Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Информационные технологии в образовании. Сборник тезисов II городской конференции «ИТО – Пермь 2008»: Департамент образования администрации г. Перми,...полностью>>
'Урок'
Оборудование: На столах для группы из 4-5 человек находятся: семена пшеницы, подсолнечника, мука, вода, раствор йода, марля, белая бумага. На демонстр...полностью>>
'Документ'
Рецензенти: нач. кафедри спеціальної та фізичної підготовки Нац. ун-ту внутр. справ канд. юрид. наук Савченко А.О.; заст. нач. УДСО при УМВС України ...полностью>>
'Программа курса'
История Японии. История Японии. Краткая история древней Японии. Самураи в Японии. Революция Мэйдзи. Русско-японская война 1904-1905 гг. Основные сраже...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (2)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

5.3. Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Авсеев А. А. К апологии гегелевской концепции спекулятивности и классической рациональности в целом // Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы : сборник научных трудов / под ред. И. П. Волкова ; Регион. обществ. орг. учёных «Балтийская педагогическая академия». - СПб., 2006. - Вып. 69. - С. 19-25.

  2. Автономова Н. С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.

  3. Адо П. Что такое античная философия? Quest-ce que la philosophie antique? / Гайдамак В.П. (пер. с фр.). М.: Изд-во гуманит. литер., 1999.

  4. Ахутин А.В. Понятие "природа" в античности и в Новое время. М., 1988.

  5. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988.

  6. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., 1987.

  7. Грязнов А. Ю. Абсолютное пространство как идея чистого разума. // Вопросы философии. 2004, N 2

  8. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

  9. Крымский С. Б. Как менялись представления о пространстве и времени //Филосфская и социологичесмкая мысль. 1989 № 1.

  10. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М., 1997.

  11. Савчук В. В. Кровь и культура. СПб., 1995.

  12. Свасьян К. Фридрих Ницше: мученик познания // Фридрих Ницше. Соч.: В 2тт. Т. 12. М., 1990. С. 5-47.

  13. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.

  14. Тимофеев А. И. Гегель об отношении науки и философии природы // История и философия науки: взаимосвязи - парадигмы и дискурсы : материалы конференции. -СПб., 2006. - С. 217-219.

  15. Тимофеев А. И. Идея жизни в философии Гегеля // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта : научно-теоретический журнал / под ред. В. А. Таймазова ; СПб ГУФК имени П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2006. - Вып. 19. - С. 70-76.

  16. Тимофеев А. И. Логика и основы аргументации : учебное пособие / Отв. за вып. Е. В. Утишева; СПб ГУФК имени П. Ф. Лесгафта.- СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.

  17. Философская антропология как интегративная форма знания / под ред. Б.В.Маркова, А.В.Говорунова. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.

  18. Шадевальд В. Понятия "природа" и "техника" у греков // Философия техники в ФРГ. М., 1989.

  19. Шилков Ю. М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб. 1992.

VI. Словарь основных терминов и понятий

1. Абсолют - первоначало всего сущего, которое не зависит не от чего другого, само содержит все существующее и творит его.

2. Абстракция - процесс мышления, в котором множество отвлекается от единичного, случайного, несущественного и выделяет общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания.

3. Автаркия - (от греч. autarkeia - самоудовлетворенность) - состояние независимости от внешнего мира, в т.ч. и от др. людей. Термин употреблялся Платоном и Аристотелем; киренаики и стоики считали А., или “самодостаточность”, жизненным идеалом.

4. Агностицизм - учение о непознаваемости истинного бытия, то есть трансцендентности божественного; непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей.

5. Аксиология - филос. дисциплина, исследующая категорию “ценность”, характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений.

6. Акциденция - несущественное, изменчивое, случайное, которое может быть опущено без изменения сущности вещи.

7. Анализ и синтез - две универсальные, противоположно направленные операции мышления. Анализ - процедура мысленного (иногда и реального) расчленения изучаемого объекта на составные части, стороны, свойства и изучение их. Синтез - объединение полученных в результате А. частей объектов, их сторон или свойств в единое целое.

8. Аналогия - сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах отношениях.

9. Антиномия - (от греч. antinomia - противоречие в законе) - рассуждение, доказывающее, что два высказывания, являющиеся отрицанием друг друга, вытекают одно из другого.

