Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
03. 008 АН 340 3 года 0 .03. 011 Малинина Антонина Григорьевна Санкт-Петербург ООО «Александр» 0 ....полностью>>
'Публичный отчет'
Разработка проектов нормативно правовых актов Главы администрации МО «Кузоватовский район», во исполнение нормативных правовых актов Председателя Прав...полностью>>
'Программа'
Горы – величавые, молчаливые, покоренные и непокорные, раскинули свои вершины по Южному Уралу. Одни ближе, другие дальше, одни темнеют лесом, другие ...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
Понятие и характеристика основных элементов финансовой отчетности. Виды стоимостного измерения элементов финансовой отчетности....полностью>>

Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» киров (2)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ивэсэп

ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ

И ПРАВА» В Г. КИРОВЕ

КРИМИНОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

по направлению: 030500 – «Юриспруденция»,

по специальности: 030501 – «Юриспруденция»

КИРОВ

2008

ББК 67.51

К 82

Криминология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.-сост. П.Н. Фещенко. – Киров: филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, 2008. – 55 с.

Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к изданию на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин, протокол № 1 от 20.09.2007 г.

Автор-составитель: канд. юрид. наук, доцент П.Н. Фещенко

Рецензент: канд. юрид. наук Ю.Н. Петухов

Ответственный редактор: директор филиала НОУ ВПО

«СПбИВЭСЭП» в г. Кирове, доктор педагогических наук, профессор И.М. Машаров

© филиал НОУ ВПО «СПбИВЭСЭП»
в г. Кирове, 2008

© Фещенко П.Н., 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История криминологии как самостоятельной науки берет свое начало в первой половине XIX в., когда наблюдалось бурное развитие наук об обществе, человеке, расширялись знания в обла­сти применения естественнонаучных методов, которые стали ока­зывать влияние и на общественные науки. При этом на становле­ние и развитие криминологии повлияли четыре основных направ­ления исследований: 1) антропологические; 2) статистическое; 3) социологическое; 4) социально-правовое.

Основоположником антропологических исследований был основатель френологии (учение о локализации в различных уча­стках мозга отдельных психических способностей, диагностируе­мых путем ощупывания внешнего рельефа черепа) австрийский врач Франц Йозеф Галль (1758-1825), который разделил людей, совершающих преступления, на несколько категорий и тем са­мым положил начало биологической классификации преступни­ков. Позднее идею о природном преступнике весьма ярко и эмо­ционально обосновал итальянский профессор судебной медици­ны Чезаре Ломброзо (1836-1909). Взгляды Ломброзо развивали его ученики: Рафаэль Гарофало и Энрико Ферри. Впрочем, они в значительной степени трансформировали идеи своего учителя в сторону социальных причин преступности. В России были близ­ки антропологическому направлению работы П.Н. Тарковского, Д.А. Чиша, Д. Дриля.

Специальные статистические исследования преступности про­водили А. Хвостов в России, А. Герри во Франции, Э. Дюкнетьо в Бельгии. Значимость подобных исследований наиболее ярко была продемонстрирована бельгийским математиком Лам-бером Адольфом Жаком Кетле (1796-1874). Именно он в свое вре­мя на одном из заседаний Бельгийской Королевской Академии сделал доклад, основные положения которого были опубликованы от­дельным изданием «Человек и развитие его способностей, или Опыт общественной физики» в 1836 г., где Кетле выдвинул положение, что существует бюджет, который уплачивается обществом с порази­тельной последовательностью: это бюджет темниц, каторги, эша­фотов. Кетле – один из немногих исследователей причин преступ­ности, которому за его достижения поставили памятник в центре Брюсселя.

Социологическое направление чаще всего связывают с именем французского ученого Эмиля Дюркгейма (1858-1917), который утверждал, что преступность есть фактор общественного здоро­вья. С ходом прогресса, по его мнению, виды поведения, ранее не вызывавшие негативной общественной реакции, постепенно ста­новятся уголовно-воспрещенными, и наоборот.

