Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Анализ'
В истекшем 2010-2011 учебном году коллектив школы работал над единой темой: «Профессиональная компетентность педагога как один из фактов достижения н...полностью>>
'Конкурс'
Цели мероприятия: научить распознавать свои права, воспитывать в учащихся осознанное отношение к своим правам, научить отстаивать и защищать свои прав...полностью>>
'Пояснительная записка'
специализация: административная деятельность органов внутренних дел, профиль подготовки специалиста – деятельность службы участковых уполномоченных м...полностью>>
'Урок'
Урок по теме «Постэмбриональный период развития» является вторым уроком изучения Главы 13 курса «Общие закономерности» 9 класса, авторы программы и ме...полностью>>

Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (2)

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Для заочной формы обучения

п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Самостоя-тельная работа

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

1

Введение. Предмет и структура философского знания

6

1

0

5

2

Раздел I. Основные парадигмы развития философии

60

11

0

49

2.1.

Философия древнего Востока

5

1

0

4

2.2.

Античная философия

16

2

0

14

2.3.

Философия средних веков

7

1

0

6

2.4.

Философия эпохи Возрождения

2

1

0

1

2.5.

Философия Нового времени (XVII–XVIII в.в.)

7

1

0

6

2.6.

Классическая немецкая философия

7

1

0

6

2.7.

Постклассическая философия XIX-XX вв.

11

2

0

9

2.8.

Философская мысль в России XIX-XX вв.

5

2

0

3

3

Раздел II. Онтология и теория познания

22

0

4

18

3.1.

Проблема бытия

11

0

2

9

3.2.

Проблемы познаваемости и природа познавательного отношения

11

0

2

9

1

2

3

4

5

6

4

Раздел III. Социальная философия, антропология

18

0

4

14

4.1.

Предмет социальной философии. Общество и его жизнь

9

0

2

7

4.2.

Феномен человека

9

0

2

7

ИТОГО

106

12

8

86

III. Содержание курса

3.1. Разделы, темы, их краткое содержание

3.1.1. Содержание лекционного материала

и материала для самостоятельной работы

Введение

ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Часть I.

Лекционный материал.

Задачи и содержание курса «Философия», его роль в ряду других гуманитарных дисциплин. Исторические типы и формы мировоззрения. Основные функции мировоззрения. Мифологическое, религиозное, философское мировоззрение. Природа, структура, функции мифа. Мифологии древние и современные. Религиозное мировоззрение и исторические формы религии. Происхождение философии; ее отношение к мифу и религии. Проблема европоцентризма в тарктовке истории философии. Мифологическая, религиозная и философская "модели" мира. Идея трансцендентного в философии и в религии. Монизм, дуализм, плюрализм. Практическое, познавательное и ценностное отношение человека к миру. Философская рефлексия. Предмет и структура философского знания. Природа и специфика философских проблем. Философия природы и философия духа. Онтология, гносеология, аксиология как основные разделы философии. Мировоззрение, целеполагание, ориентация. Исторические формы философствования. Метафизика как учение о предельных основаниях бытия и познания. Рационализм и иррационализм. Философия: "строгая наука" (Гуссерль) или "акт жизни" (Бердяев).

Часть II.

Лекционный материал.

Методологические функции философии. Притязания разума. Умозрение и эмпирический опыт. Философия и гуманитарное знание. Диалектический метод и его исторические формы. Герменевтический метод в философии. Деструкция и деконструкция - техники анализа современной философии. Философия в системе культуры. Философия Востока и философия Запада. Философия, идеология, политика. Осуществление философии: философия как "искусство жизни". Язык философии: жанры и стили философской литературы. Философия в ситуации постсовременного, постиндустриального, постинформационного и посттоталитарного общества.

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

Самостоятельная работа.

Специфика восточной философии. Древнеиндийская философия. Философия буддизма. Древнекитайская философия. Конфуцианство. Даосизм.

ТЕМА 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Часть I.

Лекционный материал.

Происхождение и своеобразие античной философии. Предпосылки и особенности самосознания древнегреческой цивилизации. Мифологическое мышление и философский дискурс. Философские мотивы античной мифологии. Основные категории античной мысли: Природа, Логос, Космос, Эйдос, Душа, Ум. Теоретическая форма философии. Античная философия и античная теология. Периодизация истории античной философии.

Досократическая философия. Первые философы. Понятия "природа" и "архе". Проблема первоначала в милетской школе.

Атомисты. Понятие атома и пустоты. "Природное" и "мыслительное" в атоме. "Форма" атома. Противополагание полного-пустого, необходимого-случайного, знания-мнения в учении Демокрита. Атомистическая концепция Эпикура.

Античная философия периода расцвета. Сократ как учитель и как философ; его жизнь и характер философствования. Сократ и софисты. "Майевтика", "диалектика", "ирония" - аспекты сократовского метода.