10. Антропоцентризм - (от греч. anthropos - человек, kentron - центр) - позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания.

11. Апатия - (от греч. apatheia - отсутствие страданий, бесстрастие) - термин стоицизма, обозначающий способность мудреца, руководствующегося стоическим нравственным идеалом, не испытывать радости от того, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не страдать оттого, что страшит обычного человека.

12. Апперцепция - осознанное восприятие. Термин введен Г.В. Лейбницем для обозначения схватывания умом своих собственных внутренних состояний; апперцепции противопоставлялась перцепция, понимаемая как внутреннее состояние ума, направленное на представление о внешних вещах. У И. Канта апперцепция означала изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающее единство его опыта.

13. Априори и апостериори - (лат. a priori - из предшествующего, a posteriori - из последующего) - термины философии и логики. Априори - независимость знания, представления от опыта.

14. Архетип - прообраз, первичная форма, образец.

15. Атараксия - в философии Эпикура и его школы - состояние душевного покоя, невозмутимости, к которому должен стремиться человек, в особенности мудрец.

16. Атрибут - признак, примета, существенное свойство.

17. Бессознательное - совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.

18. Бытие - философская категория означающая 1. Сущее в его отвлеченности от наполняющих его многообразий, некая единица, с которой начинается реальность. 2. Сущность, конкретная полнота, тождественная истине. Целостная реальность.

19. Время - традиционно (в философии, теологии) время рассматривается как преходящая и конечная форма бытия вещей и в этом смысле противопоставляется вечности.

20. Гедонизм - этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждения как мотив, цель или доказательство всего нравственного поведения.

21. Гилозоизм - философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую. Дух и материя не существуют друг без друга. Весь мир - универсум, нет границ между неживым и психическом, так как это порождение единой праматерии.

22. Гносеология - учение о познании.

23. Гуманизм - система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15-16 вв.), когда в Италии, а затем в Германии, Голландии, Франции и Англии возникает широкое и многоликое движение против духовного деспотизма церкви, опутавшей,жизнь человека системой жестких регламентации, против ее аскетической и циничной морали.

24. Дедукция и индукция - дедукция - форма мышления, основанная на выведении частного из общего. Индукция - форма мышления, основанная на движении знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному.

25. Деизм - форма веры, в основе лежит признание, что Бог - первопричина мира, но после его сотворения движение мироздания совершается без участия Бога.

26. Детерминизм - учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни.

27. Диалектика — филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития.

28. Догма - философский тезис, истинность которого кладется в основу той или иной философской системы.

29. Дуализм - сосуществование 2-х различных, несводимых к единству начал, принципов, образов.

30. Идея - (от греч. idea - образ, представление) - многозначное понятие, использовавшееся в философии в существенно разных смыслах. В философии до Платона И. - это форма, вид, природа, образ или способ, класс или вид. У Платона И. - вневременная сущность, динамический и творящий архетип существующего; И. образуют иерархию и органическое единство, являясь образцами как для всего, что существует, так и для объектов человеческого желания. У стоиков И. - общие понятия человеческого ума. В неоплатонизме И. истолковываются как архетипы вещей, находящиеся в космическом Уме. В раннем христианстве и в схоластике И. являются прообразами вещей, вечно существующими в уме Бога.

31. Имманентное - внутреннее присущее предмету, явлению или процессу.

32. Интерпретация - истолкование, объяснение; приписывание значений (смыслов) элементам теории.

33. Качество - это система важнейших, необходимых свойств предметов - внешняя и внутренняя определенность системы характерных черт предметов, теряя которые предметы перестают быть тем, что они есть.

34. Количество - совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности.

35. Мистика - практика, целью которой является слияние, единение с абсолютом, субстанцией.

36. Монизм - понятие, характеризующее такое мировоззрение, которое объясняет существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений субстанции - первоначала, первопричины, единой основы всего сущего.

37. Мышление - высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на чувственную сферу преодолевает их ограниченность и проникает в сферу существенных связей мира, его законов.

38. Наблюдение - познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира.

39. Нигилизм - отрицание идеалов и ценностей духовного порядка, отрицание культуры.

40. Общество - совокупность объективных общественных отношений, которые существуют в исторических определенных формах и складываются в процессе совместной практической деятельности людей.

