Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Тут Ви зможете ознайомитись з основними рекомендаціями медичних працівників щодо дотримання безпечної для здоров’я поведінки в різні періоди свого жи...полностью>>
'Урок'
познавательная: определить жанровые особенности произведения; дать понятия о литературе эпохи Возрождения; развить понятие о жанре романа; показать о...полностью>>
'Регламент'
В соответствии с пунктом 9 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государст...полностью>>
'Анкета'
13. К настоящей анкете Вы можете приложить, по своему усмотрению, любые дополнительные материалы, которые Вы сочтете необходимыми (характеристика, со...полностью>>

Примерная программа дисциплины основы менеджмента федерального компонента цикла опд. Ф. 11 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"

Главная > Примерная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель Департамента

образовательных программ

и стандартов профессионального образования

________________ В.И. Кружалин

“___” ________________ 2001 г.

Примерная программа дисциплины

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

федерального компонента цикла ОПД.Ф.11 ГОС ВПО второго поколения по специальности: 020300 – “Социология”

Рекомендовано

Советом по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию

Председатель Совета по социологии и социальной антропологии УМО по классическому университетскому образованию, профессор

В.И. Добреньков

Москва

2001

Примерная программа дисциплины “Основы менеджмента” федерального компонента цикла ОПД.Ф.11 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности: 020300 - “Социология”

Авторы (составители):

Бутырин Григорий Николаевич, к.ф.н., профессор, МГУ им. М.В. Ломоносова;

Барков Сергей Александрович, к.с.н., доцент, МГУ им. М.В. Ломоносова;

Слабов Сергей Сергеевич, к.с.н., доцент, МГУ им. М.В. Ломоносова.

Рецензенты:

Панкратов Александр Степанович, д.э.н., профессор МГУ им. М.В. Ломоносова;

Рохмистров Станислав Николаевич, доктор социол. наук, профессор МГСУ.

I. Организационно – методический раздел

1. Целью курса “Менеджмент” является ознакомление с историей менеджмента, современными подходами к управлению различными организационными структурами и процессами. Данный курс знакомит учащихся с основными понятиями и терминами, характеризующими различные типы систем управления организациями.

2. Задачами курса “Менеджмент” является ознакомление с основными принципами, методами и методиками анализа бесконечного разнообразия систем управления, их восприятие, овладение ими и применение их в дальнейшем на практике. В программе курса рассматриваются основные направления деятельности менеджера в компании, принципы работы менеджера с различными составляющими внутренней и внешней сред организации.

3. Учащимся необходимо выработать широкий управленческий взгляд на организационную проблематику с целью понимания происходящих процессов в организации и принятия необходимых и адекватных управленческих решений.

4. Учебный курс “Основы менеджмента” предназначен для студентов социологического факультета. Данный курс является основным по кафедре социологии организаций. Курс “Основы менеджмента” рассчитан на один семестр (36 часов лекций и 36 часов семинарских занятий). Конкретное временное распределение материала, возможности его перемещения и сокращения осуществляются лектором в индивидуальном порядке.

II. Содержание курса

Курс состоит из IV разделов, темы которых обозначены в заглавиях, а суть излагается в каждом разделе.

К программе курса прилагаются перечни примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, а также списки основной и дополнительной литературы.

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ МЕНЕДЖМЕНТА.

ТЕМА 1. Предмет и метод теории менеджмента.

Необходимость и предпосылки формирования института организации в обществе. Множество определений организации и функциональная целесообразность их применения. Организация как социальное явление и культурная универсалия. Основные подходы к определению феномена “менеджмент”.

Менеджмент и предпринимательство, отношения собственности и управления производством. Менеджмент как управление производством и как управление людьми. Менеджмент как рациональный феномен и как искусство. Объект и предмет изучения науки менеджмента.

Работник, профессиональная и социальная группы, организация как субъекты управленческих отношений. Многообразие ролей менеджера в организации. Индивидные характеристики трудовой деятельности: мотивация к труду, профессиональные способности, интересы, ценности, культура, сознание и самосознание. Особенности американского, японского и европейского менеджмента. Специфические характеристики российского менеджмента.

ТЕМА 2. Цели и структурные элементы менеджмента в современной организации.

