Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Публичный отчет'
Данные о членстве аудитора в саморегулируемых организациях аудиторов: ООО «Аудиторская фирма «Аудит-Комплекс» является действительным членом Некоммерч...полностью>>
'Документ'
Организация проекта по переходу к предоставлению муниципальных (государственных) услуг на базе межведомственного и межуровневого информационного взаим...полностью>>
'Документ'
Итак! Многие ждали его с нетерпением, и вот он перед нами — Лунный лексикон, настольная книга для тех, кто хочет делать всё в своей жизни «в нужный м...полностью>>
'Документ'
Алмаз — минерал, кубическая аллотропная форма углерода. При нормальных условиях метастабилен и может существовать неограниченно долго, превращаясь в ...полностью>>

Примерная программа дисциплины основы менеджмента федерального компонента цикла опд. Ф. 11 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"

Главная > Примерная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Примерные контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Раскройте специфику различных трактовок термина “менеджмент”.

  2. Каково соотношение теории менеджмента с социологией организаций, социальной психологией и экономической социологией?

  3. Чем обусловлен повышенный интерес к науке управления в конце ХХ века?

  4. В чем состоит специфика российского менеджмента в сравнении с зарубежными направлениями и школами?

  5. Чем обусловлено наличие различных классификаций целей и функций современной организации?

  6. Сформулируйте основные цели и функции менеджмента в современной компании?

  7. Каково влияние интуиции и культуры менеджера на формирование и развитие организационных целей?

  8. В чем состоит специфика школы научного и административного управления?

  9. Какие элементы системы “достигающего рабочего” и “достигающего управляющего” являются неадекватными менеджменту конца ХХ века?

  10. Сформулируйте основные методы борьбы с бюрократией, практикуемые в современных зарубежных и отечественных организациях?

  11. В чем состоит специфика школы научного и административного управления?

  12. Какие элементы системы “достигающего рабочего” и “достигающего управляющего” являются неадекватными менеджменту конца ХХ века?

  13. Сформулируйте основные методы борьбы с бюрократией, практикуемые в современных зарубежных и отечественных организациях?

  14. Каково значение хоторнских экспериментов Э.Мэйо в развитии теории управления?

  15. Какое влияние оказывает НТП на рестрикционизм работников в современных организациях?

  16. Охарактеризуйте специфические черты современных концепций производственной демократии в менеджменте.

  17. Охарактеризуйте методологическую специфику исследования организации различными школами менеджмента.

  18. Каково влияние НТП на развитие различных школ и направлений науки менеджмента?

  19. 4. Как оценивается различными школами менеджмента явление организационной культуры?

  20. Каковы специфические черты стратегического планирования в рыночной и плановой моделях экономики?

  21. В чем состоят особенности Бостонской модели стратегического планирования?

  22. Сформулируйте основные положения стратегии социальной сферы организации.

  23. Каков предел возможных корректив и отклонений в стратегическом менеджменте?

  24. В чем состоит государственная выгода поддержки инновационной деятельности предприятий?

  25. Сформулируйте критерии оценки эффективной инновации в социальной подсистеме организации.

  26. Перечислите возможные способы уменьшения риска при коммерческой поддержке инноваций?

  27. В чем состоят позитивные и негативные стороны конкуренции по отношению к инновационной деятельности организации?

  28. В чем состоит специфика оперативного управления производством?

  29. Какое влияние оказывает НТП на различные технологии производственного менеджмента?

  30. 4. Назовите основные элементы социально-технической системы современной организации.

  31. Раскройте роль малой группы в организации как ретранслятора информации фирмы, внешней среды и общества отдельному индивиду.

  32. Каковы особенности организационного поведения менеджера в зависимости от его места в организационной иерархии?

  33. Каковы роль механизмов сплочения и конфликта в реализации творческого потенциала работников организации?

  34. Чем обусловлено интенсивное развитие теории управления конфликтами в конце ХХ века?

  35. Каковы позитивные последствия внутриорганизационных конфликтов?

  36. Какое значение приобретает в ходе конфликта исполнение менеджером нескольких социальных ролей в организации?

  37. Сформулируйте источники личной и позиционной власти менеджера в организации.

  38. Какие методы поведения эффективны для менеджера, находящегося в “зоне неопределенности” руководителя?