41. Онтология - учение о бытии как таковом, не зависимом от частных его разновидностей.

42. Опредмечивание - философская категория, характеризующее способ бытия человека в мире; - процесс реализации человеком своих способностей, в устойчивых формах предметного бытия.

43. Пантеизм - философское учение, согласно которому бог представляет собой безразличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею.

44. Парадигма - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.

45. Понятие – форма мышления, которая выделяет из некоторой предметной области (универсума) и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак.

46. Практика - целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем.

47. Пространство - философская категория, для обозначения такого эмпирического качества для человека как протяжность.

48. Релятивизм - философское учение, развернутое в принципе «все относительно» (отрицание абсолютного, норм).

49. Рефлексия - принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя.

50. Самосознание - познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта; неотъемлемая часть сознания.

51. Сенсуализм - направление в понимании происхождения и сути знания, достоверность которых определяется сферой чувств.

52. Синкретизм - фил. категория, характеризующая особый тип соединения разнородных факторов в целостности, когда множество элементов не теряет своего своеобразия в единстве, а единство не позволяет элементам перейти в состояние хаоса.

53. Система - упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

54. Солипсизм - фил. термин, обозначает точку зрения, согласно которой несомненна одна реальность моего сознания.

55. Структура - совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы.

56. Субстанция - первооснова; то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.

57. Субъект и объект - субъект - источник познавательной активности. Объект - то, на что направлена познавательная активность субъекта.

58. Сущее - категория онтологии, обозначающая: 1. Совокупность многообразных проявлений бытия. 2. Любую вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию. 3. Онтологический абсолют.

59. Существование - категория онтологии для обозначения бытия, возникающей из сущности, наличного бытия, явлений.

60. Теодицея - «оправдание Бога» стремление снять противоречие между всемогуществом и предельной справедливостью Бога.

61. Теория - высшая ступень научного познания, дающего всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии; форма организации и упорядочивания представлений о какой-либо сфере реальности.

62. Трансцендентный - понятие обозначающее то, что выходит за пределы нашего чувственного опыта, эмпирического познания.

63. Трансцендентальный - (от лат. transcendent, transcen-dentalis - перешагивающий, выходящий за пределы) - возникший в средневековой философии фундаментальный филос. и теологический термин, претерпевший за свою историю существенные изменения в значении. Трансцендентальное существенно было переосмыслено И. Кантом. В его критической философии Т. связывается с априорным и противопоставляется эмпирическому и трансцендентному. Кант называет Т. «всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori.

64. Утилитаризм - жизненная ориентация и этическое учение, в соответствии с которым высшей ценностью признается индивидуальная польза, выступающая мерой добродетельности человека.

65. Утопия - образ идеального общественного устройства.

66. Фатализм - мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок, как неотвратимую реализацию предопределения, судьбы.

67. Форма и содержание - содержание - все, что содержится в системе (элементы, отношения, процессы, тенденции развитии). Форма - внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, его пространственно-временные границы.

68. Эклектизм - бессистемное, лишенное единого основания соединение разнородных положений, идей, концепций.

69. Эмпиризм - направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знаний.

70. Эсхатология - учение о конечных судьбах мира и человека, о страшном суде.

Подробнее см.:

  1. /?rub=187&symb=all.

  2. /public/dictionary.php?alldictionary=1.

  3. /.

  4. /philosophy/.

А также Википедию:

.

VII. Методические рекомендации для преподавателей

7.1. Организация занятий

Дисциплина «Философия» изучается, как правило, в течение одного или двух семестров на младших курсах и завершается экзаменом. Предварительная оценка перед экзаменом определяется обычно текущей оценкой за работу на занятиях, контрольными работами и зачетом. Изучение философии предполагает параллельное освоение таких учебных предметов, как история культуры, социология, история педагогики, психология.

Формы организации обучения: лекции, семинары, практикумы, консультации, контрольные работы. Обычно все эти занятия проводятся в аудиториях (однако некоторые практикумы и контрольные работы могут проводиться вне аудиторий). Работа студентов направляется программой дисциплины, минимальными требованиями по освоению тематики, методическими рекомендациями, заданиями к семинарам или практикумам, примерными темами рефератов. Лекции снабжают студентов начальной информацией и ориентируют на самостоятельную работу. Главной самостоятельной работой студентов является подготовка к семинарским или практическим занятиям: чтение классических источников, учебников и другой рекомендованной литературы по философии, подготовка сообщений (докладов), составление рефератов.

