Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Оптимизация должна осуществляться «автоматически». Это означает, что учебный процесс должен стать рентабельным не в результате постоянного или эпизоди...полностью>>
'Документ'
Соревнования проводятся в стрелковом тире Центра допризывной подготовки МОУ ДОД Московской области (г.Ногинск) с 21 по 23 сентября 2010 г. по следующ...полностью>>
'Программа'
Основополагающими документами, определяющими обязательства Казахстана по переходу к устойчивому развитию стали не только решения всемирного саммита в...полностью>>
'Документ'
В этом томе, посвященном рассмотрению шести систем брахманизма, я принял тот же план и метод трактовки, что и в первом. Я старался усвоить, что должно...полностью>>

Лекция по дисциплине «Общественно-государственная подготовка» Тема №1

Главная > Лекция
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Московский государственный технический университет

имени Н.Э. Баумана

Факультет военного обучения

г. Москва

УТВЕРЖДАЮ

Начальник военной кафедры № 5

полковник С.Гайманов

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Общественно-государственная подготовка»

Тема №1: Вопросы государственного и военного строительства

Российской Федерации.

Занятие №1: Военные, политические, военно-технические и

экономические основы военной доктрины Российской

Федерации.

Учебные и воспитательные цели:

  1. ознакомить студентов с основными положениями доктрины

Российской Федерации;

  1. сформировать у студентов умение правильно ориентироваться в

вопросах военно-политического, военно-технического и военно-экономического развития Российской Федерации.

Время: 90мин.

Место: аудитория, согласно расписанию занятий.

Материальное обеспечение: - диапроектор и комплект слайдов;

- аудиторная доска, мел.

I. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ

№ п.п.

Учебные вопросы

Время в мин

1

Вступительная часть

5

2

Основная часть

80

1. Военная безопасность. Задачи государства по ее обеспечению.

60

2. Полномочия органов государственной власти в области обороны.

20

3

Заключительная часть

5

90

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Содержание занятия

Время, мин.

Примечания

1

2

3

4

I

Вступительная часть

5

1.

-рапорт дежурного;

1

Обратить внимание на соблюдение дежурным строевой стойки, форму рапорта, правильное выполнение студентами команды “Смирно”.

2.

-приветствие студентов

1

3.

-доклады командиров взводов об отсутствующих;

1

После доклада каждого командира взвода необходимо выяснить причины отсутствия студентов на прошлом занятии и принять соответствующие меры.

4.

-краткое вступительное слово

2

Обратить внимание студентов на актуальность занятия. Продемонстрировать слайды №№1, 2 из учебного комплекта.

II

Основная часть

80

1.

Военная безопасность. Задачи государства по ее обеспечению.

60

Довести до студентов основные положения данного вопроса лекции, раскрыть его содержание в соответствии с рекомендациями методической разработки. Продемонстрировать слайды №№ 3-8 из учебного комплекта.

1

2

3

4

2.

Полномочия органов государственной власти в области обороны.

20

Довести до студентов основные положения данного вопроса лекции, раскрыть его содержание в соответствии с рекомендациями методической разработки.

III

Заключительная часть:

5

1.

- ответы на вопросы

1

Дать исчерпывающие, но краткие ответы. Вопросы,требующие широкого обсуждения, записать для последующего рассмотрения на консультации перед контрольной

2.

-краткое заключительное слово;

1

В соответствии с планом лекции.

3.

-доведение списка литературы для самостоятельной работы;

2

В соответствии со списком. Продемонстрировать слайд № 9 из учебного комплекта

4.

- прощание со студентами

2

Обратить внимание на правильность подачи команд дежурным и порядок в аудитории.

Вступление

Переродятся ли реальные войны в бескровные военные игры? В каком направлении будет развиваться революция в военном деле? Некоторые эксперты с сожалением констатируют: как бы ни развивалась современная техника, вряд ли можно всерьез ожидать, что это произойдет в ближайшее время. А может быть, и никогда? И колесо истории будет катиться дальше по накатанной кровавой колее. В любом случае для  грядущей борьбы, — независимо от того, будет ли она вестись с оружием в руках или другими средствами, — требуются, хотя бы перед лицом внешнего мира, “единый братский народ” и большая сильная, мощная армия, руководимая крепкой рукой, исполненная неограниченной веры в свои возможности и руководствующаяся формулой победы.

Сегодня мы начнем рассматривать новую тему - Вопросы государственного и военного строительства РФ. На первом занятии раскроем перспективы развития Вооруженных Сил Росийской Федерации и дадим общее представление о ситуации, сложившейся в этой области.

Демонстрация слайдов №1 ”Тема лекции” и №2 ”Учебные вопросы”.

