Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Примерная программа дисциплины основы менеджмента федерального компонента цикла опд. Ф. 11 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"
Примерные контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:
Раскройте специфику различных трактовок термина “менеджмент”.
Каково соотношение теории менеджмента с социологией организаций, социальной психологией и экономической социологией?
Чем обусловлен повышенный интерес к науке управления в конце ХХ века?
В чем состоит специфика российского менеджмента в сравнении с зарубежными направлениями и школами?
Чем обусловлено наличие различных классификаций целей и функций современной организации?
Сформулируйте основные цели и функции менеджмента в современной компании?
Каково влияние интуиции и культуры менеджера на формирование и развитие организационных целей?
В чем состоит специфика школы научного и административного управления?
Какие элементы системы “достигающего рабочего” и “достигающего управляющего” являются неадекватными менеджменту конца ХХ века?
Сформулируйте основные методы борьбы с бюрократией, практикуемые в современных зарубежных и отечественных организациях?
В чем состоит специфика школы научного и административного управления?
Какие элементы системы “достигающего рабочего” и “достигающего управляющего” являются неадекватными менеджменту конца ХХ века?
Сформулируйте основные методы борьбы с бюрократией, практикуемые в современных зарубежных и отечественных организациях?
Каково значение хоторнских экспериментов Э.Мэйо в развитии теории управления?
Какое влияние оказывает НТП на рестрикционизм работников в современных организациях?
Охарактеризуйте специфические черты современных концепций производственной демократии в менеджменте.
Охарактеризуйте методологическую специфику исследования организации различными школами менеджмента.
Каково влияние НТП на развитие различных школ и направлений науки менеджмента?
4. Как оценивается различными школами менеджмента явление организационной культуры?
Каковы специфические черты стратегического планирования в рыночной и плановой моделях экономики?
В чем состоят особенности Бостонской модели стратегического планирования?
Сформулируйте основные положения стратегии социальной сферы организации.
Каков предел возможных корректив и отклонений в стратегическом менеджменте?
В чем состоит государственная выгода поддержки инновационной деятельности предприятий?
Сформулируйте критерии оценки эффективной инновации в социальной подсистеме организации.
Перечислите возможные способы уменьшения риска при коммерческой поддержке инноваций?
В чем состоят позитивные и негативные стороны конкуренции по отношению к инновационной деятельности организации?
В чем состоит специфика оперативного управления производством?
Какое влияние оказывает НТП на различные технологии производственного менеджмента?
4. Назовите основные элементы социально-технической системы современной организации.
Раскройте роль малой группы в организации как ретранслятора информации фирмы, внешней среды и общества отдельному индивиду.
Каковы особенности организационного поведения менеджера в зависимости от его места в организационной иерархии?
Каковы роль механизмов сплочения и конфликта в реализации творческого потенциала работников организации?
Чем обусловлено интенсивное развитие теории управления конфликтами в конце ХХ века?
Каковы позитивные последствия внутриорганизационных конфликтов?
Какое значение приобретает в ходе конфликта исполнение менеджером нескольких социальных ролей в организации?
Сформулируйте источники личной и позиционной власти менеджера в организации.
Какие методы поведения эффективны для менеджера, находящегося в “зоне неопределенности” руководителя?
Каковы методы и цели группового контроля в организации?
Перечислите специфические черты феноменов лидерства и руководства менеджера в организации.
Сформулируйте критерии эффективности лидерства и руководства менеджера в организации.
Какие методы поощрения может использовать менеджер для достижения подчиненным организационных целей?
В чем состоит специфика мотивации работника в конце ХХ века?
Каково влияние понятия справедливости на мотивацию трудовой деятельности человека?
Сформулируйте различные виды “компенсационного пакета” внутри организации.
В чем состоит влияние НТП на коммуникации в организации?
Сформулируйте основные проблемы осуществления обратной связи в менеджменте.
Перечислите основные виды технико–технологических и социально-психологических “помех” в организации.