На семинарах по истории философии могут зачитываться, комментироваться и обсуждаться фрагменты классических текстов. Чтение на семинарах образцовых фрагментов философских произведений является приемом, который позволяет сместить внимание студентов с преподавателя на изучаемый предмет и открыть пространство для того, чтобы звучали сами философские движения. В качестве обоснования этого приема укажем следующее. Во-первых, преподаватель тогда избегает попадания в положение Псафона из греческого мифа: слышать от учеников только то, что сказано самим учителем лично от себя и про себя (ведь в преподавании философии существует опасность незаметно замыкать мышление обучающихся на личности преподавателя, что ведет к интеллектуальной коррупции). Во-вторых, без изучения классических философских работ настоящего понимания философии достичь трудно, так что преподавание философии издавна опирается на чтение и комментирование текстов.

Студентам предлагается делать краткие сообщения (или доклады) по философским достижениям значительных мыслителей, имена которых перечислены в плане занятий, на основе прочтения указанных текстов. Рекомендуемое содержание сообщения о мыслителе:

1) полное имя; где и когда жил (или жила);

2) главные философские тексты данного автора;

3) связи с другими значительными мыслителями: у кого учится, с кем общается, спорит, соглашается, кого учит;

4) объяснение его или ее главного философского достижения: что и почему данным мыслителем утверждается;

5) обсуждение представленного философского учения с аудиторией и преподавателем.

Для подготовки первой, второй и третьей части сообщения достаточно учебной и справочной литературы. Четвертая часть требует знакомства с главными философскими текстами данного автора, пятая часть – навыков ведения дискуссии. Соответственно, преподаватель, скорее всего, будет оценивать сообщения дифференцированно: например, будет начислять по одному баллу за выполнение каждой из необходимых частей сообщения.

Практикумы могут проводиться, например, в виде дискуссий (организованного спора): представление материала для дискуссии перед студенческой аудиторией и приглашенными экспертами (профессионалами), постановка задач для студентов, затем показательная дискуссия между экспертами, по завершении дискуссии – самостоятельная работа студентов над представленной аргументацией и оформление результатов работы в виде решений, ответов на задания, конспектов, сообщений или рефератов. Из студентов, наблюдающих дискуссию, могут быть составлены группы поддержки той или иной позиции в рамках дискуссионной тематики; после представления эти группы собирают, изобретают и упорядочивают аргументы, а затем проводят самостоятельную дискуссию в продолжение той, что была представлена им как образец, пример или демонстрация.

При освоении курса философии студентам полезно будет обратить внимание на возможность индивидуальной работы с преподавателями в режиме консультации. Как правило, все преподаватели философии проводят консультации в качестве плановой нагрузки (в течение семестра, по утвержденному графику). Информацию о месте и времени консультации можно получить на кафедре, преподаватели которой ведут занятия по философии, а также на информационных стендах или электронных страницах высшего учебного заведения. Для консультативной работы поощряется использование электронной почты.

7.2. Порядок преподавания курса философии

Только в ходе самой истории у философии определяются предмет, проблемы и решения, разрабатываются методы, формируется структура. Поэтому в начале курса студентам достаточно усвоить лишь предварительное, ориентирующее представление о том, что такое философия и как она возникает. После вступительных пояснений обычно изучают историю философии, постепенно осваивая всё более сложные уровни философской мысли. Обстоятельное рассмотрение методов, проблем и структуры философии выделяется в следующие части курса.

Основные дисциплины или области философского знания можно сгруппировать в рамках учебного курса следующим образом.

(I) теоретическое изучение истории философии («теория» значит «представление», «история» значит «исследование»), осмысление природы и цели философии;

(II) методическое (и систематическое) изучение вопросов бытия (логического и природного существования) и познания, («метод» значит «способ действия», «система» значит «связное целое»), а также теории аргументации (спора, доказательства);

(III) проблематическое (и прагматическое) изучение современных тем, касающихся общества и культуры («проблема» значит «предстоящая задача», «препятствие»; «прагматика» значит «реальные дела»), включая философскую антропологию (учение о человеке).

