Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Цель: создание благоприятных условий для профессиональной деятельности учителей естественно - математического цикла по реализации программ самообразо...полностью>>
'Доклад'
Муниципальное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Южно-Сибирский региональный колледж» (далее по тексту – «Колледж») я...полностью>>
'Документ'
Целью конференции является обсуждение, анализ и выработка рекомендаций по психологической помощи социально незащищенным категориям населения (людям с ...полностью>>
'Документ'
промышленное рыболовство, искусственное воспроизводство рыбных запасов и промышленное рыбоводство, производство рыбной продукции, ее реализация на вну...полностью>>

При анализе конфликта выделяют (2)

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Конфликт (От лат. Conflictus - столкновение) – противостояние двух или более сторон (столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме), когда хотя бы одна из сторон предпринимает или демонстрирует эмоционально окрашенное отношение или конкретные действия к другой стороне.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т п.

Конфликт - перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
Конфликтная ситуация – противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; стремление к противоположным целям или использование различных средств для их достижения; несовпадение интересов, желаний.

Для перерастания конфликтной ситуации в конфликт необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

При анализе конфликта выделяют:
- субъектов конфликта - участников конфликтного взаимодействия;
- объект конфликта - предмет противодействия у участников конфликта;
- инцидент - причина столкновения интересов.

Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент.

Причин возникновения конфликтов очень много. Важно вовремя увидеть и устранить их.

Признаки конфликта –

- наличие конфликтной ситуации (по восприятию участников);

- неделимость объекта конфликта;

- желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.

Виды конфликтов

Конфликты различают:
- по способам их разрешения на антагонистические и компромиссные;
- по природе возникновения на социально-организационные и эмоциональные;

- по направленности воздействия на вертикальные (“высший против среднего и против низшего”) и горизонтальные ("равный против равного");

- по количеству участников, задействованных в конфликте, на внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые и др.

Конфликты подразделяются на виды:

Биполярные (2 противостоящих стороны).

Мультиполярные (количество участников конфликта более 2-х человек).

По длительности конфликты бывают:

Кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов).

Длительные (от нескольких часов до нескольких суток).

Затяжные (длятся дольше, или вообще не находится решение).

По степени выпаженности:

Скрытые (когда видимых проявлений недостаточно).

Частично скрытые (имеются видимые проявления, но недостаточные для выявления глубинных причин).

Открытые (все проявления открыто демонстрируются участниками).

Преднамеренные (специально задуманные, спланированные и проведенные по заданному сценарию).

Потенциальные.

По организации:

Инициативные (1 из участников выступает в роли инициатора).

Спровоцированные (в силу обстоятельств).

Нечаянные.

Внутриличностный конфликт - трудно разрешимое противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, увлечениями человека и т.п. Внутриличностный конфликт сопровождается сильными эмоциональными переживаниями.
Межличностный конфликт – конфликт между двумя и более людьми. Межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным. Противоборство людей происходит на основе столкновения их личных мотивов.

Внутригрупповой конфликт – конфликт внутри группы.

Межгрупповой конфликт – конфликт между двумя или несколькими группами. Противоборствующие стороны – группы (малые, средине и микрогруппы). В основе такого типа конфликтов лежит - столкновение противоположно направленных групповых мотивов.

Латентный конфликт - конфликт, не проявляющийся открыто. Латентный конфликт не осознается конфликтующими сторонами.

Мнимый конфликт - конфликт, являющийся самоцелью по крайней мере для одной из конфликтующих сторон. Следствием мнимого конфликта является снятие эмоционального напряжения, но не разрешение объективного противоречия.

Ролевой конфликт - ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.

Явный конфликт - конфликт, проявляющийся открыто и осознаваемый в качестве такового.

Функции конфликта.

По большому счету, все разнообразие взглядов на конфликт можно свести к двум вариантам: конфликт – это явление негативное или это ресурс для развития. Наиболее распространенный научный подход состоит в понимании конфликта как “столкновения”, “противоречия”, “борьбы”, “противодействия” личностей, сил, интересов, позиций по причине их противоположности, несовместимости и противостояния. При таком подходе конфликт - скорее явление негативное. Но это далеко не всегда так. Конфликту присущи как отрицательные, так и положительные функции.