  39. Каковы методы и цели группового контроля в организации?

  40. Перечислите специфические черты феноменов лидерства и руководства менеджера в организации.

  41. Сформулируйте критерии эффективности лидерства и руководства менеджера в организации.

  42. Какие методы поощрения может использовать менеджер для достижения подчиненным организационных целей?

  43. В чем состоит специфика мотивации работника в конце ХХ века?

  44. Каково влияние понятия справедливости на мотивацию трудовой деятельности человека?

  45. Сформулируйте различные виды “компенсационного пакета” внутри организации.

  46. В чем состоит влияние НТП на коммуникации в организации?

  47. Сформулируйте основные проблемы осуществления обратной связи в менеджменте.

  48. Перечислите основные виды технико–технологических и социально-психологических “помех” в организации.

  49. 5. В чем состоит положительная роль внутриорганизационных слухов для менеджера?

  50. Сформулируйте специфику характера и процедуры выработки современного управленческого решения.

  51. Как зависит управленческое решение от стиля управления в организации?

  52. Перечислите положительные и отрицательные моменты наличия альтернатив в процессе разработки, принятия и осуществления управленческого решения.

  53. Каковы основные сложности построения карьеры в современных организациях?

  54. Какие существуют методы развития творческого потенциала менеджера?

  55. Сформулируйте основные преимущества и недостатки применения игровых методов в практике современного менеджмента.

Примерная тематика рефератов и курсовых работ

1. Менеджмент и предпринимательство, отношения собственности и управление производством.

2. Работник, профессиональная и социальная группы, организация как субъекты управленческих отношений.

3. Особенности менеджмента как науки и как искусства.

  1. Система организации как единство динамических и структурных компонентов менеджмента.

  2. Основные характеристики внешней среды организации.

  3. Планирование, организация, мотивация и контроль – ключевые функции организации в современных концепциях управления.

  4. Разновидности организационных целей и их подвижность.

  5. Общие принципы системы научного управления Ф.У.Тейлора.

  6. Функции и принципы управления А.Файоля; определение им необходимых качеств менеджеров.

  7. “Синтетический подход” Л.Гьюлика и Л.Урвика - дальнейшая разработка теоретической и методологической базы классиков школы научного и административного менеджмента.

  8. Характерные особенности школы человеческих отношений.

  9. Идея “революции менеджеров” и развитие принципов школы “человеческих отношений” в современных условиях.

  10. Понятие качества рабочей жизни и его основные методики.

  11. Методология современных исследований в области менеджмента.

  12. Ситуационный подход к исследованию феномена управления.

  13. “Открытая” и “закрытая” организационные парадигмы менеджмента.

  14. Принципиальное отличие стратегического планирования от планирования от достигнутого.

  15. Модели и методики стратегического планирования.

  16. Управление менеджером процессом реализации стратегии.

  17. Проблема контроля в стратегическом менеджменте.

  18. Основные источники инновации, ее постоянные и ситуационные проблемы и противоречия.

  19. Влияние конкуренции на рынок инноваций.

  20. Роль государственной поддержки в инновационной деятельности.

  21. Основные типы плановых преобразований в организации.

  22. Элементы социально - технического подхода в производственном менеджменте.

  23. Современный этап развития информационной и технической систем производства в менеджменте.

  24. Проблема оценки эффективности производства.

  25. Методы обеспечения конкурентоспособности товаров, производимых фирмою.

  26. Разновидности кадровой политики организации.

  27. Влияние факторов гомогенности и гетерогенности группового состава на эффективность деятельности группы.

  28. Проблемы внутригрупповой динамики.

  29. Способы создания эффективных межгрупповых отношений: общие групповые цели и награды, организационная иерархия, совместные планы.

  30. Конфликт в организации как социально – психологический процесс: фазы и механизмы протекания.

  31. Специфика структурных, позиционных конфликтов в организации.

  32. Сильные и слабые стороны переговоров как метода выхода из конфликтной ситуации.

  33. Основные подходы к пониманию баланса власти в организации.

  34. Основания позиционной власти в организации.

  35. Соотношение власти и ответственности в организации.

  36. Процесс возрастания уровней организации и проблема роста затрат на контроль.

  37. Специфика рассмотрения феномена лидерства в теории менеджмента.

  38. Эволюция концепций лидерства в рамках теории менеджмента.