Начальная, историческая часть курса, несмотря на то что называется частью, представляет через себя целую философию: ведь история философии охватывает всю философию, последовательно излагая взаимосвязь различных философских учений в условиях прошлого. Следующие части курса тоже охватывают всю философию, но по-иному: в виде рассмотрения различных вопросов, актуальных для современной философии. Эти два подхода к изучению философии равно необходимы и теоретичны, но второй подход имеет также практическую, воспитательную направленность.

Можно схематически выделить пары позиций по поводу того, как понимать и изучать философию, как относиться к философии – быть «за философию» или «против философии». За философию выступают догматический и утопический подходы; против философии – скептический и цинический. Уравновешивают «за» и «против» прагматический и критический подходы к изучении философии.

Самые простые способы отношения – догматический либо скептический. Мысленно усилим эти две стороны: к философии можно относиться утопически или цинически – получились безразличные крайности. Если же мы соединим противоположные подходы, то выявим такое отношение: можно изучать философию одновременно прагматически и критически. В прагматическом утверждении философии обнаруживается ее отрицание, ограничение области философии самым необходимым для деятельности. В критическом отрицании философии обнаруживается ее утверждение, определение области ее законной действенности.

Студентам рекомендуется последовать начальным пояснениям о сущности философии, приведенным во «Вступительном обзоре», порядку изучения текстов в исторических разделах пособия, и работать над пониманием философских произведений регулярно и последовательно.

Также студентам рекомендуется самостоятельно найти в философских энциклопедиях или словарях определения всех терминов, которые они встречают в этом пособии, и начать с термина «философия».

Историческое изучение философии

Начальная, историческая часть философского курса излагает историю философии как важнейшее основание для осмысления философии. Задачей истории философии не является простое ознакомление со множеством философских учений. Центральная задача истории философии – освободить студентов от давления истории чужой мысли, показать пространство для ответственного самостоятельного мышления.

Исторический курс философии в высшем учебном заведении может выступать в виде последовательного раскрытия принципов и взаимосвязей философских учений на основе прочтения наиболее важных и влиятельных философских текстов. Выявление принципиальных философских позиций в противопоставлении другим позициям – существенная часть такого подхода. При этом, излагая различные философские взгляды, желательно не впадать в «изм»-мышление. Большинство выводов из философских принципов могут оставляться для дальнейшего самостоятельного изучения.

Например, в центр внимания при освоении истории философии можно поместить проблему логического понимания человеческой природы (что такое человек, согласно доказательному разумению) и связанные с ней вопросы о назначении, предмете и методе философии (зачем, что и как человеку познавать). Разбор ключевых философских текстов в исторической последовательности, с особым вниманием к бытию познающего человека, постепенно раскроет для студентов общее содержание философии.

Наиболее глубокое и точное изложение философской проблематики имеется в доступных работах классических философов, и очень желательно познакомиться с этими работами – по крайней мере, от Платона и Аристотеля до Фихте и Гегеля. Изучение классических философских работ – лучшая основа для понимания философии.

Выделение регионов и периодов в истории философии
Как правило, в образовательных стандартах предусмотрены следующие крупные темы для исторической части философского курса: философия в ее историческом существовании; история античной философии; философская мысль Древнего Китая и Древней Индии; христианская (европейская) философия средних веков; мусульманская философия средних веков; философия Нового времени и немецкая классическая философия; современные философские направления; история русской философии.

Рассмотрение философии по регионам позволяет улучшить условное деление философии на западную и восточную – деление анахроничное и географически неточное. Основные регионы, в которых сформировалась философия: Средиземноморье, южная Азия (Индия), восточная Азия (Китай). Далее она развивалась также в западной Азии, северной Европе, России, Америке.

В этом пособии принимается условное отделение России от Европы – частично по цивилизационному признаку, частично по географическому [см. Данилевский, 2003, с. 60–75; ср. с суждениями об определении Европы: Дэвис, 2005, с. 1–34, Копосов, 2005, с. 104–113]. Россия до Нового времени географически относилась к северной Европе, а сегодня ее обычно относят к восточной Европе, хотя с Нового времени в состав России входит один из азиатских регионов – Сибирь.