Развитие социально-правовых исследований заставило обра­тить внимание на причины нарушений норм права и необходи­мость их учета при реагировании на преступления. Постепенно возникло учение об уголовной политике, пионерами которого сле­дует считать Ф. Листа, Ван-Гамеля, в России – М.В. Духовского, И.Я. Фойницкого, М.П. Чубинского.

Франц фон Лист (1851-1919) родился в Вене в семье генерал-прокурора Австрии. Он одним из первых сформулировал концеп­цию общего и специального предупреждения преступности, со­ставными элементами которой он считал устрашение, исправле­ние и обезвреживание преступника.

Интересно, что зарождавшуюся науку ученые называли по-раз­ному. Так, Энрико Ферри (1856-1928) полагал, что ее следует на­зывать «уголовной социологией», Ван-Гамель считал, что более правильное название – «уголовная этиология». В 1890 г. проку­рор кассационного суда в Риме барон Рафаэль Гарофало (1852-1934) назвал свою вышедшую в 1890 г. книгу «криминология». Слово «криминология» состоит из латинского корня «сrimen» (преступление) и греческого «logos» (учение). Вскоре этот термин получил всеобщее признание.

Таким образом, очевидно, что криминология является относи­тельно молодой междисциплинарной наукой, вышедшей из недр уголовного права.

Именно поэтому криминология самым тесным образом связа­на, прежде всего, с науками уголовно-правового цикла, но также и с психологией, психиатрией, социологией, статистикой, судебной медициной и другими науками.

На современном этапе формирования правового государства всемерное укрепление законности и правопорядка, обеспечение надежных гарантий защиты конституционных прав и свобод

граждан, а также неукоснительное выполнение ими обязанностей по отношению к обществу, государству и друг к другу продолжает ос­таваться одной из важнейших задач развития Российской Федера­ции.

В этих условиях студентам необходимы глубокие знания о пре­ступности, сущности и формах ее проявления, причинах и законо­мерностях возникновения, существования и изменения, а также о личности преступника в целях более успешной борьбы с этим со­циальным злом.

Изучение курса криминологии предполагает не только исполь­зование учебников и пособий, но и постоянный анализ таких важ­нейших источников, как законы Российской Федерации, указы Президента, постановления и решения Правительства, а также другие документы (например, приказы Генерального прокурора, ведомственные документы МВД, Министерства юстиции и т.д.), в которых затрагиваются вопросы борьбы с преступностью, а также УК, УПК и УИК РФ. При изучении криминологии студенты долж­ны научиться пользоваться статистическими данными о состоянии преступности в стране и регионах, публикуемыми в средствах мас­совой информации или в специальных сборниках правоохрани­тельных органов, материалами судебной практики, публикуемыми в специальных сборниках, постановлений Пленума Верховного Суда РФ и в журнале «Бюллетень Верховного Суда РФ». Кроме то­го, студентам следует использовать практические и теоретические материалы, публикуемые в журналах «Законность», «Российская юстиция», «Государство и право», «Правоведение», «Прокурорская и следственная практика», «Черные дыры в российском зако­нодательстве» и др.

Цели и задачи курса

Преступность как явление всегда интересовала не только специалистов разных направлений, но и всех людей. Человечество живет в страхе перед преступностью и столько, сколько оно существует, ищет методы и средства борьбы с ней.

Для того чтобы вести борьбу с преступностью, ее надо познать. Со временем появились ученые, занявшиеся этой проблемой; постепенно сформировалась и наука, получившая название «криминология». Эта наука среди других общественных наук и юридических, в частности, сравнительно молода – ей всего около 150 лет.

На своем пути криминология прошла этапы объяснения преступности с теологических и антропологических позиций, позиций теории факторов и «социальной физики», классовых подходов марксистской школы и психоанализа Зигмунда Фрейда, выделила феномен «беловоротничковой преступности», социальной дезорганизации и многое другое, без осмысления чего невозможно правильно разобраться в происходящих сегодня событиях и выработать верные подходы воздействия на преступность.