Система организации как единство динамических и структурных компонентов менеджмента. Воспроизводство и повторяемость социальных функций в рамках организационной структуры. Первичность функций организации по отношению к ее структуре. Теория “социальных систем”. Понятия результативности и эффективности социального взаимодействия Ч.Барнарда. Применение методов структурного функционализма в менеджменте.

Планирование, организация, мотивация и контроль – ключевые функции организации в современных концепциях управления. Функции социальной подсистемы организации. Представление организационной функции и дисфункции Р.К.Мертоном. Понятие явной и латентной функций. Соотношение функций целеполагания, интеграции, адаптации и снятия напряжения по Т.Парсонсу. Организационный аспект теории “социального действия” М.Вебера.

Разновидности организационных целей. Цель как планируемый результат и желательный результат. Рациональный и интуитивный подходы к формированию организационной цели. Миссия организации и менеджмент. Соотношение цели и средства в различных типах организаций. Соотношение цели организации и ее культуры; цель и прошлое организации. Подвижность организационных целей. Роль и функции менеджера в достижении цели организации.

РАЗДЕЛ II. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА.

ТЕМА 3. Школы научного и административного управления.

Научный и традиционный менеджмент. Концентрация администрацией предприятия “мыслительного” компонента деятельности. Общие принципы системы научного управления Ф.У.Тейлора: разделение труда; измерение труда; задачи-предписания; программы стимулирования; мотивация; роль индивидуальных способностей; роль менеджмента; роль профсоюзов; развитие управленческого мышления.

Изучение методов физической работы Ф. и Л. Гилбретами. Фордизм как пример механистической модели организации. Принципы управления А.Файоля и его определение необходимых качеств менеджеров.

Учение М.Вебера об идеальной бюрократической организации управления. Принципы бюрократии М.Вебера: создание формально - определяемых сфер компетентности (“безличность” управления); наделение чиновника правилами и обязанностями пропорционально служебной должности; иерархичность бюрократической системы; право начальника на регуляцию деятельности подчиненного.

Неизбежность рационализации общественной жизни по М.Веберу. Исследование М.Вебером харизматического лидерства. “Синтетический подход” Л.Гьюлика и Л.Урвика - дальнейшая разработка теоретической и методологической базы классиков школы научного и административного менеджмента.

ТЕМА 4. Доктрина человеческих отношений.

Изучение М.П.Фоллет межличностных отношений в малой группе. Соотношение рационалистического и гуманистического подходов в управлении людьми. Основные выводы Хоторнских экспериментов Э.Мэйо: открытие социальной системы организации, неформальной структуры малой группы, феномены группового контроля и групповых ценностей.

Институционализация проблемы рестрикционизма. Патологичность производственных конфликтов, необходимость отказа от иерархичности власти и переход к “менеджменту участия” – установка школы “человеческих отношений”. Критика жесткой иерархии и формализации производственных процессов в доктрине “человеческих отношений”.

Концепция “Х” и “У” Д.Мак-Грегора. Развитие принципов школы “человеческих отношений” в современных условиях. Концепция производственной демократии; привлечение работников к процессу принятия управленческих решений; программа участия в прибылях; концепция “социотехнических систем”; кружки контроля качества; “революция менеджеров” и др.

ТЕМА 5. Различные школы теории менеджмента.

Системный и процессуальный, системный и ситуационный подходы к исследованию феномена управления. Нормативный подход. Отклонение от предписываемой модели развития как организационная патология.

“Эмпирическая” школа теории организации и управления. Проблема взаимоотношения теоретических и эмпирических элементов теории менеджмента. Естественный системный и экологический подходы к изучению конкретных явлений в практике управления.

Возникновение представлений об организации как об особой культуре. Менеджмент как культурологическая деятельность. Интерпретация основных проблем функционирования организаций в рамках культурологического подхода.

Использование математических моделей в принятии управленческих решений. Применение кибернетических средств и компьютерной техники в решении управленческих задач. Программное обеспечение планирования, прогнозирования и моделирования. Организация потоков информации для менеджеров.

“Открытая” и “закрытая” организационные парадигмы менеджмента. Основные положения “закрытой” парадигмы: рациональность толкования организационных процессов; четко очерчиваемые пределы организации; наличие набора конкретных норм внутри организации; примат общего над индивидуальным.