5. В чем состоит положительная роль внутриорганизационных слухов для менеджера?
Сформулируйте специфику характера и процедуры выработки современного управленческого решения.
Как зависит управленческое решение от стиля управления в организации?
Перечислите положительные и отрицательные моменты наличия альтернатив в процессе разработки, принятия и осуществления управленческого решения.
Каковы основные сложности построения карьеры в современных организациях?
Какие существуют методы развития творческого потенциала менеджера?
Сформулируйте основные преимущества и недостатки применения игровых методов в практике современного менеджмента.
Примерная тематика рефератов и курсовых работ
1. Менеджмент и предпринимательство, отношения собственности и управление производством.
2. Работник, профессиональная и социальная группы, организация как субъекты управленческих отношений.
3. Особенности менеджмента как науки и как искусства.
Система организации как единство динамических и структурных компонентов менеджмента.
Основные характеристики внешней среды организации.
Планирование, организация, мотивация и контроль – ключевые функции организации в современных концепциях управления.
Разновидности организационных целей и их подвижность.
Общие принципы системы научного управления Ф.У.Тейлора.
Функции и принципы управления А.Файоля; определение им необходимых качеств менеджеров.
“Синтетический подход” Л.Гьюлика и Л.Урвика - дальнейшая разработка теоретической и методологической базы классиков школы научного и административного менеджмента.
Характерные особенности школы человеческих отношений.
Идея “революции менеджеров” и развитие принципов школы “человеческих отношений” в современных условиях.
Понятие качества рабочей жизни и его основные методики.
Методология современных исследований в области менеджмента.
Ситуационный подход к исследованию феномена управления.
“Открытая” и “закрытая” организационные парадигмы менеджмента.
Принципиальное отличие стратегического планирования от планирования от достигнутого.
Модели и методики стратегического планирования.
Управление менеджером процессом реализации стратегии.
Проблема контроля в стратегическом менеджменте.
Основные источники инновации, ее постоянные и ситуационные проблемы и противоречия.
Влияние конкуренции на рынок инноваций.
Роль государственной поддержки в инновационной деятельности.
Основные типы плановых преобразований в организации.
Элементы социально - технического подхода в производственном менеджменте.
Современный этап развития информационной и технической систем производства в менеджменте.
Проблема оценки эффективности производства.
Методы обеспечения конкурентоспособности товаров, производимых фирмою.
Разновидности кадровой политики организации.
Влияние факторов гомогенности и гетерогенности группового состава на эффективность деятельности группы.
Проблемы внутригрупповой динамики.
Способы создания эффективных межгрупповых отношений: общие групповые цели и награды, организационная иерархия, совместные планы.
Конфликт в организации как социально – психологический процесс: фазы и механизмы протекания.
Специфика структурных, позиционных конфликтов в организации.
Сильные и слабые стороны переговоров как метода выхода из конфликтной ситуации.
Основные подходы к пониманию баланса власти в организации.
Основания позиционной власти в организации.
Соотношение власти и ответственности в организации.
Процесс возрастания уровней организации и проблема роста затрат на контроль.
Специфика рассмотрения феномена лидерства в теории менеджмента.
Эволюция концепций лидерства в рамках теории менеджмента.
Специфика ситуационного подхода к описанию лидерства.
Партисипативный менеджмент в современных организациях.
Соотношение понятий потребностей, мотивов, мотивации, стимулов, вознаграждений, интересов и целей.
Современные интерпретации пирамиды А.Маслоу Ж.Годфруа, Р.Инглехартом и С.Коссеном.
Современные механизмы обеспечения справедливости в организации.
Специфика коммуникаций в процессе управления организацией.
Обеспечение эффективной обратной связи в компаниях.
Невербальная коммуникация в практике менеджмента.
Технико-технологические и социально-психологические “помехи” в процессе организационной коммуникации.
Индивидуальные и коллективные управленческие решения: достоинства и недостатки.
Зависимость стиля принятия управленческого решения от структуры организационных отношений.