По своей сути криминология – гуманистическая наука, поскольку ее цель – познание преступности, уяснение причин этого отрицательного явления, изучение личности преступника и разработка мер предупреждения преступлений и обращения с теми, кого само общество сделало преступниками.

Криминология – весьма практичная наука. Она включает в себя и понимание проблемы преступности в целом, и понимание того, что общество может сделать в борьбе с ней, какими средствами и методами оно обязано пользоваться с учетом состояния, характера, структуры преступности, какие меры в борьбе с преступностью первичны, какие вторичны, каково место правоохранительных органов в борьбе с преступностью, что первично в этой борьбе – закон и наказание или меры экономического, социального, воспитательного плана.

Криминология дает понимание того, что борьба с преступностью – это не одноразовые кампании по ликвидации преступности как таковой в целом либо отдельных ее видов, не создание грандиозных «общегосударственных» планов, не объявление «войны» преступности и провозглашение громких, но бесполезных лозунгов, а кропотливая, повседневная работа всех систем государства и общества1.

Криминологические знания особенно необходимы сегодня, когда разрушена старая советская система предупреждения преступности, а новые подходы не дают желательного результата.

Преступность в России растет и становится все более опасной. В обществе происходит негативная трансформация морали и права путем скачкообразного приспособления их к современному аморальному, противоправному и преступному массовому поведению.

Оказавшись неподготовленными к жизни в новых рыночных условиях, опустившись в результате дефолта и экономических


реформ ниже черты бедности, огромные массы населения России стали легкой добычей шарлатанов, обещающих быстрый заработок через финансовые пирамиды, получение работы за границей, быстрое излечение от недугов и т.п.

Так, только за 2004 г. правоохранительными органами вскрыт 116161 факт мошенничества (по отношению к предыдущему году рост составил 42,3%). Легкой добычей для насильников, воров, и грабителей стали миллионы бездомных детей, наркоманов, алкоголиков, безработных, проституток. Потенциальную уязвимость (виктимность) от акций террористов приобрело в последнее время практически все население.

По данным МВД России за 2005 г.:

число зарегистрированных преступлений увеличилось почти на 25% и достигло 3,5 млн. по сравнению с 1,5 млн. в 1985 г. И это при уменьшении населения России почти на 1 млн. в год;

ущерб от выявленных преступлений экономической направленности за год вырос в 5 раз;

доля преступности несовершеннолетних по некоторым регионам уже доходит почти до 30% .

В 2006 г. прирост преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, вырос по отношению к предыдущему году на 37,3%.

В январе-декабре 2006 г. органами внутренних дел было рас­смотрено 19,3 млн. заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях. Почти по каждому шестому сообщению принято решение о возбуждении уголовного дела. Всего возбуждено 3 млн. 262,6 тыс. уголовных дел, что на 11,5% превышает аналогичный период прошлого года.

За этот период зарегистрировано 3 млн. 855,4 тыс. преступлений, или на 8,5% больше, чем за январь-декабрь 2005 г. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 69 субъектах Российской Федерации, снижение – в 20 субъектах.

В 2007 г. по большинству показателей фиксируется спад преступности на 10-20 и более процентов, что также требует криминологического анализа данной ситуации2.


По самым скромным подсчетам, с начала президентства В.В. Путина в качест­ве обвиняемых, подозреваемых и уже осужденных

по конкретным уголов­ным делам выступили: 15 губернато­ров, глав республик, председателей правительств регионов; 22 вице-гу­бернатора; 15 мэров краевых, обла­стных, республиканских центров и 9 их заместителей; 2 спикера город­ских Дум...

Цели курса:

– знакомство с современным научным пониманием криминологического подхода к исследованию преступности;

– определение причин и условий преступности, особенностей криминологических характеристик преступников и их жертв;

– видение современных подходов к предупредительно-про­фи­лактической деятельности и проблемам их реализации.