Основные положения “открытой” парадигмы: системный подход к пониманию организации; переход от универсальных управленческих законов к культурной обусловленности организационной деятельности; переоценка ценности личности и творческого потенциала индивида для организации.

РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ.

ТЕМА 6. Стратегический менеджмент.

Содержание и функции стратегического планирования в менеджменте. Планирование в условиях рыночной среды. Процесс выдвижения управляющим целей стратегического планирования. Анализ средств и методов достижения целей. Адаптивность как непременное условие планирования стратегии менеджером. Учет стихийных факторов социально-экономического окружения при разработке долгосрочных планов организации.

Прогнозирование в теории управления и экономике. Необходимость вероятностной оценки существующих тенденций развития организации. Соотношение планирования и прогнозирования в работе менеджера. Проблема корректировки прогнозов и планов развития предприятия или организации.

Этапы стратегического планирования: предварительный анализ, разработка нескольких вариантов плана, выбор оптимального варианта, отслеживание его реализации. Бостонская модель стратегического планирования, ее применение на предприятиях различного профиля. Показатели стратегического планирования: политические, международные, экономические, и технологические.

Стратегические альтернативы развития организации: рост, ограниченный рост, сокращение и их комбинирование. Политика фирмы в планировании производства и персонала при выборе различных альтернатив управления. Приростный и предпринимательский стили стратегического поведения в менеджменте. Управление менеджером процессом реализации стратегии. Принципиальное отличие стратегического планирования в менеджменте от оперативного планирования.

ТЕМА 7. Инновационный менеджмент.

Определение новшества, нововведения и инновации в менеджменте. Объект и предмет инновационного менеджмента. Понятия жизненного цикла инновации и инновационного процесса; их основные этапы. Составляющие инновационной инфраструктуры в менеджменте.

Основные субъекты рынка инноваций. Влияние конкуренции на рынок инноваций. Роль фундаментальных и прикладных научных исследований в инновационном менеджменте. Долгосрочные и среднесрочные, реальные и финансовые разновидности инвестиций в инновационном менеджменте.

Роль государственной поддержки в инновационной деятельности. Финансово-промышленная группа – пример отечественной государственной поддержки инновационной деятельности организации.

Понятие и основные этапы осуществления инновационного проекта. Методы выбора оптимального инновационного проекта. Понятия риска и неопределенности при оценке инвестиционных проектов. Коммерциализация инновационного проекта.

ТЕМА 8. Производственный менеджмент.

Сущность производственного менеджмента. Основные элементы системы производственного менеджмента. Постановка целей и функции управления организацией, контроль и регулирование производства. Элементы социально - технического подхода в производственном менеджменте.

Составляющие цикла управления производством. Современный этап развития информационной и технической систем производства в менеджменте. Основные классификации операционных систем в производственном менеджменте. Система производственных программ в менеджменте организации.

Понятие оперативного управления производством. Планирование выпуска продукции, управление запасами, управление проектами и обеспечение качества – основные составляющие оперативного управления производством.

ТЕМА 9. Деятельность менеджера по управлению социально-психологическими отношениями в коллективе.

Трудовой коллектив как категория социальной психологии: структура и динамика взаимоотношений. Типы и виды взаимодействий в организации: межличностные, индивидно - групповые, межгрупповые. Социально-психологические аспекты “горизонтальных” и “вертикальных” взаимоотношений в менеджменте.

Малая группа – сфера выявления возможностей личности и ближайшая социальная микросреда человека. Факторы, определяющие социально-психологический климат коллектива: индивидная психология, стиль руководства, психологическая совместимость, удовлетворенность трудом в организации. Применение социометрического метода в деятельности менеджера.

Процессы и механизмы сплочения коллектива в менеджменте: подбор и расстановка кадров, добросовестное отношение к должностным обязанностям, авторитет руководителя, конструктивное мнение руководителя.

ТЕМА 10. Управление конфликтами.

Конфликты в современном менеджменте: модели и концепции. Схема организационного конфликта; его структура и функции. Конфликт в организации как социально – психологический процесс: фазы и механизмы протекания. Стадии конфликта: возникновение, предконфликтное состояние, вызревание, разрастание и ход, затухание и остаточное воздействие.

Интеграционная и дестабилизационная концепции конфликта в менеджменте. Объективные и субъективные факторы конфликта. Различные уровни напряженности в организационном конфликте. Конкуренция и соревнование как потенциальные источники конфликта. Понятия компромисса и сотрудничества в конфликтном менеджменте.