Самостоятельная работа.

Пифагор и ранний пифагореизм. Понятие числа. Гераклит. Учение о Логосе и Мировом огне. Учение о противоположностях и становлении.

Элейская школа. "Путь истины" и "путь мнения" в учении Парменида. Бытие и небытие. Апории Зенона и их роль в становлении философского и научного знания.

Моральная философия Сократа. Добродетель и знание. [Адо, Вернан, Чанышев].

Часть II.

Лекционный материал.

Платон. Диалоги Платона. Проблема "эйдосов-идей" в философии Платона. Понятие Единого-Блага в учении Платона. Познание как "припоминание". Философия Эроса. Платоновская концепция души. Философия природы Платона, учение об идеальном и вещественно-субстратном, чувственном и сверхчувственном. Учение Платона о государстве.

Аристотель. Аристотель как ученик и как критик Платона. Основные идеи трактата "Метафизика". Логическое учение Аристотеля. Учение о сущности, материи и форме. Учение о возможном и действительном бытии. Аристотель о видах "причин". Учение об Уме-Перводвигателе. Аристотель о первой философии. Аристотель о познании и о душе. Этические и политические воззрения Аристотеля.

Эллинистическая и римская философия. Общая характеристика эллинистической мысли. Роль и содержание этической проблематики в эллинистической философии. Индивидуум и общество, вопрос об обосновании "автономности индивидуума".

Самостоятельная работа.

Школы эллинистической философии. Кинизм, этические идеи киников. Эпикуреизм. Принцип удовольствия. Атомизм в эпикурейской физике, логике, этике. Стоицизм. Бытие-Логос у стоиков. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе. Стоическая этика. Скептицизм. Аргументы против "догматиков", принцип "воздержания от суждений". Этическая проблематика в скептицизме. Роль скептицизма в процессе формирования философского синкретизма первых веков новой эры. [Адо, Вернан, Диоген Лаэртский, Мамардашвили, Фрагменты ранних греческих философов].

ТЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Лекционный материал.

Своеобразие средневековой философии. Исторические обстоятельства и формы существования средневековой философии. Отношение к античной традиции. Вопросы периодизации.

Христианская догматика и философская мысль. Теология и философия. Апофатическая и катафатическая теология. Философское содержание в теологии и теологизация философии. Монотеистический креационизм, мир как творение и слово. Бог, человек и мир в христианской философии. Дух, душа и плоть.

Апологетика и патристика. Основные задачи и проблематика. Отношение к Платону, Аристотелю, неоплатоникам. Синтез ветхозаветной принципов, христианского вероучения и античного философского наследия в формировании средневековой философии. Александрийское христианство. Климент Александрийский и Ориген. Тертуллиан: ученый спор с философией. Каппадокийские отцы церкви. "Шестоднев" Василия Великого. Учение о мире и человеке. Григорий Нисский. Латинская патристика.

Схоластика. Предшественники и начало схоластики на Западе. Основные темы и дискуссии в схоластической философии. Споры номиналистов и реалистов о природе универсапьных понятий.

Ф. Аквинский. "Сумма теологий". Система богословия и доказательства бытия Божия. Аналогия сущего. Теория познания Фомы. Принцип индивидуации. Ступени бытия. Нравственный закон и естественный закон. Концепция "гармонии веры и разума".

Поздняя схоластика. Иоанн Дунс Скот: разграничение предметов богословия и философии. Первенство воли. У. Оккам. Смысл правила "бритвы Оккама". Доказательная наука и опыт.

Самостоятельная работа.

Личность и учение бл. .Августина. "Исповедь" Бл. Августина. Учение Августина о душе и самопознании. Проблемы времени и вечности, жизни, смерти и бессмертия. Августин о "двух Градах". Трансцендентная философия истории Августина.

Учение Иоанна Скота Эриугены. Онтологическое доказательство бытия Божия Ансельма Кентерберийского. Принципы философско-богословской системы П. Абеляра.

Немецкая мистика XIII-XIV веков. Мейстер Экхарт. [Майоров, Августин, Абеляр, Экхарт].

ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Лекционный материал.

Европейское Возрождение как историческая эпоха. Социальные и культурные процессы в Италии и Северной Европе. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Живопись, скульптура (Леонардо да Винчи, Джотто, Микеланджело) и литература (Данте, Петрарка). "Творческий синтез" титанов Возрождения.

Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения. Социальная этика: Л. Валла и Л. Бруни. Платоновская академия М. Фичино. П. делла Мирандола о достоинстве и свободе человека. Политические учения Макиавелли, Гвиччардини, Т. Мора.

Николай Кузанский: платонизм как метафизика. Учение о бытии-возможности, о совпадении противоположностей. Бесконечное как мера. Кузанский об ученом незнании.