Негативные функции конфликта:

- потеря ресурсов (физических, эмоциональных, материальных, потеря времени);

- представление о побежденных оппонентах, как о врагах;

- ухудшение социально-психологического климата в коллективе;

- чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе;

- уменьшение степени сотрудничества между людьми после завершения конфликта;

- сложное восстановление нормальных отношений (шлейф конфликта).

- деструктивность

- помеха развитию

Позитивные функции конфликта:

- разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;

- сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом;

- стимулирование к изменениям и развитию;

- получение новой информации и диагностика возможностей оппонентов.

- прояснение четкой позиции конфликтующих сторон

- поиск новых способов решения проблем

- объективная оценка сил и ресурсов каждой из сторон

Управление конфликтами.

Управление конфликтами - целенаправленное воздействие на устранение или минимизации причин, породивших конфликт, и на коррекцию поведения участников конфликта.

3 стадии конфликта:

1. Предконфликтная – зарождение и развитие конфликта, нарастание противоречий.

2. Непосредственно конфликт (пик конфликта) – инцидент; активность, направленная на изменение поведения соперника или конфликтующей стороны.

3. Разрешение конфликта – спад и разрешение конфликта, или переход в латентную (скрытую) фазу; завершение или отсутствие инцидента; стороны переходят на неконфликтное общение; причиной может являться:

- устранение объекта конфликта (разрешение конфликта);

- ресурсы каждой из конфликтных сторон уже исчерпаны;

- возникновение третьей стороны;

- устранение одного из соперников;

Работа с конфликтом:

1. Диагностика конфликта – анализ конфликта по различным основаниям, вычленяется объект конфликта, субъекты конфликта; кроме непосредственных участников конфликта существуют также влияющие стороны

2. Разработка конкретных мероприятий и шагов по разрешению данного конфликта

3. Действия направленные на разрешение данного конфликта

Различают внутриличностные, структурные, межличностные методы управления конфликтами, а также переговоры.

Внутриличностные методы управления конфликтами - методы управления конфликтами, заключающиеся в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека.

Межличностные методы управления конфликтами - методы управления конфликтами, использующиеся при возникновении конфликтной ситуации и необходимости выбрать стиль своего дальнейшего поведения. Различают пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: уступчивость, уклонение, противоборство, сотрудничество, компромисс.

Переговоры - процесс, в котором вырабатываются взаимоприемлемые позиции сторон.

Компромисс - метод разрешения конфликтов путем переговорного процесса конфликтующих сторон, глубокого изучения предмета спора, осознания пределов уступок каждой стороной; соглашение, достигнутое посредством взаимных уступок.

Способы решения конфликтов.

Решение конфликта - устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

1. Уступка.

Полностью принимаются все условия оппонента, невыгодные для другой стороны, т.е. интересы оппонента учтены на 100%, а собственные – на 0%.

2. Подавление.

Оппонент полностью принимает условия другой стороны, невыгодные для него, т.е. интересы оппонента учтены на 0%, а собственные – на 100%.

3. Уход от конфликта.

В результате не выигрывает ни одна из сторон. Самый неблагоприятный вариант, т.к. не учитываются интересы ни одной из сторон, и конфликт, по сути, остаётся нерешённым.

4. Компромисс.

Принимается решение, частично удовлетворяющее интересы обеих сторон (50/50).

5. Сотрудничество.

Принятое решение полностью удовлетворяет интересы обеих сторон. Самый благоприятный вариант, интересы сторон учтены на 100% и конфликт исчерпан.

Существуют конфликты, которые не решаются с помощью вышеперечисленных стратегий. Варианты:

- Уничтожение одной из конфликтующих сторон (например, терроризм).

- Привлечение посредника.

Посредник – третья сторона, не вовлеченная в желание завладеть объектом конфликта, не заинтересованная не в одном исходе конфликта (например, судья).

- Привлечение еще одной силы гораздо более мощной, чем две конфликтующие стороны.

Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам.

Как бы ни учили людей общаться, какие бы тренинги по сплочению и командообразованию ни проводили, конфликты в коллективе все равно неизбежны. Всегда были, есть и будут противоречия как между отдельными людьми, так и группами, которые рано или поздно приведут к конфликтам. Избежать конфликтов практически невозможно.

Важнейшая задача руководителя любого уровня — решение проблем регулирования конфликтов, использовать внутреннюю энергию конфликта для продвижения вперед.

недопущение их перерастания из конструктивной в деструктивную форму, предотвращение разрастания, генерализации конфликта.

Конфликты в лагере.

Конфликты будут возникать всегда и в любом месте, где собирается несколько людей и происходит столкновение их интересов. В лагере конфликты будут возникать из-за того, что в достаточно ограниченном и замкнутом пространстве собирается много человек, с разными характерами, привычками, вкусами, воспитанием и т.д.

Причины конфликтов:

- несколько лидеров в отряде, каждый из которых стремится стать единоличным лидером;

- аутсайдер, которому трудно находить общий язык с остальными детьми в отряде;

- ребёнок может быть недоволен своим положением, своей ролью в отряде и т.д.

Вожатому важно вовремя заметить намечающийся конфликт, решить его на начальной стадии. Т.к. группа, в которой есть нерешенные конфликты, не сможет вместе нормально существовать и работать. Отряд не будет дружным и сплочённым, где один за всех и все за одного. А вожатому будет очень тяжело работать с таким отрядом.

Конфликт проще всего решить на стадии зарождения, но для этого, во-первых, вожатый должен хорошо знать свой отряд, т.к. невозможно управлять тем, чего не знаешь. Во-вторых, важен положительная атмосфера и настрой отряда. Если ребята знакомы между собой, доверяют друг другу и вожатому, если они настроены доброжелательно и открыты для общения, заметить и решить конфликт проще, чем в коллективе, где каждый сам по себе.

Итак, 2 важнейшие задачи – узнать друг друга (информация) и положительный настрой (атмосфера). Для этого на стадии командоформирования, да и в течение всей смены вожатый проводит игры на знакомство и создание атмосферы. Также очень важны свечки, где обсуждаются итоги дня, положительные и отрицательные моменты. Надо постараться, чтобы все говорили, высказывали своё мнение, не молчали. Необходимо просто общаться с детьми, разговаривать, узнавать их мнение.

В целях решения, а лучше – предотвращения конфликтных ситуаций полезно проводить игры на решение конфликтов, особенно в середине смены, на которую приходится пик активности детей и конфликтных ситуаций. Игра – наиболее простой и понятный способ объяснить что-либо, донести какую-либо информацию.

Игры на снятие конфликтов помогают выявить и решить конфликт на стадии зарождения, снять напряжение, дают возможность детям лучше узнать друг друга, вожатый также может узнать об отряде что-то новое.

При проведении таких игр вожатый должен быть очень внимательным и аккуратным, чтобы не обидеть и не задеть чувства ребёнка и не усугубить ситуацию.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. При анализе конфликта выделяют (1)

    Документ
    Межгрупповой конфликт – конфликт между двумя или несколькими группами. Противоборствующие стороны – группы (малые, средине и микрогруппы). В основе такого типа конфликтов лежит - столкновение противоположно направленных групповых мотивов.
  2. Савина Ольга Олеговна. Москва 2011 Содержание Введение 3 Глава I. Теоретический анализ явления отчуждения 5 Глава II. Отчуждение в подростковом возрасте 8 Эмпирическая часть исследование

    Исследование
    Актуальность: В нашей жизни человек чаще всего общается в какой-нибудь определённой группе, где находит себе друзей, товарищей. Но бывает так, что человек «выбывает» из этой группы.
  3. При построении модели политической рекламы возможны две стратегии. Согласно одной из них, речь идет о том, что "мы" достигли определенных результатов, а оппонент может все разрушить

    Документ
    При построении модели политической рекламы возможны две стратегии. Согласно одной из них, речь идет о том, что "мы" достигли определенных результатов, а оппонент может все разрушить.
  4. Шапиро Я. Л. Научный редактор Шпионский Л. М. Литературный редактор Певчее В. А. Райх Вильгельм pig Анализ личности

    Книга
    Вильгельм Райх (1897-1957) основатель телесно-ориентированной психотерапии. Закончив медицинский факультет Венского университета, он увлекся психоанализом и стал первым клиническим ассистентом 3.
  5. Учебно-методическое пособие по дисциплине: «Психология и педагогика» Психологические основы межличностных конфликтов

    Учебно-методическое пособие
    Учебно-методическое пособие предназначено для студентов факультета управления предпринимательством по предмету «Психология и педагогика». В нем определены психологические основы, структурные компоненты, типологии конфликтов и предложены

Другие похожие документы..