Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Методические указания'
В методических указаниях приведены рекомендации по изуче­нию программного материала, вопросы для самоконтроля, рекомен­дации по выполнению контрольно...полностью>>
'Документ'
Задачи:Образовательные:• Закрепить понятия: народная и литературная сказка.• Познакомить детей с разными видами сказок: волшебные, бытовые, сказки о ж...полностью>>
'Документ'
Мы хотим пожелать Вам на вашем школьном пути успехов в учебе и творчестве, радости от познания нового, удовольствия от общения в нашем любимом школьн...полностью>>
'Документ'
На мой взгляд, даже не в самом факте болезни, и уж конечно - не в ее признаках, физических или моральных, а прежде всего - в  УТРАТЕ  ИММУНИТЕТА  к ч...полностью>>

Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» киров (2)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Криминология как наука официально возникла менее двух столетий назад, поставив в качестве основной задачи поиск путей эффективного снижения уровня преступности. Как составные части проблемы были выделены причины преступности и способствующие совершению преступлений условия, личность преступника, поведение жертвы и другие важные направления исследования.

Пытаясь найти рецепты борьбы с преступностью как явлением жизни общества, ученые с неизбежностью ступили на путь исследователей, решавших и решающих схожие по сути задачи в других сферах человеческой деятельности, жизни общества и среды обитания. Кратко этот путь может быть назван попыткой решения неформализованных задач, не имеющих четко выраженного и однозначного алгоритма решения.

В процессе этой деятельности произошло разумное упрощение объекта исследования и построение приемлемых моделей; использовалась теория распознавания образов и исследования систем (системология); применялся традиционно используемый в таких случаях метод экспертных оценок, когда предлагаемый вариант решения задачи базируется на анализе точек зрения ведущих ученых и практиков (экспертов) в сфере борьбы с преступностью.

По сути это схоже с попыткой найти причины болезни человека и предложить ему лечение в рамках его (и врачей) возможностей, повлиять на климат в нужном направлении, воспитать ребенка с нужным набором положительных характеристик и т.п. Везде, как известно, есть свои авторитеты, но до сих пор появляются все новые и новые точки зрения и положения по существу проблемы, правильность которых может подтвердить только реальная жизнь.

Данное обстоятельство необходимо иметь в виду как при изучении того или иного материала (учебника, статьи) по курсу «Криминология», так и при построении своего ответа на экзамене или при написании курсовой, контрольной или дипломной работы. Как представляется, студент имеет право придерживаться точки зрения того или иного автора, при этом не игнорируя, а комментируя точку зрения авторов рекомендованного преподавателем основного учебника по изучаемому курсу.

Так, например, можно встретить более десятка определений понятия «преступность», однако при освещении этого вопроса, например, в Кировских филиалах МГЭИ и МГЮА, необходимо обязательно привести точку зрения на этот вопрос авторов учебника под редакцией академика В.Н. Кудрявцева и профессора В.Е. Эми­нова: «Преступность – социально-правовое исторически изменчивое негативное массовое явление общества, складывающееся из всей совокупности преступлений и лиц, их совершивших, на определенной территории за определенное время, имеющее количественные (уровень, динамика) и качественные (структура, характер) характеристики».

Дополнительным может быть вопрос, почему это определение отличается от точки зрения авторов другого учебника, где присутствуют слова «классового общества».

Естественно, любую новую информацию и точку зрения, базирующуюся на фактическом материале и материалистическом подходе, необходимо изучать самым внимательным образом, отделяя от появляющихся все чаще дилетантских суждений и попыток отвлечь через СМИ внимание читателей от сути проблемы, переключив его на «дешевые сенсации и открытия», типа «открытия гена агрессивности» и т.п. (подробнее – при рассмотрении вопроса о личности преступника).

В целом при изучении курса «Криминология» рекомендуется руководствоваться упомянутым выше учебником под редакцией В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова3, приведенным в нем обстоятельным словарем специальной терминологии и перечнем рекомендованной литературы.