Классификация противоречий, лежащих в основе социальных конфликтов: противорчечие взаимодействий и взаимоотношений, интересов, ценностей, социально-ролевой структуры, информации, власти и др.

Организационный, социально - психологический, коммуникативный и информационный способы предотвращения конфликта. Средства “разжигания” конфликта. Разрешение конфликта: стратегии, способы и приемы. Деловые переговоры и посредничество как способы урегулирования конфликтных ситуаций в трудовых коллективах. Основные формы поведения человека в конфликте. Забастовка как вид массового производственного конфликта.

РАЗДЕЛ IV. ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА И СВЯЗУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ В ОРГАНИЗАЦИИ.

ТЕМА 11. Проблема власти и контроля в менеджменте.

Виды профессионального и индивидуального неравенства людей в организационном пространстве. Феномен власти в менеджменте. Соотношение власти и авторитета в организации. Понятие баланса власти. Недостаток и избыток власти управляющего. Власть руководителя и власть подчиненных.

Основания позиционной власти. Источники личной власти в организации. Основные разновидности власти менеджера: принуждение, вознаграждение, традиции, пример и компетентность. Механизмы реализации власти. Приобщение работников к глобальным целям организации посредством метода убеждения.

Соотношение власти и ответственности в организации. Проблема легитимности власти и понятие социального договора. Сущность власти в работе Н.Макиавелли "Государь". Виды власти по М.Веберу. Проблема властных “зон неопределенности” в работах М.Крозье.

Контроль и властные отношения в компании. Виды контроля: контроль за отношениями; контроль за процессом; контроль за результатом. Понятие прямого и опосредованного контроля в управлении. Малая группа и организационное ядро – источники контроля в организации. Проблема и логика идентификации работника с организацией. Процесс возрастания уровней организации и проблема роста затрат на контроль.

ТЕМА 12. Руководство и лидерство в менеджменте: принципы, стили и функции.

Понятие руководства и лидерства в менеджменте: сходство и различие. Формальное и неформальное лидерство. Качества лидера и ограниченность “теории лидерских качеств” в управлении.

Стили руководства в работах К.Левина. Базовые стили лидерства в исследованиях Р.Лайкерта. Проблема участия подчиненных в управлении. Партисипативный менеджмент в современных организациях. Структурные и мировоззренческие аспекты лидерства.

Стиль, ориентированный на интересы производства и стиль, ориентированный на интересы человека. Управленческая решетка Р.Блейка и Дж.Моутон как пример нормативного подхода в оценке эффективности руководства. Шкала лидерского поведения Р.Танненбаума – В.Шмидта.

Ситуационный подход к феномену лидерства в менеджменте. Модель Ф.Фидлера. Концепция П.Херси и К.Бланшар. Инструментальный подход - “путь-цель” Т.Митчела – Р.Хауса. Модель эффективного и успешного руководителя Б.Басса и Ф.Лютенса. Концепция страха и любви А.Этциони. Модель принятия решений В.Врума – Ф.Йеттона. Басса зовут Бернард

ТЕМА 13. Феномен мотивации в менеджменте.

Различные трактовки термина “мотивация” в менеджменте. Соотношение потребностей, мотивов, стимулов, интересов и целей. Возможность и пределы управления мотивацией человека в организации. Роль внешнего и внутреннего вознаграждения для группы и индивида. “Метод кнута и пряника” – традиционный метод управления мотивацией человека. Концепция положительного подкрепления Б.Скиннера.

Содержательные теории мотивации: иерархия потребностей А.Маслоу, двухфакторная теория Ф.Герцберга, мотивационная теория Д.Мак-Клелланда. Практика применения содержательных теорий мотивации. Недооценка национальных, социальных и личностных различий индивида содержательными теориями мотивации.

Процессуальные теории мотивации: теория ожидания В.Врума, теория справедливости, модель Л.Портера – Э.Лоулера. Ситуационная природа вознаграждения индивида в организации. Восприятие человеком внутренней и внешней справедливости. Современные механизмы обеспечения справедливости в организации. Мотивирующая роль компенсаций за неравные условия в менеджменте. Мотивация и фактор риска в трудовом поведении работника.