Симпатическая натурфилософия и магия эпохи Возрождения. "Любовная" философия. Фр. Патрицци. Натурализм и магия: Агриппа Неттесгеймский, Парацельс, Д. Кардано. Учение о природе Телезио. Дж. Бруно о бесконечности миров. Ренессанс и становление новоевропейской науки и философии.

Реформация и контрреформация. Личность и судьба Мартина Лютера. Причины возникновения протестантизма. Гуманистическое учение Эразма Роттердамского. Полемика Э. Роттердамского с М. Лютером. Ж. Кальвин и учение о предопределении. Протестантская этика.

ТЕМА 5. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII - XVIII ВВ.)

Лекционный материал.

Своеобразие и фундаментальные основания классической новоевропейской философии. Процесс секуляризации и автономизации философского знания. Понятие познающего субъекта. Утверждение автономии и суверенности конечного человеческого разума. Фундаментальное значение противоположности "субъект-объект" в философии Нового времени.

Начало философии Нового времени. Р. Декарт. Cogito ergo sum - основной принцип философии Декарта. Картезианский скептицизм и его роль в построении системы. Критика предрассудков, авторитетов и традиций, программа очищения разума. Непосредственная данность и преимущественная достоверность существования сознания. Проблема существования внешнего мира. Доказательство существования Бога. Бог как гарант существования мира и истинного знания. Учение о врожденных идеях. Ясность и отчетливость как критерий истины. Свобода воли и проблема источника заблуждений. Проблема и правила метода. Понятие субстанции: "вещь мыслящая" и "вещь протяженная".

Ф. Бэкон. Проект прагматического преобразования науки. Тождество истины и пользы, знания и могущества. Учение Бэкона о методе. Критика предрассудков как "идолов" познания и задача очищения разума. Бэкон как реформатор логики. Разработка индуктивной методологии науки.

Рационалистическая метафизика в XVII веке. Б. Спиноза. Свобода как сознанная необходимость. Учение о разуме и аффектах, о свободе и рабстве человека.

Г.В. Лейбниц. Понятие "предустановленной гармонии". Учение о "возможных мирах". Метафизические истины и принцип противоречия.

Самостоятельная работа.

Дуализм Декарта. Материя и движение в философии Декарта. Психофизическая проблема.

Т. Гоббс. Механистический детерминизм, тождество необходимого и возможного и проблема свободы. Гражданская философия Гоббса. Государство как рационально конструируемый искусственный правовой порядок. Естественное право и естественные законы. Естественное состояние и общественный договор.

Европейское Просвещение. Фундаментальные характеристики просветительской мысли: опора на собственный разум и программа преобразования сознания. Своеобразие национальных форм Просвещения: английского, французского, немецкого. [Учебник под ред. Караваева и Шилкова, Вольтер, Гоббс, Декарт, Дидро].

ТЕМА 6. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Лекционный материал.

Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской классики. Социально-историческая и философская ситуация. Кризис рациональной метафизики и философского эмпиризма. Главные проблемы и задачи немецкой классической философии.

Критическая философия И. Канта. Теоретические источники и предпосылки критической философии Канта. Предмет и задачи критической философии. Природа и свобода, сущее и должное в философии Канта.Пространство и время как априорные формы чувственного созерцания. Созерцание и мышление, чувственность и рассудок.

Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. Гегель о тождестве мышления и бытия. Философия истории Гегеля. История как процесс развития самосознания и осуществления понятия свободы. Историческое и логическое в философии Гегеля. "Хитрость" исторического разума. Гегель об "абсолютном духе" и его ступенях.

Самостоятельная работа.

Моральная философия Канта. Способность желания и практический разум. Категорический императив как закон практического разума. Антиномии практического разума. Проблема реальности свободы в практической философии Канта. Критика Кантом материальной этики; формализм моральной философии Канта. Моральное чувство и долг. Проблема Бога и бессмертия души в моральной философии Канта.

Философия Г.В.Ф. Гегеля. Жизнь и основные труды Гегеля. [Авсеев, Гулыга, Тимофеев, Гегель, Кант].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия основной образовательной программы (1)

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине конфликтология основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    федерального компонента цикла ОПД – общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030602 (65) – связи
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине культурология основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Культурология» федерального компонента цикла ГСЭ – цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине антропология основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Антропология» федерального компонента цикла ОПД – цикла общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине философия спорта основной образовательной программы

    Учебно-методический комплекс
    по дисциплине «Философия спорта» национально-регионального компонента цикла ДНМ – цикла дисциплин направления специализированной подготовки магистра – составлен в соответствии с учебным планом по направлению 032100 (68) – физическая

Другие похожие документы..