиях профильного обучения литература изучается на базовом (физико-математический, химико-биологический, социально-экономический и другие профили), профильном (филологический, социально-гуманитарный профили) уровнях и при реализации универсального обучения.

На базовом уровне изучение литературы направлено на завершение общеобразовательной подготовки учащихся, формирование общей культуры и связано с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Допускается расширение списка писателей и произведений в авторских программах, что позволяет реализовывать принцип вариативности в изучении литературы.

Профильный (повышенный) уровень изучения литературы определяет специализацию филологического и социально-гуманитарного профилей. Историко-литературный курс старшей школы, основы которого заложены на завершающем этапе основной, направлен на развитие и систематизацию представлений обучающихся об историческом развитии литературы. На профильном уровне усиливается сопоставительный аспект изучения художественных произведений, рассматриваемых в широком историко-культурном контексте. В авторских программах также допускается расширение списка писательских имён и произведений.

В процессе преподавания учебного предмета «Литература» в старшей школе на базовом и профильном уровнях необходимо обеспечить подготовку обучающихся к единому государственному экзамену по литературе.

Гимназии, ОУ с углублённым изучением отдельных предметов

Преподавание литературы в гимназиях, предполагающих углублённое изучение предмета, и ОУ с углублённым изучением литературы соответствует принципам преподавания литературы на профильном уровне. В содержательном компоненте преподавания учебных дисциплин в гимназиях и образовательных учреждениях с углублённым изучением литературы лежит гуманитарная составляющая. Необходимо учитывать все аспекты современного гуманитарного знания: этико-философский, культурологический и семиотический – и готовить учащихся к дальнейшему обучению в вузах филологического профиля.

Знания и умения учащихся данных учебных заведений по литературе должны соответствовать требованиям подготовки выпускников на профильном уровне, что обеспечивает подготовку обучающихся к единому государственному экзамену по литературе.

  1. Учебно-методическое обеспечение предмета «Литература».

Единственным документом, который регулирует использование учебников в образовательном процессе 2011-2012 учебного года, является Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года № 2080. При выборе учебников используются приложения 1 и 2. Приложение 1– это перечень рекомендованных учебников, входящих в завершенные предметные линии. Приложение 2 – перечень допущенных учебников – учебников с незавершенной предметной линией. В образовательном процессе могут использоваться как учебники, входящие в первое приложение, так и учебники из второго приложения федерального перечня. При этом выбор учебно-методического комплекта относится к компетенции образовательного учреждения и осуществляется педагогами с учётом принципа преемственности и непрерывности содержания образования.

Основная школа

В 2011 – 2012 учебном году на этапе основного общего образования используются следующие завершённые предметные линии по литературе:

  • учебно-методический комплект «Литература» образовательной системы «Школа 2100» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (издательство «Баласс»);

  • учебно-методический комплект «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной (издательство «Просвещение»);

  • учебно-методический комплект «Литература» под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (издательство «Дрофа»);

  • учебно-методический комплект «Литература» под редакцией А.Г. Кутузова (издательство «Дрофа»);

  • учебно-методический комплект «Литература» под редакцией М.Б. Ладыгина (издательство «Дрофа»);

  • учебно-методический комплект «Литература» под редакцией Б.А. Ланина (издательство «Вентана-Граф»);

  • учебно-методический комплект «Литература» под редакцией В.Г. Маранцмана (издательство «Просвещение»);

  • учебно-методический комплект «Литература» Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (издательство «Русское слово»);

  • учебно-методический комплект «Литература» Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной (издательство «Вентана-Граф»);

  • учебно-методический комплект «Литература» под редакцией Г.И. Беленького (издательство «Мнемозина»).