В истории европейского общества обычно выделяют следующие эпохи: эпоха Древнего мира (Античность), Средневековье, эпоха Возрождения, Новое время, а также Новейшее время (или современность). В этом пособии история философии дополнительно делится на меньшие периоды (равной продолжительности). Такой прием позволяет сравнивать динамику философских движений в разных регионах. Однако рассмотрение философии по этапам или периодам развития зачастую скрывает тот факт, что философия развивается мыслителями, связанными между собой через оппозиции, союзы, линии противоборства и преемственности, через исследовательские и учебные учреждения. Поэтому приводимую здесь периодизацию, как и любое рассмотрение философских учений по «периодам», «этапам», «стадиям», требуется воспринимать как условные рамки и отдавать приоритет установлению социальных и аргументативных взаимосвязей между философами.

Следуя общепринятым датировкам, историю европейской философии можно поделить на семь периодов по четыреста лет: VIII–V века до н. э.; IV–I века до н. э.; I–IV века; V–VIII века; IX–XII века; XIII–XVI века; XVII–XX века.

Первый период (VIII–V века до н. э.) – время культурного переворота в Древней Греции, ранняя философия.

Второй период (IV–I века до н. э.) – эллинистическая культура, расцвет классических философских школ.

Третий период (I–IV века) – христианизация эллино-римского мира.

Четвертый период (V–VIII века) – время христианской патристики, появления мусульманской культуры.

Пятый период (IX–XII века) – расцвет философии в мусульманском мире.

Шестой период (XIII–XVI века) – расцвет схоластической философии в христианском мире, возрождение античной классики.

Седьмой период (XVII–XX века) – научная революция, просветительское движение, реформа университетов, развитие социальных наук.

Периоды с первого по четвертый условно отнесены в этом пособии к древней философии: в Средиземноморье, в Индии, в Китае формируется классическое философское наследие – образцовые интеллектуальные достижения, которые исходили из древних мифов и религий и послужили основой для первых образовательных систем.

В этом пособии предлагается следующий порядок рассмотрения древней философии по регионам: Средиземноморье – южная Азия (Индия) – восточная Азия (Китай). Обоснованием такого порядка служит наличие удобных связей между указанными разделами: связующая тема между Средиземноморьем и южной Азией – встреча представителей греческой и индийской философских традиций (отражена в тексте «Вопросы Милинды») в результате походов Александра Македонского, ученика Аристотеля; связующая тема между южной Азией и восточной Азией – распространение буддизма из Индии в Китай.

В начальные три периода проводились древние Олимпийские игры, поэтому вместе эти периоды составляют «олимпийскую эпоху» в истории философии Средиземноморья.

В четвертый период к развитию философии начинают подключаться новые регионы – к западу и к северу от Средиземноморья: западная Азия и северная Европа. Для этих регионов четвертый период (V–VIII века) является переходным. Для Средиземноморья и северной Европы, он организационно и тематически завершает достижения предыдущего, третьего периода: христианская патристика датируется временем со II по VIII век. При этом до VI века действуют античные философские школы и движения, а после их официального запрета в христианских странах четыре столетия отсутствуют организационные основы для обширного философского творчества. Для западной Азии, четвертый период организационно и тематически примыкает к пятому периоду: там развиваются условия для возникновения мусульманской философии.

Важную роль в развитии философии в пятый период (IX–XII века) играет мусульманская культура (западной Азии и Средиземноморья): переводятся и комментируются античные философские произведения, сочиняются оригинальные труды.

Поэтому если четвертый период присоединять только к рассмотрению средневековой философии (как это обычно делают, зачастую еще и пропуская классическую философию мусульманских стран), то образуется необъяснимый разрыв в изложении: философия будто бы почти полностью пропадает на четыре столетия, а затем неожиданно возникает. Чтобы не было этого разрыва, в данном пособии изложение четвертого периода поделено следующим образом: христианизация эллино-римского мира рассматривается в разделе о древней философии, а становление мусульманской философии – в разделе о философии Средних веков.