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Военная безопасность. Задачи государства по ее обеспечению

Источники военной опасности

Во все времена военная опасность была определенным состоянием как межгосударственных, так и международных отношений, которые характеризовались угрозой применения военной силы. Она всегда выступала следствием политики тех сил, которые стремились к достижению своих политических, экономических, территориальных, религиозных, идеологических и иных целей средствами вооруженной борьбы.

Внешние источники военной опасности

Все виды военной опасности имеют общий источник, а также общие, особенные и специфические, единичные причины. Их действия обычно бывают совместными, хотя всякий раз на первый план выходят либо общие, либо особенные, либо единичные причины. Они дают о себе знать в случае нарушения установившегося (стабильного) соотношения сил на мировой арене, в том или ином регионе, в первую очередь военно-стратегического равновесия. Учитывая эти обстоятельства, можно полагать, что источники военной опасности для России заключаются в следующем:

  • в мире существуют силы, для которых военная мощь по-прежнему остается главным аргументом при решении тех или иных задач. События последних лет показали, что определенные руководители ряда государств пытаются свои гегемонистские, националистические цели осуществлять с помощью силы. У них остаются опасные для других стран и народов политические намерения, опирающиеся на реальную военную мощь. Этому благоприятствует то, что в мировом общественном мнении не утвердилось убеждение о недопустимости решения социальных проблем, международных споров и противоречий общественного развития посредством военной силы, еще продолжает жить представление о том, что война может быть средством политики;

  • возможно обострение конфликтов между субъектами международных отношений в регионах, находящихся вблизи границ России и других стран СНГ, что не может не затронуть их интересов. Это относится прежде всего к Ближнему, Среднему и Дальнему Востоку, а также к Европе (Балканы); нестабильность военно-политической обстановки в этих регионах в сочетании с наращиванием военного потенциала всегда были и остаются для нас предметом озабоченности;

  • в известных обстоятельствах может произойти столкновение интересов России и других стран, в том числе и тех, которые обладают ядерным потенциалом. Например, в Европе или на Ближнем, Среднем и Дальнем Востоке. В Европе, в первую очередь в Прибалтике, странах бывшего социалистического лагеря, интересы России в определенной мере противоположны интересам других стран, и прежде всего США. Стремление некоторых государств или их коалиций в отдельных регионах и в мире в целом диктовать свою волю, вмешиваться во внутренние дела других стран, способствовать разжиганию внутренних противоречий не может не вызывать беспокойства. На Дальнем Востоке пересеклись интересы России и Японии по территориальным вопросам. Есть спорные проблемы с Китаем и другими странами;

  • ряд государств обладает мощными вооруженными силами, высокими мобилизационными возможностями и системами базирования вблизи границ России. К тому же многие военные базы США, созданные в годы "холодной войны" для давления на СССР, до сих пор функционируют. Характерно, что некоторое количественное сокращение вооруженных сил США и НАТО не ведет к снижению их боеспособности, так как восполняется ими за счет оснащения войск новыми, более эффективными видами оружия. В связи с этим не исключено, что для разрешения противоречий и достижения своих военно-политических целей они могут применять военную силу. Об этом свидетельствуют многие военные конфликты, в том числе и война в зоне Персидского залива;

  • пять государств обладают мощным ракетно-ядерным потенциалом, уровень которого хотя и снижается, но все же остается достаточно опасным, причем, кроме России и США, ни одна из ядерных держав пока не уничтожила ни одного ядерного беоприпаса. К тому же не остановлен процесс распространения оружия массового поражения и средств его доставки, существует возможность увеличения числа членов "ядерного клуба".

Внутренние источники военной опасности

К ним относятся:

  • нестабильность экономических, социально-политических, национально-этнических, религиозных и некоторых других процессов, происходящих в ряде регионов России и других странах СНГ; она уже нашла выражение в многочисленных эксцессах, урегулирование которых требует энергичных действий от политического руководства;

  • наличие сил крайней националистической ориентации, сторонников абсолютизации суверенитета, террористических групп и формирований. Эти явления уже привели к ряду вооруженных конфликтов на территории государств входивших в СССР, в которых применяется военная сила в больших масштабах;

  • наличие организованной преступности и ее рост в отдельных регионах и стране в целом.

В зависимости от действия тех или иных факторов в складывающейся обстановке военная опасность бывает трех видов.

Демонстрация слайда №3. “Виды военной опасности”.

В интересах безопасности России необходимо своевременно определять характер военной опасности, ее источники, вероятность перерастания в военную угрозу и т.д.