Частными целями при этом являются:

– овладение знаниями в соответствии с задачами и требованиями программы курса;

– формирование навыков криминологического мышления, оценки криминологической ситуации;

– выработка умения делать анализ криминологической обстановки в регионе, проводить эмпирические исследования, осуществлять планирование предупреждения преступности.

При изучении курса «Криминология» делается упор на рассмотрение как общетеоретических положений, так и особенностей решения задач криминологической профилактики различных видов преступности: политической, коррупционной, корыстной, экономической, экологической, женской, преступности несовершеннолетних и т.д.; делается акцент на актуализацию материала применительно к сегодняшним условиям, выработку умения анализировать ситуацию и уметь противодействовать преступным посягательствам.

Большое внимание уделяется проблемам формирования у студентов осмотрительности и привития навыков безопасного поведения в аспекте виктимологического предупреждения преступности.

Задачи курса:

– представление преступности как сложного социального явления, продукта общества, элемента социальной системы;

– рассмотрение закономерности генезиса, существования и динамики преступности и отдельных ее видов, их взаимосвязи с другими элементами социальной системы (экономикой, политикой, различными проявлениями социальных девиаций и др.);

– знакомство с основными криминологическими концепциями;

– раскрытие механизма индивидуального преступного поведения;

– объяснение места и значения социального контроля, различных его принципов, институтов, механизмов, методов противодействия общества и государства преступным проявлениям и защите от них каждого члена общества.

В результате изучения курса студенты должны:

1) Иметь представление о(об):

– содержании криминологического подхода к пониманию преступности, ее причин и условий;

– личности преступника;

– методах предупредительно-профилактической деятельности;

– истории криминологии и ее современном состоянии в России и за рубежом, месте среди других наук;

– научных криминологических школах, проблемах и тенденциях их развития.

2) Знать:

– основные криминологические понятия;

– методы криминологических исследований;

– историю криминологии;

– основные характеристики преступности;

– классификацию причин и условий преступности;

– виды виктимности;

– особенности формирования общественно опасной личности;

– составные части (структуру) личности преступника и механизм преступного поведения, их взаимодействие и связь с внешней средой;

– общие подходы к предупреждению преступности и особенности их применения для общесоциального и специально-крими­нологического предупреждения конкретных видов преступности.

3) Уметь:

– разрабатывать криминологическую характеристику преступности применительно к конкретным условиям места и времени, рассчитывать ее количественные (уровень, коэффициент, динамика) и качественные (структура и характер) характеристики;

– готовить и проводить криминологические исследования с использованием опроса, анкетирования, интервьюирования и иных методов;

– проводить криминологическое изучение личности преступника, в том числе готовить и реализовывать планы выявления причин неэффективной социализации, деформаций в правосознании, потребностно-мотивационной сфере и иерархии ценностей, определять криминологический тип преступника по нескольким основаниям;

– выявлять и классифицировать причины и условия преступности, готовить представления по их устранению в адрес должностных лиц;

– проводить виктимологическую оценку жертв преступных посягательств и разрабатывать мероприятия по виктимологической профилактике применительно к различным видам виктимности, лицам и категориям населения;

– прогнозировать изменения преступности и индивидуального преступного поведения, готовить планы профилактической деятельности применительно к территориям, категориям населения, видам преступности и конкретным лицам;

– владеть приемами и навыками безопасного личного поведения, направленного на предотвращение виктимогенных ситуаций и устранение личностной и ситуативной виктимности.

Виды занятий и методики обучения

Учебными планами подготовки юристов в Кировском филиале СПбИВЭСЭП предусмотрено изучение курса «Криминология» в объеме 14 часов аудиторных занятий.

Изучение курса осуществляется в одном семестре с последующей подготовкой контрольной работы и сдачей экзамена.

От студентов требуется не только глубокое знание общих подходов в сфере борьбы с преступностью, но и умение правильно объяснить происходящие события, высказать и аргументировать свою точку зрения.

Основными формами получения знаний по данному курсу будут лекции, семинарские занятия, консультации, научно-исследо­вательская и самостоятельная работа.