В незавершённые предметные линии входят следующие учебники по литературе:

  • учебно-методический комплект «Литература» Э.Э. Кац, Н.Л. Карнаух для 5 – 7 классов (издательство «Астрель»);

  • учебно-методический комплект «Литература» О.В. Кубасовой для 5 – 7 классов (издательство «Ассоциация XXI век»);

  • учебно-методический комплект «Литература» Н.П. Михальской для 8 – 9 классов (издательство «Дрофа»);

  • учебно-методический комплект «Литература» под редакцией И.Н. Сухих для 5 – 7 классов (издательство «Академия»);

  • учебно-методический комплект «Литература» В.Ю. Свиридовой для 5 – 6 классов (издательский дом «Федоров»);

  • учебно-методический комплект «Литература» под редакцией В.Ф. Чертова для 5 – 7 классов (издательство «Просвещение»).

Средняя (полная) школа

В 2011 – 2012 учебном году на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне используются следующие УМК по литературе:

  • Учебно-методический комплект «Русская литература ΧIΧ – ΧΧ веков» В.В. Агеносова, А.Н. Архангельского (издательство «Дрофа»);

  • учебно-методический комплект «Литература» образовательной системы «Школа 2100» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой (издательство «Баласс»);

  • учебно-методический комплект «Литература» М.М. Голубкова, Е.Б. Скороспелова (издательство «Мнемозина»);

  • учебно-методический комплект «Литература» Г. Н. Ионина, Н.Н. Скатова, Л.М. Лотмана, Т.Г. Браже, Е.С. Роговера, В.И. Кайгородова (издательство «Мнемозина»);

  • учебно-методический комплект «Литература» Л.Б. Воронина, Э.А. Красновского, Ю.И. Лыссого (издательство «Мнемозина»);

  • учебно-методический комплект «Литература» под редакцией Т.Ф. Курдюмовой (издательство «Дрофа»);

  • учебно-методический комплект «Литература» Ю.В. Лебедева, А.Н. Романовой (издательство «Просвещение»);

  • учебно-методический комплект «Литература» под редакцией В.Г. Маранцмана (издательство «Просвещение»);

  • учебно-методический комплект «Литература» Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (издательство «Русское слово»);

  • учебно-методический комплект «Литература» И.Н. Сухих (издательство «Академия»);

  • учебник «Литература» для 10 класса В.И. Коровина (издательство «Просвещение»).

В 2011 – 2012 учебном году на этапе среднего (полного) общего образования на профильном уровне используются следующие УМК по литературе:

  • учебно-методический комплект «Литература» под ред. Г.А. Обернихиной (издательство «Русское слово»);

  • учебно-методический комплект «Литература» М.М. Голубкова, Е.Б. Скороспелова (издательство «Мнемозина»);

  • учебно-методический комплект «Литература» Г. Н. Ионина, Н.Н. Скатова, Л.М. Лотмана, Т.Г. Браже, Е.С. Роговера, В.И. Кайгородова (издательство «Мнемозина»);

  • учебно-методический комплект «Литература» Ю.В. Лебедева, А.Н. Романовой (издательство «Просвещение»);

  • учебно-методический комплект «Литература» под редакцией В.Г. Маранцмана (издательство «Просвещение»);

  • учебно-методический комплект «Литература» Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (издательство «Русское слово»);

  • учебник «Литература» для 10 класса В.И. Коровина (издательство «Просвещение»).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Структура основной образовательной программы начального общего образования Стр. Введение – 7

    Пояснительная записка
    Содержание начального образования ГОУ школы №268 определяется основной образовательной программой начального общего образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой школой самостоятельно.
  2. Открытый доклад

    Доклад
    Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Аши Челябинской области (с начальной профессиональной подготовкой)
  3. Отчет о результатах самообследования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №7 г. Ишима

    Публичный отчет
    Самообследование муниципального общеобразовательного учреждения Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 г.
  4. Пояснительная записка (149)

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования ( ООП НОО) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре ООП (утвержден
  5. П. А. Леонова принята утверждаю на заседании педагогического совета Приказ № -од от протокол № от 2011 Директор школы А. И. Чернобровкина программа

    Программа
    4. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.01 г. № 1756-р;

Другие похожие документы..