Для закрепления знаний, особенно при подготовке к экзаменам и зачетам, может быть удобен учебник под редакцией С.М. Инша­кова4, где содержится большое количество схем и достаточно удачно структурирован рассматриваемый материал. Также может быть в этом плане рекомендован «Курс лекций» по данному предмету, например, под редакцией А. Желудкова5.


Помимо положений теоретического плана и иллюстрирующих их примеров и статистических данных, относящихся к году издания учебников и более раннему периоду, необходимо изучать нормативную базу последнего времени и более свежую статистику, получаемую из общесправочных фондов («КонсультантПлюс» и т.п.) и специальной периодической литературы, в журналах «Законность», «Российская юстиция», «Государство и право», «Правоведение», «Прокурорская и следственная практика», «Черные дыры в российском зако­нодательстве» и др.

При ответе на вопрос в ходе экзамена представляется необходимым использовать местную статистику и областное законодательство для адаптации общих подходов к местным условиям (Областные программы по борьбе с преступностью, по противодействию немедицинскому потреблению наркотиков, по патриотическому воспитанию населения и др.).

Первоочередное внимание следует уделить использованию федерального законодательства, касающегося регламентации общих вопросов прав человека, системы органов власти и управления (Конституция России), проблем безопасности (Закон «Об обороне», Концепция национальной безопасности и др.), компетенции конкретных субъектов предупредительной деятельности (Законы «О милиции», «О Федеральной службе безопасности», «О прокуратуре» и др.), регламентации оперативно-розыскной деятельности и т.д.

Перечень данных документов указывается в соответствующем разделе УМК.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Наименование темы

Количество часов

Лекции

Семинар

Самост. работа

Всего

1

2

3

4

5

Криминология и ее предмет

1

-

6

7

История криминологии. Ее современное состояние

1

-

6

7

Преступность и ее характеристики

1

-

6

7

Причины преступности

1

-

6

7

Личность преступника как объект криминологического анализа

1

-

6

7

Личность преступника и индивидуальное преступное поведение

1

-

6

7

Механизм совершения конкретного преступления

1

-

6

7

Организация и методика криминологических исследований. Роль уголовной статистики в криминологических исследованиях

-

-

6

6

Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью

-

-

6

6

Предупреждение преступности

2

2

6

10

Криминологическая характеристика и профилактика преступлений против собственности.

Криминологическая характеристика и профилактика насильственной преступности

1

-

7

8

Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности

-

-

7

7

Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной и профессиональной преступности.

Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности.

Коррупционная преступность

1

-

7

8

Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых по неосторожности

-

-

7

7

Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних

-

-

7

7

1

2

3

4

5

Криминологическая характеристика незаконного оборота наркотиков и его предупреждение

-

-

7

7

Криминологическая характеристика преступности женщин и её предупреждение

-

-

7

7

Криминологическая характеристика преступности в местах лишения свободы и ее предупреждение

-

-

7

7

Криминологическая характеристика и профилактика негативных социальных явлений, связанных с преступностью

-

-

7

7

Политическая преступность и терроризм

1

-

7

8

Итого:

12

2

130

144



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (3)

    Учебно-методический комплекс
    Административное право России: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  2. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 Юриспруденция, по специальности: 030501 Юриспруденция Киров

    Учебно-методический комплекс
    Экологическое право: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – Юриспруденция, по специальности: 030501 – Юриспруденция / авт.-сост. В.А. Клочков.
  3. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция», по специальности: 030501 «Юриспруденция» Киров (1)

    Учебно-методический комплекс
    История политических и правовых учений: учебно-мето­ди­ческий комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция«, по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  4. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция» по специальности: 030501 «Юриспруденция» киров (1)

    Учебно-методический комплекс
    Правовое регулирование рынка ценных бумаг: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.
  5. Учебно-методический комплекс по направлению: 030500 «Юриспруденция» по специальности: 030501 «Юриспруденция» киров (2)

    Учебно-методический комплекс
    Правовое регулирование лизинга: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт.

Другие похожие документы..