При изучении философии Индии и Китая до недавнего времени ограничивались древней эпохой, хотя в нескольких современных учебных изданиях по философии уже рассматривается полная история философских традиций южной и восточной Азии. Указанное ограничение пока еще оправданно, поскольку уже в древнюю эпоху в Индии и Китае были созданы очень важные произведения с философским содержанием, а Россия восприняла философию через средиземноморскую традицию. Поэтому вполне достаточно изучить на занятиях несколько ключевых философских текстов Древней Индии и Древнего Китая, а также уяснить, что условия развития философии в этих регионах, при всех особенностях и типических отличиях, имеют структурные сходства с условиями развития философии в Древней Греции. Дальнейшая история философии в южной и восточной Азии (Индии, Тибете, Китае, Корее, Японии…) оставляется студентам для самостоятельного изучения. В периоды после древности эти регионы дали мировой культуре выдающихся мыслителей, особенно таких направлений, как ведантическое и конфуцианское. Поэтому в данном пособии уделяется внимание истории индийской и китайской философии лишь до конца пятого периода, когда оформились основополагающие тексты философских традиций (когда в Индии ведантическая философия вытесняет буддийскую, а в Китае составлено каноническое «Четверокнижие» конфуцианской философии). Общим наследием для южной и восточной Азии является буддийская философия.

В шестой период (XIII–XVI века) ведущая роль в развитии философии закрепляется за христианской культурой (Средиземноморья и северной Европы): создаются университеты, возрождается и усваивается классическое философское наследие. Пятый и шестой период вместе соответствуют временам Средневековья и Возрождения. Седьмой период (XVII–XX века) начинается научной революцией и соответствует эпохе Нового времени и современности (Новейшего времени). В эту эпоху к мировому философскому процессу активно подключаются Россия и Америка.

7.3. Учёт успеваемости

Контроль учебных достижений рекомендовано приблизить к международным процедурам и правилам, поэтому далее приводится пример правил аттестации, в основном соответствующий экспериментальному стандарту. В русле современных реформ многие факультеты, кафедры, отдельные преподаватели приступают к использованию того или иного экспериментального порядка учета успеваемости.

Проверка успеваемости обучающихся проводится в четырех формах: текущая проверка, рубежный контроль, промежуточная аттестация (экзамен), итоговая аттестация (по итогам всей учебы). В ходе проверок каждому обучающемуся начисляются, в соответствии с объявленными правилами, заработанные баллы. Каждому количеству баллов соответствует определенная оценка успеваемости.

Преподаватель может проводить аттестацию по количеству отдельных учебных действий, которое произвел каждый обучающийся в рамках изучаемой дисциплины. Для этого учитываются хорошо измеримые, заранее определенные и объявленные типы действий обучающихся: ответ на стандартный вопрос по изучаемому курсу, прочтение перед аудиторией заданного фрагмента философского текста, сообщение (доклад), продуктивное участие в учебной дискуссии, правильное оформление реферата и т. п.

За выполнение каждого из указанных учебных действий обучающемуся начисляется заранее установленное количество баллов. Студентам должно быть с первой недели изучения дисциплины известно, сколько баллов и какими учебными действиями им следует набрать для получения того или иного уровня аттестации или поощрения при аттестации. Следует принять во внимание то, что прослушивание лекции не может заменить самостоятельное изучение философских произведений, а семинарские и практические занятия предполагают демонстрацию студентами своей самостоятельной работы.

Для студентов, временно освобожденных от занятий, позволяется устанавливать индивидуальный план сдачи текущей проверки и контрольных работ. Переход на индивидуальный план по изучению философии студентам следует инициировать заранее. Преподаватель составляет индивидуальный план на основании заявления студента об освобождении от занятий с визами заведующего выпускающей кафедры и декана (или заместителя декана). Преподаватель включает в этот план индивидуальные задания и сроки по текущей проверке и контрольным работам и заверяет его подписью.

Согласно стандарту, максимальное количество баллов, которое студент может набрать, выполняя сообщения – 20. Это значит, что еще 30 баллов студенту потребуется набрать по текущей проверке. Предполагается, что после промежуточной аттестации лучшие обучающиеся способны набрать по 100 баллов. Оценка «отлично» ставится при начислении 80 (и большего количества) баллов.

Когда все обучающиеся оцениваются по объявленным правилам с соблюдением равноправия, без произвола, тогда перед экзаменом для каждого обучающегося определяется заработанный уровень аттестации, хорошо сравнимый с успеваемостью других обучающихся.

Текущая проверка проводится преподавателем по каждой теме или разделу изучаемой дисциплины. Преподаватели ведут учет активности и качества освоения изучаемой дисциплины, наблюдая за работой студентов, проводя опросы и отмечая выполнение заданий. Предполагается, что по результатам текущей проверки лучшие студенты могут набрать по 50 баллов.