  39. Специфика ситуационного подхода к описанию лидерства.

  40. Партисипативный менеджмент в современных организациях.

  41. Соотношение понятий потребностей, мотивов, мотивации, стимулов, вознаграждений, интересов и целей.

  42. Современные интерпретации пирамиды А.Маслоу Ж.Годфруа, Р.Инглехартом и С.Коссеном.

  43. Современные механизмы обеспечения справедливости в организации.

  44. Специфика коммуникаций в процессе управления организацией.

  45. Обеспечение эффективной обратной связи в компаниях.

  46. Невербальная коммуникация в практике менеджмента.

  47. Технико-технологические и социально-психологические “помехи” в процессе организационной коммуникации.

  48. Индивидуальные и коллективные управленческие решения: достоинства и недостатки.

  49. Зависимость стиля принятия управленческого решения от структуры организационных отношений.

  50. Рациональный и интуитивный подходы к выработке управленческого решения.

  51. Способы привлечения работников к принятию решения как средство повышения результативности управления.

  52. Организационные дилеммы и проблемы: безличность и отчуждение; противоречивость или потеря организацией цели; изменение типа или продукта организации.

  53. Конфликты и стрессы современных управляющих: причины и способы устранения.

  54. Проблема процесса управления изменениями в организации.

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу “Основы менеджмента”

  1. Объект и предмет изучения менеджмента.

  2. Соотношение в науке управления понятий: менеджер, предприниматель, администратор и собственник.

  3. Феномен организации в менеджменте, основные организационные классификации.

  4. Особенности российского менеджмента в сравнении с зарубежными направлениями и школами.

  5. Ключевые понятия и уровни менеджмента в организационной структуре. Проблема постановки организационных целей.

  6. Специфика процессуального, системного и ситуационного восприятия организации в менеджменте.

  7. Основные положения школы “социальных систем” Ч. Барнарда.

  8. Сформулируйте основные цели и функции менеджмента в современной компании.

  9. Вклад в развитие науки управления Ф.У.Тейлора, Ф. и Л.Гилбрет, Г.Гантта.

  10. Вклад в развитие науки управления Г.Эмерсона и О.Шелдона. Теория бюрократической организации управления М.Вебера и ее роль в развитии менеджмента в ХХ веке.

  11. Функции управления, принципы управления и перечень качеств управляющего по А.Файолю.

  12. Проблемы школы научного и административного управления в середине ХХ века.

  13. Основные принципы представителей доктрины человеческих отношений (М.П.Фоллетт, Э.Мэйо, Д.Мак-Грегор).

  14. Программа “улучшения качества рабочей жизни” и ее основные составляющие.

  15. Концепция производственной демократии в менеджменте.

  16. Типы организационных систем Р.Килманна.

  17. Теория конфликта Л.Козера. Особенности интерпретации организационного конфликта Р.Дарендорфом и М.Крозье.

  18. Вклад в развитие науки управления П.Друкера.

  19. Ключевые положения “открытой” и “закрытой” организационных парадигм современного менеджмента.

  20. Предмет и функции современного стратегического менеджмента.

  21. Основные альтернативные корпоративные стратегии У.Глюка; факторы определяющие структурную привлекательность сегмента рынка М.Портера.

  22. SWOT – анализ и Бостонская модель стратегического планирования.

  23. Основные методы и проблемы реализации изменений в организации и контроля за ними.

  24. Понятия новшество, нововведение и инновация в науке управления и их основные характеристики.

  25. Инновационная инфраструктура и характеристики ее основных составляющих.

  26. Основные этапы инновационного процесса.

  27. Понятие конкуренции и риска в инновационном менеджменте.

  28. Производственный менеджмент: основные функции.

  29. Основные характеристики составляющих системы производственных программ предприятия.

  30. Основные разновидности производственных систем; составляющие системы оперативного управления производством.

  31. Проблемы контроля и качества в производственном менеджменте и способы их решения.

  32. Системы стратегического и тактического управления персоналом.

  33. Основные подходы в построении кадровой политики.

  34. Феномен малой группы в науке управления.

  35. Понятия совместимости, сплоченности и конформности в менеджменте.

  36. Организационный конфликт: отличительные черты и близкие к нему понятия.

  37. Основные причины и стадии развития конфликта в организации.