ТЕМА 14. Коммуникации и информация в менеджменте.

Система организационных коммуникаций. Социальные функции коммуникаций в менеджменте. Разновидности коммуникаций в организации: вертикальные и горизонтальные; односторонние и двусторонние. Понятие внутренней и внешней коммуникации. Формальные и неформальные организационные коммуникации.

Этапы коммуникационного процесса. Источник, получатель и линия связи в организации. Надежность и актуальность управленческой информации. Проблема выбора канала передачи информации. Обратная связь в менеджменте. Избирательность человеческого восприятия. Понятие коммуникационной сети в организации.

Проблемы “фильтров” и “шумов” в процессе коммуникации. Технико-технологические и социально-психологические “помехи” в процессе организационной коммуникации. Семантические трудности современного менеджмента. Разница в статусах как коммуникационная проблема в организации. Накопление ошибок по мере увеличения числа уровней управления в организации. “Мостик Файоля”. Проблема внесения собственного “Я” в процесс передачи и переработки информации в организации.

Бюрократический принцип сохранения непрерывности линии коммуникации и возможность доступа к ней любого члена организации. Роль слухов в современной организации. Перегруженность каналов управленческой информацией. Понятие “информационного взрыва”. Причины и последствия формализации общения в организации. Проблема невербальной коммуникации в современной организации.

ТЕМА 15. Разработка и принятие управленческого решения.

Организационное управленческое решение: сущность, разновидности, качество. Структура управленческого решения: подготовка, принятие, исполнение и контроль. Субъект и объект управленческого решения. “Образы” управленческого решения: проект фиксированных рациональных изменений; выбор альтернативы поведения; основная функция руководителя; акт, затрагивающий систему социальных отношений и интересов.

Зависимость стиля принятия управленческого решения от структуры организационных отношений. Типы управленческих решений по А.И.Пригожину: жестко детерминированные (стандартные, вторичные) и инициативные (ситуационные, реорганизационные).

Факторы, влияющие на качество решения в менеджменте: ролевые позиции и способность субъекта к переработке информации. Рациональный и интуитивный подходы к выработке управленческого решения. Коллективные и индивидуальные решения. Формулирование проблемы и выработка альтернативных решений в менеджменте.

Проблема привлечения работников к принятию решения как средство повышения результативности управления. Исполняемость решения как показатель управляемости организации.

ТЕМА 16. Организационные патологии и пути решения менеджментом современных внутриорганизационных проблем.

Организационные дилеммы и проблемы: безличность и отчуждение; противоречивость или потеря организацией цели; изменение типа или продукта организации. Технократизм и формализм организационной управленческой структуры. Бюрократия и коррупция как имманентные черты организации. Волюнтаризм и анархия в менеджменте.

Кризисы и стагнация организаций. Конфликты и стрессы современных управляющих: причины и способы устранения. Стереотипы мышления менеджера, шаблонность и формальность решения поставленных задач. Рост численности организации и проблемы группового контроля и координации.

Трудности и преимущества внутреннего управленческого консультирования. Методы групповой работы в менеджменте. Игровые методы в практике управления. Проблема процесса управления изменениями в организации. Специфика построения карьеры в современных организациях. Культурные барьеры в процессе глобализации и интернационализации менеджмента.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная программа дисциплины социальная психология федерального компонента цикла опд. Ф. 07 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины “Социальная психология” федерального компонента цикла ОПД.Ф.07 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности:
  2. Примерная программа дисциплины социология организаций федерального компонента цикла опд. Ф. 09 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 «Социология»

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Социология организаций» федерального компонента цикла ОПД.Ф.09 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности:
  3. Примерная программа дисциплины социология труда и экономическая социология федерального компонента цикла опд. Ф. 08 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины “Социология труда и экономическая социология” федерального компонента цикла ОПД.Ф.08 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго
  4. Примерная программа дисциплины теория и практика социальной работы федерального компонента цикла опд. Ф. 22 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"

    Примерная программа
    Примерная программа курса “Теория и практика социальной работы” фе дерального компонента цикла ОПД.Ф.22 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  5. Примерная программа дисциплины социальное прогнозирование и проектирование федерального компонента цикла опд. Ф. 14 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины “Социальное прогнозирование и проектирование” федерального компонента цикла ОПД.Ф.14 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго

Другие похожие документы..