Теоретические занятия (лекции) организуются по потокам. Общий объем лекционного курса – 12 часов. На лекциях преподавателем используются аудиторные доски для представления схем, формул, графиков и иного подсобного материала, световые доски для демонстрации слайдов и иных материалов через соответствующую аппаратуру, компьютерный мультимедийный проектор.

Семинарское занятие проводится по группам. Учебным планом предусмотрен один двухчасовой семинар. В процессе рассмотрения вынесенных на семинар вопросов могут использоваться такие формы проведения занятий, как сообщение, дискуссия, ролевая игра и т.д. Могут применяться ТСО для демонстрации проблемного видеосюжета или условия задачи, мультимедийные средства для презентации выступлений и т.п.

Самостоятельная работа. Нормативный объем самостоятельной работы студентов для данной дисциплины установлен в объеме 130 часов.

Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение учебной, учебно-методической и специальной литературы, нормативных актов, их конспектирование, обобщение положительной практики органов внутренних дел, суда, прокуратуры и других органов в сфере борьбы с преступностью и подготовку письменных контрольных работ.

Кроме того, студентам рекомендуется завести папку с подборками сообщений, публикуемых в специальных юридических журналах и СМИ, касающихся самых последних решений Правительства и иных органов власти в сфере борьбы с преступностью, сообщений о реализованных операциях правоохранительных органов и т.п.

Главная задача самостоятельной работы – приобретение научных знаний путем изучения рекомендованной литературы, поисков дополнительной информации для ответов на контрольные вопросы, формирование интереса к творчеству и решению профессиональных вопросов, изучение тематики курса в полном объеме.

Формы контроля

Оперативный контроль

В процессе изложения теоретического материала преподаватель возвращается к пройденным ранее темам, заостряя внимание студентов на основных терминах и понятиях, рассматривая примеры современной практики борьбы с преступностью и выясняя мнение студентов по существу поднимаемых вопросов, объясняя криминологический аспект широко обсуждаемых в СМИ преступлений.

Так, например, рассмотрение очередного элемента предмета «Криминология» начинается с отображения на доске схематичного представления всех элементов с указанием на содержание пройденного и суть нового материала, а рассмотрение конкретного вида преступности – с отображения схемы ее 10 основных характеристик, рассмотренных ранее.

Рубежный контроль

В процессе семестра после изучения теоретического материала студенты, используя материалы УМК, самостоятельно отрабатывают соответствующие варианты контрольных заданий и готовят письменные работы, направляемые в установленном порядке для проверки.

При наличии серьезных замечаний контрольные работы возвращаются студенту для исправления и переработки. Кроме того, студент готовится к предстоящему экзамену, ориентируясь на представленные в УМК вопросы.

Итоговый контроль

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусматривается экзамен. К экзамену допускаются студенты, получившие «зачет» по контрольной работе в установленные учебным планом сроки.

Экзамен может быть сдан устно преподавателю по билетам или заменен по желанию студента прохождением тестирования на компьютере в установленные для группы сроки.

Полученную в ходе тестирования оценку преподаватель заносит в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. При желании улучшить оценку студент может сдавать экзамен на общих основаниях.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (3)

    Учебно-методический комплекс
    Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  2. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 Юриспруденция, по специальности: 030501 Юриспруденция Киров

    Учебно-методический комплекс
    Экологическое право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – Юриспруденция, по специальности: 030501 – Юриспруденция / авт.-сост. В.А. Клочков.
  3. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (1)

    Учебно-методический комплекс
    История политических и правовых учений: учебно-мето­ди­ческий комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция«, по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  4. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция» по специальности: 030501 «Юриспруденция» киров (1)

    Учебно-методический комплекс
    Правовое регулирование рынка ценных бумаг: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  5. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция» по специальности: 030501 «Юриспруденция» киров (2)

    Учебно-методический комплекс
    Правовое регулирование лизинга: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.

Другие похожие документы..