Ровно по одному баллу прибавляется преподавателем в следующих случаях: выполнение необходимой части сообщения (доклада) о заданном философском учении по установленному плану, чтение перед аудиторией заданного текста на одном семинаре, представление личного резюме по заданной теме (например, по прослушанному и обсужденному сообщению), правильный ответ на один вопрос по курсу (при проведении опроса на занятиях).

Одной из используемых форм опроса являются списки высказываний из классических философских произведений: от студентов требуется узнать источник и правильно воспроизвести имя автора или название произведения.

Если используются тесты, то в них включаются стандартные вопросы по курсу, предполагающие простые, четко различимые ответы. Для курса философии, скорее всего, требуется, чтобы тест не содержал набор возможных ответов. Преподаватель обеспечивает доступность теста для обучающихся и объявляет время сдачи работ.

Рефераты проверяют знания студентов по завершенным темам программы на уровне разбора и обобщения учебного материала, установления его связей с другими темами и дисциплинами. С первой недели изучения предмета студентам следует знать темы рефератов, параметры их оценки и сроки сдачи. Согласно стандарту, максимальное количество баллов, которое студент может набрать за контрольные работы – 20.

Ниже следует пример оценки реферата в баллах. Если преподаватель проводит контрольную работу только по реферату, то он может оценивать реферат в баллах до 5, начисляя баллы отдельно за правильное оформление (до 2,5 баллов) и за раскрытие философского содержания выбранной темы (до 2,5 баллов). В том, что касается оформления, ровно по полбалла прибавляется преподавателем за каждый следующий элемент:

1) наличие в составе текста всех необходимых частей: титульной страницы, «Содержания», «Введения», основной части, «Заключения» и «Списка литературы».

2) формулировка во вводной части цели реферата и актуальности рассматриваемой темы;

3) наличие в основной части правильно построенного изложения, в согласии с планом, заданным при утверждении темы;

4) формулировка в заключительной части собственных выводов из рассмотренного материала;

5) грамотная письменная речь;

6) наличие в тексте цитат (буквального пересказа) со ссылками на использованные в реферате источники;

7) правильное оформление цитат и ссылок на литературу, в согласии с общими правилами и с указаниями преподавателя, утвердившего тему реферата;

8) использование достаточного количества релевантной (подходящей) литературы по выбранной теме, в том числе за последние три года;

9) грамотное оформление библиографии;

10) полное и подробное оформление библиографии.

Промежуточная аттестация проводится после изучения предмета в конце семестра, в виде экзамена. Промежуточная аттестация предназначена для проверки того, насколько хорошо систематизированы знания студентов по пройденному предмету. Проверка знаний на экзамене проводится в объеме, соответствующем программе дисциплины. Студенты должны иметь возможность с первой недели изучения предмета ознакомиться с информацией о требуемом объеме знаний. Согласно стандарту, максимальное количество баллов, которое студент может набрать на промежуточной аттестации – 30.

Прием экзамена может быть поручен другому преподавателю по решению заведующего соответствующей кафедрой. При проведении экзаменов в устной форме по билетам студент имеет право на 30-минутную подготовку к ответу.

На экзамене каждому обучающемуся предлагаются вопросы (задания) только из списка утвержденных и объявленных заранее вопросов (или заданий) по курсу философии (на экзамене – два вопроса). Соответственно, если изучение дисциплины завершается экзаменом (то есть тремя вопросами или заданиями), преподавателю удобно будет оценивать каждый вопрос (каждое задание) в рамках от 0 до 10 баллов (чтобы максимальное количество баллов соответствовало стандартному).

Если преподаватель предлагает поставить оценку за экзамен автоматически по заработанным баллам, то студентам, желающим получить такую оценку, следует подтвердить своей подписью соответствующую отметку в рабочем журнале дисциплины.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (1)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине конфликтология основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    федерального компонента цикла ОПД – общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030602 (65) – связи
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине культурология основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Культурология» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине антропология основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Антропология» федерального компонента цикла ОПД – цикла общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия спорта основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия спорта» национально-регионального компонента цикла ДНМ – цикла дисциплин направления специализированной подготовки магистра – составлен в соответствии с учебным планом по направлению 032100 (68) – физическая

Другие похожие документы..