Рациональный и интуитивный подходы к выработке управленческого решения.
Способы привлечения работников к принятию решения как средство повышения результативности управления.
Организационные дилеммы и проблемы: безличность и отчуждение; противоречивость или потеря организацией цели; изменение типа или продукта организации.
Конфликты и стрессы современных управляющих: причины и способы устранения.
Проблема процесса управления изменениями в организации.
Примерный перечень вопросов к зачету по курсу “Основы менеджмента”
Объект и предмет изучения менеджмента.
Соотношение в науке управления понятий: менеджер, предприниматель, администратор и собственник.
Феномен организации в менеджменте, основные организационные классификации.
Особенности российского менеджмента в сравнении с зарубежными направлениями и школами.
Ключевые понятия и уровни менеджмента в организационной структуре. Проблема постановки организационных целей.
Специфика процессуального, системного и ситуационного восприятия организации в менеджменте.
Основные положения школы “социальных систем” Ч. Барнарда.
Сформулируйте основные цели и функции менеджмента в современной компании.
Вклад в развитие науки управления Ф.У.Тейлора, Ф. и Л.Гилбрет, Г.Гантта.
Вклад в развитие науки управления Г.Эмерсона и О.Шелдона. Теория бюрократической организации управления М.Вебера и ее роль в развитии менеджмента в ХХ веке.
Функции управления, принципы управления и перечень качеств управляющего по А.Файолю.
Проблемы школы научного и административного управления в середине ХХ века.
Основные принципы представителей доктрины человеческих отношений (М.П.Фоллетт, Э.Мэйо, Д.Мак-Грегор).
Программа “улучшения качества рабочей жизни” и ее основные составляющие.
Концепция производственной демократии в менеджменте.
Типы организационных систем Р.Килманна.
Теория конфликта Л.Козера. Особенности интерпретации организационного конфликта Р.Дарендорфом и М.Крозье.
Вклад в развитие науки управления П.Друкера.
Ключевые положения “открытой” и “закрытой” организационных парадигм современного менеджмента.
Предмет и функции современного стратегического менеджмента.
Основные альтернативные корпоративные стратегии У.Глюка; факторы определяющие структурную привлекательность сегмента рынка М.Портера.
SWOT – анализ и Бостонская модель стратегического планирования.
Основные методы и проблемы реализации изменений в организации и контроля за ними.
Понятия новшество, нововведение и инновация в науке управления и их основные характеристики.
Инновационная инфраструктура и характеристики ее основных составляющих.
Основные этапы инновационного процесса.
Понятие конкуренции и риска в инновационном менеджменте.
Производственный менеджмент: основные функции.
Основные характеристики составляющих системы производственных программ предприятия.
Основные разновидности производственных систем; составляющие системы оперативного управления производством.
Проблемы контроля и качества в производственном менеджменте и способы их решения.
Системы стратегического и тактического управления персоналом.
Основные подходы в построении кадровой политики.
Феномен малой группы в науке управления.
Понятия совместимости, сплоченности и конформности в менеджменте.
Организационный конфликт: отличительные черты и близкие к нему понятия.
Основные причины и стадии развития конфликта в организации.
Структурные параметры организационного конфликта. Типологии конфликтов в науке управления.
Структурные и межличностные методы управления конфликтами.
Феномен власти в менеджменте и близкие к нему понятия.
Основные виды властных отношений в организационном пространстве. Концепция зависимости власти в современном менеджменте.
Исследования властных отношений в организации Н.Макиавелли, М.Вебером, М.Крозье, П.Блау и Дж.Хомансом.
Понятия лидерства и руководства в менеджменте: сходства и различия; основные подходы.
Нормативистские модели лидерства и руководства в первой половине ХХ века.
Нормативистские модели лидерства и руководства во второй половине ХХ века.
Специфика ситуационного подхода к феномену лидерства в менеджменте.
Понятия потребности, мотива и вознаграждения: взаимосвязь, взаимовлияние и основные составляющие.