  38. Структурные параметры организационного конфликта. Типологии конфликтов в науке управления.

  39. Структурные и межличностные методы управления конфликтами.

  40. Феномен власти в менеджменте и близкие к нему понятия.

  41. Основные виды властных отношений в организационном пространстве. Концепция зависимости власти в современном менеджменте.

  42. Исследования властных отношений в организации Н.Макиавелли, М.Вебером, М.Крозье, П.Блау и Дж.Хомансом.

  43. Понятия лидерства и руководства в менеджменте: сходства и различия; основные подходы.

  44. Нормативистские модели лидерства и руководства в первой половине ХХ века.

  45. Нормативистские модели лидерства и руководства во второй половине ХХ века.

  46. Специфика ситуационного подхода к феномену лидерства в менеджменте.

  47. Понятия потребности, мотива и вознаграждения: взаимосвязь, взаимовлияние и основные составляющие.

  48. Содержательные теории мотивации.

  49. Процессуальные теории мотивации в менеджменте.

  50. Основные разновидности информации в современной науке управления.

  51. Стадии коммуникационного процесса: отличительные черты и специфические проблемы.

  52. Понятие коммуникационной сети в организации.

  53. Проблема технико-технологических и социально-психологических “помех” в процессе организационной коммуникации.

  54. Понятие, сущность, разновидности и качество организационного управленческого решения.

  55. Типы управленческих решений, обусловленных индивидуальными различиями людей.

  56. Специфика коллективного процесса принятия управленческого решения в менеджменте.

  57. Основные ошибки и стратегии управляющего при принятии управленческих решений.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

Наименование тем и разделов

ВСЕГО (часов)

Аудиторные занятия (час)

В том числе

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Раздел I. Введение в теорию менеджмента

1.

Предмет и метод теории менеджмента

12

4

4

4

2.

Цели и структурные элементы менеджмента в современной организации

6

2

2

2

Раздел II. Научные школы и направления теории менеджмента

3.

Школы научного и административного управления

12

4

4

4

4.

Доктрина человеческих отношений

8

2

2

4

5.

Различные школы теории менеджмента

12

4

4

4

Раздел III. Направления деятельности менеджера в организации

6.

Стратегический менеджмент

8

2

2

4

7.

Инновационный менеджмент

8

2

2

4

8.

Производственный менеджмент

8

2

2

4

9.

Деятельность менеджера по управлению социально-психологическими отношениями в коллективе.

8

2

2

4

10.

Управление конфликтами

10

2

2

6

Раздел IV. Функции менеджмента и связующие процессы в организации

11.

Проблема власти и контроля в менеджменте

8

2

2

4

12

Руководство и лидерство в менеджменте: принципы, стили и функции

10

2

2

6

13.

Феномен мотивации в менеджменте

10

2

2

6

14.

Коммуникации и информация в менеджменте

8

2

1

5

15.

Разработка и принятие управленческого решения

12

2

2

8

16.

Организационные патологии и пути решения менеджментом современных внутриорганизационных проблем

10

2

2

6

ИТОГО:

150

38

37

75

IV. Форма итогового контроля – зачет.

V. Учебно-методическое обеспечение курса



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная программа дисциплины социальная психология федерального компонента цикла опд. Ф. 07 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины “Социальная психология” федерального компонента цикла ОПД.Ф.07 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности:
  2. Примерная программа дисциплины социология организаций федерального компонента цикла опд. Ф. 09 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 «Социология»

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Социология организаций» федерального компонента цикла ОПД.Ф.09 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности:
  3. Примерная программа дисциплины социология труда и экономическая социология федерального компонента цикла опд. Ф. 08 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины “Социология труда и экономическая социология” федерального компонента цикла ОПД.Ф.08 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго
  4. Примерная программа дисциплины теория и практика социальной работы федерального компонента цикла опд. Ф. 22 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"

    Примерная программа
    Примерная программа курса “Теория и практика социальной работы” фе дерального компонента цикла ОПД.Ф.22 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  5. Примерная программа дисциплины социальное прогнозирование и проектирование федерального компонента цикла опд. Ф. 14 Гос впо второго поколения по специальности: 020300 "Социология"

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины “Социальное прогнозирование и проектирование” федерального компонента цикла ОПД.Ф.14 составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго

Другие похожие документы..