Политические принципы и основные направления социально-политического обеспечения военной безопасности России

Военная политика реализует возникшую на стыке общегосударственной политики и военной стратегии деятельность социально-политических сил и специально созданных ими государственных институтов. Она направлена на формирование и использование насильственных средств для ведения войн и военных конфликтов или противодействия им, а также для обеспечения национальной и региональной безопасности.

Таким образом, военная политика - это составная часть общей политики государства, непосредственно связанная с созданием военной организации, подготовкой и применением военных средств для достижения определенных политических целей. Главной целью военной политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для стабильности в обществе, государстве, обеспечение их военной безопасности и защиты жизненно важных интересов.

Соответственно целями военной политики Российской Федерации на современном этапе развития являются следующие:

  • предотвращение военных столкновений на мировой арене, содействие прекращению и недопущению вооруженных конфликтов между бывшими республиками СССР, оперативная нейтрализация любых военных провокаций;

  • защита независимости России, обеспечение безопасности, суверенитета, неприкосновенности границ, территориальной целостности РФ, сдерживание от развязывания войн и военных конфликтов, направленных против нее;

  • выполнение международных обязательств РФ по оказанию военной помощи союзным с ней государствам и участию в операциях по поддержанию мира;

  • обеспечение действий Совета Безопасности ООН, других международных организаций по поддержанию мира и безопасности на возможно более ранней стадии развития угрожающей ситуации или конфликта;

  • поддержание оборонного потенциала страны на уровне, адекватном существующим и потенциальным военным угрозам с учетом ее социально- экономических и финансовых возможностей.

Направленность военной политики России за последние десятилетия претерпела значительные изменения. Под воздействием больших социально-экономических и военно-политических перемен в ней преодолена конфронтационность, вызванная противостоянием в период "холодной воины". Военная политика России конца XX - начала XXI века имеет миролюбивый характер, отличается взвешенным и конструктивным подходом к решению наиболее сложных проблем и противоречий, стремлением к достижению позитивных результатов в процессе сотрудничества, в том числе военно-политического, с самыми различными странами.

Конкретное содержание военной политики определяют следующие факторы:

Демонстрация слайда № 4 “Факторы, определяющие содержание военной политики.”

Итак что же такое безопасность?

В политологии – состояние отношений между субъектами (личностями, социальными гуппами, нациями государствами) при которых их существованию, развитию, суверенитету не угрожает военная экономическая и другая опасность. Исторически понятие безопасность возникло с понятием опасности, то есть с появлением человека.

Основные принципы обеспечения военной безопасности:

  • сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;

  • эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них;

  • достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование;

  • соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;

  • ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.

Руководство нашего государства, как и прежде, рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира, в том числе:

  • исходит из непреходящего значения основополагающих принципов и норм международного права, которые органично взаимосвязаны и дополняют друг друга;

  • рассматривает в качестве партнеров все государства, чья политика не наносит ущерба ее национальным интересам и безопасности и не противоречит Уставу ООН;

  • строго соблюдает действующие договоры в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений, содействует их реализации, обеспечению определяемого ими режима;

  • содействует всемерному расширению мер доверия в военной области, включая взаимный обмен информацией военного характера, согласование военных доктрин, планов и мероприятий военного строительства, военной деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Лекция по учебной дисциплине: «Общественно-государственная подготовка» Тема №1

    Лекция
    сформировать у студентов умение правильно ориентироваться в вопросах военно-политического, военно-технического и военно-экономического развития Российской Федерации.
  2. Лекция по учебной дисциплине: «Общественно-государственная подготовка»

    Лекция
    Дать исчерпывающие, но краткие ответы. Вопросы, требующие широкого обсуждения, записать для последующего рассмотрения на консультации перед контрольной работой.
  3. Лекция по дисциплине «Методика преподавания психологии» тема: Предмет методики преподавания психологии, цели обучения психологии

    Лекция
    2. Определение цели обучения психологии в зависимости от особенностей содержания психологии как гуманитарной дисциплины. Анализ подходов к современному психологическому образованию.
  4. Лекции по дисциплине «Информатика и математика» Тема 12: Организационные меры, аппаратные и программные средства защиты

    Лекции
    Веретенникова Е.Г., Патрушина С.М., Савельева Н.Г. Информатика: Учебное пособие. Серия «Учебный курс», - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 416 с.
  5. Лекции по дисциплине «Общий курс транспорта» (3)

    Лекции
    Формирование грузопроводящей и пассажирообслуживающей системы перевозок, обеспечивающей полное удовлетворение потребностей в перевозках и отвечающей потребностям общества с точки зрения безопасности и экологичности, является стратегической

Другие похожие документы..