Содержательные теории мотивации.
Процессуальные теории мотивации в менеджменте.
Основные разновидности информации в современной науке управления.
Стадии коммуникационного процесса: отличительные черты и специфические проблемы.
Понятие коммуникационной сети в организации.
Проблема технико-технологических и социально-психологических “помех” в процессе организационной коммуникации.
Понятие, сущность, разновидности и качество организационного управленческого решения.
Типы управленческих решений, обусловленных индивидуальными различиями людей.
Специфика коллективного процесса принятия управленческого решения в менеджменте.
Основные ошибки и стратегии управляющего при принятии управленческих решений.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
№ | Наименование тем и разделов | ВСЕГО (часов) | Аудиторные занятия (час)В том числе | Самостоятельная работа | |
Лекции | Семинары | ||||
| Раздел I. Введение в теорию менеджмента | ||||
1. | Предмет и метод теории менеджмента | 12 | 4 | 4 | 4 |
2. | Цели и структурные элементы менеджмента в современной организации | 6 | 2 | 2 | 2 |
| Раздел II. Научные школы и направления теории менеджмента | ||||
3. | Школы научного и административного управления | 12 | 4 | 4 | 4 |
4. | Доктрина человеческих отношений | 8 | 2 | 2 | 4 |
5. | Различные школы теории менеджмента | 12 | 4 | 4 | 4 |
| Раздел III. Направления деятельности менеджера в организации | ||||
6. | Стратегический менеджмент | 8 | 2 | 2 | 4 |
7. | Инновационный менеджмент | 8 | 2 | 2 | 4 |
8. | Производственный менеджмент | 8 | 2 | 2 | 4 |
9. | Деятельность менеджера по управлению социально-психологическими отношениями в коллективе. | 8 | 2 | 2 | 4 |
10. | Управление конфликтами | 10 | 2 | 2 | 6 |
| Раздел IV. Функции менеджмента и связующие процессы в организации | ||||
11. | Проблема власти и контроля в менеджменте | 8 | 2 | 2 | 4 |
12 | Руководство и лидерство в менеджменте: принципы, стили и функции | 10 | 2 | 2 | 6 |
13. | Феномен мотивации в менеджменте | 10 | 2 | 2 | 6 |
14. | Коммуникации и информация в менеджменте | 8 | 2 | 1 | 5 |
15. | Разработка и принятие управленческого решения | 12 | 2 | 2 | 8 |
16. | Организационные патологии и пути решения менеджментом современных внутриорганизационных проблем | 10 | 2 | 2 | 6 |
| ИТОГО: | 150 | 38 | 37 | 75 |
IV. Форма итогового контроля – зачет.
V. Учебно-методическое обеспечение курса
Похожие документы:
Примерная программа дисциплины социальная психология федерального компонента цикла опд. Ф. 07 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"
Примерная программаПримерная программа дисциплины “Социальная психология” федерального компонента цикла ОПД.Ф.07 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности:Примерная программа дисциплины социология организаций федерального компонента цикла опд. Ф. 09 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 «Социология»
Примерная программаПримерная программа дисциплины «Социология организаций» федерального компонента цикла ОПД.Ф.09 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности:Примерная программа дисциплины социология труда и экономическая социология федерального компонента цикла опд. Ф. 08 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"
Примерная программаПримерная программа дисциплины “Социология труда и экономическая социология” федерального компонента цикла ОПД.Ф.08 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второгоПримерная программа дисциплины теория и практика социальной работы федерального компонента цикла опд. Ф. 22 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"
Примерная программаПримерная программа курса “Теория и практика социальной работы” фе дерального компонента цикла ОПД.Ф.22 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколенияПримерная программа дисциплины социальное прогнозирование и проектирование федерального компонента цикла опд. Ф. 14 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"
Примерная программаПримерная программа дисциплины “Социальное прогнозирование и проектирование” федерального компонента цикла ОПД.Ф.14 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго